сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами

Метеоры, болиды и метеориты

В составе метеоритов обнаружено значительно меньшее число минералов, чем в земных горных породах. Это позволяет судить о процессах, которые происходили на ранних стадиях формирования Солнечной системы.

Кратеры на планетах земной группы, Луне и других спутниках планет имеют метеоритное происхождение. На Земле методами аэрофотосъёмки обнаружено около 130 подобных кратеров; их стали называть астроблемами. Одним из наиболее известных является Аризонский метеоритный кратер (США), имеющий диаметр более 1200 м и глубину 200 м (рис. 4.34). Считается, что образовался этот кратер примерно 5000 лет тому назад. Расчеты показывают, что для его образования метеоритное тело должно иметь массу более 100 тыс. т.

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. 41.5. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-41.5. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка 41.5

К числу крупнейших метеоритов, падение которых наблюдалось, принадлежит Сихотэ-Алиньский массой около 100 т. Железный метеоритный дождь выпал 12 февраля 1947 г. в уссурийской тайге, так как в воздухе метеорит распался на тысячи кусков, поскольку состоял из непрочно скреплённых между собой железоникелевых кристаллов различного размера. Наиболее крупные из них массой в несколько тонн, достигнув Земли с большой скоростью, образовали более сотни кратеров и воронок. Самый большой из кратеров имел диаметр около 26 м и глубину 6 м.

Мощным взрывом завершился полёт огненного шара, наблюдавшийся 30 июня 1908 г. в Сибири и получивший название Тунгусского метеорита. При этом были повалены почти все деревья на площади поперечником около 40 км. Однако, несмотря на многолетние тщательные поиски, ни самого метеорита, ни метеоритного кратера найти не удалось. Вероятнее всего, в атмосферу Земли влетело ядро небольшой кометы, разрушение которого имело характер взрыва и произошло на высоте нескольких километров. Образовавшаяся при этом взрывная волна вызвала вывал леса, но для образования кратера ее энергия оказалась недостаточной. Твердые частицы в виде шариков диаметром не более 1 мм, которые найдены в этом районе, очень похожи на те, которые встречаются на местах падения многих крупных метеоритов (рис. 4.35). Видимо, это всё, что осталось от ядра кометы после его взрыва.

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. 41.6. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-41.6. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка 41.6

15 февраля 2013 г. огромный метеорит взорвался, расколовшись на несколько десятков крупных обломков, при входе в атмосферу над Челябинской областью. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности. Никогда еще падение метеорита не наносило такого серьёзного ущерба — воздушная ударная волна повредила конструкции здании, выбила стекла, более тысячи человек обратились за медицинской помощью.

По оценкам учёных, размер челябинского метеорита до падения составлял около 19,8 м, а масса — от 7 тыс. до 13 тыс. т. На Землю упало всего от 4 до 6 т, т. е. около 0,05% изначальной массы. Со дна озера Чебаркуль были подняты наиболее крупные из фрагментов (рис. 4.36) общей массой 654 кг, один из которых стал экспонатом Челябинского государственного краеведческого музея.

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. 41.7. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-41.7. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка 41.7

1. Как отличить при наблюдениях астероид от звезды? 2. Какова форма большинства астероидов? Каковы примерно их размеры? 3. Чем обусловлено образование хвостов комет? 4. В каком состоянии находится вещество ядра кометы; её хвоста? 5. Может ли комета, которая периодически возвращается к Солнцу, оставаться неизменной? 6. Какие явления наблюдаются при полёте в атмосфере тел с космической скоростью? 7. Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

1. После захода Солнца на западе видна комета. Как относительно горизонта направлен её хвост? 2. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период её обращения 76 лет? 3. Сравните причины свечения планеты и кометы. Какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами? 4. Орбиты двух комет лежат в плоскости земной орбиты, наименьшие их расстояния от Солнца составляют 0,5 и 2 а. е. Каждая из комет имеет на этом расстоянии хвост длиной 150 млн км. Могут ли эти кометы своим хвостом «зацепить» Землю? Полезно сделать чертёж. 5*. Опишите, какие превращения может испытать молекула воды, входившая в состав ядра кометы, под действием солнечного излучения. 6*. Оцените примерную ширину метеорного потока Персеид, зная, что метеоры этого потока наблюдаются с 17 июля по 24 августа.

1. Вверх, под углом к горизонту. 2. Около 18 а. е. 3. Планета отражает свет Солнца, пыль хвоста кометы также отражает излучение Солнца, а газы кометы его переизлучают. Поэтому, в отличие от спектра планеты, в спектре кометы наряду с линиями поглощения присутствуют линии излучения. 4. Первая из комет может, вторая — нет. 5. Ионизации и диссоциации. 6. Примерно 95 млн км.

Источник

Проверочная работа по теме «Кометы, метеоры, метеориты»по астрономии (10-11 класс)

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики

Проверочная работа по теме «Кометы, метеоры и метеориты».

Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает применения и других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, таких как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, докладов, эссе и т. д.

1. Каков был общий исторический взгляд на кометы?

А. Кометы считались сверхъестественными явлениями, приносящими людям несчастье.

Б. Кометы – это члены Солнечной системы, которые в своем движении подчиняются законам физики и не имеют мистического значения.

2. Почему комета удаляется от Солнца хвостом вперед?

А. Кометные хвосты образуются в результате давления солнечного излучения, которое всегда направлено от Солнца, так что хвост кометы всегда направлен от Солнца.

Б. Кометные хвосты образуются в результате давления солнечного излучения и солнечного ветра, которые всегда направлены от Солнца, так что хвост кометы также всегда направлен от Солнца.

В. Кометные хвосты образуются в результате солнечного ветра, который всегда направлен от Солнца, так что хвост кометы всегда направлен от Солнца.

3. Что такое «падающая звезда»?

А. Очень маленькие твердые частички, обращающиеся вокруг Солнца.

Б. Это полоска света, которая становится видна в момент полного сгорания метеорного тела.

В. Это кусок камня или металла, прилетевший из космических глубин.

4. Как можно отличить на звездном небе астероид от звезды?

А. По перемещению относительно звезд.

Б. По вытянутым (с большим эксцентриситетом) эллиптическим орбитам.

В. Астероиды не меняют своего положения на звездном небе.

5. Можно ли на Луне наблюдать метеоры?

А. Да, метеоры можно наблюдать везде.

Б. Нет, вследствие отсутствия атмосферы.

В. Да, метеоры можно наблюдать на Луне, так как отсутствие атмосферы роли не играет.

6. Где в Солнечной системе располагаются орбиты большинства астероидов? Чем орбиты некоторых астероидов отличаются от орбит больших планет?

А. Между орбитами Урана и Юпитера. Орбиты отличаются малым эксцентриситетом.

Б. Между орбитами Марса и Юпитера. Орбиты отличаются малым эксцентриситетом.

В. Между орбитами Марса и Юпитера. Орбиты отличаются большим эксцентриситетом.

7. Как определили, что некоторые астероиды имеют неправильную форму?

А. По изменению их видимой яркости.

Б. По перемещению относительно звезд.

В. По вытянутым (с большим эксцентриситетом) эллиптическим орбитам.

8. В чем особенность астероидов, составляющих группу «троянцев»? Ответ обоснуйте.

А. Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но только впереди него.

Б. Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но либо впереди него, либо позади него.

В. Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но только позади него.

9. Иногда у кометы образуется по два хвоста, один из которых направлен к Солнцу, а другой – от Солнца. Чем это можно объяснить?

А. Хвост, направленный к Солнцу, состоит из более крупных частиц, для которых сила солнечного притяжения больше отталкивающей силы его лучей.

10. Пролетающая мимо Земли на расстоянии 1 а.е. комета имеет хвост с угловым

ра мером 0°.5. Оцените длину хвоста кометы в километрах.

1. Каковы современные астрономические представления о кометах?

А. Кометы считались сверхъестественными явлениями, приносящими людям несчастье.

Б. Кометы – это члены Солнечной системы, которые в своем движении подчиняются законам физики и не имеют мистического значения.

2. Укажите правильные ответы изменений во внешнем облике кометы по мере ее движения по орбите вокруг Солнца.

А. Комета далеко от Солнца, она состоит из ядра (замерзших газов и пыли).

Б. По мере приближения к Солнцу образуется кома.

В. В непосредственной близости от Солнца образуется хвост.

Г. По мере удаления от Солнца кометное вещество замерзает.

Д. На большом расстоянии от Солнца кома и хвост исчезают.

Е. Все ответы верны.

3. Подберите к каждому описанию правильное название: ( а) «Падающая звезда». 1. Метеор; (б) Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца. 2. Метеорит; (в) Твердое тело, достигающее поверхности Земли. 3. Метеорное тело.

4. Ахиллес, Кваоар, Прозерпина, Фемида, Юнона. Укажите лишнее в этом списке и обоснуйте свой выбор.

Б. Кваоар – он принадлежит поясу Койпера, назван именем божества созидателя у индейцев племени Тонгва.

5. Какие изменения в движении комет вызывают возмущения со стороны Юпитера?

А. Изменяется форма орбиты кометы.

Б. Изменяется период обращения кометы.

В. Изменяются формы орбиты и период обращения кометы.

6. В каком состоянии находится вещество, составляющее ядро кометы и ее хвост?

А. Ядро кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц тугоплавких веществ, хвост – разреженный газ и пыль.

Б. Хвост кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц тугоплавких веществ, ядро – разреженный газ и пыль.

В. Ядро и хвост кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц тугоплавких веществ.

7. Какие из перечисленных явлений можно наблюдать на Луне: метеоры, кометы, затмения, полярные сияния.

А. Ввиду отсутствия атмосферы на Луне там нельзя наблюдать метеоры и полярные сияния. Кометы и солнечные затмения можно видеть.

В. Можно наблюдать все перечисленные явления.

8. Как можно оценить линейные размеры астероида, если его угловые размеры нельзя измерить даже при наблюдении в телескоп?

А. Зная расстояние от Земли и от Солнца, и приняв некоторую среднюю величину отражательной способности поверхности астероида, можно оценить его линейные размеры.

Б. Зная расстояние от Земли и от Солнца можно оценить его линейные размеры.

В. Зная некоторую среднюю величину отражательной способности поверхности астероида можно оценить его линейные размеры.

9. «Если хочешь увидеть комету, достойную внимания, надо выбраться за пределы нашей Солнечной системы, туда, где они могут развернуться, понимаешь? Я, друг мой, повидал там такие экземпляры, которые не могли бы влезть даже в орбиты наших самых известных комет – хвосты у них обязательно свисали бы наружу». Верно ли высказывание?

А. Да, так как за пределами Солнечной системы и вдали от других подобных систем кометы имеют такие хвосты.

Б. Нет, так как за пределами Солнечной системы и вдали от других подобных систем кометы не имеют хвостов и обладают ничтожными размерами.

10. Сравните причины свечения кометы и планеты. Можно ли заметить различия в спектрах этих тел? Дайте развернутый ответ.

Вариант I : 1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – Б; 9 – А; 10 – А.

150 · 106 км, получаем p ≈ L · α ≈ 150 · 106 · (0.5/57) ≈ 1,3 · 106 км.

Есть и другой вариант оценки. Можно заметить, что комета пролетает от Земли на расстоянии, равном расстоянию от Земли до Солнца, а ее хвост имеет угловой размер, равный видимому угловому диаметру Солнца на земном небе. Следовательно, линейный размер хвоста равен диаметру Солнца, величина которого близка к полученному выше результату. Однако у нас нет информации о том, как ориентирован хвост кометы в пространстве. Поэтому следует заключить, что полученная выше оценка длины хвоста — это минимальное возможное значение. Таким образом, итоговый ответ выглядит так: длина хвоста кометы составляет не менее 1.3 миллиона километров.

Решение задачи №4: Лишний Кваоар, т.к. он принадлежит к поясу Койпера. Все остальные объекты — астероиды главного пояса. Все перечисленные астероиды главного пояса имеют имена, взятые из античной мифологии, а название «Кваоар» явно имеет другие семантические корни. Кваоар был назван именем божества созидателя у индейцев племени Тонгва.

Решение задачи №10: Ядро кометы и пыль, находящаяся в голове и хвосте кометы, отражают солнечный свет. Газы, входящие в состав головы и хвоста, сами светятся за счет энергии, получаемой от Солнца. Планеты отражают солнечный свет. Так что в обоих спектрах будут наблюдаться линии поглощения, характерные для солнечного спектра. К этим линиям в спектре планеты добавляется линии поглощения газов, составляющих атмосферу планеты, а в спектре кометы – линии излучения газов, входящих в состав кометы.

1. Малахова Г.И. «Дидактический материал по астрономии»: Пособие для учителя./ Г. И. Малахова, Е.К. Страут; М.: просвещение, 1989.- 96с.

2. Моше Д. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./ Под ред. А.А. Гурштейна. / Д. Моше – М.: Просвещение, 1985. – 255с.

3. Сурдин В.Г.: Астрономические олимпиады. Задачи с решениями / В.Г. Сурдин;

– Москва, Издательство Учебно-научного центра довузовской подготовки МГУ, 1995.

4. Сурдин В.Г.: Астрономические задачи с решениями /В.Г. Сурдин: – Москва, УРСС, 2002.

5. Угольникова О.С.: Задачи Московской астрономической олимпиады. 1997-2002./ Под ред. О.С. Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2002.

6. Угольникова О.С.: Задачи Московской астрономической олимпиады. 2003-2005. /Под ред. О.С. Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2005.

7. Романов А.М.: Занимательные вопросы по астрономии и не только/ А.М. Романов

8. Засов А.В.: Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. Авт.-сост. А.В. Засов и др. – Москва, Федеральное агентство по образованию, АПК и ППРО, 2005.

9. Угольников О.С.: Всероссийская олимпиада школьников по астрономии: содержание олимпиады и подготовка конкурсантов./ Авт.-сост. О. С. Угольников – Москва, Федеральное агентство по образованию, АПК и ППРО, 2006 (в печати).

Источник

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)

Просмотр содержимого документа
«МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)»

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. 1467325 1. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-1467325 1. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка 1467325 1

ВОПРОСЫ К ОК-21 МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Как отличить при наблюдениях астероид от звезды? Какова форма астероидов? Каковы примерно их размеры? Где располагаются орбиты большинства астероидов? Поддерживаете ли вы гипотезу о взорвавшейся планете Фаэтон, находящейся некогда между орбитами Марса Юпитера? Объясните, почему.

2. Назовите наиболее крупные карликовые планеты. Когда и как появился этот новый класс объектов Солнечной системы? Каким условиям, по классификации, они должны удовлетворять? Как называется недавно открытый пояс малых тел за орбитой Нептуна, где находится большинство карликовых планет?

3. По каким орбитам движутся кометы? Чем обусловлено образование хвостов комет? В каком состоянии находится вещество ядра кометы; её хвоста? Почему кометный хвост направлен от Солнца?

Что происходит с кометой, которая периодически возвращается к Солнцу? Какова связь комет с метеорными потоками и «звёздными дождями»? Что такое радиант метеорного потока?

4. Установите соответствие между названиями и определениями космических объектов.

световое явление, вызванное вторжением в атмосферу Земли метеорного тела

Метеорное тело (метеороид) – это…

остаток небесного тела, не сгоревший в атмосфере и выпавший на землю.

малая планета, движущаяся вокруг Солнца

очень яркий метеор, похожий на летящий огненный шар

Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Почему на поверхности Земли метеоритные кратеры встречаются редко, а на Луне их очень много?

ЗАДАЧИ К ОК-21 МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Упр.16-1. После захода Солнца на западе видна комета. Как относительно горизонта направлен её хвост?

Упр. 16-2. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период её обращения 76 лет?

Упр. 16-3. Сравните причины свечения планеты и кометы. Какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами?

Упр. 16-4. Орбиты двух комет лежат в плоскости земной орбиты, наименьшие их расстояния от Солнца составляют 0,5 и 2 а.е. Каждая из комет имеет на этом расстоянии хвост длиной 150 млн. км. Могут ли эти кометы своим хвостом «зацепить» Землю?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Упр. 16-6*. Оцените, примерную ширину метеорного потока Персеид, зная, что метеоры этого потока наблюдаются с 17 июля по 24 августа.

Источник

Сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. back. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-back. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка backсравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. glass. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-glass. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка glassсравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. content. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-content. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка contentсравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. glass. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-glass. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка glassсравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. forward. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-forward. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка forward

Причина свечения комет и их химический состав

Во времена Ломоносова еще ничего не было известно о законе изменения блеска комет и тем более об их спектрах. Однако Михаил Васильевич Ломоносов со свойственной ему научной проницательностью охарактеризовал свечение комет с точки зрения, близкой к современной. Он писал: «Комет бледного сияния и хвостов причина недовольно еще изведана, которую я без сомнения в електрической силе полагаю. »

Светись комета только отраженным светом, ее блеск с приближением к Солнцу (после учета изменения ее расстояния от Земли) менялся бы обратно попорционально квадрату расстояния ее от Солнца. Примерно так и ведет себя блеск ее звездообразного ядра, что согласуется с тем, что оно состоит в основном из твердых кусков, попросту отражающих свет Солнца.

Это подтверждается также и характером спектра ядра. Обычно он является копией солнечного спектра, как и полагается спектру отраженного света. Но когда ядро кометы приближается к Солнцу, то в его спектре появляются яркие линии излучения натрия. В спектре ядра кометы 1882 г., подошедшей чрезвычайно близко к Солнцу, были обнаружены даже яркие линии железа и никеля, пропавшие, когда комета от него удалилась. Потом исчезли и линии натрия. Все это нужно объяснить тем, что твердое ядро кометы, когда оно подходит очень близко к Солнцу, нагревается настолько, что начинает испаряться, превращаясь в раскаленный, светящийся пар. Натрий превращается в пар и светится при меньшей температуре, чем железо, т. е. на большем расстоянии от Солнца; ближе к нему не выдерживает и железо. Распределение яркости в голове кометы вследствие таких процессов подробно исследовал теоретически Д. О. Мохнач (в Ленинграде).

Поведение блеска комет все же очень прихотливо, и описанная выше зависимость от расстояния до Солнца меняется не только от кометы к комете, но и у одной кометы на ее пути вокруг Солнца. Это говорит безусловно о неустойчивости кометного ядра, о возможности быстрых изменений на его поверхности. Ярким примером этого является история кометы, открытой чешским астрономом Когоутеком ранней весной 1973 г. В это время она была еще очень далеко от Солнца и поэтому была очень слаба (16-й звездной величины). Но вычисленная вскоре ее орбита оказалась имеющей перигелий очень близко к Солнцу, всего 0,14 а. е. или 21•10 6 км. Это очень вдохновило наблюдателей, так как, предполагая, что для нее оправдается закон повышения блеска как четвертая или даже более высокая степень расстояния от Солнца, они ожидали, что комета в декабре и январе станет почти столь же яркой, как Венера, и надеялись изучить ее очень подробно. Однако комета увеличивала блеск очень медленно и в декабре была лишь едва видима глазом, тем более, что наблюдать ее мешал свет зари. Лишь в январе 1974 г. она стала примерно 2 зв. величины и удалось ее изучить инструментами средней силы. Шумиха, поднятая журналистами по поводу этой «кометы века», как они ее назвали, оказалась преждевременной.

Некоторые молекулы кометного газа поглощают солнечный свет, а затем снова его же излучают в той же длине волны. Такое излучение физики называют резонансным. Другие молекулы поглощают энергию Солнца в виде ультрафиолетовых лучей, но излучают их в виде лучей с другой длиной волны, видимых глазу. Такое свечение физики называют флуоресценцией. Пример флуоресценции представляют некоторые вещества на Земле, например, сернистый цинк; «освещенные» невидимыми глазу рентгеновскими лучами в темноте, они от этого светятся видимым светом, часто зеленым или голубым. Теория происхождения таким путем кометных спектров, разработанная в Бельгии Свингсом, подтверждается новейшими детальными наблюдениями.

Спектр головы кометы показывает, что она состоит из молекул, т. е. химических соединений, излучающих не узкие яркие линии, а широкие полосы. Химический состав этих газов удалось выяснить подробнее лишь за последние годы. Оказалось, что голова кометы состоит из молекул углерода (С2), циана (CN), углеводорода (СН). Недавно были обнаружены гидрид азота (NH), гидроксил (ОН) и NH2.

В спектре головы кометы, кроме ярких полос, присутствует и непрерывный спектр, который, возможно, также принадлежит молекулам газа и не является спектром света, отраженного от Солнца. Однако большинство ученых полагает, что пыль в голове кометы все же должна быть и что из нее же состоят изогнутые хвосты (II типа по классификации Бредихина), так как у них тоже наблюдается непрерывный спектр. Если бы в этом спектре удалось обнаружить и темные линии, имеющиеся в спектре Солнца, наличие пыли в хвостах комет было бы доказанным.

Хвост кометы, когда он широкий и яркий, иногда обнаруживает непрерывный спектр, свидетельствующий о наличии в нем пыли. По большей части, однако, спектр хвоста кометы газовый, обнаруживающий наличие ионизованных углекислоты СО2, окиси углерода СО, молекул азота N2. Как известно, окись углерода СО образуется в печах при неполном сгорании топлива и тоже ядовита, хотя и не так, как циан. Ее называют угарным газом. Вы видите, что на вопрос о химическом составе комет ответить кратко нельзя, так же как, например, на вопрос о содержании большой цирковой программы: состав комет разнообразен, он сложен и в разных частях комет (в ядре, голове и хвосте) различен.

Источник

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)

Просмотр содержимого документа
«МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ОК с вопросами)»

сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. 1467325 1. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами фото. сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами-1467325 1. картинка сравните причины свечения планеты и кометы какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами. картинка 1467325 1

ВОПРОСЫ К ОК-21 МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Как отличить при наблюдениях астероид от звезды? Какова форма астероидов? Каковы примерно их размеры? Где располагаются орбиты большинства астероидов? Поддерживаете ли вы гипотезу о взорвавшейся планете Фаэтон, находящейся некогда между орбитами Марса Юпитера? Объясните, почему.

2. Назовите наиболее крупные карликовые планеты. Когда и как появился этот новый класс объектов Солнечной системы? Каким условиям, по классификации, они должны удовлетворять? Как называется недавно открытый пояс малых тел за орбитой Нептуна, где находится большинство карликовых планет?

3. По каким орбитам движутся кометы? Чем обусловлено образование хвостов комет? В каком состоянии находится вещество ядра кометы; её хвоста? Почему кометный хвост направлен от Солнца?

Что происходит с кометой, которая периодически возвращается к Солнцу? Какова связь комет с метеорными потоками и «звёздными дождями»? Что такое радиант метеорного потока?

4. Установите соответствие между названиями и определениями космических объектов.

световое явление, вызванное вторжением в атмосферу Земли метеорного тела

Метеорное тело (метеороид) – это…

остаток небесного тела, не сгоревший в атмосфере и выпавший на землю.

малая планета, движущаяся вокруг Солнца

очень яркий метеор, похожий на летящий огненный шар

Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Почему на поверхности Земли метеоритные кратеры встречаются редко, а на Луне их очень много?

ЗАДАЧИ К ОК-21 МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Упр.16-1. После захода Солнца на западе видна комета. Как относительно горизонта направлен её хвост?

Упр. 16-2. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период её обращения 76 лет?

Упр. 16-3. Сравните причины свечения планеты и кометы. Какие различия в их спектрах обусловлены этими причинами?

Упр. 16-4. Орбиты двух комет лежат в плоскости земной орбиты, наименьшие их расстояния от Солнца составляют 0,5 и 2 а.е. Каждая из комет имеет на этом расстоянии хвост длиной 150 млн. км. Могут ли эти кометы своим хвостом «зацепить» Землю?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Упр. 16-6*. Оцените, примерную ширину метеорного потока Персеид, зная, что метеоры этого потока наблюдаются с 17 июля по 24 августа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *