стерео звук это какой
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Кто придумал стерео запись звука?
Эту статью я уже публиковал на другом ресурсе, но надеюсь и читателям Хабра также будет интересно.
Стерео звук полвека с момента изобретения никому не был нужен, а теперь мы даже не представляем моно музыку. Как же такое могло произойти?
В 1881 году в Париже проводилась электротехническая выставка. Организаторам нужна была сенсационная изюминка для посетителей. Инженер Клеман Адер предложил кабинки для прослушивания оперы, способные передать пространственную акустику настоящего театра. Для этого на сцене Парижской национальной оперы установил два микрофона и сигнал по проводам передал на территорию выставки. Для каждого посетителя было два наушника. Практически это был первый прообраз стереофонии.
Сенсация удалась и посетители были впечатлены. Вскоре во Франции и Англии начали предоставлять услугу прослушивания постановок через «Театрофон». В аппарате стоял таймер, ограничивающий время прослушивания, в зависимости от номинала брошенной монеты.
Правда звук в «Театрофоне» уже был не стерео-тянуть две отдельные линии к каждому аппарату было очень дорого.
С развитием индустрии звукозаписи, начались эксперименты по записи стерео звука на грампластинки. Наибольших успехов в этом направлении удалось достигнуть талантливому британскому инженеру Алану Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein).
За два года работы в звукозаписывающей компании The Gramophone Company, Алан полностью разработал заново и запатентовал все устройства для записи грампластинок, заметно улучшив качество записи и освободив компанию от патентных отчислений.
Алана не устраивает моно звучание и он ставит цель максимально точно записать объемный звук. Он математически рассчитал оптимальный тип микрофонов, необходимые характеристики и их взаимное расположение. Он первым предлагает преобразовать сдвиг фаз между каналами в разницу амплитуд для увеличения стереоэффекта.
Через 50 лет эти расчеты очень помогут создателям Dolby Surround.
Так же он нашел блестящее решение по записи стереозвука на грампластинки. Алан предложил записывать левый и правый канал на разные стенки звуковой канавки грампластинки по формуле +45/-45. Это стало всемирным стандартом стерео грамзаписи. Другие фирмы предлагали двухканавочную запись или записывать по формуле 0/90.
Разработанная технология стереозаписи опередила время. В 1933 году еще не было материала для долгоиграющих грампластинок.
С началом Второй мировой войны переключается на создание радаров для ночных бомбардировщиков. Алан Блюмлейн погиб в авиакатастрофе во время испытания радара в 1942 году. Ему было всего 38 лет.
За короткую жизнь успел получить 128 патентов на изобретения, многими из которых мир пользуется до сих пор. Подробности его работы по военной тематике засекречены до сих пор.
В 2017 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи США посмертно наградила Блюмлейна « Грэмми » как создателя стереофонической звукозаписи
Первая стерео грампластинка была изготовлена только в 1958 году на аппарате Westrex (США).
Электрофон имел оригинальный корпус в виде двух чемоданов: в одном сам проигрыватель, а второй чемодан разделяется пополам на две звуковые колонки.
Стерео усилитель электрофона, за счет выходного каскада на лампах 6П18П, выдавала мощность 2х12 Вт. Двухполосные акустические колонки, по 4 динамика каждая, имели полосу 70. 12000 Гц, что очень прилично для тех лет. К сожалению, вскоре схему упростили для снижения себестоимости.
1961 году начали выпускать первый советский стереофонический магнитофон модель «Яуза-10». Конструктивно магнитофон получился так же «двухчемоданный»
Интересное распределение акустики: в магнитофоне два динамика 1ГД-9-150, а на выносных колонках используются 5ГД-1-РРЗ. Практически формат 2.1. образца 61 года.)))
Первым кассетным стереомагнитофоном стала модель «Вильма-Стерео» 1972 года.
Даже сегодня, несмотря на обилие форматов звукозаписи, многие из нас продолжают слушать музыку в формате, придуманном Алан Блюмлейн 90 лет тому назад-стереофонии.
Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой
Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.
Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.
Что такое моно
Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.
Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.
Сигнал в моно. Изображение: TuneCore
Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.
Что такое стерео
Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.
Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.
Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.
Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.
Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore
Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.
Когда использовать дорожки в моно?
Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.
Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.
Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.
Когда использовать дорожки в стерео?
Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.
Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.
Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.
При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.
Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.
При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.
При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.
Сведение музыки в моно
При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.
Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.
Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.
Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.
Моносовместимость
Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.
Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.
При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.
Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.
Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.
Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:
Моно или стерео
Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.
В чем разница между стерео и моно звуком: сравнение и особенности
Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.
Стерео
Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.
Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.
Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.
Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.
Сравнение
Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.
Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.
Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.
Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.
Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.
Стерео имеет такие преимущества:
Моно имеет такие преимущества:
danalex
Алексей Данилов
И снова хочу затронуть один из вопросов, будоражащих пытливые умы начинающих, да и не только, аранжировщиков и звукорежиссеров. Вопрос о том, как записывать синтезаторы, драм-машины, семплеры при создании аранжировок – в моно или в стерео.
Скажу честно, меня этот вопрос мучил очень долгое время, и я сам с трудом шел к осознанию того, что моно и стерео – это всего лишь два разных режима, и ни в коем случае не свидетельство превосходства одного из них над другим. То есть, запись в один канал – это не ущербность по сравнению с записью в два канала, это просто альтернативный вариант.
Для многих смириться с необходимостью частой работы в моно представляется сложной задачей. Оно и понятно – аранжировщик хочет, чтобы его работы звучали масштабно, объемно, мощно! А при сравнении в лоб записей, сделанных в моно и в стерео, слышимое преимущество в большинстве случаев оказывается не в пользу первого. Естественно, я говорю о том случае, когда Вы включаете звук, к примеру, баса, и слушаете его вне микса. Записали и послушали в стерео – роскошно. Записали в моно – бледно и плоско. И сразу спешим с выводами. Но не все так просто! И сейчас я попытаюсь разъяснить, где зарыта собака.
Моно и стерео с точки зрения физики
Начну с простых и логичных вещей. А именно – с физики звука.
Предположим, Вы хлопаете в ладоши. Каковым является источник звука – монофоническим или стереофоническим? Правильно, моно. Звук исходит из одной точки (или из одной зоны) и распространяется в пространстве в разные стороны. Далее он встречается с разными препятствиями, и, исходя из природы этих препятствий, либо частично ими поглощается, либо отражается от них.
Хлопая, Вы слышите этот звук Вашими ушами. Каковым является в этом случае приемник сигнала – монофоническим или стереофоническим? Правильно, стереофоническим. Точнее, бинауральным.
Бинауральность – способность человека или животного определять местонахождение источника звука посредством восприятия его двумя рецепторами – ушами. Если объект находится справа, то звук на долю секунды раньше доходит до правого уха, а затем до левого. Наш мозг мгновенно обрабатывает эту информацию, и мы имеем возможность локализовать источник сигнала. Кроме того, помимо непосредственно прямого звука, наши уши воспринимают и его отражения со всех сторон. И тут же выдает нам данные о том, находимся ли мы на открытой площадке, или в помещении, и если это помещение – то еще и о размерах этого помещения, и даже о том, к какой из стенок ближе находится источник сигнала.
Сумма всех отражений от всех поверхностей помещения создает пространственный эффект – реверберацию. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с двумя составляющими – источником прямого сигнала и реверберацией.
Вернемся к нашему хлопку. Итак, хлопаем в моно, слышим в стерео. То же самое происходит с большинством музыкальных инструментов. Скрипка играет из одной небольшой зоны, а уши слушателя воспринимают ее звук вместе с акустикой концертного зала. Бас-бочка, малый барабан, томы или любые другие перкуссионные инструменты также издают звук локально, и только потом наш мозг интерпретирует суммарную звуковую информацию в объемную звуковую картину. Бас-гитара, подключенная к комбику, звучит из одной колонки, причем чаще всего даже имеющей всего один динамик. Но даже если динамиков несколько – они работают как единая система, занимающая чуть большее пространство, при этом оставаясь локальной. А уже наши уши воспринимают звук более широко, с учетом отражений.
В принципе, изложенного выше вполне достаточно, чтобы, подойдя к вопросу аналитически, понять, какие инструменты нужно записывать в моно, а какие нет. Тем не менее, я хотел бы еще немного углубиться в тему.
Причины неверных выводов
Вернемся к тому месту, где Вы условно попытались записать звук баса из синтезатора, и сделали вывод о том, что запись в стерео звучит лучше. Посмотрим, почему так получилось.
Во-первых, давайте проверим, включены ли в этот момент эффекты. Скорее всего – да. Почему это неправильно – я расскажу в ближайшем будущем в отдельной статье, а пока давайте примем за аксиому – при записи эффекты нужно отключать. Но если уж у Вас эффекты не были отключены, значит Вы слушали запись не только самого источника (бас), но и его отражений (реверберации). Сравните восприятие любого звука двумя ушами и одним закрытым ухом, закрыв второе! Что слышим? Звук более плоский, его сложно локализовать, понять, с какой стороны он звучит, и так далее.
Так и при записи – Вы записали только часть пространства, а остальную отрезали и выкинули. Естественно, такая запись будет восприниматься негативно. Так что, возвращаемся снова к этапу записи и отключаем эффекты.
Смотрим дальше. Вы при записи стерео использовали два канала, а при записи моно – один. А проверили ли Вы, как был панорамирован сигнал при записи моно? Для полноценной записи звука из одного выхода, Вам необходимо в меню этого пресета задать звучание без панорамы. То есть, свести панораму в одну точку – левый канал вправо, правый канал вправо. И брать звук из этого правого канала. А еще лучше – направить этот звук в индивидуальный выход. Естественно, если Вы этого не сделали – то Ваш монофонический сигнал записан неполноценно, и он будет звучать существенно тише, чем в стерео. А так уж устроен человек, особенно если он аранжировщик. То, что слышится тише – априори считается худшим. Естественно, это заблуждение.
Вот теперь сравниваем. У нас есть два чистых сигнала с выключенной обработкой. Один записан полноценным моно, другой стерео. Уверяю, если все сделано, как описано выше – Вы как минимум усомнитесь в том, что стереофоническая запись лучше.
Последствия неправильной записи
Конечно, сидя перед мониторами и сравнивая две записи, сделанные таким образом, можно все еще сохранить ощущение, что стерео звучит чуть более насыщенно. Однако оставлять большинство дорожек записанными в стерео может быть чревато негативными последствиями для Вашего итогового микса.
Ситуаций может быть две: либо Вы сами столкнетесь с трудностями при манипуляциях с панорамой при сведении, либо за Вас это сделает кто-то другой, когда будет воспроизводить Ваше творение.
Некачественное воспроизведение музыки
Начнем со второго. Как и когда Ваше стерео может воспроизводиться в моно? Самые банальные примеры – воспроизведение на радио (на многих радиостанциях стоит некачественное оборудование и трудятся неквалифицированные в области звука работники, так что Ваша запись легко может звучать в моно), или при трансляции на телевидении (поверьте, все еще немало народу имеют телевизоры, выдающие моно-сигнал; у многих к телевизору могут быть подключены внешние колонки, расставленные слишком далеко друг от друга; ну и неквалифицированных работников на ТВ также предостаточно).
Но могут быть и другие, непредвиденные случаи. Однажды, будучи на гастролях в Екатеринбурге, я с друзьями зашел в пельменную, поесть знаменитых уральских пельменей. Пельмени были замечательные, все остальное тоже прекрасно, и персонал очень дружелюбный. Но вот то, как там было организовано музыкальное оформление…
В общем, ситуация была такая. Сидим мы со звукорежиссером коллектива под одной колонкой, из которой играет музыка. В основном, наша русская попса. И что мы слышим? От песни к песне – то один инструмент вываливается, то другой. То бас пропадает вообще, то бочки не слышно, то голос звучит мутно и тихо. Я заинтересовался. Ведь даже если бы это была одна из двух колонок, работающих в стерео, там бы все равно нормально было слышно все основные инструменты и голос, а разница была бы только в объемности и в некоторых элементах звукового оформления.
Я стал ходить по залу ресторана и слушать звук в разных точках. И к удивлению обнаружил, что колонок в зале три. И из каждой из них звук играет по-разному. Зал был длинный, мы сидели в середине. Незнакомые с элементарными законами акустики работники ресторана расставили колонки таким образом: правый канал в самой глубокой точке ресторана, левый – около входа, а в середине поставили еще одну колонку, в которую завели два канала одновременно, то есть суммировали стерео в моно.
Как мы знаем, при суммировании возможны проблемы с фазой сигнала, если при сведении были допущены ошибки. Так вот, как раз здесь все было очевидно. Те записи, где был неслышен бас – имели звук баса, записанный в стерео. Где неслышна бочка – там в стерео записывались барабаны. Поэтому два сигнала, наложенные друг на друга в противофазе, давали пустоту, и микс слушался куцым и плоским.
Аналогичных ситуаций может быть море. Никогда не знаете, где и как будет играть Ваша музыка. Я рассказал только об одном примере. Но в очень многих клубах и ресторанах персонал вынужден проявлять изобретательность из-за жлобливости владельцев, не желающих приглашать специалистов для инсталляции звука. Результат – в лучшем случае Ваша музыка может расстроить слушателя, а в худшем – он ее и вообще не заметит, не услышав ничего интересного.
Стоит ли рисковать? Мне кажется, лучше заранее подстраховаться и работать с источниками грамотно, чтобы не зависеть от сомнительных кадров.
Проблемы при сведении
А теперь вернемся к проблемам, которые могут возникнуть непосредственно в ходе Вашей работы над сведением.
Во-первых, записывая все в стерео, Вы получаете огромное количество играющих каналов. Не буду говорить, что их будет вдвое больше, чем надо, ведь все-таки некоторые звуки можно и даже нужно записывать в стерео. Но процентов на 50-70 Вы точно перегрузите Вашу систему. А это значит, что если Вы работаете в ресурсозависимой среде – Вы получите гораздо более мыльный и мутный саунд, а если работаете в ресурсонезависимой – вполне можете выйти за пределы рабочей мощности, и Вам придется искать способы сокращать количество дорожек. Отличия ресурсозависимых и ресурсонезависимых систем подробно описаны в этой статье.
Во-вторых, чрезмерно большое количество стереофонических дорожек негативно отражается на плотности Вашего звукового полотна. Я уже писал про фазовые сложения, но это были сложения на стадии воспроизведения. А еще Вы можете столкнуться с проблемой фазы на стадии сведения. Два канала одного и того же сигнала при укладывании в микс могут начать «хорусить», местами проваливаться, создавая динамическую неровность, с которой сложно бороться. Этот эффект усугубится, когда Вы начнете добавлять в микс обработку. Она будет дополнительно наслаиваться на чистый сигнал, и создавать дополнительные проблемы.
В-третьих, монофонический сигнал гораздо проще локализовать в миксе. Вы просто задаете ему точное значение панорамы – к примеру, 30 процентов влево – и звук идет именно из этой точки. Гораздо сложнее, если Вам нужно осуществлять балансировку по панораме сразу двух каналов. Вы должны задать панорамную зону для данного инструмента, и чем более узкой будет эта зона, тем хуже будет звучание инструмента.
Пример. Вы записали сольный звук в стерео. И хотите, чтобы он звучал примерно на 30 процентов по панораме влево, сохраняя стереофоничность. Вам придется установить панораму левого канала на 35-40 процентов, а панораму правого – на 20-25 в ту же сторону. В итоге, Вы сужаете изначально записанное стерео (при этом вопрос – зачем тогда это вообще нужно?), получаете совсем иное звучание в сравнении с тем, что слышали при записи (ведь Вы слушали в полноценном стерео!), ну и, опять же, добро пожаловать к проблемам с противофазой (чем ближе два канала, тем острее ощущаются фазовые вычитания). Вам оно надо?
Ну и в-четвертых, стереофонический сигнал потребует больше сил, внимания и нервов для правильной обработки – будь то динамическая обработка, или пространственная. Если работаете в цифровой среде – потребуется вдвое больше ресурсов. Если в аналоговой – вдвое больше каналов (а в аналоге они обычно на счету), и плюс к тому надо более деликатно выверять посылы каждого канала на обработку. В общем – геморроя много, а преимущества сомнительны.
Как это все обстоит при записи в моно? Все гораздо проще. Никаких проблем с фазой. Никаких проблем с панорамированием. Очень просто работать с эффектами и с динамической обработкой. Да и еще ресурсы экономим. В общем – красота.
А теперь вернемся к истокам. Ведь наша задача – сделать звучание объемным и широким? Верно. Так вот, вспомним все, что я говорил в самом начале. Источник моно, приемник стерео.
Для того, чтобы провести параллели между хлопком в ладоши и ушами с одной стороны и записью синтезатора и финальным миксом с другой – обратимся к пространственной обработке. Помним, что реверберация при восприятии нашим слухом примешивается к источнику исходя из параметров помещения.
Это мы и будем делать с синтезатором – добавим к нему реверберацию и прочую обработку. И делать это будем не пропуская звук напрямую через процессор, а отправляя его в посыл на прибор и возвращая в микс в виде примеси. Ручки Aux Send на каждом канале посылают сигнал с этого канала на обработку, а ручки Aux Return задают уровень возвращаемого сигнала. Естественно, для этого процессор должен быть правильно подключен к пульту. Аналогично все делается и в цифровой среде, с единственной разницей, что обработку нужно будет предварительно сконфигурировать в параметрах Вашей системы.
Слушаем чистый сигнал, и регулируем ручками Aux количество подмешиваемой обработки. И слышим стерео!
Что записываем моно, а что стерео
А теперь я отдельно расскажу о том, какие инструменты следует писать только в моно, какие желательно оставлять в стерео, и какие можно варьировать по способу записи исходя из конкретной ситуации.
Моно. Обязательно пишем в моно основные барабаны (бочка, малый, хай-хет), перкуссию (томы, коу-белл, бонги, конго, и так далее, в том случае, если они записываются индивидуально, потреково), бас, любые синтезаторные лиды, басы, и прочее. Также в моно можно (и иногда нужно) писать звук фортепиано, если он выполняет второстепенную задачу в аранжировке. В большинстве случаев арпеджиаторы и пиццикатные синтетические секвенции тоже должны быть в моно (чаще всего на них при сведении применяется дилей, поэтому звучание будет более аккуратным при монофонической записи). В один канал записываются электромеханические пианино (Rhodes, Wurlitzer и так далее), электроорганы, звуки Clavinet и прочих инструментов, если запись производится в линию.
Стерео. Можно и иногда предпочтительно писать в стерео звук фортепиано (в том случае, если этот звук играет важную роль в ткани аранжировки), синтезаторные пэды и стрингс (за исключением тех случаев, когда стринг-машина изначально монофоническая). Также в стерео следует писать инструменты, в которых внутренняя обработка является неотъемлемой частью звука синтезатора (например, специфичный хорус). Часто бывает, что запись драм-машин или семплеров с загруженными звуками барабанов производится стереопарой, через основные выходы (в таких случаях к общему миксу просто примешиваются бочка и малый, записанные в моно).
В зависимости от ситуации, можно записывать в моно или стерео различные спецэффекты (FX), живые инструменты (к примеру, акустическую гитару можно записать одним микрофоном, а можно двумя), и так далее.
Для достижения стереофонического эффекта можно использовать распространенный способ записи – дабл-трек. К примеру, чаще всего таким способом записываются перегруженные гитары в рок-музыке, иногда широкие гитарные переборы. Также дабл-треком можно писать монофонические синтезаторы, значение которых для аранжировки велико. К примеру, что-то типа фуззов в нижней середине, в том же диапазоне, что и гитара с овердрайвом.
При этом, ритмичные гитарные пиццикато (когда гитара выполняет перкуссионную роль, как, например, в стилях фанк, фьюжн, иногда в поп-музыке) записываются в моно, и дабл-трек в этом случае не применяется. Панорамируется такой сигнал чаще всего куда-нибудь в одну сторону, при этом с другой стороны ритмическая пустота компенсируется каким-либо другим схожим звуком.
Для придания объемности басовому звуку к чистому сигналу можно подмешивать через Aux эффект хоруса. Главное с этим не переборщить, иначе бас теряет четкость и замыливается.
При записи живой бас-гитары иногда задействуется два канала – один канал записывает звук, снимаемый микрофоном с комбика, а другой – линейный выход предусилителя комбика. Это делается ни в коем случае не для достижения стереофонии. Исключительно для ужирнения монофонического сигнала. При записи таким способом оба канала сводятся по панораме в середине, и в обязательном порядке анализируется фаза. При необходимости (если возникает эффект флэнжера или ощутимые фазовые вычитания) задержка одного из каналов компенсируется движением всего региона, таким образом, чтобы фаза была полностью совмещена.
Экспериментируйте
Вот, в целом, и все, что необходимо знать о моно и стерео при записи инструментов. Все изложенное выше ни в коем случае не является панацеей или рекомендациями на все случаи жизни. И, конечно же, я охватил далеко не все возможные случаи и типы звуков. В зависимости от Вашего материала, Вы можете отклоняться в ту или иную сторону от этих рекомендаций. Кроме того, любой творческий человек ищет себя в экспериментах, желая найти собственное звучание и характер.
Самое главное – понять, что Вы не будете звучать супер-экспериментально, только лишь заменив все возможные моно-каналы на стерео. Скорее всего, это приведет к грязи, замыленности и к сложности на этапе сведения. Плюс ко всему, если Вы планируете отдавать свой материал на сведение в профессиональную студию – Вы наверняка узнаете о себе много нового от звукорежиссера, который будет заниматься Вашим проектом, принеся все дорожки в стерео.
С другой стороны, научившись грамотно работать в моно, Вы ощутите легкость на этапе сведения, простоту пространственной локализации различных инструментов. Баланс будет выстраиваться гораздо проще, а любой звукорежиссер похвалит за мудрый подход к аранжировке и будет Вас приводить в пример другим.
Очень скоро я постараюсь максимально подробно рассказать еще об одном важном вопросе, который очень интересует всех музыкантов, занимающихся сведением в домашних условиях. Он будет касаться применения внутренних эффектов синтезаторов на этапе записи. А именно – какие эффекты можно записывать вместе с самим звуком, а какие ни в коем случае нельзя.
Если такие темы Вам близки, Вы можете подписаться на обновления моего блога, и тогда новости о появлении новых полезных статей будут доставляться непосредственно Вам на почту.
© Алексей Данилов
Фото Земфиры Комиссаровой
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.
Оригинал статьи: Моно или стерео