степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у гегеля

Тесты с ключами. Типовые тестовые задания для итогового контроля знаний по философии

Кто из философов является родоначальником немецкой классической философии?

в) Фихте2.Что, согласно И.Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?

а) вещи, как они есть

б) ноуменальная реальность

в) антиномии чистого разума

г) веши, как они явлены в опыте3.Кто из философов впервые ввел в оборот понятие «вещь в себе»?

г) Аристотель4.Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

а) свободный от заблуждений

б) существующий безотносительно к субъекту

в) исследованный вне конкретного опытного содержания

г) абстрагированный от форм восприятия5.Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:

д) Маркс6.И. Кант полагал, что пространство и время существуют:

а) в рамках продуктивного воображения

в) в точке трансцендентальной апперцепции

г) как формы чувственного восприятия7.Как И. Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум?

г) дедукции8.Какой философ впервые рассматривал нравственность как самостоятельную сферу?

в) Г. Гегель9.Категории в учении Канта – это

а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта

б) понятия, образованные путем абстрагирования

в) бессознательные формы восприятия действительности

г) феномены опыта10.Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?

б) интеллектуальный инстинкт

в) трансцендентальная апперцепция

г) способность суждения11.Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

г) эстетическим12.Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?

б) интеллектуальный инстинкт

в) трансцендентальная апперцепция

г) способность суждения13.Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

г) эстетическим14.Какую цель ставит категорический императив Канта?

а) интеллектуальное совершенствование

б) материальную выгоду

в) исторический прогресс

г) человека15.Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

а) следование своей природе

б) следование долгу

в) адекватное познание

г) исполнение религиозных норм16.Кто из немецких философов перенес внимание с объекта познания на познающий субъект:

д) Фейербах17.Кто создатель и систематизатор диалектики как метода познания?

д) Гегель18.К какому философскому направлению относится учение Гегеля?

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) идеалистический плюрализм

г) материалистический монизм19.Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?

г) логические закономерности20.Что в системе Гегеля творит природу и историю?

в) естественные законы

г) логика развития мирового духа21.Бытие природы у Гегеля разворачивается как

б) самостоятельное бытие материи

в) постоянный акт божественного творения

г) произвольное бессистемное становление22.Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть

б) дуальную природу человека

в) причины разделения труда

г) несправедливый характер монархии23.В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

а) в их неизменности и различии

в) в их случайных взаимосвязях

г) в их субординации и связи24.Противоречия, по Гегелю, существуют как

в) необходимый элемент развития

г) непреодолимые25.Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью:

а) закон единства и борьбы противоположностей

б) закон перехода количественных изменений в качественные

в) закон отрицания отрицания

I указывает, как происходит развитие – б)

II определяет направление развития – в)

III раскрывает источник развития – а)26.Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?

а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

б) закон единства и борьбы противоположностей

в) закон отрицания отрицания

г) все перечисленные27.Что характеризует закон отрицания отрицания?

а) источник и движущие силы развития

б) направление процесса развития

в) общий механизм развития

г) все ответы верны28.Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?

г) свобода29.Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

б) религиозный фундаментализм

г) неоконсерватизм30.Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

а) современную ему Германию

в) строй, сложившийся в странах Востока

г) античную демократию31.Представителем объективного идеализма является:

г) К. Маркс32.Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

б) теории прибавочной стоимости

в) теории общественного договора33.В чем видел Гегель основу исторического развития?

а) общественное распределение труда

б) конфликт между властью и индивидуальной свободой

в) развитие «абсолютной идеи», «мирового духа»34.В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель?

а) как метод исследования единичного

б) как метод исследования всеобщего

в) как метод исследования особенного

г) как универсальный метод исследования35.В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

а) в их неизменности и различии

в) в их случайных взаимосвязях

г) в их субординации и связи36.В какой временной точке Гегель размещал наивысшее состояние общественного развития?

г) считал его недостижимым состоянием37.С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой

д) ответственность38.Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

а) самосознании человека

б) его волевых актах

в) целостности его тела

г) этических представлениях39.Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

а) родовым существом

б) биологическим существом

г) детерминированным внешними силами40.Высшим типом коммуникации Фейербах считал

а) формальные пропозиции

г) любовь41.Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

а) вымышленного существа

б) непреодолимого рока

в) отчужденной сущности человека

г) архаического патриарха42.Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:

а) научным планированием жизни человека

б) философией построения справедливого общества

в) любовью к человеку

г) любовью к природе43.Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

б) любовь к человеку

в) веру в идеальные общественные отношения между людьми

г) нравственные основы общества44.Признаком научного знания Фихте считал

а) подтверждение положений экспериментальным образом

б) математическую доказательность выводов

в) системную связь основоположений

г) соответствие положений реальным фактам45.Как показал Фихте, главное основоположение любой науки является

г) очевидным46.Фихте полагал, что человек, приобщаясь к великим традициям человечества, обретает

д) скромность

VIII. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.

А) И. Кант и Г. Гегель

б) К. Маркс и Ф. Энгельс

в) В. Г. Плеханов и В. И. Ленин

г) все они

2.В основе диалектического материализма лежит диалектика –

г) Гераклита

3.Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает

г) классовая борьба

4.От чего зависит образ мыслей индивидов, с точки зрения Маркса и Энгельса?

а) от принятой в обществе системы моральных норм

в) от вероисповедания

г) от того, что и как они производят

5.В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили

а) свое отношение к революционным процессам

б) диалектические закономерности природы

в) схему товарно-денежного обращения

г) материалистическое понимание истории

6.С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?

а) с аграрным производством

б) с промышленным производством

в) с постиндустриальными общественными отношениями

г) с ремесленным трудом

7.В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы:

а) создать руководство по диалектике

б) вывести диалектические законы

в) показать действенность диалектических законов в познании природы

г) обозначить противоречия в развитии естественных наук

8.Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах:

а) социально-экономических отношений

б) биологической эволюции

в) всякого движения

г) мышления

9.Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?

а) уровнем сложности организации материи

б) естественнонаучными закономерностями

в) субъект-объектными отношениями

г) феноменом анаморфоза

10.К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет:

а) трудовая, производительная деятельность людей

б) духовная деятельность людей

в) взаимодействие власти и личности

11.К. Маркс сформулировал следующие законы общественного развития:

а) о решающей роли материального производства в жизни общества

б) об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений

в) о неизбежности перехода от одной общественной формации к другой

г) все перечисленные выше

12.К. Маркс является основоположником:

а) трудовой теории стоимости

б) теории классов и классовой борьбы

в) материалистического понимания общества

г) теории государства и права

13.Как К. Маркс характеризовал сущность человека?

а) как абстрактное мышление

б) как совокупность общественных отношений

в) как взаимоотношения человека и общества

г) как совместная деятельность нескольких индивидов

14.Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?

а) производственные отношения

в) географическая среда

г)производительные силы

15.Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая фармация»?

г) П. Сорокин

16.Природа, согласно Марксу, является для человека телом

г) астральным

17.В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему

а) первичного накопления капитала

б) социального неравенства

в) отчуждения труда

г) экспроприации прибавочной стоимости

18.Когда, с точки зрения Маркса и Энгельса, люди начинают осознавать свою выделенность из природы?

а) с возникновением присваивающего хозяйства

б) с возникновением производящего хозяйства

в) с разделением на классы

г) с возникновением эксплуатации

19.В чем состоит реальный общий интерес индивидов, как это представлено в «Немецкой идеологии»?

а) в обеспечении их взаимосвязи

б) в удовлетворении классовых интересов

в) в обеспечении интересов индивида и его семьи

г) в осуществлении коммунистических отношений

20.Что выступает предметом исследования в социальных исследования Маркса и Энгельса?

б) реальные индивиды

в) исторические типы культуры

г) экономические законы

21.Приведите следующие этапы в развитии человечества в соответствие с хронологией:

а) разделение труда (1)

б) образование государства (4)

в) появление классов (3)

г) появление собственности (2)

22.Какие формы домарксистской диалектики выделяет Энгельс в «Диалектике природы»?

а) древнегреческая философия

б) немецкая классическая философия

в) французский материализм 18 века

г) средневековая патристика

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

23.Что, согласно Н. Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?

б) сохранение крестьянских общин

в) теория революционной борьбы

г) мессианская интерпретация

IX. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Определите, к какому направлению современной философии можно отнести

следующее утверждение «Философия — это логика науки»:

е) позитивизм

2.Укажите, какая философская проблема является существенной для

б) эмоционально-духовной жизни человека

е) обыденного языка

3.Эмпириокритицизм – это:

а) то же, что и неопозитивизм

б) особое философское направление

в) вторая стадия позитивизма

г) еще одно название позитивизма

4.Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение:

д) постмодернизм

5.Психоанализ – это:

а) часть психотерапии

б) врачебный метод исследования психики человека

в) современное философско-психологическое учение

г) все названное

6.Основателем психоаналитической философии является:

г) Э. Фромм

7.Укажите наиболее характерные черты:

а) экзистенциализма б) позитивизма

а) экзистенциализма б) позитивизма

а) философии техники технологического прогресса цивилизации

б) смысла человеческого существования, назначения человека в мире

в) методологии научного познания

10.В основе экзистенциализма находится учение о (об)

а) ценностях человеческого общества

б) законах объективного мира

в) человеческом существовании

г) общественном прогрессе

11.Укажите, какое философское направление определяют эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер:

д) неокантианство

12.К. Ясперс – это:

а) представитель современного марксизма

б) один из основоположников эмпириокритицизма

в) основатель структурализма

г) видный представитель экзистенциализма

13.Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой смысл жизни человека?

д) прагматизм.

14.Герменевтика – это:

а) искусство объяснения и толкования

б) вид классической науки о языке

в) иррациональная философия

г) все названное

15.«Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем» утверждал

д) Сковорода

16.Автор тезиса «Ад это другие»:

д) Камю

17.«Человек это будущее человека», говорил

д) Достоевский

18.По Сартру, свобода для человека есть

а) неизбежное тяжкое бремя

б) недостижимая мечта

в) завоевание цивилизации великое счастье

г) обычное средство достижения целей

19.Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в

д) марксизме

20.Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется

а) непостижимой судьбой

б) совокупностью производственных отношений

Источник

Г. Логика развития мирового духа.

5. Бытие природы у Гегеля разворачивается как

А. Инобытие идеи;

Б. Самостоятельное бытие материи;

В. Постоянный акт божественного творения;

Г. Произвольное бессистемное становление.

6. Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть

А. Законы развития;

Б. Дуальную природу человека;

В. Причины разделения труда;

Г. Несправедливый характер монархии.

7. В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

А. В их неизменности и различии;

В. В их случайных взаимосвязях;

Г. В их субординации и связи.

8. Противоречия, по Гегелю, существуют как

В. Необходимый элемент развития;

9. Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью:

А. Закон единства и борьбы противоположностей;

Б. Закон перехода количественных изменений в качественные;

В. Закон отрицания отрицания;

I Указывает, как происходит развитие – Б)

II Определяет направление развития – В)

III Раскрывает источник развития – А)

10. Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?

А. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

В. Закон отрицания отрицания;

Г. Все перечисленные.

11. Что характеризует закон отрицания отрицания?

А. Источник и движущие силы развития;

Б. Направление процесса развития;

В. Общий механизм развития;

Г. Все ответы верны.

12. Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?

Г. Свобода.

13. Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

Б. Религиозный фундаментализм;

В. Консерватизм;

14. Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

А. Современную ему Германию;

В. Строй, сложившийся в странах Востока;

Г. Античную демократию.

15. Представителем объективного идеализма является:

Б. Г. Гегель;

16. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

А. Диалектики – науки о всеобщем развитии;

Б. Теории прибавочной стоимости;

В. Теории общественного договора.

17. В чем видел Гегель основу исторического развития?

А. Общественное распределение труда;

Б. Конфликт между властью и индивидуальной свободой;

В. Развитие «абсолютной идеи», «мирового духа».

18. Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью?

А. Закон перехода количественных изменений в качественные;

Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

В. Закон отрицания отрицания;

Г. Все законы диалектики равновесны.

19. В гносеологии Фейербах являлся сторонником

А. Сенсуализма;

В. Диалектического метода;

20. Фейербах полагал, что высшим предметом философии должен быть

А. Вопрос об отношении сознания и материи;

Б. Объективный мир природы;

Г. Человек.

21. Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

А. Самосознании человека;

Б. Его волевых актах;

В. Целостности его тела;

Г. Этических представлениях.

22. Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

А. Родовым существом;

Б. Биологическим существом;

В. Неоконченным творением природы;

Г. Детерминированным внешними силами.

23. Высшим типом коммуникации Фейербах считал

А. Формальные пропозиции;

Г. Любовь.

24. Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

А. Вымышленного существа;

Б. Непреодолимого рока;

В. Отчужденной сущности человека;

Г. Архаического патриарха.

25. Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:

А. Научным планированием жизни человека;

Б. Философией построения справедливого общества;

В. Любовью к человеку;

Г. Любовью к природе.

26. Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

Б. Любовь к человеку;

В. Веру в идеальные общественные отношения между людьми;

Г. Нравственные основы общества.

7. Философские тексты:

Гегель. Наука логики.

Гегель. История греческой философии. Пифагор и пифагорейцы.

Гегель. История греческой философии. Сократ.

Гегель. Философия истории.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой.– М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы).– М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *