стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов

Лучшие стратегии чтения

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. . стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка

Основная задача чтения — получение информации. Только не всегда для этого нужно читать все. Существует три различных стиля чтения текста: беглый просмотр ( skimming ), выборочное чтение ( scanning ) и углубленное чтение ( in-depth reading ). Каждый из них используется для определенной цели.

Беглый просмотр (Skimming)

С помощью этого вида чтения мы можем быстро понять главную идею текста.

Он предполагает изучение текста путем чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов. Обычно он принимает три формы: предварительный просмотр, общий просмотр и повторный просмотр.

Предварительный просмотр

Стратегия: Прочитайте первый абзац, заголовки и первые предложения последующих абзацев.

Общий просмотр

Мы используем эту технику чтения, если хотим получит более полное представление о тексте, потому что не планируем его изучать в дальнейшем.

Стратегия: В добавок к тому, что делали при предварительном просмотре, обращайте внимание на структуру текста и ключевые слова.

Повторный просмотр

Как и следует из названия, эта техника применяется, когда нужно повторно просмотреть текст, который мы прежде читали бегло или углубленно.

Стратегия: Перед просмотром приготовьтесь запоминать как можно больше. Теперь нужно сконцентрироваться на порядке событий, структуре текста или деталях — именах, местах, терминах.

Выборочное чтение (scanning)

Сканирование отличается от беглого просмотра тем, что вы читаете не весь текст, а ищете в материале определенное слово или ответ на вопрос. Это тоже просмотр, но более тщательный.

Возможные цели: найти информацию в справочнике, рекламном объявлении, учебной статье.

Смысловое или углубленное чтение (in-depth reading)

Этот вид чтения наиболее сложный и важный, но ученик не читает вслух или переводит каждое слово. Он обращает внимание на непонятные моменты, прибегая к разъяснениям учителя только если не может самостоятельно догадаться о значении ключевого слова по контексту. Его целями могут быть:

— понимание идеи автора и ее обоснования;

— разбор раздела, абзаца или всего текста;

— чтение официального письма или документа.

4 эффективные стратегии смыслового чтения

Для достижения целей смыслового чтения прибегают к следующим стратегиям:

Стратегия “ RAP ” основана на пересказе содержания. Если, читая текст, ученик встретил непонятную фразу или абзац, он останавливается, спрашивает себя, о чем говорится в данном отрывке и старается пересказать его своими словами.

Стратегия “ RIDA ” подключает воображение: читая, представляйте себе сцены, как в фильме. Отмечайте на полях места, давшие наиболее яркие образы.

Метод пяти “ S ” помогает выбрать правильный стиль чтения, чтобы не терять время, хотя занимает более 10 минут.

Данная стратегия предполагает следующие этапы:

Перечисленные стили и стратегии подходят не только для учеников, но и для учителей, читающих английскую литературу или академические статьи. Перечислены универсальные приёмы, которые пригодятся всем для достижения целей чтения на любом языке.

Источник

«Смысловое чтение»

В работе представлены стратегии для освоения смыслового чтения. Рекомендовано для изучения любого предмета учебной и научной литературы в любом классе.

Просмотр содержимого документа
«»Смысловое чтение»»

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img0. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img0. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img0

Материал подготовила педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №10

Любовь Александровна Костык

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img1. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img1. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img1

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img2. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img2. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img2

21–22 января 2016 года в г. амстердам (нидерланды) состоялась Третья конференция по вопросам грамотности в Европе сетевого проекта ELINET (ELINET – это Европейская сеть по вопросам политики в области грамотности), главным событием которой, как и проекта в целом, стало принятие Декларации права на грамотность граждан Европы, подписанной всеми участниками конференции. в Преамбуле этого документа говорится:

Чтение как понимание

Существенным шагом в решении проблемы грамотности молодого поколения стал переход системы российского образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых особое внимание уделено чтению, представленному в трех его миссиях-задачах:

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ЭТО…УМЕНИЯ…

Уровни понимания текста

модель понимания текста при чтении может быть описана с помощью

Треугольник Д. Кука

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img8. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img8. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img8

В треугольнике сведены воедино характеристики:

Фазы/этапы работы с текстом

а теперь давайте прочитаем текст:

Стратегии чтения. Джером брунер

Работа с текстом в традиционной и инновационной методике

Источник

«Смысловое чтение»

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. 20210413 vu tg sbscrb2. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-20210413 vu tg sbscrb2. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. empty avatar. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-empty avatar. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка empty avatar

Содержимое разработки

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img0. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img0. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img0

Материал подготовила педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №10

Любовь Александровна Костык

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img1. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img1. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img1

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img2. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img2. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img2

21–22 января 2016 года в г. амстердам (нидерланды) состоялась Третья конференция по вопросам грамотности в Европе сетевого проекта ELINET (ELINET – это Европейская сеть по вопросам политики в области грамотности), главным событием которой, как и проекта в целом, стало принятие Декларации права на грамотность граждан Европы, подписанной всеми участниками конференции. в Преамбуле этого документа говорится:

Чтение как понимание

Существенным шагом в решении проблемы грамотности молодого поколения стал переход системы российского образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых особое внимание уделено чтению, представленному в трех его миссиях-задачах:

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ЭТО…УМЕНИЯ…

Уровни понимания текста

модель понимания текста при чтении может быть описана с помощью

Треугольник Д. Кука

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. img8. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-img8. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка img8

В треугольнике сведены воедино характеристики:

Фазы/этапы работы с текстом

а теперь давайте прочитаем текст:

Стратегии чтения. Джером брунер

Работа с текстом в традиционной и инновационной методике

Источник

Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться

Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015).

Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:

Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.

Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.

ВидЦельЗадания
ПросмотровоеПолучение общего представления об информации, содержащейся в тексте.Просмотрите текст и определите…

Просмотрите текст и объясните…

Ознакомительное = беглоеИзвлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали.Прочитайте и определите главную мысль…

Какая проблема поднимается в тексте?

ИзучающееПолное точное понимание содержания.Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы.

Ответьте на вопросы.

ПоисковоеНахождение значимых элементов информации.Найдите в тексте…

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП

Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.

Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).

Источник

Прием «Мышление под прямым углом»

Граф-схема 1

Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image001. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image001. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image001

Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством ис­пользования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.

Схема 2

Прием «Мышление под прямым углом»

Данный прием эффективно может быть использован для работы с раз­ными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image002. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image002. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image002стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image003. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image003. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image003

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддер­живает эти идеи или что является основными характеристиками.

Граф-схема 3

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image004. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image004. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image004

Граф-схема 4 «Фиш-бон»(Разработал Дж. Белокс).

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image005. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image005. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image005

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить

Схема 5 «Солнышко, или Понятийное колесо»

Данная схема дает возможность установить ассоциативный ряд, по­добрать синонимы. В некоторых случаях — вспомнить предыдущий изу­ченный материал и установить понятийные связи для лучшей системати­зации знаний учащихся.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image006. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image006. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image006

Схема 6

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image007. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image007. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image007

Известное определение _______________________________________________

Одно хорошее предложение с данным понятием ­­­­­­­­­­­­­__________________________

Собственный вариант определения _____________________________________

Хорошее определение из другого источника _____________________________

Схема 7

Таблица-«синтез»(Разработал И.О. Загашев)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) до прочтенияВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА (СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ)ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1.
2.
3.
4.
5.
во время чтения 1.
2.

Схема 8 Объект, явление

Раздел 1Раздел 2
Главная идеяГлавная идея
Поддерживающие факты, детали:Поддерживающие факты, детали:

Схема 9 «Соответствие»

Количество понятий может быть различным.

Необходимо установить соответствие между понятиями, фрагмента­ми их определений, а также примерами, их подтверждающими.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image008. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image008. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image008 стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image009. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image009. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image009Понятие 1

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image010. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image010. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image010 стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image011. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image011. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image011Понятие 2 Фрагмент определения понятия 2

Фрагмент определения понятия 1

Пример, характеризующий понятие 1 Пример, характеризующий понятие 2 и т.д.

Схема 1

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image012. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image012. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image012

Схема 2

Таблица традиционная, в которой сравниваются разные объекты или явления по каким-либо основаниям.

Схема 3

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image013. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image013. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image013

Схема 4 «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполага­ется сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Категория СравненияКатегория СравненияКатегория Сравнения
Персоналии, факты
Персоналии, факты

Схема 5

«Сводная таблица»(Описана Дж. Беллансом)

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Тема!Тема 2Линия сравненияТемаЗТема 4

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

Эффективность данного приема повышается, если «линии сравне­ния», то есть характеристики, по которым сравниваются различные яв­ления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, мож­но предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащие­ся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме по­нятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Схема 1

Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал»

Данная таблица может быть использована не только для работы с повествовательным текстом, она может быть использована практичес­ки для всех учебных текстов и предназначена для сбора и осознания уже имеющегося материала по определенному вопросу и расширения знаний и их систематизации.

Разработала этот прием в 1986 году Донна Огл.

3 — что мы знаемX — что мы хотим узнать Различные аспекты дайной темыУ — что мы узнали, и что нам осталось узнать Здесь указываются конкретные аспекты, освещенные на занятии и те вопросы, которые остались для слушателей не выясненными.

Работа может быть продолжена на уроке или дома, где ученики долж­ны будут заполнить новую таблицу.

Задание по работе с данной таблицей ученики могут выполнять инди­видуально, в паре или в группе, в зависимости от тех целей, которые ре­шаются на уроке. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учи­телем и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы ото всех учащихся.

Основные правила работы с приемом«ЗХУ»:

1) вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу;

2) запишите эти сведения в первой графе таблицы;

3) поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения и запишите в графу: хотим узнать’,

4) ознакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);

5) ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои от­веты в третью графу таблицы.

Схема 3 «Карта истории»

Схематичное описание определенных событий с их характеристикой.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image015. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image015. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image015

Схема 4

«Дерево предсказаний»(Заимствовано у Дж. Белланса)

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image016. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image016. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image016

Схема 5 «Бортовой журнал»

Работа с данным приемом, как правило, проходите паре, но возможно его использование индивидуально.

Сначала учащиеся заносят в левую часть таблицы свои предположе­ния по учебному содержанию, которое они будут изучать. Далее работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от пра­вильности предположений; второй записывает только новую информа­цию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: со­поставление двух частей «бортового журнала», суммирование информа­ции, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, каждый член пары ведет запи­си в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсужда­ются в паре.

Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.

ПредположенияНовая информация

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

Схема 1

«Карта событий»

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image017. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image017. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image017

Схема 2

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Таблица заполняется по ходу работы с информацией.

Кто?Что?Где?Когда?Почему?

Или такой вид:

Кто?
Что?
Где?
Почему?
Когда?
Как?

Схема 3

Ключевое событие

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image018. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image018. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image018Проблема Результат

Схема 4

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image019. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image019. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image019Ключевое событие

Характеры (Кто)Время, место
ПроблемаРезультат

Схема 5

События
Характеры
Проблемы

Схема 6

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image020. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image020. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image020

Схема 7

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image021. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image021. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image021

Приемы работы с (рассуждающим) убеждающе-дискуссионным тек­стом

Рассуждающие тексты широко представлены в научной и научно-популярной литературе. Их наличие необходимо при изучении профиль­ных и элективных курсов.

При чтении информационных текстов учащийся получает как бы «сте­рилизованную» информацию, в которой не видно процесса поиска, того или иного решения. Видны только начало и итог, а изучение убеждающе-дискуссионных текстов позволяет учащимся прикоснуться к увлекатель­ному поиску новых идей и открытий. Эти тексты способствуют развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности, развитию логиче­ского, аналитического, критического мышления, столь необходимых совре­менному человеку. В убеждающе-дискуссионных текстах выделяются два подвида текстов: суждение/ аргументация и причина /следствие.

Схема 1

«Кластер» (Разработано Гудлатом)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» называется кластером.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мыс­ли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в опреде­ленном порядке. Правила очень простые. В центре проблема, вокруг нее

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

суждения — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение. Си­стема кластеров охватывает большее количество информации, чем мож­но получить при обычной письменной работе.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image022. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image022. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image022

Схема 2

Учащиеся по ходу изучения учебного материала ставят вопросы-на­блюдения, а затем дают им объяснения, находя их либо в объяснениях учителя, либо в тексте учебника.

Вопросы-наблюденияОбъяснение

Схема 1 «Цветок лотоса»

Данный прием предполагает поиск решения проблемы обязательно по восьми направлениям. Даже если все восемь способов не отражены в данном тексте, необходимо предложить их самому. Данная схема разви­вает творческие способности учащихся, так как она предполагает расши­рение способов поиска решения проблем, ограничивая их числом 8.

Способ решенияСпособ решенияСпособ решения
Способ решенияПроблемаСпособ решения
Способ решенияСпособ решенияСпособ решения

Схема «Как?»

Данная схема предлагает найти в тексте разные способы решения ука­занных проблем и подробно рассмотреть механизмы их реализации.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image024. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image024. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image024

Схема 3 «Стена»

Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации учащихся, установить критерии их выбора.

Какие приемы эффективны при работе с ра:1ничными видами учебных текстов

В основание уши стены закладываются самые важные способы реше­ния или названные проблемы, значение каждого последующего слоя ме­нее важно.

Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image026. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image026. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image026

Схема 4 «Софт-анализ»

Данный прием, как и предыдущий, позволяет организовать дискус­сию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важ­ных проблем или способов их решения, рассматриваемых в учебном со­держании.

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на цент­ральное — общее согласованное мнение группы.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image027. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image027. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image027

Что вы должны знать?

-План-

Как найти ответ?

-Решение-

Нахождение ответов

Схема 6

Схема 7

«Плюс—минус—интересно».

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом и проблемах, которые в нем освещаются.

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

— положительные последствия явления — П +

информацию, которая просто заинтересовала читателя — И.

Схема 8 Стратегия IDEAL

Данная стратегия предполагает работы с учебным проблемным мате­риалом по плану:

I — выделите в тексте проблемы;

D — опишите ее (выявите суть);

Е — определить варианты подходов к решению проблемы;

А — действуйте (решайте);

L— сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

И — Идентифицируйте проблему;

Д — Доберитесь до ее сути;

Е — Есть варианты решения;

А — А теперь — за работу!

Л — Логические выводы.

Схема 9

SWOT-анализ

Данная схема позволяет выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности решения данных проблем. Данная схема схожа со схемами 3 и 4. она позволяет

Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе

увидеть самое главное, найти оптимальные пути достижения желае­мого результата.

Сильные стороныСлабые стороны
ВозможностиУгрозы

Схема 10

«Мозаика проблем»(Автор И. Силова)

Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

В свободной форме учащиеся выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны, чтобы затем на­полнить их содержанием.

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image029. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image029. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image029

Этапы: применения

1. Преподаватель говорит о том что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изу­чении темы (в разрешении проблемы).

2. Учащиеся совместно с преподавателем выделяют несколько аспек­тов, которые фиксируются на листе ватмана в указанной форме (см. с. 46).

3. Эти аспекты « вырезаются» и раздаются группам.

4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем как записать, нуж­но ознакомиться с предыдущими записями.

5. Каждая группа (или каждый ученик, если преподаватель хочет не­пременно задействовать всех), должна, за определенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.

6. Затем обсуждаются различные варианты и формулируем исследова­тельские задачи. Самое главное — четко сформулировать аспекты темы.

Несомненно, данный раздел не исчерпывает всех возможностей рабо­ты с учебным содержанием, и каждый творческий педагог приведет при­емы, которые он использует со своими учениками для работы с учебным содержанием, которое применяется в курсе изучения учебных предме­тов. Но предложенная систематизация приемов может помочь подобрать наиболее эффективные из них для определенного вида учебного текста, разнообразить деятельность учащихся на уроке и дома, активизировать процессы их мышления.

И, наконец, последнее: большинство приемов, указанных в данном разделе, способствуют развитию правого полушария головного мозга обу­чающихся. Одним из существенных недостатков современной системы образования является ее жесткая ориентация на левополушарных детей. Левое полушарие головного мозга человека обрабатывает данные в виде букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое отвечает за восприятие образов в целом, без участия слов. Приемы работы, особенно в учебных предметах, построенных в логике наук (например, биология, математика, физика и т. д.), как правило, ориентированы на решение линейных задач, основанных на логической последовательности и жестко заданных алго­ритмах, то есть на работу левого полушария головного мозга. Большин­ство учеников, которые, плохо учатся, а то и относятся к категории необучаемых детей, имеют в качестве ведущего правое полушарие, и потому плохо справляются с заданиями, в которых работать приходится только левому полушарию мозга. Это не означает, что так называемые правополушарные люди не используют в своей жизни левое полушарие, но обу­чение, которое строится только на его работе, очень затрудняет их успеш­ность, так как требует значительных усилий и все равно при этом качество выполнения подобных заданий у них невысоко.

Таким образом, использование разнообразных приемов при работе с учебным содержанием позволяет сделать образовательный процесс бо­лее индивидуализированным, обеспечить максимальное развитие способ­ностей каждого учащегося и повысить качество современного образова­ния, что очень важно для профильного обучения.

Граф-схема 1

Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image001. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image001. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image001

Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством ис­пользования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.

Схема 2

Прием «Мышление под прямым углом»

Данный прием эффективно может быть использован для работы с раз­ными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image002. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image002. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image002стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image003. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image003. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image003

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддер­живает эти идеи или что является основными характеристиками.

Граф-схема 3

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image004. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image004. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image004

Граф-схема 4 «Фиш-бон»(Разработал Дж. Белокс).

стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. image005. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов фото. стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов-image005. картинка стратегия чтения мышление под прямым углом наиболее эффективна для чтения каких текстов. картинка image005

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *