Spo на бирже что это значит
Что такое SPO?
SPO (Secondary Public Offering) — вторичное публичное размещение акций, которые, как правило, принадлежат создателям компании или венчурным фондам. Причём площадки размещения акций в рамках IPO и SPO могут отличаться. Чтобы понять, как повлияет SPO на дальнейшую судьбу компании, следует детально изучать причины и особенности проводимого SPO.
При этой процедуре количество бумаг в свободном обращении (free float) вырастет. Как правило, это не плохо. Рост акций в свободном обращении способствует повышению ликвидности, привлекает интерес институциональных инвесторов, крупных инвестиционных фондов. Это, в свою очередь, снизит волатильность и минимизирует риски турбулентного движения акций на рынке. Общее количество выпущенных акций при процедуре SPO не изменяется.
Часто бывает, что на определенном этапе развития компании собственники принимают решение о продажи части принадлежащих им акций на открытом рынке (бирже). Причин для этого может быть много. Первое, что приходит на ум — получения прибыли, желание совладельца выйти из актива, возможно, приобрести на вырученные средства другой актив.
Часто вторичное размещение SPO путают с допэмиссией (FPO-Follow-on Public Offering), смешивая, тем самым, коренные различия в процедурах. SPO — это, по сути, законное право собственника продать имеющиеся у него акции. Доля акционеров при проведении процедуры SPO не размывается. В то время как FPO (или допэмиссия) требует повторного проведения андеррайтинга и подпадает под контроль регуляторов. Доля компании, приходящаяся на акцию, размывается. О процедуре FPO я расскажу поподробнее в следующей статье.
Однако далеко не всегда SPO является положительным процессом для акций компании. Также возможна ситуация, когда кто-либо из акционеров решает зафиксировать свою прибыль, считая, что в дальнейшем компания будет развиваться с трудом, и продаёт свой пакет, частично или полностью на открытом рынке. И часто, если цена акций, размещаемых в SPO, лежит ниже рыночной стоимости, инвесторами это воспринимается как негативный фактор. Хотя не стоит забывать, что цена может быть выражением того, как быстро продающему акционеру необходимо завершить данную процедуру. Так, если SPO необходимо провести в сжатые сроки, то цену размещения часто делают несколько ниже, если же, наоборот, время позволяет получить лучшую котировку, то SPO проходит по более высокой цене.
Как правило, SPO проиcходит с дисконтом к рыночной стоимости — инвесторов нужно заинтересовать в приобретении бумаг выгодной ценой. В совокупности эти два фактора обеспечивают просадку котировок в первое время после продажи.
Позитивный момент в SPO — благодаря нему ликвидность бумаг и free-float увеличиваются. Это может способствовать включению акций в базы расчета индексов, к примеру S&P500, на которые ориентируются крупные фонды. Попадание в индекс может привести к притоку капитала — это дополнительный спрос на акции, из-за чего цена растет.
Так как включение в индексы процесс не быстрый, то получается ситуация, когда в первое время после SPO акции падают, но в средне- и долгосрочной перспективе просадка выкупается, и бумаги растут. Конечно, есть и исключения, но часто правило работает.
Больше полезных материалов в моем канале 👉 Инвестиции на миллион
Spo на бирже что это значит
🔎Слово дня — SP O
Ранее мы затронули тему выпуска акций и для чего это делают компании и начали с IPO. Об этом вы можете прочитать в актуальной статье. Сегодня разберем термин SPO.
SPO (Second Public Offering) — вторичное публичное размещение ценных бумаг на бирже. Как можно понять из названия, слово «вторичное» означает, что компания уже была представлена на бирже, то есть уже прошла стадию IPO.
Обычно на вторичную продажу акции размещают определенные категории инвесторов: собственники компаний, либо венчурные фонды.
💡 В чем отличия SPO и IP O
Основная цель IPO — привлечение дополнительных средств для развития компании, именно для этого ценные бумаги размещают на бирже.
При SPO, акционеры действуют не от лица организации, а лично, от своего имени. То есть, полученные средства от продажи этих бумаг акционер может потратить на что угодно. И не факт, что он направит их на развитие организации.
🛠 Что такое FPO?
Существует ещё одна аббревиатура, описывающая вид размещения акций на бирже — FPO (Follow-on Public Offering).
FPO — это выпуск организацией дополнительных ценных бумаг к уже имеющимся, как пример, было 100, а стало 200. При этом, доля участия каждого акционера в управлении организацией размывается. FPO очень часто путают с SPO, но это абсолютно разные понятия!
Благодаря SPO количество акций в свободном обращении растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов.
Для частного инвестора SPO может быть триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.
✏️Пример SPO из истории
В 2016 году компания ИнтерРАО была включена в расчет индекса MSCI Russia, а Мегафон был исключен из него. В итоге в следующие пять торговых дней акции ИнтерРАО выросли на 7,5%, а акции Мегафона упали на 6,5%. Но для частного инвестора важнее все же предугадывать такие события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из триггеров, на который стоит обращать внимание, как раз и является проведение SPO и его влияние на изменение количества акций в свободном обращении.
✅ Как проходит SPO?
При вторичном размещении ценных бумаг на бирже компания не проходит такую же подробную проверку, как при IPO, она уже представлена на бирже и ее параметры известны всем инвесторам.
На самом деле владелец акций может сам разместить ценные бумаги на бирже и ждать покупателей. Однако, инвесторы при вторичном размещении часто обращаются к андеррайтерам, профессиональным финансовым аналитикам, которые помогают определить оптимальную цену продажи и провести саму процедуру листинга.
🏆Крупные SPO в Росси и
— Банк ВТБ в рамках SPO привлек 102,5 млрд. рублей
— Банк Санкт-Петербург разместил 60 млн. акций по 53 рубля
— Объединенная вагонная компания (ОВК) провела вторичное размещение акций на Московской бирже, разместив 2,6 млн. акций, или 2,2% увеличенного уставного капитала, на 1,9 млрд. рублей.
— Производитель стальных труб Трубная металлургическая компания разместила 138 888 888 акций по 75 рублей и привлекла 10,4 млрд рублей ($175 млн).
🌍Узнать больше: Подписаться на Telegram-канал
Что такое SPO (вторичное размещение акций)
В отличие от IPO (первичного размещения акций), SPO предполагает реализацию уже выпущенных акций, что называется на вторичном рынке (отсюда и название: secondary public offering – вторичное публичное предложение акций). Обычно через SPO реализуются крупные пакеты акций, принадлежащие собственникам компании или венчурным фондам. Собственники, таким образом, могут реализовывать излишек акций, оставляя у себя лишь контрольный пакет. Венчурные фонды продают акции компании, в которую они инвестировали ещё на ранних этапах развития и таким образом закрывают свои позиции, получая прибыль.
Зачастую владельцем крупных пакетов акций тех или иных компаний, владеет государство (обычно это актуально для предприятий имеющих стратегическое значение в экономической, политической или военной сфере). В данном случае при смене приоритетов или направления вектора развития, государство также может реализовать эти акции посредством процедуры SPO.
Например, после проведения IPO, собственник компании оставил у себя 60% всех акций компании. Как инсайдеру, ему лучше других был известен истинный потенциал его компании, а потому он решил дополнительно заработать на росте своих акций. Через некоторое время курс этих акций ожидаемо вырос, и он решил продать 10%, оставив при этом у себя лишь контрольный пакет (50%+1 акция).
Или, допустим, на самой ранней стадии существования компании в неё инвестировал свои средства некий венчурный фонд. Инвестиции были направлены на покупку акций этой самой компании в расчёте на то, что через некоторое время она (компания), что называется, выстрелит. Ну а по прошествии определённого времени, расчёты аналитиков венчурного фонда оправдались и компания, долю в которой они приобрели посредством покупки крупного пакета её акций, вышла на передовые позиции в своей отрасли. Одновременно с этим вырос и курс её акций (причём, в случае венчурного инвестирования, этот рост мог составить тысячи или даже десятки тысяч процентов). Фонд достиг своей цели и теперь фиксирует прибыль, продавая акции и высвобождая, таким образом, деньги для новых своих инвестиций.
Не следует путать понятие «вторичное размещение» с понятием «повторное размещение». При повторном размещении (FPO — Follow-on Public Offering) происходит дополнительная эмиссия акций, что отрицательно сказывается на долях акционеров компании. Часто к FPO прибегают непорядочные эмитенты. Вторичное же размещение, рассматриваемое в этой статье, никакой допэмисии акций не предусматривает.
Так как никаких новых акций фактически не выпускается, на рынок выбрасываются лишь уже существующие бумаги, то ни на размере уставного капитала компании, ни на доле каждого отдельного акционера, это никак не сказывается.
На что влияет SPO
На что SPO действительно оказывает влияние, так это на число акций находящихся в свободном обращении. Выброс на рынок крупных пакетов акций лежавших доселе «мёртвым грузом» в карманах мажоритарных акционеров, повышает коэффициент Free-float, а это в свою очередь весьма положительным образом сказывается на ликвидности и на устойчивости акций к ценовым спекуляциям.
Ликвидность повышается благодаря тому, что на рынке в свободном доступе появляется большее количество акций, а потому их становится легче купить и легче продать. А устойчивость к спекуляциям, также прямо пропорциональна количеству акций находящихся в свободном обращении, поскольку, чем таковых больше, тем меньше вероятность спекулятивного сдвига цены посредством покупки или продажи относительно небольшого их пакета.
Кроме этого, изменение коэффициента Free-float, может повлиять на включение акций в тот или иной фондовый индекс (если одним из условий этого включения является достаточное количество акций в свободном обращении). А это, в свою очередь, может сильно повлиять на курс акций.
В качестве примера можно привести, например такой фондовый индекс как MSCI Russia (Morgan Stanley Capital International Russia). Осенью 2016 года в него была включена компания ИнтерРАО и одновременно с этим из него была исключена компания Мегафон. Буквально за неделю после этого, акции ИнтерРАО поднялись в цене на 7.5%, а акции Мегафон снизились на 6.5%.
Как проводится SPO
Вот так взять и продать достаточно крупный пакет акций весьма затруднительно. В случае массового выброса акций в свободную продажу, начинает снижаться их цена (баланс спроса и предложения смещается в сторону последнего). Таким образом, начав продавать по 1000$ за акцию, чисто теоретически, можно закончить продажи по 100$, понеся, таким образом, существенные убытки. Поэтому проведение SPO обычно доверяют профессионалам.
Процедура SPO проводится, в основном, через крупные инвестиционные банки. Как и при IPO, банк в этом случае выступает в роли андеррайтера оценивающего потенциальные риски сделки и договаривается с продавцом о цене акций. Разумеется, цена эта оптовая, а потому ниже рыночной. Собственно, за счёт это самой разницы, андеррайтер и получает свою прибыль, сначала выкупая акции у продавца, а затем аккуратно реализуя их на бирже.
SPO (вторичное размещение) акций — что это и как на нем заработать
Становясь публичными, предлагая часть акций в свободную продажу на биржевых площадках, эмитенты, как правило, рассчитывают привлечь капиталы инвесторов или получить другие, иногда нематериальные, выгоды. Компания выводит ценные бумаги на фондовый рынок в рамках первичного (IPO), вторичного (SPO) размещения или дополнительной эмиссии (FPO). Конечно, наиболее привлекательным для инвесторов считается участие в IPO, но и вторичное размещение может оказаться интересным моментом для выгодного вложения средств.
Что такое SPO?
Первичное публичное размещение (Initial Public Offering, IPO) подразумевает начальное предложение части акций компании в свободную продажу на фондовом рынке. Участниками торгов становится неограниченное число покупателей (инвесторов). В результате IPO компания превращается из частной в публичную, а привлеченный капитал становится частью уставного.
Вторичное публичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в отличие от IPO подразумевает лишь увеличение числа ценных бумаг компании, свободно обращающихся на рынке (free-float).
Такое определение показывает основные отличия SPO от IPO:
Таким образом, источником для SPO становятся уже имеющиеся акции эмитента, которые принадлежат крупным акционерам (владельцам компании, ее соучредителям, венчурным фондам и т. д.).
Важно! Не следует путать вторичное размещение с повторным (дополнительной эмиссией). В первом случае на торги выставляется часть имеющихся акций, во втором эмитируются дополнительные ценные бумаги. Последнее «размывает» доли держателей и далеко не всегда является удачной идеей как для самой компании, так и для инвесторов.
Вторичное размещение акций может быть обусловлено рядом причин:
К сведению! Примером SPO может служить продажа государственных долей в нескольких крупных российских компаниях. Поводом для такого решения стало признание того, что высокая доля госучастия препятствует развитию конкуренции и, соответственно, росту компаний, отраслей и экономики в целом.
В большинстве случаев аналитики расценивают SPO как положительное явление:
Однако эти закономерности работают далеко не всегда. Например, драйвером SPO может стать понимание владельцами компании факта, что потенциал развития проекта исчерпан. В этом случае логичным шагом с их стороны становится фиксация прибыли. Однако для инвесторов покупка ценных бумаг эмитента в случае такого вторичного размещения обернется не прибылью, а реальными убытками.
Есть еще фактор, который может принести инвесторам как солидный доход, так и значительные потери. Речь идет о цене акций во время SPO. Как правило, держатели акций предложат на рынке ценные бумаги по вторичному размещению с неплохим дисконтом. Это делается, чтобы подогреть интерес покупателей и обеспечить повышенный спрос на акции. Именно здесь открывается для инвестора неплохая возможность заработать.
Однако следует помнить и о некоторых нюансах:
Для инвесторов, желающих заработать на вторичном размещении, наиболее интересен другой сценарий:
Примером может стать развитие событий в ноябре 2016 года после SPO компании «Интер РАО». 15 ноября, благодаря увеличению числа free-float акций, она была включена в индекс MSCI Russia. Следующие 5 торговых дней принесли увеличение стоимости акций компании на 7,5 %. Те, кто приобрел акции во время вторичного размещения, получили неплохую прибыль.
Как заработать на SPO инвестору?
Для этого ему необходимо:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать?
IPO (Initial Public Offering) — процедура публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвесторов. Переход компании из частной в публичную дает ряд преимуществ, например:
Кроме того, существует и ряд недостатков:
Подготовка к IPO нередко занимает год и более, при тщательном планировании мероприятий и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние позитивных факторов легко затмевают затраты и неудобства, связанные расходами на проведение IPO и раскрытием информации.
Для инвесторов нельзя однозначно сказать, что участие в IPO — это хороший способ заработать. Есть как положительные примеры (Московская биржа, АЛРОСА, Магнит), так и отрицательные (ВТБ, ТМК, ДВМП). При принятии решения инвестор должен проанализировать качество эмитента, его кредитные метрики, состояние отрасли, состояния рынка IPO в целом, экономической, политической ситуации стране и др. факторы. Сделать это рядовому инвестору не представляется возможным, поэтому существует команда аналитиков (обычно со стороны организаторов торгов), которая проводит анализ и презентует его широкому кругу потенциальных инвесторов.
Первое за 10 лет IPO нефтяной компании — «Русснефть», — которое прошло в ноябре 2016 года, пока не приносит плодов инвесторам, цена акции за 2 месяца примерно равна цене размещения (550 рублей) и пока мы достаточно осторожны в своих прогнозах по этому эмитенту. Куда более интересным выглядит IPO «Детского мира», участие в котором мы рекомендовали своим клиентам. Компания является крупнейшей розничной сетью детских товаров с широкой географией и высокими темпами роста (выручка CAGR 2011-2015 137%, рост числа магазинов CAGR 2012-2016 25%). Мы рекомендуем покупать акции «Детский мир» с целью 95-100 рублей до конца 2017 года.
SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Благодаря данному размещению, количество акций в свободном обращении (free-float) растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов. Рассмотрим это с точки зрения инвестора и сделаем предположение, что SPO может являться триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.
Например, 15 ноября 2016 года компания ИнтерРАО была включена в расчет индекс MSCI Russia (фондовый индекс российского рынка, входящий в группу индексов развивающихся рынков MSCI Emerging Markets), а компания Мегафон была исключена из него. В итоге в последующие пять торговых дней акции первой компании выросли на 7,5%, а акции второй упали на 6,5%. Но для инвестора важнее предугадывать данные события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из инструментов, как раз является проведения SPO и его оценка в виде возможного дальнейшего влияния на изменения количества акций в свободном обращении.
Актуальной идеей с точки зрения SPO, увеличения акций в свободном обращении, последующем интересе со стороны иностранных инвесторов (ориентирующиеся на глобальные индексы, например MSCI) и как следствие рост котировок могут стать акции компании НЛМК. Основной акционер компании Владимир Лисин в декабре объявил о продаже 1,5% акций, это увеличит free-float до 16%, что дает шансы компании быть включенной в вышеназванный индекс, в соответствии с их методикой расчета. Так в 2017 году индекс MSCI будет пересматриваться 9 февраля, 15 мая, 10 августа и 13 ноября, обычно полугодовые пересмотры (май и ноябрь) носят более кардинальный характер, поэтому мы рекомендуем покупать акции компании НЛМК на срок до 15 мая 2017 года под идею возвращения бумаг в индекс MSCI Russia спустя 4 года.