станция югра какая железная дорога
О дороге
РЕГИОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Свердловская железная дорога проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации: Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Ключевая отрасль экономики Пермского края – производство калийных и азотных удобрений. В Свердловской области преобладают предприятия машиностроения и горно-металлургического комплекса. В Тюменской области с северными округами – добыча и переработка углеводородного сырья.
Екатеринбург
Датой основания Екатеринбурга считается 1723 год, когда был запущен крупный железоделательный завод. Крепость-завод была названа в честь императрицы Екатерины I (супруги Петра I). Город, расположенный вблизи условной границы Европы и Азии, стал центром крупного горнозаводского округа. До нашего времени сохранились многие постройки XVIII – XIX веков, в т.ч. главное сооружение екатеринбургского завода – плотина на реке Исеть. Сегодня так называемая «Плотинка» – исторический центр города, излюбленное место прогулок горожан и гостей Екатеринбурга. Основные городские достопримечательности объединяет туристический маршрут «Красная линия» длиной около 6,5 км.
17 июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны последний российский император Николай II, члены его семьи, а также прислуга. На месте трагической гибели царской семьи возведен Храм-Памятник на Крови во Имя Всех Святых, в земле Российской просиявших – величественное пятикупольное сооружение высотой 60 метров. В окрестностях Екатеринбурга находится урочище Ганина яма – заброшенный рудник, в шахтах которого были спрятаны останки семьи Романовых. На этом месте действует мужской монастырь. На его территории построены семь храмов – по числу убитых членов царской семьи.
В 20-30 годы ХХ века Свердловск (так Екатеринбург назывался в 1924 – 1991 гг.) стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Тогда были возведены многие заводы-гиганты (в том числе знаменитый «Уралмаш») и прилегающие к ним жилые районы. В этот период в городе было построено множество уникальных зданий в стиле конструктивизма.
В годы Великой Отечественной войны в регион были эвакуированы многие промышленные предприятия. Труженики уральских заводов внесли весомый вклад в Победу.
Сегодня Екатеринбург – четвертый по численности населения город России – в нем проживает около 1,5 млн человек (население Екатеринбургской городской агломерации – более 2,3 млн жителей). Город является одним из важнейших экономических и промышленных центров страны: здесь расположены штаб-квартиры крупных российских финансово-промышленных групп и компаний, сосредоточены предприятия машиностроения, горно-металлургической и оптико-механической промышленности, военно-промышленного комплекса и др. Крупные предприятия машиностроения – Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уральский завод гражданской авиации.
В городе-спутнике Екатеринбурга – Верхней Пышме – расположен завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»), который выпускает для Российских железных дорог современные магистральные электровозы и скоростные электропоезда «Ласточка». Вокруг предприятия сформировался промышленный кластер железнодорожного машиностроения, включающий в себя производство различных компонентов и систем. К примеру, степень локализации производства поездов «Ласточка» (в их основе лежит модель Desiro Rus, разработанная концерном Siemens) превышает 80%.
Екатеринбург – значимый транспортно-логистический узел. Через него проходит Транссибирская магистраль и федеральные автомобильные трассы. В городе расположена одна из крупнейших в России сортировочных станций – Екатеринбург-Сортировочный, а также крупные логистические терминалы и складские комплексы. Действует международный аэропорт «Кольцово».
Нижний Тагил
Официальной датой основания Нижнего Тагила считается 8 октября 1722 года, когда на Выйском заводе, построенном Никитой Демидовым, была выпущена первая партия чугуна. С самого начала Нижний Тагил приобрел славу города умельцев, талантливых мастеровых и инженеров. К примеру, местные крепостные Ефим и Мирон Черепановы сконструировали так называемый «сухопутный пароход» – первый в России паровоз.
Гордостью Нижнего Тагила являются многочисленные промышленные предприятия, на которых работает большинство из 350 тыс. его жителей.
«Уральский вагоностроительный завод» (УВЗ, входит в состав госкорпорации Ростех) – одно из крупнейших в стране машиностроительных предприятий, которое выпускает различные виды грузовых вагонов, а также бронетанковую технику. В годы Великой Отечественной войны УВЗ производил легендарные танки Т-34.
«Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК, входит в холдинг Евраз Груп) – крупнейший производитель чугуна, стали и металлопроката. В частности, для железнодорожного транспорта НТМК выпускает рельсы, детали грузовых вагонов и другую продукцию.
Крупнейшими предприятиями черной и цветной металлургии Свердловской области, помимо НТМК, являются Качканарский ГОК (входит в холдинг Евраз Груп), ВСМПО-Ависма, Первоуральский новотрубный завод (входит в группу ЧТПЗ), Синарский и Северский трубные заводы (входят в группу «Синара»), Богословский и Уральский алюминиевые заводы (принадлежат компании РУСАЛ), а также предприятия Уральской горно-металлургической компании (УГМК): «Уралэлектромедь», Среднеуральский медеплавильный завод, Металлургический завод им.Серова.
Вблизи города Верхняя Салда ведется развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина».
Пермь
Пермь была основана в 1723 году в предгорьях Уральского хребта, на берегу реки Кама. Тогда в этих местах были обнаружены обширные залежи медных руд и построен медеплавильный завод. Благодаря славному промышленному и купеческому прошлому в Перми можно увидеть немало замечательных образцов старинной архитектуры. Население города составляет более 1 млн жителей.
Современная Пермь – крупный промышленный центр. Ведущие отрасли: электроэнергетика, нефтегазопереработка, машиностроение, химия и нефтехимия, деревообработка, полиграфия и пищевая промышленность. В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса.
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена предприятиями компании «ЛУКОЙЛ». Предприятия химической промышленности производят лаки и краски, взрывчатые вещества, синтетические моющие средства и другую продукцию.
На долю Пермского края приходится 100% производства калийных удобрений в России. В регионе расположено крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Добычу руды и производство калийных удобрений в Березниках и Соликамске осуществляет компания «Уралкалий». Производством азотных удобрений занимаются предприятия «Минеральные удобрения» в Перми и «Азот» (филиал компании «УРАЛХИМ») в Березниках.
Перспективную производственную площадку – Талицкий горно-обогатительный комбинат развивает «Верхнекамская калийная компания» (дочернее предприятие ГК «Акрон»). Строительство другого крупного предприятия – Усольского калийного комбината недалеко от города Березники осуществляет компания «ЕвроХим».
Крупнейшие в Пермском крае предприятия нефтегазохимической отрасли – «Сибур-Химпром» (Пермь), «Метафракс» (Губаха) и «Уралоргсинтез» (Чайковский). Ведущие предприятия черной металлургии – «Чусовской металлургический завод» и «Лысьвенский металлургический завод».
Тюмень
Тюмень является первым русским городом в Сибири. Она была основана в 1586 году как крепость в месте слияния рек Тура и Тюменка. Город был поставлен на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на земле, за которую шла вековая борьба кочевников Южной Сибири. В Тюмени сохранилось множество исторических и архитектурных достопримечательностей.
Тюмень – административный центр одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, в который, помимо самой Тюменской области, входят Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Тюмень по праву считается неофициальной нефтегазовой столицей России. В городе расположены офисы основных компаний отрасли, а также крупные предприятия: «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», «Сибнефтегазмаш» и «Нефтемаш» (производство оборудования для нефтегазовой промышленности) и др.
Город продолжает динамично развиваться – на сегодняшний день его население превышает 800 тыс. человек.
Крупные предприятия нефтехимической промышленности расположены во втором по численности населения городе Тюменской области – Тобольске. Это «СИБУР Тобольск» и «ЗапСибНефтехим», которые занимаются переработкой широкой фракции легких углеводородов.
Сургут
Сургут был основан в 1594 году на месте поселения племен ханты и манси. Современная история города началась в 50 – 60 годы ХХ века, когда в этих местах были открыты богатейшие месторождения нефти и газа. Сегодня Сургут – крупнейший город ХМАО-Югры: в нем проживает более 450 тыс. человек.
Сургут занимает выгодное экономико-транспортно-географическое положение: он расположен на пересечении железнодорожной магистрали с мощной водной артерией – рекой Обь. Город является важным транспортным узлом: через него проходят железная и автомобильная дороги, есть аэропорт и речной порт. Кроме того, Сургут – крупнейший узел нефте- и газопроводов. Экономика Сургута связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Крупнейшие нефтегазовые компании, штаб-квартиры которых базируются в городе – «Сургутнефтегаз», «Газпром трансгаз Сургут».
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах сосредоточены крупнейшие месторождения углеводородного сырья. В округах добывается 64% российской нефти и 91% газа.
На территории ЯНАО расположено 136 разведанных месторождений нефти и газа, их них 37 разрабатываются. Основным добытчиком газа является «Газпром», на долю которого приходится примерно 90% всей добычи газа в округе. Добычу нефти и газового конденсата в ЯНАО ведут более 30 предприятий. Основными являются дочерние предприятия компаний «Газпром нефть» и «Роснефть». В округе активно развивается производство сжиженного природного газа (проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ»), строятся крупные заводы по выпуску СПГ, а также морские терминалы для его транспортировки.
Югорская эпопея. Часть 4: Югорская магистраль.
Едва ли не каждый серьезный путешественник знает про Байкало-Амурскую или Печорскую магистраль. А вот железная дорога, о которой пойдет речь, оказалась незаслуженно подзабыта. Даже устоявшегося названия у нее нет, так что условно будем называть эту линию Югорская магистраль. Построенная в 1960-80-е годы линия от Тюмени до Ямбурга, то есть от Транссиба до Северного Ледовитого океана, была как бы «предтечей» возникшего следом БАМа, и многие технологии, использовавшиеся на Байкало-Амурской магистрали, были отработаны именно здесь.
История строительства «Тюменского БАМа» была весьма интересной, и в общем относится к тем историям великих строек, которыми стоит гордиться. Текст взят отсюда,
При строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали использовались самые современные на то время технологии строительства в условиях вечной мерзлоты и сложных болотистых грунтов. Их успешное и быстрое применение во многом обязано тому факту, что незадолго до БАМа эти технологии прошли «боевое крещение» на другом масштабном строительстве – в Западной Сибири.
История железной дороги Тюмень-Сургут-Уренгой и ее ответвления к Нижневартовску сейчас незаслуженно забыта и материалов по ней почти не найти, хотя масштабы привлечения сил и средств на то время не имели аналогов в стране. Новая железная дорога была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, и в Западную Сибирь съезжались сотни студенческих отрядов со всех концов страны.
После геологических изысканий, к началу 1960-х годов стало ясно что север Западной Сибири содержит в своих недрах крупнейшие в стране и одни из крупнейших в мире запасы нефти и газа. Но в отличие от степей Баку и Татарстана организовать добычу этих богатств здесь намного сложнее – никаких транспортных путей кроме рек на территории нет.
Для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север, «нанизав» на себя районы основных месторождений. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск.
Летом 1966 года строительство началось. Довольно быстро были преодолены лесостепные районы от Тюмени до Тобольска, и 26 октября 1967 года на левый берег Иртыша пришел первый поезд. Первая из двух значительных водных преград была преодолена меньше чем за два года, и 29 марта 1969 г. Тобольск услышал гудок тепловоза.
Участок Тобольск-Сургут проходит по таежной зоне с многочисленными болотистыми участками. Строительство здесь замедлилось. Кроме того, на трассе находился самый сложный и дорогостоящий объект дороги – комплекс мостовых переходов через Обь и ее протоки. Праздник на улицах Сургута — старинного городка, получившего новую жизнь, состоялся 5 августа 1975 года. 14 ноября 1976 года первый поезд пришел и в Нижневартовск
Всеобщий развал 1990-х не очень сильно затронул этот край – Западная Сибирь стала одной из основ экономики России. Однако средств на транспортное строительство выделялось мало, и все участки дальше Коротчаево так и остались принятыми только в рабочую, но не в постоянную эксплуатацию. К концу века пришлось из-за плохого состояния пути все пассажирские поезда на Новый Уренгой укоротить до Коротчаево.
В начале XXI века на эту ситуацию наконец-то обратили внимание, и в 2002-2003 годах был проведен ремонт линии, построен вокзал в Коротчаево и начато строительство в Новом Уренгое. С 2003 года в Новый Уренгой снова ходят пассажирские поезда, но на участках в Ямбург и Пангоды ситуация пока еще сложная.
Железная дорога Тюмень-Сургут-Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края. Вслед за ней началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений. Сейчас можно сесть на поезд и меньше чем за сутки добраться из Тюмени в Сургут, население которого увеличилось во многом благодаря железной дороге почти в пятьдесят раз.
Для путешественника же эта дорога интересна не только как способ достичь экзотических Югры и Ямала, но и своей неповторимой архитектурой вокзалов и самой атмосферой Югры, которая ничем не хуже Клондайка.
Станция Тобольск расположена не в самом Тобольске, а в поселке Менделеево в 15 километрах от города. Причины этого в том, что во-первых, в 1960-70-е Тобольск был захолустьем, маленьким городком при огромной тюрьме, а во-вторых, сложный рельеф потребовал бы очень больших затрат. Однако Тобольск все же оказался крупнейшим городом на пути к месторождениям, и поэтому в 1970-е здесь был построен нефтехимический завод.
Здание вокзала было построено в 1967-69 годах, и является очень удачным примером советского модернизма. Вокруг здания стоит побродить, посмотреть его с разных сторон:
А около билетных касс попался вот такой артефакт:
Платформ на вокзале две, и номеров они не имеют. Просто: Высокая и Низкая. Если высокая платформа занята, вокзал объявляет:
«Уважаемый пассажиры! Поезд № такой-то прибывает к низкой платформе. Выход на платформу через тамбуры поезда № другого-то, стоящего у высокой платформы. Просьба проводникам поезда № открыть тамбуры для прохода пассажиров». Сибирь!
Здание вокзала выстроено не без фантазии:
Здесь мы ненадолго сойдем с железной дороги, и я расскажу и об автодорогах Югры. А также просто о пейзажах этого края.
Кое-где (видимо, в узлах месторождений) находятся небольшие нефтеперерабатывающие заводики, хранилища, подстанции. На многих из них есть факелы, и мощные огненные языки очень красиво смотрятся ночью, полыхая среди черной тайги. Мне это заснять не удалось.
В котором большой, красивый и уютный зал ожидания (с дешевой и хорошей закусочной, где я позавтракал расстегаями с рыбой), как и в Пыть-Яхе, заполненный вахтовиками. Вокзал расположен на самой окраине Сургута, но привокзальная площадь тут очень ожилвленная и вполне соответствующая областному центру:
Строительство железной дороги в 70-е годы дало толчок развитию Югры
Читать «Новости Югры» в
В понедельник, 14 ноября, исполняется ровно сорок лет с момента прибытия в наш город первого поезда. Этому событию будет посвящена выставка краеведческого музея «Рельсы идут на Север», которая откроется в этот день в 12 часов на втором этаже железнодорожного вокзала. Своими воспоминаниями о том времени поделятся участники грандиозной стройки. Учащиеся и педагоги музыкальной школы имени Ю.Д.Кузнецова дадут небольшой концерт, а пока об истории строительства дороги свидетельства очевидцев очевидцы.
Нефтяники задыхались
Времени на раскачку не было, и десантники тут же начали расчищать место под необходимые постройки, в первую очередь оборудовав вертолетную площадку. Уже к концу июня на берегу Меги стояло несколько сооружений: овощехранилище, техническое помещение для инструментов и техники наподобие мастерской. СМП-227 предстояло возводить железную дорогу навстречу строителям, пробивавшимся из Сургута, а также продвигаться в сторону самотлорских болот в город Нижневартовск, превратившийся уже к той поре в нефтяную столицу страны. С потеплением бригада строителей СМП пополнилась новыми рабочими. Прибыла баржами нужная техника. Решено было строить новый поселок, названный тогда Молодежным, переименованным позже в Высокий. Вокруг палаточного городка завизжали пилы…
Тяжелый первый год
Особенно тяжелым был первый год, когда приходилось жить в палатках. Работали от зари до зари: нужно было и поселок строить для рабочих, которых ждали с недели на неделю, и просеку пилить под будущую железную дорогу. В первую очередь сдали несколько жилых щитовых домов, построили амбулаторию, в которой развернули работу Августа Медведева и Людмила Кушкина. Прибыло подкрепление: Владимир Товпига, Николай Ворона, Вячеслав Покатило, Александр Журавлев. Уже стал востребованным электрик Александр Кушкин. Прибывали вальщики, столяры, слесари, водители, трактористы… Питание завозили вертолетом. Часто провизию привозил сам начальник СМП-227 В.Ф. Горченок. В те дни и родилась частушка:
Выйду я на бережок,
Не летит ли Горченок,
Железную дорогу в Нижневартовск пробивало легендарное управление «Тюменьстройпуть», возглавляемое не менее легендарным Дмитрием Ивановичем Коротчаевым. Только сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль «Абакан-Тайшет», за строительство которой он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а судьба вновь бросает знаменитого строителя на не менее сложную и важную стройку.
По 216 метров в день
Уже стала историей прокладка железной дороги через юганские, сургутские болота-гривы. Железка подходила к самому Сургуту и там намечался «стык» шедших с двух сторон бригад Арсенюка и Мохова. Вот что писал о тех днях известный югорский «писатель в спецовке» Николай Смирнов, работавший в то время вальщиком леса в бригаде, пробивавшей просеку под будущую железную дорогу: «Стояли на удивление ослепительные и по-настоящему зимние дни. Мороз. Тишь. Безбрежье снегов на поле огромном, протянувшемся от деревни до болота. Расчистив лопатами снег, принялись рубить деревья и укладывать в настил. К вечеру выдохлись основательно. Жизнь текла своим чередом, без заметных изменений. Вечером кололи дрова для печки, ездили с флягой за водой на речку. Поужинав, или читали, или сражались в шахматы под гудение топившейся печки. По утрам ради закаливания обтирались снегом. Со дня на день ожидалась мехколонна. Ей предстояло разрезать гору на берегу и вырыть через болото траншею до минерального дна – сделать выторфовку, чтобы уже потом засыпать траншею грунтом и возвести полотно на твердом основании».
В Сургут первый поезд прибыл 3 декабря. Вспоминает очевидец этого события Николай Смирнов: «Под аплодисменты Коротчаев сказал: «Вот сейчас он появится, сегодняшний именинник. «И точно: показался из-за поворота состав, заиндевевший, внушительный, в кумаче плакатов и транспарантов. Под торжественные напевные гудки тепловоз затормозил на месте стыковки, и машинист головного ТЭМ-1 наш Сергей Фесенко отдал рапорт о благополучном прибытии. Было третье декабря 1973 года».
Язык не поворачивается сказать, что строительство железной дороги от Сургута да Нижневартовска растянулось на три года. Скорее, нужно констатировать тот факт, что всего за три года 216 километров железной дороги были уложены между Сургутом и Нижневартовском в сложнейших условиях Западной Сибири. Три неполных года, немногим больше 1000 дней. По 216 метров каждый день. Вот с такой скоростью двигалась железная дорога по бескрайним мшистым болотам, пробиваясь сквозь вековую тайгу, преодолевая реки от берега к берегу. А гидросооружений разной сложности на этих 216 километрах было построено 123. А грунта пятой и пятнадцатой мехколоннами треста «Уралстроймеханизация» было уложено в насыпь дороги более 17 миллионов кубов.
Украшали поезд в Мегионе
…14 ноября 1976 года не менее торжественно встречают поезд жители города Нижневартовска. Встреча его была организована в начале грузового парка, у входной горловины станции Нижневартовск, сразу за небольшим мостиком, под которым сейчас проходит автомагистраль на Самотлор. В то время через железную дорогу был оборудован переезд. Это место было удобным для подъезда машин, а их собралось очень много у обочин дороги. Строители постарались сдать железнодорожный путь досрочно и им это удалось. Серебряный костыль забили 7 ноября, а 14 ноября в Нижневартовск пришел первый поезд. Был украшен флагами тепловоз ТЭ2-074 с огромным лозунгом на кабине: «Здравствуй, Нижневартовск!». Была красная лента, которую разрезал заместитель министра транспортного строительства СССР А.П.Гаркуша, рядом стояли секретарь горкома С.Д. Великопольский и второй секретарь обкома партии Г.И. Шмаль, руководители
горисполкома, инженеры и рабочие СМП-227 и еще много северян, для которых приход первого поезда стал настоящим праздником. Из кабины тепловоза вышли машинисты В.А Васько, А.П. Марочкин и В.П.Сивцев. В национальных одеждах спустились на землю из дрожащего всем телом локомотива охотник из Ларьяка А.П. Каткалев со своей супругой. Встретили их радостными криками, овациями. Митинг открыл первый секретарь горкома партии С.Д. Великопольский.
Радовался по-мальчишески
Но в этот раз не было митингов, фанфар, торжественных речей. Встречали поезд только работники станции. Они-то понимали, что именно с этой поры станция начинала работать на разгрузку, только теперь можно с уверенностью сказать, что железная дорога заработала и только теперь пойдут грузы на станцию Нижневартовск.
На этом история железнодорожной станции Нижневартовск не заканчивалась. 16 января 1980 года была организована станция Нижневартовск-1. Эту дату и считают своим днем рождения работающие на станции железнодорожники. Первым начальником станции уже в составе МПС стал Толстиков Иван Сергеевич. 20 января 1980 года в Нижневартовск прибыл первый пассажирский поезд, ведомый машинистами Виктором Земсковым, Геннадием Костюковым и Юрием Елизаровым. В тот же год началось строительство вокзала, растянувшееся на 22 года. Принят он был в 2002 году. Теперь нижневартовцы гордятся своим вокзалом, подобного которому нет в России. Грузы исправно идут по стальной магистрали, и мало кто задумывается над тем, как все начиналось…
Станция югра какая железная дорога
Едва ли не каждый серьезный путешественник знает про Байкало-Амурскую или Печорскую магистраль. А вот железная дорога, о которой пойдет речь, оказалась незаслуженно подзабыта. Даже устоявшегося названия у нее нет, так что условно будем называть эту линию Югорская магистраль. Построенная в 1960-80-е годы линия от Тюмени до Ямбурга, то есть от Транссиба до Северного Ледовитого океана, была как бы «предтечей» возникшего следом БАМа, и многие технологии, использовавшиеся на Байкало-Амурской магистрали, были отработаны именно здесь.
История строительства «Тюменского БАМа» была весьма интересной, и в общем относится к тем историям великих строек, которыми стоит гордиться. Текст взят отсюда,
При строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали использовались самые современные на то время технологии строительства в условиях вечной мерзлоты и сложных болотистых грунтов. Их успешное и быстрое применение во многом обязано тому факту, что незадолго до БАМа эти технологии прошли «боевое крещение» на другом масштабном строительстве – в Западной Сибири.
История железной дороги Тюмень-Сургут-Уренгой и ее ответвления к Нижневартовску сейчас незаслуженно забыта и материалов по ней почти не найти, хотя масштабы привлечения сил и средств на то время не имели аналогов в стране. Новая железная дорога была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, и в Западную Сибирь съезжались сотни студенческих отрядов со всех концов страны.
После геологических изысканий, к началу 1960-х годов стало ясно что север Западной Сибири содержит в своих недрах крупнейшие в стране и одни из крупнейших в мире запасы нефти и газа. Но в отличие от степей Баку и Татарстана организовать добычу этих богатств здесь намного сложнее – никаких транспортных путей кроме рек на территории нет.
Для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север, «нанизав» на себя районы основных месторождений. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск.
Летом 1966 года строительство началось. Довольно быстро были преодолены лесостепные районы от Тюмени до Тобольска, и 26 октября 1967 года на левый берег Иртыша пришел первый поезд. Первая из двух значительных водных преград была преодолена меньше чем за два года, и 29 марта 1969 г. Тобольск услышал гудок тепловоза.
Участок Тобольск-Сургут проходит по таежной зоне с многочисленными болотистыми участками. Строительство здесь замедлилось. Кроме того, на трассе находился самый сложный и дорогостоящий объект дороги – комплекс мостовых переходов через Обь и ее протоки. Праздник на улицах Сургута — старинного городка, получившего новую жизнь, состоялся 5 августа 1975 года. 14 ноября 1976 года первый поезд пришел и в Нижневартовск
Всеобщий развал 1990-х не очень сильно затронул этот край – Западная Сибирь стала одной из основ экономики России. Однако средств на транспортное строительство выделялось мало, и все участки дальше Коротчаево так и остались принятыми только в рабочую, но не в постоянную эксплуатацию. К концу века пришлось из-за плохого состояния пути все пассажирские поезда на Новый Уренгой укоротить до Коротчаево.
В начале XXI века на эту ситуацию наконец-то обратили внимание, и в 2002-2003 годах был проведен ремонт линии, построен вокзал в Коротчаево и начато строительство в Новом Уренгое. С 2003 года в Новый Уренгой снова ходят пассажирские поезда, но на участках в Ямбург и Пангоды ситуация пока еще сложная.
Железная дорога Тюмень-Сургут-Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края. Вслед за ней началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений. Сейчас можно сесть на поезд и меньше чем за сутки добраться из Тюмени в Сургут, население которого увеличилось во многом благодаря железной дороге почти в пятьдесят раз.
Для путешественника же эта дорога интересна не только как способ достичь экзотических Югры и Ямала, но и своей неповторимой архитектурой вокзалов и самой атмосферой Югры, которая ничем не хуже Клондайка.
Станция Тобольск расположена не в самом Тобольске, а в поселке Менделеево в 15 километрах от города. Причины этого в том, что во-первых, в 1960-70-е Тобольск был захолустьем, маленьким городком при огромной тюрьме, а во-вторых, сложный рельеф потребовал бы очень больших затрат. Однако Тобольск все же оказался крупнейшим городом на пути к месторождениям, и поэтому в 1970-е здесь был построен нефтехимический завод.
Здание вокзала было построено в 1967-69 годах, и является очень удачным примером советского модернизма. Вокруг здания стоит побродить, посмотреть его с разных сторон:
А около билетных касс попался вот такой артефакт:
Платформ на вокзале две, и номеров они не имеют. Просто: Высокая и Низкая. Если высокая платформа занята, вокзал объявляет:
«Уважаемый пассажиры! Поезд № такой-то прибывает к низкой платформе. Выход на платформу через тамбуры поезда № другого-то, стоящего у высокой платформы. Просьба проводникам поезда № открыть тамбуры для прохода пассажиров». Сибирь!
Здание вокзала выстроено не без фантазии:
Здесь мы ненадолго сойдем с железной дороги, и я расскажу и об автодорогах Югры. А также просто о пейзажах этого края.
Кое-где (видимо, в узлах месторождений) находятся небольшие нефтеперерабатывающие заводики, хранилища, подстанции. На многих из них есть факелы, и мощные огненные языки очень красиво смотрятся ночью, полыхая среди черной тайги. Мне это заснять не удалось.
В котором большой, красивый и уютный зал ожидания (с дешевой и хорошей закусочной, где я позавтракал расстегаями с рыбой), как и в Пыть-Яхе, заполненный вахтовиками. Вокзал расположен на самой окраине Сургута, но привокзальная площадь тут очень ожилвленная и вполне соответствующая областному центру: