стартовый комплекс носил цветочное имя именем какого цветка он назывался
Викторина по произведению Носова в подготовительной группе. Приключения Незнайки и его друзей
1 тур.
Чтобы проворить, как вы готовы к викторине, мы проверим. всё ли вы помните. Для этого надо продолжить мою фразу..
3 тур.
Молодцы. Прочитав 3 главу мы с вами узнали, как Незнайка был художником. Он нарисовал портреты своих друзей. Но портрета Незнайки никто не рисовал. В третьем туре мы с вами попробуем стать художниками. Для этого задания каждая команда должны выбрать двух родителей, которые будут рисовать портрет Незнайки. А художникам Вы будете непростыми, а слепыми. Одному родителю я завяжу глаза, а другой будет говорить, как надо рисовать.
Жюри оценивает работы.
4 тур:
Вот и с этим заданием наши участники справились. А теперь надо и подвигаться. Проведем эстафету. А для начала давайте вспомним, какой урожай собирали малыши Цветочного города (орехи, ягоды и грибы). Правильно, а с помощью какого инструмента (пилы). Вот и сейчас наши 2 команды пойдут за урожаем. Послушайте правила: первый игрок с пилой идет в лес, находит или ягоду, или гриб, или орех. Спиливает, и бежит обратно. Передает пилу следующему игроку и т.д. пока не закончится время. Для эстафеты дано 3 минуты.
5 тур:
Давайте с вами вспомним, кем ещё хотел быть Незнайка? Конечно же, поэтом. Сейчас посмотрим, какие стихи сочинят нам команды. Командам необходимо сочинить четверостишие про Незнайку. А наше жюри оценит творчество команд.
6 тур:
Викторина наша продолжается. Сейчас мы проверим наши команды, как хорошо они знают произведение «Приключение Незнайки и его друзей». Для этого необходимо ответить на ряд вопросов. А наше жюри будет подсчитывать правильные ответы.
Вопросы для 1 команды:
1. В каком городе жил Незнайка? (Цветочный город)
2. Как звали друга Незнайки? (Гунька)
3. С помощью какого инструмента малыши собирали урожай? (пила)
4. Кто носил черный костюм и очки? (Знайка)
5. Имя и отчество Сиропчика? (Сахарин Сахариныч)
6. На каком музыкальном инструменте играл Незнайка в городе? (труба)
7. Как по-настоящему звали Цветика? (Пудиком)
8. Кто придумал воздушный шар? (Знайка)
9. Из чего добывали резину? (из цветов)
10. Какой музыкальный инструмент первым предложил Гусля Незнайке? (балалайку)
11. Как звали доктора в Цветочном городе (Пилюлькин)
12. Каким воздухом накачали воздушный шар? (горячим)
13. Чем лечил Пилюлькин малышей? (Йодом)
14. Кто первым покинул воздушный шар? (Знайка)
15. На чем работал автомобиль, который собрали Винтик и Шурупчик? (на газированной воде с сиропом)
Вопросы для 2 команды:
1. В каком городе оказались малыши, потерпев аварию на воздушном шаре? (в Зеленом городе)
2. Кто жил в Зеленом городе? (малышки)
3. Как называли малыши малышек из Цветочного города? (воображульками)
4. На какой улице жил Незнайка? (на улице Колокольчиков)
5. Носил зеленый галстук и оранжевую рубашку? (Незнайка)
6. Как звали астронома в Цветочном городе? (Стекляшкин)
7. На какой улице жил Гунька? (на улице Маргариток)
8. Как назывался город на пляже? (Змеевка)
9. Как называется река в Зеленом городе? (Арбузовая)
10. Из чего делал Стекляшкин увеличительные стекла? (из осколков бутылок)
11. Кого нарисовал Незнайка с красным носом, зелеными ушами и синими губами? (Гуньку)
12. Как звали врача в Зеленом городе? (Медуница)
13. На чём совершили путешествие малыши в Зеленый город? (на воздушном шаре)
14. Подружка Незнайки из Зеленого города? (Синеглазка)
15. Чем лечила Медуница Малышей? (Медом)
Вот и подошла наша викторина к своему завершению. А теперь дадим время нашему жюри подсчитать очки. А пока давайте вспомним, какие мы еще знаем литературные произведения Николая Носова.
Жюри объявляет итоги. Награждают команды
«Путешествие к жителям цветочного города». Викторина по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Людмила Пеньевская
«Путешествие к жителям цветочного города». Викторина по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
«Путешествие к жителям цветочного города».
(Викторина по сказке Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей»).
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
1. Учить кратко и четко отвечать на вопросы.
2. Развивать речь, внимание, память, координацию движения.
3. Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
4. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.
6. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к книгам
7. Продолжать воспитывать соревновательные качества.
Ход занятия:
Восп: Вы слышали когда-нибудь про город из цветов?
Живут в нём коротышки из сказочных миров.
В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине.
Коротышки совершили очень опасное путешествие. И мы с вами сегодня тоже отправимся в далекое, но очень интересное путешествие. А кто знает куда?
Мы с вами отправляемся «В гости к коротышкам», а кто знает, на чем мы будем путешествовать? Да, действительно мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре.
По пути мы будем делать остановки, на которых нас ждут задания, приготовленные коротышками.
Вы готовы? Вам не страшно?
Значит, нужно отправляться!
Скажем дружно: «Раз – два – три
Шарик наш лети – лети!»
Вот мы и в воздухе. Вы не боитесь упасть? Очень хорошо. А все-таки, чтобы нам всем было веселее, ведь до первой остановки ещё далеко я вам предлагаю поиграть.
Игра называется «РИФМОВАЛКИ»
1. Знайка шёл гулять на речку, перепрыгнул через (овечку).
2. У Авоськи под подушкой лежит сладкая (ватрушка).
3. Торопыжка был голодный, проглотил утюг (холодный).
1 станция «Интеллектуальная школа имени профессора Знайки».
Вам надо по описанию узнать героя:
1. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки, то совсем становился похож на профессора. (ЗНАЙКА).
2. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы, то предметы делались больше. (СТЕКЛЯШКИН).
3. Он ценил в костюмах карманы. Чем больше карманов, тем лучше считался костюм. (ПОНЧИК).
4. Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. (НЕЗНАЙКА).
5. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. (ДОКТОР ПИЛЮЛЬКИН).
6. Он очень любил газированную воду с сиропом, был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени отчеству. (СИРОПЧИК САХАРИН САХАРИНЫЧ).
7. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». В нём он стоял перед мольбертом с палитрой в руках. (ТЮБИК).
8. Он всегда торопился и не любил тратить время попусту, придумал для себя специальный костюм, в котором не было ни одной пуговицы. (ТОРОПЫЖКА).
9. Они были похожи друг на друга. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. (ВИНТИК И ШПУНТИК)
Занимаем места в воздушном шаре. Полетели дальше?
2 станция «Краеведческий музей Цветочного города»
Вас ждет викторина,нам надо ответить на вопросы:
1. Какого роста были коротышки из Цветочного города? (с небольшой огурец).
2. На какой улице жили герои книги? (на улице Колокольчиков).
3. Что лежало по всей комнате у Знайки? (книги).
4. Чем стреляло ружьё Пульки? (пробками).
5. Имя лучшего друга Незнайки? (Гунька).
6. Какие профессии примерял на себя Незнайка? (художник, музыкант, поэт, водитель).
7. Как звали собаку Пульки? (Булька).
8. Какой музыкальный инструмент Незнайке понравился больше всего? (труба – громко играет).
9. Чем лечил своих больных доктор Пилюлькин? (йодом).
10. Сколько коротышек полетело на воздушном шаре? (16).
11. На чем работал автомобиль Винтика и Шпунтика? (на газированной воде с сиропом).
12. Настоящее имя поэта Цветика? (Пудик).
13. Из чего были сделаны парашюты? (из одуванчиков).
14. Из чего был сделан воздушный шар? (из резины – сок специальных цветов, которые росли в Цветочном городе).
Молодцы! Занимаем места в воздушном шаре. Полетели дальше?
3 станция «Спортивная эстафета имени изобретателей Винтика и Шпунтика».
1. Присядь семь раз, напиши соседей числа, затем сделай пять шагов.
2. Сделай пять прыжков, добеги до стола, напиши соседей числа, прохлопай в ладоши шесть раз.
3. Сделай 8 шагов, напиши соседей числа, сделай пять прыжков с продвижением вперед.
Молодцы! Летим дальше.
4 станция «Почемучек».
Вам надо ответить на вопросы, которые начинаются со слова «Почему?»
1. Почему река называется Огурцовая? (по берегам растут огурцы).
2. Почему любое дело, за которое брался Незнайка у него выходило шиворот-навыворот? (не любил трудиться, хотел выучиться всему сразу,без всякого труда).
3. Почему никому не понравились портреты, выполненные Незнайкой? (всех изобразил в смешном и нелепом виде).
4. Почему малыши стали мечтать о том, чтобы отправиться в путешествие? (Знайка им рассказывал о разных путешественниках, с которыми случались невероятные истории и приключения).
5. Почему Незнайка подумал, что они летят вверх ногами? (облака были внизу под корзиной).
С этим заданием вы тоже справились. Посмотрите, кто нас тут встречает? Назовите их.
А зато что вы справились со всеми заданиями, они нам приготовили подарок, но просто так они нам его не отдают, они хотят на прощание сыграть в игру.
Летел, летел по небу шар,
Но знаем мы до неба шар
(Каждое слово в этом стихотворении по очереди заменяется жестом. В самом конце все должны рассказывать это стихотворение молча – только жестами, проговариваются только частицы, предлоги и союзы).
Итог: получение подарка и вручение медалей за выполнение всех заданий.
Вос: к сожалению, это была наша последняя остановка и нам пора возвращаться домой. Занимаем свои места и в путь. А чтобы не скучать в полёте, споем песенку,которую коротышки пели на прощальном балу: «В траве сидел кузнечик».
Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом «Иллюстрации к рассказу Н. Носова.
Игровой досуг «Неприятность Цветочного города» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида г. о. Орехово-Зуево Московской области Игровой.
Конспект НОД по познавательному развитию «Помощь жителям Цветочного города» для детей 5–6 лет Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности у детей. Задачи: Обучающая: Учить детей создавать условия для выявления и проверки.
«Приключения Незнайки и его друзей». Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи по произведениям Носова Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи по произведению Носова Н. Н. Тема: «Приключения Незнайки и его друзей» в рамках.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Выборы главы Цветочного города» совместно с родителями Конспект сюжетно-ролевой игры «Выборы главы Цветочного города» (совместно с родителями) Подготовила: Тулупова И. Л. – воспитатель.
Конспект НОД «В гостях у друзей из цветочного города» Тема: «В гостях у друзей из цветочного города». Цель: побуждать детей составлять рассказ. Задачи: развивать зрительное восприятие, наблюдательность,.
Проект по экологическому воспитанию «В гостях у Пилюлькина. Аптека цветочного города» Проект: «В ГОСТЯХ У ПИЛЮЛЬКИНА. АПТЕКА ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА.» Автор: воспитатель старшей группы №02 Тинькова Мария Станиславовна Актуальность.
Викторина по произведениям Н. Носова Проект «Викторина по произведениям Н. Носова» Реализация проекта: 1. Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н. Н. Носова. Ответы на вопросы.
Сценарий праздника «Новогодние приключения» по сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» для старшей группы Новогодние приключения Александрова Любовь По мотивам сказки «Волшебник изумрудного города» Цель: Создать радостное новогоднее настроение.
Игра – викторина «Праздник цветов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Игра – викторина «Праздник цветов»
Цель: пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.
Задачи: расширение знаний учащихся о цветах; способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
За день до мероприятия проводится групповая работа «Планета цветов». На изображение Земли (рисунок Земли выполнен на ватмане) участники наклеивают бумажные цветы, выполненные накануне.
Игра проводится между командами. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, связанное с цветами. За каждый правильный ответ и выполненное задание команде выдается стикер. Так же каждый участник зарабатывает стикеры за каждый правильный ответ.
Вед.: Вот и летняя пора.
Детвора кричит: «Ура!»
Оглянитесь, там и тут
Разные цветы цветут!
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку… (превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным… (цветным)?
Стала вся земля кругом
Ярким, красочным … (ковром),
Где под куполом небес
А вокруг цветут цветы
Средь колосьев у реки
И, приветствуя, ребят
Как приятно бегать вам
Вот по зеркалу реки
Словно солнечные зайчики
Пчёлки весело летят
В мир добра и красоты
Правильно ребята. И сегодня наше мероприятие посвящено таинственному миру цветов. Ведь в самом крошечном одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет радоваться или грустить, волноваться, вспоминать о чём-то своём.
Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетику увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.
Сегодня мы с вами отмечаем праздник цветов и давайте все свои знания о них покажем в игре.
У нас три команды. Представление команд.
1. Как называются цветы, растущие на полях и лугах? ( Полевые цветы )
2. Какие цветы растут на полянках и лугах? ( Ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк. )
3. Как называются цветы, растущие в садах? ( Садовые цветы )
4. Какие цветы цветут в саду? ( Роза, гладиолус, пион, астра, георгин )
5. Как называются цветы, за которыми ухаживают дома? ( Комнатные цветы )
6. Какие цветы выращивают дома на подоконниках? ( Герань, бегония, фиалка, кактус, фуксия. )
Ручьями очищается и хвоя, и валежник,
И первым появляется в проталине… (Подснежник)
В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк
Но кто его не знает? Это… (Василёк).
Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный … ( Мак )
Ветер дунул – улетел… (Одуванчик)
Все знакомы с нами: яркие, как пламя.
Мы однофамильцы с острыми гвоздями,
Полюбуйся дикими, алыми … (Гвоздиками)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
В хлебе родится, а в еду не годится. (Василёк)
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков. (Роза)
Цветы лиливо-синие, как капельки черник.
Пришёл из леса с ними я и маме подарил. (Фиалка)
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут … ( Тюльпаны )
Настоящее название этого цветка «римская трава». Постепенно название упростилось до такой степени, что превратилось в ласковое, весёлое русское словечко. Какое?
Даны 2 ромашки количество лепестков равно количеству участников. По одному каждый участник подбегает, срывает лепесток, возвращается, салит второго участника. Та команда, которая первой закончит выигрывает.
1. Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера- богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:- Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.- Нет!- ответила строгая Церера.- Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб! Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)
2. Этот цветок называют «зелёным акробатом». Поначалу он, как и все растения растёт вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется, за неё и растёт вверх. (Вьюнок)
3. Этот цветок часто служит ночным пристанищем для множества букашек, особенно те его виды, что не закрывают на ночь цветки. Просторный, полый купол его обращён вниз и под ним, как под крышей, спасаются от ночной росы и дождя насекомые. (Колокольчик)
Хоть весьма я и колючий,
Но я тоже ведь цветок.
Чтобы день был твой везучий,
Кактус ты полей, дружок!
Я лечебна, ароматна,
Сто веков живу, друзья.
Цвет измены я имею,
Хризантемой зовусь я!
Маргаритки, васильки,
Розочки, ромашки,
Наблюдала как по ним
Ползают букашки.
Командам выдается ребус и недостающие буквы. Цель: составить названия цветов на скорость и правильность.
Вед.: Наверное, каждый из вас слышал, что существует некий язык цветов. Что же это за язык? (Ответы)
Язык цветов (флориография) – это символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных чувств, настроений.
Вот некоторые значения цветов: василек – богатство, маргаритка – преданность, фиалка – скромность, колокольчик – постоянство, нарцисс – гордость, ландыш – чувствительность, жасмин – вера, гвоздика – надежда. А теперь внимание! Крапива! Означает отказ.
1. Цветок, который носит уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)
2. Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)
3. Это королева цветов, она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)
4. Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень)
6. Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине… (Подснежник)
7. Семена, какого цветка используют в кулинарии? (Семена мака.)
8. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра.)
10. В каком произведении герои живут в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)
11. Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)
12. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)
14. Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)
15. Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)
17. Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)
Вед.: Ребята, вы все молодцы! Хорошо поработали. И сейчас, пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю вам посмотреть добрый мультфильм о верных друзьях и волшебном цветке, который помог излечить старого пса. Мультфильм «Ночной цветок» (Союзмультфильм, 1984 г.)
В заключение мероприятия все участники исполняют песню «Кудряшки»
Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей»
Классик детской литературы Николай Николаевич Носов придумал малыша по имени Незнайка более полувека назад. До сих пор Незнайка один из самых популярных персонажей. Незнайка самый непоседливый из малышей. Большой фантазёр, выдумщик, всё хочет уметь, но ничему не хочет учиться.
Глава первая
Коротышки из цветочного города
одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Некоторые читатели сразу скажут, что всё это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни — это одно, а в сказочном городе — совсем другое. В сказочном городе всё бывает.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам. У Незнайки был друг, по имени Гунька, который жил на улице Маргариток. С Гунькой Незнайка мог болтать по целым часам. Они двадцать раз на день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились.
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.
«Кто же это меня ударил? — думал Незнайка. — Может быть, сверху упало что-нибудь?»
Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.
«Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, — решил Незнайка. — Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове».
Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стек-ляшкин.
Этот Стекляшкин был знаменитый астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Когда он смотрел в увеличительные стёкла на разные предметы, то предметы казались больше. Из нескольких таких увеличительных стёкол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на луну и на звёзды. Таким образом он сделался астрономом.
— Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
— Что ты, Незнайка! — засмеялся Стекляшкин. — Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.
— Не может быть, — ответил Незнайка. — По-моему, солнце не больше тарелки.
— Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце — огромный раскалённый шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.
— Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим — может быть, они ещё не слыхали про это. А ты всё-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!
Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
— Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадёт и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка — болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
— Братцы, спасайся! Кусок летит!
— Какой кусок? — спрашивают его.
— Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлёпнется — и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
— Что ты выдумываешь!
— Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слёзы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
— Спасайся кто может! Беда!
Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточку, Гусля — свои музыкальные инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по всему дому и разыскивал походную аптечку, которая где-то затерялась. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:
— Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка — болтун? Всё это он выдумал.
— Выдумал? — закричал Незнайка. — Вот пойдите спросите Стекляшкина.
Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка на самом деле всё сочинил. Ну и смеху тут было! Все смеялись над Незнайкой и говорили:
— Удивляемся, как это мы тебе поверили!
— А я будто не удивляюсь! — ответил Незнайка. — Я ведь и сам поверил.