Steam образование что это такое
Что такое STEAM-образование?
По данным статистики, уровень спроса на STEAM-профессии с 2011 года возрос на 17%, в то время как спрос на обычные профессии возрос всего лишь на 9,8%, что говорит о большой востребованности данной системы образования во всем мире.
Но с чем же связан такой высокий спрос? Во многих странах STEAM-образование в приоритете по некоторым причинам:
Интегрированное обучение
Так чем же отличается данная система образования от традиционного способа обучения наукам? STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Обучающиеся по этой программе, помимо математики и физики, изучают робототехнику, на которой программируют и конструируют собственных роботов. На занятиях используется специальное технологическое оборудование.
На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления:
STEАM-образование — новая методика обучения школьников
В модернизации системы образования Казахстана главным звеном можно считать систему среднего образования. Именно в этой сфере в данный момент проходит обновление содержания, требующее разработку и реализацию новых программ, которые помогут обеспечить постепенный, плавный переход на обучение, ориентированное на развитие личности, культуры мышления, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Сегодня в школе требуются такие программы, которые нацелены на формирование высокого уровня технологического развития, что весьма актуально, учитывая требования современного рынка труда.
Проблемы с ухудшением качества образования в области точных наук, мотивацией студентов, количеством и качеством педагогов, являются глобальными. Это проблема рынка, потому что работодатели готовы хорошо платить специалистам. Однако школьники и студенты не хотят такие предметы выбирать в качестве основных[1].
STEАM-образование является мостом, соединяющим учебу и карьеру. Его концепция готовит детей к технологически развитому миру. Специалистам будущего требуются всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии, технологии и математики.
Именно поэтому STEAM-образование или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным в странах, где развивают высокотехнологичное производство [1].
STEАM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике (Tsupros, 2009).
Аббревиатура STEAM означает: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Одним словом, дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. STEAM интегрирует все эти дисциплины в единую схему обучения, а английский язык является связующим звеном всех этих дисциплин. Поэтому ведущее положение в интегрированном обучении занимают уроки именно иностранного (в нашем случае – английского) языка.
«Знать иностранные языки в условиях глобализации стало жизненно необходимым, а не роскошью. Владение языками открывает доступ к пониманию менталитета, культуры других людей, позволяет расширить возможности выбора при получении высшего образования, трудоустройства» [2].
В случае интегрированного обучения языку и предмету следует помнить, что знание языка становится инструментом изучения содержания предмета. При этом внимание акцентируется как на содержании специальных текстов, так и на необходимой предметной терминологии. При этом язык интегрирован в программу обучения, а необходимость погружения в языковую среду для возможности обсуждения тематического материала значительно повышает мотивацию использования языка в контексте изучаемой темы [3].
Существует ряд принципов интегрированного обучения английскому языку и предметам естественно-математического цикла, среди которых основными являются:
1) принцип использования богатого, с познавательной точки зрения,
аутентичного учебного материала;
2) принцип активной поддержки и помощи учителя в процессе обучения;
3) принцип интенсивного и продуктивного владения вторым или
4) принцип поликультурности;
5) принцип развития мыслительных навыков высшего порядка;
6) принцип устойчивого обучения [4].
Соблюдение вышеуказанных принципов делают процесс изучения предметов ЕМЦ цикла на английском языке более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач, т. е. пополнение словарного запаса обучающегося предметной терминологией естественно-математического цикла и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.
Таким образом, изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны как для изучения иностранного языка, так и неязыкового предмета [5].
C целью углубления и расширения теоретических знаний учащихся через изучение терминологий, основных понятий естественно-математического цикла и закрепление этих знаний на английском языке в школе-интернат для одаренных детей им. Ы. Алтынсарина г. Костанай, разработаны различные курсы и факультативные занятия по предметам естественно-математического цикла. Такие курсы и занятия как «Английский язык и современные науки», «Робототехника», «Научная терминология современного английского языка», «Special biology», «Physical problems and ways to solve them» и другие представляют собой совокупность фрагментов из различных областей знаний. Объединяющим моментом является наличие в них терминов, относящихся к соответствующим областям наук.
Данные курсы и факультативные занятия позволяют оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также помогают выбрать профиль обучения.
Реализация основ STEAM-образования в нашей школе позволит интегрировать естественные науки и технологии, инженерное творчество и математику. С помощью практических занятий учащиеся смогут продемонстрировать применение научно-технических знаний в реальной жизни, разовьют навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимых для преодоления трудностей, с которыми учащиеся могут столкнуться в жизни.
STEAM-образование в приоритете по следующим причинам:
— В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и др.
— В отдаленном будущем появятся профессии, которые сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нанотехнологий.
— Специалистам будущего требуется всестороння подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии.
Изучение научных терминов на английском языке поможет учащимся выстроить свою образовательную траекторию и будет способствовать мотивации учащихся к выбору инженерных профессий 3-го тысячелетия [1].
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей, умение правильно применять термины естественных наук на английском языке, оперировать знаниями; развитие критического, творческого и комбинированного мышления; профориентация в области естественных наук.
Предлагаемые курсы и занятия поддерживают базовые знания по предметам естественно-математического цикла и углубляют познания детей в научных терминах на английском языке.
Ожидаемым результатом данных занятий по новой методике обучения- STEAM-образование, учащиеся смогут выражать свое мнение, применяя научную терминологию на современном английском языке; понимая содержание сообщений технологического характера, представлять основную идею задания, проекта на английском. У учащихся сформируются ключевые компетенции по предметам естественно-математического цикла на английском языке, они смогут прогнозировать, доказывать и подтверждать опытом свои предположения. Регулярные занятия разовьют новые идеи, творчество учащихся. Данные курсы и занятия помогут учащимся в определении будущей професс
Поскольку STEAM образование активно развивается в Казахстане, растет спрос на профессии технического характера, а тот факт, что многие источники информации предоставляются на английском языке, подтверждают актуальность и практическую ценность данных курсов и факультативных занятий.
Внедрение STEAM-образования поможет изменить экономику нашей страны, сделает ее более инновационной и конкурентоспособной. А сегодняшним ученикам – помочь стать успешными профессионалами в будущем.
1. Тамара Стрельникова, «Unique Kazakhstan», «Что такое- STEAM-образование?» http://www.unikaz.asia
2. Назарбаев: В Казахстане необходимо активно внедрять STEAM- образование, BNEWS > Новости, https://bnews.kz
3. Учебно-методическое пособие Integrated learning to English language http://emirb.org
4. Учебно-методическое пособие, Интегрированное обучение английскому языку и учебным предметам ЕМЦ (информатика, физика, химия, биология, естествознание) Астана, 2016
5. Б. А. Жетписбаева, А. Е. Кубеева, «К вопросу о методическом обеспечении трёхъязычного образования» Журнал: Вестник КарГУ, 2017 https://articlekz.com
7. Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Утвержден совместным приказом и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 ноября 2015 года № 622, Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 9 ноября 2015 года № 344 и Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 1066.
STEM- и STEAM-образование: от дошкольника до выпускника ВУЗа
Юрий Пахомов
STEM-подход — один из прорывных инструментов трансформации образования. Множество государственных и частных учебных учреждений берут эту концепцию на вооружение, а сама она соответствует образовательным стандартам, принятым в России в 2012 году. STEAM — естественное развитие STEM-подхода, сочетающее технологии и гуманитарные дисциплины. На этих идеях основывается и педагогическая философия LEGO Education, и, чтобы эти аббревиатуры, которые можно часто встретить в наших материалах, были понятны каждому читателю, подробно рассказываем об истории, принципах и решениях STEM- и STEAM-образования в России и зарубежом.
1. Что такое STEM-образование
Аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — расшифровывается как Наука, Технологии, Инженерия, Математика и обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса.
В основе STEM-подхода лежат четыре принципа:
1. Проектная форма организации образовательного процесса, в ходе которого дети объединяются в группы для совместного решения учебных задач;
2. Практический характер учебных задач, результат решения которых может быть использован для нужд семьи, класса, школы, ВУЗа, предприятия, города и т. п.;
3. Межпредметный характер обучения: учебные задачи конструируются таким образом, что для их решения необходимо использование знаний сразу нескольких учебных дисциплин;
4. Охват дисциплин, которые являются ключевыми для подготовки инженера или специалиста по прикладным научным исследованиям: предметы естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), современные технологии и инженерные дисциплины.
Главная цель STEM-подхода — преодолеть свойственную традиционному образованию оторванность от решения практических задач и выстроить понятные ученикам связи между учебными дисциплинами.
2. Историческая справка
Впервые идея и аббревиатура STEM были предложены в 2001 году учеными Национального научного фонда США как ориентир для обновления системы подготовки современных инженеров и исследователей в ВУЗах. Идея была поддержана правительством, общественными организациями и многими корпорациями США, в том числе такими технологическими лидерами как Intel и Xerox. В результате принципы STEM стали активно применять для формирования образовательных программ многих американских университетов.
Сегодня в системе высшего образования США насчитываются сотни инженерных и научных специальностей, программы подготовки по которым построены в соответствии с концепцией STEM. При этом дипломная работа студента объединяется со стажировкой в технологической компании и участием в сложных технологических проектах бок о бок с профессионалами. За счет этого технологические компании получают квалифицированных специалистов сразу после выпуска из университета.
Впоследствии STEM-подход был подхвачен многими странами мира. В настоящее время подготовка STEM-специалистов ведется в ВУЗах Франции, Великобритании, Австралии, Израиля, Китая, Канады, Турции и ряда других стран.
Одновременно с расширением географии STEM происходило распространение элементов STEM-подхода вниз по образовательной пирамиде, как на школьное, так и на дошкольное образование. Во многих странах начали активно создаваться учебные курсы и пособия для межпредметных исследований и конструирования в детских группах. Ощутив реальные результаты STEM-подхода в высшем образовании, правительство США через образовательные стандарты утвердило STEM-обучение как базовый метод преподавания в школах. Австралия, Канада и Сингапур сделали это еще раньше.
В рамках детского STEM-образования робототехника оказалась той областью, где наиболее удачно пересеклись запросы экономики на развитие высокотехнологичных отраслей и естественный интерес детей к конструированию. Как следствие, сегодня воспитатели и учителя по всему миру активно используют в своей работе наборы для конструирования и программирования роботов.
3. STEM в России
В России активное привлечение учеников к инженерному делу и роботостроению происходит на протяжении последних 5 лет.
В 2014 году в послании Федеральному собранию Президент РФ впервые указал на необходимость вывести инженерное образование в стране на мировой уровень. Робототехнические комплексы были внесены в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, и вскоре начала складываться сеть инженерно-технических центров: кванториумы, фаблабы при ВУЗах, ЦМИТы и центр «Сириус». В школах стали появляться спецклассы, оборудованные всем необходимым для создания программируемых роботов.
Сегодня в технопарках, при ВУЗах или в рамках Центров технической поддержки образования открывается все больше STEM-центров, которые помогают старшеклассникам осваивать новые технологии и мотивируют на продолжение образования в научно-технической сфере. Магистерские программы STEM-подготовки учителей появляются в российских университетах, быстро расширяется практика использования STEM-подхода в дополнительном образовании и в сегменте платных образовательных услуг. Дети с интересом работают в командах, экспериментируют, проводят исследования, придумывают и собирают роботов, создают сайты и мультфильмы.
4. STEM и ФГОС
Стремительно растущий интерес учителей к STEM-методикам объясняется тем, что значительная часть задач, которые установлены образовательными стандартами РФ, может быть реализована с учетом идей, инструментов и методик, накопленных в рамках STEM-подхода. Концепция STEM соответствуют основным требованиям ФГОС, и в этом можно убедиться, приложив принципы STEM к образовательному стандарту основного общего образования.
1. Проектная форма организации обучения и практическая направленность STEM создают более благоприятные по сравнению с классно-урочным обучением мотивационные и предметные предпосылки для реализации следующих требований ФГОС:
— Организация активной учебно-познавательной деятельности;
— Участие в социально значимом труде и приобретение практического опыта;
— Формирование способности применять полученные знания на практике, в том числе в социально-проектных ситуациях;
— Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
— Ориентировка в мире профессий и формирование устойчивых познавательных интересов как основы выбора будущей профессии.
2. Ориентация на межпредметность и накопленный в рамках STEM опыт комплексного освоения математики и естественных наук создают более благоприятные условия для:
— применения математических и естественнонаучных знаний при решении образовательных задач;
— развития навыков формулирования гипотез, планирования и проведения экспериментов, оценки полученных результатов;
— осознания значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
— формирования умения моделировать реальные ситуации на языках алгебры и геометрии, а также исследовать построенные модели математическими методами;
— развития навыков работы со статистическими данными;
— понимания физических основ и принципов работы машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов и т. д.
Не менее значительный объем соответствий STEM-принципов во ФГОС можно установить и при анализе стандартов начального общего и среднего общего образования.
5. От STEM к STEAM
В последние несколько лет в сфере инновационной экономики все больший вес приобретают креативные индустрии, связанные с интеллектуальной и творческой деятельностью: компьютерные технологии, виртуальная реальность, дизайн, мода, реклама, анимация и т. д. Креативные отрасли во всем мире становятся движущей силой экономического роста, а занятость молодежи в креативной индустрии уже превышает занятость в реальном секторе. Эти перемены ставят новые задачи перед системой образования, а именно — необходимость большего включения в программу обучения творческих и художественных дисциплин.
В США, где в рамках креативных индустрий создано свыше 30 млн рабочих мест, эта необходимость привела к трансформации STEM-концепции: к синтезу науки, технологии, инженерии и математики добавился пятый компонент — Arts, искусство. Получилась новая аббревиатура и концепция — STEAM.
STEAM-подход сохраняет ориентир на проектную деятельность, практическую направленность и межпредметность, но меняет расстановку ключевых дисциплин. На уровне формирования учебной программы, например, в ВУЗе, STEAM предполагает включение в нее не только инженерных и естественно-научных STEM-предметов, но и гуманитарных и творческих дисциплин: литература, дизайн, архитектура, музыка, изобразительное искусство. STEM-предметы и технологии дают ясные решения для прикладных задач, а гуманитарные Arts-дисциплины развивают умение находить выход в состоянии неопределенности, неоднозначности и двусмысленности. Так учащиеся учатся гармонично сочетать в работе научную строгость и творческую свободу.
Идеологи STEAM-подхода вдохновляются примерами великих ученых, которые сочетали научные занятия с творчеством, и благодаря развитому нелинейному мышлению и воображению смогли дать миру революционные открытия: литератор Галилей, художник Леонардо Да Винчи, музыкант Эйнштейн, философ Гейзенберг.
На методическом уровне STEAM-подход предполагает, что, кроме решения технологических вопросов, в проектной деятельности ученики:
— приобретают навыки работы в команде;
— учатся конструктивно критиковать и отстаивать свое мнение;
— осваивают презентационные компетенции;
— учатся генерировать идеи в условиях неопределенности;
— применяют принципы дизайна и маркетинга для создания и продвижения продукта;
— осознают творческий потенциал применения технологий в разнообразных сферах деятельности.
В школе STEAM-подход реализуется в рамках занятий по робототехнике, особенно в соревновательной деятельности. Так для участия в международных соревнованиях FIRST® LEGO League требуется не только умение хорошо собирать и программировать, но и способность эффективно работать в команде, быстро генерировать идеи и грамотно презентовать результаты.
6. STEM и STEAM-решения LEGO Education
Одним из наиболее известных и признанных инструментов для реализации обоих подходов в школе являются решения LEGO® Education. Наборы LEGO Education разной сложности рассчитаны на работу с детьми в возрастном диапазоне от 4 до 16 лет.
Эти решения отличает привлекательность и узнаваемость (практически все знакомы с LEGO с раннего детства), яркость, простота и интуитивно-понятные способы сборки, а главное — широкие возможности для постановки комплексных учебных задач с использованием знаний всех предметов естественнонаучного цикла.
Для каждой возрастной группы в линейке LEGO Education предусмотрены свои наборы. Вот лишь некоторые из них:
Для дошкольников — это Экспресс «Юный программист» в виде поезда и железной дороги. Элементы алгоритмики, программирования изучаются с его помощью без компьютера.
Для младших школьников подходит LEGO Education WeDo 2.0. и BricQ Motion Prime. Последнее решение помогает изучать окружающий мир и физику, выполняя проекты, связанные со спортом и здоровым образом жизни. BricQ — STEAM-решение, которое вообще не предполагает программирования. В наборе также нет моторов и других, содержащих электронику деталей, что облегчает работу преподавателей-предметников (например, учителей физики).
Для средней и старшей школы — LEGO Education SPIKE Prime. Он рассчитан на применение в экспериментальной деятельности на уроках всего естественнонаучного цикла. Например, практически любой проект из курса «Фитнес датчики» позволяет не только закрепить на практике материал курса физики 7 класса, но и проработать математические закономерности, по которым строятся графики, иллюстрирующие опыты. SPIKE Prime стал самым красочным и гендерно-нейтральным из последних наборов. А разнообразие моделей и легкость программирования на языке Scratch позволяет использовать конструктор для изучения различных дисциплин.
Для каждого из наборов есть методические материалы, адаптированные под образовательные стандарты РФ. Их можно найти на официальных ресурсах LEGO Education, как и материалы для подготовки самих педагогов. Образовательную поддержку преподавателей в России осуществляет Академия LEGO Education.
STEM образование
Попробуем расшифровать аббревиатуру STEAM: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Одним словом, дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Не удивительно, что сегодня развитие STEAM – один из основных трендов в мировом образовании.
Когда мне поручили вести кружок по робототехнике, я постоянно слышал эту аббревиатуру. Но не придавал особого значения, этому модному, как мне казалось, направлению. Дело в том, что обычно в образовании начинают насильно заставлять всех пользоваться какой-нибудь зарубежной методикой. Потом мода проходит, и методика сменяется. Я из Беларуси, я знаю о чем говорю. Каждые несколько лет у нас все просто кардинально меняется.
Но к моему удивлению, заняться развитием stem образованием в нашей школе решили самостоятельно, и вообще, у нас это оказалось совсем неразвито. Безусловно, это очень вдохновило меня. Не часто увидишь инициативу “снизу”.
Наши педогоги стали участвовать в мероприятиях, которые были просвещенны различным аспектам stem образования. В какой-то момент, нашу школу заметили крупные компании и в качестве помощи, подарили нам наборы lego adu. Позже, ученики стали победителями конкурсов по робототехнике. Денежные и материальные поощрения здорово улучшили материальную базу нашего stem парка.
И вот уже скоро о нашей школе стали писать на многих крупных интернет ресурсах страны. Родители всего города хотят отдать своих детей на робототехнику. И в этот момент на работу устраиваюсь я.
Лига Педагогов
1.1K постов 4.7K подписчиков
Правила сообщества
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;
Немного хорошего о людях хороших,…
… а конкретно – об учителях. Тут как-то был пост с обидой на учителя, и пост этот вызвал много откликов, комментаторы вспоминали, как их незаслуженно обижали учителя, и эти обиды сохранились до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я в обсуждении не участвовал, поскольку не мог вспомнить какой-либо случай, когда меня обидел учитель. Но зато помню двух учителей, к которым у меня до сих пор чувство благодарности. О них и хочу рассказать.
Моей первой учительницей была Александра Яковлевна. Учила она меня в 1954-1958 г.г. Пожалуй, это был классический тип учителя: высокая, сухощавая, прямая, лет сорока (по нашим детским понятиям – старая, моей матери, например, в 1954 г. было 27), говорила четким, ровным голосом (не помню, чтобы она на что-то или на кого-то раздражалась и повышала голос). Конфликтов между ней и каким-либо учеником на уроке не было, хотя мы не были ангелами во плоти. Но и время, в отличие от нынешнего, было иным: авторитет учителей в глазах наших родителей был высок, и в нашей плохой успеваемости родители винили нас, а не учителей.
Александра Яковлевна именно обучала, а не оказывала услугу по обучению, как это можно слышать от многих нынешних учителей. Терпеливо объясняла, оставалась после уроков с отстающими для дополнительных занятий. Был у нее один недостаток, связанный, думаю, с возрастом: она иногда уроки физкультуры заменяла занятиями в классе, говоря, что мы вместо зарядки для тела займемся зарядкой для ума, и мы занимались устным счетом – в уме складывали, вычитали, умножали и делили числа, задаваемые ею, а хотелось побегать, попрыгать, побеситься. Пользу практики считать в уме я оценил позже, во взрослой профессиональной жизни. А когда появились и стали обыденными карманные калькуляторы, меня удивляли ситуации, в которых молодые люди, вчерашние школьники, простые арифметические действия выполняли не в уме, а на калькуляторе, причем медленнее, чем я просчитывал в уме.
За четыре года начальной школы никто из учеников не отсеялся по неуспеваемости, да и вообще понятие «двоечник» в классе применить было не к кому. Заложенный в нас базис знаний, умений и отношения к учебе в дальнейшем помогал и в школе, и в вузах, куда многие из нас поступили после школы. Спасибо Вам, Александра Яковлевна!
А в середине 80-х позвонила мне бывшая одноклассница, сообщила, что Александре Яковлевне на днях исполнится 70 лет, и она (одноклассница) собирается послать ей поздравительную телеграмму, и не буду ли я против, если в телеграмме напишет и мою фамилию. Я был против, поскольку посчитал, что две телеграммы с одной подписью лучше, чем одна с двумя. В юбилейный день сходил на почту, написал поздравление и подписался «Ваш ученик 1954-1958 г.г. ». Когда отдавал телеграмму приемщице, женщине пенсионного возраста, она прочитала текст и аж засветилась. Сказала, что она бывшая учительница, и такая телеграмма дорогого стоит. А когда приехал погостить в родительский дом, мать рассказала, что Александра Яковлевна, получив две телеграммы, была весьма обрадована и тронута и восприняла это как свидетельство, что не зря прожила свою жизнь. Не зря, Александра Яковлевна, не зря!
Вторым учителем, которого я вспоминаю с благодарностью до сих пор, был Андрей Петрович, математик и наш классный руководитель в 5-8 классах (школа была восьмилеткой). Он бывший фронтовик, командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, был серьезно контужен. Контузия на умственных способностях не сказалась, но вспыльчивость у него была несколько повышенной, хотя и успокаивался он быстро. Как-то один из моих соучеников во время урока вертелся и разговаривал, не реагируя на замечания учителя, и рассерженный Андрей Петрович взял его за шкирку и понес к вешалке, чтобы подвесить на крючок. Пока нес, оба передумали: ученик – шкодить, а Андрей Петрович – вешать (хотя, конечно же, не подвесил бы).
Андрей Петрович любил и нас, и свой предмет. Наш класс ему пришелся по душе, как-то в минуту откровенности он сказал нам, что у него был только один такой же класс – первый в его учительской работе класс, который он вел, вернувшись с фронта. Андрей Петрович, по его словам, тогда не сильно отличался от своих учеников: и сам был молод, и ученики тяжелых военных лет взрослели быстро. Он не только их обучал, но и проводил с ними свободное время – играл в прятки и прочие игры, каковых в наше время было немало.
А как преподавателю математики Андрею Петровичу равных я не встречал. Объяснял он просто и наглядно, особенно по геометрии. Он разработал массу наглядных пособий на основе складных картонных плакатов. Доказательство теоремы, например, теоремы о равенстве треугольников, наглядно сводилось к тому, что Андрей Петрович показывал нам плакат с двумя треугольниками, у которых что-то было одинаковым (какие-то стороны или углы), потом складывал плакат, и треугольники накладывались друг на друга, полностью совпадая (уже во взрослой жизни я прочитал, как Пифагор обучал геометрии своих учеников, рисуя им картинки, и увидел некоторые параллели с методом Андрея Петровича). Андрей Петрович к изготовлению этих пособий привлек девчонок нашего класса, и как-то однажды я в передаче местного радио услышал рассказ и о нем, и его пособиях, и фамилии девчонок, которые ему помогали рисовать и клеить пособия.
Мы попали под хрущевскую реорганизацию школьного образования, когда ввели производственное обучение, 11-й класс, а неполное образование из семилетнего стало восьмилетним. В восьмом классе у нас добавилось учеников из школ (в основном сельских), которые не успели стать восьмилетками. И вот тогда мы увидели разницу в математической подготовке нас и новых учеников. Андрей Петрович для начального знакомства вызвал к доске новую ученицу с отличной оценкой за седьмой класс, выделил ей половину доски, а ко второй половине поставил нашего троечника, Стал давать им одинаковые задания, и оказалось, что уровень знаний у них примерно равный.
Андрей Петрович хорошо знал наших родителей, и нас воспитывали совместными усилиями. Уже много позже, когда мы вошли во взрослую жизнь, а Андрей Петрович ушел на пенсию, он, встречая мою мать, всегда интересовался моей жизнью и радовался моим успехам. И, по словам бывших одноклассников, я не был исключением.
Иногда мы обижались и ворчали по поводу строгостей Андрея Петровича, а он действительно бывал и строг, и требователен. Он, видя это, говорил нам неоднократно: «Вы сейчас обижаетесь, но станете взрослыми и не раз вспомните меня добрым словом». И действительно, учась в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности я не раз добрым словом поминал Андрея Петровича. Вспомнил и сейчас благодарной памятью.
Ответ на пост «Нас рассекретили… расходимся»
«Можно выйти?», или история с цветком
Так вот. Школа, класс 7ой. Идет урок, и приспичило моему другу в туалет. Все по плану: поднимает руку, ждет, когда его спросят, встает и четко говорит: «можно выйти?» Учительница оглядывает его с ног до головы, и, поскольку мой друг был не самым прилежным учеником (делал домашку только ту, что вызывала у него интерес, а остальную нещадно списывал) ответила ему: «и куда же это ты собрался?»
Друг: мне нужно в туалет.
Учительница: потерпишь, на перемене сходишь.
Проходят золотые пять минут, а желание усиливается. Снова рука, снова просьба выйти, снова отказ.
Тогда он встает и подходит к огромному цветку на подоконнике в конце кабинета, поворачивается ко всем спиной, расстегивает штаны и, конечно же, ссыт в горшок.
Крики, вопли, смех одноклассников, «РОДИТЕЛЕЙ К ДИРЕКТОРУ СЕГОДНЯ ЖЕ» выдавливает из себя учительница и выгоняет моего друга вон.
Он выходит. Конец первого действия.
Действие второе. Вечер, кабинет директора.
Залетает в приемную, раздевается на ходу, бросает суровый взгляд на сына, тот внимательнее вгляделся в ладони. Заходят.
Д: проходите, садитесь. Ситуация, честно скажу, просто вопиющая. Я была шокирована, но, думаю, пусть МарьИванна сама все расскажет, а мы с вами подумаем, какие меры мы предпримем.
У: Ваш сын, простите, справил свою нужду в цветок в кабинете ПРЯМО ВО ВРЕМЯ УРОКА! Понимаете!? Класс учеников, сложнейшая тема в четверти, а он идет и демонстративно, простите, писает в цветок! Прямо в горшок! Это просто ужас! За триста тысяч лет моей преподавательской карьеры я ВПЕРВЫЕ встречаюсь с такими, как ОН!
(пауза. Мать смотрит на сына, сын кивает, мол, да, так и было. Всматривается в его глаза и, зная его рассудительность, обращается к учительнице).
М: это действительно вопиющее нарушение всех возможных норм, но могу ли я поинтересоваться, почему он не вышел в туалет?
У: потому что урок в самом разгаре! Сложнейшая тема! Чуть-чуть пропустил и ВСЁ, можно ставить крест!
М: а он спрашивал, может ли он выйти в туалет!
У: да, но я его не отпустила, но это не повод делать то, что он сделал!
Мать включает режим берсерка, прямо как на работе с большими дядями, и вкрадчивым жестким голосом, говорит:
М: я правильно понимаю, что мой сын на Вашем уроке захотел в туалет. Он спросил Вас, может ли он выйти, вы ему отказали. Зная его, могу предположить, что он настаивал, или как минимум совершил еще пару попыток выйти, и Вы поставили его в ситуацию: обоссысь, но слушай? А потом, вы додумались позвонить мне, вызвать сюда, прервать все свои дела и заставили выслушать Вашу претензию, что мой сын не справил нужду в штаны, как Вы того хотели?
Учительница пучит глаза, директор аккуратно произносит:
Д: Просто поговорите с ним, что нельзя справлять нужду в цветочный горшок. вот и все.
Мать переводит взгляд на директора:
М: я думаю, у него хватает мозгов понять это самому. Рада была пообщаться. (На лице появляется доброжелательная улыбка) Спасибо Вам за этот разговор. Надеюсь, мы поняли друг друга.
Мама и друг уходят.
С тех пор в школе учителям было запрещено отказывать в просьбе «можно выйти?»
В защиту учительских прав отмечу, что и в правилах школы появилась новая графа: если ты слоняешься по коридорам без дела во время урока, а не идешь из туалета в класс, или обратно, тебя штрафовали отработкой в спортивном зале (отмывать батареи до блеска от столетней пыли).
И все были счастливы.
Заботливая
И вот, 7 марта, преддверии Женского праздника, мы уже получили официальные поздравления, распустили учеников и находились на стадии подготовки к корпоративу (сдвигаем столы, носимся с закуской и выпивкой). Ловит меня Курочка Ряба в проходе, и происходит между нами следующий диалог:
И на этом посчитала инцидент исчерпанным. Тот факт, что остаток корпоратива Курочка Ряба демонстративно со мной не общалась, меня не напрягал. Ага, щас! После праздников вдруг я обнаружила убийственно холодное отношение со стороны нескольких коллег и реакцию типа: «Какая-то соплячка, без году неделя в школе, человек о тебе заботится, добра желает, обосрала ей праздник и ни стыда ни совести и т.д.» Ещё неделю этот учительский остракизм нарастал, и я уже подумывала завязать со школой, но тут вызывает меня к себе директор:
— tristana77, что у тебя за конфликт с КР? Ещё недавно она заливалась курицей соловьём, что ты прям создана для школы, а после праздников топит, что хуже тебя не сыщешь, урон репутации заведения, и вообще надо от тебя избавляться. Бабы говорят, что ты вообще её на корпоративе матом обложила.
Считаю до двеннадцати.
— Иди, работай дальше, я с ними поговорю.
И поговорила. Неизвестно, что именно она там говорила, но с тех пор травля резко прекратилась, правда Курочка Ряба ещё некоторое время демонстративно дулась на меня аки пятилетний карапуз, которому родители не разрешили кинуть камушком в кошку.
Р. S. А спартакиаду ту отменили из-за гриппа.
Р. Р. S. Года через три знакомой Курочки Рябы срочно понадобилось взять кредит, и КР довольно настойчиво и навязчиво было начала склонять меня выступить поручителем. К тому времени я уже более-менее твёрдо стояла на ногах, так что в довольно резкой форме напомнила ей «плакатный инцидент», объяснив заодно краткий смысл выражения «на чужом горбу да в рай». И послала. Правда без мата.
Но это уже другая история.