сторонники какой теории искали измеритель абсолютных величин полезности какого либо блага
Теория предельной полезности
Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1854 года, а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. Визер.
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Макроэкономическая теория зародилась из исследований деловых циклов и денег как экономической категории. По мнению ранних исследователей, денежные (монетарные) факторы не влияют на реальные показатели, такие как реальный объём производства. Джон Мейнард Кейнс подверг эти взгляды критике, создав «Общую теорию», в которой функционирование экономики описывалось не с точки зрения отдельных субъектов экономики (фирм и домохозяйств), а с точки зрения экономики в целом (агрегированными показателями). В.
Экономическая теория общего равновесия (англ. general equilibrium) описывает поведение спроса, предложения и цен на нескольких взаимосвязанных рынках. В узком смысле под общим равновесием понимается одновременное равновесное состояние всех рынков данной экономики. Тем самым теория общего равновесия противопоставляется теории частичного равновесия, в которой рынки рассматриваются изолированно друг от друга.
У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.
В последнее время государственные структуры все чаще проявляют интерес к оцениванию государственных программ и проводимых политик. Большим спросом пользуются различные методы оценивания, направленные на измерение социального эффекта программы, выявление непосредственных бенефициариев и адресатов. Активно разрабатывается методология оценивания для отраслевых политик, которая в дальнейшем будет внедрена в качестве элемента программно-политического цикла.
В экономической наука благо называется конкурентным (англ. rival, rivalrous), если его потребление одним агентом препятствует одновременному его потреблению другими агентами.. Благо считается неконкурентным (англ. non-rival, non-rivalrous), если при любом объёме производства стоимость предоставления этого блага дополнительному потребителю равна нулю. Таким образом, любой товар можно характеризовать точкой континуума, который простирается от абсолютной конкурентности до абсолютной неконкурентности.
В экономической теории под абсолютным преимуществом понимается способность предпринимателя, компании или страны произвести большее количество качественного продукта, используя одинаковое, определённое количество ресурсов. Преимущество в производстве определённых товаров и услуг может быть обусловлено благоприятными природными и климатическими условиями, дешевизной и легкодоступностью сырья, особыми знаниями и навыками в производстве товаров и другими особыми факторами производства. Понятие абсолютного.
Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Полезность – способность блага удовлетворять потребности. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельной полезности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.
На рисунке б в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем. Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность, т.е. мы рассматриваем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы.
Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины. Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:
Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.
Кардиналисты были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности.
Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.
Свойства кривой безразличия:
1. Имеет отрицательный наклон и вогнута к началу координат;
2. Множество кривых безразличий в одной системе координат называется «картой кривых безразличий»;
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются, т.е. они параллельны;
4. Предпочтительнее та кривая безразличия, которая лежит выше и правее.
Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода. Равновесие потребителя может быть показано графически с помощью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В.
Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т. д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. ниже).
Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рисунке пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия.
Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS).
Вопрос 7 Кардиналистская (количественная) теория предельной полезности. Законы Госсена.
Кардиналистская (количественная) теория предельной полезности. Законы Госсена.
ОТВЕТ
КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921) и Л. Вальрас (1834–1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Сторонником этой теории был А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.
Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:
где TU – общая полезность данного набора благ; Q, A, Q в, Q z – объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2).
Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.
Рис. 7.1. Общая полезность
Рис. 7.2. Предельная полезность
Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 7.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (Q A), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь Q в дополнительной полезности.
Рис. 7.3. Убывающая предельная полезность
Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810–1859), сформулировавшего его в 1854 г.
Данный закон заключает в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.
Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.
Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.
ДЖЕВОНС Уильям Стенли (1835–1882), английский экономист и статистик, представитель математической школы экономический мысли. Его работа «Теория политэкономии» (1871) стала одной из основополагающих работ маржинализма. Имя Джевонса символизировало разрыв математической школы с маржинализмом, превращение математики из метода изложения в метод исследования. Джевонс сформулировал уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.
ГОССЕН Герман Генрих (1810–1858), немецкий экономист, основоположник теории предельной полезности, представитель математической школы. Цель экономической науки, по мнению Госсена, – помогать человеку в получении им максимума наслаждений. Он первым сформулировал закон психологической оценки благ. Теория потребления Госсена известна под именем двух законов Госсена.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 9 Теория предельной производительности
Глава 9 Теория предельной производительности Производственные функцииОртодоксальная теория фирмы выдвигает сильную предпосылку, что всегда можно определить функцию, так называемую производственную функцию, которая дает максимальный физический объем выпуска при всех
1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями
4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса По мнению Джевонса, для экономики самое главное – это максимизировать удовольствие. То, насколько полезно благо, которое у нас есть, зависит от количества, которым мы располагаем: и =f(x). По мнению Джевонса, степень полезности –
Тема 3 СОБСТВЕННОСТЬ. ЗАКОНЫ СОБСТВЕННОСТИ И ЗАКОНЫ ПРИСВОЕНИЯ
Тема 3 СОБСТВЕННОСТЬ. ЗАКОНЫ СОБСТВЕННОСТИ И ЗАКОНЫ ПРИСВОЕНИЯ 3.1. Социально-экономическое содержание собственности. Экономическая и юридическая стороны собственности. Формы прав собственностиВ анализе собственности первое представление о ней обычно связывается с
1. Закон предельной полезности
1. Закон предельной полезности Деятельность сортирует и ранжирует; изначально она знает только порядковые, а не количественные числительные. Но внешний мир, к которому действующий человек должен приспосабливать свое поведение, это мир количественной
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом.
9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность
9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура
Количественная оценка ИТ-рисков
Количественная оценка ИТ-рисков Количественная оценка рисков – это трансформация идентифицированного списка в основную таблицу рисков на основе количественного анализа характеристик неопределенности (распределения вероятностей, диапазона изменения неопределенных
3.6. Качественная и количественная гибкость
3.6. Качественная и количественная гибкость Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реагировать на изменениеспроса. Логистика предлагает адаптироваться к изменяющимся условиям за счет запаса
1. Теория предельной полезности как теория ценообразования
1. Теория предельной полезности как теория ценообразования Одним из основных постулатов классической политической экономии являлось положение, что в основе стоимости и цены товаров лежат затраты труда (или, в другом варианте — издержки производства). Но одновременно
1. Теория предельной производительности Дж. Кларка
1. Теория предельной производительности Дж. Кларка В теории издержек производства австрийской школы в рамках концепции альтернативных затрат ценность производительных благ приравнивалась к ценности принесенных им в жертву благ, приносящих непосредственное
Сторонники какой теории искали измеритель абсолютных величин полезности какого либо блага
Принципы убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать на простом примере, который и поможет нам понять, что такое ʼʼпотребительское равновесиеʼʼ. Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенной на покупку. Предположим, что бутерброд стоит 10 рублей, а бутылка газированной воды 20 рублей. Всего потребитель может истратить 100 рублей. В каком соотношении он закажет бутерброды и ʼʼгазировкуʼʼ? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одной бутылки ʼʼгазировкиʼʼ.
Но рациональный потребитель так, скорее всего не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтет съесть 8 бутербродов, запив их бутылкой ʼʼгазировкиʼʼ, который принесет ему в данном наборе куда больше удовольствия, а, следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придет к выводу, что следует ограничиться 6 бутербродами и выпить 2 бутылки ʼʼгазировкиʼʼ.
Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а ʼʼгазировкиʼʼ уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в данный набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведет лишь к уменьшению этой общей полезности.Другими словами, наш потребитель достигнет точки ʼʼпотребительского равновесияʼʼ.
Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого.
При этом практика показала и большой недостаток кардиналистскогоподхода к измерению полезности. В частности,практика выяснила тот факт, что полезность нельзя измерить количественно. Этот вывод сделал итальянский экономист Вильфредо Парето (1848 – 1923). То есть, вывод Парето, практически означал отказ от концепции предельной полезности в ее первоначальном виде. Одновременно это подвигло многих экономистов поиску новых способов объяснения потребительского поведения на базе более реалистических допущений, сближающих теоретическое объяснение с практикой.
Первые шаги в данном направлении были сделаны российским экономистом Е. Е. Слуцким (1880 – 1948) в статье ʼʼК теории сбалансированного бюджета потребителяʼʼ. Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллана(1906 – 1983) и Джона Р. Хикса (1904 – 1989) ʼʼПересмотр теории ценностиʼʼ (1934).
Центральная идеяординалистского подходадолжна быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценные наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, наш потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на базе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих.
Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), к примеру, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствии более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой функции и будут выражать только расстановку (ранжирование последовательность, порядок) определенных групп равновесных наборов блаᴦ.
Тем не менее, экономисты эффективно используют обе функции полезности. Даже кардиналистскую (количественную).
В частности, используя количественную (кардиналистскую) функцию полезности, можно охарактеризовать не толькообщую полезность, но и предельную полезность – ᴛ.ᴇ. дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Экономисты обозначают ее как MU – marginal utilitу.
MU – предельная (приростная, дополнительная) полезность;
∆U – изменения полезности (прирост или уменьшение);
∆Х – изменения количества потребляемого блага (прирост или уменьшение).
Теория предельной полезности строится на предположениях˸
2) потребитель стремится получить максимальное удовлетворение (полезность), используя свой ограниченный доход;
3) за относительно короткий период времени, в течение которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции падает, так как потребность в данном конкретном продукте постепенно удовлетворяется, или ʼʼнасыщаетсяʼʼ. Так, экономисты открыли и сформулировали закон убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности гласит, что мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же товара, растет общая полезность (TU), получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность (MU) данного товара имеет тенденцию к сокращению.
Так, в случае если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго – 4, третьего – 2, а четвертого – 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1) Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. К примеру, в случае если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU), при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т.д.
То есть, в случае если общая полезность (TU) растет до известного предела, то предельная полезность сразу начинает падать. Эта динамика изображена на рисунке 5.
Рис.5. График общей (TU) и предельной полезности (MU)
Этот закон должна быть представлен с помощью таблицы.
Количество потребленного товара | Общая полезность | Предельная полезность |
(4 – 0 = 0) | ||
(7 – 4 =3) | ||
(9 – 7 = 2) | ||
(10 – 9 = 1) | ||
(10 – 10 = 0) |
Из таблицы видно, что хотя общая полезность увеличивается до 10, темпы этого увеличения все время снижаются. Это означает, что предельная полезность будет сокращаться. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Или, еще проще˸ полезность обратно пропорциональна количествупотребляемого блага.
Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, в связи с этим ее оценки все меньше. В случае если блага не хватает на менее насущные потребности, а хватает только на более насущные потребности, то оценка этого блага выше и определяется оценкой последней его партии.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек дает ту или иную оценку вещи исходя из того, какую пользу она ему приносит. В случае если, к примеру, человеку для удовлетворения его производственных и личных потребностей крайне важно иметь 10 ведер воды, а в его распоряжении имеется 50, то излишек воды в 40 ведер не будет обладать никакой ценностью. В случае если же у него останется только 10 ведер воды, то каждое из них приобретет ценность, ибо лишение хотя бы одного из них не позволит человеку удовлетворить ту или иную потребность. Именно в связи с этим предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь еще может рациональным образом употребляться.
Математически, общая полезность равна сумме предельных полезностей˸
К примеру, TU5 = MU1-5 = 4 + 3 + 2 + 1 = 10
В таблице для этого крайне важно – от значения нижней строчки (колонки 2) отнять значения верхней строчки той же колонки.
К примеру, MU4 = 10 – 9 = 1.
По данной таблице и строятся кривые TU и MU.
Убывающая предельная полезность помогает также объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем же – каждая добавляемая порция товара удовлетворяют все менее настоятельную потребность, и ценится меньше, чем предыдущие. Именно этим объясняется крайне важно сть понижения цены, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого товара.
Как должна быть использован закон убывающей предельной полезности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 рублей. Предположим также, что имеется всего два товара˸ А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами исходя из их полезности?
Оценим предельную полезность товаров А и Б в баллах исходя из наших субъективных представлений и поместим в соответствующие графы таблицы 3. Согласно нашей оценке, наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. При этом мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара А. Мы принимаем решение о покупке, исходя из полезности на единицу затраченных средств, ᴛ.ᴇ. на 1руб.
Количество, шт. | Товар А (цена 50 руб.) | Товар Б (цена 100 руб.) | |
Предельная полезность MU | Предельная полезность на 1 руб. MU/P | Предельная полезность | Предельная полезность на 1 руб. MU/P |
0,1 | 0,09 | ||
0,08 | 0,06 | ||
0,06 | 0,05 | ||
0,04 | 0,03 | ||
0,02 | 0,01 |
Данные предельной полезности на 1 руб. будут иными, в связи с этим максимально удовлетворит наши потребности покупка трех единиц товара А и двух единиц товара Б. Или˸ TU = 12 (5 + 4 + 3) + 15(9 + 6) = 27 ютилей.
Любая другая комбинация количеств товаров А и Б при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств (350 руб.) даст меньшую суммарную полезность для покупателя.
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценамравны. Или математически это можно выразить формулой˸
После преобразования, используя свойства пропорций, мы получим формулу максимизации полезности.
Что произойдет, в случае если цена товара Б снизится вдвое? Тогда на те же 350 рублей мы купим три единицы товара А и четыре единицы товара Б.
Эту же формулу можно вывести из графика кривых безразличия (изоквант) и изокост. Она, в частности, является выражением условий, при которых изокоста является касательной линией к изокосте (через тангенс равного угла наклона изокванты и изокосты).
Правило максимизации полезности гласит˸ потребитель может максимизировать полезность таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на продукт А, а также последний рубль, израсходованный на продукт Б и т.д., принесут ему одинаковое количество добавочной или предельной полезности.
Уравнение утверждает, что потребитель, максимизирующий полезность, покупает два товара таким образом, что их предельные полезности в расчете на 1 рубль равны.
Общее условие равновесия потребителя (эквимаржинальный принцип или принцип равной полезности) указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на 1 рубль, затрачиваемый на каждый из товаров.
Теперь воспользуемся ординалистским подходом для определения условий равновесия потребителя. Инструментом такого анализа являются криваябезразличия (изокванта) и кривая равной стоимости (изокоста или бюджетная линия).