сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021

Когда Сретение Господне в 2021 году и как его отмечать

Когда отмечается праздник Сретение Господне 2021 и что нельзя делать в этот день – узнал Главред.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. 1611608265 5146. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-1611608265 5146. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка 1611608265 5146

Сретение Господне – праздник важный как с точки зрения церкви (это одно из двунадесятых торжеств), так и для народа.

Люди любят этот праздник за то, что он символизирует встречу зимы с весной. То есть, по сути, это праздник новой поры и новых надежд.

Когда Сретение Господне в 2021 году

Дата праздника неизменна – это всегда 15 февраля. Сретение Господне 2021 отмечается в понедельник.

По народным приметам, это день, когда зима встречается с весной в 2021 году. Само слово «сретение» и означает «встречу».

Это первая встреча весны. Потом будет еще две: на «сороки» (День сорока святых 22 марта, на пару дней позже дня весеннего равноденствия), а третья – на Благовещение (7 апреля).

Чему посвящен праздник Сретение Господне

По приметам, праздник знаменует поворот на весну, начало нового сезона в природе. В народе говорят, что именно на Сретение приходятся последние морозы зимы – дальше уже и дороги размокают из-за оттепели, и снег на реках непрочный, ломкий становится.

История праздника Сретение Господне тоже связана со встречей: в этот день Дева Мария с мужем Иосифом принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм – где Его повстречал старец Симеон.

Глубинный смысл праздника Сретение — это встреча всех христиан (в лице старца Симеона) с Господом нашим.

Христа принесли в храм на 40-й день его жизни. По традиции, всех младенцев спустя 40 дней после рождения принято посвящать Богу. Обряд крещения в современных условиях также проводят спустя 40 дней после рождения.

В какой день недели и в каком возрасте крестят детей (можно ли крестить ребенка до 40 дней) и когда нельзя крестить ребенка – читайте в материале Календарь крещения ребенка 2021: когда можно и когда нельзя крестить ребенка.

Сретение Господне: что нельзя делать и приметы

На Сретение принято ходить в церковь: молиться, святить воду и свечи. Сретенские свечи зажигают лишь в час особого отчаяния и беды.

На праздничный стол принято подавать блины, а на само застолье звать всю родню.

В Сретение Господне нельзя:

Приметы на Сретение Господне подскажут, какой будет погода весной 2021 года:

⇒ Если вечером морозно, а небо звездное – это к поздней весне.

⇒ Оттепель обещает раннюю весну.

⇒ Снег идет – весна будет дождливой и затяжной. Также снег с утра – к урожаю ранних зерновых, в обед – средних, а после обеда – поздних зерновых. Метель и вьюга предупреждали, что хорошего урожая в этом году ждать не стоит.

⇒ Если солнце ни разу из-за облаков не показалось – после 24 февраля ждали прихода власьевских морозов.

⇒ Ветреный день – к урожаю фруктов. С этой же целью суеверные садоводы трясут фруктовые деревья в этот день – «чтоб были с плодами».

Можно ли жениться на Сретение Господне

Проводить венчание в дни больших церковных праздников (тем более, накануне поста) не рекомендуется. Играть свадьбу принято уже после Пасхи.

В какие дни можно венчаться в 2021 году по венчальному календарю и благоприятные даты для свадьбы по лунному календарю 2021 – читайте в материале Православный календарь свадеб 2021 и благоприятные дни для венчания.

Источник

Когда и какого числа отмечают праздник Сретение Господне в 2021 году

Сретение Господне – это один из двунадесятых праздников. Последние являются самыми значимыми после Пасхи и посвящены земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. Со Сретением связаны интересные традиции и обычаи. Многие из них сохранились до наших дней. Верующие люди заранее узнают, какого числа его отмечают, чтобы выделить время для церковной службы. Считается, что освященные в этот день свечи и вода способны помочь человеку в сложных жизненных ситуациях.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. Sretenie Gospodne. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-Sretenie Gospodne. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка Sretenie Gospodne

Когда и какого числа отмечается Сретение Господне в 2021 году

Церковные праздники бывают переходящими и непереходящими. Дата празднования первых из года в год меняется, а вторых – остается неизменной. Сретение относится к непереходящим. Каждый раз его отмечают 15 февраля. В 2021 году это понедельник. Официальный выходной в этот день не предусмотрен.

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, богослужение переносят на 14 февраля. Такое случается крайне редко.

Дата празднования выбрана не случайно. Ее считают от Рождества Христова. На сороковой день от 7 января Богородица принесла маленького Иисуса на руках в священную обитель, чтобы там крестить его и отдать на служение Богу. В прошлом Сретение праздновали 2 февраля. Изменения произошли после перехода православных христиан с юлианского календаря на григорианский.

Какой это праздник и что он означает

Чтобы понять значение праздника, необходимо изучить историю. Как говорится в священном писании, однажды у священнослужителя Симеона было ведение, в котором к нему явились ангелы. Святые поведали представителю духовенства о том, что однажды он встретится с сыном Божьим и выполнит важную миссию.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. Sretenie Gospodne1. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-Sretenie Gospodne1. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка Sretenie Gospodne1

После этого прошло много десятков лет, однако знаменательное событие все не наступало. И вот однажды в храм пришла Дева Мария с ребенком на руках. Старец сразу почувствовал, что момент настал. Он аккуратно взял дитя на руки, посмотрел на его и отдал обратно матери. Симеон понял, что он держит на руках Спасителя человечества, и что люди будут находиться под божьей защитой. Спустя некоторое время священнослужитель умер. В народе его прозвали Симеоном Богоприимцем.

Смысл праздника заключается в том, что случилась знаменательная встреча Иисуса с народом в лице священнослужителя. Она олицетворяла единение и гармонию. Еще одно значение, которым наделяет церковь этот праздник – это встреча Нового и Ветхого Завета. Дата вошла в историю и ее начали отмечать последователи Иисуса. В этот день верующие открывают Господу душу и принимают его с умиротворением и радостью, как это в свое время делал Симеон.

Как проходят богослужения на Сретение

Первые свидетельства о праздновании Сретения относятся к IV-V векам. До этого периода знаменательная дата не являлась самостоятельным событием и завершала празднование рождения Сына Божьего. С тех пор на протяжении более чем 1400 лет в этот день ежегодно во всех церквях и храмах собираются верующие. Представители духовенства надевают самые лучшие одеяния белого или голубого цвета.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. Sretenie Gospodne2. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-Sretenie Gospodne2. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка Sretenie Gospodne2

Посетители святой обители зажигают свечи около иконы Симеона, Богоматери или Иисуса. После этого они молятся от чистого сердца. Обычно они просят здоровья, поминают усопших и благодарят Господа за все, что имеют. Во время Литургии священники освящают свечи, читая над ними мощные молитвы. Впоследствии они раздают их верующим и нуждающимся, которые находятся в храме или просто проходят рядом. Этот жест символизирует воссоединение Бога с людьми. Такие свечи приносят домой, и хранят весь год. Их зажигают в экстренных случаях. К таковым относится тяжелая болезнь, сложные роды, стихийное бедствие. Освященную свечу ставят возле умирающего человека. Это помогает ему отойти в иной мир без мучений.

Еще одной сретенской традицией является освящение воды. По своим свойствам она не уступает крещенской. Ее можно употреблять внутрь или использовать для умывания, если человека беспокоят неприятные симптомы. В народе также существует мнение, что жидкость защищает от порчи и сглаза, помогает увеличить надои коров. Поэтому ею окропляют не только домочадцев, но и домашних животных.

Обычаи и традиции

В Сретение верующие с самого утра стараются создать себе позитивный настрой и отпустить негатив, обиды. Если нет возможности отстоять всю службу, они идут в церковь, чтобы просто помолиться, попросить у Господа прощения за грехи и зажечь свечу. Считается, что в этот день особой силой обладает икона «Умягчение злых сердец», на которой изображена Богородица с пронизанным семью мечами сердцем. К ней обращаются с просьбой о примирении близких людей и защите от гнева, враждебного отношения.

В Сретение Господне доброта должна царить не только в разговорах, но и делах. Приветствуется благотворительность и всякого рода помощь нуждающимся.

Христиане любят приурочивать важные жизненные события к большим праздникам, поэтому 15 февраля часто крестят детей и венчаются. На Руси, придя домой из храма, семья садилась за праздничный стол, на котором обязательно присутствовали блины. Нередко на обед звали родственников. Во время трапезы собравшиеся вели разговоры о жизни. После окончания праздника христиане готовились к выполнению огородных работ.

Что нельзя делать на Сретение

Церковные праздники – это время для посещения святой обители, молитв и душевного общения с близкими людьми. Все остальные земные дела в эти периоды считаются лишними. Ведь никто не станет мыть полы или чистить ковры в новогоднюю ночь. Вот и в церковные праздники от этого лучше воздержаться. Выполнение тяжелой и грязной работы в этом случае считается грехом. Это может навлечь беды не только на человека, но и его семью и даже деревню.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. Sretenie Gospodne3. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-Sretenie Gospodne3. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка Sretenie Gospodne3

Что еще нельзя делать:

Славяне крайне негативно относились к воровству в любое время, однако решиться на это преступление в Сретение Господне, согласно представлению христиан означало накликать на себя страшную беду. Считается, что согрешившему человеку, придется расстаться со всем, что ему удалось накопить за свою жизнь.

Приметы на 15 февраля

В Сретение человеку выпадает шанс изменить жизнь к лучшему – загаданные в этот день желания часто сбываются. Кроме того, с церковным праздником связано большое количество народных примет. Если проявить наблюдательность, можно спрогнозировать погоду и урожай зерновых культур.

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. Sretenie Gospodne4. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-Sretenie Gospodne4. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка Sretenie Gospodne4

Наиболее точные приметы:

Людьми, родившимися на Сретение, движет две страсти – любовь и неуступчивость. Чтобы привлечь в жизнь счастье и удачу, им нужно носить украшения с сапфиром и сердоликом.

Сретение – это большой праздник, который отмечают православные и католики. В этот день даже тем, кто не особо близок к Богу, рекомендуется сходить в церковь, чтобы ощутить радость и счастье от долгожданной встречи народа с Богом, от свершения пророчеств и предсказаний. Это позволит принять в свою душу покой и умиротворение от осознания существования истинной веры. А вы посещаете церковь в Сретение Господне?

сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. foto2. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021 фото. сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021-foto2. картинка сретение господне в 2021 какого числа когда празднуется 2021. картинка foto2

Привет! Меня зовут Надя. Я рада видеть вас на своем сайте «Блог хозяйки» о ведении домашнего быта. Я работающая домохозяйка, поэтому меня очень интересуют темы о том, как убираться быстро и эффективно, готовить вкусно, а отдыхать весело. Буду рада знакомству. Если возникнет вопрос, пишите в комментариях или через форму контакта с пометкой «для Нади».

Источник

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Историческое содержание

Сказание о Сретении Господнем

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою (Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев.12:7-8, 12:2-4).

– Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (Евр.1:2), и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

«Не имел я, – как бы так говорил он, – мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе – Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин, – Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: «Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис.46:2).

Примечания

[1] По силе этого закона в память того, что в ночь пред исходом евреев из Египта Ангел-Погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для сего избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра.

[2] Священный сикль составляет на наши деньги около 5 коп.

[3] По сказанию святого Димитрия Ростовского, святые отцы добавляют, что святый пророк Захария, родитель Предтечи, пришедшую во храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи, при виде сего, начали выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение Своей твари, как угодно Его изволению, – а равно – и устроение того, чтобы Дева родила, и по рождестве пребыла Девою: «по сему и я сию Матерь не устранил – сказал он, – с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

[4] Пророчество о 70-ти седминах находится у Даниила 9-я гл.

[5] Под образом ветхого днями, т. е. глубокого старца, видел Бога пророк Даниил (Дан.7:9-13). В Свящ. Писании старость иногда служит символом вечности Божией.

[6] В предмет пререкания, в спорное знамя, – образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знаменем пререкания в том же смысле, что одни – неверующие – силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же – верующие – стояли и стоят под этим знаменем и за него ратуют.

[7] Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явление Обетованного Мессии, истинных израильтян, которые, без сомнения возрадовались радостию великою, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.

[8] Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, в 40 г. до Р. Хр., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.

[9] Лк.2:39. Вифлеем – маленький город, недалеко от Иерусалима, по направлению к югу, а от Назарета, галилейского города, Вифлеем находится на расстоянии дней трех пути или немного более.

[10] Император Юстиниан Великий царствовал е 527 до 566 года. Указ о торжественном праздновании Сретения Господня по всей империи издан был им в 542 году.

[11] На этот праздник есть указания в сочинениях отцов Церкви III, IV и V веков.

[12] Здесь разумеется Антиохия – один из древнейших и богатых городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать христианских церквей из язычников. В настоящее время Антиохия представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10-ти тысяч жителей.

[13] Евфрасий был епископом Антиохийским от 523 до 527 г.

[14] В память прекращения язвы, бывшей в Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии, в некоторых местах принято Церковию исходить с литиею пред литургиею вне обителей и во время этого крестного хода воспевать стихиры праздника и канон, по обычаю; а по возвращении во храм совершать Литургию.

[15] В кондаке на Сретение Господне Церковь воспоминает избавление от бед, постигших восточную церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане.

На пути ко Встрече

Встречи бывают разные. Одни из них проходят без следа и тут же забываются, другие остаются, а иногда определяют всю нашу дальнейшую жизнь. Но есть единственная в мире Встреча, не только сохранившаяся в Священной истории, но даже ставшая великим ежегодным христианским торжеством (2/15 февраля). Его славянское архаическое название – «Сретение» – так и переводится: «Встреча». Об этой знаменательной встрече, происшедшей за несколько лет до наступления календарной «новой эры», мы читаем во второй главе Евангелия от Луки. Попытаемся представить себе происходящее.

Две тысячи лет тому назад пыльная дорога между Вифлеемом и Иерусалимом была, как обычно, наполнена звучными аккордами дорожной суеты, – возгласами погонщиков, криками животных и скрипом колес. Благочестивые паломники и деловитые негоцианты, суровые римские легионеры и мирные поселяне двигались по ней в обоих направлениях. Ничем не выделялась среди других и скромная чета, совершавшая свой знаменательный путь уже очень давно – на исходе времен, именуемых теперь «ветхозаветными».

Юная мать с сорокадневным младенцем-сыном восседала на кротком ослике, мерившем каменистую дорогу своими дробными шажками. Ослика вел под уздцы пожилой сухощавый мужчина, седовласый и седобородый, с печатью мужественного благообразия и нелегких житейских забот на загорелом челе. Кожаные сандалии на его ногах видели немало дорог, а простая одежда и огрубевшие руки выдавали в нем человека мастерового.

Этой четой были Иосиф и Дева Мария. Решив обосноваться в Вифлееме, на родине своих царственных предков, они направлялись в Иерусалимский Храм, чтобы совершить предписанные в этот день законом Моисея обряды. Сорокадневный первенец посвящался Богу, а над матерью совершался обряд послеродового очищения. При этом в жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу.

Мы не знаем, какие мысли владели Святым Семейством. Деву Марию, вероятно, смущал предстоящий обряд очищения. Ее супруг наверняка сокрушался о своей бедности, не позволившей скопить денег на предписанного законом жертвенного агнца. Со смущением поглядывал он на сделанную им легкую деревянную клетку, предназначенную для двух «птенцов голубиных». Иосиф купит их на шумном торжище у Храма, и они станут заместительной жертвой, приносимой в этом случае бедными семьями. Можно быть уверенным лишь в одном: ни Пресвятая Дева, ни праведный Иосиф не предполагали о скорой и знаменательной Встрече в Иерусалимском Храме, затмившей обязательные священные обряды настолько, что евангелист Лука упомянул о них лишь мимоходом: «Когда они совершили всё по Закону Господню, то возвратились. в свой в город».

«Ныне отпущаеши…»

Переступив порог храмового двора, путники увидели величественного старца, шествовавшего им навстречу. Звали его Симеон. Этому таинственному мужу «было обещано Духом Святым», что он не умрет, пока не встретит Мессию (Христа). Согласно средневековому преданию, Симеон был одним из переводчиков Библии на греческий язык. Переводя Книгу пророка Исайи, он усомнился в пророчестве о рождении Мессии-Эммануила от Девы (7 глава), был наказан за это томительным ожиданием и жил неимоверно долго – более трех столетий! Ученый старец стал олицетворением всего Ветхого Завета, смысл истории которого воплощался в многовековом ожидании Спасителя мира. Симеон одряхлел и устал, его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя чужим на этой земле.

Но наступил день, замкнувший череду нескончаемых лет, и мудрец, пресыщенный днями, направился в Храм. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон сразу узнал всю жизнь ожидаемого Мессию. «Наконец-то! – вырывается вздох из его груди. – Совершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти, чтоб приложиться к праотцам».

Приняв Богомладенца на руки (и получив за это прозвище Богоприимец), стоя на пороге Нового Завета, переступить который ему не дано, произносит он от лица ветхозаветного человечества свои знаменательные слова, ставшие молитвой и повторяющиеся за каждой Вечерней:

«Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего,
исполнив слово Твое, Владыка,
ибо видели очи мои спасение Твое,
уготованное Тобою для всех народов –
свет для просвещения язычников
и славу народа Твоего Израиля»
(пер. С. Аверинцева)

Символика встречи бесконечно перерастает буквальное значение этого евангельского события, и оно становится встречей Ветхого и Нового Завета, оправданием и исполнением в Иисусе Христе древних мессианских чаяний. Для иудеев Он – слава, для идолопоклонников-язычников – свет.

Прозревая ту борьбу, которая развернется вокруг личности явившегося в мир Христа (ибо Его учение станет камнем преткновения для многих), старец Симеон прибавил, обратившись к юной Марии: «И Тебе Самой душу рассечет меч…». Эти слова будут сопровождать весь крестный путь Богоматери: от обагрившихся кровью невинных младенцев ночных улиц Вифлеема до страшного холма со зловещим названием Голгофа («Череп»).

Таково основное содержание и смысл праздника Встречи-Сретения, завершающего собой цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир Богочеловека Иисуса Христа.

К истории праздника

Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе – «Паломничестве ко Святым местам» (Peregrinatio ad Loca Sancta); этот ценнейший памятник датируется концом IV в. и принадлежит перу любознательной западной паломницы Этерии (в старой литературе – Сильвия Аквитанка). Ее Перегринацио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Эпифании (Богоявления)», – зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью.

Источники свидетельствуют, что праздник Сретения возник и в IV-V веках существовал в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве торжества, завершающего сорокадневный цикл Богоявления (греч. Эпифания, или Тэофания), посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий. Этим объясняется первоначальное отсутствие у него собственного литургического заголовка и именование его, по формальному хронологическому принципу, – «Сороковым днем от Эпифании».

По завершении решающей стадии христологических споров (на Халкидонском Соборе 451 г., утвердившем догмат равночестного единения человеческой природы Логоса Воплощенного с Его Ипостасным естеством) ничто не препятствовало богослужебному прославлению знаменательных событий в земной жизни Иисуса Христа. К этому времени и относится появление Сретения в качестве самостоятельного владычнего (господского) праздника годового цикла в календарях столичных Церквей: Рима (конец V в.) и Константинополя (1-я половина VI в.).

«Отдание» Рождества

История рождественского цикла и его литургического становления весьма сложна и выяснена лишь в своих общих чертах. Исторически несомненным является то, что из некоего синтетического праздника Тэофании (Богоявления), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение в Храме Иерусалимском. В него включены и менее торжественные праздники, являющиеся как бы производными от этих основных: Неделя святых праотец и др.

Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью». А поэтому «и не ошибется тот, кто признает его [Сретение] праздником праздников, субботой суббот, назовет [его] святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем [воплощении] Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».

Литература: Рубан Ю. И. Сретение Господне. (Опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994. – 213 с., илл. (Приведены подробные библиографические указания.) Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: РГГУ, 1997.

Поэтическая страничка (приложение)

Сретенье – Иосиф Бродский
Анне Ахматовой

Когда Она в Церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.

Тот Храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:

«Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это

Дитя: Он – Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами Храма, как некая птица,

что в силах взлететь, но не в силах
спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,

предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия

согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему Храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами Храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *