стоянка для служебного транспорта в каких случаях законно
Стоянка для служебного транспорта в каких случаях законно
Статья 12. Требования к парковке общего пользования
1. Парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
2. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.
4. Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
5. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
6. При размещении парковок общего пользования на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения.
7. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.
8. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
9. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.
11. Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения.
12. Пользователи парковок общего пользования при размещении транспортных средств обязаны соблюдать правила пользования парковками общего пользования, установленные владельцами парковок. Владельцы парковок общего пользования обязаны размещать правила пользования парковками общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.
13. Контроль за соблюдением правил пользования парковками общего пользования осуществляется владельцами таких парковок.
14. Контроль за соблюдением требований к парковкам общего пользования, установленных настоящей статьей, осуществляется органами, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.
Паркуемся по-новому: требования к парковкам для юрлиц и ИП с 2020 года
grgroupstock / Depositphotos.com |
С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса России от 17 мая 2018 г. № 199 (далее – приказ № 199), которым утверждены новые требования к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств (далее – ТС), принадлежащих юрлицам и ИП. Они касаются перевозчиков, осуществляющих коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Изменение правил парковки связано с поправками, внесенными в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 480-ФЗ. Документом, в частности, была исключена статья, регламентирующая порядок организации стоянки ТС, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время. Вместо этого введена норма, обязывающая юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, обеспечивать стоянку ТС во внерабочее время на парковках, соответствующих установленным Минтрансом России требованиям.
Как изменилась сфера регулирования приказа?
На протяжении нескольких лет (с 15 июля 2016 года по 1 января 2020 года) в целях регулирования порядка организации парковок для перевозчиков применялся приказ Минтранса России от 19 апреля 2016 г. № 108. Документ касался только стоянки в ночное время ТС, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя. Новый же приказ распространяет свое действие не только на послесменный (по окончании смены водителя), но и на междурейсовый (по возвращении из рейса) период.
Кроме того, уточнены виды перевозок, которые затрагивают обновленные правила, – если ранее специальные требования распространялись только на ТС, используемые для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, то теперь – и на коммерческие перевозки, и на перевозки (перемещение лиц или материальных объектов) для собственных нужд, осуществляемые без заключения договоров перевозки или фрахтования.
Также введена оговорка в части места организации специальных парковок – в действующей редакции приказа речь идет о парковках в границах городских поселений, округов и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. До этого указаний относительно территориального расположения парковок не было.
Какие требования сохранены?
В новом приказе сохранились общие требования, касающиеся:
Какие новые требования введены?
Главным нововведением приказа № 199 является установление запрета на создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Это означает, что перевозчики не могут устраивать парковки на дворовых территориях жилых домов.
Помимо этого, теперь при размещении парковок перевозчиками – юрлицами и ИП должны учитываться требования, касающиеся разрыва от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. Речь идет о расстоянии (в метрах) от парковок до фасадов жилых домов, включая торцы жилых домов без окон, территорий школ, детских учреждений, профтехучилищ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, а также территорий больниц, открытых спортивных сооружений общего пользования, мест отдыха населения (садов, скверов, парков). Соответствующие значения отражены в таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74.
Какие требования исключены?
В новых требованиях нет указаний на необходимость организации въезда на парковку (выезда с парковки) ТС с использованием средств, ограничивающих проезд (шлагбаум, ворота), а также оборудования камерами видеонаблюдения или стационарными постами охраны. Равно, как нет и оговорки о размещении на территории парковки по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения: туалета; помещения для уборочной техники, отдыха обслуживающего персонала, охраны; противопожарного инвентаря и средств пожаротушения; пунктов общепита, оказания первой медпомощи; объектов дорожного сервиса; контейнеров-мусоросборников, а также помещений для проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, предрейсового и послерейсового медосмотра водителей ТС.
Какова ответственность за нарушение требований?
Согласно разъяснениям Минтранса России, опубликованным на его официальном сайте 24 октября 2019 года, ответственность за нарушение обновленных правил парковки для юрлиц и ИП еще не установлена.
Отметим, в КоАП пока осталась норма об ответственности за стоянку в ночное время автобуса, трамвая или троллейбуса, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, вне установленных мест (она предусматривает штраф для водителя в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц – 10 тыс. руб., для юрлиц – 20 тыс. руб.) (ч. 3 ст. 11.33 КоАП РФ). Однако, поскольку ст. 33 Закона № 220-ФЗ, предусматривавшая обязанность осуществлять стоянку ТС, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время на парковках, соответствующих требованиям Минтранса России, с 29 декабря 2017 года утратила силу, то и норма об ответственности за неисполнение этой обязанности на практике не применяется.
Минтранс России подчеркнул, что вопросы дальнейшего применения норм, устанавливающих требования к парковкам для транспорта юрлиц и ИП, в том числе введения административной ответственности за их нарушение, будут рассматриваться в рамках проводимой работы по формированию новой модели правового регулирования и планируемого переиздания КоАП РФ. «Эта работа направлена на формирование современной эффективной системы регулирования, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня. Данная задача решается в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени позволяют предотвратить негативные последствия их реализации», – резюмировали представители министерства.
Несмотря на то, что новые требования вступили в силу с начала текущего года, пока никаких корректировок в КоАП РФ в этой части внесено не было. Но все же целесообразно соблюдать установленные требования уже сегодня.
Будет ли штраф за парковку на месте служебного транспорта?
Каждый водитель хоть раз встречался с табличкой «парковка только для служебного транспорта» и наверняка задавался вопросом о том, законно ли будет оставить авто на этом месте? И вообще, имеют ли такие таблички силу и законно ли их устанавливать?
Чаще всего подобные знаки можно увидеть на парковке каких-либо административных учреждений. И выглядят они как напоминание о том, что оставлять свои транспортные средства здесь могут только избранные. Как правило, обычные водители не рискую занимать эти «места под солнцем», потому что боятся нарваться на штраф.
Но имеют ли эти знаки реальную силу? Ответ можно найти, если обратиться к своду правил дорожного движения, а именно к восьмому пункту, где как раз таки и описаны все информационные таблички, которые разрешено устанавливать. И там нет ни единого упоминания о таких табличках, как «только для служебного транспорта» либо «Парковка для клиентов». А раз о них нет никакой информации в ПДД, значит установка таких знаков была произведена по инициативе организации, они не могут ничего вам запретить, а только рекомендовать.
Из этого следует, что вы можете парковаться на этом месте, конечно, если не боитесь вступать в открытые конфликты. Потому что на таких парковках обычно всего имеется специально обученный человек, который всячески будет препятствовать тому, что свою машину оставил кто-то кроме избранных. Если вы не жалеете своего времени и нервов, то можете смело доказывать свою правоту, ссылаясь на правила дорожного движения.
ГИБДД довольно продолжительное время не обращало никакого внимания на такие таблички. Однако, последнее время ведомство зашевелилось и теперь встретить такие самовольно установленные знаки можно гораздо реже.
Но праздновать торжество равенства еще рано, потому как все же имеются знаки, которые на вполне законных основаниях запрещают парковаться кому попало на определенных местах. Об этом говорит появление новой информационной таблички, которую начали устанавливать с апреля 2015 года — «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений». Она отмечена в пункте 8.9.1 правил дорожного движения. Долгое время она игнорировалась, но в последнее время стала появляться все чаще.
Она предназначена для того, чтобы выделить необходимые парковочные места для определенной группы лиц. Обычно такие таблички стоят на парковках во въезд дворов многоквартирных домой в новых микрорайонах или у организаций, чтобы парковкой могли спокойно пользоваться жильцы и работники. Для того, чтобы у вас была возможность оставить там машину, необходимо получить специальное разрешение. Выдают его местные власти, при этом автомобиль заносится в систему и после этого его можно будет оставить на соответствующем месте.
В отличие от «самопальных» табличек, такие знаки устанавливаются на законных основаниях, поэтому если вы оставите там свое транспортное средство, то можете нарваться на штраф, которые приравнивается к штрафу за парковку в неположенном месте. А последнее время сразу же под табличкой стал устанавливаться и знак эвакуатора, что принесет вдвое больше проблем.
Почему ограничивают мое право на парковку?
Вожу машину в Москве, и у меня неоднократно возникал вопрос: насколько законны таблички «Парковка только для своих»?
Например, я парковался в районе Мясницкой улицы. У одного из ведомств под вполне законным знаком «Парковка» висит табличка «Парковка только для а/м министерства такого-то ». Причем выглядит она нормально, светоотражающая. На мой вопрос парковщику, на каком основании обычная муниципальная парковка вдруг оказалась огорожена конусами, внятного ответа я не получил.
Скажите, насколько это законно? Как мне быстро понять, может ли кто-то ограничивать мое право на парковку?
Парковки с такими табличками в Москве чаще всего похожи на самые обычные: разметка, кармашек у дороги, знак «Парковка». Но при этом висят таблички и иногда стоят конусы.
Владислав, такие таблички у знаков «Парковка» все чаще появляются рядом не только с федеральными министерствами и ведомствами, но и с магазинами, торговыми центрами и салонами красоты. На них пишут: «Только для клиентов», а иногда даже пытаются выгонять со стоянок граждан, которые клиентами не являются. Но такие таблички, независимо от того, какое ведомство их повесило, — не более чем рекомендация для водителей.
Водители обязаны соблюдать требования дорожных знаков
Водители обязаны знать и соблюдать требования правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Парковка, или парковочное место, в соответствии с ПДД обозначается специальным знаком 6.4. Это знак дополнительной информации. Он ничего не запрещает и не разрешает, просто указывает, что на определенной территории можно парковаться.
Часто этот знак используют со знаками дополнительной информации — их называют табличками. Например, знак 8.9 ограничивает длительность стоянки на парковке, знак 8.9.1 разрешает стоянку на парковке только владельцам парковочных разрешений, а знак 8.8 уведомляет, что парковка в этом места платная.
Полный перечень табличек, с которыми может использоваться знак «Парковка», есть в главе 12 ПДД РФ. Но не спешите искать там табличку «Парковка разрешена только сотрудникам прокуратуры и следственного комитета». Такой знак в правилах не упоминается — его не существует в природе. А выполнять требования несуществующих знаков водители не обязаны.
Зачем тогда вешают такие таблички
Там, где не хватает парковочных мест, владельцы магазинов и торговых центров пытаются таким образом сделать себе рекламу. Получается, что их клиенты или сотрудники получают преимущество перед другими. А еще так часто делают сотрудники органов власти: они считают, что грозные слова «Только для автотранспорта министерства» отпугнут простых граждан от парковки, а значит, на ней будет больше места.
Размещать такую табличку рядом со знаком — не нарушение. Если этой таблички нет в ПДД, это не значит, что она запрещена. Просто она носит рекомендательный характер. Привлечь водителя к ответственности за то, что он оставил на такой парковке свой автомобиль, не получится: нет соответствующей статьи в КоАП. А самостоятельно устанавливать штраф за парковку на своей стоянке министерство, ведомство или торговый центр не имеют права.
О том, почему нельзя установить и взыскать штраф, которого нет в законе, мы рассказывали в статье «Штрафы на частной территории — это законно?». Если коротко, все штрафы устанавливает государство. Оно же их и взыскивает. В частном порядке, даже по решению прокурора или министра, ни установить их, ни взыскать нельзя.
Стоянка для служебного транспорта в каких случаях законно
Статья 13. Требования к платной парковке
1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.
2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.
3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.
4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.
5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.
7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.
10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующей информации:
1) обоснование необходимости пользования платными парковками, основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования;
2) дата начала пользования платными парковками;
3) предполагаемые зоны платных парковок на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
4) порядок пользования платными парковками;
5) размер и порядок осуществления оплаты за пользование парковками.