Standalone vst что это
Standalone vst что это
VST (Virtual Studio Technology) – формат звуковых плагинов, внедрённый фирмой Steinberg. Формат распространён довольно широко и многие знают, что это такое и с чем его едят… Но до сих пор на форумах вижу посты типа: «Что такое VST?» или «Я установил VST инструмент, а он не работает. Даже ярлыка на рабочем столе и exe’шника у неё нету…» и т.д Итак, в двух словах: что это такое и как работает.
Что такое Vst инструменты (VSTi).
Источник звука, управляемый по midi. Это может быть Синтезатор, Сэмплер или Ромплер. Для того, чтобы Vst плагин функционировал, нужна хост программа, с помощью которой вы получите доступ к нему.
Всё просто: сначала устанавливаете хост программу (например: Sonar или Cubase, Nuendo, Fruity Loops, Logic и т.д. и т.п.). Затем, устанавливаете сам Vst инструмент, после его инсталляции, запускаете хост программу и пользуетесь.
Немного о содержании самих плагинов.
Standalone.
Это самостоятельные версии плагинов, не требующие хост-программы. Вот у них – совсем всё просто: после инсталляции появляется и экзэшник (exe файл), и ярлык на рабочем столе. Запустил и работай. Один недостаток. Вы можете легко играть звуками установленного инструмента, но чтобы записать то, что играете – всё равно потребуется хост программа
Vst эффекты.
Как я уже говорил. ВСТ инструменты – это источники звука. Vst эффекты звуков не издают, они обрабатывают входящий звуковой поток. Всё остальное справедливо из написанного выше.
Dx, Dxi
Dxi инструменты и эффекты – альтернатива VST, формат разработанный Microsoft. Кардинальных отличий никаких, форматы идентичны по многим параметрам. Многие программы в равной степени поддерживают как ВСТ, так и Dxi плагины, кроме того, есть Vst адаптеры, легко адаптирующие их для работы в Dxi совместимых хост-программах…
Также, в оболочке при инсталляции многих плагинов есть меню, в котором вы можете выбирать, в каком именно формате устанавливать Plugin.
Эта запись была опубликована 09.06.2008 в 17:36. В рубриках: База знаний. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
Запись на стене
Гид по форматам плагинов и их совместимости с DAW
Появление формата VST в 1996 году — событие, изменившее музыкальную индустрию и методики создания музыки с помощью компьютера. Протестировав возможности VST и выложив ее в свободный доступ, компания Steinberg открыла двери в мир творчества всем и каждому, вне зависимости от социального и финансового положения.
Технология позволила перенести аналоговые музыкальные инструменты в цифровую среду, а обработку звукового сигнала доверить ресурсам компьютера. Со временем разработкой схожих форматов занялись и другие компании: Apple адаптировала технологию для операционной системы macOS, создав формат Audio Units (AU), а Digidesign занялась развитием технологии Real Time AudioSuite (RTAS), поддержка которой появилась в Pro Tools.
В 1999 году Steinberg обновила формат до версии 2.0, добавив поддержку виртуальных инструментов, позволивших создавать цифровые версии музыкальных инструментов и использовать их внутри цифровых рабочих станций или в виде самостоятельных программ.
Сегодня VST-плагины стали именем нарицательным — этим термином в разговорной речи музыканты обозначают виртуальные инструменты и эффекты в любом формате. И если «матерые» музыканты понимают, о чем идет речь и какие плагины нужны, то молодых музыкантов такое обобщенное обозначение приводит в замешательство: не понятно, какие виды плагинов поддерживают разные цифровые рабочие станции, в чем разница между форматами (этого иногда не знают и те, кто «в теме»), какой разрядности отдавать предпочтение и как не ошибиться с выбором.
Основные форматы музыкальных плагинов
VST
VSTi
VST3
AU
RTAS
AAX
DXi
ReFill
VST (Virtual Studio Technology)
VST (от англ. Virtual Studio Technology — Технология Виртуальной Студии) — самый популярный формат плагинов на сегодняшний день, поддерживающий работу в среде Windows, macOS и Linux. Плагины зависят от ресурсов компьютера (являются нативными) и подключаются к звуковым и музыкальным программам и рабочим станциям, и функционируют в режиме реального времени. Формат VST изначально разрабатывался совместными усилиями Steinberg и Propellerhead, но впоследствии Propellerhead покинула проект по разработке VST.
Несмотря на то, что сегодня VST-плагинами называют любые цифровые эффекты и инструменты, формат в первую очередь относится к программным аудиоэффектам (эквалайзеры, компрессоры, дилэи и т.д.), подгружаемым в рабочие станции.
VSTi (Virtual Studio Technology instrument)
В отличие от VST, VSTi-плагины представляют собой звукообразующий инструмент (синтезатор или сэмплер). В то время как VST-плагины фокусируются на звуковых эффектах, VSTi воспроизводят сигналы, имитирующие звучание реальных инструментов и синтезаторов.
Логическое продолжение VST в виде третьей версии было представлено Steinberg в 2008 году, а в 2011 году немецкая компания выпустило еще одно обновление стандарта, получившее название VST 3.5.
В чем отличия VST3 от VST и VST2:
Поставка только в 64-битном формате;
Поддержка большего количества аудиовходов (Audio Inputs) для VST-инструментов (по сравнению с VST2);
Поддержка большего количества MIDI-входов и выходов (по сравнению с VST2);
Улучшенная работа с MIDI-событиями, отвечающими за артикуляцию, силу извлечения и динамику воспроизводимых звуков;
Пониженная требовательность к ресурсам компьютера за счет оптимизации работы.
AU (Audio Units)
Формат разработан специально для операционных систем компании Apple — macOS и iOS. Фактически, Audio Units — набор API, позволяющий операционной системе генерировать, обрабатывать, воспроизводить и манипулировать звуковым сигналам с минимальным уровнем задержки.
Тем не менее, отличий от VST/VSTi — нет, если не брать в расчет, что AU могут выступать как в роли эффектов, так и инструментов. Благодаря сходству между VST и AU, некоторые компании разрабатывают специальные программы (см. FXpansion VST to AU Adapter V2 и Symbiosis), позволяющие конвертировать VST в AU.
Формат Audio Units поддерживается всеми рабочими станциями, обладающими версиями для macOS (см. таблицу).
RTAS (Real Time AudioSuite)
Формат RTAS был разработан компанией Digidesign (ныне — Avid Technology) специально для рабочей станции Pro Tools и использовался вплоть до Pro Tools 10. Отличий от VST и AU не существует — RTAS также используют вычислительные мощности персонального компьютера, просты в использовании и обладают широкими возможностями автоматизации.
Еще один распространенный формат плагинов, созданный компанией Digidesign для использования только с рабочей станцией Pro Tools.
AAX (Avid Audio eXtensions)
Вместе с выходом Pro Tools 11 в 2013 году, компания Avid отказалась от дальнейшей поддержки RTAS и представила новый формат AAX. Свое решение компания объяснила закрытостью форматов VST и AU (только Steinberg и Apple могут вносить изменения в принципы работы форматов), а также их нативностью — оба формата зависят от ресурсов компьютера, не поддерживая работу с внешними DSP-процессорами (VST/AU несовместимы с DSP, а пользователям нужны специальные версии плагинов).
Так как Pro Tools одинаково хорошо работает с нативными и DSP-процессорами, Avid решила инвестировать в разработку собственного формата виртуальных плагинов.
Основное отличие AAX от RTAS заключается в удобстве использования. AAX могут работать сразу в двух режимах (нативном и DSP), а значит пользователям больше не нужно устанавливать две версии одного и того же плагина, чтобы работать в разных студийных условиях.
DXi (DirectX plugin)
Формат плагинов от Microsoft и Cakewalk, построенный на технологии DirectX, но мало чем отличающийся от VST и AU.
Использование DirectX и стандарта Microsoft COM позволяет плагинам определяться в системе и работать с любыми звуковыми программами на ОС Windows, даже если хост изначально не поддерживает DX-плагины, но «знаком» с форматом VST. Что же касается структуры, то DirectX-плагины представляют собой особый вид DirectShow-фильтров.
Также как VST, DX-плагины делятся на два вида: DX — плагины эффектов, и DXi — виртуальные инструменты.
Специальные звуковые библиотеки, объединяющие в себе высококачественные сэмплы, MIDI-файлы, лупы, грувы, патчи и даже целые проекты композиций. Формат ReFill поддерживается и развивается компанией Propellerhead и предназначен только для использования с рабочей станцией Propellerhead Reason.В чем отличия между разными форматами плагинов?
С точки зрения практического использования, отличий между разными форматами плагинов попросту нет, а вся разница заключается в технических моментах (методика и технологии разработки), мало затрагивающих музыкантов.
Основные отличия заключаются в разрядности и методиках поставки эффектов и инструментов.
95% современных плагинов и виртуальных инструментов поставляются в виде загружаемого установщика, хотя некоторые производители продолжают выпускать коробочные версии собственных разработок (см. Native Instruments Komplete, Mixosaurus).
Количество оперативной памяти, которую компьютер может выделить на один процесс, значительно больше при использовании 64-битных операционных систем. В то время как 32-битные ОС ограничены 4 Гб памяти на один процесс, 64-битные лишены такого ограничения.
Для того, чтобы плагин и операционная система использовали всю доступную в компьютере оперативную память, плагин должен быть написан специально под 64-битные системы. При работе с 64-битными плагинами ОС гибко расходует оперативную память, грамотно распределяя ее между всеми используемыми в проекте инструментами и обработками по принципу «столько, сколько сейчас нужно». При этом те плагины, которые не используются в данный момент, ОС переводит в «режим ожидания», минимизируя потребление ресурсов компьютера.
Проблема 32-битных плагинов распространяется на плагины в форматах VST2, RTAS и DXi, в то время как VST3/AU/AAX-плагины всегда поставляются в виде 64-битных разработок. Тем не менее, многие современные DAW оснащены специальными инструментами конвертации плагинов в нужную разрядность (работает как в сторону x86->x64, так и обратно), которые незаметно для пользователя заставляют ОС думать, что работа ведется с x64-плагинами, что приводит к эффективному потреблению ресурсов ПК.
10 недорогих VST-плагинов для монтажа подкаста
Далеко не каждая рабочая станция полностью покрывает потребности монтажера в эффектах обработки. И даже если вам хватает стоковых модулей, вы всегда можете найти в интернете плагины, которые лучше встроятся в ваш рабочий процесс, или больше понравятся по звучанию. Я хочу поделиться некоторыми бесплатными или недорогими эффектами обработки, и попросил коллег по цеху также рассказать о некоторых любимых программах.
В этой статье я бы хотел ограничиться перечислением плагинов, без углубленного объяснения принципов работы эффектов. Если вам нужна помощь в установке плагинов — можете посмотреть эту статью.
Что такое VST?
VST — это аббревиатура к Virtual Studio Technology, то есть к универсальному формату плагинов для написания музыки и обработки звука. Это могут быть как синтезаторы и инструменты, так и эффекты обработки, которые сами не генерируют звук, а меняют звучание уже записанных голосов. Для использования плагинов понадобится DAW, или Digital Audio Workstation, это программа в которой вы монтируете записи.
Вы можете использовать один или несколько плагинов на конкретном голосе, или даже накинуть эффект на мастер-канал, чтобы обработать весь подкаст целиком. VST-плагины позволяют компенсировать недостающий функционал: если в вашей рабочей станции нет, например, де-эссера, вы можете найти и установить бесплатный сторонний плагин. Также все плагины отличаются по звучанию и пользовательскому интерфейсу, так что вы можете найти такой набор модулей, который идеально встроится именно в ваш рабочий процесс.
I. TDR Nova
TDR Nova — это динамический эквалайзер: он позволяет понизить или повысить громкость определенной полосы частот тогда, когда громкость этой полосы достигает нужного уровня. С помощью него я понижаю громкость сибилянтов или свиста, когда они проявляются, не затрагивая голос в остальные моменты.
Вот мой порядок действий для удаления свиста из голоса:
II. Waves Debreath
Я попробовал практически все существующие плагины для удаления вдохов, и все они либо плохо работали с речью на русском, либо не предлагали необходимой тонкости настройки. И только DeBreath от Waves при верном подборе параметров работает практически безукоризненно. Плагин платный, но на распродажах его можно купить за
$25. Это была моя лучшая покупка, которая уже сэкономила несколько десятков часов рабочего времени.
Настройка плагина заключается в следующих шагах:
Если в записи есть небольшой шум, с помощью кнопки Room Tone можно подмешать тихий тон комнаты, чтобы заполнить «дырку», образующуюся при удалении вдоха.
На некоторых рабочих станциях плагин вносит долгую задержку при воспроизведении: в это время он «заглядывает» наперед и определяет, является конкретно этот фрагмент записи вдохом или голосом.
Все эти тонкости кастомизации дают возможность точно настроить плагин для конкретного голоса, и делают Waves DeBreath лучшим в категории.
III. Youlean Loudness Meter
Яков Кушнир,
ведущий подкаста «Дьявол Носит Худи»
Скорее всего в вашей программе для монтажа есть встроенный анализатор громкости (LUFS), но он не очень наглядный. Для большего удобства можно скачать Youlean Loudness Meter 2. Благодаря графикам проще следить за перепадами громкости в динамике и более точно выравнивать звук. В плагине можно настроить целевые значения и так же наглядно контролировать соответствие реальных уровней тому, что должно получиться в результате. А встроенные пресеты позволят не копаться в интернете в поисках стандартов вещания для разных платформ. Выбираешь Apple Podcast и в бой. Для работы более чем достаточно бесплатной версии, PRO вариант не дает никаких жизненно необходимых функций. Тем не менее, спустя полгода работы с этим плагином я решил заплатить разработчикам просто за хороший удобный продукт и качественно проделанную работу.
Одна из частых проблем, которую я замечаю в подкастах — несоответствие требованиям стриминговых платформ по громкости. Часто финальный файл эпизода либо пережат лимитером настолько, что визуально больше напоминает кирпич, убивая всю динамику голоса и вытягивая все шумы, либо наоборот, голос очень тих.
Часто это связано с незнанием о том, что стандарты громкости вообще существуют, или же с неимением плагина для измерения громкости. Здесь на помощь придет Youlean Loudness Meter 2 — бесплатный анализатор громкости. Как правило, плагин располагается в самом конце мастер-канала, для того чтобы достоверно измерить громкость целого эпизода, уже после всей обработки.
Больше про стандарты громкости и LUFS можно прочитать здесь, или в этом видео.
Подробнее о плагине: документация
IV. Loudmax
V. T-De-Esser
T-De-Esser — это бесплатный плагин, который занимается уменьшением громкости чрезмерно шипящих и свистящих согласных. Помимо того, что он бесплатный, он еще и простой, и идеально подойдет для новичка.
Интерфейс плагина предоставляет доступ к следующим параметрам:
Сейчас на рынке очень мало бесплатных де-эссеров, и еще меньше тех из них, которые реально работают. T-De-Esser выделяется на фоне остальных, и станет хорошим дополнением для вашей коллекции плагинов.
Подробнее о плагине: документация
VI. Slate Digital Fresh Air
Fresh Air — это эксайтер, который безукоризненно работает с голосом. Он подмешивает шум в высоких и очень высоких частотах, которые обычно описывают как «воздух», «чистота» или «яркость» — это облагораживает голос, делая его приятным для прослушивания. Для меня самого стало сюрпризом то, насколько хорошо он работает даже при самых щадящих настройках.
Послушайте эти два примера и попробуйте сами определить, какой из них звучит более ярко. В этих записях применена довольно агрессивная обработка, чтобы можно было услышать разницу, но в финальном материале я немного понизил силу эффекта.
Пользовательский интерфейс минималистичен настолько, что даже новичок разберется без изучения мануала: анализатор громкости в центре, две большие ручки, отвечающие за «средний воздух» и «высокий воздух» — поняв, как они звучат, вы научитесь пользоваться плагином.
По моему опыту, нет необходимости обрабатывать записи подмешиванием шума более чем на 15-30 единиц: этот эффект должен быть незаметен, так что этим плагином я хочу просто немного компенсировать недостаток того самого воздуха, не заставляя голос шипеть и бить по ушам. Далеко не каждая запись нуждается в такой обработке, так что попробуйте плагин в работе и решите сами, нуждается ли конкретный голос в окрашивании.
VII. ADHD Leveling Tool
Я долго искал бесплатный компрессор, который можно было бы легко встроить в свой рабочий конвейер: большинство из доступных компрессоров всё-таки нуждались в тонкой настройке. Мне нужно было найти тот, который бы выдавал стабильно хороший результат из коробки. В поисках я неожиданно наткнулся на ADHD Leveling Tool, и теперь пользуюсь только им.
Помимо непосредственно компрессии, плагин эмулирует ламповую сатурацию, которую можно подмешать к голосу ручкой Drive. С изначальными настройками компрессор увеличивает громкость голоса, добавляя довольно агрессивный перегруз, который часто можно понизить до 0-10 процентов. Чуть более агрессивная сатурация хорошо работает с низким мужским голосом, если вы хотите сделать его еще более «радийным».
Интерфейс может немного запутать, потому что ручка Peak Reduction отвечает за порог срабатывания компрессора, и чем больше значение, тем ниже Threshold. При этом Gain применяется не до, а после компрессии, и, также как и Drive, связан с сатурацией: чем больше значение Gain, тем сильнее сатурация.
Сложность изучения интерфейса и принципов работы плагина компенсируется тем, что после освоения у вас в арсенале появится классный универсальный компрессор, который можно просто бросить на дорожку с голосом, зная, что он выдаст стабильно хороший результат.
Кирилл Баталкин,
ведущий подкаста « Эффект Наблюдателя »
Да компрессор как компрессор, просто не тупит и не окрашивает ничего.
VIII. Waves Vocal Rider
Бывают ситуации, когда диапазон громкости речи очень высок. Некоторые гости любят 10 раз за эпизод перейти с шепота на крик и обратно. Выравнивать каждый фрагмент аудио вручную никому не захочется, а выставлять порог срабатывания компрессора по самому тихому участку такого голоса тоже не очень правильно, потому что он будет слишком пережимать громкую речь. Для таких ситуаций и подойдет левелер: этот инструмент автоматизирует ручку громкости так, чтобы голос находился в определенном диапазоне.
Я пользовался демо-версией плагина, и он мне очень понравился. Также у Vocal Rider феноменально позитивные отзывы в интернете. По моему опыту левелер звучит «натуральнее» компрессора, и я использую их в связке: компрессирую голос с очень щадящими параметрами и затем дополнительно выравниваю его левелером. Порядок обработки можно менять, также левелером стоит попробовать выравнивать не один, а целую группу голосов — попробуйте сами и решите, что именно встроится в ваш рабочий процесс лучше.
Другой бесплатный левелер, которым я пользовался, TriLeveler, предоставляет доступ к бо́льшему набору параметров. Это позволяет точнее его настроить для ваших целей, пусть и ценой немного более сложного освоения.
IX. RX 8 Elements
Хоть это и не плагин, а Standalone программа, не включить RX в этот список было бы ошибкой. Izotope RX изначально предназначен для хардкорной реставрации проблемных записей, но с появлением нескольких «грейдов» в линейке — Elements, Standard и Advanced, стал доступен не только для больших студий пост-продакшена, но и для нас с вами.
RX может похвастаться одним из лучших в индустрии алгоритмом шумоподавления для голоса, отличным де-клиппером и де-кликером, модулем для удаления гула. Также вы можете воспользоваться Repair Assistant, который проанализирует файл и предложит несколько вариантов цепи эффектов для обработки.
Я не представляю, что бы я делал без RX, и пользуюсь им в каждом проекте для подготовки сырых файлов к монтажу.
X. BABY Operator Smooth
Казалось бы, в обработке аудио придумано уже всё, что можно придумать. Сегодня никого не удивишь удалением реверберации, изолированием инструментов в песне и искусственным интеллектом в эффектах. Тем не менее, за последние полтора года стала популярна технология, которая на мой взгляд переизобрела работу со спектром звука.
Все более популярными становятся динамические эквалайзеры с приставкой «спектральный»: одним из таких и является Smooth Operator. Механизм его работы даже мне не до конца понятен, но на практике эквалайзер анализирует спектр звука и самостоятельно убирает резонансы — такие повышения частот, которых в «натуральном» сигнале быть не должно. Это может быть специфический «коробочный» бубнеж комнаты или сибилянты в высоких частотах. Используя спектральный эквалайзер, мы лишь выбираем диапазон частот, избирательность эквалайзера и силу подавления, чтобы эквалайзер «целился» в тот диапазон частот, который мы считаем проблемным. Кажется, что спектральный эквалайзер — это волшебная таблетка, возможности применения которого практически безграничны.
По отзывам в интернете, Smooth Operator лучше всего помогает избавляться от именно низкочастотного «бубнения» в речи, вызванных записью голоса в акустически неподготовленном помещении.
Технология достаточно новая, такие эквалайзеры как Soothe 2, Gullfoss или DSEQ3 стоят очень дорого, да и за Smooth Operator придется отдать 69 долларов — это довольно большая сумма для начинающего монтажера. Тем не менее, я захотел рассказать о плагине. Посмотрите примеры использования на ютубе, воспользуйтесь бесплатной демо-версией и решите, стоит ли он таких денег. В любом случае, можно подписаться на рассылку разработчика и дождаться скидок.
Достойные упоминания
Рынок плагинов очень велик, и одной статьи точно не хватит, чтобы рассказать даже о десятой части классных программ. Я посоветую несколько ресурсов и для того, чтобы вы сами могли следить за новыми разработками. А мои коллеги и знакомые рассказали о своих любимых компаниях и производителях.
Overloud BREVERB 2 является плагином конечной алгоритмической реверберации, который направлен на точное воссоздаие звука почитаемой аппаратной реверберации, сохраняя при этом загрузку процессора очень низкой. Overloud BREVERB 2 включает в себя четыре различных алгоритма: прихожие, кабинеты, пластины и обратные, каждый из которых точно смоделирован «без каких-либо компромиссов в качестве звука». В Overloud BREVERB 2 нет излишеств, и пользовательский интерфейс дает Вам немедленный контроль над всеми параметрами, что позволяет динамически отображать параметры до шести назначаемых контроллеров и автоматизировать пресеты, как Вы хотите.
TH2 это долгожданное четвертое поколение гитарных эффектов от компании Overloud. Традиционная легкость в использовании, превосходный звук, множество эмуляций гитарных эффектов, усилителей, кабинетов. Имеется возможность импорта импульсов других производителей в формате wav.
В TH2 добавлены авторизованные и одобренные производителями, эмуляции моделей усилителей и кабинетов Randall®, Brunetti® and THD® Следует отметить что в Randall® Lynch Box имеется возможность выбора модулей (13 на выбор) TH2 отличается также крайне низкой нагрузкой на ЦП что позволяет спокойно использовать его в больших проектах где требуется обработка большого числа треков.
REmatrix – плагин сверточного ревербератора «следующего поколения»
Компания утверждает, что, поскольку REmatrix объединяет пять индивидуальных импульсных реакций для создания пространства, у вас теперь есть уровень контроля не виданный ранее с реверберацией этого типа. Они могут работать одновременно и параллельно, и каждую импульсную реакцию можно регулировать по отдельности с помощью нескольких параметров.
Также доступна мастер-секция, которая предлагает алгоритмическую реверберацию, задержку и модуляцию, драйв, компрессор и эквалайзер.