статья 264 ч4 в какую колонию посадят
Обвиняемого по статья 264 часть 4 суд куда в основном отправляет на зону или колонию поселения?
Обвиняемого по статья 264 часть 4 суд куда в основном отправляет на зону или колонию поселения?
Ответы на вопрос:
Какая тут колония-поселение? Направят отбывать наказание в исправительную колонию. За такие преступления на поселение суд не направляет.
В большинстве случаев отправляют именно в колонию поселения
Удачи Вам и всего хорошего, обращайтесь ещё, если будут вопросы.
Похожие вопросы
Может ли назначаться по части 4 статьи 264 наказание в виде 3-х лет в колонии-поселении? Ведь данная стать не предусматривает колонию-поселение.
Статья 264 часть 4 по такой статье в какую колонию определяет суд? (поселение или общий)
Существуют ли в настоящее время колонии-поселения? От некоторых юристов слышал, что теперь нет колоний-поселений, хотя прокурор на с.з. просил назначить колонию-поселение. Верно ли что колонии-поселения отменили?
Мой сын осуждён по статье 264 прим 1 на девять месяцев колонии поселения могу ли я мама подать ходатайство на досрочное освобождение и куда отправлять письмо на тюрьму или в суд.
Мой муж, осужден по статья 264 часть 5. Отбывает наказание в колонии-поселение. Исполнительный лист на возмещение ущерба в колонию не пришел. Муж освобождается в январе, куда ему следует обратиться?
Парень сидит в колонии поселения по статья 264 часть 5 срок 4 года. Скажите, срежут ли срок по этой статье и части?
Статья 264 часть 4 по такой статье в какую колонию определяет суд? (поселение или общий)
Статья 264 часть 4 по такой статье в какую колонию определяет суд? (поселение или общий)
Ответы на вопрос:
Если ранее не судимы, то колония поселение
Статья 58. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения
(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
1. Отбывание лишения свободы назначается:
(п. «б» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.
4. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Место отбытия наказания по ч.4 ст.264 УК РФ?
Добрый день. Место отбытия наказания по ч.4 ст.264 УК РФ?
Адвокат Антонов А.П.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Всего комментариев: 2
«Таким образом, так как преступление, предусмотренное ч.4 ст.264 Уголовного кодекса, является тяжким, то наказание за него отбывается в исправительной колонии общего режима»
Не согласен. Несмотря на то, что часть 4 ст. 264 УК РФ — тяжкое преступление, оно при этом не перестает быть преступлением, совершенным по неосторожности. А по общему правилу, за неосторожные преступления наказание отбывается в колонии-поселении
Добрый день! Согласно ст. 58 УК РФ, 1. Отбывание лишения свободы назначается:
а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, — в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения. Таким образом, лицо может бывать наказание как в колонии-поселения, так и в колонии общего режима
Адвокат АП ХМАО-Югра, к.ю.н.
Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.
В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс. Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).
Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.
Осуждены по ст. 264 УК РФ в целом
Осуждены по ч. 4 ст. 264 УК РФ
из них пенсионного возраста
Социально-демографическая характеристика осужденных
По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.
Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей. Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%. При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%). Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.
Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности. Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.
В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.
При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.
Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам. Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев. Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.
Уголовно-правовая характеристика
В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.
Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ 1
2017 | 2018 | 2019 | ||
Число осужденных | 1 047 | 946 | 848 | |
Совершили преступления в состоянии: | ||||
алкогольного опьянения | 922 | 883 | 723 | |
наркотического опьянения | 37 | 51 | 40 | |
под воздействием психотропных веществ | 1 | 1 | 0 | |
под воздействием сильнодействующих веществ | 1 | 0 | 0 | |
Иное | 0 | 0 | 9 | |
Назначено наказание в виде лишения свободы (всего) | 877 | 804 | 720 | |
Срок лишения свободы: | ||||
до 1 года вкл. | 7 | 11 | 7 | |
свыше 1 до 2 лет вкл. | 132 | 144 | 102 | |
свыше 2 до 3 лет вкл. | 462 | 428 | 368 | |
свыше 3 до 5 лет вкл. | 271 | 215 | 222 | |
свыше 5 до 8 лет вкл. | 5 | 6 | 21 | |
свыше 8 до 10 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
свыше 10 до 15 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
свыше 15 до 20 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
Наказание назначено ниже низшего предела: лишение свободы | 8 | 17 | 20 | |
Условно осуждены к лишению свободы | 166 | 140 | Данные отсутствуют | |
Ограничение свободы | 1 | 1 | Данные отсутствуют | |
Исправительные работы | 1 | 0 | Данные отсутствуют | |
Обязательные работы | 0 | 0 | Данные отсутствуют | |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание) | 0 | 0 | Данные отсутствуют | |
Штраф (основное наказание) | 1 | 0 | Данные отсутствуют | |
Дело прекращено (по всем предусмотренным законом основаниям) | 65 | 60 | 58 | |
Оправданы | 1 | 0 | 1 | |
Определено принудительное лечение (от алкоголизма, наркомании, токсикомании, у врача-психиатра) | – | 5 | 6 | |
По приговору освобождены от наказания или наказание не назначалось (по всем предусмотренным законом основаниям) | 1 | 1 | – |
Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.
Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют). Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.
Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ 2
2017 | 2018 | 2019 | |
Всего осуждено | 1 911 | 3 435 | 3 177 |
Из них к лишению свободы (всего) | 1 138 (100%) | 1 989 (100%) | 1 886 (100%) |
воспитательная колония общего режима | 0 | 2 (0,1%) | 5 (0,2%) |
не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания | 28 (2,46%) | 45 (2,3%) | 21 (1,1%) |
колония-поселение | 1 026 (90,1%) | 1 774 (89,1%) | 1 675 (88,9%) |
колония общего режима | 92 (8,2%) | 147 (7,4%) | 161 (8,5%) |
колония строгого режима | 14 (1,2%) | 21 (1%) | 23 (1,2%) |
колония особого режима | 0 | 0 | 1 (0,05%) |
отбывание в тюрьме | 0 | 0 | 0 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).
Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.
В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).
В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.
В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).
Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС. Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.
В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).
В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.
В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г. выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.
Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья. В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст. 76 Кодекса.
О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.
В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой. Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда. Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.
1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.
2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 264 УК РФ
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
См.: п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
К другим механическим транспортным средствам закон относит троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).
Самоходные машины отличаются только наличием дополнительных (нетранспортных) функций, например трактор, экскаватор, самосвал, автопогрузчик.
Не являются предметом рассматриваемого преступления боевые, специальные транспортные средства Министерства обороны РФ и других воинских формирований. В этом случае применяется ст. 350 УК РФ.
Общественная опасность нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается в нарушении нормальной работы транспорта, причинении вреда иным охраняемым уголовным законом объектам (жизни, здоровью человека, собственности). Уровень транспортных преступлений в структуре всей преступности очень высок.
Объективную сторону преступления составляют:
1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств;
2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 2);
3) причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3) или причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4);
4) причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 5) или причинение по неосторожности смерти двум или более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 6);
5) причинная связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий.
Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной. В этой связи для определения объективной стороны состава преступления необходимо обращение в первую очередь к Правилам дорожного движения Российской Федерации и правилам эксплуатации транспортных средств.
Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме этих нормативных правовых актов, имеются также различного рода инструкции, наставления и другие документы по эксплуатации отдельных видов транспорта (перевозке пассажиров, грузов и т.п.).
Дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Однако сказанное не означает, что возможность нарушения правил дорожного движения ограничивается только указанными местами. Выезд за пределы дорог и нарушение правил за их пределами также может расцениваться как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, если лицо въезжает на автомобиле на территорию сквера и совершает по неосторожности наезд на пешехода, его действия следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ.
С позиций объективной стороны состава преступления деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).
Эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. Нарушение эксплуатации транспортных средств может заключаться и в ином действии или бездействии, например в нарушении правил перевозки грузов, в нарушении правил технической эксплуатации транспортных средств.
Если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований п. 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
Решая вопрос о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости, следует исходить из того, что водитель в соответствии с п. 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Наступление указанных в рассматриваемой статье общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и последствиями характеризуются аналогично предыдущему составу (ст. 263 УК РФ). Однако следует еще раз обратить внимание на то, что причинная связь должна быть прямой и непосредственной. Поэтому, к примеру, если водитель грузового автомобиля начал движение, не проверив состояние кузова, где спрятался пассажир, и последний во время движения выскочил из кузова, попав под рядом идущий транспорт, в действиях водителя грузовика отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, поскольку между его бездействием и наступившими последствиями в виде смерти пассажира отсутствует прямая причинная связь.
В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человека, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.
Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (п. 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.
Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Чаще всего имеет место преступная небрежность.
Если лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то деяние следует признать совершенным невиновно. Так, по делу Ф. было установлено, что он нарушил Правила дорожного движения, что повлекло опрокидывание комбайна и причинение по неосторожности смерти гр-ну Ж., который вспрыгнул на подножку комбайна. Действия виновного были квалифицированы по ч. 2. ст. 264 УК РФ. Между тем по делу было установлено, что конструкция комбайна с затемненными стеклами его кабины такова, что Ф. не располагал возможностью увидеть из кабины запрыгнувшего на подножку комбайна Ж. Поэтому он не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может пострадать Ж., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Постановление Президиума Липецкого облсуда от 22 марта 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4.
Мотив совершения преступления не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления.
В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.
Частями 2, 4, 6 комментируемой статьи установлена повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Состояние опьянения не влияет на субъективную сторону состава преступления, но оно обусловливает возможность искаженного восприятия дорожно-транспортной обстановки, снижение скорости реакции водителя, возникновение чувства самоуверенности, а также иных факторов, повышающих вероятность совершения преступного деяния.
См.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // РГ. 2008. 26 дек.
В последнем случае за нарушение соответствующих правил обучающимся ответственность несет инструктор. Исключение составляют случаи нарушения обучаемым указаний инструктора, за что обучаемый несет ответственность самостоятельно.
Квалифицированным видом преступления является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение:
Если нарушение правил дорожного движения водителями транспортного средства повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого, то содеянное необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 указанной статьи не требуется.
Судебная практика по статье 264 УК РФ
25 апреля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 2 примечания к статье 264 Уголовного кодекса РФ
25 апреля 2018 года Конституционный Суд РФ обязал законодателя выработать правила, предотвращающие бегство пьяных водителей с места ДТП. Дело о проверке конституционности пункта 2 примечания к статье 264 Уголовного кодекса РФ в связи с запросом президиума Ивановского областного суда было рассмотрено 5 апреля 2018 года.
По приговору Калининского районного суда Тверской области от 29 июня 2016 г. Г. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ, оправдан в связи с отсутствием в деянии состава преступления на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ с признанием за ним права на реабилитацию и возмещение имущественного вреда.
Согласно закону, для целей ст. 264.1 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 примечаний к ст. 264 УК РФ).
Таким образом, анализ исследованных по делу доказательств и установленных обстоятельств дела позволил суду прийти к обоснованному выводу о доказанности виновности Вадуева Э.В. в совершении преступления в отношении потерпевших С. и Р. поскольку он умышленно направил на скорости автомобиль, являющийся источником повышенной опасности, в толпу азиатов, в числе которых находились потерпевшие, при этом осознавая общественную опасность своих действий и предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью потерпевших, однако к фактически наступившим общественно опасным последствиям его вина характеризуется неосторожностью, поскольку он не предвидел возможности наступления смерти С. и Р. его умыслом не охватывалось умышленное причинение смерти потерпевшим, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. То есть юридическая оценка действиям Вадуева Э.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ судом дана правильно. Оснований для иной квалификации действий Вадуева Э.В., в том числе по ст. 264 УК РФ, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
12 января 2018 г. по ч. 2 ст. 264 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на 2 года;
осужден:
— по п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ на 19 лет лишения свободы с ограничением свободы на 1 год;
Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 либо статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет назначение наказания в соответствии со статьей 264.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Окружная избирательная комиссия обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации Завилейского А.Н., в связи с сокрытием им сведений о наличии судимости по приговору Усольского районного суда Пермской области от 2 февраля 2005 года по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
судимый 24 апреля 2013 года по ч. 4 ст. 264 УК РФ к 4 годам лишения свободы, с лишением права управления транспортным средством сроком на 2 года, с отбыванием наказания в колонии-поселении,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ к 12 годам лишения свободы, со штрафом в размере 100 000 рублей.