Мясной спам: что было в консервах, которыми США снабжали СССР во Второй мировой
Огромную популярность эти консервы получили во время Второй мировой. США начала поставлять союзникам эти консервы в массовом порядке.
Во время Второй мировой войны в СССР американские мясные консервы стали поистине культовыми. Это был один из лучших мясных продуктов, доступных советским войскам.
Российский историк из РГГУ Борис Иванов рассказывает: «Солдаты с любовью вспоминали их вкус и десятки лет спустя. Иногда, правда, иронично: «американцы не посылали войска для открытия Второго фронта, но они посылали консервы».
Консервы обычно ели с гречкой и другими кашами. Да и технология открывания с прикрепленным к банке ключом была удобной. Многие советские солдаты потом хранили эти банки, как сувениры. У поэта Иосифа Бродского было дома две банки спама, когда он учился в начальной школе. И он считал это своим «детским богатством».
Во время войны США в рамках ленд-лиза отправили в СССР 2,1 миллиарда (!) банок! Это было в пять раз больше, чем за годы войны было произведено консервов в самом Советском союзе.
После войны в США остались гигантские запасы консервов. Их наготовили на годы вперед. Консервы начали постепенно протухать. И компания устроила массовую рекламную кампанию по всему миру, чтобы распродать остатки со склада.
Британские комики из группы «Монти Пайтон» в своем скетче высмеяли SPAM. И с тех пор слово стало нарицательным. Так называют любую навязчивую рекламу товара сомнительного качества.
Кстати, SPAM выпускается и до сих пор. Причем с 1945 года до 2020 компания продала столько же банок, сколько за Вторую мировую. Больше такого взлета продаж в их истории не было.
SPAM (читается СПЭМ) — торговая марка консервированного мяса, производимого американской компанией Hormel Foods Corporation. Выпускается с 1937 года. Приобрела мировую известность во время Второй мировой войны, так как консервы SPAM входили в пайки американских солдат и поставлялись в несколько стран-патрнеров США.
Компания Hormel вела активный бизнес в области свежего мяса, но конкуренция нарастала и семейная компания искала способ выделиться среди конкурентов. Джей Хормел, сын основателя компании, начал работать над консервированным продуктом в 1930-х годах, правильно полагая, что консервированные мясные консервы подходят для рынка того времени.
5 июля 1937 года компания Hormel начала выпуск консервированного мяса под маркой SPAM. В компании Hormel утверждают, что истинное значение названия SPAM «известно лишь небольшому кругу бывших руководителей Hormel Foods». По одной из версий, название произошло от слов Shoulder of Pork and hAM — «свиные лопатки и окорока», а по другой, от слов SPiced hAM — «ветчина со специями».
Сложность доставки свежего мяса на фронт во время Второй мировой войны привела к тому, что консервы SPAM стали неотъемлемой частью рациона солдат США. До конца войны военные закупили более 68 000 тонн этих консервов.
По государственной программе «Ленд-лиз» консервированное мясо SPAM поставлялось солдатам Красной армии и ряда европейских стран, а также доставлялось в посылках Красного Креста американским военнопленным в Германии.
После окончания Второй мировой войны тысячи американских солдат вернулись домой, они отказывались есть SPAM каждый день. Роль этого продукта начала постепенно меняться от основного недорого блюда до гарнира, который иногда можно употреблять в пищу. Несмотря на рост благосостояния американцев и появления на рынке большого количества продуктов питания, продажи консервов SPAM продолжили расти в послевоенные годы.
В это же время компания Newforge Foods, входящая в состав группы компаний Fitch Lovell, получила лицензию на производство консервов SPAM в Великобритании на заводе Gateacre в Ливерпуле.
В США после Второй мировой войны компания Hormel Foods собрала труппу женщин-бывших военнослужащих для продвижения бренда SPAM. Группа была известна как Hormel Girls и ассоциировала еду с патриотизмом. В 1948 году, через два года после своего образования, труппа выросла до 60 женщин, из которых 16 составляли участниц оркестра. Шоу превратилось в радиопрограмму. Группа Hormel Girls была распущена в 1953 году.
В 1959 году была продана миллиардная банка консервированного мяса SPAM.
В 1970 году участники комик-группы из Великобритании «Монти Пайтон» придумали скетч, в котором герой, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAMа, официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAМа». Посетитель возмущается, а хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь песню: «Spam, Spam, Spam, Spam… Lovely Spam! Wonderful Spam!» (Spam, Spam, Spam, Spam. Любимый Spam! Замечательный Spam!). В конце скетча жена героя восклицает: «I don’t like spam!» (Я не люблю SPAM!). В титрах к именам исполнителей также было добавлено слово «Spam» (Spam Terry Jones, Michael Spam Palin, John Spam John Spam John Spam Cleese и др.). В общей сложности это слово упоминается в скетче 108 раз. Пожалуй, это был первый случай, когда слово SPAМ связали с чем-то назойливым и повторяющимся.
В 1980-ых в компьютерной сети Usenet, используемой для общения и публикации файлов, появились недобросовестные рекламодатели. Потоки рекламы начали мешать конструктивному общению. По аналогии со скетчем, это явление назвали «заспамить диалог» — а назойливые сообщения, соответственно, «спамом».
Новое значение слова SPAM пришлось не по душе компании Hormel Foods, она даже судилась с производителями программного обеспечения для борьбы с нежелательными сообщениями. Разработчики софта все чаще применяли слово «антиспам». Первой такой суд выиграла компания SpamArrest — фирме было разрешено использовать слово «спам» наравне с Hormel.
Семимиллиардная банка консервов SPAM была продана в 2007 году.
От главного блюда Второй мировой войны до «врага» интернета: история успеха консервов SPAM
Как американская закуска спасла от голода миллионы людей, стала символом непрошенной рекламы и завоевала кулинарный мир.
В начале 19 века мир узнал SPAM — так в США стали называть малопопулярные мясные консервы из свиной лопатки. Годами интерес к этому блюду оставался слаб, пока не грянула Вторая мировая война, а солдатам не потребовалась эффективная и быстрая в приготовлении пища.
Однако успех мясных консервов не закончился с войной, а лишь усилился. Еда проникала на стол миллионов людей, а сам бренд прочно закрепился в поп-культуре, подарив интернету эффектный термин и сотни кулинарных рецептов.
В начале Второй мировой войны большая часть питания американских солдат на фронте состояла из консервов и концентратов. В руководстве армии отказались от общей полевой кухни в пользу индивидуального набора пайков, в который и входили консервы, а также галеты, таблетки для обеззараживания воды, спички, туалетная бумага, жевательная резинка и сигареты.
«Идеальными» консервами казались продукты бренда SPAM, классический состав которых предельно понятен: выдержанная свиная лопатка (ветчина), соль, вода, картофельный крахмал, сахар и консервант нитрит натрия. К концу 1930-х Hormel Foods, производитель блюда, начал масштабную рекламную кампанию, а ко Второй мировой уже хорошо отладил массовое производство. Благодаря этому на фронт отправлялось по 15 миллионов банок SPAM в неделю, что сделало фирму лидером рынка.
Консервный бренд стремительно закрепился в США: «Дядю Сэма» называли «Дядя SPAM», а военные продуктовые склады — «каньоны SPAM». В одном из лагерей в южной части Тихого океана зашли так далеко, что назвали это место SPAMVILLE. В официальном магазине мерча SPAM можно купить открытку с копией фотографии этого лагеря.
В России изготавливали консервированное мясо для армии с 1870-х. Именно на рубеже 19 и 20 веков в обиход вошло народное название консервированной говядины — «тушёнка». Во время Гражданской войны заводы остановились и пришли в упадок. К концу 1920-х возобновилось развитие отрасли, а вскоре из-за коллективизации выпуск продукции из говядины резко сократился в пользу мясо-растительных консервов.
К ноябрю 1941 года немецкие силы оккупировали советские территории, где до войны производилось 38% зерна, 84% сахара, а также находилось 38% крупного рогатого скота и 60% свиней. Колоссальные экономические потери и эвакуация сотен предприятий привели к кризису продукции. Тогда СССР и США договорились о программе ленд-лиза, в рамках которой американцы поставляли союзнику технику, медикаменты, сырьё и, конечно, продовольствие. Так SPAM проник в Россию.
Заводы консервов, в том числе тушёнки и такой же небезызвестной «сгущёнки», во многом располагались в европейской части страны. Производственных мощностей не хватало, чтобы быстро восполнить запасы. Но и накопленные банки до конца не использовали, так как в первые недели войны их захватили. Поэтому к 1943 году в рацион советской армии входило исключительно американское тушёное мясо и другие поставленные по ленд-лизу продукты: бульонные кубики, яичный порошок, пищевые концентраты, пшеница и пшеничная мука, рожь, кукуруза, молоко и другие.
По данным компании, более 45 тысяч тонн банок SPAM поставили по ленд-лизу во время Второй мировой войны, в том числе в СССР. Советские солдаты называли их — «Второй фронт». Иосиф Бродский описывал похожую консервную банку, но почему-то писал о говядине и не мог вспомнить название. Александр Солженицын говорил о «втором фронте», а Никита Хрущёв упомянул тушёнку от союзников в своих мемуарах.
После войны в США остались гигантские запасы мясных консервов. Только 68 тонн поставили американской армии, а много произведённой продукции оставалось на складах. Тогда Hormel Foods устроила массовую рекламную кампанию. Люди видели SPAM на вывесках, флаерах, плакатах, рекламных щитах, в журналах и газетах. Вплоть до 1953 года по стране ездил женский джаз-оркестр Hormel Girls с концертами и устраивал распродажи продуктов.
С навязчивой рекламой слово стали ассоциировать после пародии шоу «Монти Пайтон» 1970 года. По сюжету пара приходит в кафе, где пытается заказать еду. Только все блюда в меню включают в себя SPAM. Вариант с «небольшим количеством SPAM» не устраивает посетителей, поэтому они возмущаются. Внезапно хор викингов, другие гости и работники заведения громко и с задором начинают петь рекламную песню SPAM. Под конец занавес опускается и появляются титры, где к каждому имени добавлено «Spam». В общей сложности слово упоминается в миниатюре 108 раз.
В конце 1980-х, с ростом благосостояния среднего и высшего классов, в США консервированная еда стала признаком бедности. Население предпочитало свежее мясо вместо «продукта городской бедноты». А к 90-м годам в интернете появилось выражение «Eat Shit And Die» (ESAD), в котором вторую букву иногда заменяли на «Spam». Тогда владельцы Hormel Foods попытались остановить распространение термина интернет-спамерами.
Одному из спамеров — Сэнфорду Spamford Уоллесу или «Королю Спама» — компания направила письмо с просьбой перестать упоминать «spam». В ответ Уоллес зарегистрировал доменные имена для электронной почты spamford.net и spamford.com. Борьба со спамерами только помогла укорениться неблагозвучному значению слова.
Фирма-производитель продолжили судиться с рынком антиспамового программного обеспечения, но каждый раз проигрывали. Владельцы компании не хотели мириться с тем, что слово созвучно с торговой маркой консервов. Спустя годы судов топ-менеджеры компании остановились на том, чтобы два понятия разграничивались: непрошенную почту следует называть «спам», а консервы указывать заглавными буквами — SPAM.
С годами SPAM закрепился в мировой культуре, и упоминания о нём можно найти во множестве фильмов, книг или песнях: «Спам на завтрак, ужин или обед. Это лучшее». В Остине, штат Техас, местные жители регулярно организуют фестиваль Spamarama. Тематические мероприятия включают в себя кулинарные шоу и Spamalymplics — соревнование по поеданию спамбургеров. В небольшой городке Шейди-Коув, штат Орегон, каждый год проходят парад и фестиваль SPAM. Там запускают фейерверки, устраивают конкурсы и игры, а также карнавал, куда люди приходят в костюмах консервных банок.
Компания активно поддерживает бренд и порождает множество разных вкусов: с беконом, сыром, чесноком, терияки, колбасками чоризо, табаско, с орехами макадамия, португальскими сосисками, испанским точино (вид бекона) и пряной тыквой. По мотивам бренда проводятся конкурсы рецептов и ставятся бродвейские мюзиклы, фирма спонсирует гоночные чемпионаты.
Другие производители пытались сыграть на популярности SPAM и выпускали аналоги, только из этого не получилось ничего значимого. Например, на Amazon можно заказать марку Armour Star, популярная сеть магазинов Walmart выпускает похожее мясо под своим брендом Great Value. Есть даже украинский вариант Power BANKa.
Но в годы войны SPAM попал не только в Европу и СССР. На Гавайях бренд распространился из-за военного присутствия армии США и конфликтов после Второй мировой. После международных санкций на глубоководный вылов рыбы консервы стали доступным источником животного белка для местных жителей. Популярная еда на острове — это локо-моко, блюдо с рисом, часто с «котлетой» из SPAM, жареным яйцом и кисло-сладкой подливой, и местный аналог суши (или онигири) — SPAM musubi.
SPAM добавляют во многие блюда: от жареного риса до омлета и саймина (гавайского супа с лапшой), а гавайские «Макдоналдс» и «Бургер Кинг» продают бургеры со SPAM. В Южной Корее SPAM появился во время Второй мировой и Корейской войн. Банки со свининой использовали в бартере с местным населением. А в нынешнее время корейцы вторые в мире потребители SPAM после американцев.
Это популярный подарок во время Китайского Нового года, а корейские соцсети забиты видео с рецептами, ASMR-роликами и весёлыми вещами, которые можно делать со SPAM. На YouTube миллионы просмотров у корейских фуд-блогеров, в TikTok можно найти сотни и тысячи корейских рецептов с хештегом spam.
SPAM стал основным ингредиентом традиционного корейского блюда budae jjigae (буквально — «армейское тушёное мясо»), это пряное рагу с различными видами консервированного мяса. Там также есть местные роллы «кимбап», завёрнутые в морскую капусту «нори» с паровым рисом и полосками SPAM. От японских они отличаются тем, что в них почти не добавляют уксус и кладут только приготовленные мясные или рыбные ингредиенты. На улице кафе и рестораны подают блюда с жареным SPAM, кимчи и рисом.
На Филиппинах завтрак из кусочков SPAM, риса и яичницы-глазуньи — Spamsilog. В Гуаме проводятся конкурсы рецептов, а «Макдоналдс» аналогично подаёт спамбургеры. В основу пуэрториканского сэндвича de Mezcla входят SPAM, плавленый сыр и перчики чили. В Англии его готовят во фритюре. В Китае и Гонконге кусочки SPAM подают с раменом и рисом. В декабре 2020 китайский «Макдоналдс» добавил в меню бургер с Oreo и SPAM.
В Японии на острове Окинава одно из популярных блюд — Гоя тямпуру — иногда готовится из SPAM. Само слово «тямпуру» на Окинаве означает «смесь» и употребляется в отношении самого архипелага, говоря о смешении нескольких культур: рюкюской (местное население), китайской, японской, юго-восточной Азии и американской.
Став культурным феноменом, SPAM заслужил и собственный музей. Он расположен в городе Остин в Миннесоте и содержит семь экспозиций. Это сердце музея Can Central, выставка рекламы и 44-х рецептов из кухонь мира The World Market, история бренда во Вторую мировую войну и интерактивная игровая площадка с различными видами продукции.
В музее хранится множество исторических документов с упоминанием консервов. В том числе копия письма президента США Дуайта Эйзенхауэра, направленного бывшему президенту компании Hormel в 1966 году. В письме Эйзенхауэр, сам воевавший в Европе, с поклоном признал большую роль продукта во Второй мировой войне: «Как и миллионы других солдат, я съел свою долю SPAM».
Автор текста пытался упомянуть слово SPAM 108 раз, как это сделали в шоу «Монти Пайтон». Это оказалось сложнее, чем могло показаться на первый взгляд.
Статья созданаучастником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Мне кажется первую такую статью я читал когда подключился к интернету
Карточку на 200 рублей поди потратил
Быстро подключался, собирал ссылки, а потом выкачивал сохраняльщиком страниц.
Ты только сегодня подключился к интернету?(
НО ТЕПЕРЬ Я ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ ЭТОТ СПАМ НЕНАВИЖУ ВАС
если говорить про тушенку, то у нас по ГОСТу не добавляют крахмал и консервант. Хотя сейчас многие делают, как хотят, надо внимательнее смотреть: часто в банке мяса менее 50%.
яндекс дзен, в следующей статье читайте историю группы дятлова
Давайте вы и напишите. Жду текст завтра к девяти утра
Важнейшее значение для Советского Союза вообще и для Красной Армии в частности имели ленд-лизовские поставки продовольствия (только из США было поставлено 1 750 000 тонн). Почти вся армия, а также значительная доля «гражданки» (в основном, работники ключевых военных заводов и номенклатуры), находились в основном на ленд-лизовском продовольственном обеспечении тушёнкой, маслом, шоколадом и т. п. А кроме того, надо помнить, что продовольственные поставки в любом случае могли быть легко израсходованы и не подлежали в таком случае возвращению или оплате. Более того, можно уверенно утверждать, что, с исчерпанием продрезервов в начале войны, в 1943—1945 годах отечественное сельское хозяйство, по большей части разорённое войной в оккупированных житницах Украины, Северного Кавказа, Черноземья и остававшееся нетронутым только в части Нечерноземья и в Поволжье (а целинные земли Казахстана и Южной Сибири ещё не были освоены), было не в состоянии прокормить многомиллионную армию и «гражданку». К 1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и без того скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года потеснили в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объёме ввезённых в конце войны грузов продовольственные заняли свыше 25 % тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчёта норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трёх лет.
Автор текста пытался упомянуть слово SPAM 108 раз, как это сделали в шоу «Монти Пайтон». Это оказалось сложнее, чем могло показаться на первый взгляд.
Можно попробовать наверстать количество слов «SPAM» в комментариях к статье про консервы SPAM
«После войны в США остались гигантские запасы мясных консервов. Только 68 тонн поставили американской армии,» 68 тонн? ась?
Поэтому к 1943 году в рацион советской армии входило исключительно американское тушёное мясо и другие поставленные по ленд-лизу продукты: бульонные кубики, яичный порошок, пищевые концентраты, пшеница и пшеничная мука, рожь, кукуруза, молоко и другие.
Как что, то «войну выиграли мы», но если бы не американцы, то солдаты бы сдохли от голода.
Крутая статья, автору спасибо)
Зря вы этого корейца добавили. Мне нужна водка, чтобы это забыть)
Нитрит натрия не консервант, он используется для подкрашивания мяса в розовый цвет. Нитритная соль смешивается с обыкновенной поваренной, которая, в свою очередь, уже может выступать в роли консерванта.
Используется как улучшитель окраски и консервант в пищевой промышленности в изделиях из мяса и рыбы. Препятствующий росту Clostridium botulinum — возбудителя ботулизма
Спам был представлен Хормелем 5 июля 1937 года. Оксфордская энциклопедия еды и напитков в Америке утверждает, что этот продукт был предназначен для увеличения продаж свиной лопатки, которая не пользовалась большой популярностью.
Кен Дайно, брат руководителя компании, выиграл в том году приз в размере 100 долларов в конкурсе на название нового изделия. Хормел утверждает, что значение имени «известно лишь небольшому кругу бывших руководителей Hormel Foods», но распространено мнение, что это имя является сокращением от «приправленной пряностями ветчины».
Из-за сложности доставки свежего мяса на фронт во время Второй мировой войны спам стал неотъемлемой частью рациона солдат США. Его стали по-разному называть «ветчиной, не прошедшей физическую нагрузку», «мясным рулетом без базовой подготовки» и «специальным армейским мясом». До конца войны военные закупили более 68 000 тонн (150 миллионов фунтов) спама.
В результате нормирования во время Второй мировой войны и Закона о ленд-лизе спам также получил известность в Соединенном Королевстве. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер позже назвала это «деликатесом военного времени».
На протяжении всей войны страны, опустошенные конфликтом и столкнувшиеся со строгими продовольственными пайками, начали ценить спам.
Миллиардная банка спама была продана в 1959 году, семимиллиардная банка была продана в 2007 году, а восьмимиллиардная банка была продана в 2012 году.
Международное использование
США и территории
Гавайи
Спам особенно популярен в штате Гавайи, жители которого имеют самый высокий показатель потребления на душу населения в Соединенных Штатах. Его восприятие там сильно отличается от материка. Гавайцы иногда называют его «португальский стейк».
Гавайские рестораны Burger King начали подавать спам в 2007 году, чтобы конкурировать с местными сетями McDonald’s (которые также обслуживают спам). На Гавайях спам настолько популярен, что его иногда называют «гавайским стейком». Каждую весну на острове Оаху проходит даже ежегодный фестиваль спама, известный как «Waikiki Spam Jam». Местные повара и рестораны соревнуются в создании новых блюд на тему спама, которые затем продаются на огромной уличной ярмарке на проспекте Калакауа в Вайкики.
Гуам и северные марианские острова
На Гуаме среднее потребление на душу населения составляет 16 банок в год. Его также можно найти в меню McDonald’s. В Спаме игра также имеет место в Гуаме, где местные жители образец и честь лучшего оригинала, домашние рецепты от спама.
На Северных Марианских островах юристы из Хормела пригрозили подать в суд на местную прессу за публикацию статей, в которых утверждается, что потребление большого количества спама пагубно сказывается на здоровье местного населения.
Пуэрто-Рико
Европа
Объединенное Королевство
Юго-Восточная Азия
Филиппины
Восточная Азия
Китай
Гонконг
Япония
В начале 2014 года Burger King представила бургер со спамом и сыром в меню завтрака.
Южная Корея
Спам также является оригинальным ингредиентом budae jjigae (буквально «армейское тушеное мясо»), острое тушеное мясо с различными видами консервированного мяса, кимчи и т. Д.
В популярной культуре
В Соединенных Штатах после Второй мировой войны Hormel Foods собрала труппу бывших военнослужащих для распространения спама от побережья до побережья. Группа была известна как Hormel Girls и ассоциировала еду с патриотизмом. В 1948 году, через два года после своего образования, труппа выросла до 60 женщин, из которых 16 составляют оркестр. Шоу превратилось в радиопрограмму, где главным торговым аргументом был спам. Hormel Girls распались в 1953 году.
Спам является темой песни «Weird Al» Янковича «Spam», которая является пародией на песню REM » Stand «.
Специи тыквы аромат, представленный в сентябре 2019 года, уже привлек внимание СМИ и общественности.