средняя зарплата при сокращении за какой период берется
Увольнение по сокращению: что должны заплатить работнику
Выплаты и компенсации, выходное пособие при увольнении по сокращению штатов в 2021 году составляют достаточно солидную сумму. Настолько, что работодателю, принимающему непростое решение о проведении сокращений, рекомендуем сначала посчитать, во что они обойдутся.
Что положено сотруднику, увольняемому по сокращению
При увольнении по сокращению численности (штата) закон защищает права более уязвимой стороны — работника. В ТК РФ предусмотрены несколько видов гарантий, позволяющих сделать расставание сотрудника с нанимателем менее болезненным. В том числе это денежные средства, которые работодатель обязан заплатить, чтобы не нарушить трудовое законодательство:
Расчет выходного пособия при сокращении
Выходное пособие положено всем уволенным, кроме тех, кто трудился по срочному договору, заключенному на срок до 2-х месяцев. Им пособие выплачивают, только если оно предусмотрено договором.
В общем случае выходное пособие (ВП) рассчитывают так:
ВП = Зсд × КД,
Зсд — среднедневной заработок;
КД — количество дней (рабочих и нерабочих праздничных) в первом месяце после увольнения.
Пособие выплачивают в день увольнения по сокращению штатов (ст. 140 ТК РФ).
Порядок выплаты среднего заработка после сокращения
Средний заработок тоже выплачивают всем работникам, кроме принятых по договору сроком до 2-х месяцев (ст. 178, ст. 318 и ст. 292 ТК РФ). У сезонников в качестве такого среднего заработка выступает выходное пособие за 2 недели.
Порядок выплаты среднего заработка (при условии, что работник предоставил все необходимые подтверждения об отсутствии факта трудоустройства) такой:
Для работников Крайнего Севера порядок тот же, но сроки продлены в соответствии с ТК РФ.
Подводим итоги
Законодательство защищает увольняемых по сокращению работников. Сумма всех положенных выплат и компенсаций при сокращении может оказаться довольно существенной. Кроме того, данные выплаты растянуты во времени. По сути, уже не работающему на нанимателя человеку надо еще 2 месяца платить зарплату.
Рекомендуем работодателям, желающим снизить издержки на персонал за счет сокращений и поправить этим финансовое положение, сначала подсчитать, в какую сумму обойдется вся процедура.
Напомним, что невыплата всех положенных сумм — это нарушение трудового законодательства, в том числе позволяющее работникам оспорить увольнение как с нарушением процедуры.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Как платить выходное пособие при сокращении в 2021 году
В каких случаях положено пособие при сокращении
В составе гарантий работнику, которые предусматривает увольнение по сокращению штатов, выплата пособия – одна из главных (ст. 178 ТК РФ). Оно должно обеспечивать сотруднику достойный уровень жизни в первый месяц периода поиска нового места работы после прекращения трудовых отношений. Однако есть категории сотрудников, для которых подобная выплата законом не предусмотрена.
Так, трудящимся по срочному договору на период до 2-х месяцев выходное пособие при увольнении по сокращению штатов можно не платить. При условии, что такая обязанность не закреплена самим работодателем в коллективном или трудовом договоре (ст. 292 ТК РФ). Аналогичное правило действует и для работников ИП в случае проведения им оптимизации численности (ст. 307 ТК РФ).
Все остальные трудящиеся независимо от условий заключённого трудового договора должны получить выходное пособие при сокращении штата или численности.
Всем сотрудникам, за исключением принятых по срочному трудовому договору, пособие при сокращении положено в размере среднемесячного заработка. Сезонные сотрудники, принятые на срок свыше 2-х месяцев, получают его в объеме среднего заработка за 2 недели (ст. 296 ТК РФ).
Как считать выходное пособие
Определяться с тем, как рассчитывать выходное пособие при сокращении, нужно в зависимости от того, применяется ли в компании суммированный учет рабочего времени или нет. При этом нужно понимать, что законодательно урегулирован порядок определения подобной гарантии в минимальном размере.
У работодателя есть право установить размер пособия в большей сумме в локальных актах, но не в меньшей (это будет считаться нарушением трудового законодательства).
Поскольку в ст. 178 ТК РФ указано, что выплата выходного пособия при сокращении штата производится в размере среднего заработка, то для его расчета следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Общий порядок определения положенной средней зарплаты указан в п. 9 и 13 этого Постановления.
Период, за который начисляют пособие при сокращении, отсчитывают строго начиная с даты увольнения. Например, если работник уволен 12.03.2021, выходное пособие для него определяют за месяц с 13.03.2021 по 12.04.2021.
В результате расчет выходного пособия при сокращении штата происходит по следующем алгоритму:
Как определять среднедневной и среднечасовой заработок
До того, как рассчитать выходное пособие при сокращении, необходимо обязательно вычислить среднедневной или среднечасовой (при суммированном учете) заработок. Во всех случаях расчет среднего заработка производят исходя из заработной платы и отработанного времени за 12 месяцев до месяца, в котором проводят вычисление. Для этого проводят следующий комплекс действий:
Сроки начисления и порядок выплаты пособия
По общему правилу выплата пособия при сокращении штата должна быть проведена в последний рабочий день сотрудника. Если сделать это нет возможности, перечислить сумму необходимо не позднее дня, следующего за днем обращения работника за расчетом (ст. 140 ТК РФ).
На практике, для того чтобы назначить выходное пособие при сокращении штата, издают приказ в произвольной форме, хотя законодательство издания такого документа не требует. Он обычно включает:
Пример расчета пособия при сокращении штата
Сотрудницу увольняют в связи с сокращением 10.03.2021. Она трудится по пятидневному графику работы. За период с 01.03.2020 по 28.02.2021 ее заработок составил 586 213 руб. Всего ею отработано за это время 238 рабочих дней. Как считать выходное пособие при сокращении штата для этого примера?
1. Определим среднедневной заработок: 586 213 / 238 = 2463,08 руб.
2. Определим количество рабочих дней в расчетном периоде: с 11.03.2021 по 10.04.2021 – 22 рабочих дня.
3. Проведем расчет пособия по сокращению штата: 2463,08 × 27 = 54 187,76 руб.
Посчитали – прослезились: какие выплаты положены работнику при сокращении
В сложных экономических условиях многие работодатели вынуждены уменьшать количество рабочих мест. Сокращение персонала — это особая форма увольнения. По закону работодатель обязан не только оплатить труд работников, но и поддержать их материально в период поиска нового места. Общая сумма выплат выходит настолько серьезной, что может пробить брешь в бюджете предприятия. Поэтому, важно просчитать заранее, во сколько обойдется расставание с лишним персоналом. Подробности в нашем материале.
Выплаты в день увольнения
Первый «пакет» выплат нужно произвести в день увольнения работника. В него входит:
Зарплата
Работнику выплачивают зарплату за то количество дней, которое он успел отработать в месяце увольнения, вместе с положенными надбавками и премиями.
Компенсация за неиспользованный отпуск
Каждому сотруднику, который работает по трудовому договору, полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Неиспользованные дни отпуска не сгорают, а копятся. При увольнении работодатель обязан выплатить за эти дни компенсацию.
Размер компенсации при увольнении по сокращению рассчитывается по стандартному алгоритму, никаких особых нюансов нет. В рамках данной статьи порядок расчета компенсации мы рассматривать не будем.
Выходное пособие
В общем случае размер выходного пособия равен среднемесячному заработку.
Отдельные правила установлены для срочников, трудовой договор с которыми был заключен на период меньше 2 месяцев, и сезонных работников. Этим категориям работников выплачивают выходное пособие только за первые две недели после увольнения.
Сумму пособия рассчитывают так:
Важно: при подсчете количества дней учитывают не только рабочие, но и праздничные нерабочие дни (постановление КС РФ от 13.11.2019 № 34-П).
Пример: зарплата кассира — 40 000 руб. 17 мая 2021 кассира уволили по сокращению штата. Рассчитаем сумму выходного пособия.
Расчетный период для определения суммы пособия включает в себя месяцы с мая 2020 года по апрель 2021 года (12 месяцев перед месяцем, в котором работника исключили из штата).
Заработок кассира за этот период составил: 480 000 руб. (40 000 руб. * 12 мес.). За расчетный период кассир отработал 247 дней.
Среднедневной заработок: 1 943,32 руб./дн. (480 000 руб. / 247 дн.).
В 1-ом месяце после увольнения (с 18.05.2021 по 17.06.2021) 22 рабочих дня. 14 июня — праздничный нерабочий день, учитываем его при расчете.
Выходное пособие составит: 44 696,36 руб. (1 943,32 руб./дн. * 23 дн.).
Важно: среднемесячный заработок работника, который в расчетный период отработал полностью норму рабочего времени, не может быть меньше одного МРОТ.
Выплаты после увольнения
Казалось бы, формальности с работником утрясли, деньги выдали — до свидания. Но не все так просто. Уволенный работник может получить от старого работодателя еще несколько выплат.
Средний заработок на период поиска новой работы
Такая выплата полагается сокращенному сотруднику за 2-й и 3-й месяц после увольнения, если он не нашел новую работу. За 1-й месяц ничего выплачивать не нужно, ведь работнику уже выдали выходное пособие в день увольнения.
Если работник не смог трудоустроиться в течение 2-го месяца со дня сокращения, то бывший работодатель компенсирует ему период простоя из расчета среднего заработка.
Для получения выплаты работник должен предъявить трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на новое место работы (сведения о трудовой деятельности по новым правилам ведения электронных трудовых книжек).
Если работник нашел новое место в течение 2-го месяца после сокращения, то он также вправе получить выплату за те дни этого месяца, пока работы не было.
Продолжим пример: предположим, что кассир, уволенный по сокращению штата, выйдет на новую работу с 1 июля 2021 года. Значит, он вправе получить пособие от бывшего работодателя за период с 18.06.2021 по 30.06.2021. В этом периоде 9 рабочих дней.
Сумма пособия составит: 17 489,88 руб. (1 943,32 руб. / дн. * 9 дн.).
А если и в 3-й месяц после сокращения уволенный сотрудник не смог найти работу — он может претендовать на еще одну выплату среднемесячного заработка (его часть) от бывшего работодателя.
Выплата за 3-й месяц безработицы производится только при соблюдении двух условий:
Срок обращения за выплатой каждого среднего заработка — не позже 15 дней со дня окончания «безработного» месяца (2-го или 3-го).
Работодатель обязан выплатить деньги в течение 15 дней со дня обращения бывшего работника.
Трудящиеся в районах Крайнего Севера вправе получить пособие за 4-6 месяцы со дня сокращения.
Вместо выплат за 2-й и 3-й месяцы работодатель может перечислить сумму пособия единовременно в размере двукратного среднего заработка.
Пособие по больничному листу
Если бывший сотрудник заболел, он вправе потребовать у старого работодателя оплаты больничного листа. Но только при соблюдении следующих условий:
При этом работодатель оплатит только три дня больничного в размере 60 % от среднего заработка. Стаж в этом случае в расчет не принимается, а средний заработок рассчитывается за два последних года.
Штраф за несвоевременную выплату денег работникам
Если работодатель задержит положенные выплаты или выдаст их в меньшем размере, его могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Сумма штрафа для организации составит от 30 до 50 тысяч рублей, а для ИП — от 1 до 5 тысяч рублей.
Дополнительно работодателю придется выплатить работнику проценты в размере 1/150 ставки ЦБ за каждый день просрочки. Проценты начисляют со дня, следующего за установленным сроком выплаты, и по день фактического получения расчета.
Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику
Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.
В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.
При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.
Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.
Согласно пункту 9 Положения:
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.
В том же пункте 9 Положения говорится:
Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.
Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.
Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:
Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.
В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!
В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.
На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.
В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».
Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.
Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.
При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.
В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.
В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.
На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.
Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.
Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.
Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.
В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.
Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.
Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.