старуха изергиль в каком классе изучается
Старуха изергиль в каком классе изучается
6. Обобщающая беседа
• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?
• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?
• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?
7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм» (работа в группах)
1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.
Примерный ответ
Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.
Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.
2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?
Примерный ответ
Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.
Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.
Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.
8. Обобщение учителя
— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.
Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.
Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.
Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.
9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия
«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)
• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».
2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)
Урок литературы в 7 классе. «Старуха Изергиль» М.Горький
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”
Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.
1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.
2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.
Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.
Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.
„Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль. ”
(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).
«… в жизни всегда есть место подвигам».
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
I Организация класса. Постановка проблемы
Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:
Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.
Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2. Романтический портрет;
3. Романтический сюжет;
4. Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы
1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).
4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).
5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).
I V Поиск аргументов для решения проблемы в тексте
1. Сопоставление героев Данко и Ларры:
б) отношение к людям;
в) понимание гордости;
г) поведение в момент суда;
V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы
1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)
2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).
3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).
4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).
5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.
6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.
V І Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!» ).
Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).
VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».
Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ (ПО РАССКАЗУ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«В жизни всегда есть место подвигам…».
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
(ПО РАССКАЗУ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»).
1) обучающая: проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
2) развивающая : развивать навыки критического мышления, умение ставить и формулировать вопросы, проблемы, совместно искать ответы на них;
3) воспитательная : вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям. Воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.
Оборудование: портрет А.М. Горького; компьютер; мультимедийное
оборудование; книги с текстом рассказа Горького «Старуха Изергиль», видеоролик, детали для кластера, «сердца» для рефлексии
Работа с эпиграфом. (Слайд 1)
Нужны подвиги, подвиги!
— Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Горького. Как вы понимаете их?
3. Постановка проблемы. Целеполагание.
— Что такое подвиг? « Подвиг – героический самоотверженный поступок, это естественное стремление пожертвовать собой во имя других».
— Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова ( двигать, движение души )
— Из какого изученного произведении Горького мы узнали о настоящем подвиге?
— Какова теме нашего урока? ( СЛАЙД 2)
— Какие задачи мы должны решить на уроке?
— Надо ли сегодня говорить о подвигах? Почему?
-Попробуем доказать, что люди, которые совершают подвиги, – герои.
Рассмотрим, какими чертами характера обладают герои, что их побуждает совершать поступки, называемые подвигами.
— С творчеством А.М. Горького мы с вами уже знакомы. Сегодня
обращаемся к раннему его произведению «Старуха Изергиль».
— Вспомните, что такое легенда. (СЛАЙД 3)
Именно легенда как нельзя лучше подходит для замысла – коротко,
взволнованно, ярко воспеть все лучшее, что есть в человеке.
— Каков идеал человека у Горького?
Это человек сильный, яркий, стремится к свободе, готов жертвовать собой
— Что значит свобода для Горького?
Понятие «свобода» связано с понятием «подвиг».(СЛАЙД 4)
— Каждый ли человек способен совершить подвиг?
Попробуем это рассмотреть на примере героев двух легенд – о Данко и Ларре. Их нельзя
рассматривать отдельно друг от друга, так как они яркие, сильные, смелые, гордые.
Это и привлекло внимание Горького.
5. Работа в группах
Задание. Составить словесный портрет (СЛАЙД 5)
Что объединяет и что различает героев?
— Каким вы видите Ларру?
Ларра внешне похож на человека. Гордый, смелый, бесстрашный. В гордом
одиночестве он противостоит людям, не боится суда, потому что не принимает
Попробуем порассуждать: гордость, уверенность в своем превосходстве – это
сила или слабость Ларры?
После ответов детей подвожу их к мысли, что презрение и гордость – это
К чему ведет презрение моральных и нравственных норм?
(К духовному омертвению личности.)
— Способен ли Ларра совершить подвиг?
(Нет, потому что живет он ради себя. Он «хочет сохранить себя целым».
— Что сделал Данко для людей? Зачитать.
Какие художественные средства использует автор, чтобы показать
огромную любовь к людям, описывая сердце?
Градация – «…оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца».
Повторы – пылало, ярко, факел, освещённый.
Перифраз – сердце – факел великой любви к людям, символ жертвенной любви.
Данко решил добыть свободу для людей своего племени. Освещая путь
вперед, он «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду».
— Почему Данко берет на себя ответственность за людей?
Потому что «он лучший из всех» и верит в торжество добра. Он
ответственен за свои поступки.
— В чем заключается отличие двух противоположных позиций?
Предлагаю выполнить следующую работу (можно по группам)
Работая с легендой, выпишите слова, словосочетания, небольшие предложения, которые характеризуют особенности этих двух противоположных «лагерей» (поведение, внешний вид, действия и пр.) (Составление таблицы)
«красивые – всегда смелы»
«в очах светилось много силы и живого огня»
«обладал мужеством вести»
«огонь желания спасти их»
«стыдно сознаться в бессилии»
Вывод : именно такие люди, как Данко, способны на героический поступок, не жалея собственной жизни, во благо других. А люди? Способны ли они на самоотверженные действия?
-Какие чувства испытывал Данко?
1. В его сердце кипело негодование: «Вы только шли…».
2. Но от жалости к людям оно погасло: «Вы шли как стадо овец»;
3. Вспыхнуло огнём желания спасти их.
Он простил им их грех.
-Можно ли назвать Данко героем? Обращаемся к эпиграфу. Правильно ли поступил Данко, пожертвовав собственной жизнью ради других?
Вывод: Данко – личность героическая. Героизм – это способность человека
совершать то, что другим не под силу.
— Обращаемся к эпиграфу. Можно ли поступок Данко считать подвигом?
(Ответы) (Да, ведь он жертвует собой, спасая людей).
— Какими качествами обладает человек, совершивший подвиг?
1. Мужеством, которое включает в себя 7 добродетелей:
— стойкость в беде и борьбе;
2. Убеждённостью в необходимости идти навстречу опасности;
5. Способностью жертвовать собой во имя свободы и счастья других.
— В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах».
— Разумен или неразумен поступок Данко?
— В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
КЛАСТЕР. В рассказе «Старуха Изергиль» А.М. Горького перед читателем предстают три философии жизни: (соотнести)
а) Ларры – жить без людей и только для себя;
б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
в) Данко – жить с людьми и для людей.
— Что же такое настоящий подвиг? В чем настоящее бессмертие человека?
(Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).
— Как вы думаете, есть ли в жизни люди, подобные Данко? Приведите примеры.
— Расскажите о своих дедах и прадедах, воевавших во время Вов. Были ли они похожи на Данко?
-Как узнать, у кого из нас сердце Данко?
— Уверен ли ты, что в нашем обществе оценят подвиг Данко?
— Кого сегодня можно назвать героем?
— Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру?
С каким чувством умирает герой, чем оно вызвано?
— Каким же должен быть человек, по мнению Горького, способный на подвиг во имя людей?
Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она замыслу Горького? Докажите.Конец формы
— Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос: Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
VІ Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы
(СЛАЙД 10)
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете ? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).
— На столе у вас сердца. Поднимите их выше те, кто загорелся жаждой подвига, кого не оставил равнодушным урок и кто, подобно Данко, захотел осветить своим сердцем других.
-Я желаю, чтоб каждый из вас нашел в себе силы и желание быть полезным людям, обществу и тем самым зажег факел, освещающий путь другим, в своей душе и достойно пронес его по жизненному пути.
— А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. (СЛАЙД 11) К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.
Урок литературы на тему «М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 7 классе
М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой ; развивать навыки анализа текста;
2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;
3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
Планируемые результаты: знание понятий «романтизм», «романтический герой», содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)
Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.
I . Организационный момент
II. Работа по теме урока
Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
— Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).
3. Проверка домашнего задания
— Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе, окутанном романтизмом.
— Объясните, что такое « романтизм », пользуясь домашними записями в тетради.
(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
Основные черты романтизма :
-Отклонение от канонов классицизма, вольное композиционное построение произведений.
-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.
-Использование ярких, средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.
-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.
4. Аналитическая беседа.
5. Терминологическая работа (работа со словарем)
Объясните значение слов, записанных на доске.
— К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)
совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.
6. Определение жанровых особенностей произведения
— В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.
( Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг. )
Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
Мизинец – активизируем сердце.
Большой палец – легкие и печень.
Средний палец – систему кровообращения.
Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
Безымянный палец – нервную систему.
9. Постановка п роблемного вопроса
— Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?
Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.
10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.
— Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)
— Где они жили сначала? (1 предл.)
— Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл.)
— Символом чего является лес? ( Страх )
— Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)
— Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?
— К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)
— К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)
— И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.
— Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко ( Дать, дань, данный ).
— Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)
— На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? ( Глаза пылают, сердце пылает через глаза).
— Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
— За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)
— Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)
11. Индивидуальное сообщение обучающегося
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
( Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение ).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
III . Закрепление изученного материала
— Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
— Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
— А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)
— Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)
IV . Подведение итогов урока
Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
— Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?
— Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?
— Что нового на уроке вы сегодня узнали?
— О чем мы поговорили?
Помните: в жизни всегда есть место подвигам!
Если я гореть не буду
Если ты гореть не будешь
Если мы гореть не будем
Кто тогда разгонит тьму?
( Я читаю выразительно наизусть )
Осмыслите наш урок и напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко «гордым смельчаком»?»