стейнбек нобелевская премия за какое произведение
Присуждение Джону Стейнбеку Нобелевской премии по литературе в 1962 году оказалось меньшим из зол
В 1962 году на Нобелевскую премию по литературе выдвинули 66 человек, а в числе финалистов оказались пять авторов. Помимо Стейнбека на премию претендовали французский драматург Жан Ануй, датская писательница Карен Бликсен и британские писатели Роберт Грейвс и Лоренс Даррелл.
Среди архивных документов оказались комментарии одного из членов Нобелевского комитета Генри Олсона, который написал, что комитет попал в незавидную ситуацию, поскольку в 1962 году не было очевидного победителя. Бликсен, написавшая роман «Из Африки», выбыла из списка, так как скончалась в сентябре 1962 года.
Олсон был против присуждения премии Грейвсу, который, хоть и написал несколько исторических романов, все же был больше поэтом, нежели прозаиком. Олсон же считал, что нельзя присуждать премию какому-либо англоязычному поэту до тех пор, пока жив Эзра Паунд, чье мастерство он ценил превыше всего. Кандидатура Даррела отклонялась второй год подряд. По предположениям газеты Svenska Dagbladet, комитет счел, что автор «Александрийского квартета» к тому моменту написал недостаточно для получения премии.
По каким причинам был исключен Жан Ануй, точно неясно. Как отмечает издание, видимо, на решении комитета сказался тот факт, что в 1960-м премию дали французскому поэту Сен-Жону Персу. К тому же уже тогда в числе возможных кандидатов на Нобелевку рассматривался Жан-Поль Сартр, и получивший ее в 1964 году.
В итоге выбор комитет с некоторыми оговорками пал на Стейнбека, автора романов «Гроздья гнева» и «К востоку от Эдема», которого к тому времени уже выдвигали восемь раз. Ему вручили премию со следующей формулировкой: «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Критики и в США, и в Швеции восприняли решение комитета негативно, назвав его ошибкой и отметив, что поздние произведения писателя значительно уступали в качестве его ранним романам. Сам Стейнбек считал, что не заслуживает Нобелевской премии.
Согласно правилам Нобелевского комитета, все материалы о присуждению премии держатся в тайне в течение 50 лет. Так, только в начале 2012 года выяснилось, что в 1961 году на премию, в итоге ушедшую к Иво Андричу, претендовали Грэм Грин и Джон Рональд Руэл Толкиен. Однако комитет решил, что «Властелин колец» «ни в коем случае нельзя оценивать как высококачественную прозу».
Стейнбек нобелевская премия за какое произведение
Джон Стейнбек был выходцем из Калифорнии, которая дала миру другого великого американского писателя Джека Лондона. Здесь также творили известные мастера детективного жанра Джеймс Кейн и Рэймонд Чандлер. Так что литературными традициями калифорнийцы могут гордиться по праву.
Джон родился 27 февраля 1902 г. в небольшом городке Салинас, и был третьим ребенком в семье Джона Эрнста Стейнбека, бухгалтера и управляющего на одном из местных предприятий. Раннее детство будущего писателя было беззаботным и счастливым. Он имел собственного пони, катался на велосипеде, сестры читали ему сказки и легенды, которые он очень любил.
В школе юный Стейнбек не обнаружил большого рвения к учебе из-за своенравного характера, упрямства и самой обыкновенной лени. Мать не раз говорила, вздыхая: «Прямо-таки не знаю, что и думать о Джоне. Он будет или гением, или пустышкой».
Однако уже в старших классах свое отношение к занятиям Джон кардинально изменил — стал успевать по всем предметам, серьезно занялся спортом, начал увлекаться чтением серьезных книг: прочел «Преступление и наказание» Достоевского, «Мадам Бовари» Флобера, «Потерянный рай» Мильтона. Творчество великих писателей он воспринял как важное событие в своей жизни. Эти книги как бы дали толчок к его собственному сочинительству. Уединившись в своей комнате, он писал небольшие истории и статьи, рассылая их в журналы под вымышленными именами. Своего адреса из-за боязни отказа он не сообщал, но за судьбой сочинений следил постоянно, перелистывая свежие номера журналов, выписываемых семьей. Разумеется, никто не печатал его творения, но, тем не менее, это не притупило у Джона желание писать.
В 1919 г. Джон закончил школу. Подумывая о том, чем бы ему заняться, он задумал повторить жизненный и литературный путь своего любимого писателя Джека Лондона. Против изучения литературы родители не возражали, но считали это занятие делом не слишком выгодным и несерьезным. Во всяком случае, отправляя сына в Стэндфордский университет, они надеялись, что сын все-таки выберет себе более подходящую профессию, к примеру, адвоката, финансиста или священника.
Учеба в университете оказалась настоящим испытанием для Джона. Чтобы как-то прожить, ему приходилось работать и мойщиком посуды, и продавцом, и чернорабочим на ферме, и грузчиком на сахарном заводе. Он пропускал целые семестры из-за того, что по 12 часов в день всю неделю загружал в вагоны тяжелые мешки с сахаром. Остальное время отводилось только любимым предметам — английской и античной литературе, теории литературных стилей, французскому языку. Правда, и аскетом Джон не был, пристрастившись к алкоголю, играм в покер и на бегах.
За шесть лет учебы студент едва осилил трехгодичный курс, лучше всего усвоив лекции по литературе. Естественно, родители не были в восторге от однобоких занятий сына. Они придерживались мнения, высказанного философом Эмберсом: «Писатели не в чести у деловых людей, поскольку всем известно, что литература — это счастливая находка для всех тех, кто не приспособлен к настоящему труду».
Однако Стейнбек был упрям еще с детства и никогда не отступал от задуманного. Воспользовавшись приглашением сестры приехать в Нью-Йорк, он решил все же пробиться в литературу собственными силами. Нанявшись матросом на грузовой корабль, он с сотней родительских долларов в кармане прибыл в город своих надежд.
Но надежды не оправдались. Сестра с мужем жили небогато, приличной работы найти не удавалось, пришлось снова вспомнить студенческие годы и зарабатывать на хлеб тяжелым физическим трудом. С утра до ночи чернорабочий Джон катал по узкому настилу тачку с цементом и думал только об одном: как бы не упасть. Неизвестно, как бы дальше сложилась его судьба, если бы не подвернулся счастливый случай. Дядя — бизнесмен, приехавший в Нью-Йорк по делам, устроил племянника репортером в газету с окладом 20 долларов в неделю, показавшихся начинающему журналисту неслыханным богатством. Но газетная работа не задалась. Джон плохо знал город, не успевал сдавать материалы и в конце концов был уволен, как сказали бы сейчас, «по профнепригодности». Но серьезную литературную работу Джон не оставил. Полуголодный литератор писал рассказы один за другим, и с той же регулярностью рукописи возвращались обратно. Ничего не оставалось делать, как снова вернуться домой в Калифорнию. Два года он сторожил дачу приятеля и за это время написал свой первый роман. Это. была книга из жизни пиратов под названием «Золотая чаша». Перечитав написанное, Джон понял, что роман не получился.
Правда, в это время блеснул и луч надежды: журнал «Спутник курильщика» опубликовал рассказ Стейнбека «Подарки Ибана» — фантастическую историю о любви поэта и феи. Тема была навеяна собственной любовной драмой, случившейся с Джоном в Нью-Йорке, во время работы репортером. Он тогда влюбился в молоденькую артистку Мэри, выступающую на сцене ночного клуба. Джон тоже нравился Мэри, не нравилось ей лишь то, что он занимается журналистикой. Она видела своего избранника человеком состоятельным, солидным, а этих достоинств у Джона, естественно, не было. Поэтому вскоре они разошлись. Боясь выдать себя, Стейнбек напечатал рассказ-аллегорию под вымышленным именем Джон Стерн.
В начале 1929 г. Стейнбека ждала еще одна удача: издательство «Мак-Брайд» приняло роман «Золотая чаша», пообещав уплатить аванс в 200 долларов. Известие обрадовало Джона, так как в это время он ухаживал за молодой девушкой Кэрол Хэннинг и всерьез подумывал о женитьбе. Свадьба состоялась в январе 1930 г. Супруги сняли небольшой коттедж, привели его в порядок, и Джон целиком отдался творчеству. Он работал над новым романом «Неведомому богу», детективной повестью «Убийство при полной луне» и сборником рассказов «Райские пастбища». Денег он пока еще не зарабатывал, и молодожены жили на заработки Кэрол и небольшую сумму, которую ежемесячно давали сыну родители. Поэтому публикация «Райских пастбищ» была воспринята Джоном как самый большой подарок к его тридцатилетию.
Первый серьезный успех все же пришел к Стейнбеку в 1935 г. с выходом в свет книги «Квартал Тортилья-Флэт», современной истории о четырех неунывающих друзьях, навеянной легендами о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола. Повесть заметили критики и читатели, она попала в список бестселлеров. А клуб бизнесменов Калифорнии наградил писателя золотой медалью. Кроме солидного гонорара Стейнбек получил предложение голливудской киностудии «Парамаунт» экранизировать повесть. С этого времени и начинается популярность Стейнбека — его произведения становятся известными не только в Америке, но и в Европе.
Летом 1937 г. писатель с женой побывали в Европе, посетив Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Москву. Возвратившись в Нью-Йорк, Стейнбек отправился на автомобиле через всю страну в Калифорнию. Причиной тому, что он выбрал такой длинный путь домой, была работа над книгой о переселенцах из Оклахомы. Писатель решил проделать тот же путь, что и герои его новой книги. Кроме того, он побывал в нескольких лагерях для переселенцев и сезонных рабочих.
Впечатления, вынесенные из этой поездки, подтолкнули его к написанию серьезной книги о тяжелой судьбе этих людей. Коренным образом переделав ранее написанные главы, Стейнбек, по сути, написал новый роман, получивший название «Гроздья гнева». Несколько месяцев ушло на переделку романа по желанию редакторов. Он согласился внести в текст лишь те изменения, которые не влияли на смысл и построение сюжета. Менять же концовку романа на более оптимистичную писатель категорически отказался, сказав: «Эта книга написана не для слабонервных дамочек. И если они станут ее читать, они явно возьмутся не за свое дело. Я никогда не менял ни одного слова, чтобы потрафить вкусам какой-либо группы, и ни в коем случае не хотел стать популярным писателем».
Роман «Гроздья гнева», хорошо известный и русским читателям, принес Стейнбеку не только моральное удовлетворение, но и чувство горечи, и даже недоумения. Большая пресса, правда, признавала эту книгу важным литературным явлением. А вот Ассоциация фермеров была разгневана на писателя. Ее руководители назвали роман «разрушительной, бесполезной книгой, пропитанной от начала до конца ненавистью», и даже попытались привлечь автора к суду. В Канзасе «Гроздья гнева» были изъяты из библиотек, а сам писатель получал анонимные письма с угрозами физической расправы.
И все же здравый смысл со временем взял верх. Газеты и журналы начали публиковать свидетельства государственных чиновников, профессоров-социологов, священников, полностью подтверждавших правдивость фактов, изложенных Стейнбеком в книге. В итоге роман «Гроздья гнева» был удостоен высшей литературной награды США — Пулитцеровской премии. А по своему влиянию на общественное мнение его сравнивали с романом Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома».
Перемены коснулись и личной жизни писателя. В 1941 г. он развелся с женой и переехал на постоянное местожительство в Нью-Йорк. Не желая оставаться в стороне от военных событий, Стейнбек от газеты «Нью-Йорк геральд-трибюн» стал военным корреспондентом в Европе. А незадолго до этого женился во второй раз на голливудской певице Гвиндолин Конгер. Правда, брак оказался неудачным, и супруги через четыре года разошлись.
Стейнбек жил среди солдат и регулярно отправлял репортажи с фронта, описывая ужасы войны, свидетелем которых он был сам.
Вернувшись в Нью-Йорк в 1943 г., писатель с новой энергией принимается за литературную работу. В 1945 г. вышла повесть «Консервный ряд», в 1947 г. — «Заблудившийся автобус», в 1952 г. — семейный роман «К востоку от Эдема».
В 1951 г., будучи в Калифорнии, Стейнбек встретил молодую женщину Элейн Скотт, дочь нефтепромышленника, и влюбился в нее. Элейн станет для писателя на всю оставшуюся жизнь не только верной и любящей женой, но и другом, и помощницей.
Летом 1961 г. у Стейнбека вышел роман «Зима тревоги нашей», типично американская и весьма поучительная история о том, что богатство, полученное неправедным путем, не приносит ни счастья, ни удовлетворения.
Сильным потрясением для Стейнбека стало убийство Джона Кеннеди, он даже писал о том, что страна скатывается в средневековье. Но на предложение Жаклин Кеннеди написать книгу о ее покойном муже ответил отказом, объяснив, что время еще не сгладило боль от потери и мысли обо всем происшедшем не выкристаллизовались в беспристрастные строки.
Осенью 1962 г. Джону Стейнбеку была присуждена Нобелевская премия. В решении Нобелевского комитета особо отмечались романы «Гроздья гнева» и «Зима тревоги нашей». Сам писатель отнесся к этой престижной награде философски: «Мы сумели пережить бедность, боль и потери. Посмотрим теперь, сумеем ли мы пережить, и это».
К середине 60-х годов здоровье Стейнбека стало резко ухудшаться. Осенью 1967 г. он перенес серьезную операцию, после чего последовали два тяжелейших сердечных приступа. 20 декабря 1968 г. писатель скончался. Его похоронили в родной ему калифорнийской земле.
Присуждение Стейнбеку Нобелевской премии оказалось меньшим из зол
Шведская академия в начале 2013 года раскрыла архивные документы, посвященные присуждению Нобелевской премии по литературе в 1962 году. Как пишет The Guardian, выбор классика американской литературы Джона Стейнбека, как следует из материалов, тогда оказался компромиссным вариантом, его сочли «лучшим в плохой компании».
В 1962 году на Нобелевскую премию по литературе выдвинули 66 человек, а в числе финалистов оказались пять авторов. Помимо Стейнбека на премию претендовали французский драматург Жан Ануй, датская писательница Карен Бликсен и британские писатели Роберт Грейвс и Лоренс Даррелл.
Среди архивных документов оказались комментарии одного из членов Нобелевского комитета Генри Олсона, который написал, что комитет попал в незавидную ситуацию, поскольку в 1962 году не было очевидного победителя. Бликсен, написавшая роман «Из Африки», выбыла из списка, так как скончалась в сентябре 1962 года.
Олсон был против присуждения премии Грейвсу, который, хоть и написал несколько исторических романов, все же был больше поэтом, нежели прозаиком. Олсон же считал, что нельзя присуждать премию какому-либо англоязычному поэту до тех пор, пока жив Эзра Паунд, чье мастерство он ценил превыше всего. Кандидатура Даррела отклонялась второй год подряд. По предположениям газеты Svenska Dagbladet, комитет счел, что автор «Александрийского квартета» к тому моменту написал недостаточно для получения премии.
По каким причинам был исключен Жан Ануй, точно неясно. Как отмечает издание, видимо, на решении комитета сказался тот факт, что в 1960-м премию дали французскому поэту Сен-Жону Персу. К тому же уже тогда в числе возможных кандидатов на Нобелевку рассматривался Жан-Поль Сартр, и получивший ее в 1964 году.
В итоге выбор комитета с некоторыми оговорками пал на Стейнбека, автора романов «Гроздья гнева» и «К востоку от Эдема», которого к тому времени уже выдвигали восемь раз. Ему вручили премию со следующей формулировкой: «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Критики и в США, и в Швеции восприняли решение комитета негативно, назвав его ошибкой и отметив, что поздние произведения писателя значительно уступали в качестве его ранним романам. Сам Стейнбек считал, что не заслуживает Нобелевской премии.
Согласно правилам Нобелевского комитета, все материалы о присуждению премии держатся в тайне в течение 50 лет. Так, только в начале 2012 года выяснилось, что в 1961 году на премию, в итоге ушедшую к Иво Андричу, претендовали Грэм Грин и Джон Рональд Руэл Толкиен. Однако комитет решил, что «Властелина колец» «ни в коем случае нельзя оценивать как высококачественную прозу».
Джон Стейнбек (John Ernst Steinbeck)
|