страх какой бывает прилагательные
СТРАХ
Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »
Смотреть что такое СТРАХ в других словарях:
СТРАХ
1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищ. смотреть
СТРАХ
СТРАХ
страх 1. м. 1) а) Состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от грозящей или ожидаемой опасности. б) Выражение, проявление тревоги, беспокойства, боязни. 2) а) То, что вызывает сильную боязнь, тревогу, беспокойство. б) перен. разг. Кто-л., что-л., представляющие угрозу для кого-л. 2. нареч. разг.-сниж. 1) Крайне, чрезвычайно. 2) Очень много, очень сильно. 3. предикатив 1) разг. О чувстве страха, испытываемом кем-л. 2) разг. О состоянии страха, в котором пребывает кто-л. 3) перен. разг.-сниж. Оценка чего-л. как отличающегося высшей степенью проявления какого-л. качества. 4) разг.-сниж. Употр. при выражении изумления от чего-л., восхищения или ужаса в отношении кого-л., чего-л. многочисленного или очень большого, сильного.
СТРАХ
страх Конечная часть сложных существительных, вносящая значение сл.: страхование (госстрах, соцстрах и т.п.).
СТРАХ
СТРАХ
СТРАХ
СТРАХ, 1) в психологии отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемы. смотреть
СТРАХ
СТРАХ — один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии.Религия, отмечает П. смотреть
СТРАХ
СТРАХ¹, стра́ху́, ч.1. Стан хвилювання, тривоги, неспокою, викликаний чеканням чого-небудь неприємного, небажаного.Еней од страху з плигу збився, В умі. смотреть
СТРАХ
(греч.: phobos ужас, боязнь, тревога) аффективное состояние человеческой души, которое переживается как страдание и выражается в ощущении неудовольствия. Испытывать чувство С. значит подвергаться воздействию факторов, вызывающих напряженное ожидание, преодоление которого связано со временем, как угроза изменения. В этом смысле С. выступает одним из основных определений человека, как *существа страшащегося*. В качестве достояния сознания, С. становится предметом опыта, т. е. осмысления уже пережитого, поэтому понятие С. с самого начала приобрело статус психической характеристики, и в этом качестве интерес к нему существовал на протяжении всей истории философской мысли. Помещение феномена С. в сферу действия собственно философии, в свою очередь, приводит к тому, что С., представляющий собой одну из фундаментальных категорий философского знания, становится особой формой описания сущего, которая обусловлена различными способами его истолкования в конкретных философских системах. Философская категория С. может быть определена как суждение о сущем, посредством которого оно как нечто существующее (т. е. реальность мысли, чувства, желания, переживания, поступка, состояния и фантазии) является предметом философского познания. 1. В систематической философии Г. В. Ф. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия *развитие*, характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С.; поэтому С. есть имманентное свойство любого нечто, выступающее как аспект его развития. С. потери нечто своей самостоятельности, например, выявляет изначальные предпосылки феноменологии С.: любовь (предпочтение в развитии через положенность), нарциссизм; надежда (стремление к восстановлению утраченного или приобретению нового состояния); свобода (бесконечная экстраполяция собственного нечто за пределы его самости). Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. Однако, хотя С. всегда и закрывает истину, сама истина открывается лишь тогда, когда опыт пережитого С. доводит до ее определения. В С. конечность человека (его смертность) становится очевидной. Посредством переживания С. сущее, выступающее в качестве человеческого субъекта, осознает свою отрицательность (несамостоятельность) и вновь обретает положительное содержание в абсолютной вере в Единого, в отношении которого С., выраженный в чувстве зависимости, снимается через растворение негативного (зависимого) в его отношении к сущему (Абсолюту). В пространстве самого Единого С. перед ним есть начало мудрости. Мудрый С., составляющий существенный момент свободы, заключается в освобождении от всякого случайного интереса и полагании особенного С. как чего-то ничтожного, т. е. в его преодолении (Гегель). 2. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса. В этом смысле С. (Angst) приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом. *В светлой ночи ужасающего Ничто впервые происходит простейшее раскрытие сущего как такового: открывается, что оно есть сущее, а не Ничто* (Хайдеггер). С., проявляемый как сущностный Ужас, ставящий перед бездной Ничто, представляет собой единственную настроенность в человеческом бытии, которая способна приблизить его к Ничто и допустить человеческое стояние посреди сущего в целом, в пространстве которого открывается почти нехоженый простор, где конечные существа могут сделать совокупность сущего доступной одновременно как в ее всеобщности, так и для них. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его *есть*. Однако именно безъязыкость Ничто *взывает* нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С., где Ужас нужно просто пережить, проникнуться его силой и испытать в полной мере. Так, известный догмат о сотворении мира из ничего на самом деле не уводит в область богословия, но возвращает к исходному (допсихологическому) опыту *присутствия*. 3. В философском осмыслении религии, понятой как человеческое стремление к сохранению непосредственной связи с безусловным средоточием всего существующего, сущее полагается в Абсолюте, который мыслится как единая основа и первоначало существующего. Соответственно С. выступает: а) в своих эмоциональных истоках как самая распространенная форма чувственной зависимости человека от *иного* и выражается в священном трепете (Pavor) перед всемогуществом Абсолюта (Фейербах); б) в своих религиозных истоках С. видится как традиция, которая обуславливает человеческое существование и придает ему статус подлинного бытия (Шеллинг). Религиозное понятие С., т. о., отражает ужас, живущий перед утратой всякого человеческого сознания, и, одновременно, преклонение перед абсолютным знанием, заключенным во всеобщем единстве как *подателе жизни*, который является гарантом всего существующего. 4. В религиозном экзистенциализме С. Кьеркегора С. (Angst) понимается как нечто принципиально беспредметное, т. е. объектом С. является Ничто, посредством которого и выступает сущее, поэтому С. обладает тем же значением, что и тоска, С. представляет эту тоску в ее полной страха (Angstfulde) симпатии и эгоизме. Посредством Ничто С. присутствует в состоянии невинности, как неведение, которое представляет собой принципиальную возможность нечто узнать. И поскольку в самой невинности человек не определен, он предопределен тем, что в людях грезит дух *свое иное* каждого человека. С. есть существенное определение грезящего духа как Ничто, страшащая возможность мочь, поэтому С. позволяет определиться любому сущему. *Слабо различие, установленное между мною самим и моим иным, оно как бы подвешено в полусонном состоянии, в грезах оно едва обозначено как ничто, которое может только страшиться*; *Какое воздействие имеет Ничто? Оно порождает Страх. Такова глубокая таинственность невинности: она одновременно является и страхом* (Кьеркегор). Невинность состояния неведения снимается посредством греха, природу которого объясняет психологический С.: он делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости (Кьеркегор). Обусловленное запретом, грехопадение возбуждает не только желание, но и С. Диалектическая двусмысленность древнего С. (Antiquus) выражается в том, что он есть желание того, чего страшатся, симпатическая антипатия и, одновременно, боязнь того, чего желают, антипатическая симпатия. 5. В сферу философской психологии, изначально существовавшей как наука о душе, предметом исследования которой является реальность психических процессов, в качестве сущего попадают эмоционально-волевые акты, и психологическое понятие С. концентрирует в себе эмоциональное состояние, сила которого может вылиться в аффект, в результате чего происходит отток психической энергии, а явление С. отражает энергетические всплески всех возможных аффектов человеческой психики (Аристотель). Выражая изначальную страсть человеческой души, существующую как ее особенная стихия, категория С. сближается с состоянием, формой которого является желание, конкретизирующееся в аффектах удовольствия и неудовольствия (Спиноза). Духовная жизнь человека, представленная в виде системы ассоциаций идей и впечатлений, предопределяет эту ситуацию диалектического противостояния аффектов, что приводит к ощущению недостоверности, возникающему вместе с чувством С. (Юм). Переживание С. порождает настроение удивления, которое, в свою очередь, служит импульсом к познавательной активности индивида (Декарт). Сам же С. при этом выступает специфической способностью (силой), направленной на преодоление сопротивления познаваемого (Кант). 6. В психоанализе 3. Фрейда, как методе исследования психики, направленном на выявление глубинных механизмов психической активности, сущее предстает посредством изучения трех зависимостей Я: от внешнего мира, от Оно и от *Сверх-Я*, которые согласуются с тремя видами С.: реальный С., невротический С. и С. совести. В общем значении понятие С. отражает *склонность к страху вообще* (Angstlich), т. е. *боязливость, тревожность* (Agnossie). Конкретизируя это понятие, можно выделить: *страх-боязнь* (Furcht), указывающий на объект; *страх-испуг* (Schrek), подчеркивающий действие опасности, когда еще не было *готовности к страху* (Angstbereitshaft); и, собственно, *страх-тоску* (Angst). Название *Angst* произошло от *теснота, теснина* (Angustiae), обозначающего осадок впечатления, полученного от акта рождения, когда прекращение обновления крови (т. е. внутреннего дыхания) послужило причиной токсического перевозбуждения и стало прообразом смертельной опасности. В динамическом смысле сущностью С. является аффективное переживание, которое объединяет моторные иннервации (разрядки напряжения или оттоки энергии), связанные с энергетическим бюджетом либидо (Libido) и ощущениями ряда *удовольствие неудовольствие*. В психическом смысле настоящей причиной С. является фрустрированное возбуждение, возникающее, когда либидозный позыв совершается, но не удовлетворяется; аффективный заряд этого, не нашедшего себе применения, либидо и превращается в С., становясь, в свою очередь, сигналом к последующему вытеснению; представление, подвергшееся вытеснению, искажается до неузнаваемости, и в процессе трансформации получает образное выражение в феномене жуткого. Жуткое (Unheimlich) есть одно из проявлений скрытой природы аффекта, по сути своей противоречивое, ибо его источником являются и желание, и С.; жуткое есть та разновидность пугающего, которая имеет начало в давно известном, издревле привычном (Heimlich), однако запретном и поэтому превращенном в *сокрытое*, *потаенное*, за счет отрицательной приставки *не* (un), знаменующей клеймо вытеснения. *Жутким называют все то, что должно было оставаться тайным, сокрытым, и вышло наружу* (Шеллинг). А. В. Севастеенко. смотреть
СТРАХ
Страх (тревога) также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии. В современной психиатрии и психологии принято различать страх как «эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности»; и тревогу как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности» и имеющее внутрипсихическое происхождение. В концепции динамической психиатрии страх (тревога), как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности. Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами. При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего (копинг-) поведения. Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха (тревоги) и особенно способности сосуществовать с ним. Такая способность позволяет использовать тревогу для решения задач социально-психической адаптации, действий в реальном мире без потери своей интеграции и целостности, дифференцировать реальные угрозы и «объективно» необоснованные опасения и страхи. 1. Конструктивный страх Конструктивный страх, таким образом, играет роль механизма, мобилизующего и развивающего совладания с тревогой; тормозящего излишнюю активность, контролирующего пределы деятельного «экспериментирования», допустимой любознательности и здорового любопытства в процессе реализации своей Я-идентичности на основе гибкого согласования уровня внутренней активности субъекта с реальной опасностью и сложностью актуальной ситуации. Формируясь (как и другие центральные функциональные составляющие «Я») в продуктивном симбиозе (ранних отношениях с матерью и первичной группой), он навсегда сохраняет свой межличностный характер, обеспечивая возможность в угрожающих ситуациях обращаться за помощью и принимать ее от других, а также при необходимости самому оказывать эту помощь реально нуждающимся. Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности. Конструктивный страх делает человека способным, устанавливать контакт с другими, принимать помощь, справляться с потерями, разлукой, со смертью близких, открывать границы своего Я, тем самым, далее развивать собственную идентичность, т.е. «делает человека человеком». Конструктивная личность характеризуется психологической устойчивостью (толерантностью) к тревожным переживаниям и умением принимать обоснованные, взвешенные решения в ситуациях ответственного выбора как в повседневных (стационарных), так и в экстраординарных (экстремальных) условиях. Для нее также характерна способность к контактам и активному привлечению других людей для разрешения собственных трудностей, сомнений, опасений и страхов, а также способность чувствовать тревожные переживания других и оказывать поддержку в их преодолении. 2. Деструктивный страх Деструктивный страх представляет собой деформацию (искажение) регуляторной составляющей механизма совладания с тревогой, с утратой активности, обеспечивающей психическую интеграцию личности. Неспособность усвоения опыта адекватного, дифференцированного отношения к опасным и угрожающим ситуациям, приводит к «захлестывающей» тревоге, превышающей степень реально существующей опасности, и вследствие этого к дезорганизации и социо-психической дезадаптации. Причиной деформации Я-функции страха считается атмосфера «враждебного симбиоза» в ранней фазе индивидуального развития (онтогенеза), приводящая к генерализованному восприятию угрозы, «затопляющей» слабое Я ребенка и препятствующая нормальной интеграции жизненного опыта, возможности «разделить» и совместно пережить тревогу в симбиотическом контакте с матерью. Сформированное таким образом у ребенка базисное недоверие к миру приводит к чрезмерной фрустрации его чувства безопасности, бессознательно сопровождая личность во всех ее последующих отношениях с реальностью и деформации межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы. На поведенческом уровне деструктивный страх проявляется неадекватной переоценкой реальных угроз, трудностей, проблем; неспособностью к адекватному поведению в опасных ситуациях, вплоть до панических проявлений; боязнью установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страхом перед авторитетами; боязнью любых неожиданностей; затруднениями в концентрации внимания; выраженными телесными вегетативными реакциями (потливостью, учащенным сердцебиением, головокружением), опасениями за собственное будущее; неспособностью обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях. Для деструктивно-тревожных личностей характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, трудности в самореализации, расширении своего жизненного опыта, беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполненность всевозможными опасениями за свое будущее, неспособность по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям. Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение деструктивного страха в конструктивную силу, т.е. восприятие его как двигателя развития идентичности человека, ибо каждый новый шаг по направлению к собственной идентичности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом. В этой связи предел готовности терпеть страх (сосуществовать вместе с ним) определяет возможность позитивных изменений в ходе психотерапии. 3. Дефицитарный страх Дефицитарный страх, в отличие от деструктивного означает неразвитость или блокировку механизма оповещения об опасности и неспособность сосуществовать со страхом, терпеть его, ведущее к субъективному невосприятию и игнорированию опасности. Он всегда обозначает страх перед страхом, приводящий к эмоциональной отстраненности и поверхностности в отношениях с другими, избеганию ситуаций раскрытия своего «Я», и в конечном итоге столкновений с собственной идентичностью. Причиной недоразвитости Я-функции страха является атмосфера «холодного» и безучастного первичного симбиоза (отношение матери), в которой ребенку не транслируются относящихся к нему эмоциональные состояния, переживания, опасения и тревога матери, что ведет к блокировке развития механизма опосредованного «овладения» опасностью. При этом страдает не только регуляторный, но и экзистенциальный сигнальный компонент тревоги, что проявляется в неспособности «почувствовать» страх вообще, невозможности сосуществования с тревогой и непереносимости переживаний, связанных с психическим отражением опасности, которая не воспринимается сознанием ребенка как таковая. Дефицит способности субъективно чувствовать страх рано или поздно приводит к столкновению с объективной опасностью лицом к лицу, психотравматические последствия которого и определяется последующую патогеннкю динамику развития данной Я-функции. Функциональный дефицит конструктивного страха компенсаторно вовлекает в процесс адаптации другие Я-функции, деформируя таким образом, целостную Я-структуру личности. На поведенческом уровне дефицитарный страх проявляется недооценкой или полным игнорированием объективной опасности, ощущением скуки, усталости и душевной пустоты и эмоциональной «спячки»; выраженным компенсаторным стремлением к экстремальным ситуациям, позволяющим хоть на некоторое время избавиться от «эмоционального несуществования», «проснуться», ощутить эмоциональную встряску («адреналин в крови»), почувствовать реальную жизнь; невосприятием страха и эмоциональных состояний, испытываемых другими, ведущее к эмоциональному неучастию, неадекватности в оценках действий и поступков окружающих, избеганию столкновений с внутренним «Я» другого человека, эмоциональному сглаживанию и поверхностному характеру контактов и отношений с окружающими; неспособность усвоения нового, развивающего жизненного опыта. Для дефицитарно-тревожных личностей характерны: отсутствие проявления реакции тревоги, как в обычных, так и в стрессовых ситуациях (впечатление психологической устойчивости), склонность к риску, игнорированием объективной опасности, тенденция к эмоциональному обесцениванию важных жизненных событий, глубоких чувств и эмоциональных отношений (ситуаций расставания со значимыми другими, потерь близких и т.п.); отсутствие видимых трудностей в межличностных отношениях при неспособности достичь достаточной эмоциональной глубины, недоступности истинного соучастия и сопереживания. Как средство неосознаваемой защиты от собственного страха, дефицитарный страх часто служит основой для заместительной склонности (тропизма) к употреблению алкоголя, наркотических веществ, пребыванию в криминальной среде, а также приверженности различным идеологиям силы. Три разных аспекта страха (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО). смотреть
СТРАХ
СТРАХ (стан хвилювання, тривоги, неспокою, викликаний чеканням чого-небудь неприємного, страшного), О́СТРАХ, МО́ТОРОШНІСТЬ, БОЯ́ЗНЬ, БО́ЯЗКІСТЬ, ПОБО́Ю. смотреть
СТРАХ
– психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Для классического психоанализа проблема страха – это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека. Приступив к осмыслению проблемы страха, З. Фрейд провел различие между боязнью, испугом и страхом. В его понимании боязнь означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к ней, если даже она неизвестна. Испуг – состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен. От испуга человек защищается страхом. Страх предполагает объект, которого боятся. Готовность к страху целесообразна, развитие страха нецелесообразно. Обратившись к рассмотрению страха как такового, З. Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом. Реальный страх – это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, является выражением инстинкта самосохранения. В отличие от реального невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности – дело трудное, чаще всего завершающееся бегством в болезнь. Согласно З. Фрейду, невротический страх может выражаться в различных формах. У некоторых людей наблюдается страх ожидания, связанный с различного рода предчувствиями и превращающийся в невроз страха. Существуют также всевозможные фобии, проявляющиеся в страхе перед животными, поездками по железной дороге, полетами в самолете и сопровождающиеся истерией страха. Рассматривая причины возникновения и природу страха, З. Фрейд попытался ответить на вопрос, что представляет собой так называемый первичный страх. Он готов был признать, что первое состояние страха возникает тогда, когда ребенок отделяется от матери. В то же время он выразил несогласие с О. Ранком, рассматривавшим первичный страх как следствие травмы рождения. С его точки зрения, страх может возникать и без прообраза рождения. Не разделял он и мнение о том, что первичным следует признать страх смерти. В противоположность подобным взглядам основатель психоанализа высказал предположение, что первичным является страх кастрации, связанный с переживаниями ребенка по поводу реальной или воображаемой угрозы, исходящей от его родителей, воспитателей, авторитетов. Если, например, родители замечают, что их маленький сын играет пенисом, то они могут пригрозить ему отрезать пальчик или то, чем он играет. Страх кастрации, по словам З. Фрейда, является, вероятно, тем ядром, вокруг которого впоследствии, с формированием Сверх-Я, нарастает страх совести. Согласно З. Фрейду, местом сосредоточения страха является не Оно (бессознательное), а Я (сознание). Я испытывает давление с трех сторон: на него оказывает воздействие внешний мир; Я находится во власти бессознательных влечений; ему приходится считаться с нравственными запретами и угрозами карающей совести. Если Я вынуждено признать свою слабость, то в этом случае, подчеркивал З. Фрейд, у человека возникает страх – реальный страх перед внешним миром, невротический страх перед силой страстей Оно и страх совести перед Сверх-Я. Одним из трудных вопросов, связанных с психоаналитическим пониманием истоков возникновения и природы страха, был вопрос о соотношении между вытеснением бессознательных влечений человека и образованием страха. Первоначально З. Фрейд полагал, что энергия вытеснения ведет к возникновению страха, то есть само вытеснение превращается в страх. В дальнейшем он пересмотрел свою позицию по этому вопросу. Согласно поздним представлениям З. Фрейда, при вытеснении происходит не новое психическое образование, ведущее к страху, а воспроизведение предшествующего страха. По его словам, страх создает вытеснение, а не вытеснение страх. В конечном счете основатель психоанализа был вынужден признать, что чувство страха «не поддается нашему пониманию». Вопрос о происхождении страха как такового заставляет «оставлять бесспорно психологическую почву и вступить в пограничную область физиологии». Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики сосредоточили свое внимание не только на концептуальном прояснении специфики страха как такового, но и на изучении различных видов страха. Если основатель психоанализа посвятил некоторые свои работы, включая «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), рассмотрению инфантильных страхов, то одни исследователи проявили повышенный интерес к изучению страхов младенцев (независимо от их половой принадлежности), в то время как другие – к осмыслению природы страхов девочек и женщин. В частности, Э. Эриксон (1902–1904) обратил внимание на специфические страхи, возникающие у многих девочек и женщин. В работе «Детство и общество» (1950) Э. Эриксон высказал мысль, что страх остаться пустым (орально) или быть опустошенным (анально) имеет особое качество у девочек, поскольку образ тела девочки включает такое внутреннее содержание, от которого зависит ее дальнейшее осуществление как организма, персоны и носителя определенной роли. «Этот страх быть оставленной пустой или, проще, быть оставленной, по-видимому, является самым основным женским страхом, распространяющимся на весь период жизни женщины». Данный страх обычно усиливается с каждой менструацией и дает о себе знать особенно в климактерический период. По мнению Э. Эриксона, вызываемая этим страхом тревога может выражаться или в полном подчинении мужчине, или в стремлении «поймать» его и превратить в свою собственность. В современном психоанализе обсуждение проблемы страха смещается в плоскость изучения тревожности человека. Тревожность рассматривается в качестве динамического центра неврозов. Начиная с работ К. Хорни (1885–1952), усмотревшей различие между страхом и тревогой, многие психоаналитики стали уделять большое внимание исследованию психологических условий возникновения тревожности, механизмов защиты от нее, путей и возможностей разрешения внутренних конфликтов, основанных на тревожности и ведущих к неврозам. смотреть
СТРАХ
СТРАХ
СТРАХ
страх сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? стра́ха и стра́ху, чему? стра́ху, (вижу) что? стра́х, чем? стра́хом, о чём? о стра́хе; мн. смотреть