старшеклассник подготовил выступление на тему противоречивость общественного прогресса какие
ЕГЭ 2021 Обществознание 11 класс. «Вариант 5» с ответами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Вариант 5.docx
Тест: C:\Users\игорь\Desktop\егэ\Вариант 5.mtf
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Первичные социальные институты
Запишите ответ: __________________________________________
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание.
Источники права, естественное право, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай.
Запишите ответ: __________________________________________
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к рыночной экономике.
1) предпринимательство; 2) совершенная конкуренция; 3) директивное планирование; 4) ограниченность ресурсов; 5) циклическая безработица; 6) свободное ценообразование.
Найдите два термина, « выпадающих » из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Запишите число: ___________________________
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное познание формируется на основе фактов повседневной жизни.
2) Научное познание включает всесторонний анализ многообразных связей в природе и обществе.
3) Научное познание позволяет человеку ориентироваться в его непосредственном окружении.
4) Научное познание выявляет закономерности на основе теоретических обобщений.
5) Научное познание представляет собой совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов.
Установите соответствие между проявлениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа и их характером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
__ формирование норм и правил жизнедеятельности
__ способность оценивать результаты своей деятельности
__ создание материальных средств существования
__ рефлекс как способ ответа на воздействие окружаю щей среды
Старшеклассник подготовил выступление на тему « Противоречивость общественного прогресса ». Какие теоретические положения, отражающие противоречивость общественного прогресса, могли быть использованы в выступлении? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) о прогрессивном характере общественных изменений
2) о критериях общественного прогресса
3) о взаимодействии природы и общества
4) о неоднозначности последствий прогрессивных преобразований
5) о разнонаправленном развитии отдельных компонентов общества
6) о роли народа в истории общества
Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляция не приводит к обесцениванию вкладов, если уровень инфляции ниже процента по вкладу
2) Инфляция спроса может возникнуть вследствие денежной эмиссии, направленной на финансирование государственных расходов.
3) В условиях инфляции особенно выгодными являются долгосрочные проекты и кредиты
4) Инфляция издержек связана с чрезмерными расходами потребителей.
Установите соответствие между примерами и видами издержек производства (в краткосрочном периоде): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
__ покупка сырья и комплектующих деталей
__ расходы на упаковку произведённой продукции
__ выплата процентов по кредиту
__ расходы на доставку продукции потребителю
__ оплата труда администрации
Гражданка Данчук работает администратором в салоне красоты. Каждое лето она сдаёт в аренду дачу, которую получила в наследство от бабушки. Несколько лет тому назад она приобрела акции нефтеперерабатывающего завода. У гражданки Данчук растёт сын. Выберите в приведённом списке источники доходов гражданки Данчук и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) заработная плата администратора салона
3) социальные выплаты
5) доход от ценных бумаг
6) материнский капитал
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижение доходов потребителей
2) сокращение поголовья овец и коз
3) повышение цены на козье молоко
4) введение государственных стандартов на оборудование, применяемое в сыроварении
5) внедрение новых технологий производства сыра из козьего молока
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) Причиной социального конфликта может быть дискриминация социальной группы.
4) Критерием выделения локальных, региональных, межгосударственных и глобальных конфликтов является форма противоборства субъектов конфликта.
5) Социальные конфликты могут возникать стихийно.
Социологической службой страны Z проводились опросы граждан о воздействии различных факторов на принятие политических решений. Был задан вопрос: « Если вспомнить последние выборы в Законодательное собрание, то кто оказал (или что оказало) решающее влияние на Ваш выбор? » Результаты опроса (данные указаны в %) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля респондентов, которые приняли своё решение под влиянием членов семьи, друзей и знакомых, не превышает долю тех, кто принял решение под влиянием средств массовой информации.
2) Около трети респондентов приняли своё решение под влиянием средств массовой информации.
3) Внешнее влияние на принятое решение оказалось для респондентов более существенным, чем самостоятельно принятое решение.
4) Телевидение является главным средством массовой информации, под влиянием которого респонденты приняли своё решение.
5) Доля тех участников опроса, которые приняли решение самостоятельно, вдвое больше доли тех, кто принял решение под влиянием членов семьи.
Выберите верные суждения о политической культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическая культура выполняет управленческую, мировоззренческую и целеполагающую функции в обществе.
3) Основой политической культуры индивида, социальной группы или общности являются политические ценности и политическое мировоззрение.
4) Политическая культура является частью политической системы.
5) На формирование политической культуры общества влияют средства массовой информации.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственная Дума РФ
3) Правительство Рф
__ Утверждение и изменение границ, между субъектами РФ
__ принятие мер по охране суверенитета РФ
__ решение вопроса о доверии Правительству РФ
__ осуществление мер по обеспечению обороны страны
__ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за границей
Глава государства Z унаследовал власть от своего отца и пользуется авторитетом и поддержкой всех слоёв общества. Государство Z разделено на 15 областей, руководство которых избирается на региональном уровне, входит в государственный совет и образует высшую палату представительного органа власти. В государстве действует конституция, в соответствии с которой нижняя палата представительного органа формируется в процессе альтернативных выборов. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ограниченная монархия
2) демократический режим
3) унитарное государство
6) авторитарное государство
Выберите в приведённом ниже списке положения, характеризующие конституционный статус граждан РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на образование
2) свобода творчества
3) защита Отечества
4) заключение брачного договора
5) соблюдение трудовой дисциплины
Выберите верные суждения о правах несовершеннолетних детей в соответствии с Семейным кодексом РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ребёнок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
2) Ребёнок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.
3) Ребёнок не имеет права на получение содержания от своих родителей, если он получает заработок или стипендию.
4) Ребёнок имеет право собственности на имущество родителей, родители имеют права собственности на имущество ребёнка.
Установите соответствие между участниками и сторонами в уголовном судопроизводстве: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2) сторона обвинения
Фирмы « Сапожок » и « Каблучок » заключили договор об оказании услуг. Фирма « Сапожок » не выполнила условия договора. Найдите в приведённом ниже перечне позиции, связанные с правовой оценкой ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданско-правовые отношения
2) дисциплинарная ответственность
4) уплата неустойки
6) подсудимый и потерпевший
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
2) суд апелляционной инстанции
3) Конституционный Суд РФ
4) Верховный Суд РФ
6) суд первой инстанции
8) суд кассационной инстанции
Запишите число: ___________________________
Общественный прогресс
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Конспект по теме «Развитие общества»
Развитие общества – это необратимое, направленное, закономерное изменение, при котором в обществе происходят качественные сдвиги, преобразуются социальные связи.
Очень часто «развитие» общества ошибочно приравнивают к «общественному прогрессу». Но на самом деле общество может развиваться как в направлении прогресса, так и в направлении регресса. Разберемся в этих понятиях.
Общественный (социальный) прогресс – это направление развития общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Общественный регресс – это направление развития общества от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.
Формация (общественно-экономическая формация)– это ступень в развитии общества, определяемая уровнем развития производственных сил. При этом у каждой формации есть свои характеристики – базис общества и надстройка общества.
Базис – это совокупность производственных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Надстройка – это совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных отношений, учреждений, взглядов.
Согласно подходу, переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях (базисе общества), а затем и в надстройке общества. Т.е. производство достигает более высокого уровня развития и вследствие этого становятся необходимы изменения в экономических отношениях общества, которые, в свою очередь, влекут преобразования и в других сферах общественной жизни.
Тест по теме : «динамика общественного развития»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1) Распространение компьютеров и Интернета вызывает психологическую зависимость человека от факторов виртуальной жизни.
2) Развитие медицины способствует в целом увеличению продол жительности жизни людей в мире.
4) Развитие и усовершенствование орудий труда привело к повы шению производительности труда.
5) Распространение массовой культуры способствует расширению кругозора, распространению полезных для населения знаний.
1) Для революции характерно резкое радикальное изменение об щества, влекущее за собой смену общественного строя.
2) Революция характеризуется широкомасштабным реформиро ванием общества, изменениями во всех сферах общественной жизни.
3) Основными способами революционных изменений является реформа и изобретательская деятельность людей.
4) Для революционного развития свойственна преемственность и постепенность преобразований.
5) Революции не могут способствовать прогрессу общества.
3. Выберите верные суждения об эволюционном пути развития общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эволюционное развитие общества тесно связано с насильственными действиями по захвату власти.
2) Эволюция может происходить сознательно и стихийно.
3) Основными способами эволюционных изменений является ре форма и изобретательская деятельность людей.
4) Для эволюционного развития свойственна преемственность и постепенность преобразований.
5) Эволюция подразумевает обязательную смену общественного строя.
4.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением
двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стра тификация.
5.Установите соответствие между возможными путями развития общества и примерами общественных изменений: к каждой по зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую по зицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
A) открытие электричества Томасом Эдисоном
Б) установление диктатуры пролетариата в октябре 1917 года в России
B) осуществление национальных проектов
в современной России
Г) свержение монархии и установление бур жуазно-демократической республики
Д) отмена крепостного права в России в 1861 году
ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
6.Выберите верные суждения о прогрессивном развитии общества и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Развитие науки и техники расширяет возможности человека в познании мира.
2) Достижения генной инженерии решают продовольственную проблему.
3) Сельскохозяйственное использование почвы до её полного ис тощения свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства.
4) Стремление мировых держав решать возникающие разногласия дипломатическим путём — факт прогрессивного развития чело вечества.
5) Гуманизация образования является фактом прогрессивного развития современной культуры.
7.Выберите верные суждения о регрессивном направлении в развитии общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Регресс проявляется в упрощении форм общественного развития.
2) Чаще всего регрессивные периоды в истории народов связаны с войнами и терроризмом.
3) Распространение гуманистических идеалов в обществе являет ся проявлением регресса в обществе.
4) Регресс в развитии общества встречается так же часто, как и периоды прогрессивного развития.
5) Усовершенствование производства, повышение производи тельности труда — признаки регресса.
8.Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
9.Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.
2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.
3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.
4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.
5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.
10.Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей
11.Старшеклассник подготовил выступление на тему «Противоречивость общественного прогресса». Какие теоретические положения, отражающие противоречивость общественного прогресса, могли быть использованы в выступлении? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) о разнонаправленности общественных изменений
2) о критериях общественного прогресса
3) о взаимодействии природы и общества
4) о неоднозначности последствий прогрессивных преобразований
5) об ускорении общественного развития
6) о роли народа в истории общества
12.Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением
двух, относятся к характеристике эволюционного пути развития
общества.
1) преемственность в развитии; 2) медленное, постепенное разви тие; 3) опора на насилие; 4) радикальные изменения; 5) может осуще ствляться как стихийно, так и организованно; 6) мирный характер развития.
13.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальная эволюция; 2) общественное развитие; 3) регресс общества; 4) реформа; 5) революция.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Проверочная работа по обществознанию по разделу «Общество»
Общество
1. Установите соответствие между изменениями в обществе и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Изменения в обществе
А) происходит компьютеризация производства
Б) мануфактурное производство сменяется фабричным
В) утверждается сословное деление общества
Г) развивается промышленность в форме ремесла
Д) распространяется светская культура
Типы обществ
1. Традиционное 2. Индустриальное 3. Постиндустриальное
2. В стране Н используются информационные технологии. Найдите в списке признаки, которые свидетельствуют, что страна Н развивается как постиндустриальное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Произошла индустриальная революция
2. Утвердилось стандартизированное массовое промышленное производство
3. Активно развивается и получает преобладание третичный сектор экономики
4. Развитие науки и технологий требует постоянного повышения квалификации и самообразования
5. Большинство населения проживает в городах
6. Информационная компетентность востребована у представителей всех возрастов и профессий
3. В стране Н в структуре населения преобладает средний класс, активно развиваются информационные технологии. К какому типу относится общество страны Н? (Приведите два названия). Назовите по одной особенности данного общества в экономической, социальной и духовной сферах.
4. Установите соответствие между фактами и видами социальных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факты
А) коренное изменение основ общества
Б) насильственное изменение конституционных основ государства
В) внедрение новых форм организации производства по инициативе государственных органов
Г) принятие закона об объединении разрозненных государств в федерацию
Д) кратковременный бурный протест, который привел к смене государственной власти
Виды социальных изменений
1. Реформа 2. Революция
5. Выберите верные суждения о глобальных проблемах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Глобальные проблемы непосредственно связаны с антропосоциогенезом
2. Одно отдельно взятое государство не может повлиять на решение глобальных проблем
3. К экологическим глобальным проблемам относят сырьевую и демографическую
4. Глобальные проблемы современного мира не затрагивают развивающиеся страны
5. Глобальные проблемы представляют угрозу выживанию человечества
6. Глобализация затронула страну Н.. Найдите в списке социальные факты, которые отражают процесс глобализации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Создание многопартийной системы
2. Вступление в международную торговую организацию
3. Борьба граждан за свои права
4. Реализация принципов непосредственной и представительной демократии
5. Активное участие в противостоянии международному терроризму
6. Использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие общество? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях структуры (системного строения) общества, и одно предложение, характеризующее универсальный элемент общества как системы
8. В стране Н за последние десятилетия произошли значительные перемены. Какие факты непосредственно свидетельствуют о том, что страна совершила рывок в постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Сокращение доли населения, занятой в аграрном секторе
2. Открытие и разработка новых месторождений полезных ископаемых
3. Ориентация промышленности на массовое производство
4. Компьютеризация образовательного процесса
5. Преобладание религиозного мировоззрения
6. Преобладание сферы услуг в структуре экономики
9. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Сферы жизни общества – это компоненты структуры общества, которые выделены с учётом основных видов деятельности
2. Сферы жизни общества относятся к структурным компонентам, которым не свойственны динамизм и изменчивость
3. К социальной сфере общества относятся различные социальные группы и общности и их взаимодействие
4. Главными функциями духовной сферы являются мировоззренческая и производственная
5. Ведущей среди сфер жизни общества является экономическая, так как только ее развитие определяет состояние общественных отношений
10. Установите соответствие между фактами общественного развития и глобальными проблемами, которые в них проявляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факты
А) высокие темпы роста населения Земли
Б) нерациональное природопользование
В) сохранение экономических проблем и низких темпов экономического роста в странах третьего мира
Г) сокращение рождаемости в развитых странах
Д) уменьшение видового разнообразия растений
Глобальные проблемы
1. Демографическая 2. Экологическая 3. Север – Юг
11. В стране Н в XX веке произошли значительные перемены. Какие из перечисленных изменений непосредственно связаны с процессом глобализации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Развиваются отрасли, отражающие место и роль экономики страны Н в международном разделении труда
2. Созданы дочерние фирмы международных корпораций
3. Страна Н наряду с другими государствами активно участвовала в разработке и заключении международного договора о свободном перемещении товаров, рабочей силы и капиталов
4. В стране Н проведена реформа здравоохранения
5. Население страны Н высказывает недовольство ростом налогов
6. В системе образования страны Н началось внедрение компьютерных технологий
12. Назовите три любые подсистемы политической системы и укажите один из элементов каждой из них
13. Старшеклассник подготовил выступление на теме: «Противоречивость общественного прогресса». Какие теоретические положения, отражающие противоречивость общественного прогресса, могли быть использованы в выступлении? Запишите цифры, под которыми они указаны
1. О прогрессивном характере общественных изменений
2. О критериях общественного прогресса
3. О взаимодействии природы и общества
4. О неоднозначности последствий прогрессивных преобразований
5. О разнонаправленном развитии отдельных компонентов общества
6. О роли народа в истории народа
14. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительные признаки
А) усложнение социальной системы
Б) модернизация общества
В) утрата способности общества к выполнению тех или иных функций
Г) возврат к недемократическому политическому режиму
Д) качественный скачок в производительности общественного труда
Типы общественного развития
1. Общественный прогресс
2. Общественный регресс
15. Приводя примеры традиционного общества, лектор назвал страну Н.. Какие факты свидетельствуют, что в стране Н существует традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В стране Н развивается мануфактурное производство
2. Большинство населения страны Н проживает в городах
3. Страна Н – парламентская монархия
4. Крестьяне страны Н живут общинами
5. Только мужчина может быть главой семьи в стране Н
6. Передача устной информации в стране Н преобладает над письменной
16. Установите соответствие межу процессами и типами общества, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы
А) переход от мануфактуры к фабрике
Б) урбанизация
В) сословная иерархия
Г) отток экономически активного населения из аграрного сектора в промышленность
Д) информационная революция
Типы обществ
1. Традиционное 2. Индустриальное 3. Постиндустриальное
17. Назовите ведущие социальные группы, составляющие социальную структуру традиционного и индустриального общества, и укажите главный критерий выделения этих социальных групп.
Ответы.
1. 32112
2. 346
3. Ответ: постиндустриальное, информационное
Три особенности:
Экономическая сфера: развитие третичной сферы – сферы услуг, глобализация экономической сферы
Социальная сфера: появление сетевых сообществ, образование как показатель социального статуса
Духовная сфера: междисциплинарность в науке, образование на протяжении всей жизни
4. 22112
5. 25
6. 256
7. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая все формы объединения и способы взаимодействия людей.
Структура общества отличается значительной сложностью, включает разнокачественные элементы
Основным элементом жизни общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выборы средств осуществления своей деятельности
8. 46
9. 13
10. 12312
11. 123
12. Подсистемы политической системы:
Институциональная (государства, политические партии)
Нормативная (программа партии, политические традиции, законы)
Культурно идеологическая (идеология, политические ценности)
Коммуникативная (СМИ)
13. 45
14. 11221
15. 456
16. 22123
17. Традиционное общество: сословия (касты), критерий выделения – происхождение
Индустриальное общество: классы, критерий выделения – собственность (на факторы производства)