стремление найти свое место в обществе реализуется на какой стадии
Горизонты
Человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социализация личности это — процесс активного ее включения в общественную жизнь.
Здесь следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Стадии социализации
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
На этой стадии выделяют промежуточную и окончательную социализации:
Промежуточную социализация (подростковый возраст) характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Окончательную социализации ( Юношеский возраст 18-25 лет) — также называется устойчивая или концептуальная социализация. Здесь окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.
В каждой социо-культуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.
Периодизация Эриксона основанная на психосоциальной концепции развития личности.
Э. Эриксон показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.
Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте.
В теории социального научения А. Бандуры процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.
В психоаналитических теориях — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.
В когнитивистских теориях — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.
Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.
Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации. Они запрещают определенное поведение или подавляют его.
Чувства стыда и вины
Эти два чувства тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают.
Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.
Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.
Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.
В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.
Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо.
Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
Противоправное ассоциальное поведение
Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
Стадии развития личности в процессе социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция). Институты социализации.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
— усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
— отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
— конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки).
2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).
3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).
4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).
Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
Социализация — процесс и результат социального развития человека.
Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.
Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс — совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.
Внутренний процесс — процесс формирования целостной личности. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических
черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.
Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.
Механизмы социализации
Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим механизмам социализации:
– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.
– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;
– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);
– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.
Социализация индивида, её уровни и стадии
Содержание:
Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.
Социализация разделяется:
Уровни социализации
Первичная социализация | — включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д. |
Вторичная социализация | – включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях. |
Третичная социализация | – этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей. |
Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.
Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.
Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.
Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.
Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.
Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.
Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный
Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.
Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.
Стадии процесса социализации
Факторы, влияющие на процесс социализации:
Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.
Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.
Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.
Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.
Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.
Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.
Средства социализации:
Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.
Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.
Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.
Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:
Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.
Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:
Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»
Сущность, факторы и основные задачи социализации личности
автор: Жорова Виктория
1. Сущность и факторы социализации
2. Социализация личности,стадии ее развития
3. Основные задачи социализации человека
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация
воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и
индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой
деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного
возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника.
Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое,
социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое.
.Каждое направление конкретизируется отдельными дидактическими единицами
общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие
речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство [1].
Повышение внимания к проблемам социализации дошкольников связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе [2].
Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна так как
оно формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение
в обществе [1]. Все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной
личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в дошкольном
возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.
Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как
то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей
Проблема приобщения к социальному миру ныне остаётся одной из ведущих в
процессе формирования личности ребёнка. Необходимо оказать ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность
собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
1. Сущность и факторы социализации
В социальной педагогике может использоваться несколько определений социализации
близких по смыслу,например:
Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной
жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в
личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений,
социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т. д. Состояние
этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.
усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С.
Социализация – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, система социальных связей; процесс активного воспроизводства
индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц.
среду. (Андреева Г. М.)
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,
которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].
Социализация включает:
социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание);
стихийные процессы, влияющие на формирование.
Социализацию можно представить как объединение четырех составляющих, которые
образуют социализацию в целом:
1) хаотичная социализация;
2) направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение
возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп (определяя
обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.
3) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное
создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и
духовных условий для развития человека;
4) более или менее сознательное самоизменение человека, (самосовершенствование
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на
определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда возникает
необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к
жизни в социуме. На ранних стадиях существования любого общества, в современных
архаичных обществах воспитание и социализация не расчленены. Воспитание
отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его
основе лежит социальное действие.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. оно многозначно. Его можно
рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, как
систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.
В социализации используются понятия социальной и психической адаптации,
результатом которой является адаптированность личности к различным социальным
ситуациям, микро и макрогруппам.
Многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер
социализации (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов). Социализацию можно рассматривать как
процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального
опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным
Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает
социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих
социальных связей.
Однако личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, к
свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только
самой личности, но и общества.
С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на
преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и
социальной гармонии. Самореализация рассматривается как проявление внутренней
свободы человека и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных
условиях при выполнении разных социальных ролей, социальные отношения,
определенным образом влияя на свое окружение.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Принято
выделять следующие ее стадии [2]:
до трудовую (период жизни человека до начала трудовой деятельности, которая
включает раннюю социализацию (от рождения ребенка до поступления его в школу);
юношескую социализацию (обучение в школе, техникуме, вузе и т. д. ;
Сущность социализации человека и виды его социализации на этих стадиях
обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
1) агентов первичной социализации (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки,
близкие и дальние родственники, сверстники, учителя);
2) агентов вторичной социализации (представители администрации школы, колледжа,
милиции, церкви, государства и т. д).
2. Социализация личности,стадии ее развития
Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и
социально-экономических условиях. Проблемы формирования личности
рассматриваются при условии, что человек как личность жить вне общества
(социума, социальной среды не может. Взаимодействие человека с социальной
средой порождает социально-психологические явления, оказывающие влияние на
формирование личности.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения
определяются нормами, принятыми в обществе.
В настоящее время принято учитывать пять основных этапов (стадий) развития
социализации [2, 3].
1) Стадия адаптации к социальному окружению или первичная социализация (от
социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной
возраст).недостаточно осознанным, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Присуще критическое отношение к общественным нормам, вплоть до
нигилистического, стремление к выделению, к самоопределению, желание выделить
себя, показать неповторимость, своеобразие и соотношение «Я» и окружающей
социальной действительности.
В юношеском возрасте (18-25 лет) окончательно формируются устойчивые свойства
личности и в первую очередь характер и его акцентуации, устойчивая концептуальная
социализация.
интеграции определяется совпадением основных свойств (качеств) личности
общественным ожиданиям (т. е. его требованиям). Интеграция протекает относительно
успешно, иначе возможны следующие исходы [3]:
— усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях
сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
— отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как
— конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но
внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит
раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению
внутриличностных противоречий.
трудовой деятельности человека (период трудоспособности).
Особенностью стадии является: личность продолжает усваивать социальный опыт,
уже воспроизводит его и развивает за счет активного и целенаправленного
взаимодействия с окружающей социальной средой посредством форм деятельности.
функция передачи социального опыта подрастающему поколению.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным
окружением, либо им отторгается.
На всех этапах воспитание является одной из составляющих социализации.
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека,
последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее
условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и
организаций, в которых оно осуществляется. Оно становится относительно
автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого
конкретного общества, когда возникает необходимость в специальной деятельности по
подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Воспитание отличается тем,
что в его основе лежит социальное действие. Воспитание – одна из основных
категорий педагогики. Социальная педагогика изучает главным образом начало
развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. В эти периоды жизни людей
происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь.
Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую
семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.
Многие исследователи выделяют [2, 3]:
1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под
влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;
2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание,
осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа,
целью которой является формирование у детей системы определенных качеств,
4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных
задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).
Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей
своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-
психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще
неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои
субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
3. Основные задачи социализации человека
Различают три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или
этапе социализации [2]:
социально-культурные,
социально-психологические
Естественно-культурные задачи социализации связаны с достижением человеком
определенного уровня физического и сексуального развития, а также с формированием
эталонов мужественности и женственности, соответствующих конкретной культуре,
Социально-культурные задачи связаны с приобщением личности к определенному
уровню культуры и совокупности знаний, умений и навыков. Эти задачи
предъявляются человеку в вербализованной форме институтами общества и
государства, а также воспринимаются им из социальной практики, нравов, обычаев,
психологических стереотипов непосредственного окружения.
Социально-культурные задачи это задачи познавательные, морально-нравственные,
ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом,
особенностями и ближайшим окружением человека.
От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к
определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний,
умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.
В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним
появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической
деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя.
С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку институтами общества и
государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,
обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Эти два слоя не
совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу.
Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться
частично, а нередко в той или иной мере искаженно.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности
(как определенной меры самопознания, наличия Я-концепции, самоуважения,
самоприятия, с ее самоопределением (как определенной позиции в актуальной
жизнедеятельности, планов на будущее, самоутверждением (как субъективной
удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации) и
самореализацией (как активностью в значимых сферах жизнедеятельности и (или)
необходимость для личности. Осознав проблему, человек плодотворно ее решает, а
находя способы достижения цели, выступает субъектом собственного развития и
социализации.
Решение социально-психологических задач обусловливает становление самосознания
личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация
и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое
Решение задач социализации обеспечивает [3]:
соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими
силами социализации): «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Результатом
готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных
Детализируя указанные выше общие задачи социализации следует решать
следующую группу ее основных задач социализации при воспитании человека любого
пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
максимальная индивидуализации обучения;
формирование стремления к самоопределению;
формирование способности к выбору жизненной позиции;
формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на
улучшение жизни общества;
формирование навыков правильного поведения;
трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
развитие творческих способностей.
Решение задач социализации обеспечивает социально-психологические процессы
становления ребенка, молодого человека как личности [2, 3].
Во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде
сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его
в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и
способы его реализации;
Во-вторых, речь идет о решении задачболее отдаленного будущего: выбор профессии
(она может неоднократно меняться, определение стиля будущей жизни.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него
сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам.
Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения
тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и
объективными возможностями их реализации (достижения цели, он определенным
образом можетреагироватьт на это (поменять цели, искать подходящие ему пути их
достижения) т. е. самоизменяться.
Если какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы
остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает
социализацию неполной.
Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная
адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере
противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают
развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Таким образом, подтверждается, что в процессе социализации заложен внутренний, до
конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и
степенью обособления его в обществе.
Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в
обществе и отделением, обособлением от него.
Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой
социализации.
Следует остановиться и на возникновении возможных типичных опасностей,
возникающих в процессе социализации столкновение человека с которыми наиболее
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и
(или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное
эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки;
неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная
тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка и его
заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений;
отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей,
отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо
развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или)
сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение
к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей;
В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей;
нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки
педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление;
одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников;
вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в
психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство,
наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и
тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый
бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта
или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны
сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные
идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.
В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета,
безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в
противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между
уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность
Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только от обстоятельств, но и от
индивидуальных особенностей конкретного человека.
Говоря о задачах социализации социального педагога, воспитателя детей в детском
саду можно утверждать:
Результатом решения задач социализации человека является его общественная
активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в
сферах общественных отношений человека.
стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,
которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].
знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве
полноправного члена общества
Социализация успешна, если имеется, с одной стороны, эффективная
адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере
противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию,
самореализации, самоутверждению человека.
Результатом решения задач социализации человека является его общественная
активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в
сферах общественных отношений человека.
«У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать» [3].
стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые
Список используемой литературы
1. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление
Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 N 146.
2. Альжев Д. В. Социальная педагогика.
Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.
Доклад по теме основные цели и задачи в старшей группе по программе «От рождения до школы» Основные цели и задачи образовательной деятельности. 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Будим формировать в детях.
Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития» Консультация для родителей. «Факторы успешного речевого развития» 1. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком. 2. Совместные игры взрослого.
Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.
Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.
Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.
Сюжетно-ролевая игра-механизм социализации личности дошкольника «Сюжетно – ролевая игра как механизм социализации дошкольника» Сюжетно – ролевая игра-ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню.