Stop motion анимация что это
Stop motion снова в моде: как создать крутой контент с помощью анимации
В этой статье разобрались, что такое анимация в технике stop motion, как ее создать, почему это хороший формат для Instagram и его стоит начать использовать прямо сейчас.
Что такое stop motion
Stop motion – это техника покадровой съемки, когда объекты перемещают в определенной последовательности и фотографируют на каждом этапе. Затем серия снимков склеивается, и на нее накладывается звуковая дорожка.
По сути, это просто серия быстродвижущихся изображений. Помните блокноты с картинками, которые при быстром пролистывании начинали оживать? Принцип тот же.
Саму технику придумали больше 100 лет назад для кукольной анимации. Одним из первых был Владислав Старевич. С 1910 года он снял несколько лент о жизни жуков. Ему понадобились только мертвые насекомые, лески, чтобы придавать лапкам нужные позы, фотоаппарат и много терпения. Эти фильмы даже спустя век смотрятся интересно, а в свое время вызвали настоящий фурор.
Новое – хорошо забытое старое
Последние лет 10 stop motion вновь стал активно появляться в клипах, рекламе и анимации. Люди пресытились сложной графикой, качественный уровень которой иногда оставлял желать лучшего.
Кстати, режиссеры музыкальных клипов эту технику всегда любили. Например в этой технике выполнен, клип Duran Duran на песню All she wants is 1988 года.
А для съемок клипа White Stripes режиссер Мишель Гондри использовал только кубики Lego
Звучит странно, но даже при наличии современных технологий и сложной 3D-анимации мировые бренды и топовые блогеры пользуются техникой, которая уже отметила столетний юбилей, а мультипликаторы вроде Уэса Андерсона почти или полностью отказываются от компьютерной графики.
Быстрее и проще, чем обычное видео
На создание stop motion уходит гораздо меньше времени. Нужно только правильно располагать и двигать объекты. Вряд ли вам понадобится такой же сложный в исполнении ролик, как «Остров собак» или «Уоллес и Громит».
Набив руку, за 2 часа можно отснять 10 секунд чистового материала, а это немало. В монтаже тоже нет ничего сложного – справится и новичок.
Дешево, но при этом хорошо смотрится
Кажется, что видео сделано, что называется, «на коленке», но на самом деле простые, немного «рваные» ролики смотрятся стильно и помогают донести нужный посыл без отвлечения на лишние детали. И это за гораздо меньший бюджет.
Компания IKEA выкладывает много stop motion роликов на своем YouTube-канале. Они делятся идеями для хранения вещей и показывают функциональность мебели. Выглядит лаконично и понятно.
Давайте посчитаем: к примеру, вы хотите снять небольшой приветственный ролик для своего кулинарного канала на YouTube.
Для хорошего света купим простой софтбокс. Он стоит примерно 1 700 р.
Штативы бывают разные, стоят от 200 р. до 12 тыс. Совсем дешевый вряд ли прослужит долго, возьмем настольный штатив для смартфона с креплением для телефона за 600 р.
Для монтажа лучше купить полную версию приложения Life Laps. Так мы можно экспортировать ролик без водяного знака. Она обойдется в 499 р. в мес.
Итого, чтобы снять любительский приветственный ролик, можно уложиться всего в 3 299 р.
Начинаем создавать
Для начала надо решить, что вы хотите показать. Должна быть идея и концепция, особенно если вы снимаете ролик не просто так, а в рамках стратегии видеомаркетинга. Напишите сценарий, продумайте заранее фон, реквизит, персонажей (если они есть).
Stop motion очень хорошо подходит для рекламы или презентации продуктов и услуг, которые сложно визуализовать. Это может быть как бытовая техника, так и детские игрушки. Помимо этого он хорошо подходит для визуализации данных или видеоинфографики. Такие приемы используются, например, в анимированных мультфильмах (фильм Lego). В рекламе даже самые обычные ролики могут превратиться в интересный визуальный ряд благодаря stop moton. Также мы можем заметить, что такой стиль часто используется для социальных сетей в видеоинструкциях или рецептах. Цепляет он тем, что подобное решение еще не так активно используется, как прочие.
Вот, например, в рекламе электронных книг Amazon Kindle идея понятна: персонаж ролика путешествует в своем воображении, читая книги. Много книг, много разных миров. И все – в одном небольшом устройстве.
Реклама электронных книг Amazon Kindle
Прежде чем сесть за сценарий, поищите референсы, посмотрите другие ролики на схожую тему. Но не повторяйте чужие идеи, это нужно для насмотренности и вдохновения.
Есть много разных структур для написания сценария. Самая простая – трехактная. Она состоит из завязки, конфронтации и развязки. Подробнее о том, как создать сценарий для ролика читайте в статье.
Фон лучше всего использовать нейтральный, чтобы не отвлекать внимание от персонажей и вещей. При съемке некрупных объектов можно использовать фотобокс (иногда его называют лайткуб). Это переносная конструкция в форме куба для освещения и улучшения качества снимка.
Реквизит зависит от сюжета и ограничивается только вашей фантазией. Иногда нужны какие-то предметы, которые нелегко найти в продаже, например, бутафорские деньги или винтаж. В такой ситуации можно воспользоваться арендой. Множество студий предлагает арендовать самые разные предметы: от бюста Ленина до ковбойской шляпы.
Следующий этап – раскадровка. Чем подробнее, тем лучше. Она упорядочит сюжет и упростит процесс съемки.
Как сделать раскадровку
Не забудьте проставить тайминг. Сцена в ролике длится около 2–3 секунд. Если у вас 10-секундный короткий ролик, вы успеете показать только 5 сцен. Учитывайте это.
Расчет кадров и звуковая дорожка
В среднем делают 12 кадров в секунду. Чем меньше кадров, тем более прерывистым получится видеоряд. Иногда этого эффекта достигают специально. Например, в рекламе Starbucks.
Как понять, сколько кадров понадобится? Прикиньте, сколько сцен вы хотите показать, и сколько будет длиться ролик. Например, у вас 5 сцен, каждая по 2 секунды. Это 10 секунд ролика. Затем умножьте количество кадров в секунду на длительность и получите 120. Желательно сделать кадры с запасом, чтобы было проще монтировать. Получается, нужно 150 кадров.
Звуковая дорожка накладывается в конце монтажа. Убедитесь, что она соответствует видеоряду. Бывает, что при наложении аудиоряд неудачно обрывается в конце и приходится подбирать музыку заново.
Что понадобится для съемки
Камера или смартфон. Не обязательно использовать профессиональную камеру: возможно, для ваших целей камеры телефона будет вполне достаточно.
Освещение. Если нет профессионального света, подберите то освещение, на котором объекты не будут бликовать и отбрасывать тени (только если это не задумано специально). Важно, чтобы источник света не перемещался в процессе съемки.
Можно использовать софтбокс, специальную насадку на источник света для рассеивания. В интернете есть подробные описания – как создать его своими руками. Хорошо снимать при дневном свете, но тогда вы ограничены по времени. Обязательно сделайте несколько пробных кадров, возможно, освещение придется корректировать.
Штатив. Понадобится, чтобы держать ракурс и избежать дрожания камеры. В крайнем случае, хорошо зафиксируйте телефон при помощи подручных средств. Например, с помощью картонной подставки.
Еще можно использовать пульты дистанционного управления для камеры, чтобы точно избежать сдвигов.
Не трогайте предметы, которые не должны перемещаться по сюжету. Подумайте, как передвигать нужные объекты, не нарушив композиции. Можно использовать обычную палку или любой длинный предмет, который позволит аккуратно сместить объект.
Монтаж
Не обязательно использовать видеоредактор. Есть профессиональные десктопные программы, в которых можно сделать склейку, но это требует навыков. Если монтируете впервые, простую анимацию можно сделать в мобильном редакторе. Из бесплатных – Stop Motion Studio, Life Laps.
Не все мобильные редакторы позволяют наложить текст или добавить эффекты, но для первого раза их вполне достаточно.
Особых сложностей в создании подобных роликов нет, но есть некоторые особенности: желательно, чтобы освещение было настроено и не мешали блики солнца и другие источники света при предметной съемке. Также нужно заранее готовиться к работе – как минимум за час-полтора, для того, чтобы сделать съемку для 5–10 секундного ролика – это работа не из быстрых. Также важно подобрать предметы в кадр, которые будут хорошо сочетаться по цвету, т. к. некоторые цвета плохо сочетаются. В результате в кадре не получится желаемого контраста.
Почему stop motion хорошо заходит в Instagram:
Позволяет продемонстрировать услугу или продукт в разных ракурсах и состояниях в одной единице контента. Особенно актуально для FMCG товаров, бьюти услуг, каналов по кулинарии и т. п.
Люди подписаны в Instagram на сотни каналов и редко скролят ленту до конца. В первые 30 секунд публикация теряет около 33 % аудитории. Главная задача – привлечь внимание подписчиков. Stop motion – это легкий способ зацепить аудиторию.
Instagram сильно ограничивает длительность видеоконтента. Максимальная продолжительность видео в публикации – 1 минута, в IGTV – 10 минут. Короткие анимированные ролики с несложным сюжетом можно легко ужать до секунд. Так вы не заставляете подписчиков долго изучать контент и экономите их время.
Где еще можно использовать stop motion
TikTok позволяет заливать видео длительностью до одной минуты. Прямо в редакторе можно наложить текст, звуковой ряд, а также аудио и видеоэффекты. А еще там есть функция таймера, с которой легко создать ролик сразу в приложении. Нужно нажать на значок таймера в правом углу, затем выбрать длительность каждого кадра и длительность таймера – 3 или 10 секунд. Это время, за которое надо успеть сменить позицию. Правда, в этом режиме максимальная длительность видео – всего 15 секунд.
Никто не мешает использовать stop motion на своем канале YouTube или Vimeo. Если у вас будет оригинальная концепция и идея, он выделится на фоне других каналов по вашей теме.
Например, на канале Stop Motion Cooking выкладывают видео с «готовкой» несъедобных предметов – игральных кубиков, Lego, скрепок и даже Wi-Fi роутера. За год авторы набрали почти 2 млн подписчиков, а один из самых популярных каналов со stop motion анимацией, PES, перевалил за три с половиной миллиона.
PES – один из самых популярных каналов YouTube в жанре stop motion
Чтобы о вашем творчестве узнало как можно больше людей, можно добавить видео-пины в Pinterest. Для России эта функция пока недоступна, но можно поменять настройки региона. Все требования к роликам и инструкция есть в справочном центре pinterest.com.
Чек-лист для съемки ролика в технике stop motion
Использовали когда-нибудь stop motion? Поделитесь опытом в комментариях.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Искусство оживления или что такое стоп-моушен анимация
Стоп-моушен – покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажем, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. Как 2D-мультипликация, только вместо рисунков используются фотографии.
Началось все с того, что в 1877 году Эмиль Рейно изобрел праксиноскоп. Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали.
На заре кинематографа стоп-моушен анимация была чуть ли не единственным доступным спецэффектом. Одним из первых сохранившимся до наших дней игровых фильмов с ее применением является «Гостиница с привидениями» 1907 года. В нем Альберт Смит и Джеймс Стюарт Блэктон анимировали мебель и предметы быта.
Виды стоп-моушен анимации.
Кукольная анимация появилась одновременно с первыми фильмами. У каждой куклы здесь много сменных голов, лиц и необходимых частей тела. Аниматору приходится понемногу сдвигать объекты для каждого нового кадра, чтобы при монтаже получить ту самую иллюзию движения. Так как декорации здесь объемные, нужно быть аккуратным, чтобы не задеть их при съемке.
В отличие от кукольной, у пластилиновой анимации больше возможностей в плане гибкости. Существует три вида техники: перекладка, объемная и комбинированная. При перекладке все персонажи и объекты имеют плоскую форму. Их раскатывают как тесто и располагают на разных стеклах мультстанка. Стекла, расположенные друг над другом, двигают, и персонажи оживают.
В объемной технике у каждого персонажа есть несколько дублеров, чтобы не отвлекаться в процессе на коррекцию. Чтобы дублеры были идентичными, используются гипсовые слепки. Чтобы фигурка держала форму, используется каркас из проволоки. Но у пластилина есть один нюанс – из-за сильного нагрева от осветительных приборов он деформируется. Поэтому, для лиц героев часто используют пластику. Этот материал похож на пластилин, но, в отличие от него, он застывает при нагреве, и внешне фактически не меняется. В комбинированной технике все персонажи и декорации снимаются отдельно на цветном фоне, а уже на компьютере при монтаже их объединяют.
Александр Татарский в свое время работал с пластилиновой анимацией. Его «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона» многим знакомы с детства.
Перекладная анимация — это не только про пластилин. Персонаж и его окружение также могут быть созданы из картона или плотной бумаги, нарезанной на части. В каждом кадре аниматор вручную перекладывает эти части – так создаётся иллюзия движения. Один из самых известных примеров перекладки — «Ежик в тумане» Юрия Норштейна.
В сыпучей анимации используется все, что сыпется: песок, приправы, чай, кофе, крупы и т.д.
На создание семиминутной песочной картины «Охотник» у Мариеки Уолш ушло два года. Эта история об одиноком охотнике, который ищет пропавшего мальчика в снежных горах.
Игольчатая анимация напоминает рисунок углем. В вертикальном экране есть отверстия, в них свободно ходят иглы. Они острием направлены в объектив камеры, которая находится с обратной стороны экрана. При нажатии самих игл не видно, зато видны их тени. Чем больше выдвинута игла, тем темнее тень. Так, перемещением источника света и движением игл, можно добиться интересного эффекта.
Александр Алексеев, автор техники, создал с её помощью ряд анимационных фильмов: «Ночь на Лысой горе», «Нос», «Картинки с выставки» и «Три темы».
Масляная техника одна из самых затратных по времени. Здесь используются масляные краски и анимационный станок. Это стеклянный стол с двумя прозрачными слоями: верхний – для деталей и персонажей, нижний – хромакей: при съемке используется один фоновый цвет, который при монтаже заменяется на нарисованный. Детали и персонажи накладываются сверху.
Техника стоп-моушен настолько многогранна, что при желании можно анимировать все что угодно: человечков Лего, игрушки, рисунки, предметы, еду и даже людей, если снимать их движения покадрово. Художники умудрялись анимировать снимки компьютерной томографии и даже собственную кровь. Человеческому креативу нет предела.
Сегодня почти любую анимацию можно сделать на компьютере. Это дешевле и экономит время. Однако, есть еще режиссеры-поклонники стоп-моушена. Самые яркие и известные из них – Тим Бертон, Генри Селик и Уэс Андерсон.
Тим Бертон еще в школе начал делать свои кукольные мультфильмы. В институте он часто вместо того, чтобы писать учебные работы, снимал по ним короткометражки. Позже, в 1982 году, на студии Уолта Диснея, он снимает свой мультфильм «Винсент», который задает тон большинству его дальнейших работ. Кошка, пробегающая по стене во время титров, позже появится в его дальнейших работах: «Труп невесты», «Франкенвини», «Кошмар перед Рождеством». Все они кукольные. Для того, чтобы движения персонажей смотрелись естественно, на стадии монтажа он обрабатывает изображения при помощи технологии CGI: изображения генерируются трёхмерной компьютерной графикой – куклы похожи на 3D-модели.
Бертон не только делает мультфильмы, но и добавляет анимацию в свои фильмы. Таким образом, он погружает зрителей в атмосферу старого доброго кино. Монстры в фильме «Битлджус» выглядят как чудовища из старых фильмов.
Генри Селик в своем фильме «Обезьянья кость» совместил Стоп Моушен со съемкой в реальном времени. Его фильм «Коралина в стране кошмаров» получила много наград, как лучший анимационный фильм.
Уэс Андерсон снял кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», где использовал 12 кадров в секунду. Также он применял эту технику в качестве спецэффекта в своих фильмах. Например, в фильме «Отель Гранд Будапешт» он снял таким образом сцену погони по снежным холмам. А в «Острове собак», чтобы снять персонажей крупным, средним, дальним планом, использовалось около тысячи кукол. Режиссеру хотелось, чтобы зрители погрузились в простоту и наивность первых мультфильмов.
Стоп-моушен анимация дома
Что нужно, чтобы снять свою анимацию дома?
1. Идея. О чем и для чего эта анимация.
2. Раскадровка. Расписать и нарисовать все планы, определиться, сколько они будут по времени, какие эмоции будут у персонажей, где и какие будут звуки, планы и т.д. Это очень упрощает последующую работу.
3. Место действия должно быть хорошо зафиксировано, фон и предметы не должны сливаться с героями и не отвлекать от них внимание.
5. Настройки в фотоаппарате должны быть ручными. Фотоаппарат должен быть прикреплен к хорошо зафиксированному штативу. Если штатива нет – это может быть любая удобная плоская поверхность. Например, стопка книг, стол, стул. Главное, чтобы камера никуда не двигалась. Минимальный сдвиг – и весь эффект будет потерян.
6. Звук лучше записать заранее.
7. Окна должны быть закрыты, т.к. солнечный свет имеет свойство меняться. Надеть лучше темную одежду, т.к. светлая будет отражать свет.
8. Чем плавнее и естественнее движение, тем больше кадров на него должно уйти. Идеальное количество кадров в секунду – 24. При таком количестве, глаз не замечает границы между кадрами. Можно посчитать, сколько кадров понадобится снять. Можно сократить до 12, даже до 6 кадров в секунду. Но движения уже будут резкими и неестественными.
9. Финальная стадия – монтаж.
Стоп-моушен — главный спецэффект прошлого века. Сейчас, в основном, эта техника применяется в короткометражных проектах. Но не все режиссеры готовы расстаться с ней. В умелых руках она выглядит достаточно оригинально. Зрителю не важно, сколько вы потратили сил и денег на анимацию. Ему хочется получить удовольствие от просмотра. А для этого нужны не только технологии, но и хорошая идея и ее реализация. Ведь без хорошей и тщательно обдуманной идеи даже самая крутая графика не удержит его внимание.
А вы любите стоп-моушен мультфильмы?
10. Вальс получился гладким, пластичным. Много наверное кадров было сделано.
Лучший текст, который встретился мне сегодня. Отчего так мало просмотров.
44 сек анимации под музыку
Хотела нарисовать побольше (сам трек длится чуть больше 10 мин), но я переключилась на другую деятельность. Думаю, когда-нибудь выдам продолжение этой вечеринки
Гаечка что-то замыслила
И такое показывают по телевизору
Решила попробовать себя в покадровой анимации
Решила попробовать себя в анимации. Моя первая покадровая 2D анимация, на создание этого шедевра, ушел 1 месяц + прокачала свою стрессоустойчивость. Я как новичок в этой сфере, скажу вам, что очень трудно разбираться во всех этих программах, придумывать персонажа изучать его движение. Это трудно, но очень интересно) И я думаю, что у меня получилось достаточно неплохо. Мой инстаграм : https://www.instagram.com/artgoose_/?hl=ru
13 ноября 1986 года состоялась премьера мультипликационного фильма режиссёра Романа Качанова «Чудеса техники»
Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где обычные люди 80-х годов ХХ-го века, сосуществуют с фантастическими бытовыми приборами-роботами и обладающими волшебными возможностями ЭВМ, иначе говоря, компьютерами.
Проект мультфильма по произведениям Ивана Ефремова
Тайна Дан, биохимик
«Есть только один настоящий путь в космос – от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая её радостным трудом и становясь всё богаче и крепче духовно». Иван Ефремов «Лезвие бритвы»
Глаза моих собеседников, художников излучают доброту и горят энтузиазмом. Интервью с ними оказалось одним из самых приятных в моей жизни.
– Слава, что представляет из себя ваш проект 37-я звёздная?
– Спасибо, что наш проект так заинтересовал вас и вызывает внимание у любителей и не только любителей научной фантастики.
Как уже вы сказали ранее, наш проект задумался как художественно-анимационное воплощение мира и образов творчества Ивана Ефремова. Анимация как жанр и форма выражения очень схожа с научно-фантастической литературой в том, что и там, и тут художник (писатель) или группа авторов, сами конструируют и фантазируют мир, который хотят открыть человеку, своему современнику. Также анимация (в отличие от игрового кино), как и написанная книга для читателя, оставляет зрителю свободу для своего личного воображения, для дальнейшей фантазии увиденного, что важно для продолжения жизни образов, героев произведения в мыслях и чувствах каждого неравнодушного зрителя. Поэтому мы выбрали подобную форму выражения. Фильм или сериал (об этом мы также ещё размышляем) будет совмещать сложившиеся традиции классической анимации с уже давно современными трехмерными цифровыми технологиями.
– На какой стадии разработки находится проект в настоящее время?
– Сейчас – самый ответственный и кропотливый этап, подготовительно-концептуальный, и тут есть ряд направлений: 1. Работаем над характерами образов героев, над их физически-эмоциональным состоянием в различных ключевых точках сценария 2. Над технической сферой космических аппаратов и их динамикой движения 3. Над образом планеты «железной звёзды» и её обитателями.