стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали

Приказы как органы власти на Руси

Приказы как органы власти на Руси

стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. P. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-P. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка P

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Из истории названия

Из истории возникновения приказов

    Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

    Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

    Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.

    Другие названия приказов:

    палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

    Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

    Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

    Приказы в России

    Приказ

    Какими делами ведал

    1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

    Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

    Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

    С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

    Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

    В 1681 году объединён с Судным приказом.

    С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

    Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

    Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

    Устюжская четверть

    Ведала финансами и судом на данной территории.

    С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории.

    50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

    Патриарший казённый приказ

    В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

    Приказ каменных дел.

    Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

    При Михаиле Фёдоровиче,

    При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

    При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.

    При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

    Приказ строения богаделен

    Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

    С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

    Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

    Состав приказов

      Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.

      Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

      Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

      Источник

      Приказы в XVII веке в России

      Приказы — органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.

      Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.

      Предпосылки введения приказов в систему центральной власти

      В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».

      Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).

      Структурные особенности системы приказов XVII века

      Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.

      Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный

      Деятельность при непосредственном участии царя.

      Административное и судебно-полицейское

      Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.

      Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.

      Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.

      Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.

      Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.

      Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.

      Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.

      Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.

      Территориальное (областное) управление

      Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.

      Ведали делами определённых территорий

      К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.

      Состав, устройство и функционирование приказов

      Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.

      Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.

      Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.

      Источник

      Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

      Чтобы понять, что такое приказы, необходимо обратиться к истории Руси того периода, когда московские князья создали единое национальное государство. Эти органы управления просуществовали до эпохи Петра I. Царь-реформатор заменил старые приказы новыми коллегиями.

      Зарождение

      В XV веке московские князья окончательно присоединили к своим владениям все оставшиеся независимыми русские княжества и республики. В каждом из этих мини-государств существовала собственная система внутреннего управления. Из-за этого новая Московская держава существовала в состоянии административной анархии.

      За исправление этой ситуации взялся князь Иван Васильевич III (правил в 1462-1505 гг.). Что такое приказы? В то время это были временные органы власти, в которых работали приближенные к государю чиновники и бояре. Они ведали определенной сферой (казной, армией, сношениями с иностранными послами) и т. д. «Быть в приказе» означало исполнять поручение великого князя. От этого выражения и произошло название большинства государственных органов на Руси в XV-XVII вв.

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. 23175. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-23175. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка 23175

      Хозяйственные приказы

      При преемниках Ивана III на великокняжеском и царском престолах приказы на Руси не только прижились, но и стали незаменимыми составными частями государственной машины. Их можно поделить на несколько групп согласно назначению.

      Логично, что первый орган управления нового образца был ответственен за Кремль и вообще все принадлежавшие князю угодья. Так возник Дворцовый приказ. Люди, работавшие в нем, следили за сохранением порядка и хозяйственными делами в резиденции московских правителей. Например, Иван III очень трепетно относился к своей собственности. При нем Москва была изрядно перестроена. В историческом центре появились новые палаты и церкви.

      От хозяйственных приказов постепенно отделился орган управления, отвечавший за состояние казны. Стабильное налогообложение всегда было важным устоем существования государства. Поэтому неудивительно, что князья безустанно следили за состоянием своего кошелька. Со временем также возник Приказ счетных дел. В его ведении были еще и косвенные налоги (например, на торговлю). Это было ведомство, осуществлявшее контроль над поступлением денег от иностранных купцов.

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. 23176. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-23176. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка 23176

      Военные и административные приказы

      Стрелецкий приказ также отвечал за сбор в войске всех военнообязанных феодалов. Эта российская система сильно отличалась от западной. В Европе в это же время почти все армии были наемными и покупались за счет государственной казны. На Руси же продолжало существовать войско, состоявшее из государевых подданных.

      Что такое приказы административного характера? Это были государственные органы третьей группы. Например, в Поместном приказе выдавали земли и поместья, предназначенные для служивших бояр. В этом органе проводили переписи населения и разрешали различные споры вокруг недвижимой собственности.

      Но сюда же можно отнести и те учреждения, которые следили за внутренним порядком в стране. В их ведении были уголовные дела, тюрьмы и вообще вся система наказаний за преступления. Это были Разбойный и Холопий приказы. В Земском отдельно следили за обстановкой в Москве – крупнейшем городе Русского государства.

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. 23177. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-23177. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка 23177

      Другие государственные органы

      Со временем создание приказов понадобилось и для самых специфических сфер жизнедеятельности государства. Например, в Ямском регулировали почтовое сообщение, а Почтовый отвечал за государственную печать (только зародившуюся в России).

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. 23178. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-23178. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка 23178

      Устройство

      Чтобы подробнее уточнить, что такое приказы, необходимо взглянуть на их внутреннюю структуру. Каждый такой орган власти, несмотря на разношерстность целей, обладал примерно одинаковым устройством. Внутри него было две части. В одной велись все исполнительные дела, в другой – письменные (оформление, грамот, указов и т. д.).

      Сотрудники приказов назывались по-разному: судьями, дьяками и подьячими. Они назначались верховной властью – указом царя. Оспорить решение, которое вынес государственный приказ, можно было только отправив челобитную государю. Для суда существовала специальная царская дума, состоявшая из его приближенных.

      Тот факт, что учреждение приказов было важным для верховной власти, подчеркивает официально обращение, использовавшееся в приказных бумагах. Эти государственные органы распоряжались от имени царя, что подчеркивалось в начале каждой грамоты.

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. 23179. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-23179. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка 23179

      Чиновники

      Первыми дьяками, работавшими в приказах, были бояре, которые получили эту должность от Ивана III. Однако они не были профессионалами – людьми, которых бы с самого начала государственной карьеры обучали административной службе. Эта проблема недостатка высококвалифицированных кадров была решена далеко не сразу. Лишь со временем в приказах стали появляться дьяки, дослужившиеся до этой должности из подьячих и мелких чиновников.

      В период расцвета системы приказов в Москве находилось 38 подобных учреждений. В них работало около 70 дьяков, которые были чиновничьей элитой государства. При этом получить такую должность можно было и не принадлежав к высокородной боярской семье.

      Некоторые дьяки за свою службу получали место в Думе. Как правило, они совмещали свои должности, продолжая работать в «родном» приказе. Среди них в разное время выделялись блестящие государственные деятели. Например, это были выходцы из Посольского приказа – два брата Щелкаловых и Иван Висковатый.

      Источник

      Приказы как органы власти на Руси

      Приказы как органы власти на Руси

      стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. P. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали фото. стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали-P. картинка стали появляться первые приказы какими вопросами они ведали. картинка P

      Картина Янова А.С.1880-е годы.

      Серпуховской художественно-исторический музей.

      Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

      Приказы

      Из истории названия

      Из истории возникновения приказов

        Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

        Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

        Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.

        Другие названия приказов:

        палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

        Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

        Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

        Приказы в России

        Приказ

        Какими делами ведал

        1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

        Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

        Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

        С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

        Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

        В 1681 году объединён с Судным приказом.

        С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

        Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

        Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

        Устюжская четверть

        Ведала финансами и судом на данной территории.

        С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории.

        50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

        Патриарший казённый приказ

        В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

        Приказ каменных дел.

        Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

        При Михаиле Фёдоровиче,

        При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

        При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.

        При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

        Приказ строения богаделен

        Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

        С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

        Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

        Состав приказов

          Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.

          Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

          Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

          Источник

          Приказы на Руси

          Приказная реформа 1553-1560гг

          (инфа из учебника Орлова)

          В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти.

          Отныне великий князь Московский стал называться царем.В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума.

          Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового государственного органа — Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов.

          В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. По подсчетам специалистов, состоялось более 50-ти Земских соборов. Последние Земские соборы собирались в России в 80-е годы XVII в. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор — представители высшего духовенства.

          На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в.Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управление отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили)боярам. Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.

          В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (ведал артиллерией), Стрелецкий (ведал стрельцами), Оружейная палата (Арсенал).

          Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, — Поместный приказ, холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например, приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца — присоединенным Казанским ханством.Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник.

          Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель.

          Приказы как органы власти на Руси

          В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов — в городах.

          Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти.

          В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей.

          В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600 га земли.Военная реформа 1549-1552Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны.Ядро армии составило дворянское ополчение.

          Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

          Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны был выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

          Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е.

          по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е. по набору). Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество.

          В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе паря и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г.

          и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам.

          Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства.

          Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались новым нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. В то же время реформы середины XVI в. создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

          ИЗБРАННАЯ РАДА: Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада.

          Так назвал его на польский манер Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д.Курлятев, А Курбский, М.Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И.

          Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г., она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. Избранная Рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.

          18.Социально-экономический и политический кризис Московского социума во второй половине ХУ1в. (Опричнина и её последствия)

          Опричнина (внешняя политика) — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.

          Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме»(из учебника Орлова 83 стр)

          Опричнина. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии.

          Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области).

          Оттуда он обратился в столипу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти изза измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме.

          Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столипы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

          Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

          Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину 92 Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины.

          В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями.

          Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

          Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии.

          До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, — это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

          Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди) в 50 км от Москвы крымчаки потерпели сокрушительное поражение от 93 русского войска, возглавил которое опытный полководец М.И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г.

          была преобразована в «Государев двор». Рад историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с «человеческим лицом». Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны — «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой».

          Уничтожение членов боярской думы:

          34 боярина — казнь =>15 — в монахи =>3

          9 окольничих — казнь => 4

          2) Уничтожен класс собственников

          4) Разрушены ремесленно-торговые центры (посады в Москве, Новгороде, Пскове)

          5) Усиление крепостного гнета. 1565г. — роздано 1500 поместий и вотчин

          6) Центральные районы (пашня) с 15 дес. до 4 дес.

          7) Установление отношений подданства.Слом механизма нравственного и юридического регулирования общественных отношений

          8) Нарушены комплектование и организация войска.

          5-6 тыс опричников = 1/3 войска

          9) Жертв по синодику Ивана IV примерно 22 тыс

          10) Огрубление нравов и усиление жестокости законодательства

          Политические: Укрепление режима личной власти, установление отношений подданства, ликвидация пережитков удельной системы, нарушение системы комплектования войска

          Социально-экономические: снижение уровня экономического развития, продолжение процесса государственного закрепощения крестьян, уменьшение колличества трудового населения

          Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70-80-х годов XVI века».

          Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны.Более 50% пашни остались необработанными.

          Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раз. В 1570-1571 гг. По стране прокатилась эпидемия чумы.Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянина- к земле феодалов-землевладельцев.

          В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Опричнина имела тяжёлые последствия для страны, ослабила её политически и экономически, однако, и власть бояр была таки же подорвана. Крестьяне бежали на окраины. Чтобы их остановить, в 1581 введены «заповедные лета».

          Приказы — органы центрального управления в XVI — начале XVIII вв. Название происходит от термина «приказ» — в значении «особое поручение». Создание приказов и складывание приказной системы, начавшееся в конце XV–начале XVI вв., знаменовало дальнейшую централизацию единого Российского государства, которому были необходимы постоянно действующие органы управления различными сферами жизнедеятельности.

          Как правило, приказы совмещали административные, финансовые и судебные функции, причём последние нередко преобладали. В течение XVI в. были созданы приказы: Большого дворца (ведал дворцовым хозяйством и др.), Земский (ведал управлением Москвы ), Казенный (ведал царской вещевой казной; соединён с приказом Большого дворца), Разрядный, Стрелецкий и Поместный (ведали организацией войска и его снабжением), Разбойный ( ведал контролем за ведением уголовных дел), Посольский (ведал международными делами) и др.

          приказы. Часто сходные функции дробились между различными приказами. Так, в XVII в. созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский,Городового дела, занимавшиеся военными делами. Наряду с общегосударственными существовали приказы с областной компетенцией (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четверть, Малороссийский приказ и др.)

          С усложнением и расширением функций самодержавного государства учреждались всё новые и новые приказы.

          В середине XVII в. созданы специальные приказы — Тайных дел и Счётный, на которые возлагалась задача контроля за деятельностью всех приказов. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей.

          Наиболее крупные приказы возглавляли судьи, имевшие чин боярина или окольничего.

          Приказная система на Руси

          Большую роль в деятельности приказов играли дьяки, осуществлявшие непосредственное делопроизводство. В начале XVIII в. приказы заменены коллегиями. Помимо центральных учреждений приказами назывались также некоторые местные органы дворцового управления — Новгородский и Псковский дворцовые приказы, подчинявшиеся приказу Большой казны.

          В XVI — XVII вв. приказами называли также стрелецкие полки.

          Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения

          39. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

          Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части.

          Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

          Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

          Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

          (в ред. Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 161, от 16.05.2017 N 210)

          41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

          Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

          Учреждение приказов на Руси

          Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

          42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

          Приказы отдаются в порядке подчиненности.

          При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

          Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.

          При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

          Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

          О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

          Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

          Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям статьи 41 настоящего Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.

          Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.

          Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от старшего командира (начальника) новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа выполняет его.

          Начальник, отдавший новый приказ, сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

          Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу.

          Источник

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *