стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов
Лучшие стратегии чтения
Основная задача чтения — получение информации. Только не всегда для этого нужно читать все. Существует три различных стиля чтения текста: беглый просмотр ( skimming ), выборочное чтение ( scanning ) и углубленное чтение ( in-depth reading ). Каждый из них используется для определенной цели.
Беглый просмотр (Skimming)
С помощью этого вида чтения мы можем быстро понять главную идею текста.
Он предполагает изучение текста путем чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов. Обычно он принимает три формы: предварительный просмотр, общий просмотр и повторный просмотр.
Предварительный просмотр
Стратегия: Прочитайте первый абзац, заголовки и первые предложения последующих абзацев.
Общий просмотр
Мы используем эту технику чтения, если хотим получит более полное представление о тексте, потому что не планируем его изучать в дальнейшем.
Стратегия: В добавок к тому, что делали при предварительном просмотре, обращайте внимание на структуру текста и ключевые слова.
Повторный просмотр
Как и следует из названия, эта техника применяется, когда нужно повторно просмотреть текст, который мы прежде читали бегло или углубленно.
Стратегия: Перед просмотром приготовьтесь запоминать как можно больше. Теперь нужно сконцентрироваться на порядке событий, структуре текста или деталях — именах, местах, терминах.
Выборочное чтение (scanning)
Сканирование отличается от беглого просмотра тем, что вы читаете не весь текст, а ищете в материале определенное слово или ответ на вопрос. Это тоже просмотр, но более тщательный.
Возможные цели: найти информацию в справочнике, рекламном объявлении, учебной статье.
Смысловое или углубленное чтение (in-depth reading)
Этот вид чтения наиболее сложный и важный, но ученик не читает вслух или переводит каждое слово. Он обращает внимание на непонятные моменты, прибегая к разъяснениям учителя только если не может самостоятельно догадаться о значении ключевого слова по контексту. Его целями могут быть:
— понимание идеи автора и ее обоснования;
— разбор раздела, абзаца или всего текста;
— чтение официального письма или документа.
4 эффективные стратегии смыслового чтения
Для достижения целей смыслового чтения прибегают к следующим стратегиям:
Стратегия “ RAP ” основана на пересказе содержания. Если, читая текст, ученик встретил непонятную фразу или абзац, он останавливается, спрашивает себя, о чем говорится в данном отрывке и старается пересказать его своими словами.
Стратегия “ RIDA ” подключает воображение: читая, представляйте себе сцены, как в фильме. Отмечайте на полях места, давшие наиболее яркие образы.
Метод пяти “ S ” помогает выбрать правильный стиль чтения, чтобы не терять время, хотя занимает более 10 минут.
Данная стратегия предполагает следующие этапы:
Перечисленные стили и стратегии подходят не только для учеников, но и для учителей, читающих английскую литературу или академические статьи. Перечислены универсальные приёмы, которые пригодятся всем для достижения целей чтения на любом языке.
«Смысловое чтение»
В работе представлены стратегии для освоения смыслового чтения. Рекомендовано для изучения любого предмета учебной и научной литературы в любом классе.
Просмотр содержимого документа
«»Смысловое чтение»»
Материал подготовила педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №10
Любовь Александровна Костык
21–22 января 2016 года в г. амстердам (нидерланды) состоялась Третья конференция по вопросам грамотности в Европе сетевого проекта ELINET (ELINET – это Европейская сеть по вопросам политики в области грамотности), главным событием которой, как и проекта в целом, стало принятие Декларации права на грамотность граждан Европы, подписанной всеми участниками конференции. в Преамбуле этого документа говорится:
Чтение как понимание
Существенным шагом в решении проблемы грамотности молодого поколения стал переход системы российского образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых особое внимание уделено чтению, представленному в трех его миссиях-задачах:
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ЭТО…УМЕНИЯ…
Уровни понимания текста
модель понимания текста при чтении может быть описана с помощью
Треугольник Д. Кука
В треугольнике сведены воедино характеристики:
Фазы/этапы работы с текстом
а теперь давайте прочитаем текст:
Стратегии чтения. Джером брунер
Работа с текстом в традиционной и инновационной методике
«Смысловое чтение»
Содержимое разработки
Материал подготовила педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №10
Любовь Александровна Костык
21–22 января 2016 года в г. амстердам (нидерланды) состоялась Третья конференция по вопросам грамотности в Европе сетевого проекта ELINET (ELINET – это Европейская сеть по вопросам политики в области грамотности), главным событием которой, как и проекта в целом, стало принятие Декларации права на грамотность граждан Европы, подписанной всеми участниками конференции. в Преамбуле этого документа говорится:
Чтение как понимание
Существенным шагом в решении проблемы грамотности молодого поколения стал переход системы российского образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых особое внимание уделено чтению, представленному в трех его миссиях-задачах:
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ЭТО…УМЕНИЯ…
Уровни понимания текста
модель понимания текста при чтении может быть описана с помощью
Треугольник Д. Кука
В треугольнике сведены воедино характеристики:
Фазы/этапы работы с текстом
а теперь давайте прочитаем текст:
Стратегии чтения. Джером брунер
Работа с текстом в традиционной и инновационной методике
Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?
Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться
Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015).
Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».
Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:
Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.
Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.
Вид | Цель | Задания |
Просмотровое | Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте. | Просмотрите текст и определите… Просмотрите текст и объясните… |
Ознакомительное = беглое | Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали. | Прочитайте и определите главную мысль… Какая проблема поднимается в тексте? |
Изучающее | Полное точное понимание содержания. | Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы. Ответьте на вопросы. |
Поисковое | Нахождение значимых элементов информации. | Найдите в тексте… |
Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.
Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП
Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.
Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).
Прием «Мышление под прямым углом»
Граф-схема 1
Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:
Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством использования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.
Схема 2
Прием «Мышление под прямым углом»
Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддерживает эти идеи или что является основными характеристиками.
Граф-схема 3
Граф-схема 4 «Фиш-бон»(Разработал Дж. Белокс).
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить
Схема 5 «Солнышко, или Понятийное колесо»
Данная схема дает возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях — вспомнить предыдущий изученный материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.
Схема 6
Известное определение _______________________________________________
Одно хорошее предложение с данным понятием __________________________
Собственный вариант определения _____________________________________
Хорошее определение из другого источника _____________________________
Схема 7
Таблица-«синтез»(Разработал И.О. Загашев)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) до прочтения | ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА (СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ) | ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
во время чтения 1. | ||
2. |
Схема 8 Объект, явление
Раздел 1 | Раздел 2 |
Главная идея | Главная идея |
Поддерживающие факты, детали: | Поддерживающие факты, детали: |
Схема 9 «Соответствие»
Количество понятий может быть различным.
Необходимо установить соответствие между понятиями, фрагментами их определений, а также примерами, их подтверждающими.
Понятие 1
Понятие 2 Фрагмент определения понятия 2
Фрагмент определения понятия 1
Пример, характеризующий понятие 1 Пример, характеризующий понятие 2 и т.д.
Схема 1
Схема 2
Таблица традиционная, в которой сравниваются разные объекты или явления по каким-либо основаниям.
Схема 3
Схема 4 «Концептуальная таблица»
Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категория Сравнения | Категория Сравнения | Категория Сравнения |
Персоналии, факты | ||
Персоналии, факты |
Схема 5
«Сводная таблица»(Описана Дж. Беллансом)
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Тема! | Тема 2 | Линия сравнения | ТемаЗ | Тема 4 |
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
Эффективность данного приема повышается, если «линии сравнения», то есть характеристики, по которым сравниваются различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
Схема 1
Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал»
Данная таблица может быть использована не только для работы с повествовательным текстом, она может быть использована практически для всех учебных текстов и предназначена для сбора и осознания уже имеющегося материала по определенному вопросу и расширения знаний и их систематизации.
Разработала этот прием в 1986 году Донна Огл.
3 — что мы знаем | X — что мы хотим узнать Различные аспекты дайной темы | У — что мы узнали, и что нам осталось узнать Здесь указываются конкретные аспекты, освещенные на занятии и те вопросы, которые остались для слушателей не выясненными. |
Работа может быть продолжена на уроке или дома, где ученики должны будут заполнить новую таблицу.
Задание по работе с данной таблицей ученики могут выполнять индивидуально, в паре или в группе, в зависимости от тех целей, которые решаются на уроке. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учителем и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы ото всех учащихся.
Основные правила работы с приемом«ЗХУ»:
1) вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу;
2) запишите эти сведения в первой графе таблицы;
3) поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения и запишите в графу: хотим узнать’,
4) ознакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
5) ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.
Схема 3 «Карта истории»
Схематичное описание определенных событий с их характеристикой.
Схема 4
«Дерево предсказаний»(Заимствовано у Дж. Белланса)
Схема 5 «Бортовой журнал»
Работа с данным приемом, как правило, проходите паре, но возможно его использование индивидуально.
Сначала учащиеся заносят в левую часть таблицы свои предположения по учебному содержанию, которое они будут изучать. Далее работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.
На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре.
Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.
Предположения | Новая информация |
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
Схема 1
«Карта событий»
Схема 2
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Таблица заполняется по ходу работы с информацией.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
Или такой вид:
Кто? |
Что? |
Где? |
Почему? |
Когда? |
Как? |
Схема 3
Ключевое событие
Проблема Результат
Схема 4
Ключевое событие
Характеры (Кто) | Время, место |
Проблема | Результат |
Схема 5
|
| ||
|
Схема 6
Схема 7
Приемы работы с (рассуждающим) убеждающе-дискуссионным текстом
Рассуждающие тексты широко представлены в научной и научно-популярной литературе. Их наличие необходимо при изучении профильных и элективных курсов.
При чтении информационных текстов учащийся получает как бы «стерилизованную» информацию, в которой не видно процесса поиска, того или иного решения. Видны только начало и итог, а изучение убеждающе-дискуссионных текстов позволяет учащимся прикоснуться к увлекательному поиску новых идей и открытий. Эти тексты способствуют развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности, развитию логического, аналитического, критического мышления, столь необходимых современному человеку. В убеждающе-дискуссионных текстах выделяются два подвида текстов: суждение/ аргументация и причина /следствие.
Схема 1
«Кластер» (Разработано Гудлатом)
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» называется кластером.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. В центре проблема, вокруг нее
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
суждения — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
Схема 2
Учащиеся по ходу изучения учебного материала ставят вопросы-наблюдения, а затем дают им объяснения, находя их либо в объяснениях учителя, либо в тексте учебника.
Вопросы-наблюдения | Объяснение |
Схема 1 «Цветок лотоса»
Данный прием предполагает поиск решения проблемы обязательно по восьми направлениям. Даже если все восемь способов не отражены в данном тексте, необходимо предложить их самому. Данная схема развивает творческие способности учащихся, так как она предполагает расширение способов поиска решения проблем, ограничивая их числом 8.
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
Способ решения | Проблема | Способ решения |
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
Схема «Как?»
Данная схема предлагает найти в тексте разные способы решения указанных проблем и подробно рассмотреть механизмы их реализации.
Схема 3 «Стена»
Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации учащихся, установить критерии их выбора.
Какие приемы эффективны при работе с ра:1ничными видами учебных текстов
В основание уши стены закладываются самые важные способы решения или названные проблемы, значение каждого последующего слоя менее важно.
Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.
Схема 4 «Софт-анализ»
Данный прием, как и предыдущий, позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важных проблем или способов их решения, рассматриваемых в учебном содержании.
На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное — общее согласованное мнение группы.
Что вы должны знать?
-План-
Как найти ответ?
-Решение-
Нахождение ответов
Схема 6
Схема 7
«Плюс—минус—интересно».
Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом и проблемах, которые в нем освещаются.
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
— положительные последствия явления — П +
информацию, которая просто заинтересовала читателя — И.
Схема 8 Стратегия IDEAL
Данная стратегия предполагает работы с учебным проблемным материалом по плану:
I — выделите в тексте проблемы;
D — опишите ее (выявите суть);
Е — определить варианты подходов к решению проблемы;
А — действуйте (решайте);
L— сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
И — Идентифицируйте проблему;
Д — Доберитесь до ее сути;
Е — Есть варианты решения;
А — А теперь — за работу!
Л — Логические выводы.
Схема 9
SWOT-анализ
Данная схема позволяет выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности решения данных проблем. Данная схема схожа со схемами 3 и 4. она позволяет
Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе
увидеть самое главное, найти оптимальные пути достижения желаемого результата.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
Схема 10
«Мозаика проблем»(Автор И. Силова)
Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.
В свободной форме учащиеся выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
Этапы: применения
1. Преподаватель говорит о том что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).
2. Учащиеся совместно с преподавателем выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана в указанной форме (см. с. 46).
3. Эти аспекты « вырезаются» и раздаются группам.
4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями.
5. Каждая группа (или каждый ученик, если преподаватель хочет непременно задействовать всех), должна, за определенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.
6. Затем обсуждаются различные варианты и формулируем исследовательские задачи. Самое главное — четко сформулировать аспекты темы.
Несомненно, данный раздел не исчерпывает всех возможностей работы с учебным содержанием, и каждый творческий педагог приведет приемы, которые он использует со своими учениками для работы с учебным содержанием, которое применяется в курсе изучения учебных предметов. Но предложенная систематизация приемов может помочь подобрать наиболее эффективные из них для определенного вида учебного текста, разнообразить деятельность учащихся на уроке и дома, активизировать процессы их мышления.
И, наконец, последнее: большинство приемов, указанных в данном разделе, способствуют развитию правого полушария головного мозга обучающихся. Одним из существенных недостатков современной системы образования является ее жесткая ориентация на левополушарных детей. Левое полушарие головного мозга человека обрабатывает данные в виде букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое отвечает за восприятие образов в целом, без участия слов. Приемы работы, особенно в учебных предметах, построенных в логике наук (например, биология, математика, физика и т. д.), как правило, ориентированы на решение линейных задач, основанных на логической последовательности и жестко заданных алгоритмах, то есть на работу левого полушария головного мозга. Большинство учеников, которые, плохо учатся, а то и относятся к категории необучаемых детей, имеют в качестве ведущего правое полушарие, и потому плохо справляются с заданиями, в которых работать приходится только левому полушарию мозга. Это не означает, что так называемые правополушарные люди не используют в своей жизни левое полушарие, но обучение, которое строится только на его работе, очень затрудняет их успешность, так как требует значительных усилий и все равно при этом качество выполнения подобных заданий у них невысоко.
Таким образом, использование разнообразных приемов при работе с учебным содержанием позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным, обеспечить максимальное развитие способностей каждого учащегося и повысить качество современного образования, что очень важно для профильного обучения.
Граф-схема 1
Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:
Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством использования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.
Схема 2
Прием «Мышление под прямым углом»
Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддерживает эти идеи или что является основными характеристиками.
Граф-схема 3
Граф-схема 4 «Фиш-бон»(Разработал Дж. Белокс).
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить