сценарист профессия какие предметы сдавать
Сценарист
Сценарист проделывает масштабнейшую работу перед началом съемок кинофильма, спектакля или игры, так как ему необходимо в подробностях описать сюжет, диалоги и сцены будущего шедевра.
Сценарист — автор сценария для кинофильма или телесериала, спектакля, компьютерной игры. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Сценарий – это литературно-драматическая основа фильма. В нём прописаны сюжет, сцены, диалоги, даны описания персонажей и пр. Часть сценариев – так называемые оригинальные, когда сценарист сам является создателем героев, фабулы, сюжета.
Так, сценарий сериала «Достоевский» (реж. Владимир Хотиненко) написал профессиональный сценарист и драматург Эдуард Володарский. Хотя в своей работе он пользовался сведениями из многих литературных источников.
Часто сценарии пишутся на основе книг или пьес, написанных другими авторами. Например, по романам и рассказам Агаты Кристи (1890–1976) создано множество экранизаций, в том числе и после её кончины. Над сценариями экранизаций работали профессиональные сценаристы.
Сценарий задаёт идею фильма. И некоторые режиссёры предпочитают писать сценарии сами (как, например, Вуди Аллен) или участвовать в их создании.
Сценарист работает по контракту с киностудией, и часто характер будущего сценария задаётся режиссёром и продюсером. Однако самые выдающиеся сценаристы – это всё же независимые художники, которые работают над сюжетом и текстом своего сценария, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплату.
Где учиться и что нужно сдавать на сценариста?
Успех любого фильма или спектакля зависит от хорошего сценария и, конечно, сценариста. Где учат на сценариста в Москве и России, что нужно сдавать на профессию, в какой вуз поступать? Узнаем!
Обучение профессии сценариста идеально подойдет творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории.
Сценарист может работать в театре, кино, на телевидении, в рекламе.
Обучение на сценариста
Несмотря на то, что, пожалуй, у каждого есть парочка интересных сюжетов и сценариев, этого для трудоустройства явно недостаточно. Обучение профессии сценариста – первое, на чем стоит сосредоточиться, выбирая для себя это ремесло.
Для художественных фильмов, спектаклей, телепередач, шоу, рекламных роликов, компьютерных игр сценарии пишут не любители, а профессиональные сценаристы. Они разрабатывают сюжет, придумывают характеры для героев, прописывают диалоги.
Работа сценариста только в 1930 году стала профессией в кинематографии. Сейчас сценаристы востребованы везде: от создания фильмов до создания роликов, праздничных шоу и компьютерных игр.
Для обучения на сценариста есть несколько вариантов: профессию можно получить после окончания вуза или сценарных курсов.
На курсы поступить проще, но для этого необходимо иметь высшее образование по смежной специальности: филология, журналистика.
В профессии потребуются такие личностные качества: уверенность в себе, умение быстро работать, внимательность к мелочам, трудолюбие, интуиция, коммуникабельность.
Куда поступать на сценариста?
Многие успешные сценаристы считают, что в 18-20 лет поступать на факультет «Драматургия» не совсем правильно. Сначала необходимо получить жизненный опыт, чтобы потом было, о чем писать.
Список учебных заведений, куда поступать на профессию сценариста смотрите далее, но учиться в вузе – это значит лишь получить диплом. Важным условием является практика. Нужно ежедневно писать, много читать, обучаться вне вуза, найти свою тему, набирать сценариев, получать рецензии и замечания от мастеров, участвовать в конкурсах, рассылать свои работы по киностудиям, знакомиться с режиссерами, предлагать работу над идеями.
Профессиональное обучение на сценариста – лучшее решение. В колледжах искусства и культуры есть программы «Театральное творчество».
Но стать сценаристом со средним образованием не получится. Для обучения лучше выбирать вузы.
Где учиться на сценариста в России?
В России всего около 10 высших учебных заведений, где есть факультет «Драматургия» и где готовят сценаристов. Более быстрый способ – сценарные курсы. Поступить на них немного проще, чем в вуз, обучение длится от нескольких месяцев до 2 лет.
При выборе профессии сценариста необходимо задолго до поступления определиться с учебным заведением, готовить творческие задания, нарабатывать портфолио, рецензии.
Где учиться на сценариста по программам среднего профессионального образования? В какой колледж поступать?
В колледжах нет факультетов «Драматургия» и «Сценарное мастерство». Считается, что профессия может быть освоена только в вузах, где даются фундаментальные знания мировой истории культуры и искусства.
Имея высшее образование смежных специальностей, можно пройти курсы сценаристов. Например, в Санкт-Петербурге курсы проводятся от студии Ленфильм, курсы от Союза писателей при поддержке союза кинематографистов.
Где учат на сценариста в Москве?
В Москве большие возможности получить профессию сценариста. Претенденты стараются попасть именно в известные вузы. Преподавательский состав состоит из известных деятелей искусства.
Где еще учиться на сценариста в Москве? В столице большое количество курсов. Выбирать подходящий необходимо внимательно, ориентируясь на преподающих специалистов, отзывы. Самые востребованные, но и самые дорогостоящие курсы на базе ВГИК.
Что нужно сдавать на сценариста?
Для поступления на факультет сценаристики в любой из вузов необходимо окончить, как минимум, 11 классов школы и сдать экзамены. Поскольку это творческая профессия, профильные предметы ЕГЭ будут связаны с гуманитарными науками – это русский язык и литература.
Что нужно сдавать на сценариста? Профильные предметы – русский и литература, также потребуется пройти вступительные творческие испытания.
Баллы по результатам ЕГЭ должны быть максимальные. В период обучения в школе необходимо также уделять внимание истории, обществознанию, иностранным языкам.
Что еще сдавать на сценариста? Помимо ЕГЭ, важным условием для поступления станут творческие испытания. Они встретятся во всех вузах, где учат на сценариста. Поэтому задолго до поступления, нужно готовить портфолио своих работ – его абитуриент предоставляет на рассмотрение приемной комиссии. В портфолио могут входить литературные работы, рецензии критиков, отзывы. Это самый сложный этап на вступительных экзаменах. После удачного его прохождения проводится собеседование. Студент должен показать свой широкий кругозор, эрудированность, творческое мышление.
Что нужно сдавать на сценариста после 9 класса, при поступлении в театральный колледж?
Самой профессии сценариста после 9 класса выучиться не получится. Зато в театральных колледжах и училищах множество других творческих направлений, например, можно пойти учиться профессии актера. Поступление на любое направление в театральный ссуз предполагает творческие испытания, так что и тут нужны портфолио и талант.
Многие, получив образование, отказываются от мечты стать сценаристом и зарабатывают на жизнь организацией свадеб, юбилеев, праздников. Успеха добиваются только самые целеустремленные.
Подведем итог. Обучение профессии сценариста начинается задолго до поступления в учебное заведение. Еще до этапа экзаменов нужно собирать портфолио работ, получать отзывы критиков. Оптимальные варианты, куда поступать на сценариста – вуз или курсы. Если выбирать высшее образование, то предметы ЕГЭ, которые нужно сдавать на сценариста будут связаны с гуманитарными науками – русским и литературой, также важным этапом станут творческие испытания.
Сценарист — это человек, который придумывает истории для фильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы и других произведений. Чтобы стать таким специалистом, недостаточно просто уметь писать. Нужно знать основы драматургии, понимать законы киноиндустрии, обладать талантом и невероятным терпением. Работа сценариста предполагает не только полёт фантазии, но и многочасовое переписывание исходного текста с учётом комментариев редактора, продюсера, режиссёра.
Краткая история и перспективы профессии сценарист
Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.
Внимание! Базовые навыки, необходимые для заработка на сценаристике, можно приобрести в процессе написания более простых произведений: постов, статей и книг. Поэтому, возможно, вам будут полезны наши материалы «Как стать писателем» и «Как стать блогером».
Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом
Важно! Угодить такому количеству людей нелегко, поэтому часто работа над сценарием фильма растягивается на 1–2 года.
Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.
Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста
Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.
Поступить в университет
Пример. Очное получение образования во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете на первом курсе в 2020 году стоит 470 400 рублей. А учиться бесплатно вряд ли получится, так как бюджетных мест всего 20.
Внимание! На собеседовании комиссия оценивает творческое мышление, кругозор, коммуникабельность и стрессоустойчивость абитуриента.
Стать учащимся школы кино
Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.
Важно! У каждой школы свои условия для поступления — указаны на сайтах. Одни проводят строгий отбор, требуя от претендентов показать примеры работ и пройти профессиональное собеседование. Другие заведения принимают учиться всех желающих.
Получить образование на краткосрочных курсах
Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.
Интересно! Преподавательский состав не так важен. Не всегда из хороших сценаристов получаются талантливые преподаватели. И наоборот.
Проходить обучение на семинарах
Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.
Внимание! Некоторые заведения, например, Высшая школа режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге, регулярно проводят бесплатные мастер-классы онлайн для новичков. Формат очень напоминает семинары.
Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов
«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах
Профессиональные обязанности сценариста
Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике
Важно! Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.
В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.
Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом
Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.
Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.
Курсы сценаристов: где учиться?
Профессия сценариста или драматурга у большинства людей ассоциируется с кинематографом, намного реже с театром. Любопытно, что эти специалисты практически всегда остаются за кадром, несмотря на то, что именно от них зависит успех фильма или постановки.
Кто такой сценарист: что нужно знать о профессии?
Сценарист занимается созданием сценария для театральных постановок, фильмов, сериалов, телепередач, рекламных роликов или видеоклипов. Сценарий – это краткая схема сюжета, в которой описаны действия персонажей и прописаны их диалоги.
Сценарист может писать сюжет с нуля или адаптировать существующие литературные произведения. Его главное отличие от писателя заключается в том, что такой специалист отвечает за визуальное выражение происходящего в сюжете, поэтому он должен написать так, чтобы зрители понимали эмоции и чувства героев, могли улавливать мотивы их поступков через действия и диалоги.
Задачи и обязанности
Конкретный перечень обязанностей драматурга будет зависеть от сферы его деятельности. Основными задачами таких профессионалов являются:
Работа и зарплата
Обычно сценаристы трудятся по контракту, не имея постоянного места работы. Карьерный рост такого профессионала будет определяться востребованностью его сценариев, опытом работы с выдающимися режиссерами театра кино и телевидения.
Подсчитать, сколько зарабатывает сценарист, достаточно проблематично, поскольку многие из таких профессионалов работают на себя, а их заработки существенно меняются в зависимости от отсутствия или наличия заказов. На основе открытых вакансий можно проследить, что зарплата сценаристов колеблется в диапазоне от 15 до 80 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии
В профессии присутствуют следующие достоинства:
Судя по отзывам опытных профессионалов, есть у данной сферы деятельности и свои недостатки:
Как стать сценаристом?
Профессию сценариста можно освоить в театральных или кинематографических вузах. Рекомендуется выбирать престижные столичные учебные заведения, в которых преподают знаменитые режиссеры и драматурги.
Какие навыки нужны?
Профессиональный сценарист должен обладать талантом написания качественного, захватывающего и интересного сценария фильма или пьесы. Также желательно обладать особенным чутьем и способностью анализировать каждое увиденное произведение, прочитанную или услышанную историю. Профессиональный сценарист постоянно читает истории жизни других людей, записывает свои мысли, ведет специальные дневники, откуда черпает вдохновение и новые идеи.
Специальность предполагает наличие литературного таланта, работоспособность, образное и творческое мышление, внимание к деталям, способность концентрироваться.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
В области сценарного дела всегда требуются новые талантливые представители. Некоторым профессионалам удается обойтись без получения высшего образования, иногда им хватает способностей и везения даже без наличия диплома. Однако соответствующий документ филологического или театрального ВУЗа обычно значительно упрощает и ускоряет карьерный рост для талантливых новичков.
Что сдавать на сценариста?
Для зачисления в творческий ВУЗ выпускникам 11 класса потребуется сдать единый государственный экзамен в виде тестирования. В данном случае профильной дисциплиной будет выступать русский язык, который абитуриенты должны знать на соответствующем уровне.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Освоение сценарного мастерства в высшем учебном заведении предполагает программу подготовки, рассчитанную на 4 или 5 лет (бакалавриат или специалитет соответственно). Данное образование доступно только для выпускников 11 класса.
Также на базе любого высшего или среднего специального образования можно закончить курсы сценаристов в коммерческих учебных заведениях. Такие интенсивы обычно краткосрочны, не занимают больше 2 месяцев, хотя некоторые профессиональные учебные заведения приглашают на обучение длительностью от 1 года.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дистанционное освоение профессии сценариста возможно на базе любого высшего или среднего специального образования.
Где учиться на сценариста?
В крупных городах существует немало учебных заведений, которые готовят специалистов по сценарному мастерству и драматургии. ССУЗы не предоставляют обучение данной профессии, поскольку она предполагает наличие высшего образования.
ВУЗы и академии
В Москве присутствует множество высших учебных заведений, в которых готовят сценаристов.
В Санкт-Петербурге также присутствуют ВУЗы с данной программой подготовки.
Колледжи и техникумы
Среднее профессиональное образование по профилю подготовки «Драматургия» или «Сценарное мастерство» отсутствует. Это связано с тем, что данная специальность может быть освоена только в стенах высшего учебного заведения. Кроме того, драматургия предполагает фундаментальные знания мировой литературы, истории культуры и искусств.
Курсы и тренинги
В Москве существует множество курсов для освоения профессии драматурга.
В Санкт-Петербурге присутствует множество коммерческих учебных центров, готовых предложить данную программу.
Таким образом, сценарист выступает создателем идейной основы фильма, спектакля, компьютерной игры или рекламного ролика. Литературного таланта и виртуозного владения словом для написания сильного текста недостаточно – необходим логический подход, умение удерживать сюжет, находить причинно-следственные связи в диалогах героев.
СоветыЯ хочу стать киносценаристом — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые рабочие навыки
Чаще всего после просмотра понравившегося нам фильма или сериала мы отдаём все лавры режиссёру картины, даже не задумываясь о том, что впечатлившую нас историю написал совсем другой человек.
Киносценарист — профессия для человека, готового оставаться в тени. Можно даже сказать, для того, кто предпочитает эту тень суматохе на съёмочной площадке. Сценарист создаёт свой мир, свои истории, которые из фантазий превращаются во что-то реальное — в кино. При этом стоит помнить, что его работа далека от работы писателя, и история — это не финальный продукт. Талантливые российские сценаристы рассказали Look At Me о том, как найти интересную историю, записать её и превратить в нечто большее, чем просто слова на бумаге.
Илья Тилькин о том, почему профессия сценариста самая лучшая и одновременно самая неблагодарная в кинематографе
Илья Тилькин
Сценарист фильмов «Сталинград», «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Агентство «Золотая пуля»», «Человек у окна»
«Я долго занимался режиссурой на телевидении, пока однажды мой приятель Андрей Константинов (писатель, придумавший «Бандитский Петербург») не предложил мне написать для сериала сценарий. Режиссёром фильма был легендарный Виктор Сергеев, он просто дал мне почитать свой сценарий и сказал: вот так это надо делать. Вот такой формат, вот такой шрифт. В принципе, это и было для меня самое важное педагогическое наставление в профессии.
Для будущего киносценариста важно постоянно читать сценарии коллег и мэтров и обязательно смотреть фильмы, которые по ним сняты. Пытаться понять, почему из хорошего сценария иногда получается плохое кино, и наоборот. Читать умные книжки по сценарному мастерству, поступить на сценарный факультет во ВГИК или ещё куда-нибудь. Храбро вступать в дружбу/переписку/интимные отношения с видными продюсерами или маститыми драматургами и не вступать с теми, кто только ими прикидывается. Да и просто много читать, чтобы знать больше, чем пишешь.
Пустота в твоей голове — это поверхностность, которая первой бросается в глаза в сценарии. Когда-то в Советском Союзе регулярно выходил «Альманах киносценариев», — думаю, его подписку можно найти в библиотеке. Я уверен, что это стоит нескольких лет обучения в вузе и уж точно всей книги «История на миллион долларов». К счастью, и сейчас в любом книжном магазине можно купить десяток-другой сборников современной драматургии. Это всё надо прочесть обязательно.
Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», – уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста
Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий — не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто — литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно — это бесценная школа.
Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.
При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек.
Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».
Где учиться
Александр Талал о том, почему надо смотреть как хорошие, так и плохие фильмы
Александр Талал
Сценарист фильмов «Дневной дозор», «Чёрная молния», куратор курса «Сценарное мастерство» Московской школы кино
«В нашей профессии очень важно получить профессиональное образование. Бытует такое мнение: чтобы стать сценаристом, достаточно посмотреть пару сотен фильмов, высоко ценить из них 15 классических и просто быть мало-мальски образованным человеком, чтобы хорошо писать (и как минимум рассуждать о кино). Я считаю, этого недостаточно. У новичка должен сформироваться определённый склад ума, склад видения сюжета, ему необходимо получить ряд определённых навыков. Врождённый талант играет не безграничную роль, навыки можно привить, а что-то приходит с опытом. Хорошее сценарное образование даёт технологии, инструменты и опыт их использования, и важно, что всё это происходит под надзором профессионалов.
В начале пути надо грамотно сочетать теорию и практику. В интеллектуальных кругах принято потешаться над моделями сценариев, говорить, что это ограничивает творца, но для новичка такое ограничение полезно. Новичку совсем не на что опираться — у него нет ни опыта, ни чутья, ни чувствования структуры. Нужно не только читать учебники, сразу после усвоения материала необходимо обязательно писать сценарии по изученным моделям. От самого автора зависит, насколько глубоко и интересно он сможет переосмыслить модель и в итоге отойти от классики и создать что-то своё.
Недостаточно знать, как называются все этапы трёхактной структуры, надо уметь их узнавать в разных интересных проявлениях. Полезное упражнение — анализировать существующие фильмы. Можно попробовать найти эти этапы в любимом фильме, понять, какие отсутствуют, а какие преобразились. Надо «препарировать» любимые фильмы, чтобы понять их глубоко, может, даже попробовать записать любимый фильм в сценарном формате, сформулировать ремарки и расписать диалоги так, как, вам кажется, это должно было быть в сценарии.
Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций.
Для сценариста очень важна визуализация сюжета. Это отличает нашу работу от работы писателей, мы создаём картинки в действии. Необязательно, чтобы у автора в голове возникали живые картинки с конкретными лицами, но обязательно, чтобы он представлял динамику сюжета. Весь подход к письму направлен на действие, на поступки, на поиск интересных визуальных решений. Как бы странно это ни звучало, но, мне кажется, сценаристу очень помогает абстрактно-логический подход, математический склад ума. Человек с таким складом ума легко удерживает сюжет целиком в голове, видит его, как цельный график, симфонию, как живущую своей жизнью фигуру, где то, что происходит в начале, связано с тем, что происходит в конце, где проглядывается причинно-следственная связь, всё влияет на всё.
Киносюжеты — это, как правило, истории о противостоянии ценностей.
Это рассказы о том, как жить хорошо, как жить успешно и при каких обстоятельствах жить хорошо и успешно не получается. В принципе, со слов сценарного гуру Джона Труби, жанровое кино — это уроки о том, как нам жить. Нужно много смотреть и много читать. Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций, чем больше возможностей аргументировать разные позиции и выстроить разных персонажей, тем лучше. А чем больше человек читал, тем он лучше знает мир и лучше жонглирует разными версиями этого мира.
Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Важно говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно.
Кроме всего прочего, киносценарист должен обладать терпением; мы не владеем полностью произведением и нам приходится «отпускать» наши произведения, отдавать их в руки другим людям, которые тоже обладают (или считают, что обладают) на них творческим правом. Они интерпретируют их, меняют. Стоит уметь отстаивать свою позицию, расти до той величины, когда вы уже имеете право что-то отстаивать, но при этом не забывать, что другой человек может говорить что-то толковое. Сценарист работает в команде, для него, как и для всех, важно окончательное и завершённое произведение, а это кино, не отдельный сценарий.
Помимо профессиональных навыков, важно и правильное, конструктивное отношение к профессии. У нас постоянно происходят какие-то битвы на тему индустрии/не индустрии, по поводу авторского и не авторского кино, высокого и низкого. Такие споры — абсолютно лишние вещи для кино, как мне кажется. Если мы будем заниматься делением кино на «высокое» и «низкое», на это и уйдёт всё наше время. Мы в Московской школе кино стараемся привить мысль, что кино должно быть разным. Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Эта система состоит из нескольких разных частей, и одних частей не было бы без других. На каждый тип сюжета есть свой зритель. Важно, конечно, в кино говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно. Надо просто любить своё дело всей душой, каким бы оно ни было. Революционный настрой «я сделаю этот мир лучше» хорош, но менять мир в нашем случае надо изнутри системы. В чём смысл кучковаться на её периферии под лозунгом «мы против всех» и делать что-то своё, часто невостребованное, или не делать ничего вовсе, пока мир не изменится?
Естественно, ни один сценарист не может одинаково хорошо работать во всех жанрах, но он должен к этому стремиться. Можно отточить два-три наиболее близких вам направления, но это не значит, что ко всему остальному нужно относиться как-то свысока».