строительные работы какими актами закрываются
Строительные работы какими актами закрываются
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 02-07-07/116657 О применении актов о приемке выполненных работ унифицированной формы N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы N КС-3
Вместе с этим Департамент считает возможным высказать позицию относительно применения первичных учетных документов и отражения в учете объектов бухгалтерского учета (активов и обязательств, подтвержденных первичными учетными документами).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, в том числе возникающих при осуществлении закупок для строительных работ.
Согласно пункту 20 СГС Концептуальные основы факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
Первичные (сводные) учетные документы согласно пункту 21 СГС Концептуальные основы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (пункт 23 СГС Концептуальные основы). При формировании первичных учетных документов к бухгалтерскому балансу принимаются документы, составленные по унифицированной форме (пункт 25 СГС Концептуальные основы). Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом N 52н.
В Приказе N 52н унифицированные формы документов по принятию результатов строительных работ по государственному контракту не установлены. Приказами Минфина России не регламентируется обязанность применения форм КС-2, КС-3 и порядок их заполнения. При этом формы КС-2 и КС-3 не относятся к обязательным унифицированным документам, согласно нормативно-правовым актам регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов.
Исполнителем государственного контракта, не являющимся учреждением (организацией) бюджетной сферы, положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов, в частности Приказа N 52н, не распространяются.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при оформлении первичных учетных документов заполняются обязательные реквизиты, формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В рассматриваемом в запросе случае, применение форм документов согласно обычая делового оборота (КС-2 и КС-3), по мнению Департамента, не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Как пояснил Минфин, применение форм документов согласно обычаю делового оборота (КС-2 и КС-3) не противоречит нормативно-правовым актам по бухучету государственных финансов.
Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
Строительство сегодня занимает пятую строчку в структуре ВВП нашей страны, в этой сфере заняты сотни тысяч сотрудников, которые реализуют дорогостоящие промышленные объекты и возводят новые жилые микрорайоны. Все процессы в строительстве, реконструкции зданий, капитальном ремонте осуществляются поэтапно. Каждый этап важен, начиная от разработки концепции, проектной и рабочей документации, инженерно-геодезических изысканий и заканчивая регистрацией готового объекта.
Для бухгалтера, который работает в строительстве, очень важно понимание этих стадий, их взаимосвязь и этапность. Давайте разберемся с тем, какие особенности учета существуют в строительстве, какие операции могут проводить хозяйствующие субъекты, как учитывать операции на счетах бухгалтерского и налогового учета, какими документами в бухгалтерской программе отражать данные операции.
Начнем по порядку. В строительной организации, как и во всех других организациях, все доходы и расходы подразделяются на два больших блока: связанные с основным видом деятельности (строительным) и внереализационные. А расходы, кроме того, делятся на управленческие, которые учитываются по Дебету счета 26 и связанные с реализацией, которые учитываются по Дебету счета 20 в разрезе объектов строительства.
бухгалтерский учет выручки по основному виду деятельности (строительно-монтажные работы)
себестоимость строительных работ
Дт 90.2 Кт 20.01 при закрытии месяца
бухгалтерский учет доходов по внереализационным доходам (продажа имущества, % по займам и пр., что не связано со стройкой)
Учет расходов
Как я уже отметила выше, в строительстве существует два типа расходов:
зарплата и налоги управленческого персонала
канцтовары, страховки КАСКО/ОСАГО, взносы в СРО, представительские расходы, почтовые расходы, лизинговые услуги
Какими правилами должен руководствоваться бухгалтер для корректного отражения расходов по строительству на счетах бухгалтерского учета? Какое значение имеют договоры?
Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
Статья 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает, чтобы бухгалтер обращал особое внимание на оформление первичных документов и дает подробный перечень обязательных реквизитов.
Пункт 2: Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
Также бухгалтеру стоит обратить особое внимание на два пункта из вышеуказанной статьи:
«Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок» (пункт 1 ст.9).
«Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания» (пункт 3 ст.9).
Кроме этого, при принятии первичных документов к бухгалтерскому учету делается их анализ, в результате которого выясняется, а возможно ли конкретный документ принять к налоговому учету.
Важное условие: чтобы полученные документы бухгалтерия могла учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли и принять НДС к вычету, эти документы должны соответствовать п.1 ст.252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованы, а все затраты документально подтверждены.
Обоснованные расходы — это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы— это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Внимательно оцениваем договор и его условия
Любой бухгалтер, работающий в строительстве, понимает, что договор — это очень важная составляющая строительного бизнеса и он важен по трем причинам:
Сразу отмечу, что п.2 ст.54.1 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий:
Именно такое понимание договора и особое внимание деталям при заключении его позволят минимизировать правовые, финансовые и налоговые риски.
Поэтому, после того как бухгалтер проверил соответствие первичных документов положениям 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениям статей 54.1 и 252 НК РФ, необходимо детально ознакомиться с содержанием договора, чтобы понять какие проводки надо сделать в бухгалтерском учете и каким документом оформить операцию в бухгалтерской программе.
Проверяем договор
Строительство — это сложная отрасль, где очень много рисков, связанных с проектировкой объекта, правильно проведенными геодезическими изысканиями, качеством строительных материалов, слаженной работой подрядчиков и прочими условиями. Поэтому договор в строительстве имеет особо важное значение и является одним из самых сложных договоров. Мы разработали свой алгоритм проверки договора, предлагаю вам попробовать использовать его в своей работе. Если вы пользуетесь своим алгоритмом, то, возможно, какие-то пункты, приведенные ниже, могут оказаться вам также полезны.
1. Реквизиты (название, отражающее вид договора, дату, номер, место заключения). Например, для строительной отрасли — это договор подряда, аренды строительного инструмента или строительной техники, субподряда, договор поставки строительных материалов.
2. Вводная часть договора («преамбула»). Как правило, в этой части договора содержится информация, идентифицирующая участников договора: название организации, должность, ФИО лица, представляющего ее интересы (по доверенности или на основании Устава), заключающего договор.
При проверке этого раздела вам необходимо сверять информацию, указанную в договоре с выпиской из ЕГРЮЛ, которую можно найти на сайте ФНС. Помните, что если договор заключен лицами, которые не имеют юридических полномочий представлять интересы организации, то он будет считаться юридически незаключенным. Для строительных организаций в данном разделе по уже сложившейся практике, указываются также данные СРО (номер и дата), так как без СРО строительные работы проводить нельзя. А также многие организации, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, указывают в этом разделе информацию о своем режиме (поставщики сырья и материалов могут применять УСН). Следует обратить внимание на то, что организации, которые выполняют строительно-монтажные работы, имеют право использовать только основную систему налогообложения.
3. Предмет договора. В предмете договора указывается информация — что это за договор: подряд, субподряд, поставка сырья и материалов, аренда строительного инструмента или строительной техники с экипажем.
Что строительным организациям важно отразить в данном разделе договора, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов?
При формировании этого раздела очень важно учитывать, что все расходы строительной организации делятся на два крупных блока. Либо это расходы управленческие (административные), либо это расходы, связанные с объектом строительства.
Если расходы, указанные в договоре, связаны с конкретным объектом строительства, то вам необходимо указывать наименование объекта строительства и его адрес буква в букву в полном соответствии с разрешением на строительство объекта либо в договоре подряда с заказчиком.
Также в данном разделе указывается вариант выполнения строительных работ (собственными силами или с привлечением субподряда). Данное условие является очень существенным для строительного договора, т.к. влияет на налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль.
Кроме того, вам нужно учитывать, что часто, раздел предмет договора, а также другие разделы договора содержат отсылки на приложения. Сама нумерация разделов договора, абзацев правовых положений внутри каждого раздела, приложений договора, названия приложений должны четко совпадать с информацией текста договора. В реальной жизни на практике этому не уделяется достаточно внимания, при этом такого сорта разночтения могут иметь для организации серьезные правовые последствия.
4. Цена договора и условия оплаты. Это очень важная часть любого договора в бизнесе, а тем более в строительстве. Цена договора должна соответствовать итоговой строке сметы. Когда цена договора указана в формулировке сумма, в т.ч. НДС, то и в смете формулировка должна быть такой же. Не допускайте в формулировке никаких разночтений и обязательно указывайте ставку НДС. Часто, на практике, встречаются варианты, что в смете, в отличие от договора, НДС выделяется сверху без указания ставки. Очень важно выделять ставку НДС и указывать ее, особенно учитывая, что с 01 января 2019 г. она стала 20%.
Практика показывает, что часто в данном разделе есть разночтения следующего характера. Содержится формулировка, что цена по договору устанавливается ведомостью согласования договорной цены, а между тем прикладывается смета. Обратите внимание: это два разных документа. Лучше придерживаться формулировки сметаи в указании цены договора и названии самого документа, которая является приложением к договору и его неотъемлемой частью. Тем более, что ст.743 ГК РФ такой подход поддерживает:»Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».
На практике разночтения в названии документов почти всегда имеют правовые последствия. Если вы упомянули в договоре оба документа (ведомость согласования договорной ценыи смета), то они должны быть оба приложены к договору для обоснованности расходов.
5. Права и обязанности сторон— это самый емкий из всех разделов. В договорах подряда и субподряда он содержит детальное описание процедур выполнения, извещения о готовности и сдаче выполненных строительных работ. Обратите внимание на следующие три пункта:
1) Обязательно должна быть прописана в договоревозможность принятия частями работ и расходов для бухгалтерского и налогового учетана подрядные или субподрядные работы. Например, работы сдаются поэтапно или согласно графику выполнения работ (графиком следует предусмотреть хронологию сдачи работ).
2) Возможность отказа в приемке работ с написанием мотивированного отказа. Спорные ситуации, которые возникают при исполнении строительного договора связанны в том числе и с качеством принимаемых выполненных работ. Эти ситуации влияют на расходы и доходы организаций-участников договора подряда и субподряда, а также на обязанности оплаты выполненных работ (т.е. расходования оборотных средств) и формирования налогооблагаемых баз по НДС и, конечно, прибыли у участников договора.
Важно понимать, что существует обратная пропорциональная зависимость между участниками договора. Что для заказчика и подрядчика, для подрядчика и субподрядчика, соответственно, расходы по налогооблагаемой базе по прибыли и НДС к зачету для одной стороны, то является налогооблагаемой базой по этим налогам для другой стороны.
На практике нередко встречаются ситуации, когда заказчик, испытывающий трудное финансовое положение, не готов платить за выполненные работы и отказывает в приемке работ. В такой ситуации для подрядчика важно не допустить, чтобы выполненные объемы работ не стали налогооблагаемой базой по НДС и прибыли и вы, со своей стороны, должны получить мотивированный отказ в приемке работ. Такой отказ должен содержать обоснованную причину в отказе приемки работ и ссылку на ГОСТы и строительные нормативы.
3) Многие строительные подрядные организации прибегают к услугам организаций-субподрядчиков. Строительные организации-заказчики, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь в части получения вычета по НДС и расходов по прибыли, когда договор содержит условие выполнения работ с привлечением субподряда, прописывают в договоре свое право компенсации такой потери за счет стороны подрядчика.
Если при проверке всех субподрядчиков выявится схема или какой-то один субподрядчик будет признан недобросовестным, то указание такого условия в договоре позволит в досудебном или судебном порядке получить компенсацию в размере незачтенного налоговиками НДС и расходов по прибыли.
6. Ответственность сторон. В данном разделе договора предусматриваются пени и штрафные санкции для каждой из сторон участников договора за нарушение сроков оплаты, выполнения работ, использование некачественных материалов и др. Вам как бухгалтеру нужно учитывать, что возможность взыскания штрафных санкций прописывается в договорах строительства вариативно. Это может быть либо правом заказчика, подрядчика, либо обязанностью. Обратите свое внимание на то, что формулировка обязанности имеет налоговые риски, а именно, обязанность начислить эти санкции и включить в налогооблагаемую базу по прибыли.
Строительные расходы — отражение в учете
Итак, мы с вами разобрались с понятием первичных документов и договора в строительстве, а также определились с необходимыми требованиями к ним. Теперь разберем вопрос отражения расходов строительной организации при осуществлении основного вида деятельности. Какие это могут быть расходы и как они отражаются в бухгалтерской программе:
1. Поступление товаров, работ, услуг.
Обязательно ли оформлять КС-2, КС-3 при выполнении ремонтных работ?
Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
ВОПРОС
На основании каких первичных документов организация может принять расходы на текущий ремонт арендуемого помещения в целях уменьшения налога на прибыль (привлекаем стороннюю организацию, оказывающую услуги ремонта)? Обязательно ли оформлять КС-2, КС-3 или достаточно сметы и акта выполненных работ?
ОТВЕТ
Перечень документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ, обычно определяется заказчиком и подрядчиком на стадии заключения договора подряда.
Результаты выполнения работ могут быть оформлены актом произвольной формы. Главное, чтобы в нем были перечислены виды выполненных работ согласно смете и реквизиты, установленные ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Оформлять результаты работ актом по форме КС-2 и справкой КС-3 не обязательно, если это не предусмотрено условиями договора.
ОБОСНОВАНИЕ
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стоимость строительных работ, осуществленных сторонней строительной организацией, подтверждается оформленными формами N КС-2, КС-3, а также актами произвольной формы.
Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 (утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ») применяется для сдачи-приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ (СМР) производственного, жилищного, гражданского и других назначений и составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае если заказчик не имеет претензий к их выполнению.
На основании акта по форме N КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). При этом объем работ, зафиксированный в этих документах, должен соответствовать объему работ, предусмотренному проектной документацией и сметами на строительство.
Обратите внимание, что акт по форме N КС-2 составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а).
Журнал (форма N КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.
Как видите, применение формы КС-2 целесообразно при ведении строительных работ большого объема капитального характера (о чем говорит сама аббревиатура КС – капитальное строительство).
С 2013 г. применение унифицированных форм, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, не является обязательным. Акты о приемке работ могут быть оформлены в произвольной форме, главное, чтобы в них содержались обязательные реквизиты, среди которых:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание факта хозяйственной жизни;
д) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
е) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
ж) подписи названных лиц с указанием фамилий, инициалов или иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача выполненных работ по договору строительного подряда осуществляется по акту. Форма акта в ГК РФ так же, как и в НК РФ, не регламентирована. При заключении договора подряда стороны согласовывают, какими документами и по какой форме будут определяться объем и стоимость работ.
Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Приглашаем на конференцию «Территория права» 18 ноября 2021
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
Как правильно оформить приемку работ по договору строительного подряда?
1. Об общих условиях и порядке приемки работ
В соответствии со статьей 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда, обязан немедленно приступить к его приемке. Приемку работ заказчик организует и осуществляет за свой счет, если иное не предусмотрено договором.
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено оформление сдачи-приемки работ, выполненных по договору строительного подряда, подписанным обеими сторонами актом. Если одна из сторон отказывается подписывать акт, то в нем ставят отметку об этом, и акт подписывается другой стороной.
Из каких этапов состоит приемка работ по договору строительного подряда?
Практика применения судами статьи 753 ГК РФ исходит из того, что подрядчик при предъявлении иска о взыскании цены выполненных работ должен доказать факт их выполнения и сдачи заказчику. В частности, в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. № 51 (далее – Обзор от 24.01.2000 г.) указано, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. При этом подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт приемки работ, если установлено, что он не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ.
Аналогичный вывод содержит и Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 г. № 302-ЭС15-8288, согласно которому подрядчик в подтверждение факта выполнения и сдачи работ должен представить суду доказательства уведомления истца о готовности сдать результат работ, а также акт приема-передачи.
В то же время суды, исходя из обстоятельств дела, могут принимать в качестве надлежащего доказательства выполнения работ и иные документы. В частности, в Определении от 30.07.2015 г. № 305-ЭС15-3990 Верховный Суд РФ указал, что акты выполненных работ не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств, и принял в качестве доказательства выполнения работ акт приемки, подписанный заказчиком и генеральным подрядчиком, в котором отражались выполненные истцом работы.
2. Об оформлении приемки работ по утвержденным формам
В составе этих форм – акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), который по своему содержанию и является актом, подтверждающим выполнение работ по договору в целом.
Согласно вышеуказанному постановлению Госкомстата РФ, акт формы КС-11 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.
Несмотря на указанную форму, большинство участников подрядных отношений при приемке работ ограничиваются применением актов формы КС-2. Данный подход вполне объясним – в частности, применение актов КС-2 оправдано в случае выполнения отдельным подрядчиком части работ, по завершении которых не происходит приемка объекта строительства в целом.
Кроме того, акты формы КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) зачастую стороны договора подряда оформляют ежемесячно, чтобы фиксировать объем и стоимость работ, выполненных за соответствующий период. При этом если договор подряда не предусматривает поэтапную приемку работ, ежемесячное оформление таких актов не является доказательством выполнения соответствующих работ. Данный подход подтверждается, в частности, пунктом 18 Обзора от 24.01.2000 г., согласно которому промежуточные акты приемки подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
В то же время суды, как правило, принимают формы КС-2 именно как акты сдачи-приемки выполненных работ, т.е. как доказательства их выполнения и сдачи заказчику.
3. О приемке работ в одностороннем порядке
В пункте 8 Обзора от 24.01.2000 г., также приведенном выше, ВАС РФ отметил, что названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Соответственно подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт в случае отсутствия приемки как таковой, т.е. при отсутствии уведомления заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке.
Согласно абзацу 2 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Комментируя указанную норму, ВАС РФ в пункте 14 Обзора от 24.01.2000 г. указал, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
В то же время при наличии доказательств выполнения работ и фактического принятия их результата заказчиком, неподписание акта приемки работ само по себе не является основанием для освобождения заказчика от оплаты стоимости выполненных работ (определение Верховного суда РФ от 26 января 2016 г. № 70-КГ15-14).
4. Об отказе от приемки и ее оспаривании
Из указанной нормы следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 12888/1, согласно которому заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на ее недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки), кроме случаев, предусмотренных договором.
Таким образом, законом установлено общее правило, согласно которому заказчик не вправе ссылаться на явные недостатки работы, если о них не было заявлено при приемке и если они не зафиксированы в соответствующем акте.
В то же время пункт 13 Обзора от 24.01.2000 г. предусматривает возможность заявления заказчиком возражений по качеству работ, несмотря на наличие подписанного сторонами акта приемки, при наличии доказательств обоснованности таких возражений. Однако данный пункт касается дела, в котором требования подрядчика об оплате работ основывались на промежуточных актах приемки формы КС-2 (договор подряда предусматривал проведение ежемесячных платежей на основании указанных актов).
При указанных обстоятельствах наиболее верной представляется позиция, согласно которой правила о невозможности заявления о явных недостатках, не зафиксированных в акте, применяются при приемке результата работы в целом. Отступление же от таких правил допустимо в случае предъявления подрядчиком требований об оплате работ на основании промежуточных актов формы КС-2, когда работы в целом не завершены и их результат заказчику не передан.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь