стимы у аутистов какие бывают

Стимы при аутизме

стимы у аутистов какие бывают. Stimm. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-Stimm. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка StimmСамостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).

В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.

В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.

Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов

У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.

То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).

Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.

ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:

Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.

Визуальный

Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:

Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).

Звуковой

Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:

Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.

Тактильный

Среди признаков тактильного стимминга:

Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.

Вестибулярный

Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.

Вкусовой

Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.

Обонятельный

У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.

Источник

Стимы у аутистов какие бывают

стимы у аутистов какие бывают. Stimm. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-Stimm. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка StimmСамостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).

В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.

В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.

Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов

У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.

То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).

Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.

ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:

Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.

Визуальный

Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:

Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).

Звуковой

Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:

Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.

Тактильный

Среди признаков тактильного стимминга:

Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.

Вестибулярный

Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.

Вкусовой

Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.

Обонятельный

У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.

Источник

Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом

Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

стимы у аутистов какие бывают. stereo. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-stereo. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка stereo

У каждого из нас есть двигательные стереотипии. Когда я говорю с подругой, я накручиваю волосы на палец. Может быть, вы начинаете грызть ногти, если нервничаете или скучаете. Может быть, у вас есть привычка стучать пальцами или ручкой по столу, когда вы задумываетесь. У меня был знакомый, который любил жевать палочки корицы, и я знаю человека, который совершает необычные движения глазами.

Есть люди, которых я узнаю издалека по характерным для них движениям. Мы все знаем людей с раздражающими стереотипиями, например, привычкой хрустеть костяшками пальцев каждые 5 минут, часто повторять одну и ту же фразу, или такими социально неприемлемыми стереотипиями как ковыряние в носу или кусание руки.

Что такое стереотипия

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

Неверный вопрос

«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Верный вопрос

«Почему мой ребенок прибегает к этому поведению?» Всегда лучше начинать с поиска причины и понимания мотивации поведения. Вот несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

Чрезмерная стимуляция: Стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.

Недостаточная стимуляция: Стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.

Уменьшение боли: Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.

Управление эмоциями: Как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.

Саморегуляция: Некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Не так давно я читала в блоге одной мамы, что она не понимала, почему ее сын прикрывает уши руками во сне. Он начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. Так что он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии

Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:

Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.

Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.

Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.

Продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Джеймс МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Джулия Мур считает, что если выделять запланированное время на стимминг после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Присоединитесь к стереотипии! В некоторых подходах взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению, чтобы инициировать общение. Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Мой сын «стимился», поднимая руку и разговаривая с ней, как будто смотрелся в зеркало. Он был в восторге, когда я начинала делать это вместе с ним!

Затем вы можете добавлять к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

Другими словами, чтобы уменьшить стереотипии, предложите замену, которая будет более привлекательной!

Источник

Стимы у аутистов какие бывают

Ожидайте

Перезвоните мне

стимы у аутистов какие бывают. BogdanovaES min. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-BogdanovaES min. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка BogdanovaES min

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

стимы у аутистов какие бывают. 8445. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-8445. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка 8445

Аннотация: Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами.

Статья:

Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.

Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Пациенты с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.

стимы у аутистов какие бывают. st1. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-st1. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка st1

Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.

Виды стереотипий при аутизме

В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:

Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы

Первый совет

За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.

Второй совет

Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».

Третий совет

Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.

Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.

Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).

Рекомендации и предупреждения

Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.

стимы у аутистов какие бывают. st2. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-st2. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка st2

Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.

При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.

Как уменьшить стереотипии

Уменьшить появление стиммингов можно несколькими способами:

стимы у аутистов какие бывают. st3. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-st3. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка st3

Иными словами, хотите побороть стимминг, предложите соответствующую альтернативу.

Стереотипии при аутизме: отзывы

В процессе борьбы со стереотипными движениями и действиями родители ищут разнообразные техники и методики, эффективность которых обсуждают на интернет-форумах, в блогах и социальных сетях. Ниже приведены примеры отзывов, которые были взяты со следующих интернет-платформ:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/573678459/ и
https://www.babyblog.ru/theme/stereotipiya-pri-autizme.

ПоложительныеОтрицательные
Корректировать стереотипии важно, ведь от них нарушается навык концентрации, они замыкаются в себе в период так называемой «медитации», уходят как в космическое пространство. Мне лично очень страшно было наблюдать, когда сын садился посреди комнаты и перебирал платочек наблюдая в одну точку. Мы боролись с таким поведением полгода, пока постепенно не научились переключать на иные виды занятий. Сейчас стимы для нас очень редки, и это радует. Знаю точно, игнорировать их нельзя. (Марина)Вообще не рассматриваю наличие стимов как проблему, стимы есть не только у людей с аутизмом, но и у взрослых, я, например, когда нервничаю кручу волосы, муж у меня при работе стучит карандашом. И таких примеров много. Если подобное поведение помогает деткам успокаиваться и расслабляться, почему бы и нет. (Тамара)
В течение дня не наблюдала за дочерью стереотипных движений, а вот в период укладывания спать она всегда мурлыкает один и тот же звук и перебирает пальцы рук. Психологи в один голос твердят, что в нашем случае стимы полностью безобидны, и от них можно не избавляться. (Таисия)Ни один из существующих методов так и не помог нам убрать вкусовой стим, мы все грызем, ВСЕ. Уже просто отчаиваться начала. Приходится постоянно наблюдать за дочерью, и забирать опасные предметы с рук принудительно, что провоцирует ужасную истерику. (Светлана)
Я начала на каждую стереотипию включать громко музыку или на компьютере ускоренно мультфильм – помогает, отвлекается быстро, и переключается тут же на другие занятия. (Алиса)
Правду говорят, стимы возникают от безделья. Я после того, как насытила движением каждую минуту сына, мы забыли о стереотипии напрочь, и засыпать стали легче, так как он невероятно уставал. (Оля)
Игнорировать стимминг нельзя. И чем раньше с ним начать бороться, тем проще будет добиться результата. У нас тактильная самостимуляция преобладала, так нам очень помогли мягкие игрушки разной текстуры и величины и массажные движения в ванной лоскутами тканей. Со всем можно справиться, если иметь желание и терпение. Удачи всем. (Юля)

Вывод

Стимы чаще всего проявляются у детей с расстройством аутистического спектра. Полное погружение в стереотипные движения негативно влияют на способность пациентов овладевать социально важными навыками.

Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Помните, чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться. Подобрать методику поможет детский психиатр и психоневролог.

Источник

Личный опыт. Повторяющееся поведение («стимминг») с точки зрения взрослой с аутизмом

Женщина в спектре с аутизма о личном опыте «стимминга» (стереотипий, повторяющегося поведения), его плюсах, минусах и возможных подходах

стимы у аутистов какие бывают. GettyImages 973112150. стимы у аутистов какие бывают фото. стимы у аутистов какие бывают-GettyImages 973112150. картинка стимы у аутистов какие бывают. картинка GettyImages 973112150

Когда я была ребенком, мир был слишком огромным, слишком громким, и я брала мою «няню» (так я называла одеяло) и заворачивалась в нее целиком. Это было вязаное одеяло с зелеными, желтыми и белыми квадратами. Я сбегала под него от перепалки моих братьев и сестер, от лая собак, от криков родителей. И я отключалась от внешнего мира, пересчитывая квадраты и потирая их пальцами. Это меня успокаивало. Это было мое мягкое, знакомое и пахнущее «Тайдом» место. Сейчас мне 42 года. Эта «няня» обычно лежит в уголке моей спальни, но она больше не может меня защитить.

У меня были «фиджеты» и «спиннеры» до того, как это стало модным

«Да что ты все время вертишься» – это утверждение я слышала на протяжении всего детства. Мне часто нужно было отвлечься и сосредоточиться на чем-то постороннем, чтобы справиться с негативными эмоциями. Это помогало мне унять тревожность в социальных ситуациях, занимало меня, если окружающие были слишком эмоциональными, и помогало мне сосредоточиться на задании, когда я делала уроки.

Став взрослой, я узнала, что эти повторяющиеся движения были моим защитным механизмом. Они помогали мне дистанцироваться от слишком трудной или сложной реальности. Затем я стала тьютором в автономном классе для детей с аутизмом, где я работала с аутичной девочкой один на один, и только там я осознала, что «стимминг» – это не «вертлявость», и то, что я делала, было стиммингом.

Ключевой признак расстройства аутистического спектра (РАС)

«Стимминг» (стимы, стимить) – это слэнговое сокращение от «самостимулирующее поведение». В большинстве случаев такое поведение – симптом аутизма. И очень часто это первый или единственный признак аутизма, который замечают посторонние люди. По своей сути стимминг – это способ саморегуляции своего состояния.

Примеры стимминга

– Любые повторяющиеся «бесцельные» движения: хождение взад-вперед, кружение на месте, раскачивание туловища, кручение предметов в руках, прыжки и так далее.

– Погружение в повторяющиеся мысли или фантазии.

– Повторяющиеся движения бровями, моргание.

– Тряска кистями рук, перебирание пальцами перед глазами.

– Выстраивание игрушек в ряды, раскручивание игрушек.

– Повторяющееся перебирание своих волос.

– Неоднократное повторение отдельных звуков, слов или ранее услышанных фраз.

– Полная и длительная сосредоточенность на каком-то одном интересе или теме.

– Необычное или неуместное обнюхивание предметов.

– Повторяющееся прижимание ладоней к ушам.

Возможно к концу списка вы задумались: «У меня что, аутизм? Потому что кое-что из этого я делаю». Ответа на этот вопрос я не знаю, и, в любом случае, у меня нет квалификации для постановки диагнозов. Но погодите с самодиагностикой – повторяющиеся движения очень распространены среди всех людей. Мы все знаем тех, кто накручивает пряди на пальцы, жует колпачки от ручек и постукивает ногой, когда задумывается. Отличие людей с аутизмом не в самом наличии таких движений, а в их объеме, частоте и потребности в таком поведении. Ниже я поясню это подробнее на примере моего собственного стимминга.

Нет, не «все мы немного аутисты»

Одна из наиболее неприятных реакций, когда люди слышат, что у меня аутизм, это: «Ну, мы все немного в спектре аутизма». По моему опыту, так отвечают две категории людей – невежественные в отношении аутизма и не диагностированные аутичные люди.

Некоторые люди до сих пор отрицают, что мне правильно поставлен диагноз «аутизм», но я полагаю, что эти люди просто плохо знают, что такое аутизм, и очень плохо знают меня.

Что такое стимминг для меня

Я постоянно засовываю пальцы в уши и двигаю ими до кровотечения. Я заметила, что делаю это от перегрузки, нервозности и сильной задумчивости. Как правило, я распускаю волосы, потому что это частично блокирует доступ к ушам. Или близкие напоминают мне, чтобы я перестала.

До какой-то степени да, я могу контролировать свой стимминг. Но это как стараться не чесать укус комара – мне примерно так же трудно подавлять стремление стимить. В тот момент, когда я это делаю, ощущения прекрасные, но я могу пожалеть об этом позже, когда не смогу положить ухо на подушку.

Можно ли это исправить?

Я более-менее смогла заменить стимминг на публике на альтернативное поведение. Во время встреч я держу руки под столом, что позволяет мне тереть пальцы друг о друга или теребить в руках кусок ткани. Если я беспокоюсь или скучаю, я использую в качестве повторяющегося движения прокрутку на моем телефоне. Кажется, что я что-то там ищу или смотрю, но на самом деле я просто прокручиваю. Время от времени, когда я это делаю, я произношу какое-то случайное слово, некоторое время я повторяю его, а потом продолжаю прокручивать. Повторение вслух таких слов как схематичный, лояльность и ангажированность приносит мне больше удовольствия, чем можно подумать.

Есть ли мне польза от стимминга?

Множество раз стимминг выручал меня. Например, мое «застревание» на темах, связанных с моими интересами, что тоже относится к повторяющемуся поведению. На работе это оказалось очень полезным. Если рабочая задача привлекает меня, то у меня развивается на ней фиксация. Например, если я занимаюсь кадровым делопроизводством, то я буду читать все возможные статьи про работу с кадрами, слушать подкасты, читать чужие резюме в Интернете до тех пор, пока я не превзойду все ожидания моего руководства.

Тем не менее, я могу делать все это за счет сна, общения с семьей, ухода за собой и работы по дому. В каком-то смысле это может сделать меня хорошей сотрудницей, но мне нужно что-то еще, чтобы мотивировать меня, потому что, если моя тяга к познаниям насытится, у меня пропадет мотивация. Я сейчас работаю над навыками управления собственным поведением. И я заметила, что, когда я меньше «зацикливаюсь» на какой-то теме, я становлюсь более креативной.

Подводя итоги: Да, стимминг может приносить пользу. Но важно учиться его контролировать.

Беспокоиться или нет

По моему мнению, стимминг не обязательно требует коррекции.

Вмешательство нужно, если:

– Стимминг мешает человеку функционировать в обществе (посещать школу, работать, посещать социальные мероприятия, общаться с друзьями и так далее).

– Приводит к физическому вреду (мои бедные окровавленные уши) или причиняет вред другим людям.

– Мешает сну, питанию или соблюдению ежедневной гигиены.

НЕ нужно вмешиваться и прерывать стимминг, потому что:

– Эти движения смущают других людей.

– Эти движения раздражают других людей.

– Другие могут подумать, что это не «нормально».

Если нужна помощь

Если вы считаете, что вам или вашему ребенку нужна помощь со стиммингом, то обратитесь к квалифицированному специалисту. В первую очередь, это сертифицированные поведенческие аналитики с опытом работы с самостимулирующим поведением при аутизме.

Предупреждение: не все поведенческие аналитики одинаковы

В любой профессии есть люди, которые вам не подходят, и есть те, чья квалификация соответствует вашим потребностям. Изучайте подробную информацию, спрашивайте об опыте других людей с тем или иным специалистом, прежде чем принимать решение о начале терапии. В конечном итоге, вам нужно будет решиться и, конечно, быть готовыми к упорной работе.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *