Speedrun что это значит
Наперегонки со временем. Что такое спидраны и зачем они нужны?
Еще до киберспорта люди соревновались друг с другом в залах аркадных автоматов, стараясь занять первое место в таблице рекордов, или устраивали чемпионаты на домашних консолях.
Помимо онлайн-дисциплин соперничать можно на скорость прохождения одиночной игры, такое принято называть спидраном. «Матч ТВ» решил разобраться в этой теме, и для полноты картины мы пообщались с Александром Karmik Koala Иванушкиным, разбирающим виртуальные «забеги».
Историю спидранов официально принято отсчитывать с появления Doom. Именно в первом Doom появилась возможность записывать игровой процесс и делиться им с другими игроками. Еще разработчики добавили туда таймер, показывающий время, потраченное на завершение каждого уровня, поэтому фанаты принялись активно искать способы улучшить свои результаты. В ход шло все: зубрежка локаций, баги, глюки и так далее. Позже появился отдельный сайт с рейтингом лучших, где небольшое сообщество билось за места в таблице лидеров.
После основательного изучения Doom «бегунам» захотелось большего, и они принялись за другие игры. На сегодняшний день на скорость проходят почти все подряд.
«Секрет популярности спидранов в том, что людей удивляют способы и скорость прохождения. Игроки соревнуются больше не друг с другом, а со временем. Соперничество и позиция придает немного стимула», — рассказал Иванушкин.
Хоть главная цель спидрана — как можно быстрее дойти до конца игры, категорий у нее великое множество, ведь увидеть концовку можно совершенно разными способами. Среди них — полное прохождение со всеми заданиями, прохождение с любым процентом завершенности, прохождение с использованием багов и без них, пройти какой-то конкретный участок игры или совершить определенное действие как можно быстрее и тому подобное.
«Категории создаются модераторами, которых назначает активное спидран-сообщество. Предложенные категории и правила обсуждаются в специальных каналах «дискорда» или на форумах. По сути, дело ограничивается лишь фантазией, но далеко не факт, что придуманную вами категорию добавят в раздел на сайте, иначе он просто превратиться в помойку», — отметил спидранер Karmik Koala.
Выбор проекта для «забега» обусловлен только личными предпочтениями спидраннера. Кто-то из них гонится за горячими темами и останавливается на новинках, чтобы успеть стать первым, другие же отдаются ретро и с жадностью стараются отобрать у конкурента желанные миллисекунды.
Для успешного и красивого прохождения необходимы постоянные тренировки. На поиски обходных путей и отработку тактик могут уходить годы. Нет ничего необычного в том, чтобы потратить 5 лет ради 5 секунд.
Но с тем, что отнимает у человека много нервов и времени, намного быстрее и спокойнее справится машина. Речь идет о системе TAS.
«Как и во время любой тренировки в любой другой дисциплине, ты просто стараешься играть максимально обдуманно. Практикуешься в выполнении того или иного действия, схватке с боссом или выполнении бага, — добавил Иванушкин. — TAS или Tool Assisted Speedrun — это спидран с применением каких-либо программ, то есть играет не человек, а робот. По сути, это идеальный спидран, к которому стоит стремиться».
При помощи необычного подхода к играм спидраннеры собрали вокруг себя большую аудиторию, затаив дыхание наблюдающую, как за пару мгновений завершают то, на что у них уходили месяцы, или что вовсе осталось заброшенным из-за высокой сложности.
Иванушкин отмечает, что в мире есть очень много популярных спидраннеров, но их популярность и медийность несопоставима с уровнем медийности условных «дотеров». Но возможность посмотреть на мастеров в деле есть на спидран-марафонах и специализированных чемпионатах. В Америке ежегодно проходят благотворительные марафоны Awesome Games Done Quick и Summer Games Done Quick, на которых лучшие спидраннеры проходят любимые народом игры от ретро до высокобюджетных новинок.
На марафоне спидраннер старается сделать не только качественное и привлекательное шоу, но и объяснить, что откуда берется. Во время трансляции зрители могут сделать денежное пожертвование, вся накопленная с них сумма в итоге отправится на благотворительность в детские дома, больницы, фонды и так далее. На последнем Awesome Games Done Quick 2020 удалось собрать более трех миллионов долларов.
Также существуют спидран-турниры, такие как лига Global Speedrun Association и Ultimate Decathlon. Призовой фонд такого турнира 1-1,5 тысячи долларов. Два участника одновременно начинают прохождение, и тому, кто закончит быстрее, и достанется победа.
Разберем их подробнее на примере Ultimate Decathlon. В начале сезона организаторы объявляют список из 10 игр, которые будут представлены в соревновательной программе, для каждой из них устанавливаются свои собственные правила.
Любой желающий может поучаствовать в открытых квалификациях, прислав судьям запись своего прохождения. Всего таких отборочных в течении года — три. Те, кому не улыбнулась удача, попытают судьбу еще раз в Last Chance Tournament, в итоге восьмерка лучших попадает в гранд-финал. Из 8 участников гранд-финала четверо оказываются в Ultimate Finale, где наконец определяется победитель.
«В спидран-сообществах постоянно появляются новые лица. Новичку всегда стоит начинать разбираться с того, что ему нравится и вдохновляет», — посоветовал Иванушкин.
Качественные скоростные прохождения выглядят очень эффектно. Спидраны достаточно интересная и привлекательная ниша виртуальных соревнований, требующая большой усидчивости и целеустремленности. За хорошим спидраннером всегда приятно наблюдать, а про то, как они находят обходные пути, стоит написать целую книгу.
14 глупых вопросов про спидраны
Все, что вы боялись спросить.
Даже если вы из тех геймеров, что за неспешный подход к игре и растягивание прохождения на недели и месяцы, вы наверняка слышали про такую штуку как спидраны.
Их уже довольно сложно пропустить — на ютубе прохождения на скорость набирают миллионы просмотров, на Twitch десятки тысяч зрителей готовы смотреть, как спидранеры проходят сутками один и тот же уровень. Спонсорским вниманием спидран тоже не обделен — марафон Games Done Quick собрал 34 миллиона долларов на благотворительность.
Но для многих спидран все еще кажется чем-то обособленным, закрытым, не слишком понятным. Поэтому, если вы хотели узнать больше и тоже присоединиться — рассказываем, что это такое и как тоже ворваться в мир.
7 вопросов о том, что такое спидраны
1. В чем цель всего этого?
Почти всегда цель у спидранера максимально проста – дойти до финальных титров игры за максимально короткое время. Если хотите немного поэтичности – также посоревноваться с собой, игрой и всем миром.
2. Погоди, в смысле «почти всегда»? У спидранеров бывают какие-то другие цели?
Есть еще такая штука как спидранерские челленджи, они немного специфичнее, но часто занимательнее простого прохождения игры.
Казалось бы, например, какой может быть спидран из кликера, если там даже нет финала, до которого надо дойти? А вот, есть соревнование по быстрому набору миллиона печенек в кукикликере. Или для любителей ретро — спидран по скоростному выбиванию ста рядов в Tetris. А некоторые стараются как можно быстрее родить сто детей в The Sims. В общем, мир спидрана может удивить.
Также есть спидранерские гонки – там надо в режиме реального времени соревноваться с другими игроками в том, кто быстрее пройдет игру.
3. Спидранерство – это банальное багоюзерство?
Не всегда! Хотя зачастую это верно.
От категории зависит, какими инструментами вы будете пользоваться, на грани чего вы будете играть – собственных способностей или игрового движка. Допустимо ли будет использовать читы, всю ли игру нужно проходить или можно скипать целые уровни ради скорости — все это решается здесь.
Вот несколько основных категорий:
По использованию глитчей:
Бывает, что понятие глитча размывается, не всегда ясно, была ли это фича разработчика или случайный баг. В таком случае стоит проверить это на спидранерском форуме комьюнити конкретной игры.
Есть еще TAS (Tool-assisted speedrun) – совсем отдельная категория забегов с использованием эмуляторов, ботов, скриптинга, всяческих ухищрений с кодом игры и ее внутренними файлами. И в целом здесь больше опоры на знание работы движка и программирования, чем на игру. Но про TAS надо говорить отдельно — слишком много отличий от классического спидрана.
4. Какие уже есть крутые рекорды?
Концовка выглядит не так эпично, как когда тот же спидранер, поставив предыдущий мировой рекорд, сразу сыграл Staying Alive на пианино, но все равно впечатляюще.
На этом разговор о Portal хотелось и закончить, но пройти мимо следующего спидрана невозможно. Парень в одиночку затащил кооперативный режим меньше, чем за час!
Спидран, который впечатляет не тем, какие безумные трюки там вытворяют или тем, в какое месиво превращается геймплей. Только идеальное попадание в пиксели, точность и выверенность движений, только хардкор. От просмотра остается один единственный вопрос – «Почему я так не смог?»
5. Спидранеры – «тупые качки» из мира игр? Думают только о том, как бы не потратить лишнюю секунду и плюют на весь игровой мир и атмосферу?
Для хорошего спидрана игру сначала нужно без спешки пройти несколько раз, изучить и подсчитать каждый пиксель, заглянуть в каждый угол, ткнуть все кнопочки, повернуть каждый предмет, пройти по всем рутам и повзаимодействовать со всеми NPC в надежде, что они вдруг выдадут новый баг. Уже потом – бесконечный спидран и шлифовка скиллов и точности. И если игра не зажигает в тебе каждый раз огонечек детского азарта и энтузиазма, то какой бы выдержкой, дисциплинированностью и целеустремленностью ты ни обладал, тебе быстро надоест.
Возможно, даже придется пройти другие игры тех же разработчиков – вдруг там легче найти скрытые фичи, которые они перенесли в другие игры?
Без любви к игре в мире спидрана просто нельзя выжить.
6. Как реагируют разработчики на спидраны своих игр?
На удивление нормально. Отдельные разработчики берут спидранеров как тестеров – за репутацию самых усидчивых и внимательных игроков и того, что они знают, где стоит искать слабые места.
Иногда даже делают гайды, как сделать игру удобнее для спидранеров.
Некоторые записывают реакции на такие прохождения, восхищаются и ужасаются тем, сколько в игре оказывается багов и гличей и дают забавные комментарии на этот счет:
7. Что ещё можно посмотреть-послушать на эту тему?
Summoning Salt — все до пикселей о спидране серии Mario
Анимированные «разборы» спидранов:
И разборы спидранов на русском:
7 вопросов о том, как начать спидранить
1. Как выбрать игру для первого спидрана?
Обычно игры для спидранов выбирают по зову сердца. Да, так банально — что нравится, то и спидранить.
Можно, конечно, ориентироваться на то, спидран какой игры будет делать вас крутыми в глазах зрителей. Но помните, для получения выдающегося результата вам придется переигрывать одну и ту же игру много десятков, если не сотен раз, и лучше быть уверенным, что вы не начнете плеваться от происходящего слишком быстро. Спидран условного Dark Souls выглядит невероятно эпично, но если вы не тащитесь от таких игр и не проходите их так, что искры летят из клавиатуры, то и спидранить такое не стоит.
Если вы смельчак, то можете попробовать заспидранить игру, в которую до этого никогда не играли. Это не слишком популярный вариант — все-таки легче найти хитрые трюки для сокращения времени, если имеется опыт хотя бы одного прохождения. Но это все равно может оказаться хотя бы интересным опытом, пусть и без рекордов.
Но если вам все равно сложно определиться, то вот несколько классических игр для спидранов. По ним легко будет осваивать искусство скоростного прохождения, потому что спидранеры уже разобрали их чуть ли не по пикселям — информации много, как и примеров с прохождениями.
Для категории Any%-Glitched:
Головоломки для Any%-Glichless:
Если вы любители обшаривать все углы и сундуки и хотите попробовать проходить на 100% — берите игры Ubisoft и наслаждайтесь бесконечными вышечками.
2. А если я хочу спидранить, но не хочу утопать в однообразии?
Да не вопрос. Просто выбирайте игры с высокой генерацией случайных чисел — для спидранов годятся даже Minecraft и Animal Crossing, где каждый новый ран будет отличаться от предыдущего. Есть даже спидран «Поля чудес» для тех, кто считает себя любимцем Госпожи Удачи.
3. Окей, игру выбрали. Что теперь?
2. Попробуйте пройти как можно быстрее выбранную игру со включенным таймером. Это будет ваше контрольное время.
3. Теперь время окунуться в мир видео. Поищите на Youtube и Twitch спидраны своей игры. Легкий (и не очень) испуг и непонимание от происходящего на экране – это нормально. Нужно, чтобы увидели примерную картину того, к чему будете стремиться. Ну и испытали шок от того, какие с первого взгляда невозможные штуки способны творить некоторые игроки.
4. Пора познакомиться с самым важным сайтом для любого спидранщика — speedrun.com. Можете сразу добавлять его в закладки, потому что если вы всерьез хотите заняться скоростными прохождениями, обращаться к нему придется много, очень много. Здесь же, в разделе выбранной игры, можно посмотреть упомянутые выше расширенные категории, рекорды, записи спидранов и – то, что вам сейчас и нужно – гайды и советы. Большинство из них на английском, но гугловский перевод дает вполне сносный вариант. Да и русские гайды тоже встречаются, не отчаивайтесь.
5. Если текстовых гайдов не хватило, то загляните на YouTube – гайдов, в том числе на русском языке, там тоже будет немало.
6. Потренируйтесь. Не фиксируйтесь на том, сколько времени вы тратите на игру — расслабьтесь, распробуйте игру заново. Попробуйте новые трюки из гайдов, поищите места, где активируются редкие гличи или тайные проходы. Пройдите несколько раз места или уровни, что вам давались тяжело.
7. Включайте таймер и, собственно, попробуйте сыграть в режиме спидранера!
8. Повторяйте пункты 6 и 7 до победного.
4. Основу усвоил, игру выбрал. Есть какой-то базовый набор инструментов и софта для начинающего?
Cофт для спидранера практически полностью совпадает с софтом для обычного стримера. Вам нужна программа для записи экрана, дабы зафиксировать результаты, и, если собираетесь стримить свои забеги, нужен софт для трансляции. И то, и то можно делать через OBS Studio.
Плюс обязательно нужен микрофон – слышимость музыки часто важна для фиксирования рана.
Еще вам понадобится таймер, чтобы отслеживать результат. Обычно используют LiveSplit. Выбирайте, какой нужнее: программный, онлайн, или который идет на мобильные устройства. На ютубе хватает гайдов по его установке и настройке под игру, есть даже монструозный на 45 минут, чтобы уж точно разобрались
5. Где пообщаться с другими спидранерами?
В основном спидраном интересуюся пока что только на западе, поэтому, если не боитесь английского языка:
— заходите на тематический сабреддит с почти 195к участников
— дискорд-каналы на speedrun.com Найдите там страницу интересной вам игры, ссылка на инвайт на канал будет в меню слева.
— и есть небольшое, но ламповое русское коммьюнити в ВК, которые регулярно проводят стримы и выкладывают записи на ютуб-канал
Также есть марафоны вроде Games Done Quick. Некоторые считают это спидранерской Олимпиадой, но это не совсем правильно – их устраивают ради благотворительности и как раз для того, чтобы люди могли найти единомышленников и познакомиться с уже состоявшимися рекордсменами.
6. Хочу оставить свое имя в истории крутых рекордов, куда писать?
Снова отправляемся на любимый Speedrun.com – именно он считается самым валидным в спидранерской среде. Проходим небольшую стандартную регистрацию, находим нужную игру. Кликаем на View Rules (вверху, над рейтингом), смотрим правила – что важно, и по категории, и по игре. Обычного гугловского переводчика вполне хватит, чтобы понять, что к чему. После изучения обеих страничек записываем свой ран или, если уже есть видео, проверяем на соответствие правилам.
Теперь нажимаем на яркую Submit run, заполняем анкетку, ждем пару недель модерации и, если все было сделано правильно – попадаем в историю и сердечки единомышленников.
7. Выше упоминались спидранерские гонки. Где искать напарников?
Вот два самых популярных ресурса для этого, но имейте в виду, они англоязычные:
Speedrunslive – сайт, изначально задуманный для стриминга, но набравший популярность именно на спидранерских гонках.
Racetime – довольно популярный сайт для поиска партнеров по спид-гонкам.
Жажда скорости: что такое спидран, и почему его стоит смотреть Статьи редакции
Десятки тысяч людей наблюдают за тем, как игры проходят на скорость.
Стремление к соревнованиям в скорости у людей заложено, кажется, в генетическом коде. Человечество научилось выполнять на скорость все возможные действия: от бега до сборки кубика Рубика или поедания пирогов.
Эта тенденция не обошла стороной и игры: каждый день тысячи людей по всему миру пытаются найти способы пройти любимые проекты быстрее. Они занимаются скоростным прохождением игр — «спидраном» (speedrun). Это один из самых изощрённых способов играть.
Как только появились игры, появились и попытки пройти их как можно быстрее. До 1993 года быстрых прохождений было очень мало, а о тех, что были, мы вряд ли узнаем — тогда ещё не было централизованных сообществ спидраннеров.
С выходом DOOM началась настоящая история спидрана. В игру id Software была встроена одна очень важная для скоростных прохождений возможность — запись демо, позволившая игрокам фиксировать свои достижения.
Поначалу энтузиасты игры делились своими демо в сообществах Usenet, а вскоре появились первые сайты, посвящённые соревновательному прохождению DOOM: LMP Hall of Fame и DOOM Honorific Titles. На них можно было выложить свою запись и получить титул: например, «Спиди Гонзалес» за прохождение игры на уровне сложности Hurt Me Plenty за меньшее время, чем «стандартное».
В ноябре 1994 года появился первый сайт, посвящённый исключительно спидрану DOOM, — COMPET-N. Он был похож на Honorific Titles наличием соревновательной таблицы и титулов, но все достижения на нём были связаны с быстрым прохождением игры. С годами спидран-сообщество разрасталось и изучало всё больше игр: тот же Quake, например. Сейчас уже сложно найти проект, который не прошли на скорость хотя бы раз.
Самое главное в спидране — время. Спидраннеры не могут позволить себе тратить драгоценные секунды на просмотр катсцен или выслушивание долгих диалогов. Они не отвлекаются на сюжет, дизайн игры или проработанность её персонажей. Единственное, что их волнует, — это способы закончить игру как можно быстрее.
Как известно, пройти игру можно по-разному: например, пробежать только сюжет или изучить весь игровой мир, собрав все возможные коллекционные предметы. Поэтому спидраннеры придумали разные категории для прохождений, названия которых почти всегда заканчиваются на знак «%». Так, «100%» означает полное прохождение, со всеми дополнительными квестами и полностью прокачанным персонажем, «Any%» — только сюжетные миссии. Категории и критерии, по которым прохождения к ним относят, индивидуальны для каждой игры.
Спидраннеры не стесняются использовать баги, недоработки дизайна уровней, ошибки в механиках, дающие нечестное преимущество. Хотя существуют категории, в которых этим пользоваться нельзя: к примеру, у спидранов Portal есть разновидности «Inbounds» и «Out of bounds» — в первой нельзя выходить за пределы уровня, а во второй можно.
Все правила прохождения и списки разрешённых приёмов регулируются сообществом спидраннеров каждой отдельной игры. Игроки сами решают, как называются категории и что во время «забега» можно делать, а чего нельзя. Каждое подобное решение становится железным правилом, которое нельзя нарушать, иначе прохождение не будет засчитано.
Технические возможности для спидрана далеко шагнули со времён DOOM, но одним из главных способов фиксировать прохождения осталось видео. Большинство спидраннеров ещё и устраивают стримы на Twitch, так что проблем с тем, чтобы сообщить коллегам о новых находках или доказать установку рекорда, нет. Также у профессионалов популярны программы-секундомеры, которые автоматически отмечают время, затраченное игроком на прохождение уровня, останавливаются во время загрузок и наглядно показывают разницу результатов с предыдущими.
Спидран — это, в сущности, спорт, созданный на основе вашей любимой игры. Посмотреть, как проект, на который ты потратил долгие десятки часов, проходят за час, полчаса или семь минут, как минимум интересно. Какие трюки будут использованы? Насколько «сломана» эта игра? Какие задания будут пропущены, и как это будет сделано?
«Забег» в исполнении хорошего спидраннера завораживает. Эти люди тратят тысячи часов на один-единственный проект в поисках новых лазеек для сокращения времени прохождения. Зачастую профессионалы-спидраннеры знают игры не хуже (а иногда и лучше) их разработчиков. Некоторые уловки, которые они находят, поражают — отдельные действия нужно каждый раз повторять с точностью до пикселя, чтобы всё сработало, как нужно.
Самый удобный способ просмотра спидранов — это марафоны. Например, Awesome Games Done Quick (AGDQ) и Summer Games Done Quick (SGDQ), которые проходят зимой и летом соответственно. Помимо того, что они предлагают увлекательное зрелище, они ещё и служат благой цели: собирают пожертвования для благотворительных организаций. Прошедший в январе AGDQ собрал больше двух миллионов долларов для Prevent Cancer Foundation, а SGDQ, который начнётся второго июля, отправит все заработанные деньги организации «Врачи без границ».
Во время марафонов проходят либо очень популярные игры, либо очень зрелищные. К тому же, участвующие в этих событиях спидраннеры почти всегда объясняют, что они делают и как это работает, тогда как во время собственных трансляций они говорят на отвлечённые темы, предполагая, что аудитория и так всё знает.
Конечно, на марафонах не так заметна спортивная составляющая спидрана, так как участники стараются пройти игру, не наделав ошибок и не нарушив расписание мероприятия, но зато это очень увлекательное зрелище. Хороший вариант, если вам интересен спидран в принципе или хотелось бы увидеть, как на скорость проходят какую-то определённую игру. Даже если вы не успеете посмотреть прохождение вживую, каждый «ран» потом выложат на Youtube-канал.
Первое время спидраны кажутся немного кощунственными, дикими — разве можно так обращаться с играми? Но со временем узнаёшь эту культуру лучше, втягиваешься и понимаешь, что эти люди просто нашли ещё один способ получать удовольствие от одного из главных современных видов искусств.