струны балалайки какие ноты

Балалайка. Руководство пользователя

струны балалайки какие ноты. %D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0. картинка струны балалайки какие ноты. картинка %D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0

Всё про балалайку

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:

Настройка парных струн

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

струны балалайки какие ноты. %D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C. картинка струны балалайки какие ноты. картинка %D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Источник

Теория

Ноты и их запись

струны балалайки какие ноты. nota. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-nota. картинка струны балалайки какие ноты. картинка nota

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами(перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

струны балалайки какие ноты. nota group. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-nota group. картинка струны балалайки какие ноты. картинка nota group

струны балалайки какие ноты. akkord. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-akkord. картинка струны балалайки какие ноты. картинка akkord

Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотным станом (нотоносцем). Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца, для расширения нотного стана используют добавочные линии.

струны балалайки какие ноты. example nota. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-example nota. картинка струны балалайки какие ноты. картинка example nota

В каждой октаве содержится 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. В латинской системе ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H.

струны балалайки какие ноты. nota name. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-nota name. картинка струны балалайки какие ноты. картинка nota name

Скрипичный ключ

струны балалайки какие ноты. clu. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-clu. картинка струны балалайки какие ноты. картинка clu

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Основные символы альтерации приведены в таблице.

ОбозначениеНазвание и действие
струны балалайки какие ноты. sharp. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-sharp. картинка струны балалайки какие ноты. картинка sharpДиез
Повышает высоту ноты на один полутон.
струны балалайки какие ноты. doublesharp. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-doublesharp. картинка струны балалайки какие ноты. картинка doublesharpДубль-диез
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.
струны балалайки какие ноты. flat. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-flat. картинка струны балалайки какие ноты. картинка flatБемоль
Понижает высоту ноты на один полутон.
струны балалайки какие ноты. doubleflat. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-doubleflat. картинка струны балалайки какие ноты. картинка doubleflatДубль-бемоль
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
струны балалайки какие ноты. natural. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-natural. картинка струны балалайки какие ноты. картинка naturalБекар
Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Знаки альтерации стоящие сразу за скрипичным ключем называют ключевыми. Они действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.

струны балалайки какие ноты. keysig flat. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-keysig flat. картинка струны балалайки какие ноты. картинка keysig flatБемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
струны балалайки какие ноты. keysig sharp. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-keysig sharp. картинка струны балалайки какие ноты. картинка keysig sharpДиезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Размер такта

Музыкальное произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Размер такта обозначается дробью, стоящей после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации(если таковые имеются). Верхнее число (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвёртной ноте).
Между собой такты разделяются тактовой чертой(вертикальной чертой, соединяющей верхнюю и нижнюю полосы нотного стана).

струны балалайки какие ноты. time. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-time. картинка струны балалайки какие ноты. картинка time

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков.

ОбозначениеНазвание и исполнение
струны балалайки какие ноты. marcato. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-marcato. картинка струны балалайки какие ноты. картинка marcatoАкцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. Обозначение акцента может располагаться не только сверху нотного стана над нотой, но и снизу.
струны балалайки какие ноты. harmonic. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-harmonic. картинка струны балалайки какие ноты. картинка harmonicНатуральный флажолет
струны балалайки какие ноты. fermata. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-fermata. картинка струны балалайки какие ноты. картинка fermataФермата
Длительность ноты или созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Обычно символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
струны балалайки какие ноты. stoccato. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-stoccato. картинка струны балалайки какие ноты. картинка stoccatoСтоккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
струны балалайки какие ноты. pizzicato left. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-pizzicato left. картинка струны балалайки какие ноты. картинка pizzicato leftПиццикато левой рукой
Нота, исполняемая щипком пальца левой руки.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Ноты на грифе балалайки

струны балалайки какие ноты. grif nota. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-grif nota. картинка струны балалайки какие ноты. картинка grif nota

Видно что ноты распологаются не на каждом ладу. Это связано с тем, что между некоторыми нотами расстояние не полтона, а целый тон. Например, между до (1я струна 3й лад) и ре (1я струна 5й лад) расстояние 1 тон; на 4м ладу первой струны находится до-диез(или ре-бемоль)

струны балалайки какие ноты. piano. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-piano. картинка струны балалайки какие ноты. картинка piano

Источник

Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)

Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017

Ноты.

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками– нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями», «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

струны балалайки какие ноты. stan. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-stan. картинка струны балалайки какие ноты. картинка stan

Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

струны балалайки какие ноты. Stan2. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-Stan2. картинка струны балалайки какие ноты. картинка Stan2

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

струны балалайки какие ноты. stan4. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-stan4. картинка струны балалайки какие ноты. картинка stan4

Музыкальные звуки (ноты) имеют семь основных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Эти названия и их последовательность необходимо хорошо запомнить. Пример расположения нот на нотном стане, начиная с ноты до:

струны балалайки какие ноты. untitled. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled

Чтобы обозначить место исходной ноты, от которой ведется определение всех других нот, употребляется условный знак— ключ. Ключей в нотном письме несколько: скрипичный, альтовый, басовый и др. Для балалайки ноты пишутся в скрипичном ключе.

струны балалайки какие ноты. untitled1. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled1. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled1

Зная порядок нотных названий и то, что в скрипичном ключе звук соль записывается на второй линейке, нетрудно определить место других нот на нотоносце. Например, если нота соль находится на второй линейке, то над ней— в промежутке между второй и третьей линейками— будет нота ля; над нотой ля— на третьей линейке — нота си и т.д. Под нотой соль — в промежутке между первой и второй линейками— будет нота фа, а под нотой фа— на первой линейке — нота ми и т. д.

струны балалайки какие ноты. untitled3. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled3. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled3

Октава.

Октава— слово латинское, в переводе значит «восьмая». В музыке словом «октава» обозначается восьмой звук, взятый по порядку основных названий; тем же словом «октава» обозначается часть грифа или клавиатуры музыкального инструмента, на которой можно последовательно извлечь звуки семи основных названий, начиная с до и кончая си.

Звуки, которые записаны в скрипичном ключе, начиная с ноты до на первой добавочной линейке под нотоносцем и кончая нотой си на третьей линейке, нотоносца, образуют первую октаву.

струны балалайки какие ноты. untitled4. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled4. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled4

Звуки, записанные в скрипичном ключе, начиная с ноты до в промежутке между третьей и четвертой линейками нотоносца и кончая нотой си над первой добавочной линейкой, образуют вторую октаву.

струны балалайки какие ноты. untitled5. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled5. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled5

Звуки, начиная с ноты до, записанной на второй верхней добавочной линейке, относятся к третьей октаве.

струны балалайки какие ноты. untitled6. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled6. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled6

Знаки альтерации.

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

струны балалайки какие ноты. 02 06. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-02 06. картинка струны балалайки какие ноты. картинка 02 06

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез — повышает высоту ноты на полтона.
Бемоль — понижает на столько же.
Дубль-диез — повышает на целый тон.
Дубль-бемоль — понижает на столько же.
Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже, невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать.

Запись длительности звуков.

Звуки в музыке различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков различной длительности пользуются нотными знаками различных начертаний.

струны балалайки какие ноты. untitled7. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled7. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled7

Соотношение нот по длительности определяется делением на два. Каждая большая длительность делится на две равные между собой меньшие длительности, как это показано в таблице:

струны балалайки какие ноты. untitled8. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled8. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled8

Паузы и их обозначение.

Паузы, так же как и звуки, имеют в музыке определенную длительность. Для их обозначения пользуются следующими знаками.

струны балалайки какие ноты. untitled9. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled9. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled9

Тактовая черта. Такт.

Тактовая черта — это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение.

Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.

струны балалайки какие ноты. untitled10. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled10. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled10

Счет. Единица счета, или доля такта.

Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.

Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра — число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра — название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:

струны балалайки какие ноты. untitled11. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-untitled11. картинка струны балалайки какие ноты. картинка untitled11

Ритм и метр.

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.

Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это — целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль — на пять частей.
в) Секстоль — на шесть частей.
г) Септоль — на семь частей.

струны балалайки какие ноты. 03 03. струны балалайки какие ноты фото. струны балалайки какие ноты-03 03. картинка струны балалайки какие ноты. картинка 03 03

То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.

Теперь несколько слов о различии понятий «ритм» и «метр«. В среде учащихся музыкальных школ эти два слова нередко смешиваются, и проникают в головы не без труда. Разобраться здесь не так уж сложно.

Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор «метрономом». Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор — издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту — и метроном щелкает «до посинения», удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки — это и есть «метр». Иными словами, «метр» — это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр — это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр — это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.

Использованная литература:

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *