строки ударение на какой слог

Ударение в слове: «стро́ку» или «строку́»

строки ударение на какой слог. author 100. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-author 100. картинка строки ударение на какой слог. картинка author 100

Данное слово является существительным винительного падежа, а употребляется в значении «ряд знаков, написанных или напечатанных в одну линию». С определением слова мы разобрались, а могут ли возникнуть сложности при произношении слова? На какую гласную стоит поставить ударение? Давайте мы с вами с этим разберёмся!

Итак, существует два варианта постановки ударения данного слова:

Так как же правильно: «стр о́ку» или «строк у́»?

Согласно правилам русского языка, ударение падает как на гласную «о» первого слога, так и на гласную «у» второго слога:

СТР О́КУ

Почему ударение следует ставить именно таким образом?

А давайте понаблюдаем за словом в различных падежных формах:

Таким образом, как мы видим, во всех формах единственного числа ударным является второй слог, кроме винительного падежа, где ударение является вариативным.

А для того, чтобы Вам было легче запомнить ударение в данном слове, воспользуемся небольшим стишком-подсказкой:

Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка!

Следует запомнить на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!

Источник

строка

Пролей мне свет, чтоб, виденные оком,

Я мог их начертанья воссоздать!

Дай мощь твою коротким этим стро́кам!

Данте Алигьери, Божественная комедия (перевод М. Лозинского)

А я, — исполненный и страсти и страданья,

глазами странствуя по пляшущим строка́м, —

я кукольной любви притворные признанья

бесстрастным шепотом подсказываю вам…

В. В. Набоков, Суфлер

Полезное

Смотреть что такое «строка» в других словарях:

СТРОКА — жен. расположенье чего по прямой черте, сплошной ряд, линия, порядок, дорожка, полоска, что идет тесьмой, лентой, гуськом. Строка письма, печати, ряд слов, букв, поперек страницы, а в монгольской грамоте вдоль столбцов. Нотная строка, пять черт,… … Толковый словарь Даля

строка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? строки, чему? строке, (вижу) что? строку, чем? строкой, о чём? о строке; мн. что? строки, (нет) чего? строк, чему? строкам и строкам, (вижу) что? строки, чем? строками и строками, о чём? о строках и… … Толковый словарь Дмитриева

СТРОКА — СТРОКА, строки, вин. строку, мн. строки, строкам, жен. 1. Ряд, полоса (спец., обл.). «По перепелу и бекасу желтые строки.» Даль. 2. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных или напечатанных в одну линию. «Быстро принялся считать… … Толковый словарь Ушакова

строка — СТРОКА, и, мн. строки, строк, строкам, жен. 1. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных в одну линию. Печатная с. С. в строку (о переписанном, переведённом: дословно, слово в слово). Читать между строк (перен.: догадываясь о… … Толковый словарь Ожегова

строка́ — строка, строки, строку; мн. строки, строк, строкам; строка в строку; но: не всякое лыко в строку (поговорка) … Русское словесное ударение

СТРОКА 1 — СТРОКА 1, и, мн. строки, строк, строкам, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СТРОКА 2 — СТРОКА 2, и, ж.: не всякое лыко в строку Ч посл. о том, что не всякую ошибку нужно ставить в вину [первонач. строка Ч ряд лык, соединённых вместе при плетении лаптей]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

строка — см. в ст. стих. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. Строка … Литературная энциклопедия

Строка — в широком смысле упорядоченная последовательность символов. Строка в программировании тип данных: структура которого задается одномерным массивом символов; и на котором определены операции: конкатенации, декатенации и др. См. также: Типы данных… … Финансовый словарь

строка — См. линия, черта не всякое лыко в строку, пишущий эти строки, читать между строк. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. строка линия, черта; ряд, строчка, абзац, пункт,… … Словарь синонимов

строка — и; вин. строку и строку; мн. род. строки, дат. ам; ж. 1. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию с пробелами и без между ними. Писать с новой строки. Водить глазами по строкам. Выводить строку за строкой. Красная… … Энциклопедический словарь

Источник

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

строки ударение на какой слог. 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

строки ударение на какой слог. 60b7631e33792aeb8f8f2962 podtyani shkolnyi predmet. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-60b7631e33792aeb8f8f2962 podtyani shkolnyi predmet. картинка строки ударение на какой слог. картинка 60b7631e33792aeb8f8f2962 podtyani shkolnyi predmet

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

строки ударение на какой слог. 6044c70f88e15232441b4ea1 CA7MKG7nsqA%20(1). строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-6044c70f88e15232441b4ea1 CA7MKG7nsqA%20(1). картинка строки ударение на какой слог. картинка 6044c70f88e15232441b4ea1 CA7MKG7nsqA%20(1)

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

строки ударение на какой слог. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9

строки ударение на какой слог. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9

строки ударение на какой слог. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9

строки ударение на какой слог. 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. картинка строки ударение на какой слог. картинка 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector

строки ударение на какой слог. 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. картинка строки ударение на какой слог. картинка 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

строки ударение на какой слог. 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. картинка строки ударение на какой слог. картинка 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo imgстроки ударение на какой слог. 6152f454acc4017a835befaf demo img mob. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-6152f454acc4017a835befaf demo img mob. картинка строки ударение на какой слог. картинка 6152f454acc4017a835befaf demo img mobПопробовать бесплатно

строки ударение на какой слог. 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. картинка строки ударение на какой слог. картинка 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector

строки ударение на какой слог. 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. картинка строки ударение на какой слог. картинка 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

строки ударение на какой слог. 60b70fed2a3003183211b7ad Frame%2032. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-60b70fed2a3003183211b7ad Frame%2032. картинка строки ударение на какой слог. картинка 60b70fed2a3003183211b7ad Frame%2032

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

строки ударение на какой слог. 5e4bdc9fdec349e368cbfd89 insta min. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5e4bdc9fdec349e368cbfd89 insta min. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5e4bdc9fdec349e368cbfd89 insta minПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

строки ударение на какой слог. 5eba89001c70e820dcc4109b instagram green. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba89001c70e820dcc4109b instagram green. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba89001c70e820dcc4109b instagram green

строки ударение на какой слог. 5eba88ff99d623b624496d0f fb green. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba88ff99d623b624496d0f fb green. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba88ff99d623b624496d0f fb green

строки ударение на какой слог. 5eba8901ea94d28905157897 telegram green. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba8901ea94d28905157897 telegram green. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba8901ea94d28905157897 telegram green

строки ударение на какой слог. 5eba88ff05cb7dcaaa7e1f5a footer phone. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba88ff05cb7dcaaa7e1f5a footer phone. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba88ff05cb7dcaaa7e1f5a footer phone

Звонок по России бесплатный

строки ударение на какой слог. 5eba88ffa1c16c471e527bf7 footer email. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba88ffa1c16c471e527bf7 footer email. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba88ffa1c16c471e527bf7 footer email

строки ударение на какой слог. 5eba88ff5c302433b8acee63 footer geo. строки ударение на какой слог фото. строки ударение на какой слог-5eba88ff5c302433b8acee63 footer geo. картинка строки ударение на какой слог. картинка 5eba88ff5c302433b8acee63 footer geo

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Архив форума

А как правильно ударение ставить?

А не ставится оно в этом Форуме.

Здесь лишь акценты расставляют. Под бухло и хавку.

См., например, ответы;
на № 226849
Правил ударения в русском языке нет, произношение форм следует проверять по словарю.
……………………………….
на № 228045
В русском языке нет определенных правил ударения. Такова сложившаяся норма.
………………………..
на № 229505
Правильно: _страхОвщик_. Правил ударения в русском языке нет, такова литературная норма.
————————————
Полагаю, по поводу ударений всё сказано верно.
Другое дело, что сами словари должны быть результатом исследований и научного обоснования. Без этого т. н. «литературная норма» в ударениях не может определяться отдельными учеными, как бы они ни были знамениты.

строчнАя, любой источник вам подскажет, возьмите Ожегова

Всё верно, тока «т. н. «литературная норма» в ударениях не может быть определяемыми отдельными учёными» (кста, почему «учёными» и пр. — в творительном?).

Мне тоже режет слух строчнАя, Вы не одиноки, irenOK. Никогда раньше не слыхал ни от кого такое произношения, я бы сразу заметил расхождение с моим мнением и стал бы разбираться.
Всякого рода словари тоже не доказательство, их проверять да перепроверять надо!
Однако есть некоторые основания произносить именно строчнАя.

Воспользуемся одним из приёмов «практической грамотности» – поищем аналоги.
Вроде бы при суффиксе –очн ударение всегда или в суффиксе, или в корне слова: сок – сОчная; песок – песОчная; проток – протОчная; точка – тОчная.
Но мотивирующие слова неудачны как аналоги: сок, песок, проток – мужск. рода, точка – перед «к» согласная «ч».

С трудом нашёл более близкие аналоги: склока – склОчная; осока – осОчная; сУтолока – сУтолочная.
Но у всех МНОЮ НАЙДЕННЫХ мотивирующих слов нет ударения на последнем слоге; в этом отношении слову строкА я не нашёл аналога, но именно такое ударение в мотивирующем слове, вероятно, послужило основанием для «строчнАя» в словарях.

Интересно, если случайным более ли менее образованным людям дать прочесть ВСЛУХ фразу со словом «строчная», как они его произнесут?
Филологи и вообще участники форума не в счёт – они уже знают, как по словарям, но может детям стоит внушать в привычку это словарное предписание? Как кто думает?

Орфоэпический словарь Аванесова, РЯ, 1985.

>> у всех МНОЮ НАЙДЕННЫХ мотивирующих слов нет ударения на последнем слоге; в этом отношении слову строкА я не нашёл аналога

Прописной, большой (о буквах).
_______________
Так что уж «заглавная» точно не «строчная» буква, а как раз прописная.

И какой же уважающий себя писатель/редактор/корректор станет работать со строчкой? Фи.

[6.10.2008 18:11] – mbt
Так что уж «заглавная» точно не «строчная» буква, а как раз прописная.

Helena, спасибо за поправку!

Всегда употреблял ТОЛЬКО «большая» и «маленькая», поэтому со строчными и прописными до сих пор путаюсь.

А то, что это детский сад, ну, так, зато споров никаких, все ясно.

То, что так говорит большинство РАБОТАЮЩИХ С БУКВАМИ, лишь подтверждает профессиональное наполнение этой лексемы. Значит это слово останется швейным и полиграфическим профессионализмом.

Строчок это гриб такой, из рода сморчков.

Олеша, видимо, из портных был.

«вügeln» = «вuegeln»; надо было «bügeln» = buegeln).

Для ББ:
Наверное, всё же годится, хотя и нет тут суффиксов –очн; зато это хорошая иллюстрация, как ударение на последнем мотивирующго слова переходит на последний слог прилагательного.
Спасибо.

Имхо, Русский орфографический словарь РАН определился довольно чётко и правильно:

стрОчный (стрОчная развёртка телеизображения; стрОчные объявления)
строчнОй (строчнОе шитьё, строчнЫе буквы, строчнОе пение)

Меня, Саид, смутил словарь на Грамоте:

СТРОЧНЫЙ прил.
То же, что: строчной (2*).
СТРОЧНОЙ2 прил.
Обычной величины, не выступающий над строкой (о буквах).

Так тот тоже — «словарь на Грамоте». Ефремова (толково-словообразовательный) действительно чуток перемудрила. Или недомудрила ;). Не знаю — может, в бумажном варианте у неё и внятнее, но что такое здесь, к примеру, «Расшитый строчкой (1*2,3)», мне что-то невдомёк.

Здесь лишь акценты расставляют. Под бухло и хавку. Говорит гапон. А человек рассчитывал на помощь и понимание. Я, право, не ожидал здесь встретить такое хамло.

Без правил нет грамматики. В местном падеже ударение всегда падает на окончание «У»: в углУ, в лесУ, на полУ.

>>>Я, право, не ожидал здесь встретить такое хамло.
Вам двух недель хвавтило чтобы не ожидать?

>>>>словосочетание «строчнАя буква» просто режет слух, но так говорит учитель

Правильно говорит. Из орфоэпических пользуюсь Аванесовым, там именно так: строчнАя буква, стрОчное объявление.

В отношении прилагательного от «швейного» значения (строчка, строчить) наблюдаются колебания. Потому видимо, что наряду со «строчкой» здесь используется и «строка».

Подрастают щенки. глаза у них открываются на жизнь. Скоро научатся (или нет) закавычивать цитируемое.

>> Отсутствие постановки ударения в печатных изданиях приводит к безответственному искажению языка новобранцами от невежества.

Тогда, если год издания не имеет значения, давайте обратимся к истокам, к Далю: «. стрОчный, к строке относящийся. стрОчная буква, рядовая».

> Кстати, Марго, есть еще такие словосочетания «подстрочный (-ая), надстрочный (-ая) символ (цифра)». Так что же, подстрочнАя?

«кторорая». Смешно напечаталось.

>> Кстати, Марго, есть еще такие словосочетания «подстрочный (-ая), надстрочный (-ая) символ (цифра)». Так что же, подстрочнАя?

>>>>Тогда, если год издания не имеет значения, давайте обратимся к истокам, к Далю:
Даль никогда не был «истоком».

Всегда считала, что верен 1 вариант. Меня убеждают, что 2-й. Кто прав?

2-й вариант поэтический:

Под килЁм парохода о чём-то поёт
зелёное море…

Там было «крыло самолета».

А я подозреваю, что убеждают с неким умыслом.

>>>>Меня убеждают, что 2-й.

А Вы знаете хоть одно однокоренное слово, чтобы ударение на «и» падало?
КилевОй, кильвАтер, килевАние, кильсОн, кильблОк.

>А Вы знаете хоть одно однокоренное слово, чтобы ударение на «и» падало?

Оверкиль, фальшкиль.
Да и в кильсоне ударение падает на И.

Я вообще не понимаю, при чем здесь ударение в однокоренных словах. Это в русском-то языке!

атомарг, не хотелось бы Вас разочаровывать, но:

1. Ваш пост потерялся в ветке. Мы не просто так все пишем подряд, один за другим;

2. Ветка прекратила существование в середине февраля; усохла и отпала вместе с вопросом.
А уж со «строчной», как видите, мы разобрались еще аж в октябре прошлого года. Вряд ли аскер так долго ждал именно Вашего ответа, 🙂

Ох, нифига тут у вас дебаты аж с октября прошлого года продолжаются и по сей день

burundi, слегка. гм. невпопад.

Дебаты НЕ продолжаются (причем поводов для них было два). Они давно увяли. А ветки никто не убирает, естественно.
(любопытствуя) А Вы привыкли, что _на каких-то форумах_ ушедшие в прошлое ветки вырубают?

Источник

Ямб. Основные понятия

Кажется, нет ничего проще, чем описать самый распространенный метр русской поэзии – ямб. Имеющийся на этом сайте справочник дает следующую информацию:
1. ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге (а в стихе в целом – на четных слогах)
2. ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Казалось бы, все ясно. Возьмем какой-нибудь живой пример русского ямба. И вот тут-то и начинается…

Русский ямб – «составной», «композитный» двусложный метр. Эта «композитность», в сущности, относится ко всей русской силлабо-тонике, за исключением, может быть, только редких метров, типа «кольцовского пятисложника», но об этом потом. Ямб строится из различных двусложных стоп. А их в русском стихе всего четыре. Это собственно ямб (-+), хорей (+-), пиррихий (—) (два безударных слога), спондей (++) (два ударных слога). Главная стопа ямба – собственно ямбическая, но наряду с ней почти постоянно присутствуют другие виды стоп, особенно пиррихий.

Все дело в длине слов. Некогда считалось, что настоящий ямб должен быть строго полноударным и состоять из одних ямбических стоп. Так думал одно время Ломоносов. Поэтому он писал стихи, состоявшие из коротких слов, строго выдерживая порядок ударений:
«открЫлась бЕздна, звЁзд полнА,
звездАм числА нет, бЕздне днА»
Такие стихи звучат отрывисто и жестко, как удары метронома. Если же в стихе окажется хоть одно длинное слово, то неизбежно появление безударных стоп:
«возлЮбленная тишинА»
да и просто среднего, не короткого слова достаточно для этого:
«и вЕют дрЕвними повЕрьями
еЁ упрУгие шелкА»
Итак, наряду с ямбом почти всегда присутствует пиррихий (безударная стопа). В классическом четырехстопном ямбе обычен один пиррихий на строку, возможны два, теоретически возможны три. Их положение в строке может быть различным. В примере «возлюбленная тишина» ситуация следующая: ямб – пиррихий – пиррихий – ямб. Разнообразное и меняющееся положение пиррихиев определяет ритмический рисунок стиха. Опять – к Пушкину:
«Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова»
Вы можете сами расставить ударения, и определить, где стоят пиррихии.

Кто попробовал, может проверить – нечетные строки этого отрывка полноударные, в них только ямбы, пиррихиев нет. А в четных строках – по два пиррихия! В результате нечетные строки звучат медленнее и жестче, как сдерживающая сила, а в четных слышится прорывающееся движение. Впрочем, это мои субъективные ассоциации, не они важны, но то, что звучание полноударных строк и строк со всего двумя ударениями – разное. Чередуясь, они создают особенный ритм. Если кто-то захочет, может поделиться своим восприятием этого ритма.

Все отклонения от полноударной схемы ямба – составляют, согласно Андрею Белому, «живую силу художественной речи, ритм, противящийся механическому стуку метронома». В годы Серебряного века многие увлекались теоретическим экспериментам, и молодой Набоков, находившийся тогда под сильным влиянием Андрея Белого, написал экспериментальный полусонет «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.

Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *