Stop motion что это такое
Stop motion снова в моде: как создать крутой контент с помощью анимации
В этой статье разобрались, что такое анимация в технике stop motion, как ее создать, почему это хороший формат для Instagram и его стоит начать использовать прямо сейчас.
Что такое stop motion
Stop motion – это техника покадровой съемки, когда объекты перемещают в определенной последовательности и фотографируют на каждом этапе. Затем серия снимков склеивается, и на нее накладывается звуковая дорожка.
По сути, это просто серия быстродвижущихся изображений. Помните блокноты с картинками, которые при быстром пролистывании начинали оживать? Принцип тот же.
Саму технику придумали больше 100 лет назад для кукольной анимации. Одним из первых был Владислав Старевич. С 1910 года он снял несколько лент о жизни жуков. Ему понадобились только мертвые насекомые, лески, чтобы придавать лапкам нужные позы, фотоаппарат и много терпения. Эти фильмы даже спустя век смотрятся интересно, а в свое время вызвали настоящий фурор.
Новое – хорошо забытое старое
Последние лет 10 stop motion вновь стал активно появляться в клипах, рекламе и анимации. Люди пресытились сложной графикой, качественный уровень которой иногда оставлял желать лучшего.
Кстати, режиссеры музыкальных клипов эту технику всегда любили. Например в этой технике выполнен, клип Duran Duran на песню All she wants is 1988 года.
А для съемок клипа White Stripes режиссер Мишель Гондри использовал только кубики Lego
Звучит странно, но даже при наличии современных технологий и сложной 3D-анимации мировые бренды и топовые блогеры пользуются техникой, которая уже отметила столетний юбилей, а мультипликаторы вроде Уэса Андерсона почти или полностью отказываются от компьютерной графики.
Быстрее и проще, чем обычное видео
На создание stop motion уходит гораздо меньше времени. Нужно только правильно располагать и двигать объекты. Вряд ли вам понадобится такой же сложный в исполнении ролик, как «Остров собак» или «Уоллес и Громит».
Набив руку, за 2 часа можно отснять 10 секунд чистового материала, а это немало. В монтаже тоже нет ничего сложного – справится и новичок.
Дешево, но при этом хорошо смотрится
Кажется, что видео сделано, что называется, «на коленке», но на самом деле простые, немного «рваные» ролики смотрятся стильно и помогают донести нужный посыл без отвлечения на лишние детали. И это за гораздо меньший бюджет.
Компания IKEA выкладывает много stop motion роликов на своем YouTube-канале. Они делятся идеями для хранения вещей и показывают функциональность мебели. Выглядит лаконично и понятно.
Давайте посчитаем: к примеру, вы хотите снять небольшой приветственный ролик для своего кулинарного канала на YouTube.
Для хорошего света купим простой софтбокс. Он стоит примерно 1 700 р.
Штативы бывают разные, стоят от 200 р. до 12 тыс. Совсем дешевый вряд ли прослужит долго, возьмем настольный штатив для смартфона с креплением для телефона за 600 р.
Для монтажа лучше купить полную версию приложения Life Laps. Так мы можно экспортировать ролик без водяного знака. Она обойдется в 499 р. в мес.
Итого, чтобы снять любительский приветственный ролик, можно уложиться всего в 3 299 р.
Начинаем создавать
Для начала надо решить, что вы хотите показать. Должна быть идея и концепция, особенно если вы снимаете ролик не просто так, а в рамках стратегии видеомаркетинга. Напишите сценарий, продумайте заранее фон, реквизит, персонажей (если они есть).
Stop motion очень хорошо подходит для рекламы или презентации продуктов и услуг, которые сложно визуализовать. Это может быть как бытовая техника, так и детские игрушки. Помимо этого он хорошо подходит для визуализации данных или видеоинфографики. Такие приемы используются, например, в анимированных мультфильмах (фильм Lego). В рекламе даже самые обычные ролики могут превратиться в интересный визуальный ряд благодаря stop moton. Также мы можем заметить, что такой стиль часто используется для социальных сетей в видеоинструкциях или рецептах. Цепляет он тем, что подобное решение еще не так активно используется, как прочие.
Вот, например, в рекламе электронных книг Amazon Kindle идея понятна: персонаж ролика путешествует в своем воображении, читая книги. Много книг, много разных миров. И все – в одном небольшом устройстве.
Реклама электронных книг Amazon Kindle
Прежде чем сесть за сценарий, поищите референсы, посмотрите другие ролики на схожую тему. Но не повторяйте чужие идеи, это нужно для насмотренности и вдохновения.
Есть много разных структур для написания сценария. Самая простая – трехактная. Она состоит из завязки, конфронтации и развязки. Подробнее о том, как создать сценарий для ролика читайте в статье.
Фон лучше всего использовать нейтральный, чтобы не отвлекать внимание от персонажей и вещей. При съемке некрупных объектов можно использовать фотобокс (иногда его называют лайткуб). Это переносная конструкция в форме куба для освещения и улучшения качества снимка.
Реквизит зависит от сюжета и ограничивается только вашей фантазией. Иногда нужны какие-то предметы, которые нелегко найти в продаже, например, бутафорские деньги или винтаж. В такой ситуации можно воспользоваться арендой. Множество студий предлагает арендовать самые разные предметы: от бюста Ленина до ковбойской шляпы.
Следующий этап – раскадровка. Чем подробнее, тем лучше. Она упорядочит сюжет и упростит процесс съемки.
Как сделать раскадровку
Не забудьте проставить тайминг. Сцена в ролике длится около 2–3 секунд. Если у вас 10-секундный короткий ролик, вы успеете показать только 5 сцен. Учитывайте это.
Расчет кадров и звуковая дорожка
В среднем делают 12 кадров в секунду. Чем меньше кадров, тем более прерывистым получится видеоряд. Иногда этого эффекта достигают специально. Например, в рекламе Starbucks.
Как понять, сколько кадров понадобится? Прикиньте, сколько сцен вы хотите показать, и сколько будет длиться ролик. Например, у вас 5 сцен, каждая по 2 секунды. Это 10 секунд ролика. Затем умножьте количество кадров в секунду на длительность и получите 120. Желательно сделать кадры с запасом, чтобы было проще монтировать. Получается, нужно 150 кадров.
Звуковая дорожка накладывается в конце монтажа. Убедитесь, что она соответствует видеоряду. Бывает, что при наложении аудиоряд неудачно обрывается в конце и приходится подбирать музыку заново.
Что понадобится для съемки
Камера или смартфон. Не обязательно использовать профессиональную камеру: возможно, для ваших целей камеры телефона будет вполне достаточно.
Освещение. Если нет профессионального света, подберите то освещение, на котором объекты не будут бликовать и отбрасывать тени (только если это не задумано специально). Важно, чтобы источник света не перемещался в процессе съемки.
Можно использовать софтбокс, специальную насадку на источник света для рассеивания. В интернете есть подробные описания – как создать его своими руками. Хорошо снимать при дневном свете, но тогда вы ограничены по времени. Обязательно сделайте несколько пробных кадров, возможно, освещение придется корректировать.
Штатив. Понадобится, чтобы держать ракурс и избежать дрожания камеры. В крайнем случае, хорошо зафиксируйте телефон при помощи подручных средств. Например, с помощью картонной подставки.
Еще можно использовать пульты дистанционного управления для камеры, чтобы точно избежать сдвигов.
Не трогайте предметы, которые не должны перемещаться по сюжету. Подумайте, как передвигать нужные объекты, не нарушив композиции. Можно использовать обычную палку или любой длинный предмет, который позволит аккуратно сместить объект.
Монтаж
Не обязательно использовать видеоредактор. Есть профессиональные десктопные программы, в которых можно сделать склейку, но это требует навыков. Если монтируете впервые, простую анимацию можно сделать в мобильном редакторе. Из бесплатных – Stop Motion Studio, Life Laps.
Не все мобильные редакторы позволяют наложить текст или добавить эффекты, но для первого раза их вполне достаточно.
Особых сложностей в создании подобных роликов нет, но есть некоторые особенности: желательно, чтобы освещение было настроено и не мешали блики солнца и другие источники света при предметной съемке. Также нужно заранее готовиться к работе – как минимум за час-полтора, для того, чтобы сделать съемку для 5–10 секундного ролика – это работа не из быстрых. Также важно подобрать предметы в кадр, которые будут хорошо сочетаться по цвету, т. к. некоторые цвета плохо сочетаются. В результате в кадре не получится желаемого контраста.
Почему stop motion хорошо заходит в Instagram:
Позволяет продемонстрировать услугу или продукт в разных ракурсах и состояниях в одной единице контента. Особенно актуально для FMCG товаров, бьюти услуг, каналов по кулинарии и т. п.
Люди подписаны в Instagram на сотни каналов и редко скролят ленту до конца. В первые 30 секунд публикация теряет около 33 % аудитории. Главная задача – привлечь внимание подписчиков. Stop motion – это легкий способ зацепить аудиторию.
Instagram сильно ограничивает длительность видеоконтента. Максимальная продолжительность видео в публикации – 1 минута, в IGTV – 10 минут. Короткие анимированные ролики с несложным сюжетом можно легко ужать до секунд. Так вы не заставляете подписчиков долго изучать контент и экономите их время.
Где еще можно использовать stop motion
TikTok позволяет заливать видео длительностью до одной минуты. Прямо в редакторе можно наложить текст, звуковой ряд, а также аудио и видеоэффекты. А еще там есть функция таймера, с которой легко создать ролик сразу в приложении. Нужно нажать на значок таймера в правом углу, затем выбрать длительность каждого кадра и длительность таймера – 3 или 10 секунд. Это время, за которое надо успеть сменить позицию. Правда, в этом режиме максимальная длительность видео – всего 15 секунд.
Никто не мешает использовать stop motion на своем канале YouTube или Vimeo. Если у вас будет оригинальная концепция и идея, он выделится на фоне других каналов по вашей теме.
Например, на канале Stop Motion Cooking выкладывают видео с «готовкой» несъедобных предметов – игральных кубиков, Lego, скрепок и даже Wi-Fi роутера. За год авторы набрали почти 2 млн подписчиков, а один из самых популярных каналов со stop motion анимацией, PES, перевалил за три с половиной миллиона.
PES – один из самых популярных каналов YouTube в жанре stop motion
Чтобы о вашем творчестве узнало как можно больше людей, можно добавить видео-пины в Pinterest. Для России эта функция пока недоступна, но можно поменять настройки региона. Все требования к роликам и инструкция есть в справочном центре pinterest.com.
Чек-лист для съемки ролика в технике stop motion
Использовали когда-нибудь stop motion? Поделитесь опытом в комментариях.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Ожившие куклы: история stop-motion анимации
От первых экспериментов в киноиндустрии до мультфильмов Уэса Андерсона.
В начале мая в российский прокат вышел новый анимационный фильм Уэса Андерсона «Остров собак», снятый в технике stop-motion. Сегодня кукольная анимация редко используется в большом кино, хотя раньше была неотъемлемой его частью: stop-motion — главный спецэффект прошлого века.
Многие годы кукольная анимация развивалась, менялась, а затем потеряла свою популярность, став хоть и экстравагантной, но устаревшей техникой съёмки. Вспомним её историю.
Кукольная анимация появилась вместе с первыми игровыми фильмами. В их основе лежит одна идея: создать иллюзию движения с помощью быстрой смены кадров. Разница только в том, что для съёмки реального движения нужно делать множество снимков в секунду, в то время как stop-motion не требует спешки. Аниматор снимает объект, затем передвигает его для следующего снимка, и так кадр за кадром.
Если быстро прокрутить полученные фотографии, то будет казаться, что объект двигается сам. Можно сказать, что техника stop-motion похожа на традиционную 2D-мультипликацию, только вместо рисунков используются фотографии.
Stop-motion анимация с самого начала шла рука об руку с игровым кино: она была практически единственным доступным спецэффектом, и появлялась ещё в первых картинах киностудии Эдисона.
Первый полностью кукольный мультфильм — «Цирк Шалтай-Болтая» — снят предположительно в 1898 году (по некоторым данным — в 1908 году) Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Смитом. Действительно ли этот фильм — самый ранний пример stop-motion мультипликации, доподлинно неизвестно, да и сама картина была утрачена.
Зато сохранился вышедший в 1907 году «Отель с привидениями» от тех же авторов — один из первых игровых фильмов с применением stop-motion в качестве спецэффекта. Правда, анимировали режиссёры не кукол, а мебель и посуду.
Помимо замены спецэффектов, кукольной анимации нашлось и другое применение. Режиссёр Владислав Старевич, например, использовал её в документальном фильме про насекомых. Во время съёмок одной из лент жуки перестали двигаться перед камерой из-за искусственного освещения. Для решения проблемы Старевич предложил использовать stop-motion: вместо настоящих жуков сняли их панцири, проанимировав вручную по кадрам.
Это занятие увлекло режиссёра: он стал одним из пионеров кукольной анимации и снял много документальных и развлекательных мультфильмов. Владислав Старевич одним из первых снимал кукольные фильмы с сюжетом, часто основанном на известных литературных произведениях, а его картины имели оглушительный успех среди современников.
Яркая фигура в мире ранней кукольной анимации — Уиллис О’Брайан, режиссёр легендарной картины «Потерянный мир» 1925 года. О’Брайан часто использовал stop-motion и для создания спецэффектов. Вышедшая в 1933 году лента «Кинг Конг» стала одной из самых зрелищных для своего времени именно благодаря эффектному использованию stop-motion анимации в экшен-сценах.
Многие режиссёры, работавшие со stop-motion анимацией, не стеснялись экспериментировать. Например, Джордж Пал изобрёл технику, упростившую работу с куклами: вместо голов с подвижными глазами и ртом аниматор мастерил куклы со сменными головами. Каждая голова показывала нужную эмоцию, а переставлять их было проще, чем вручную менять выражение лица куклы.
Вроде бы очевидный приём, но в своё время он стал прорывом — за это изобретение режиссёр удостоился почётной награды от американской киноакадемии. А ещё Джордж Пал одним из первых стал снимать рекламные ролики с использованием stop-motion анимации.
В 30-е и 40-е годы Пал выпускал своё собственное кукольное шоу, в создании которого также учавствовал Рэй Харрихаузен — другой выдающийся stop-motion аниматор. До работы на студии он самостоятельно мастерил кукол и экспериментировал с ними у себя в гараже. Прямо там аниматор-самоучка снял свой первый короткий фильм и отправил на студию Джорджа Пала, после чего его сразу взяли на работу.
Будучи большим фанатом работ Уиллиса О’Брайана, Рэй Харрихаузен работал над масштабными картинами с большим количеством спецэффектов, выполненных с помощью техники stop-motion. Сам он почти никогда не выступал в роли режиссёра, но тем, кто с ним работал, всегда приходилось считаться с его мнением.
Участие Харрихаузена в разработке фильма начиналось на самых ранних этапах: всей команде приходилось подстраиваться под требования амбициозного аниматора. Под его руководством снималась трилогия о приключениях Синдбада: хотя Харрихаузен официально был лишь ответственен за спецэффекты, на деле он сильно повлиял на сценарий и режиссуру картин.
Важное достижение для stop-motion анимации — разработанная Харрихаузеном особая техника dynamation. Она позволяла легко монтировать сцены со спецэффектами, совмещая stop-motion с обычной съёмкой в одном кадре. Для этого куклу помещали на стол между двумя панелями: с одной стороны — фон, с другой — чёрный экран переднего плана. На передний план затем накладывалась пленка с реальными актёрами. В итоге получался «слоёный» кадр: фон, сцена, проанимированная в stop-motion, и игровые кадры на переднем плане.
К масштабным проектам со множеством спецэффектов тяготел не только кинематограф США. В 1954 году в Японии вышла легендарная «Годзилла» Исиро Хонда, запустившая целую серию фильмов о гигантском ящере-монстре.
Примечательно, что для съёмок самого чудовища использовали технику suitmation: Годзиллу играл человек в костюме. Но stop-motion в картине тоже присутствовал — для других сцен со спецэффектами. Зато во многих последующих фильмах про Годзиллу во всю использовалась кукольная анимация. Например, в «Годзилла против Мехагодзиллы» сражение между монстрами снято в stop-motion технике.
Полностью кукольные мультфильмы в своё время тоже были популярны, особенно в США: в 50-60-е годы к куклам Пала присоединилось «Шоу Гамби» — первый телесериал с использованием пластилиновой анимации. Анимация кукол из пластилина впервые появилась ещё в начале XX-го века, но популяризировал её именно создатель Гамби — мультипликатор Арт Клоки. Шоу пользовалось большим успехом и просуществовало больше 10 лет.
Но несмотря на популярность Гамби, на Западе stop-motion анимацию чаще использовали для создания отдельных спецэффектов, а не мультфильмов. По-настоящему популярна кукольная мультипликация была в восточной Европе.
Одного из самых влиятельных аниматоров — Иржи Трнка — часто называли «Уолтом Диснеем восточной Европы». Такое прозвище мультипликатор из Богемии получил за свою любовь к экспериментам: от уникальной постановки света до использования театра теней. Ещё одна отличительная черта мультфильмов Трнка — большие детализированные сцены со множеством кукол и декораций.
В 60-е и 70-е годы кукольная анимация была популярна и в СССР. Автор серии мультфильмов про Чебурашку — режиссёр Роман Качанов — одна из наиболее ярких фигур советской мультипликации.
В те годы Союзмультфильм хотел создать что-то своё, не похожее на работы Диснея, поэтому мультфильмы Качанова пришлось очень кстати. Его работы действительно уникальны во всём: начиная со сборки кукол и заканчивая техникой их анимации. Именно благодаря Качанову сформировалась советская школа stop-motion мультипликации.
80-е в США считаются золотым временем для stop-motion анимации. Она появлялась везде: в кино, в мультипликации, в рекламе и в музыкальных клипах. Один из таких клипов на песню Питера Гэбриэла «Sledgehammer» выиграл 10 наград на MTV Video Music Award в 1987 году.
Своего пика достигла и популярность рекламных роликов, снятых в stop-motion. У многих компаний был даже собственный кукольный маскот. Некоторые такие персонажи становились настолько успешными, что вырастали из своих рекламных брендов и обзаводились собственными шоу. Например, Нойд из рекламы Domino’s Pizza стал персонажем платформера Avoid the Noid для Commodore 64 и MS-DOS.
А кукольный джаз-бэнд The California Raisins («Калифорнийские Изюминки»), рекламировавший продукт под тем же названием, снискал популярность благодаря музыкальному сопровождению в своих роликах.
Группа даже записала два альбома от лица бренда. А ещё «Изюминки» появились в нескольких мультфильмах. Один из них — «Рождественский эпизод» — даже выиграл Эмми. У «Изюминок» была и своя видеоигра — сайдскроллер The California Raisins: The Grape Escape от Capcom для NES.
К 80-м использование stop-motion анимации в качестве спецэффекта было отточено настолько, что зрители с трудом отличали её от реальной съёмки. Сегодня кадры из «Робокопа» выглядят наивно и немного нелепо, но в 80-е такие спецэффекты считались очень реалистичными.
К началу 90-х публика уже настолько пресытились stop-motion анимацией, что даже известные аниматоры вроде Рэя Харрихаузена медленно забывались. В 1981 году вышла его картина «Битва Титанов», после чего в карьере аниматора наступил перерыв в 22 года.
С появлением новых технологий надобность в трудоёмкой анимации, сделанной своими руками, начала отпадать. Финалом эпохи stop-motion стал фильм «Парк юрского периода» 1993 года. История его создания неплохо иллюстрирует переход всей киноиндустрии от stop-motion к CGI.
Изначально куклы динозавров в «Парке юрского периода» планировали анимировать вручную. Для этого даже наняли Фила Триппетта — специалиста по спецэффектам, ответственного за stop-motion во многих известных картинах, включая «Звёздные войны». Для «Парка юрского периода» он должен был создать go-motion анимацию динозавров — это кукольная анимация с добавлением эффекта motion blur (смазанное изображение) для более плавного движения.
Уже после начала съёмок авторы фильма приняли решение использовать новую технологию CGI. В результате динозавры на экране выглядели гораздо более «живыми» и двигались плавнее. «Парк юрского периода» — далеко не первый фильм, снятый с использованием компьютерной графики, но в нём CGI впервые использовался настолько масштабно. Фильм стал настоящей сенсацией и навсегда изменил отношение киноиндустрии и публики к качеству спецэффектов.
После успеха «Истории игрушек» от Pixar в 1995 году интерес к кукольным мультфильмам тоже стал снижаться, но не так драматично, как в случае со stop-motion анимацией в игровых картинках. Это подтверждает успех студии Aardman Animations, снявшей тот самый клип Питера Гэбриэла Sledgehammer. Их пластилиновый мультфильм «Побег из курятника» и серия картин про Уоллеса и Громита добились коммерческого успеха. Правда, студия пользовалась не только stop-motion техниками, но и CGI: это сильно упрощало работу с куклами и делало их движения на экране плавнее.
С потерей популярности stop-motion большинство студий анимации, работающих с куклами, перешли на короткометражный формат. Та же Aardman Animations в основном снимает рекламные ролики. Для многих кукольных аниматоров именно они — главный источник дохода сегодня. Некоторые студии, например, PES и вовсе существуют только благодаря рекламе.
С массовым распространением CGI надобность в stop-motion анимации отпала: это была дорогостоящая и трудоёмкая технология, которая не давала идеального результата. Дёрганные движения кукол иногда смотрелись нелепо рядом с плавными реалистичными CGI-кадрами. Аниматоры, потратившие годы на совершенствование технологии stop-motion, в одночасье обнаружили, что их искусство стало мало кому нужным.
Кукольная анимация постепенно уходила в прошлое, но мириться с этим хотели не все. Например, Тим Бёртон — большой фанат Рэя Харрихаузена — относился к stop-motion не как к устаревшему спецэффекту, а как к творческому приёму. Он считал, что кукольная анимация наполняет фильмы ни с чем не сравнимым ностальгическим очарованием прошлого.
В одной из своих самых ярких работ — фильме «Битлджус» — Бёртон анимировал некоторых монстров в stop-motion, чтобы сделать их движения максимально нелепыми и неуклюжими, как в старых хоррорах.
Режиссёр экспериментировал со stop-motion с самого детства и продолжил обучаться анимации после окончания школы. В 1982 году он снял свою первую кукольную короткометражку «Винсент». Рассказчиком в мультфильме выступил актёр Винсент Прайс: он зачитал стихотворение о нём самом, написанное Бёртоном.
Впоследствии режиссёр часто старался использовать для съёмок своих фильмов кукольную анимацию, хоть удавалось это и не всегда. После выхода «Парка юрского периода» толерантность кинокомпаний к экспериментам Бёртона резко снизилась. Пострадал, например, творческий замысел режиссёра в «Марс атакует!» 1996 года.
Для съёмок марсиан постановщик хотел использовать кукол, чтобы создать атмосферу дешёвого «би-муви». Фильм задумывался как оммаж на творчество Рэя Харрихаузена, а движения марсиан должны были выглядеть максимально искусственно и неправдоподобно.
Вместо сглаживания анимации, к которому стремилось большинство режиссёров, Бёртон хотел, чтобы зритель сразу понял: в фильме использован stop-motion. Но Warner Bros. затею не оценили: в итоге, бюджет фильма не увеличили, а марсиан анимировали с помощью CGI.
Хотя использовать stop-motion Бёртону удавалось редко, он всё-таки создал несколько кукольных мультфильмов, и помог ему в этом Генри Селик. Вместе режиссёры выпустили два мультфильма: «Кошмар перед Рождеством» и «Джеймс и гигантский персик». Оба продюсировал Бёртон, но из-за загруженности на съёмках других проектов выступать ещё и режиссёром он просто не мог — и обратился за помощью к Селику.
Свой первый собственный кукольный мультфильм — «Труп невесты» — Бёртон снял только в 2005 году. А через семь лет создал stop-motion ремейк своей старой короткометражки «Франкенвини». Несмотря на свою любовь к ностальгической неидеальной stop-motion анимации, Бёртон всё же предпочитал сглаживать движения кукол в мультфильмах с помощью CGI. В результате куклы в его картинах едва отличимы от 3D-моделей.
Режиссёр Генри Селик тоже продолжил заниматься кукольной анимацией — в 2001 году он снял фильм «Обезьянья кость», в котором совместил stop-motion мультипликацию со съёмкой в реальном времени.
Вскоре после этого постановщика позвал на съёмки своего нового фильма Уэс Андерсон. Студия Селика работала над несколькими stop-motion сценами в «Водной жизни Стива Зиссу», а по окончании съёмок авторы договорились создать совместный проект по произведению Роальда Даля «Бесподобный мистер Фокс».
К сожалению, Селик ушёл из проекта, чтобы начать работу над собственной картиной, и в 2009 году выпустил кукольный фильм «Коралина в Стране Кошмаров» по роману Нила Геймана. В том же году вышел и первый stop-motion мультфильм Андерсона «Бесподобный мистер Фокс».
Уэс Андерсон — один из немногих современных режиссёров, предпочитающих stop-motion компьютерной графике в качестве спецэффекта. Впервые применив эту технику в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон потом не раз возвращался к ней: в stop-motion полностью сняты два его мультфильма, а также несколько сцен в игровом фильме «Отель Гранд Будапешт».
Использовать кукол вместо CGI в «Водной жизни Стива Зиссу» и «Отеле Гранд Будапешт» — важное решение для Андерсона, которое окончательно сформировало его уникальный и легкоузнаваемый авторский стиль.
Stop-motion в фильмах Андерсона подчёркивает театральность происходящего на экране: даже съёмки игровых сцен как будто проходят в кукольном домике, где всё вокруг игрушечное и хрупкое, готовое вот-вот рассыпаться. В таком контексте кукольная анимация выглядит логичным продолжением кадра и смотрится гораздо уместнее, чем «вылизанный» CGI.
Вдохновлённый опытом сотрудничества с Селиком и его stop-motion анимацией в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон решился на необычный для себя формат и начал работу над кукольным мультфильмом «Бесподобный мистер Фокс». С анимацией ему помогала студия Йена Маккиннона и Питера Сандерса, известная сотрудничеством с Бёртоном и Селиком.
Несмотря на своё увлечение визуальной эстетикой stop-motion, Андерсон не был экспертом-аниматором и никогда сам не работал с куклами. Сотрудничавшие с ним Маккиннон и Сандерс отмечали, что работать над мультфильмом им приходилось на грани своих возможностей: режиссёр часто давал им практически невыполнимые задачи, и аниматорам потребовалась крайняя изобретательность, чтобы максимально точно передать замысел Уэса Андерсона. Например, в сценах с купанием, им пришлось разрезать куклы пополам: вода была сделана из стекла, так что «погрузить» персонажей в неё было невозможно.
Как и Тим Бёртон, Андерсон хотел, чтобы зрители видели: перед ними картина в stop-motion. Однако в этом режиссёр пошёл дальше всех своих коллег: вместо привычных глазу 24 кадров, он предложил частоту 12 кадров в секунду. Получилось, что пушистые куклы в «Бесподобном мистере Фоксе» не только выглядят как детские игрушки, но и двигаются так, будто их анимировал ребёнок. Фильму удалось передать наивность первых stop-motion мультфильмов с их резковатой и слегка неказистой анимацией.
В итоге неопытность Андерсона в работе со stop-motion пошла ему на руку: фильм получился свежим и во многом экспериментальным для современной анимации. Поначалу скептически настроенные Маккиннон и Сандерс признали: режиссёр заставил их по-новому взглянуть на привычную технику съёмки, которую они совершенствовали годами.
После первого удачного эксперимента Уэс Андерсон вернулся в stop-motion анимацию в 2016 году, начав работу над своим вторым мультфильмом «Остров собак».
Когда аниматор Марк Уоринг обсуждал с Андерсоном их будущую коллаборацию, режиссёр сказал, что в первую очередь хочет, чтобы зрители сразу видели: перед ними stop-motion картина, а не CGI-мультфильм.
В «Острове собак» действительно видна рука аниматора: каждый кадр полон маленьких деталей и снят с любовью и заботой. Для съёмок использовали 240 сцен и тысячу кукол (500 людей и 500 собак). Такое количество легко объяснить: у всех персонажей было три куклы разного размера для съёмки крупным и дальним планом.
Создатели экспериментировали с материалами и способами сборки, так что все куклы получились разными: людям сделали съёмные лица и обтянули резиновой «кожей», а собак слепили из пластилина на металлическом каркасе. В создании кукол помогли и новые технологии: собак-роботов, например, распечатали на 3D-принтере.
Главной задачей аниматоров, работавших над «Островом собак», было оставить собственный почерк в каждом кадре: будто чьи-то руки вот-вот появятся на экране, чтобы в очередной раз подвинуть кукол. Этот эффект создавался через множество мелочей. Например, аниматоры не укладывали шерсть собак специально для каждого отдельного кадра: волоски сами слегка меняли положение, когда куклу передвигали.
Такая нарочитая небрежность и уже традиционная для мультфильмов Андерсона частота съёмки 12 кадров в секунду помогла создать эффект присутствия аниматора: получившийся мультфильм не идеален, а шероховатости stop-motion анимации не сглажены CGI — наоборот, они всеми способами подчёркнуты.
Сегодня stop-motion анимация воспринимается как ретроградство: это устаревшая, затратная и трудоёмкая техника, требующая много сил, времени и денег. Далеко не у каждого режиссёра есть желание и возможность поработать с куклами. В таких условиях использование кукольной анимации уже само по себе — смелое художественное высказывание. Но на примере «Острова собак» видно, что несмотря на риск, связанный с таким экспериментальным подходом, современные stop-motion картины всё же окупаются: картина стала самым крупным стартом в карьере Андерсона.
Для самого Уэса Андерсона, как и для многих других режиссёров, stop-motion — это ностальгия по детским годам: по фильмам Рэя Харрихаузена и телевизионным короткометражкам от студии Rankin/Bass Productions, знакомым каждому американскому ребёнку. Возможно, «Остров собак» вдохновит новое поколение будущих режиссёров на работу со stop-motion анимацией.
Сегодня stop-motion почти полностью перешёл на короткометражный формат: реклама, музыкальные видеоклипы и иногда мультфильмы. Об историческом значении традиционной кукольной анимации нам напоминают лишь редкие ленты вроде «Острова собак». Но пока такие фильмы продолжают появляться, о полном исчезновении кукольной анимации говорить рано.