станция кавказская краснодарский какой город
ЖД Вокзал КАВКАЗСКАЯ в городе Копоткин
На странице железнодорожного вокзала КАВКАЗСКАЯ вы всегда сможете найти расписание поездов и номер телефона справочной, а так же другую важную информацию. ЖД вокзал КАВКАЗСКАЯ на карте города со схемой проезда.
Станция Кавказская находится в городе Кропоткин Краснодарского края. Местное здание ЖД вокзала заслуженно считается не только одним из самых крупных в регионе, но и самым красивым. Оно было построено еще в начале 20-го века. Его необычную красоту в свое время похвалил император Николай II, который был здесь проездом.
Двухэтажный вокзал из красного кирпича был почти полностью разрушен во время Отечественной войны. Его восстанавливались на протяжении нескольких лет. Однако в 1949-ом году здание снова предстало перед пассажирами в том виде, в котором было задумано архитектором. В свое время вокзал на станции Кавказская посещали И. Сталин, С. Буденный, Н. Хрущев.
Сегодня вокзал обслуживает десятки транзитных поездов РЖД. Останавливаются здесь все без исключения поезда, так как на них происходит замена локомотива. Железнодорожные билеты со станции Кавказская можно приобрести на пассажирские составы до Москвы, Кисловодска, Владикавказа, Санкт-Петербурга, Новосибирска и многих других городов.
С вокзала станции Кавказская регулярно отходят пригородные электрички РЖД до Тихорецкой, Краснодара, Минеральных вод и Ставрополя. В расписании также указаны транзитные пригородные поезда Минеральные воды-Краснодар, Армавир-Тихорецкая.
Кавказская
Содержание
География
Станица расположена на высоком правом берегу Кубани в 3 км от Кропоткина. Железнодорожная станция Гетмановская Северо-Кавказской железной дороги на линии Кавказская — Передовая.
История
. Тщательно изучив по картам берега Кубани, Суворов делает вывод, что правобережье совершенно открыто для набегов черкесов на русские границы.
Крепость примыкала к высокому обрыву поймы и в плане выглядела неправильным многоугольником с четырьмя бастионами. Суворов назвал крепость Темижбек (по урочищу), но спустя месяц переименовал ее в Павловскую в честь цесаревича Павла. Крепость была заложена в рамках Азово-Моздокской укрепленной линии и многие годы играла важную роль на Северном Кавказе.
Кавказская станица — Кубанской области, Кавказского отдела, в 7 верстах от Владикавказской железной дороги. Жителей 5888. Церковь, старообрядский скит; до 1893 г. тут жил старообрядческий архиерей. Школа, лавок 15, мельниц 21, кирпичных заводов 3, кузниц 2, бондарен 9. Базары по воскресеньям, ярмарка. 2 врача, ветеринарный врач, повивальная бабка.
Известные уроженцы
Почётные граждане
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кавказская» в других словарях:
Кавказская — см. также ОВЦЫ Выведена в совхозе Большевик Ставропольского края в 1923 1936 гг. Работа начата известными бонитерами Я. В. Сладкевичем и В. П. Айма, затем продолжена и завершена К. Д. Филянским. Исходным материалом для создания породы послужили… … Породы сельскохозяйственных животных. Справочник
КАВКАЗСКАЯ — Длиннотощехвостые овцы шерстно мясного направления продуктивности. Выведена в совхозе “Большевик” Ставропольского края в 1923 1936 годах путем скрещивания местных мериносов новокавказского типа с американским рамбулье. Овцы средней величины, кре … Мировое овцеводство
КАВКАЗСКАЯ — см. также 4. ОВЦЫ Кавказская порода овец шерстно мясного направления создана в совхозе “Большевик” Ставропольского края за период с 1922 по 1936 годы. Территория хозяйства расположена в восточной части Ставропольского края и по природным условиям … Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах
КАВКАЗСКАЯ — станица в Краснодарском крае. Расположена на берегу Кубани. Население 12 тыс. чел. Основана в 1794 донскими казаками как пограничная застава на месте бывшей Павловской крепости (1778 79), позже Кавказской крепости (1792), названной в честь… … Русская история
Кавказская — 352140, Краснодарского, р.ц.Кавказского … Населённые пункты и индексы России
Кавказская — Кавказская, станица в Краснодарском крае, центр Кавказского района, в 149 км к северо востоку от Краснодара. Расположена на р. Кубань, в 8 км к востоку от железнодорожной станции. Население 12 тыс. человек.Основана в 1794 донскими казаками как… … Словарь «География России»
Кавказская война — 1817 1864 … Википедия
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика … Википедия
Кавказская туземная конная дивизия — («Дикая дивизия») Годы существования 27 июля 1914 сентябрь октябрь 1917 Страна Россия Входит в 2 й кавалерийский корпус Тип Кавалерия Численность … Википедия
Кавказская пленница — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия, музыкальный … Википедия
Кавказская (станица)
Кавка́зская — станица, административный центр Кавказского района Краснодарского края, а также центр Кавказского сельского поселения. Население — 11,5 тыс. человек.
Станица расположена на высоком правом берегу Кубани. Железнодорожная станция Гетмановская СКЖД (станция Кавказская находится на территории города Кропоткин в 8 км западнее станицы).
История
Крепость «Полтавская» (позднее «Кавказская») была заложена в 1778 в рамках Азово-Моздокской укрепленной линии.
Станица Кавказская была образована в 1794 переселенцами с Дона (из станицы Романовской) в составе Линейного, а затем, после объединения, в Кубанское казачье войско.
На землях станицы в середине XIX века возник иногородний поселок — впоследствии город Кропоткин.
Кавказская станица — Кубанской области, Кавказского отдела, в 7 верстах от икавказской железной дороги. Жителей 5888. Церковь, старообрядский скит; до 1893 г. тут жил старообрядческий архиерей. Школа, лавок 15, мельниц 21, кирпичных заводов 3, кузниц 2, бондарен 9. Базары по воскресеньям, ярмарка. 2 врача, ветеринарный врач, повивальная бабка.
Ссылки
Сельские населенные пункты: Дмитриевская | им. М. Горького | Казанская | Лосево | Мирской | Привольный | Темижбекская
Полезное
Смотреть что такое «Кавказская (станица)» в других словарях:
Кавказская станица — Кубанской обл., Кавказского отдела, в 7 вер. от Владикавказской жел. дор. Жит. 5888. Церковь, старообрядский скит; до 1893 г. тут жил старообрядческий архиерей. Школа, лавок 15, мельниц 21, кирпичных заводов 3, кузниц 2, бондарен 9. Базары по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАВКАЗСКАЯ СТАНИЦА — административный центр Кавказского отдела в Кубанском Крае; возникла при существовавшем раньше Царицинском укреплении; 10 тыс. жителей, Казаков и коренных иногородних … Казачий словарь-справочник
Кавказская — У этого термина существуют и другие значения, см. Кавказская (значения). Станица Кавказская Флаг Герб … Википедия
Кавказская (значения) — Кавказская: Кавказская станица в Кавказском районе Краснодарского края, административный центр Кавказского сельского поселения. Кавказская железнодорожная станция Северо Кавказской железной дороги в городе Кропоткине Краснодарского края … Википедия
Кавказская война — КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА. Такъ называется длител. борьба Россіи съ многочисл., воинств. племенами Кавказа, а также съ сосѣд. азіат. гос твами съ цѣлью умиротворенія и покоренія этой обширн. окраины. Періодъ до присоединенія Грузіи. Зачатки нашихъ… … Военная энциклопедия
Кавказская пограничная линия — КАВКАЗСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ЛИНІЯ. Возникновеніе ея надо отнести ко времени присоединенія Астрахан. царства (1557 г.), когда Рус. гос тво пришло въ соприкос ніе съ горн. племенами зап. побережья Касп. моря. Вступленіе въ бракъ Іоанна Грознаго съ… … Военная энциклопедия
КАВКАЗСКАЯ — станица в Краснодарском крае. Расположена на берегу Кубани. Население 12 тыс. чел. Основана в 1794 донскими казаками как пограничная застава на месте бывшей Павловской крепости (1778 79), позже Кавказской крепости (1792), названной в честь… … Русская история
Кавказская — Кавказская, станица в Краснодарском крае, центр Кавказского района, в 149 км к северо востоку от Краснодара. Расположена на р. Кубань, в 8 км к востоку от железнодорожной станции. Население 12 тыс. человек.Основана в 1794 донскими казаками как… … Словарь «География России»
Станица Кавказская — … Википедия
Казанская (станица, Краснодарский край) — Станица Казанская Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
По рельсам в прошлое
15 июля 1875 года — начало движения поездов со станции Кавказская
В далеком 1872 году у бывшего поста Романовского появились первые строители — плотники и каменщики, грабари, выполнявшие земельные работы при помощи лопат, тачек и тягла. Так, 145 лет назад началось строительство участка Ростово-Владикавказской железной дороги и станции между станицами Кавказская и Казанская, получившей название Кавказской. Предполагалось, что населенный пункт у строящейся станции будет называться Кавказским. Этот поселок строителей железной дороги положил начало хутору Романовскому, а впоследствии нашему городу Кропоткину.
Зачем царскому правительству понадобилось прокладывать железнодорожные пути, соединяющие центральную Россию с Кавказом? И почему местом для одной из станций был выбран бывший пост Романовский? Об этом по порядку.
Торговый путь
В 1864 году при императоре Александре II полностью завершилось покорение горских племен Кавказа, весь Кавказ вошел в состав России. В том же 1864 году на Кубани в районе Майкопа было открыто нефтяное месторождение. Тогда особенно актуально обозначился вопрос о надежных путях для освоения Кубани — о торговых путях.
В 1870-1871 годах проводились полевые изыскания пути железной дороги, намеченной к строительству от Ростова-на-Дону до Владикавказа. И уже в 1872 году комитет по строительству железных дорог утвердил главное направление железнодорожной линии: Ростов — бывший пост Романовский и далее по долинам рек Кубани, Кумы, Молоки, Терека и до Владикавказа.
Инженер Штейнгель
Была выдана концессия на постройку дороги инженеру барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю. О деловых качествах Штейнгеля писал краевед А.А.Пташник в книге «История Кубани и Кропоткина»: «Крупнейший инженер путей сообщения, барон Штейнгель, в острой конкурентной борьбе за получение концессий на строительство Ростово-Владикавказской железной дороги вышел победителем. 2 июля 1872 года концессия была учреждена, а в сентябре того же года барон Штейнгель был избран акционерами директором.
Инженер Штейнгель имел огромный опыт в строительстве железных дорог в центральной части России. Под его руководством построены Московско-Рязанская, Московско-Курская, Орловско-Витебская, Балтийская, Грязевоцарицинская железные дороги. Ростово-Владикавказская железная дорога, одна из сложнейших, была построена в установленный срок, без необходимости доделок в последующем, каких-либо упущений. Их просто не было».
Станция
В договоре предусматривалось, что после 30 лет эксплуатации, в 1906 году, дорога будет выкуплена правительством, этот срок был перенесен на 1 января 1924 года (смена политического строя в Российском государстве 1917 года помешала осуществлению этого плана).
Бывший пост Романовский был выбран как один из пунктов для устройства железнодорожной станции и в дальнейшем города по четырем причинам: удобного расположения на местности — при пересечении линии железной дороги почтовою дорогой (от Ставрополя к Екатеринодару); как исходный пункт вверх при развитии пароходства на реке Кубани, чтобы речной транспорт находился в прямом сообщении с железнодорожным; в качестве перспективного места для развития сельскохозяйственной промышленности; как центр, от которого будет распространяться культурное влияние на окружающие станицы и хутора.
С марта 1873 года строительство железной дороги шло полным ходом, на нем было занято 17 тысяч рабочих. Это, в основном, беднота из Украины и центральных областей России, отправившаяся на заработки. Все поселенцы не казачьего сословия получили название иногородних.
Линия железной дороги
Наш современник, член Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения РОИА, краевед В.Н.Фоменко в книге «Хутор Романовский — история образования» приводит сведения на 1873 год о строящейся железной дороге из «Памятной книжки Кубанской области. 1874г.»: «Общая протяженность строящейся Ростово-Владикавказской железной дороги составит 653 версты, из коих рельсовый путь пройдет, начиная от Ростова, по Екатеринославской губернии и области Войска Донского 79 верст, по Кубанской области 303 версты и остальные 271 версту по Ставропольской губернии и Терской области.
В пределах Кубанской области линия железной дороги пересекает земельные участки станиц, сел, частных лиц, аулов, земли колонистов и других владельцев; на землях этих учреждаются следующие станции:
— Павловская IV класса на 135 версте на станичной земле;
— Леушковская IV класса на 151 версте на станичной земле;
— Мирская IV класса на 211 версте на станичной земле;
— Кавказская II класса на 229 версте на станичной земле;
— Гулькевичи IV класса на 242 версте на земле Тайного совета Гулькевичи;
— Отрадная IV класса на 257 версте на земле генерала Коцебу;
— Кубанская IV класса на 274 версте на земле князя Святополка-Мирского;
— Армавирская III класса на 291 версте на земле села Армавир;
— Успенская IV класса на 313 версте на землях аула Конокова и т.д.».
Первый поезд
Железнодорожная колея на участке Кавказская-Мирская и далее на Ростов была уложена к июню 1874 года. Первый поезд со станции Кавказская на Мирскую проследовал 18 июня 1874 года. Он вез рабочих, которые жили в поселке Кавказском, а работали в Мирской. Следовательно, к этому времени у станции Кавказской уже образовался «поселок со значительным числом постоянных жителей: рабочих, служащих, торговцев. Но так как большинство из них жили в железнодорожных бараках и домах, а не в собственных, то они считались не имеющими оседлости» (М.Ф.Чередник «Возникновение и развитие города Кропоткина», ООО «Кавказская типография», 2014г., стр.16).
Первый пассажирский поезд от Ростова-на-Дону во Владикавказ проследовал 15 июля 1875 года. В это время поезда состояли из паровоза, 6-8 двухосных вагонов и двигались со скоростью около 25 км в час. Вот как описывал первые впечатления жителей станицы Кавказской, наших ближайших соседей, от встречи с поездом историк Кубанского казачьего войска А.Д.Ламанов в своей работе 1914 года издания «Исторический очерк о заселении станицы Кавказской Кубанским казачьим войском» (стр.62): «Вся станица (Кавказская) вышла на яр посмотреть издали на двигавшийся поезд, дома остались только старые люди, в глазах которых движение поезда совершалось «нечистою силою», а не умом человеческим. В первое время шум двигающегося поезда, пар, свистки пугали животных, которые неслись в разные стороны, отчего получались только обломки от повозок и увечья самих животных и пассажиров на повозках, это вызывало озлобление против дороги и подтверждало мнение старых людей о действии нечистой силы. Впрочем, население и животные скоро привыкли к движению поезда».
Первые дома
Вместе с постройками служебных помещений для железной дороги — здание станции, паровозное депо, веерное депо — в поселке Кавказском строилось жилье. Первые турлучные и кирпичные дома появились на Бульварной улице. По материалам преподавателя средней школы №45 В.А.Помазанова, которые хранятся в фондах городского краеведческого музея, с северной стороны от железной дороги были пустыри, перемежающиеся с остатками леса. На нынешней улице Пушкина находились землянки. Их установили рабочие-землекопы (грабари) во время постройки железной дороги. Эти землянки стали занимать новые переселенцы, которые с проведением железной дороги широкой волной хлынули в эти места.
Когда за поселком Кавказским закрепилось наименование хутор Романовский, точно не установлено. «Скорее всего, переименование из пос.Кавказского в пос.Романовский и из пос. Романовский в хут.Романовский произошло поэтапно до 1894 года» (В.Н.Фоменко, «Хутор Романовский — история образования», ИРИО «Музеон», 2017г., стр.16-17). Первые достоверные данные о численности населения уже хутора Романовского датируются этим же 1894 годом. Тогда в хуторе насчитывалось 65 казачьих дворов и 894 двора иногородних, проживало 194 казака и 7953 иногородних жителя. Хутор Романовский развивался быстрыми темпами: к 1905 году казачьих дворов было 117 и 1502 двора иногородних, проживало 408 казаков и 19313 жителей не казачьего сословия.
Пассажиропоток
Число пассажиров, путешествующих через железнодорожную станцию Кавказская, увеличивалось. В книге М.Ф.Чередника «Возникновение и развитие города Кропоткина» приводятся данные за 1887 и 1897 годы, из которых видно, что за десятилетие количество проданных билетов возросло почти в два с половиной раза (в 1887 году — около 20,5 тысячи билетов, в 1897 году уже более 50,5 тысячи билетов). Очевидно, что расширение объема перевозок требовало увеличения числа рабочих и служащих железнодорожной станции Кавказская, а значит, косвенно, влияло на рост и развитие хутора Романовского.
Вокзал
В 1903 году было построено здание железнодорожного вокзала по проекту Петербургского проектного института (архитектор неизвестен). Строение из красного кирпича, сочетающие стили русской архитектуры средних веков и ампир, изначально вызывало заслуженное восхищение хуторян. И сейчас вокзал — памятник архитектуры начала ХХ века — объект гордости для всех горожан. На момент открытия это здание отвечало всем требованиям своего времени: имелись три зала ожидания, комнаты матери и ребенка, почта, парикмахерская, билетные кассы, здравпункт, помещение для полиции и служебные комнаты. На втором этаже размещалась комната отдыха транзитных пассажиров, ресторан, служебные комнаты. В подвале — котельная, склад, комнаты персонала. По свидетельству старожилов, под аркой центральной части проходил тракт в степь за железнодорожные пути, прямо через здание вокзала. С небольшими изменениями здание достояло до Великой Отечественной войны. Во время оккупации было разрушено, после освобождения Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков вокзал полностью восстановили по старому проекту. Единственное существенное послевоенное изменение — возведенный в 1961 году тоннель из здания вокзала к третьей и четвертой платформам…
Паровозный парк
Но вернемся в начало ХХ века. В 1900-х годах паровозный парк депо насчитывал 30 пассажирских и товарных паровозов. Часть этих паровозов можно было видеть на путях и в 1930-е годы. Наиболее комфортные пассажирские вагоны — мягкие, первого и второго классов — предназначались для обеспеченной публики. В вагонах 3-го и 4-го классов колесили по своим нуждам представители малообеспеченных слоев населения. Ночью пассажирские вагоны освещались стеариновыми свечами, в течение всей ночи стоял полумрак, а в вагонах 4-го класса из-за отложных вторых полок — почти полная темнота.
Революция
На некоторых участках Владикавказской железной дороги движение оставалось однопутным, только 1 декабря 1913 года по всей дороге было открыто двустороннее движение, что, конечно же, поспособствовало ускорению продвижения поездов. В следующем 1914 году началась Первая мировая война, затем последовали февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война (1917-1922 г.г.). Работники железнодорожной станции Кавказской вместе со всей страной участвовали в этих героических и трагических событиях, которые привели к появлению на мировой карте первого социалистического государства — СССР.
В глобальном масштабе развитие Владикавказской железной дороги поспособствовало расширению экономических связей Кубани и Черноморья с центральными районами России и зарубежными странами, втягивало их в мировое товарное обращение. И в новой стране железнодорожная станция Кавказская по-прежнему имела большое значение для развития нашего населенного пункта — теперь уже города Кропоткин (преобразование из хутора Романовского в город Кропоткин произошло в 1921 году).
И сегодня железнодорожная станция Кавказская — одна из крупнейших в крае, где останавливаются все проходящие поезда дальнего следования. По сей день здесь трудится уже далеко не первое поколение горожан, имеются династии железнодорожников.
С.Езаова,
сотрудника городского краеведческого музея.
Фото: строители Ростово-Владикавказской железной дороги; вокзал станции Кавказской (хутор Романовский, ныне г.Кропоткин).