Spr что это в торговле
Спред в трейдинге: что это такое простыми словами
Спред (англ. spread) – это разница между ценой покупки и ценой продажи актива, ценной бумаги или товара. Это термин, который широко используется в финансовой индустрии. При торговле акциями это разница между ценами покупки и продажи акций. При торговле фьючерсами это связано с разницей в цене на один и тот же товар между месяцами поставки. При торговле облигациями это относится к разнице в доходности между облигациями с разным сроком погашения.
Короче говоря, спред является разницей между двумя взаимосвязанными величинами. Для инвесторов эти различия могут предоставить возможность для торговли.
Что нужно знать о спредах
В общем смысле спред – это просто разница между двумя показателями.
Спред между ценой покупки и продажи (бид-аск)
Спред между ценой спроса (бид) и ценой, по которой продавец согласен продать (аск), относится к разнице между ценами, которые были указаны в биржевом стакане (таблица лимитных заявок на покупку и продажу ценных бумаг и пр.) или маркетмейкером для немедленной продажи (бид) и немедленной покупки (аск) актива. Рассматриваемые активы могут быть акциями, опционами, фьючерсными контрактами или валютами.
Например, если цена продажи акции составляет 12 долларов, а цена предложения той же акции составляет 10,50 доллара, то спред между ценой продажи и покупки этой акции составляет 1,50 доллара.
Размер спреда между ценой покупки и продажи ценной бумаги является одним из показателей, используемых для проверки рыночной ликвидности. Некоторые рынки обладают большей ликвидностью, чем другие. Например, валютный рынок обычно считается наиболее ликвидным в финансовом мире. Спред между ценой покупки и продажи на валютном рынке очень мал, около 0,001% – это означает, что этот спред может измеряться в центах или долях центов. Акции с малой капитализацией и другие менее ликвидные активы могут иметь спред в размере 1 или 2% от минимальной цены продажи этого актива.
Торговля спредом
Торговля спредом – это то, что происходит, когда инвестор одновременно покупает и продает две связанные ценные бумаги, которые были объединены в одну единицу. Каждая транзакция в торговле спредом называется «ногой».
Идея торговли спредом заключается в получении прибыли от спреда (разницы) между двумя ногами. Обычно ногами спреда являются фьючерсы и опционы.
Причина, по которой торговля спредом осуществляется как единое целое, состоит из трех причин. Во-первых, это обеспечивает синхронное завершение сделки. Во-вторых, это исключает риск того, что одна нога не будет выполнена. И, в-третьих, это позволяет трейдеру воспользоваться преимуществом спреда, когда он сужается и расширяется, вместо того чтобы быть привязанным к колебаниям цен ног.
Есть три основных типа торговли спредом:
Торговля спредом позволяет инвесторам использовать рыночные дисбалансы для получения прибыли. Относительно небольшие вложения можно использовать для получения большой прибыли. Торговля спредом также иногда используются в качестве стратегии хеджирования.
Спред доходности
Спред доходности, или кредитный спред, относится к разнице между ставками доходности, которые были указаны в биржевом стакане или маркетмейкером между двумя разными инвестициями. Его часто используют как индикатор риска одного инвестиционного продукта по сравнению с другим.
Выражение «спред доходности X по сравнению с Y» используется некоторыми финансовыми аналитиками для обозначения годовой процентной разницы «доходности к погашению» между двумя финансовыми инструментами, X и Y.
Спред с учетом опциона
Чтобы создать скидку на цену ценной бумаги, чтобы ее можно было сопоставить с текущей рыночной ценой, необходимо сложить спред доходности и эталонную кривую доходности. Эта недавно скорректированная цена известна как спред с учетом опциона и обычно используется с облигациями, деривативами, опционами и ипотечными ценными бумагами (MBS).
Z-спред
Z-спред, также известный как спред кривой доходности, Z SPRD или спред с нулевой волатильностью, используется вместе с MBS. Это спред, который получается на основе кривых казначейской доходности с нулевым купоном, которые необходимы для дисконтирования заранее определенного графика денежных потоков для достижения его текущей рыночной цены. Этот вид спреда также используется в кредитных дефолтных свопах (CDS) для измерения кредитного спреда.
Кредитный спред
Кредитный спред относится к разнице в доходности между долговыми ценными бумагами и ценными бумагами Казначейства США, которые имеют одинаковый срок погашения, но разное качество.
Этот термин также используется как опционная стратегия, при которой опцион с низкой премией покупается, а опцион с высокой премией продается на тот же базовый актив.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
SRP и RRP упаковка – что это такое?
SRP – Shelf Ready Packaging, дословно переводится как «упаковка готовая для полок» или точнее, групповая упаковка, готовая к выкладке на прилавок в торговой точке. При выкладке на полку, SRP-упаковка требует вскрытия.
SRP упаковка отвечает пяти критериям эффективной упаковки:
Фото с примерами SRP-упаковки
Иногда SRP-тару путают с RRP-упаковкой.
RRP – Retail Ready Packaging, дословно, «упаковка для розничной торговли», точнее, вторичная групповая упаковка для розничной торговли. Основное отличие от SRP в том, что при выкладке эту упаковку не требуется вскрывать, давая выбор покупателю, приобрести весь товар в упаковке или необходимую его часть.
Один из лучших примеров такой розничной упаковки представила британская компания «DS Smith».
Фото с сайта компании «DS Smith»
Контейнер с коробочками плавленого сыра может разбираться на два отдельных лотка. В итоге покупатель может купить одну банку с сыром, четыре в лоточке или весь контейнер целиком. Нестандартная форма контейнера и отделённых лотков привлекают взгляд, а через отверстия виден товар находящийся внутри. При этом выступы на контейнере и пазы по периметру позволяют складывать контейнеры стопкой при хранении и перевозке.
RRP-упаковка позволяет решить розничной торговле следующие задачи:
Кому нужна SRP и RRP упаковка?
Использование SRP-упаковки дает следующие преимущества участникам торговли:
Кроме приведённых выше аргументов, ретейлеры начали пересматривать свои требования к упаковке поставляемого товара, пытаясь минимизировать количество пластиковой тары, поддерживая экологические проекты. SRP-упаковка на 100% подлежит вторичной переработке, легко разлагается в естественных условиях и не загрязнет окружающую среду, т.е. является оптимальным решением для компаний, заботящихся о будущем нашей планеты.
Биржевой спред как показатель ликвидности
Что это такое и где применяется
Спред, от английского spread, это разница или размах. На бирже чаще всего спредом называют разницу между ценой продажи и покупки актива: цена продажи всегда чуть-чуть ниже. Еще спредом называют разницу между доходностями, специально созданные производные инструменты. Спред в трейдинге обозначает одновременное открытие длинной и короткой позиции в связанных активах.
Что такое биржевой спред
Биржевой спред — это разница между лучшей ценой продажи и лучшей ценой покупки определенного актива на бирже.
Спред в торговом терминале. Сделки на бирже происходят в торговом стакане. В нем видны цены продажи и цены покупки определенного актива. Кроме того, на каждом уровне цены инвестор видит количество актива, которое хотят купить или продать по этой цене.
Как правило, в верхней части красным цветом показаны цены продажи. В нижней части зеленым цветом — цены покупки.
В стакане цен заявки размещают инвесторы, которые хотят продать или купить по определенной цене. Такие заявки называются лимитными ордерами. Инвесторы, которые хотят купить немедленно по любой цене, отправляют рыночную заявку, или рыночный ордер. Рыночные ордера не видны в торговом стакане.
Сделка происходит, когда рыночный ордер встречается с лимитным ордером. Если бы на бирже были только лимитные ордера или только рыночные, инвесторам нужно было бы ждать совпадения цен покупателя и продавца.
Разница между самыми близкими друг к другу ценой продавца и ценой покупателя называется спредом. Спред существует потому, что покупатель и продавец не готовы уступать друг другу и не торопятся продать или купить.
На фондовом рынке спреды бывают величиной в несколько копеек, как в акциях Газпрома или Сбербанка. Но бывают спреды в несколько десятков рублей, как в акциях Саратовского НПЗ. Спред можно рассчитать не только в абсолютных величинах, но и в процентах.
(13 950 Р − 13 800 Р ) / 13 950 Р = 1,075%.
(2232,41 Р − 232,38 Р ) / 232,41 Р = 0,013%.
Чем меньше спред, тем выше ликвидность актива.
Чтобы сделки совершались быстро, на бирже есть маркет-мейкеры. Это профессиональные участники рынка ценных бумаг. Они заключают договор с биржей и обязаны поддерживать определенный спред в торговом стакане. За это они получают от биржи преференции и вознаграждение. Например, их заявки исполняются в первую очередь, а комиссии минимальные. Маркет-мейкеры зарабатывают на спреде, потому что размещают лимитные ордера и на покупку, и на продажу.
Виды биржевого спреда
Спреды не только показывают разницу между ценами. Трейдеры могут заработать на спредах или учитывать их в своих торговых стратегиях.
Фиксированный и плавающий спред. Фиксированный спред встречается на форексе. Каждый брокер на форексе может сам определять размер спреда. Как правило, размер спреда брокеры указывают в спецификации контрактов. Фиксированный спред со временем не меняется. На форексе спред определяется в пунктах, а не в рублях. Пункты еще называют пипсами — от английского pips.
Например, лучшая цена покупки валютной пары EURUSD составляет 1,09624, а лучшая цена продажи — 1,09604. Тогда спред равен:
1,09614 − 1,09604 = 0,0002, или 2 пункта.
Для валютных пар с пятью знаками после запятой 1 пункт равен минимальному изменению четвертого знака после запятой.
Плавающие спреды встречаются и на биржах, и на форексе. Плавающий спред обеспечивают маркет-мейкеры. Они заключают контракт с биржей и обязуются не допускать расширения спреда больше определенного значения. Если маркет-мейкера нет, то спред зависит от действий других участников рынка. Плавающий спред меняется в зависимости от активности продавцов и покупателей.
Форекс не централизованный рынок, поэтому брокер может быть маркет-мейкером и обеспечивать спреды для своих клиентов.
Межрыночные и внутрирыночные спреды. Межрыночный спред — это разница между ценами одного и того же актива на разных рынках или биржах.
Внутрирыночный спред — это разница между ценами коррелирующих или связанных активов на одном и том же рынке или бирже. На фондовом и срочном рынке внутрирыночные спреды показывают разницу связанных активов, например обычных и привилегированных акций одного эмитента.
Корреляция между дневными ценами фьючерсных контрактов на обыкновенные и привилегированные акции Сбербанка за последние 2 года составляет 96%. Это значит, что цены «обычки» и «префов» двигаются в одну сторону. Среднее соотношение цены фьючерса на обыкновенные акции к цене фьючерса на привилегированные акции за этот период составило 1,14. Если это соотношение отклоняется вверх или вниз, трейдеры могут заработать на возврате к среднему значению.
20 июня 2018 года соотношение было слишком низким — 1,09. Чтобы заработать на этом, трейдер мог купить 5 фьючерсных контрактов на обыкновенные акции и продать 6 фьючерсных контрактов на привилегированные акции. Разное количество нужно, чтобы сумма обеих сделок была примерно равна. Закрыть эти сделки можно было, как только спред вернулся к среднему значению 1,14.
Еще на срочном рынке внутрирыночные спреды показывают разницу в ценах фьючерсных контрактов на один и тот же актив, но с разными месяцами поставки.
Межрыночные и внутрирыночные спреды позволяют трейдерам зарабатывать на неэффективности рынка и нерациональном поведении инвесторов. Например, акции Яндекса котируются на Московской бирже и на американской бирже Nasdaq. Если цена акций на разных биржах отличается, можно заработать на разнице. Для этого надо продать акцию на одной бирже и купить на другой. Однако биржевые комиссии и курсовые разницы снижают доходность таких сделок и могут сделать их невыгодными даже для крупных игроков.
Покупной и продажный спред. Покупной спред возникает, когда инвестор покупает ценные бумаги рыночным ордером, потому что сделка происходит по лучшей имеющейся цене продавца.
Продажный спред возникает, когда инвестор продает ценные бумаги рыночным ордером, так как сделка происходит по лучшей имеющейся цене покупателя.
Спред в стакане заявок и календарные спреды. Спред в стакане заявок показывает разницу между лучшей ценой покупки и лучшей ценой продажи.
Календарные спреды существуют на срочных рынках, потому что там трейдеры торгуют финансовыми инструментами с разными сроками исполнения. Календарный спред — это разница между ценой срочных контрактов на один и тот же базовый актив, но с разными датами поставки. На такой разнице могут быть основаны торговые стратегии.
Типы валютных пар в зависимости от спреда
В зависимости от объема торгов и от интереса со стороны трейдеров валютные пары условно можно разделить на три вида:
У разных форекс-брокеров спреды валютных пар отличаются. Проверить спреды можно в спецификациях контрактов.
Факторы, влияющие на спред
Размер спреда зависит от стоимости актива и от объема торгов. Чем больше покупателей, тем уже спред. И наоборот: чем меньше заявок, тем шире спред.
Есть дополнительные факторы, которые влияют на размер спреда. Например, выход важных финансовых или политических новостей расширяет размер спреда, потому что инвесторы убирают лимитные ордера из стакана и ждут реакцию рынка.
В обеденное время или накануне выходных и праздников спред тоже расширяется, потому что инвесторы и трейдеры отдыхают. У клиентов форекса спред может изменяться в зависимости от типа торгового счета.
Если маркет-мейкер не может участвовать в торгах, то спред увеличивается, а ликвидность уменьшается. В такие моменты продавать или покупать финансовые инструменты инвестору невыгодно.
Как учитывать спред в торговле
Когда инвестор покупает ценные бумаги рыночным ордером, он получает убыток в размере спреда, потому что он покупает по цене продавца. Поэтому инвестору выгодно, чтобы спред был небольшим, а объемы торгов большими. Не стоит покупать ценные бумаги в моменты расширения спреда.
Если инвестор редко совершает сделки или вкладывает деньги на большой срок, спреды мало повлияют на доходность вложений. Напротив, в случае активной торговли, например внутридневной, спреды заметно ухудшат результат, особенно если речь о неликвидных инструментах с большим спредом.
Чем больше заявок на покупку и продажу в стакане и чем больше объем торгов, тем более ликвидным считается инструмент. Брокеры рекомендуют активным трейдерам на Московской бирже торговать ценными бумагами с дневным оборотом от 500 тысяч рублей и выше.
Можно ли уменьшить спред
Трейдер может уменьшить спред, когда выставляет лимитные заявки и ждет их исполнения. Лимитные заявки исполняются по заданной и по более высокой цене. Однако они могут не исполниться, если цена актива резко повысится или понизится. Такое происходит в моменты резких ценовых движений.
Брокеры с минимальным спредом
На бирже спреды плавающие: они зависят от спроса и предложения. Маркет-мейкеры гарантируют, что спред не расширится больше определенных значений. Брокер не может повлиять на спред.
У ECN-брокеров более узкие спреды, чем у маркет-мейкеров: они не зарабатывают на расширении спредов. Но они берут плату за каждый лот в сделке.
«Нашли товар дешевле чем у нас» я впервые увидел в магазине – члене АКИТ. Внезапно оказалось, что магазины, где надо искать цены ниже – это не любые магазины, а тоже члены АКИТ. Разброс цен у магазинов этой «ассоциации» минимален и часто совпадает до рубля. А если у кого-то из них вдруг цена ниже, то акция «найди товар дешевле» исправляет проблему, поднимая цену в конкретном магазине до общей для всей ассоциации. Так я впервые познакомился с картельным сговором, а не со спредом, увы.
Валерий, а я один раз купил по нормальной цене, действительно хорошую скидку сделали.
Т.е. по вашему выставить лимитный ордер покупки по 170, то он уйдет как рыночный? Как вы пришли к этой мысли?
Александр, я вижу в торговой системе, как и какие ордера уходят на биржу 🙂
И да, если Вы пытаетесь выставить лимитный ордер на покупку выше текущей цены и соответственно выше спреда, то он будет выставлен как buy stop order, то есть при достижении желаемой вами цены, на рынок уйдёт рыночный ордер. Но с точки зрения логики это будет странным действием, потому что если сейчас можно купить яблоки по 200, странно покупать их по 250. Лимитный ордер по покупку можно поставить только НИЖЕ текущей цены. И тогда он будет виден в системе как buy limit order, и будет исполнен точно по установленной или по лучшей цене. Именно поэтому в квике, если неправильно настраивать стоп-ордера, они исполняются немедленно. Потому что они в систему уходят как рыночные.
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети
Что такое SRP?
» onmouseover=»metrikaGoal(‘view_term_popup’)»> SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами, позволяющими обеспечить выкладку товара в ритейле непосредственно в транспортной таре, обеспечивая при этом эстетичный вид продаваемого продукта. Такой тип упаковки товара давно и успешно прижился в европейских и американских сетях. SRP-упаковка сочетает в себе две функции: защиту товара при его транспортировке и обеспечение быстрой выкладки товара на полку магазина.
Опыт ведущих западных ритейлеров, таких как Asda, Aldi, Lidl, Walmart и др., говорит о том, что за счет функций SRP красочная транспортная упаковка, размещаемая на полке, способствует увеличению оборота, причем этого местные производители довольно часто добиваются без заметного ее удорожания.
Почему сети и бренды на Западе заинтересованы в применении SRP-упаковки? Дело в том, что она позволяет заметно сократить операционные издержки ритейлеров, и кроме этого выполняет важные маркетинговые функции в торговом зале, привлекает покупателей и структурирует выкладку, облегчая принятие решения о покупке.
Угадай страну по фотографии или зачем SRP торговым сетям
Разница в самой эстетике оформления торгового пространства западных и некоторых отечественных сетей выглядит наиболее ярко на фотографиях.
Обратим внимание на использование красочной SRP-упаковки в западных розничных сетях. В первую очередь такая тара несет сети очевидное преимущество в облегчение процесса самой выкладки персоналом (в частности, исключается сложный поиск товара на складе и при выкладке в зале, необходимость надрывать или надрезать упаковку, чтобы найти нужный товар).
Но помимо этого, — и это даже более важно — такая упаковка является дополнительным средством мотивации покупателя, т.к. позволяет бренду присутствовать на полке ясно различимым и ярким «информационным пятном», а самой сети — структурировать выкладку, сделав ее средством навигации и облегчив выбор покупателю, а также улучшив эстетику торгового зала.
Теперь обратим свой взгляд на выкладку некоторых отечественных магазинов. Мы видим, что зачастую SRP либо не используется, либо используется редко, либо крайне «бледно» — т.е. не привлекая покупателя брендированными красочными пятнами и не структурируя выкладку.
Очевидно, что малое распространение SRP-упаковки может приводить к таким проблемам, как долгая «поштучная» выкладка, отсутствие товара на полке (яркая упаковка всегда более заметна глазу мерчендайзера, чем отдельный товар), нарушение границ выкладки. Затруднен поиск нужного товара в торговом зале, упаковка не привлекает покупателя. Более того, зачастую можно видеть, как для одного брендового товара используется упаковка… от другого бренда (попросту потому, что последняя более удобна сотрудникам магазина для выкладки, чем оригинальная тара).
Не всегда. Да, надо признать, что ряд действительно сложных решений, используемых за рубежом, часто не могут быть перенесены в российскую действительность. В ряде случаев зарубежные производители используют дорогостоящие упаковочные решения с офсетной печатью, совмещающие функции групповой и транспортной упаковки, а конструктивные решения требуют дополнительных инвестиций для проведения рекламных акций и пр.
«Безусловно, сегодня в России цена является главным критерием выбора поставщика упаковки. Так было, и так будет: никто из производителей не заинтересован в том, чтобы увеличивать затраты на упаковку. Тем более, если речь идет о транспортной упаковке, которая, по мнению многих производителей нужна только для защиты товара при транспортировке. Но здесь нужно отметить, что понимание функционала упаковки у части производителей меняется, и в первую очередь благодаря требованиям сетей, которые все больше и больше предлагают и настаивают на SRP-упаковке», — рассказывает Retail.ru Роман Шибанов, директор департамента развития гофропроизводства Управляющей компании ГП «ГОТЭК».
Эксперт отмечает, что использование такой упаковки имеет преимущества для всех сторон. Сети получают сокращение времени и затрат на выкладку/пополнение товара на полке, что позволяет оптимизировать уровень маржи. Производитель, используя Shelf-Ready упаковку, обеспечивает вход в ту или иную сеть со своим продуктом, увеличивает оборачиваемость товара за счет скорости выкладки товара (что, кстати, особенно актуально для небольших дискаунтеров или сетевых магазинов). И для сети, и для производителя, разумеется, важно то, что подобная многофункциональная тара делает товар более привлекательным за счет наличия дополнительного рекламного поля и цветового решения. Покупатель (конечно, при условии лояльности к бренду) получает возможность быстрого поиска товара на прилавке.
Тем более что слухи о запредельной дороговизне красочной цветной SRP-упаковки во многом мифичны. По расчетам специалистов «ГОТЭК», стоимость нанесения печати в 4 цвета на единицу упаковываемого в короб продукта составляет всего 0,03% (данные приведены для весовой продукции стоимостью 250 руб./кг при весе короба 8 кг).
Как приходят к SRP-упаковке, и всегда ли надо менять существующую упаковку для SRP?
Как правило, поставщики приходят к идее SRP-упаковки тогда, когда намерены заняться продвижением бренда или выйти в новую сеть. Разумеется, здесь каждый производитель идет своим собственным путем: нельзя выделить некую универсальную форму и конструкцию SRP-упаковки, которая была бы универсальна для всех. Под каждого производителя и каждый продукт всегда разрабатывается свой уникальный вариант упаковочного решения. Более того, оно подчас может быть использовано только под определенную сеть (отчасти дело здесь в том, что в разных сетях разные размеры полок).
Некоторым производителям достаточно нанести на коробку перфорацию для быстрого вскрытия, кому-то важно разработать такое решение, которое бы выполняло функцию дисплея, выставляемого в межполочном пространстве (а еще лучше, чтобы и на полку выставить, и дисплей сформировать, и привлекательную палетную выкладку обеспечить).
«Благодаря индивидуальности требований клиента конструкция SRP-тары каждый раз разрабатывается непосредственно «под продукт», учитывая возможности производителя товара и требования той или иной сети. При разработке упаковки для автоматических линий, естественно, существуют свои ограничения. Для тех, кто упаковывает вручную, можно использовать более широкий выбор конструкций. В последнее время все больше начинают использовать конструкцию типа шоу-боксов (вскрытие упаковки за счет наличия перфорации) или конструкция типа «крышка-дно» (наличие лотка с изделием и быстро удаляемой крышки)», — отмечает г-н Шибанов из ГОТЭК.
«Клиенты обращаются к нам, не только как производителю упаковки, а как к эксперту в этой области. В процессе совместной работы мы снимаем с клиентов всю необходимую информацию: для чего и для кого предназначена упаковка, вплоть до того, где она будет стоять, на какой высоте полки. От этого тоже зависит её конструкция. Анализируем логистику, изучаем функционал. В результате предлагаем несколько оптимальных вариантов конструкции и дизайна. Кроме того, делаем 3-D моделирование, показываем, как будет выглядеть эта упаковка на полке, в палетной выкладке в межполочном пространстве. Клиент проводит испытание упаковки, согласовывает с сетью. Потом мы изготавливаем тестовую партию. По необходимости вносим изменения и запускаем в промышленный тираж. В то же время в ряде случаев можно не заказывать совершенно новую упаковку, а доработать имеющуюся или оптимизировать ассортимент. Наш практический опыт работы в данном направлении показывает, что в результате таких проектов клиенту удается либо сэкономить значительные суммы, либо сократить общие издержки на продвижение своего продукта», — поясняет подробности процесса эксперт.
Дмитрий Середа, специально для Retail.ru
Что такое SRP?
» onmouseover=»metrikaGoal(‘view_term_popup’)»> SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами, позволяющими обеспечить выкладку товара в ритейле непосредственно в транспортной таре, обеспечивая при этом эстетичный вид продаваемого продукта. Такой тип упаковки товара давно и успешно прижился в европейских и американских сетях. SRP-упаковка сочетает в себе две функции: защиту товара при его транспортировке и обеспечение быстрой выкладки товара на полку магазина.
Опыт ведущих западных ритейлеров, таких как Asda, Aldi, Lidl, Walmart и др., говорит о том, что за счет функций SRP красочная транспортная упаковка, размещаемая на полке, способствует увеличению оборота, причем этого местные производители довольно часто добиваются без заметного ее удорожания.
Почему сети и бренды на Западе заинтересованы в применении SRP-упаковки? Дело в том, что она позволяет заметно сократить операционные издержки ритейлеров, и кроме этого выполняет важные маркетинговые функции в торговом зале, привлекает покупателей и структурирует выкладку, облегчая принятие решения о покупке.
Угадай страну по фотографии или зачем SRP торговым сетям
Разница в самой эстетике оформления торгового пространства западных и некоторых отечественных сетей выглядит наиболее ярко на фотографиях.
Обратим внимание на использование красочной SRP-упаковки в западных розничных сетях. В первую очередь такая тара несет сети очевидное преимущество в облегчение процесса самой выкладки персоналом (в частности, исключается сложный поиск товара на складе и при выкладке в зале, необходимость надрывать или надрезать упаковку, чтобы найти нужный товар).
Но помимо этого, — и это даже более важно — такая упаковка является дополнительным средством мотивации покупателя, т.к. позволяет бренду присутствовать на полке ясно различимым и ярким «информационным пятном», а самой сети — структурировать выкладку, сделав ее средством навигации и облегчив выбор покупателю, а также улучшив эстетику торгового зала.
Теперь обратим свой взгляд на выкладку некоторых отечественных магазинов. Мы видим, что зачастую SRP либо не используется, либо используется редко, либо крайне «бледно» — т.е. не привлекая покупателя брендированными красочными пятнами и не структурируя выкладку.
Очевидно, что малое распространение SRP-упаковки может приводить к таким проблемам, как долгая «поштучная» выкладка, отсутствие товара на полке (яркая упаковка всегда более заметна глазу мерчендайзера, чем отдельный товар), нарушение границ выкладки. Затруднен поиск нужного товара в торговом зале, упаковка не привлекает покупателя. Более того, зачастую можно видеть, как для одного брендового товара используется упаковка… от другого бренда (попросту потому, что последняя более удобна сотрудникам магазина для выкладки, чем оригинальная тара).
Не всегда. Да, надо признать, что ряд действительно сложных решений, используемых за рубежом, часто не могут быть перенесены в российскую действительность. В ряде случаев зарубежные производители используют дорогостоящие упаковочные решения с офсетной печатью, совмещающие функции групповой и транспортной упаковки, а конструктивные решения требуют дополнительных инвестиций для проведения рекламных акций и пр.
«Безусловно, сегодня в России цена является главным критерием выбора поставщика упаковки. Так было, и так будет: никто из производителей не заинтересован в том, чтобы увеличивать затраты на упаковку. Тем более, если речь идет о транспортной упаковке, которая, по мнению многих производителей нужна только для защиты товара при транспортировке. Но здесь нужно отметить, что понимание функционала упаковки у части производителей меняется, и в первую очередь благодаря требованиям сетей, которые все больше и больше предлагают и настаивают на SRP-упаковке», — рассказывает Retail.ru Роман Шибанов, директор департамента развития гофропроизводства Управляющей компании ГП «ГОТЭК».
Эксперт отмечает, что использование такой упаковки имеет преимущества для всех сторон. Сети получают сокращение времени и затрат на выкладку/пополнение товара на полке, что позволяет оптимизировать уровень маржи. Производитель, используя Shelf-Ready упаковку, обеспечивает вход в ту или иную сеть со своим продуктом, увеличивает оборачиваемость товара за счет скорости выкладки товара (что, кстати, особенно актуально для небольших дискаунтеров или сетевых магазинов). И для сети, и для производителя, разумеется, важно то, что подобная многофункциональная тара делает товар более привлекательным за счет наличия дополнительного рекламного поля и цветового решения. Покупатель (конечно, при условии лояльности к бренду) получает возможность быстрого поиска товара на прилавке.
Тем более что слухи о запредельной дороговизне красочной цветной SRP-упаковки во многом мифичны. По расчетам специалистов «ГОТЭК», стоимость нанесения печати в 4 цвета на единицу упаковываемого в короб продукта составляет всего 0,03% (данные приведены для весовой продукции стоимостью 250 руб./кг при весе короба 8 кг).
Как приходят к SRP-упаковке, и всегда ли надо менять существующую упаковку для SRP?
Как правило, поставщики приходят к идее SRP-упаковки тогда, когда намерены заняться продвижением бренда или выйти в новую сеть. Разумеется, здесь каждый производитель идет своим собственным путем: нельзя выделить некую универсальную форму и конструкцию SRP-упаковки, которая была бы универсальна для всех. Под каждого производителя и каждый продукт всегда разрабатывается свой уникальный вариант упаковочного решения. Более того, оно подчас может быть использовано только под определенную сеть (отчасти дело здесь в том, что в разных сетях разные размеры полок).
Некоторым производителям достаточно нанести на коробку перфорацию для быстрого вскрытия, кому-то важно разработать такое решение, которое бы выполняло функцию дисплея, выставляемого в межполочном пространстве (а еще лучше, чтобы и на полку выставить, и дисплей сформировать, и привлекательную палетную выкладку обеспечить).
«Благодаря индивидуальности требований клиента конструкция SRP-тары каждый раз разрабатывается непосредственно «под продукт», учитывая возможности производителя товара и требования той или иной сети. При разработке упаковки для автоматических линий, естественно, существуют свои ограничения. Для тех, кто упаковывает вручную, можно использовать более широкий выбор конструкций. В последнее время все больше начинают использовать конструкцию типа шоу-боксов (вскрытие упаковки за счет наличия перфорации) или конструкция типа «крышка-дно» (наличие лотка с изделием и быстро удаляемой крышки)», — отмечает г-н Шибанов из ГОТЭК.
«Клиенты обращаются к нам, не только как производителю упаковки, а как к эксперту в этой области. В процессе совместной работы мы снимаем с клиентов всю необходимую информацию: для чего и для кого предназначена упаковка, вплоть до того, где она будет стоять, на какой высоте полки. От этого тоже зависит её конструкция. Анализируем логистику, изучаем функционал. В результате предлагаем несколько оптимальных вариантов конструкции и дизайна. Кроме того, делаем 3-D моделирование, показываем, как будет выглядеть эта упаковка на полке, в палетной выкладке в межполочном пространстве. Клиент проводит испытание упаковки, согласовывает с сетью. Потом мы изготавливаем тестовую партию. По необходимости вносим изменения и запускаем в промышленный тираж. В то же время в ряде случаев можно не заказывать совершенно новую упаковку, а доработать имеющуюся или оптимизировать ассортимент. Наш практический опыт работы в данном направлении показывает, что в результате таких проектов клиенту удается либо сэкономить значительные суммы, либо сократить общие издержки на продвижение своего продукта», — поясняет подробности процесса эксперт.
Дмитрий Середа, специально для Retail.ru
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети