станция ишим какая область
Станция ишим какая область
К концу XIX века здесь насчитывалось немало заводов и заводиков: пять кожевенных, четыре мыловаренных, шесть овчинных, восемь пимокатных, шестнадцать кузнечных, восемь кирпичных, два водочных, два свечесальных, два маслобойных и один пивоваренный.
Фонтан на Привокзальной площади
Все светофоры новые с таймером обратного отсчёта времени для пешеходов. На большой части перекрёстков движение организовано так, что пешеход может перейти его по диагонали (хоть это и не по ПДД).
На «зебре» водители пропускают, останавливаются, даже если стоишь далеко на тротуаре.
Площади и тротуары в центре в основном вымощены плиткой, на улицах, прилегающих к центральным, асфальт.
Центральная улица К.Маркса
Первая церковь в Ишиме (в те годы Коркиной слободе) была построена в 1731 году на Киселёвском мысу. Освятили храм в честь Николая Мирликийского.
В 1775 году началось строительство первого каменного храма, освящённого во имя Богоявления Господня. Именно здесь в 1815 году был крещён Пётр Павлович Ершов, который родился в деревне Безруково (с 1960 года Ершово) в 15-ти верстах от Ишима.
Храм в честь Покрова Божией Матери находится в залинейной части города, построен в 1914 году
Костёл в Ишиме был построен в 1906 году, в годы советской власти разрушен. В 1997 году римско-католическую церковь Божьего милосердия построили напротив автовокзала.
А недалеко от того места, где находился старый костёл, недавно появилась Новоапостольская церковь
В 1921 г. Ишим и Ишимский уезд становятся центром Сибирского восстания, отсюда началось самое крупное антиправительственное выступление в советской России. Оно развернулось на огромной территории от степных районов Приишимья до Ямала и от Урала до Омска, в нём участвовало более 70 тыс. крестьян.
Ишимский краеведческий музей (ул. Лениградская, 29), он же музей «Черняковская школа», расположился в здании бывшей церковно-приходской школы (60-70-е гг. ХIХ в), рядом с Никольским храмом.
Историко-художественный музей (ул. Ленина, 64) или музей «Городская управа» находится в здании 1854 года постройки, где раннее размещалась городская управа
Культурный центр имени П.П. Ершова (ул. Советская, 30)
В 20-30-х годах ХХ века на основе кустарных предприятий начинается формирование промышленности города. Значительно расширилась производственная база города в годы Великой Отечественной войны, когда в Ишиме разместились эвакуированные заводы. Сейчас в городе насчитывается 70 промышленных предприятий Ведущие отрасли промышленности – пищевая, машиностроение, легкая, строительная индустрия.
Городской культурный центр интерен тем, что здание является объектом культурного наследия и носит название Дом обороны. Строение, сданное в эксплуатацию в 1932 году, в наши дни здорово подпорчено «реконструкцией», но в целом сохранилось.
В городе с десяток школ и примерно столько же дошкольных учреждений.
Вот, например, новый муниципальный детский сад
В городском парке отдыха вовсю идут строительные работы, но выглядит он уже довольно прилично.
Строится в городе и новая набережная.
Мемориал «Памяти павших» создан в 1995 году на Соборной площади. Проект памятника обсуждался с 1989 года, и большинству горожан он не нравился, читатели газеты «Ишимская правда» писали в редакцию письма, в которых выражали желание видеть монумент в классическом стиле. Однако, власть к жителям не прислушалась. В народе скульптуру называют «Памятник сбежавшему студенту» (поблизости находится педагогический институт).
Фотографируют монумент красиво вписывая в силуэт стоящий за ним Богоявленский собор.
В 2005 году на Привокзальной площади были установлены солнечные часы в виде лебедя.
Памятник Николаю Никитину, главному конструктору и одному из авторов проекта Останкинской телебашни, разработчику коробочных фундаментов высотных зданий Москвы (например, здания МГУ), конструктору монумента «Родина-мать» и автору многих других зданий и сооружений. Родился Николай Васильевич в Тобольске, но детские годы провёл в Ишиме.
У здания сельскохозяйственного техникума (ул. Карла Маркса, 15) установлен памятник выдающемуся гимнасту, семикратному олимпийскому чемпиону, Борису Шахлину, уроженцу Ишима
памятник Бородинскому хлебу
Дом, в котором в 1919 году находился уездный ревком, Октябрьская площадь, 3. 7 ноября 1919 г. Ишимский уездный Революционный комитет приступил к исполнению своих обязанностей по восстановлению Советской власти в Ишимском уезде.
Каменное здание городской администрации формировалось в два этапа: центральная основная часть здания построена в 1955 г., боковые крылья в 1967 г. Это крупное трехэтажное сооружение дает пример официального «советского стиля», ориентированного на ордерные композиции исторического зодчества.
Жилой дом купца Каменского, ул.Ленина, 20, литер А
Одноэтажный на каменном цоколе деревянный с мезонином и угловой фигурной башенкой особняк (известный как «Дом Каменского») является одним из наиболее интересных и выразительных зданий в Ишиме. Возведенный в конце 19 века в стиле позднего классицизма, он кардинально перестраивался в 1910-х гг, благодаря чему получил развитое объемно-планировочное решение и обогащенные формы декоративного убранства фасадов. Композиция сохраняет черты уникальности в региональном зодчестве.
Дом И.И. Волкова выстроен в 1880-х гг. на углу квартала. По своей типологии, масштабу, композиции является характерным примером купеческого дома в Ишиме.
Дом купца И.П.Бокарева, ул.Пономарева, 31
Построено в 80-е годы ХIХ века, принадлежало купцу Иосифу Прохоровичу Бокареву. В градостроительном отношении объект имеет важное значение как элемент, активно формирующий историко-архитектурную среду Никольской церкви и образно-стилистическую структуру застройки исторической площади. В архитектурно-художественном отношении — один из лучших образцов «представительного» каменного, жилого купеческого дома в застройке Ишима конца ХIХ века с ярко выраженной эклектичностью архитектуры фасадов.
Построено в начале ХХ в., принадлежало купцам В.Н. Перминову и И.Г.Родионову. Одноэтажное прямоугольное в плане со срезанной угловой частью характерно для городской застройки того времени своей композицией и нарядной разнообразной кирпичной декорацией.В городе сохранилось немного образцов хозяйственных служб подобного рода.
Станция ишим какая область
1 ноября 1913 года (по новому стилю – 14 ноября) состоялось официальное открытие Тюмень-Омской железной дороги. Но еще два года до этого события по строящейся дороге ходили по временному расписанию дважды в день пассажирские поезда. И все путешественники, отправлявшиеся со станции Ишим или прибывавшие на неё, не могли миновать здания Ишимского вокзала.
В железнодорожной терминологии того времени это сооружение называлось иначе – «пассажирское здание». Слово «вокзал» пришло в русский язык из английского, и изначально «vauxhall» означало буквально «зал для пения» – на станции Царское село первой российской железной дороги был устроен такой зал для увеселения публики. Постепенно словом «вокзал» стали именовать и здание, где пассажиры ожидали прибытия поезда.
Но не на всех станциях новой дороги стояли одинаковые вокзалы, хотя все они созданы по проектам архитектора Ф. Масленникова. На разъездах залы ожидания устраивались в жилых зданиях при пассажирской платформе. На станциях IV класса, таких как Карасульская, Омутинская, Маслянская (всего их было десять) строились пассажирские здания площадью около 227 кв. м, без буфетов (исключением была лишь станция Ялуторовск). На трёх станциях III типа: Вагай, Ишим, Называевская – пассажирские здания строились по другому проекту; их площадь составляла 569 кв. м, но, поскольку станция Ишим считалась центральной на новой линии, то к вокзалу был сделан пристрой, который увеличил его площадь до 795,6 кв. м.
На каждом вокзале станций III типа имелись залы ожидания (один – для пассажиров I и II классов и второй – III класса), помещение для продажи билетов, багажное отделение, почта и телеграф, контора начальника станции, буфет, сторожка, ламповая комната (для заправки осветительных приборов керосином); также были запроектированы «дамская комната» и уборные с ватерклозетами, помимо отдельно стоящих на платформе «отхожих мест» для пассажиров проходящих поездов. В пристрое с западной стороны ишимского вокзала разместился приёмный покой – помещение для приёма больных. Все пассажирские здания строились из кирпича на известковом растворе и покрывались железом – либо оцинкованным, либо обычным, которое красилось на два слоя суриком. Вдоль кровли вокзалов III типа устраивалось ограждение из кирпичных пилонов, связанных кованой решёткой, декорированной, как и всё здание, в стиле модерн. Наружная поверхность стен облицовывалась отборным кирпичом с расшивкой швов цементом выпуклым профилем, так как побелка здания не предполагалась. Фундамент уходил в землю на глубину не менее двух метров. Внутри здание штукатурилось и окрашивалось клеевой краской; потолки белились. Декор интерьеров был сдержанным – тянутые карнизы, деревянные панели, окрашенные масляной краской «под дуб», орнаментированные картуши над дверными проёмами. Дверные полотна делались из чистого дерева, отделывались также в духе модерна и окрашивались «под дуб». Пол в большинстве помещений выкладывался плиткой по бетонной заливке; на ишимском вокзале использовалась керамика производства завода Бергенгейма в Харькове.
Все эти элементы внутреннего убранства можно было видеть на ишимском вокзале до его реконструкции в начале 2000-х годов, но они отчасти сохранились ещё на вокзале станции Вагай. Отапливались вокзалы печами – утермарковскими (круглыми, в «железных футлярах, натёртых снаружи графитовой краской», согласно проектному описанию) и голландскими (встроенными в стену и облицованными керамической плиткой производства завода П.Ф. Давыдова в Екатеринбурге). Дымоходы устраивались внутри стен.
Со стороны перрона над центральным ризалитом (выступом помещения за линию основной стены) на каждом вокзале был устроен деревянный флагшток, над которым развевался вымпел министерства путей сообщения, включавший в себя государственный флаг и эмблему МПС – перекрещенные топор и якорь. Флагшток на ишимском вокзале также сохранялся до начала XXI века. Вход на перрон в прежнее время позволялся только по билетам или за отдельную плату, поэтому пассажирская платформа, устроенная из щебня, залитого известковым раствором, была огорожена забором из деревянных брусьев с перекрестиями. Простояли они недолго – в пору Гражданской войны ограждение ушло на отопление вагонов проходящих воинских эшелонов. Освещался перрон, как и вокзал, керосиновыми фонарями. У входа в вокзал вплоть до 1960-х годов висел колокол, ударами в который обозначалось время отправления поезда.
Появление железной дороги, несомненно, стало мощным фактором дальнейшего развития Ишима, и в первую очередь это чувствовала местная интеллигенция. Газетные заметки той эпохи о строительстве новой магистрали проникнуты верой в светлое будущее города и края. Так писал о прибытии в Ишим первого паровоза 18 мая 1911 года корреспондент газеты «Сибирский листок»: «…Мечта ишимцев осуществилась, и первый паровоз прибыл на то место, где в близком будущем будет выситься здание «Ст. Ишим». Это событие отпраздновано молебном. Около линии собралась масса ишимских зрителей и зрительниц: виднелись и костюмы, и шляпы последней моды, и выцветшие блузки, и пёстрые платочки, и чёрные сюртуки, и военные мундиры. Красиво было это пёстрое сочетание красок на фоне молодой весенней зелени. Железнодорожный путь пересекала триумфальная арка, украшенная национальными флагами и зелёными гирляндами. Середина арки пересекалась широкой лентой, и эту ленту – стену, отделявшую Ишим от широкого мира – разорвал, смял двинувшийся паровоз…»
Не меньшее скопление народа было у новопостроенного вокзала станции Ишим и в день открытия регулярного движения 1 ноября 1913 года. Судя по уникальной фотографии из архива участника строительства дороги архитектора Павла Павловича Бушкова, день был ненастный, на земле уже лежал первый снег, но лица собравшихся на перроне радостны. Пассажирское здание украшено сосновыми ветвями, цветными фонарями, государственными флагами и плакатами с именами – от Михаила до Николая. На боковых ризалитах – даты: 1613 и 1913. Это означает, что открытие дороги было приурочено к празднованию 300-летия царствовавшего тогда Дома Романовых, и на плакатах – имена царей и императоров из этого рода.
Ишимскому вокзалу довелось увидеть и последнего императора. 14 апреля 1918 года (по новому стилю – 27 апреля) комиссар Яковлев вместе с Николаем Александровичем Романовым, его супругой Александрой Феодоровной и дочерью Марией (остальные члены семьи оставались в Тобольске) разместился в вагоне I класса на станции Тюмень. Зачем Яковлеву нужно было увезти членов царской семьи – историки гадают до сих пор. Первоначально курс был взят на Екатеринбург, но вскоре поезд пошёл в направлении на восток. История этой поездки подробно изучена ишимским краеведом Л.В. Фроловым. В дневнике Николая II за 15 (28) апреля есть запись: «Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск. Обедали на остановке на станции Вагай в 11 часов. Очень вкусно. » К вечеру того же дня царский поезд прибыл на станцию Ишим. Он в дневниках Николая II не упомянут, лишь написано: «На станциях завешивали окна, так как по случаю праздника народу было много». Действительно, в этот день праздновалось Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим.
А в понедельник 16 (29) апреля «царский» поезд проследовал обратно: Омский совдеп не пустил Яковлева дальше. И снова в дневниках Николая II нет упоминания об Ишиме. Зато осталось интересное свидетельство в № 40 газеты «Известия Ишимского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов»: «Вчера через Ишим в глубь Сибири был провезён из Тобольска бывший царь Николай Романов». Леонид Васильевич в своей статье, опубликованной во втором выпуске альманаха «Коркина слобода», приводит и другое свидетельство, оставшееся в памяти одной ишимской семьи.
Железнодорожник Константин Иванович Иванов, в то время – рабочий пути 2-й дистанции Омской железной дороги, стал свидетелем прибытия поезда с семьёй Романовых. По его рассказу, «поезд стоял долго, много было народу, но на перрон никого не пускали». «Тогда Константин взял молоток с длинной ручкой и на свой страх и риск двинулся вдоль состава, изображая осмотрщика пути. В одном из окон он вдруг неожиданно увидел царя. Николай II стоял у окна и, как показалось рабочему, равнодушно смотрел на перрон. На какое-то мгновение они встретились взглядами. По тому, как царь подался вперёд, молодому путейцу показалось, что государь «узнал его» (стрелковая рота, где служил К.И. Иванов в 1912-1917 годах, три месяца несла охрану Зимнего дворца). Подошёл милиционер: «Что стоишь?» – «Хожу, осматриваю линию», – ответил Константин. И пошёл с молотком дальше вдоль состава. Кто-то задёрнул шторки окна, где только что стоял царь. » – пишет Л.В. Фролов.
Помнит ишимский вокзал и другие, радостные и драматические, события. В июне 1934 года здесь встречали шедший с востока поезд с героями «челюскинской» эпопеи. Это событие запечатлено на фотографии, опубликованной в книге «Поход «Челюскина»» (Москва, 1934). На ней, кстати, вокзал уже побелен, но с какого года началась побелка – пока не известно. В апреле 1942 года отсюда отправлялись эшелоны с бойцами сформированной в Синицынском бору 229-й стрелковой дивизии, принявшей летом под Сталинградом бой с фашистами. В июле 1957 года через Ишим проезжали поезда с участниками VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов из азиатских стран, – это событие запечатлел фотограф Г.П. Кузурманов. А в сентябре 1984 года на вокзале встречали первый поезд на электрической тяге; митинг по случаю его прибытия отснял Н.П. Хрулёв.
О многом ещё могли бы рассказать столетние стены ишимского вокзала. Но во время реконструкции, начавшейся в 2003 году и продолжавшейся несколько лет, здание заметно изменило свой облик. Во время замены перекрытий (деревянных на железобетонные) исчезли навсегда модерновые решётки парапета. Стены облицованы плиткой с нехарактерным для станционной архитектуры Тюмень-Омской дороги жёлтым цветом. Не осталось и следа от прежнего убранства интерьеров. Прежний бело-голубой вокзал с массивными перронными часами и фигурно обрезанными деревьями остался лишь в памяти ишимцев. Единственное свидетельство былого – знак нивелировки, оставленный ещё дореволюционными геодезистами, который виден на северном фасаде, справа от главного входа.
Источник: «Ишимская правда», № 138 от 2 декабря 2013 г. http://tyumedia.ru/139361.html
Особый интерес одного из наших авторов к вокзалу города Ишима вполне объясним, он неоднократно посещал и продолжает посещать железнодорожный вокзал и Привокзальную площадь, информирует как она меняется. Кроме статьи об Ишимском ДК ЖД, мы рассказывали о домах для железнодорожников в одной статье и затем в другой; о райкоме большевиков на площади перед вокзалом; о стеле и паровозе на Привокзальной площади; о возможной остановке бывшего императора Николая II на станции Ишим в 1918 году ; о братской могиле венгров и железнодорожников в северной стороне станции; о сквере «Ишимской правды» разбитом у вокзала в 2014 году; о бронепоезде «Патриот» построенном в 1942 году в Ишимском локомотивном депо; об истории Ишимского вокзала и локомотивного депо.
Рассказали, и показали водонапорную башню, которая после строительства путепровода через Транссиб сохранилась в усеченном виде.
Город Ишим
Ишим – старинный город, интересный своей историей и достопримечательностями. Расположен в Тюменской области, на левом берегу реки Ишим (от которой он и получил свое название).
Ишим был основан в 1670 году (по другим данным в 1687 году) как Коркина слобода. В 1721 году, по указу Петра I, Коркина слобода превратилась в центр Ишимского округа. В 1782 году слобода по указу Екатерины II была переименована в уездный город Ишим. Это дало толчок к быстрому развитию населенного пункта. Населенный пункт имел выгодное положение, находясь на главном Сибирском тракте. Тут проводили Никольскую ярмарку, которая вошла в число 12 крупнейших ярмарок страны. В 1782 году в Ишиме было уже три ярмарки – в мае, августе и декабре.
В 1875 году открылся Ишимский городской банк. К концу XIX века в Ишиме действовало 5 кожевенных, 4 мыловаренных, 6 овчинных, 8 пимокатных, 16 кузнечных, 8 кирпичных, 2 водочных, 2 свечесальных, 2 маслобойных и 1 пивоваренный завод. В XIX веке появились учебные заведения. В 1913 году через Ишим прошла железная дорога.
В 1793 году на высоком берегу реки ишимцы построили первый каменный храм города – Богоявленский собор. Он сохранился до наших дней.
В первые годы советской власти Ишимский уезд прогремел как центр крупного Западно-Сибирского крестьянского восстания, которое произошло в 1921 году. Ишимское восстание стало самым крупным антиправительственным выступлением в советской России. В нем участвовало более 70 тысяч человек. Мятеж охватил значительную территорию. Последние очаги восстания были ликвидированы только к концу 1922 года. На старом кладбище Ишима похоронены более 300 человек, погибших при подавлении восстания. На месте братской могилы стоит памятник.
Очень интересно прогуляться по историческому центру Ишима, где сохранилось немало купеческих домов конца XIX – начала XX веков. Всего в городе более сорока исторически значимых зданий. В 1990 году город Ишим был утвержден в списке исторических населенных мест РСФСР.
С Ишимом связаны жизни многих известных людей: писателя Петра Ершова, декабристов Александра Одоевского и Владимира Штейнгейля, главного конструктора Останкинской телебашни Николая Никитина и других. В Ишиме бывали историк П.А. Словцов, химик Д.И. Менделеев, немецкий ученый А. Гумбольт, писатель А.П. Чехов.
Очень интересна история Прасковьи Луполовой, которую за пределами Ишима знают немногие. Она была дочерью лишенного дворянства отставного прапорщика Григория Луполова, в 1798 году отправленного в Ишим в ссылку со всей семьей после обвинений в укрывательстве воров и ворованных лошадей. Желая «выпросить милость» для отца, Прасковья отправилась из Ишима пешком в Санкт-Петербург, надеясь попасть на прием к самому императору Александру I. До столицы она добиралась почти год: где пешком, где на подводах, где на барках. 5 августа 1804 года Прасковья Луполова оказалась в Санкт-Петербурге. Ей удалось попасть к императрице Марии Фёдоровне (матери Александра I), и супруге царя —Елизавете Алексеевне. После этого дело отца Прасковьи было пересмотрено, семья смогла вернуться.
Отважная девушка стала прототипом художественных произведений как ряда русских, так и некоторых западноевропейских писателей, войдя в историю культуры под именами Елизавета и Параши Сибирячки.
В 2004 году на центральной площади Ишима в ее честь был установлен памятник. Надпись на постаменте гласит: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви».
Кроме того, в Ишиме установлен памятник Иосифу Сталину, чье правление исковеркало жизни миллионам людей. Бюст этого палача случайно нашли в 1999 году в сквере во время земляных работ. Его передали коммунистам, которые не постеснялись снова водрузить его на постамент на Октябрьской площади.
13 июня 2015 года в ознаменование 200-летия со дня рождения знаменитого сибирского сказочника был открыт второй в Тюменской области памятник Петру Ершову – автору «Конька-Горбунька».
Также в Ишиме работает единственный в России литературный музей Петра Ершова. Он находится по адресу: ул. Советская, 30. Тел.: (34551) 2-31-41.
В городе Ишим действует историко-краеведческий музей. Экспозиции музея расположены в двух зданиях:
Музей работает с 09:00 до 17:00 ежедневно кроме воскресенья.
Население Ишима в наши дни – 65 тысяч человек.
В окрестностях города расположен памятник природы федерального значения — Синицинский бор. Это лесной массив с участками реликтового леса и редкими видами растений. Являются региональными памятниками природы Народный парк и Березовая роща.
По дороге в Ишим стоит посетить другой интересный город Тюменской области – Ялуторовск, интересный Ялуторовским острогом, музеем декабристов и своими памятниками.
Как добраться до города Ишим?
Сюда можно легко добраться и на общественном транспорте. Через Ишим проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, по которой идет множество пассажирских поездов. Также из Тюмени до Ишима ходят автобусы.
UraloVed.ru
Станция ишим какая область
Ишим глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Ишиме. Отзывы жителей и переехавших в город.
Общие сведения и история Ишима
Город Ишим расположен на берегу одноименной реки (собственно, от названия реки и получил он свое имя по велению императрицы Екатерины II).
Город хоть и небольшой, но системообразующий, т. к. лежит на пересечении нескольких дорог — Транссибирской железнодорожной магистрали и двух федеральных автодорог (направлений: Запад-Восток и Север-Юг), через Ишим проходит путь в Казахстан, на Дальний Восток и на север Тюменской области.
Здание ж/д вокзала. Фото Ю. Лучина (http://fotki.yandex.ru/users/ypluchin/)
Благодаря такому местоположению Ишим и появился на свет. Датой основания города традиционно считается 1687 год (согласно «портфелей» Миллера), но точных сведений нет — современные историки называют даты с 1670 по 1687 гг. Примерно в те годы была основана Коркина слобода — селение вокруг деревянного острога — военного укрепления российских рубежей от набегов сибирских кочевников. Некоторое время этот острог был главным российским форпостом в ишимской линии, но после основания Петропавловской крепости, город (с 1782 года слобода стала именоваться городом) потерял свое военное значение, зато укрепилось его экономическое положение.
Немаловажную роль в нем играла Никольская ярмарка — сельскохозяйственные продукты Приишимья расходились не только по всей стране. Масло, например, шло на экспорт. Промышленность несколько отставала от торговли (сейчас этот разрыв увеличился еще больше).
Климат и экология Ишима
Климат Ишима умеренно континентальный. Зимы довольно морозные и длительные, лето короткое и жаркое. Из-за обилия снега весна кажется затяжной, но при условии теплой солнечной погоды может быть и весьма быстротечной. Осень пролетает практически незаметно — дожди обычно не слишком досаждают и скоро сменяются заморозками.
В последнее время частенько можно наблюдать и довольно непривычные для того или иного сезона погодные явления — снег в июне или, наоборот, его отсутствие в начале декабря, цветение растений в октябре и крупный град в июле. Зато в этом районе не бывает землетрясений, а вот ураганы бывали, правда, довольно «легонькие» — до американских торнадо далеко.
Зима в 2011. Фото by ub (http://fotki.yandex.ru/users/ubravnets/)
Окружают город леса, луга, холмы и озера, в которых водится (пока еще) рыба. В 18 веке пригород Ишима славился рыбой более всего — это нашло свое отражение и в гербе города: на нем изображен золотой карась на голубом фоне. Сейчас, конечно, нет такого обилия, но с удочкой на берегу посидеть можно, голодным не останешься. Живности в лесах тоже поубавилось, «спасибо» браконьерам, но и на долю законопослушных охотников кое-что еще остается.
В самом городе воздух довольно чистый, особенно если сравнивать с мегаполисами, и шума сильного нет. Всю картину портят периодические неприятные запахи. Причиной их служит завод «Ветсанутиль Ишимский». Но есть надежда, что скоро производство этой организации перенесут за город, сейчас вопрос решается в области.
От других предприятий столь сильных выбросов загрязнений нет, как, впрочем, и самих предприятий. Но об этом чуть позже.
Остается небольшая проблема с чистотой воды — качество ее значительно ухудшается весной, в период паводков. В остальное время вода (питьевая) в городе сносная, если не считать избытков хлора в ней после плановых очисток. А вот вода в ишимских реках и озерах, хоть и не имеет сильных источников загрязнения, но для купания практически не пригодна. Песчаное дно на городском пляже поддерживается искусственным путем (там купаться можно), а в небольших речушках песка нет, и очисткой их никто не занимается, поэтому зарастают они тиной и ряской, да еще некоторые жители помогают загрязнению, сбрасывая в воду бытовой мусор.
Кстати, этот самый мусор в Ишиме оказывается не только в водоемах, городские улицы также страдают от несанкционированных свалок. Установка бОльшего количества мусорных контейнеров, наверное, решила бы этот вопрос, но администрация предпочитает собирать штрафы.
Население Ишима
«Небольшой» Ишим урбанисты относят к числу средних городов, т. к. число жителей в нем составляет около 65 тысяч.
Численность городских жителей примерно на таком уровне держится уже много лет, замечаются только незначительные колебания — вроде убыли нет, но и естественного прироста маловато. А впрочем, материнский капитал сделал свое дело, и детишек в последние 5-6 лет в Ишиме прибавилось; растет число многодетных семей. Нужды детского населения обеспечивают 14 детских садов и 12 школ (из них 2 коррекционных и 1 церковно-приходская), межшкольный учебный комбинат и общеобразовательный лицей. Есть и школы дополнительно образования: музыкальные, спортивные, художественная.
Точных данных о возрастном составе ишимцев нет, но с уверенностью можно сказать, что среди них много молодежи. Ишим даже называют городом студентов — по числу учащихся в вузах и сузах на 10 тыс. населения Ишим занимает второе место в России после Царского Села. Так, более 3 тысяч человек учится в Ишимском государственном педагогическом институте имени П. П. Ершова, который теперь будет входить в состав Тюменского государственного университета. К сожалению, уже закрыты филиалы ТюмНГУ и ТюмГУ, они тоже привлекали молодежь в город, но по-прежнему остаются сузы: Ишимский сельскохозяйственный техникум, политехнический техникум, медицинский колледж и лицей № 46 («Маслоделка»).
Ишимский сельскохозяйственный техникум
Большую же часть жителей составляют люди трудоспособного возраста, как и должно быть. Пенсионеров (не только по возрасту, но и социальных) около 16,5 тысяч — в общем-то, тоже немало.
Районы и недвижимость в Ишиме
Ишим условно можно разбить на 3 части: Центр, Залинейка и Западная часть. В каждом из этих районов можно выделить более мелкие по территории райончики.
Центр
Центр — само собой, та часть города, которая является самой оживленной и густонаселенной (если так можно сказать об Ишиме — плотность населения здесь невелика) и расположена вблизи от «гостевой улицы» — ул. Карла Маркса. Здесь можно выделить «подрайоны»: район ж/д вокзала, «гостиница», «техникум» — все эти территории располагаются как раз вдоль улицы К. Маркса до улицы им. Ленина, где начинается другой микрорайон — рынок. Так выглядит непосредственно центральная часть Ишима. Жители этих территорий получают все соответствующие преимущества:
Единственный минус проживания в этом районе — высокая стоимость жилья. (Однокомнатная квартира обойдется в сумму от 1 до 2 миллионов рублей, трехкомнатная — от 2 до 5, аренда трехкомнатной квартиры стоит от 20 000 рублей в месяц). Еще здесь немножко шумно, но с крупными городами шумовой диапазон не сравнить.
В районе преобладают многоквартирные дома — 4-х и 5-и этажные вдоль улицы К. Маркса, в стороны от «гостевой» улицы расходятся индивидуальные жилые дома, изредка еще встречаются деревянные двухэтажки на несколько квартир, но те из них, что не признаны историческими памятниками, подлежат сносу, и в скором времени совсем исчезнут с карты города.
Индивидуальные жилые дома в центре Ишима
Поскольку район — «элитный», то и люди здесь проживают соответствующие, некоторые из них так гордятся «местом своего обитания». В большинстве же население здесь хоть и не наигранно аристократическое, но интеллигентное и доброжелательное.
Улица К. Маркса после реконструкции. Вместо раскидистых ветвей деревьев теперь «голые тычинки» — спасибо администрации города
К центру можно отнести также 2 других микрорайона. Если двигаться вдоль улицы Ленина к югу от ул. К. Маркса, то попадаешь в Киселевку. А если двигаться от К. Маркса к северу — то на территорию, которую местные называют «Капай». Поскольку и та, и другая территория находятся в непосредственной близости от центра города, цены на недвижимость здесь также остаются высокими.
Минусы данных районов, наверное, как и везде, — чем дальше от центра, тем хуже дороги; меньше услуг связи (например, отдаленным районам частного сектора недоступно кабельное телевидение, не везде можно провести стационарную телефонную связь), но территории полностью газифицированы, работает городской водопровод. Ну, и как везде, чем дальше центр, тем больше мусора. Работники Спецавтохозяйства постоянно ведут борьбу с несанкционированными свалками, но они появляются вновь и вновь.
«Залинейка»
Залинейка — это часть города, отделенная от Центра железной дорогой. Сюда можно добраться на автотранспорте через единственный пока путепровод, что бывает немного проблематично, особенно в утренние и вечерние часы — движение в две полосы бывает довольно медленным (власти обещают решить эту проблему — уже начато строительство нового автомоста). Другой минус данной территории — здесь располагается упомянутое уже предприятие Ветсанутиль, и его «ароматы» выражены в этой местности наиболее сильно.
Залинейную часть можно разбить на несколько районов: Район Мясокомбината, район ПАТП, Авангард, Смирновка, район Техобслуги, официальный 3-ий Северный микрорайон, ну и Стрехнино — это село, которое официально не относится к городу, но фактически примыкает к нему — разница только в административном подчинении. В Залинейке преобладает частное жилье, многоэтажки в данных районах выступают небольшими островками. Много их только возле станции техобслуживания и в 3-ем Северном микрорайоне. О нем, кстати, стоит рассказать отдельно. Этот жилой комплекс возводится за счет муниципалитета для обеспечения социальных нужд города. Строительство в данной местности началось всего несколько лет назад, но активно продолжается, квартиры в новостройках заселяют врачи, учителя, ветераны, сироты, переселенцы из ветхого жилья. Готовится стройплощадка под детский сад, есть аптека и библиотека, в непосредственной близости располагается Ишимская областная больница № 4.
Недвижимость, находящаяся в залинейной части, несколько дешевле, но разница в стоимости не такая уж большая. Стоимость однокомнатной квартиры или дома начинается от 700 тыс. рублей, трехкомнатную квартиру можно приобрести за 1,8-2 миллиона рублей.
Западная часть города
К Западной части города условно можно отнести ту территорию, которая располагается за рынком, в сторону запада, соответственно. В состав территории входят Жиляковка, Хутор (или район автоколонны), Ваньковка, Южный микрорайон и Ворошиловка.
Отдельно стоит сказать о Ворошиловке, официально она теперь считается Западным микрорайоном. Здесь выделено 90 гектар земли под строительство, большая часть из которых планируется под застройку многоэтажками (даже девятиэтажки хотят строить, а сейчас самое высокое здание города занимает всего 6 этажей). В этом же районе собираются выделить участки под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям. В данное время частный сектор здесь уже растет и развивается: некоторые дома, точнее, коттеджи, по архитектуре не уступают европейским проектам. Стоимость таких «домиков», конечно, ниже, чем в Европе, но для Ишима цена тоже приличная — от 4 до 10 миллионов. 3-х комнатное жилье эконом-класса (с участком в 6-7 соток) стоит около 2-х миллионов рублей.
Минус данной территории заключается в отдалении от центральной части города и, соответственно, слабо развитой инфраструктуре: здесь мало школ и детских садов, но зато все в порядке с благоустройством — инженерные системы подведены и работают исправно.
Инфраструктура города
ЖКХ
Состояние социальной инфраструктуры Ишима можно назвать удовлетворительным. Система ЖКХ работает исправно. Бывают, конечно, и аварии (любят чиновники экономить на материалах при плановом ремонте), но их последствия устраняют в разумные сроки. В целом же, вода, газ и электричество поступают в дома и на предприятия бесперебойно (если долгов нет).
О бешеных тарифах на услуги ЖКХ ишимцы узнают лишь из федеральных новостей. Конечно, газ здесь дороже, чем в Украине (хоть и добывается в Тюменской области, видимо, транспортировка его на юг той области стоит дороже, чем в Европу), но, в общем, тарифы сносные. Иногда бывают необоснованные завышения квартплат, но после обращения граждан с жалобами обычно все вопросы решаются в положительную сторону.
Не может пока администрация города решить вопрос с мусором, т. к. это «палка о двух концах» — без содействия (или хотя бы понимания) населения здесь не обойтись.
Дороги и пробки
Дороги… Ну, их описание можно ограничить одним лишь словом — Россия. Выбоины, ямы и колеи — это привычное состояние и трасс, и городских дорожных покрытий. Ремонт периодически ведется, но большей частью ямочный, результатов его хватает максимум на год. В настоящее время ям и ухабин нет только на улице имени К. Маркса и прилегающих территориях. Правда, слишком больших «рвов» на дорогах города тоже не встретишь, ямки хоть и мешают движению, но местные водители к ним привыкли. И еще не все участки асфальтированы, в некоторые районы в межсезонье на низеньком седане практически не пробраться.
Автомобильных пробок в городе почти не бывает. Единственное место небольших заторов — путепровод через железнодорожные пути, о котором говорилось выше. Автомобилей в Ишиме не так уж и много, да и на работу многие предпочитают добираться на автобусах и маршрутках.
Других видов транспорта в городе нет, если не считать многочисленных служб такси. Для междугороднего сообщения используются автобусы и электрички.
Медицина
Уровень медицинского обслуживания в Ишиме — вопрос больной. Более-менее качественные услуги можно получить только в платных учреждениях. А вот услугами «хваленой» Ишимской областной больницы № 4 многие горожане не довольны, да и приезжие предпочитают туда не обращаться. Со всеми серьезными симптомами ишимцы сразу едут в Тюмень, рожать многие женщины предпочитают там же.
В народе даже бытует поговорка «лучше сразу умереть, чем дождаться очереди на прием к врачу» — будь то терапевт, инфекционист или любой другой специалист. Да и факт посещения врача проблемы часто не решает. Так, если не могут найти причину заболевания, некоторым больным советуют «просто попить аскорбинки». Немногим лучше дело обстоит с детскими поликлиниками, работают они исправно, на прием попасть почти всегда можно, но уровень квалификации докторов не всегда радует пациентов.
Предприятия и работа в Ишиме
На территории Ишима расположено несколько промышленных предприятий. К более-менее крупным из них можно отнести:
Эти предприятия держатся на плаву и продолжают набирать обороты, а значит, для токарей и слесарей работа всегда найдется.
Пищевая промышленность тоже не стоит на месте. В городе ведут деятельность:
Предприятиям легкой промышленности повезло меньше: на данный момент работает один из цехов обувной фабрики (производят рабочие сапоги и ботинки), и на швейной фабрике идет пошив спецодежды. Известна уже во всем мире «Сибирская ковровая фабрика». В настоящее время это единственное предприятие в стране, которое производит ковры и дорожки из натуральной шерсти по уникальным старинным технологиям.
Есть и предприятия строительной отрасли: Ишимский завод ЖБИ, ООО «Мастер-Бетон». Пару месяцев назад открылся новый завод по производству бетона, планируется строительство нового кирпичного завода.
В связи с довольно большим количеством предприятий в городе всегда востребованы специалисты рабочих специальностей. Средняя зарплата в регионе составляет 30 000 рублей, на деле же встречается и 5 000. Все же уровень жизни в Ишиме растет, иначе не развивалось бы строительство, и не было такого количества торговых точек. Магазины занимают первые этажи практически всех многоэтажек вдоль улицы К. Маркса. Много магазинов и на других улицах. Есть несколько торговых баз: оптовая на ул. Промышленной, и розничные: «999» (бывшая ковровая фабрика), «На Северной», «Южная», «На Казанской». Есть и универсамы: сеть магазинов Магнит, Spar, Корпорация DNS и др. Большое количество людей работает в торговой сфере.
Магазин SPAR в центре Ишима
Активно развивается и предпринимательство. Так, в Ишиме зарегистрировано 2868 субъектов малого и среднего бизнеса. Администрация города и области старается поддерживать актуальные проекты.
Торговый комплекс на пересечении улиц К. Маркса и Артиллерийской
Криминальная обстановка
Назвать Ишим криминальным городом нельзя. Уровень преступности здесь довольно низкий, но бывают и довольно громкие дела. Так, несколько лет назад две сотрудницы управления соцзащиты были осуждены за мошенничество — директор УСЗН и бухгалтер подавали неверные сведения о количестве женщин, которые имели право на получение разовых пособий по родам, а полученную сверх нормы сумму (около 1,5 млн. руб.) присвоили себе.
Примерно в то же время объявлялся в Приишимье маньяк, нападавший на женщин, но его быстро выследили и поймали.
В остальном же криминальная характеристика Ишима схожа с другими средними городами: бывают мелкие разбои, кражи, бытовые разборки, иногда убийства (из ревности, например, или по неосторожности). Без таких случаев, наверное, нигде не обходится.
Достопримечательности и досуг в Ишиме
Места отдыха в Ишиме можно разделить на культурные, оздоровительные и… просто места отдыха. К культурным относятся музеи: историко-художественный и краеведческий. Возле краеведческого музея установлен памятник Прасковье Луполовой, девушке, которая стала прототипом капитанской дочки в повести А. С. Пушкина. (Из Ишима она шла пешком в столицу к царю просить милости для отца).
Памятник Прасковье Луполовой на площади возле музея. Фото by oven831273 (http://fotki.yandex.ru/users/oven831273/)
А на площади возле историко-художественного музея красуется памятник основателю города — Ивану Коркину.
Самым же знаменитым и почитаемым ишимцами является мемориал воинам, погибшим во время Великой отечественной войны на Соборной площади. Сюда приезжают свадебные картежи, приходят почтить память павших солдат выпускники школ в ночь своего последнего школьного бала.
Монумент воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Горожане были против такого мемориала в стиле авангарда, но памятник все же установили
Есть в городе и другие памятники: ссыльному декабристу Александру Одоевскому, автору Останкинской башни Николаю Никитину, спортсмену Борису Шахлину; бюсты В. И. Ленина и И. В. Сталина.
К учреждениям культуры нужно бы отнести Культурный центр П. П. Ершова и Городской дворец культуры. Только вот ГДК постепенно превратился в торговую площадку для приезжих выставок и распродаж конфиската. КЦ Ершова, похоже, идет к тому же. В нем, правда, пока можно посмотреть экспозиции, посвященные жизни и творчеству П. П. Ершова, стать участником автобусной экскурсии «По ершовским местам».
Культурный центр П. П. Ершова
Прочие культурно-оздоровительные места Ишима:
И, наконец, просто места отдыха:
Городской парк отдыха (Или «Долина чупа-чупсов», во время реконструкции в парке вырубили все деревья и «навтыкали» фонарей в форме всем известной карамели на палочке. И хотя эти приборы уличного освещения не создают «живительной прохлады» летом и не являются средством производства кислорода, городские власти считают их более достойными находиться в парке отдыха, чем какие-то деревца).
Ишимский городской парк отдыха. Фото by max-ishim (http://fotki.yandex.ru/users/max-ishim/)
Ишимская набережная — еще одна новостройка
Береза новобрачных на Горе любви в Синицино. К ветвям березы на свадьбе свидетель или жених привязывают ленточку — на долгую и счастливую семейную жизнь — чем выше лента, тем дольше и счастливее будет брак, как хотелось бы надеяться…
В качестве более привычного досуга можно посетить развлекательный центр Авалон (в нем есть кинотеатр, ночной клуб, бильярд, боулинг и ресторан). Рестораны «Оскар», на пересечении улиц Свердлова и Рокосовского, Трактир на Пушкинской и прочие места, где можно перекусить в компании друзей.
Отзывы и вопросы о городе:
Какого было мое удивление здесь увидеть город, в котором я родился и прожил юность. Я бы описал его так, оставь надежду всяк сюда входящий) В городе одна главная улица, он достаточно протяженный, но застройка в основе частный сектор. Практически нет мест куда можно сходить молодежи,
а кто остается из молодежи тут, то пьет. Крепко. Я уехал лет
10 назад,
и бываю тут раз в два года, динамики положительной нет. Все становиться
только хуже. В основном все уезжают жить сейчас В ЕКБ или Тюмень. Когда
я оканчивал общеобразовательный лицей, среди нашего потока ребята
уезжали учиться в Омск, Новосибирск, Тюмень, ЕКБ, кто-то СПБ и МСК, но это реже. Но все кто более-менее понимали суть дел, старались уехать.
Рынок недвижимости мертв. Плохо продается-покупается. Ценники за частую
не обоснованный. Я бы это объяснил, что много жадин) Купить за копейки,
продать в три дорого. Аренда кстати дешевая. Во всяком случаи была.
Если есть какой-то не большой бизнес, то можно как-то держаться на плаву. Есть несколько предприятий, в которых есть средства, тот же нефтепроводный прим. Но от туда люди уходят только вперед ногами)
Никакой текучки кадровой нет. Как и возможности устроится туда работать
человеку со стороны. Был крупный машиностроительный завод ИМАЗ,
специализировался на постройке мобильных вагончиках, позже его выкупил
ГазПром вроде как, и успешно развалил, если честно, то складывается
впечатление, буд-то этот завод был развален намеренно, т.к. прошлый
управляющий, на сколько я с ним знаком, был весьма успешным
предпринимателем и управленцем, искал заказы, наводил контакты. Есть еще
механический завод, масло сыр комбинат и прочее прочее прочее.
Предприятия легкой, пищевой промышленности. Но если подвести итог, то работа есть, но уровень ЗП такой, что люди предпочитают уезжать в соседние более крупные города (ТМН ЕКБ), чтобы на более низких
должностях зарабатывать больше Ах да. Еще много много много вахтовиков.
А что еще остается делать?
Да в принципе не плохо, на прием к врачу в сравнении с мегаполисами
попасть реально. Но врачей серьезных опять же не так много. Если что-то серьезное и хочешь жить, едь в обл. центр.
С этим все в порядке. Воздух свежий, только в районе Стрехнино
периодически ужасный запах) Уже не помню что конкретно, но что-то от пищевой промышленности. Лето довольно жаркое бывает и это круто, зима холодная и это тоже круто. В межсезонье всегда ветрено и грязно. Буэ. И да, такое чувство что осень и весна там длится по по 5 месяцев)
В городе есть тюрьма, так что ее выходцы, создают семьи оседая тут)
Криминальная романтика конечно преобладает, но тем не менее я не встречал сумасшедших которых стоит бояться. Да, много пьяных компаний,
да гоп стоп никто не отменял, да местные ночные клубы — это файт клубы)
Но тем ни менее опасных преступников тут нет, и за жизнь беспокоиться не стоит. (Но поздно вечером лучше избегать прогулок по некоторым районам,
если ты не здешний)
Жить можно, только работы нету
Оценка города: (1.33 / 5.00)
А я была сюда эвакуирована в годы войны.
Осталась в памяти деревня, стоящие около заборов живые холмики — это коровы, заменяющие всю тягловую силу. Берег Ишима — высокий, а на другом берегу изумрудно зеленые поля. Голубая синь реки, синее же небо … Мы всегда хотели есть, но никогда не болели, климат для нас, ленинградцев, был просто лекарством. Я благодарна городу и обидно, что сейчас он разваливается, впрочем и у нас в Петербурге успехи нового строя явно преувеличены
Оценка города: (3.00 / 5.00)
Однако, большая дыра с дорогами!
Оценка города: (1.67 / 5.00)
Об окраинах города Ишим один негатив. Именуемые предприниматели захламили навозом, строительным мусором и никто не видит. Особенно район Ворошиловский, западная сторона. Поэтому постарайтесь в сжатые сроки очистить территории!
Оценка города: (1.17 / 5.00)
Самый главный недостаток-отсутствие рабочих мест для молодежи вследствие поголовного закрытия промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Оценка города: (2.75 / 5.00)