строительство какого собора во владимире было начато при андрее боголюбском
Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире
Владимирский Успенский собор (Фото: Iakov Filimonov, Shutterstock)
Успенский собор во Владимире – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен 8 апреля 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.
Расположенный на высоком берегу реки, сложенный из белого камня-известняка, Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Князь Андрей задумывал его не только как главный храм своего княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси, независимой от Киева митрополии.
Исторически, до возвышения Москвы, Успенский собор был главной святыней – кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Даже по высоте он превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. В нем проходили важные государственные церемонии. У алтаря собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III.
Архитектура храма долгое время являлась определяющей для русского зодчества на несколько столетий вперед. Красота храма сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Собор представляет собой комплекс разновременных построек, т.к. несколько раз он восстанавливался после пожаров и татаро-монгольского нашествия. В результате перестройки собор стал обширным, пятиглавым, с золочеными куполами. Внутри его стены, своды и колонны покрывает фресковая роспись.
Особую важность представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галереях храма. В их стенах сделаны специальные полукруглые ниши для гробниц. Здесь были похоронены многие представители великокняжеского владимирского дома, а также епископы, митрополиты и настоятели храма.
Долгое время в Успенском соборе находилась великая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, впоследствии перевезенная в Москву. Также собор сохранил творения гениальных мастеров древнерусской живописи Андрея Рублева и Даниила Черного, работавших над росписью собора в 1408 году. К сожалению, от первоначальных фресок XII века до наших дней сохранились только фрагменты.
Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор – один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры и объект культурного наследия России. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника и является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме регулярно совершается Богослужение, в остальное время он открыт как музей. В 1992 году Успенский собор был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор во Владимире
У спенский собор во Владимире был возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н. Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.
После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.
В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.
Успенский собор во Владимире
Владимирский Успенский собор – прекрасный образец белокаменного зодчества, совершенный пример технического и строительного мастерства, не имеющего повторений в мировой практике. Он отмечен необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм и представляет собой синтез архитектуры и монументального искусства.
Первым строителем храма был великий князь Андрей Боголюбский, при котором Владимир переживал свой расцвет. Возведение храмов имело огромное значение в политике князя.
Собор был посвящен одному из важнейших в христианском мире событий – Успению Богоматери. По своей духовной значимости Успенский собор занял место Софийского в Киеве – первого очага церковности на Руси.
Собор оставался важным духовным центром и после перенесения столицы из Владимира в Москву. В разное время здесь побывали многие русские князья и цари. В 1511 г. сюда на богомолье прибыл великий князь Василий III, а в 1552 г. – его сын, Иван Грозный. В 1645 г. собор посещал первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.
В 1744 г., когда по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире была учреждена самостоятельная епископия, Успенский собор становится кафедральным.
В 1767 г., направляясь из Казани в Москву, во Владимире побывала императрица Екатерина II, щедро одарившая Успенский собор. В 1798 г. здесь побывал император Павел I, со своими сыновьями. Позже, во время посещения города, собор почтили визитом Александр I, Николай I, Николай II с семьей (в 1913 г.).
После Октябрьской революции собор был закрыт. Вновь храм освятили 7 апреля 1944 г. В 1951-1954 гг. здесь провели масштабные реставрационные работы. В 1958 г. в храме проходили торжества по случаю 800-летия его постройки.
Собор представляет собой сложное архитектурное сооружение. Он имеет два периода строительства, с разницей в 25 лет.
Возведение собора при Андрее Боголюбском было начато 8 апреля 1158 г. В 1161 г. строительство было закончено. Это был одноглавый шестистолпный трехнефный храм, который увенчивался одним барабаном со шлемовидной главой. Снаружи к углам западного фасада примыкали лестничные башни.
13 апреля 1185 г. во Владимире случился страшный пожар и собор выгорел внутри и снаружи.
Преемник Андрея Боголюбского, князь Всеволод Большое Гнездо значительно расширил храм. В 1185-1189 гг. он обстроил его с трех сторон галереями. Стены старого храма были частично разобраны и превращены во внутренние столбы. Были достроены 5 цилиндрических барабанов с шлемовидными главами. В результате перестроек собор стал более мощным и величавым. Снаружи Успенский собор имеет довольно скромное убранство и не отличается богатой резьбой.
Роспись собора производилась в разные периоды и в разной технике. Фресками он был расписан в XII-XII вв. В XVIII в. на смену фрескам пришла масляная живопись. А в конце XIX в. собор расписали в технике темперно-клеевой живописи. До наших дней сохранились фрагменты росписи 1161 г.
Летом 1408 г. Успенский собор начала расписывать артель Даниила Черного и Андрея Рублева. Помимо сцен «Страшного суда» до нашего времени дошли еще некоторые фрагменты росписи этих мастеров. Тогда же был создан иконостас собора.
При Екатерине II иконостас заменили на более пышный, в стиле барокко и классицизма. А в 1810 г. к собору пристроили колокольню в стиле классицизма с элементами неоготики.
Известно, что одноименный собор Московского Кремля возводился в XV в. по образцу владимирского.
Комплексные восстановительные работы проводились в храме в 1882-1884, 1950-1954, 1974-1982 гг. Открытие древних фресок началось с середины XIX в. Реставрация их в 1918 г. проходила под руководством академика И. Э. Грабаря. Фрески также реставрировали на протяжении нескольких периодов: в 1927-1937, 1945-1954, 1962-1964, 1975-1982, 1993-2003 гг.
В Успенском соборе со времен Всеволода III помещались захоронения представителей княжеской династии и наиболее выдающихся святителей. Усыпальница собора представляет собой выдающийся памятник истории мемориального характера.
Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная. – Владимир, 2012. – С. 183-190, 198, 201, 205, 216, 225.
Этот сайт использует файлы cookie и другие технологии для улучшения качества предоставляемых услуг Подробнее
Строительные объекты в период правления Андрея Боголюбского
Князь Андрей Боголюбский ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, принимал активное участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).
В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества Боголюбским было организовано интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя.
Развитие Владимира и окресностей
Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир-на-Клязьме. С этого момента город и окресности начинают активно застраиваться. В 1158—1164 годах Андрей Боголюбский пристроил к Владимирскому кремлю так называемый Новый город — земляную крепость с двумя воротными башнями из белого камня.
Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира
Золотые ворота
До наших дней из пяти внешних ворот крепости Нового города уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Успенский собор
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Некоторые источники указывают 8 апреля 1158 года, как дату когда князь Андрей Боголюбский на высокой горе над рекой заложил основание здания. Главным мотивом постройки такого крупного храма было политическое положение Владимирского княжества, поэтому князь выделил на него десятую часть своих личных доходов. По этой причине высота Владимирского Успенского собора равнялась высоте Софийского собора в Киеве.
Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщению В. Татищева для строительства и росписи привлекались немецкие мастера, которые были присланы по просьбе Андрея императором Фридериком Барбароссой.
Княжеский замок-резиденция «Боголюбово» и церковь Покрова на Нерли.
Древнее Боголюбово (реконструкция), музей г. Боголюбово, фото жж — maximus101.livejournal.com
Боголюбово (под первоначальным именем Боголюбый) было основано в 1158 году по распоряжению князя Андрея в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери[3], а на этом самом месте были основаны Боголюбово и Боголюбский монастырь.
Согласно исследованиям Сергея Заграевского [1] Заграевский С. В. Историческая топография домонгольского
Боголюбова // Электронная науч. биб-ка по истории
древнерус. архитектуры «РусАрх», 2017. в домонгольское время город был окружён двумя контурами укреплений. Внутренний контур — полностью или частично белокаменные укрепления периметром около 1,5 км. Внешний контур — дерево-земляные укрепления периметром около 2,9 км. Внутри белокаменных городских укреплений располагался белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского.
Церковь Покрова на Нерли была построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в 1164. В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т.к. этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита.
Чтобы оценить размеры Боголюбова при Андрее, можно сопоставить их с размерами других древнерусских городов: Киев (город Ярослава) — периметр укреплений около 3,5 км, Смоленск (город Ростислава) — примерно столько же. Переславль-Залесский — 2,5 км, Владимир (Мономахов, или Печерний, город) — тоже около 2,5 км, Юрьев-Польский — 2 км, Суздаль — 1,4 км. В Дмитрове, Ярославле (Рубленый город) и Перемышле Московском — около 1 км, в Звенигороде и Москве (крепость 1156 года) — около 800 м. Таким образом, Боголюбово было одним из крупнейших городов не только в Северо-Восточной Руси, но и по общерусским меркам.
Начатое Андреем Боголюбским активное и монументальное строительство во Владимире должно было отражать силу и политическое значение его княжества и это также относилось к его новооснованной загородной резиденции. В своём дворце великий князь прожил весь остаток жизни, здесь же он и был убит в результате боярского заговора в 1174 году. Рост Боголюбова прекратился после смерти Андрея Боголюбского. Находящийся сегодня на территории Боголюбского монастыря дворец является единственным гражданским зданием домонгольской Руси, дошедшим до нашего времени хотя бы частично.
Сохранившийся фрагмент Боголюбского замка
Дворцовый собор Рождества Богородицы
В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира был создан загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство этого ансамбля было завершено к 1165 году.
До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора — нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением.
Собор Рождества Богородицы представлял собой белокаменный четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имевший, видимо, как и другие памятники владимиро-суздальской школы позакомарное завершение. Фасады храма, несомненно, имели богатый декор, характер которого следовал, в целом, фасадным украшениям Успенского собора во Владимире. Сохранившиеся фрагменты фасадной скульптуры — маски львов были использованы для украшения храма XVII века, возведенного над древним основанием собора XII века. По сторонам от западного фасада четверика отходили переходы, соединявшиеся с лестничными башнями.
Северная лестничная башня, дошедшая до нашего времени, имеет в интерьере винтовую лестницу. Ее фасады украшены двумя ярусами аркатурно-колончатого фриза. Углы башни декорированы колонками с растительными капителями, что повторяет оформление углов четверика Рождественского собора.
Лестничная башня Боголюбовского архитектурного ансамбля свидетельствует о том, что мастера Андрея Боголюбского украшали все фасады построек, даже если знали, что некоторые части сооружения будут закрыты другими зданиями. Северный ее фасад с дверным проемом, который ранее вел на переход, соединявший собор с дворцовыми покоями, также украшен аркатурно-колончатым фризом, как и западный и восточный ее фасады, открытые для обозрения.