станция нижний бестях какая железная дорога
Железные дороги Якутии — магистраль до сурового Севера
Якутия — самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение в Республике Саха (Якутия) играет важнейшую роль, но сильно затруднено крайне суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железные дороги обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях и обходятся дешевле перевозок на автомобильном транспорте.
1. Якутия долгое время оставалась в стороне от важнейших транспортных коридоров страны. С конца 1970-х годов железная дорога протянулась до угольных месторождений в Нерюнгринском районе. Строительство дороги Беркакит-Томмот-Якутск началось в 1985 году.
2. С 1995 года строительством магистрали занималось ОАО «Акционерная компания „Железные дороги Якутии“», которую учредили РЖД и правительство Республики Саха (Якутия). Сейчас компания занимается перевозками на участке от станции Нижний Бестях до станции Нерюнгри-Пассажирская протяжённостью 799 км.
3. Нижний Бестях — станция в 30 км от Якутска. Столица республики стоит на левом берегу реки Лена, а конечная станция магистрали — на правом.
4. Пассажирские поезда до Нижнего Бестяха пустили в 2019 году. Таким образом центр Якутии, где живёт большая часть населения республики, оказался связан с Транссибом и в целом с железнодорожной системой России.
5. Машинист локомотива на станции Нижний Бестях. Путь отсюда до Нерюнгри на юге Якутии занимает больше 18 часов.
6. Сейчас пассажиры, прибывающие на станцию зимой, добираются до республиканской столицы по зимнику, летом — паромом до речного вокзала Якутска.
7. Первая платформа станции Нижний Бестях — высокая. Пассажирам не надо карабкаться в высокий вагон с сумками.
8. Поезда дальнего следования от Нижнего Бестяха идут не только в пределах Якутии. Можно добраться до Благовещенска и до Хабаровска. Путь до Хабаровска займёт 2 дня 19 часов.
9. В прошлом году «Железные дороги Якутии» перевезли более 90 тысяч пассажиров — это почти десятая часть населения республики. Пассажиропоток растёт с 2017 года.
10. Помимо пассажирского сообщения, станция Нижний Бестях выполняет и грузовую функцию — это важнейший пункт для «северного завоза».
11. Контейнерный терминал разгружает железнодорожные платформы. Груз идёт как в Якутск, так и дальше в северные районы Республики Саха (Якутия).
13. Участок железной дороги Нижний Бестях — Томмот проходит по малонаселённым районам Якутии. Вокруг — тайга и кустарники.
14. Железная дорога пересекает ручьи и реки. В Якутии их тысячи: зимой некоторые полностью замерзают, а весной выходят из берегов в половодье. На фото — мост через реку Амга, приток Алдана.
15. На магистрали используются тепловозы. Ветка пока не электрифицирована.
17. Станция Томмот. Железная дорога пришла в город Томмот в 1997 году. Сначала участок использовался только для грузового сообщения, с 2004 года — и для пассажирского.
18. На рабочем месте поездного диспетчера станции Томмот.
19. Маневровый тепловоз используется для маневровых работ — для передвижения вагонов по станционным путям, формирования поездов, подачи вагонов к грузовым фронтам.
20. Купола здания вокзала Томмот повторяют форму урасы — древнего летнего жилища якутов. В шалашах такой формы жили только жарким летом: берестяная кровля делала внутренние помещения прохладными.
21. Электрожезловая система действует на участке от Томмота до Чульбасса. Она позволяет обеспечить безопасность движения на однопутном участке.
22. Жезловая система Трегера разработана в СССР ещё в 1920-х годах. Из жезлового аппарата нельзя изъять более одного жезла — его вручают машинисту, который идёт по перегону. По прибытии на станцию в конце перегона жезл надо сдать.
23. Протяжённость однопутного участка Томмот — Нерюнгри-Пассажирская — 364 километра.
24. Вокзал станции Алдан в одноимённом городе, который основан в 1920-х годах рядом с золотым месторождением.
25. Первый пассажирский поезд в Нижний Бестях отправился именно из Алдана 27 июля 2019 года.
26. Первый грузовой поезд прибыл на станцию Алдан 19 декабря 1995 года. Сейчас в Алдане находится главный офис ОАО «АК „Железные дороги Якутии“».
27. Локомотивное депо станции Алдан образовано в 2003 году для обслуживания локомотивов, курсирующих по магистрали.
28. Движение по мосту через реку Чульман рядом с одноимённым посёлком открыто в 1987 году. Чульман — центр добычи угля и золота.
29. Локомотивы и вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха (Якутия) — голубой, белый, красный и зелёный.
30. Пассажирский поезд отправляется со станции Нижний Бестях отправляется через день, а на участке Томмот — Нерюнгри-Пассажирская курсирует ежедневно.
31. Железные дороги Якутии — один из крупнейших работодателей республики. В компании работают около 1000 человек.
32. Железнодорожный мост через реку Чульман недалеко от станции Нерюнгри-Грузовая.
33. Станция Нерюнгри-Грузовая — крупнейший грузовой узел юга Якутии. Станция задействована в транспортировке угля Южно-Якутского угольного бассейна.
34. Станция Нерюнгри-Грузовая лежит в черте города Нерюнгри, на расстоянии примерно 5 километров от его центра.
В Магадан – по железной дороге. Начались работы по обоснованию строительства магистрали Нижний Бестях – Магадан
Предварительно проанализирована потенциальная грузовая база новой железнодорожной линии
Начаты работы по предварительному обоснованию строительства железной дороги Нижний Бестях – Магадан. Представители АО «Институт экономики и развития транспорта», АО «Мосгипротранс», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, АО «АК «Железные дороги Якутии» провели экспедиции по маршруту Якутск – Магадан, сообщает пресс-служба ЖДЯ.
Основная задача экспедиции – сбор материалов для подготовки предварительного обоснования инвестиций в строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан, которое рассматривается в целях формирования устойчивого железнодорожного сообщения с отдаленными территориями страны и создания условий для освоения Северо-Восточной части России.
Участники экспедиции проехали по автодороге «Колыма» из города Якутска до города Магадана. Предварительно проанализирована потенциальная грузовая база новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан, проведен натурный осмотр и уточнены технологические аспекты для планирования размещения объектов железнодорожной инфраструктуры.
Как отметил генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин, уже сегодня промышленные предприятия, действующие на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, проявляют большой интерес в оптимизации транспортных схем по доставке грузов. Строительство железной дороги до Магадана позволит сформировать единое транспортное пространство. Железная дорога обеспечит круглогодичную перевозку жизнеобеспечивающих грузов для северного завоза, улучшит транспортную доступность и качество транспортно-логистических услуг при перевозке грузов и пассажиров, повысит уровень безопасности транспортной системы и привлекательность инвестиционных проектов, тяготеющих к данной железной дороге.
На данный момент на территории Томпонского и Оймяконского районов, а также на территории Магаданской области много горнодобывающих предприятий, которые завозят для себя грузы материально-технического снабжения по автодороге Колыма, как со стороны Якутии с участием железнодорожного транспорта, так и со стороны Магадана с участием морского транспорта. Кроме того, в Магадане активно ведется строительство различных объектов, в том числе социальных. Приход железной дороги на эти территории позволит с меньшими затратами, гарантированно в кратчайшие сроки и сохранностью доставить грузы для действующих и перспективных предприятий.
Материал, собранный во время экспедиции, будет использован при подготовке предварительного обоснования инвестиций в строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан, которое Институт развития экономики и транспорта совместно с Мосгипротрансом разрабатывает по заказу Российских железных дорог. По итогам разработки предварительного обоснования инвестиций будет выбран предпочтительный вариант трассы, определён потенциал объемов перевозок, основные технические решения, технология работы новой линии, предварительная стоимость, продолжительность и этапность строительства.
Строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан предусмотрено многими стратегическими документами развития транспорта Российской Федерации.
Предварительно рассматривается вариант прохождения железной дороги по территориям Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Оймяконского, Сусуманского, Ягоднинского, Хасынского районов, г. Магадан.
Поехали! Первый поезд до Нижнего Бестяха отправляется в путь
ИА SakhaNews. 27 июля в 13 часов произойдет, пожалуй, самое важное событие 2019 года в Якутии. На станцию Нижний Бестях прибудет первый официальный пассажирский поезд. Именно с этого момента будет открыто регулярное пассажирское движение из Москвы, Хабаровска, Нерюнгри и всех других городов России, связанных железной дорогой, практически до самого Якутска!
Дорога строилась так долго, что, откровенно говоря, вплоть до начала 2019 года мы не очень верили в реальность этого события. В феврале 2019 года в Нерюнгри с отчетом исполнительной власти республики приезжал премьер Якутии Владимир Солодов. Выступая в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина, он впервые пообещал, что в августе 2019 года по маршруту Беркакит – Томмот – Нижний Бестях будет запущен первый пассажирский поезд.
Чуть позже премьер подтвердил это в своем Инстаграме. «Железная дорога до Нижнего Бестяха будет полностью принята в эксплуатацию весной 2019 года. Тарифы на грузовые перевозки снизятся, начиная с 1 июня, а в августе запустим регулярные пассажирские перевозки», — написал глава якутского кабмина.
Что сказать? Сбылось.
УЖЕ БЫЛО…
Почему до недавнего времени мы не очень верили в реальность этого события?
ИСТОРИЯ ДОРОГИ
Железная дорога от крупной станции Транссиба Сковородино до Нижнего Бестяха, общая протяжённость которой составляет 1 239 километров, носит название Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ).
Дорога состоит из трех участков. Действующий уже много лет участок Сковородино — Нерюнгри, который называют Малый БАМ, имеет длину в 439 километров. Он был окончательно построен в 1979 году.
История строительства дороги начинается, конечно же, не в 70-е годы, а намного раньше. Целесообразность строительства железной дороги с юга на север на участке Беркакит — Томмот была подтверждена в 1950-1952 годах, когда председателем Совета министров был Сталин, подписавший постановление Правительства СССР о сооружении железной дороги, соединяющей БАМ с Якутском.
Впрочем, сразу после его смерти о железной дороге забыли на 20 лет. Лишь 5 мая 1972 года началось повторное строительство участка Бамовская — Тында, призванного служить как начальным участком АЯМа, так и линией, соединяющей Транссиб с БАМом.
8 мая 1974 года в Тынду прибыл первый поезд. Рабочее движение на линии Бамовская — Тында началось в ноябре 1976 года, полностью линия введена в эксплуатацию в октябре 1977 года. В то же время линия была продолжена к северу, в Якутию, на территорию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В октябре 1975 года произошла укладка «серебряного звена» пути на север, на Беркакит, к границе Амурской области и Якутии. В 1976 году железнодорожные пути проложили к разъезду «Якутский», 2 ноября было уложено «золотое звено». В отличие от медведевского «золотого звена» 2011 года, то золотое звено означало реальное открытие железной дороги.
26 октября 1978 года закончилась укладка рельсов на станции Угольная и к Нерюнгринскому угольному разрезу, а в декабре 1978 года линия Тында — Беркакит была принята в постоянную эксплуатацию.
В 1984 году открыто пассажирское движение до города Нерюнгри. Уже 35 лет жители столицы Южной Якутии имеют возможность ездить по стране поездами.
ДОЛГОСТРОЙ ВЕКА
После 70-х годов темпы строительства резко упали. Еще 7 марта 1985 года Совмин СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали до Якутска. По первоначальному плану, дорога должна была прийти в Якутск (включая построенный мост, вокзал и всю инфраструктуру) уже в 1994 году!
Семь лет понадобилось, чтобы довести дорогу до Алдана. Только 19 декабря 1992 года состоялась укладка «золотого» звена на станции Алдан. Впрочем, и тогда «золотое звено» оказалось совсем не золотым, потому что движение по злосчастной дороге так и не началось.
В начале 90-х было принято множество постановлений правительства РФ о продолжении стройки. Они носили громкие названия типа «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск», «О первоочередных задачах продолжения строительства» и так далее. Была образована дирекция по строительству этой линии и даже Министерство по делам Амуро-Якутской магистрали.
2 октября 1995 года для управления и завершения строительства магистрали было создано ОАО АК «Железные дороги Якутии».
16 декабря 1997 года произошла укладка очередного «золотого» звена – теперь на станции Томмот. Чем больше забивалось золотых звеньев, тем хуже шли дела на стройке. Регулярное движение на железной дороге так и не началось.
Начатая когда-то с энтузиазмом стройка велась крайне медленно из-за тяжёлой социально-экономической ситуации в стране, неумелого руководства, отсутствия контроля за выполнением принятых решений, всеобщего разгильдяйства, а то и откровенного воровства. В общей сложности за всё время строительства активные работы останавливались из-за недофинансирования 17 раз!
После 1997 года строительство железной дороги было фактически остановлено. С 1997 по 2002 год велось вялотекущее сооружение путевого развития станций, грузовых дворов, локомотивного депо и других объектов. 500-метровый мост через реку Алдан в Томмоте, наиболее крупный на линии помимо моста через Лену, был построен ещё в 1990-х, но ряд лет простоял без использования. Дальнейший участок длиной приблизительно 60 километров находился в работе, когда финансовые проблемы в очередной раз парализовали проект.
После того, как в январе 2002 года вторым президентом Якутии стал Вячеслав Штыров, он реанимировал проект железной дороги до Якутска. Мы хорошо помним, как буквально силовыми методами он продавил инвестиционную программу по достройке линии Беркакит — Томмот, имеющую целью доведение технического состояния линии и эксплуатирующей организации до норм лицензионных требований по перевозке грузов и пассажиров. Результатом этой работы стало то, что в 2003 году была принята программа достройки линии Беркакит — Томмот до норм временной эксплуатации с пуском пассажирского движения в 2004 году.
28 августа 2004 года было, наконец, запущено пассажирское движение на участке Нерюнгри – Томмот. С 1 сентября 2004 года на этом участке ходит регулярный ежедневный круглогодичный пассажирский поезд номер 323/324 Томмот – Нерюнгри – Томмот.
БЕЗ МОСТА
Стройка к северу от Томмота началась в апреле 2005 года, и в течение некоторого времени велась достаточно интенсивно. 22 апреля 2006 года был полностью принят в эксплуатацию мост через Алдан. На 200-километровом участке к северу от Томмота развернулись активные земляные работы с использованием большого количества техники и рабочих.
При этом, утверждают специалисты, дорогу за Томмотом было бы построить легче, чем на юге Якутии. После построенного 347-метрового моста через Амгу железная дорога больше не встречает таких крупных водных преград, хребтов и гор, как в Нерюнгринском районе. Рельеф становится более равнинным, трасса вступает в пределы Центральной Якутии.
Около посёлка Кердем АЯМ выходит на правый берег Лены. Отсюда по правому берегу идёт заключительный участок трассы до посёлка Нижний Бестях, расположенного через реку, практически напротив Якутска.
Что касается моста через реку Лена, то еще в конце 2008 года Главгосэкспертиза России дала положительное заключение на проект строительства совмещённого автомобильно-железнодорожного моста длиной около трех километров через Лену в районе посёлка Табага и села Хаптагай. Строительство этого моста откладывалось много раз и не началось до сих пор. В республике уже мало кто верит, что мост через Лену вообще когда-нибудь будет построен. Всегда находятся тысячи причин (необходимость строительства Крымского моста, не просчитанная экономика, «тупиковость», отсутствие денег и так далее), по которым строительство Ленского моста постоянно откладывается.
КОМСОМОЛЬЦЫ ПОШУМЕЛИ…
К исходу 2017 года мы уже практически не верили, что железная дорога до Нижнего Бестяха будет когда-нибудь открыта для пассажирского движения. И все же в 2018-м что-то переломилось, и процесс завершения строительства получил наконец долгожданное ускорение.
Прямо как 40-45 лет назад «ускорить процесс» решили комсомольцы. Сами они, в отличие от 70-х годов ХХ века, с ломами и лопатами на дороге не стояли, но шума на строящейся дороге наделали немало. В прошлом году отмечалось 100-летие Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ). В честь этого юбилея газета «Комсомольская правда» организовала специальный агитпоезд.
3 августа 2018 года этот поезд на наших глазах отправился из Беркакита до Нижнего Бестяха. Пассажирами поезда стали ветераны комсомола, командиры молодежных коллективов, бойцы строительных отрядов, участники строительства Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, Байкало-Амурской магистрали и АЯМа.
Поезд шел по грузовой дороге, но вез уже людей. И все же тот рейс, в отличие от сегодняшнего, не был «настоящим», а носил лишь имиджевый характер. «Оседлав» поезд, комсомольцы первыми показали: «Ездить можно!»
ПОСЛЕДНИЕ ШАГИ
Весной 2019 года в Нижнем Бестяхе были отремонтированы фасад и внутренние помещения вокзала, посадочные платформы и привокзальные территории. Был заметно пополнен подвижной состав – приобретены один плацкартный и три купейных вагона, планировалось дополнительно купить ещё три плацкартных вагона (в компании «Крымская железная дорога»). Всего к пуску регулярного пассажирского движения их собрали семнадцать: шесть купейных и одиннадцать плацкартных. Кроме того, было приобретено три вагона-ресторана у «Литовской железной дороги».
19 июня 2019 года состоялось подписание акта приемочной комиссии по определению готовности к открытию пускового комплекса Томмот–Якутск (Нижний Бестях). Эта событие произошло в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии.
28 июня Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ номер 270 об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на объекте «Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот – Якутск железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. I этап». Итоговым решением для организации прямого сообщения для перевозок грузов и пассажиров до станции Нижний Бестях в соответствии с административным регламентом ФАЖТ стало подписание приказа об открытии станций для выполнения коммерческих операций по Тарифному руководству номер 4.
На прошлой неделе станция Нижний Бестях была официально открыта для выполнения грузовых и пассажирских операций. 19 июля подписан приказ Росжелдора номер 309 об открытии станций участка Томмот – Нижний Бестях для выполнения грузовых и пассажирских операций по Тарифному руководству номер 4 с присвоением кодов единой сетевой разметки.
Согласно данному приказу, станция Нижний Бестях была открыта для выполнения пассажирских операций по знаку «П» – это продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа.
Также станция Нижний Бестях открылась для выполнения грузовых операций по параграфу 1 (приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования) и 8, 10, 11, 12 (приём и выдача крупнотоннажных контейнеров на станции). Станция Кердем открывается для выполнения грузовых операций по параграфу 1.
Приказ вступил в силу сегодня, 26 июля 2019 года. С этой даты билеты на пассажирские поезда стало можно приобретать в кассах на железнодорожных вокзалах, на сайте ОАО «РЖД», а также практически в любой авиакассе.
ПОЕХАЛИ!
Согласно расписанию на сайтах по продаже билетов, первый пассажирский поезд номер 327 от станции Нижний Бестях отправится 29 июля в 10.00. В 18.00 он прибудет на станцию Томмот, откуда в 20.34 отправится дальше на юг. В 4 часа утра 30 июля поезд прибывает на железнодорожную станцию Нерюнгри.
Итого дорога от Нижнего Бестяха до Нерюнгри займет ровно 18 часов. Поезд в этом направлении теперь будет ходить через день, по нечетным числам (кроме 31-го).
30 июля в 9.20 до станции Нижний Бестях отправится первый в истории пассажирский поезд из Нерюнгри. Через 16 часов 40 минут, то есть ровно в 2 часа ночи 31 июля поезд по расписанию прибывает на станцию Нижний Бестях. Из Нерюнгри на север поезд будет ходить по четным числам.
Билет от Нерюнгри до Нижнего Бестяха стоит около 900 рублей (общий вагон с сидячими местами), 1 500 (плацкарт) и 2 400 рублей (купе).
От Нижнего Бестяха до Москвы можно будет уехать примерно за 7 800 рублей (плацкарт) и за 12 900 (купе). От Нижнего Бестяха до Благовещенска билет будет стоить примерно 4 700 рублей (купе), 2 800 (плацкарт). До Томмота планируется восемь-девять минутных остановок для удобства жителей сел, которым посчастливилось жить недалеко от железной дороги.
По времени поездка на поезде со станции Нижний Бестях будет занимать: до Томмота — 9.34, до Алдана – 12.09, до Нерюнгри – 18.30 (обратно – почти на два часа меньше), до Хабаровска — двое суток и 22 часа, Благовещенска — 2,5 суток, до Москвы — шесть суток и 2 часа.
Столицу республики с Нижним Бестяхом по-прежнему разделяет широкая Лена. Поэтому сразу возникает вопрос: приехали мы на поезде на станцию Нижний Бестях и что же дальше?
То есть, дорога в Якутск будет выглядеть приблизительно следующим образом. В 2 часа ночи мы прибываем на железнодорожную станцию Нижний Бестях. Автобус примерно за полчаса довезёт нас до пристани. Затем пассажиры пересаживаются в комфортабельный катер и отправляются до речного порта Якутска. Речной порт – это уже Якутск. Время около шести часов утра, весь день впереди, и можно ехать дальше по делам и в аэропорт, если вы летите дальше.
Это летом. Зимой никакой катер до речпорта ждать нас, конечно, не будет, а реку Лена до Якутска мы по старинке преодолеем по её прочному и надежному льду.
О событиях исторического для Якутии дня 27 июля 2019 года расскажем в следующих публикациях.
Олег СОЛОДУХИН.
Архивные фото Олега Солодухина и из открытых источников.
Расписание поездов вокзала Якутск (Нижний Бестях)
Предлагаем пассажирам ознакомиться с расписанием движения поездов, проходящих через станцию Якутск (Нижний Бестях). Онлайн табло отображает время отправления и прибытия составов по территории России и международные рейсы на ближайшие дни. Указана примерная стоимость билета за одно свободное место в вагоне.
Информация о вокзале Якутск (Нижний Бестях)
- Единый справочный телефон УФС: 8 (495) 269-83-67 Центр содействия мобильности РЖД: 8 (800) 775-00-00 доб. 1 Адрес железнодорожной станции: Россия, Республика Саха-Якутия, Нижний Бестях Время работы: круглосуточно Часовой пояс: +9 UTC Долгота: 129.957018 Широта: 61.867511
Цены на поезда с отправлением из Нижнего Бестяха
Согласно имеющимся данным поездка на поезде до станции Кердем обойдется пассажиру примерно в 381 рублей, это самый дешевый тариф предложенный компанией перевозчиком. Несколько дороже обойдется путешествие в город Иркутск, цены за билеты находятся в районе 9087 рублей. В любом случае вам всегда доступна электронная регистрация на рейс и онлайн выбор места в вагоне.
Способы онлайн оплаты
Произвести оплату забронированной перевозки можно банковскими картами МИР, Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro. Передача платежных и персональных данных защищена шифрованием с использованием SSL сертификата. Платежный шлюз отвечает стандартам безопасности PCI DSS.