стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии

Горизонты

Человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социализация личности это — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

Здесь следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Стадии социализации

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

На этой стадии выделяют промежуточную и окончательную социализации:

Промежуточную социализация (подростковый возраст) характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Окончательную социализации ( Юношеский возраст 18-25 лет) — также называется устойчивая или концептуальная социализация. Здесь окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социо-культуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Периодизация Эриксона основанная на психосоциальной концепции развития личности.

Э. Эриксон показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте.

В теории социального научения А. Бандуры процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

В психоаналитических теориях — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

В когнитивистских теориях — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации. Они запрещают определенное поведение или подавляют его.

Чувства стыда и вины

Эти два чувства тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают.

Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо.

Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

Противоправное ассоциальное поведение

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Источник

Стадии развития личности в процессе социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция). Институты социализации.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

— усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

— отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;

— конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии. h. стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии фото. стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии-h. картинка стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии. картинка h

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

Социализация — процесс и результат социального развития человека.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.

Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс — совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Внутренний процесс — процесс формирования целостной личности. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических

черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.

Механизмы социализации

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим механизмам социализации:

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Источник

Социализация индивида, её уровни и стадии

Содержание:

Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Социализация разделяется:

Уровни социализации

Первичная социализация— включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д.
Вторичная социализация– включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях.
Третичная социализация– этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей.

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Стадии процесса социализации

Факторы, влияющие на процесс социализации:

Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.

Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.

Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.

Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.

Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.

Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.

Средства социализации:

Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.

Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.

Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.

Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:

Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.

Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:

Источник

Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»

Сущность, факторы и основные задачи социализации личности

автор: Жорова Виктория

1. Сущность и факторы социализации

2. Социализация личности,стадии ее развития

3. Основные задачи социализации человека

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация

воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и

индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой

деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного

возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника.

Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое,

социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое.

.Каждое направление конкретизируется отдельными дидактическими единицами

общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие

речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство [1].

Повышение внимания к проблемам социализации дошкольников связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе [2].

Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна так как

оно формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение

в обществе [1]. Все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной

личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в дошкольном

возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.

Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как

то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей

Проблема приобщения к социальному миру ныне остаётся одной из ведущих в

процессе формирования личности ребёнка. Необходимо оказать ребёнку

квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно

ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность

собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

1. Сущность и факторы социализации

В социальной педагогике может использоваться несколько определений социализации

близких по смыслу,например:

Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной

жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в

личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений,

социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т. д. Состояние

этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.

усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,

позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С.

Социализация – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

социальную среду, система социальных связей; процесс активного воспроизводства

индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц.

среду. (Андреева Г. М.)

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,

которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].

Социализация включает:

социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание);

стихийные процессы, влияющие на формирование.

Социализацию можно представить как объединение четырех составляющих, которые

образуют социализацию в целом:

1) хаотичная социализация;

2) направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение

возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп (определяя

обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.

3) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное

создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и

духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательное самоизменение человека, (самосовершенствование

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на

определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда возникает

необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к

жизни в социуме. На ранних стадиях существования любого общества, в современных

архаичных обществах воспитание и социализация не расчленены. Воспитание

отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его

основе лежит социальное действие.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. оно многозначно. Его можно

рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, как

систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.

В социализации используются понятия социальной и психической адаптации,

результатом которой является адаптированность личности к различным социальным

ситуациям, микро и макрогруппам.

Многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер

социализации (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов). Социализацию можно рассматривать как

процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального

опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает

социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих

социальных связей.

Однако личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, к

свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только

самой личности, но и общества.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на

преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и

социальной гармонии. Самореализация рассматривается как проявление внутренней

свободы человека и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных

условиях при выполнении разных социальных ролей, социальные отношения,

определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Принято

выделять следующие ее стадии [2]:

до трудовую (период жизни человека до начала трудовой деятельности, которая

включает раннюю социализацию (от рождения ребенка до поступления его в школу);

юношескую социализацию (обучение в школе, техникуме, вузе и т. д. ;

Сущность социализации человека и виды его социализации на этих стадиях

обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

1) агентов первичной социализации (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки,

близкие и дальние родственники, сверстники, учителя);

2) агентов вторичной социализации (представители администрации школы, колледжа,

милиции, церкви, государства и т. д).

2. Социализация личности,стадии ее развития

Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и

социально-экономических условиях. Проблемы формирования личности

рассматриваются при условии, что человек как личность жить вне общества

(социума, социальной среды не может. Взаимодействие человека с социальной

средой порождает социально-психологические явления, оказывающие влияние на

формирование личности.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения

определяются нормами, принятыми в обществе.

В настоящее время принято учитывать пять основных этапов (стадий) развития

социализации [2, 3].

1) Стадия адаптации к социальному окружению или первичная социализация (от

социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной

возраст).недостаточно осознанным, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Присуще критическое отношение к общественным нормам, вплоть до

нигилистического, стремление к выделению, к самоопределению, желание выделить

себя, показать неповторимость, своеобразие и соотношение «Я» и окружающей

социальной действительности.

В юношеском возрасте (18-25 лет) окончательно формируются устойчивые свойства

личности и в первую очередь характер и его акцентуации, устойчивая концептуальная

социализация.

интеграции определяется совпадением основных свойств (качеств) личности

общественным ожиданиям (т. е. его требованиям). Интеграция протекает относительно

успешно, иначе возможны следующие исходы [3]:

— усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях

сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

— отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как

— конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но

внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит

раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению

внутриличностных противоречий.

трудовой деятельности человека (период трудоспособности).

Особенностью стадии является: личность продолжает усваивать социальный опыт,

уже воспроизводит его и развивает за счет активного и целенаправленного

взаимодействия с окружающей социальной средой посредством форм деятельности.

функция передачи социального опыта подрастающему поколению.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным

окружением, либо им отторгается.

На всех этапах воспитание является одной из составляющих социализации.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека,

последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее

условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и

организаций, в которых оно осуществляется. Оно становится относительно

автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого

конкретного общества, когда возникает необходимость в специальной деятельности по

подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Воспитание отличается тем,

что в его основе лежит социальное действие. Воспитание – одна из основных

категорий педагогики. Социальная педагогика изучает главным образом начало

развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. В эти периоды жизни людей

происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь.

Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую

семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.

Многие исследователи выделяют [2, 3]:

1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под

влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;

2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание,

осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа,

целью которой является формирование у детей системы определенных качеств,

4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных

задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей

своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-

психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще

неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои

субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

3. Основные задачи социализации человека

Различают три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или

этапе социализации [2]:

социально-культурные,

социально-психологические

Естественно-культурные задачи социализации связаны с достижением человеком

определенного уровня физического и сексуального развития, а также с формированием

эталонов мужественности и женственности, соответствующих конкретной культуре,

Социально-культурные задачи связаны с приобщением личности к определенному

уровню культуры и совокупности знаний, умений и навыков. Эти задачи

предъявляются человеку в вербализованной форме институтами общества и

государства, а также воспринимаются им из социальной практики, нравов, обычаев,

психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-культурные задачи это задачи познавательные, морально-нравственные,

ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом,

особенностями и ближайшим окружением человека.

От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к

определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний,

умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.

В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним

появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической

деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя.

С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку институтами общества и

государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,

обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Эти два слоя не

совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу.

Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться

частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности

(как определенной меры самопознания, наличия Я-концепции, самоуважения,

самоприятия, с ее самоопределением (как определенной позиции в актуальной

жизнедеятельности, планов на будущее, самоутверждением (как субъективной

удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации) и

самореализацией (как активностью в значимых сферах жизнедеятельности и (или)

необходимость для личности. Осознав проблему, человек плодотворно ее решает, а

находя способы достижения цели, выступает субъектом собственного развития и

социализации.

Решение социально-психологических задач обусловливает становление самосознания

личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация

и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое

Решение задач социализации обеспечивает [3]:

соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими

силами социализации): «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Результатом

готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных

Детализируя указанные выше общие задачи социализации следует решать

следующую группу ее основных задач социализации при воспитании человека любого

пробуждение социальной активности;

воспитание чувства собственного достоинства;

максимальная индивидуализации обучения;

формирование стремления к самоопределению;

формирование способности к выбору жизненной позиции;

формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на

улучшение жизни общества;

формирование навыков правильного поведения;

трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

развитие творческих способностей.

Решение задач социализации обеспечивает социально-психологические процессы

становления ребенка, молодого человека как личности [2, 3].

Во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде

сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его

в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и

способы его реализации;

Во-вторых, речь идет о решении задачболее отдаленного будущего: выбор профессии

(она может неоднократно меняться, определение стиля будущей жизни.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него

сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам.

Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения

тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и

объективными возможностями их реализации (достижения цели, он определенным

образом можетреагироватьт на это (поменять цели, искать подходящие ему пути их

достижения) т. е. самоизменяться.

Если какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы

остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает

социализацию неполной.

Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная

адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере

противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают

развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, подтверждается, что в процессе социализации заложен внутренний, до

конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и

степенью обособления его в обществе.

Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в

обществе и отделением, обособлением от него.

Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой

социализации.

Следует остановиться и на возникновении возможных типичных опасностей,

возникающих в процессе социализации столкновение человека с которыми наиболее

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и

(или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное

эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки;

неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная

тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка и его

заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений;

отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей,

отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо

развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или)

сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение

к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей;

В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей;

нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки

педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление;

одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников;

вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в

психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство,

наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и

тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый

бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта

или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны

сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные

идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.

В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета,

безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в

противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между

уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность

Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только от обстоятельств, но и от

индивидуальных особенностей конкретного человека.

Говоря о задачах социализации социального педагога, воспитателя детей в детском

саду можно утверждать:

Результатом решения задач социализации человека является его общественная

активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в

сферах общественных отношений человека.

стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,

которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].

знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве

полноправного члена общества

Социализация успешна, если имеется, с одной стороны, эффективная

адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере

противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию,

самореализации, самоутверждению человека.

Результатом решения задач социализации человека является его общественная

активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в

сферах общественных отношений человека.

«У нас задачи с вами очень сложные.

Пусть на дворе и 21-й век,

Но в век больших технических возможностей

На первом месте все же человек.

В любых делах, проблемах, начинаниях

Роль первая ему отведена.

А, между тем, и помощь, и внимание,

И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная,

Чтоб вовремя помочь и подсказать,

Кого-то поддержать материально,

Кому-то слово доброе сказать» [3].

стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые

Список используемой литературы

1. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление

Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 N 146.

2. Альжев Д. В. Социальная педагогика.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.

Доклад по теме основные цели и задачи в старшей группе по программе «От рождения до школы» Основные цели и задачи образовательной деятельности. 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Будим формировать в детях.

стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии. detsad 542638 1491744860. стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии фото. стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии-detsad 542638 1491744860. картинка стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии. картинка detsad 542638 1491744860Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития» Консультация для родителей. «Факторы успешного речевого развития» 1. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком. 2. Совместные игры взрослого.

Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Сюжетно-ролевая игра-механизм социализации личности дошкольника «Сюжетно – ролевая игра как механизм социализации дошкольника» Сюжетно – ролевая игра-ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *