стыд признак какого общества

Стыд. Зачем он современному обществу?

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

стыд признак какого общества. d0fb5bca04cc21b86410559eb9cabde1. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-d0fb5bca04cc21b86410559eb9cabde1. картинка стыд признак какого общества. картинка d0fb5bca04cc21b86410559eb9cabde1

В рамках проекта Высшей школы экономики «Университет, открытый городу» доцент кафедры общей социологии социологического факультета вуза Ольга Симонова рассказала о том, как социология изучает эмоции и чувства вообще и переживание стыда в частности. Slon публикует краткую версию лекции.

Первый вопрос: полностью ли иррациональны и неконтролируемы эмоции? Обратная зависимость подтверждается социологическими исследованиями на основе экспериментальной психологии: все наши рациональные решения, поступки и расчеты обусловлены эмоционально. А что такое эмоции с точки зрения социологии? Однозначной дефиниции социологи не дают. Психологи определяют эмоцию так: это нечто, переживаемое как чувство, способное организовывать, мотивировать и направлять наши действия; импульс, который осмысливается человеком.

Эмоция – сложный комплекс явлений.

Первое, что в него входит, – это мимика. Отсюда биологическая и социально-психологическая функция эмоций – сигнальная. Следующий важный маркер – паралингвистические жесты или интонации: вскрикивания, всхлипывания, изменение ритма дыхания и так далее. Еще одна составляющая – когнитивная. Речь идет об осмысленной оценке ситуации: в зависимости от нее эмоции либо усиливаются, либо ослабевают. Последнее, что значимо для социологов, – это язык, или культурные дефиниции эмоций. Человек способен осознать свои эмоции, только если опишет их.

Вот, к примеру, еду в метро и слышу разговор двух подруг. Одна рассказывает о каком-то жутком переживании: у нее тряслись коленки, ей было очень неприятно, больно.

«Это любовь», – заключает собеседница. Таким образом подруги определили эмоцию, которая могла, вообще говоря, вовсе не быть проявлением любви. Культурные дефиниции играют здесь одну из главных ролей.

Следующий после определения эмоций вопрос – это вопрос их классификации. В психологии есть прижившийся вариант деления эмоций на первичные и вторичные. Социологу же крайне сложно фиксировать именно первичные эмоции человека. Далее идут позитивные и негативные эмоции, но и эта классификация терпит поражение в социологии: как социолог может сказать, позитивна эмоция стыда или негативна? Да, она болезненна, но при этом мотивирует людей к сплочению и осмыслению происходящего. Наработки психологов здесь мало помогают социологии. Ответ на вопрос, каким образом рассматривать эмоции в социологии, на мой взгляд, очевиден: с точки зрения социально-культурных условий и исторических изменений.

Эмоциональная работа и сверхценность романтической любви

Важное для социологии понятие – эмоциональная работа. Грубо говоря, это умение управлять эмоциями, справляться с чувствами и переживаниями. Контролировать эмоции не всегда легко: мы должны сдержаться, а в некоторых случаях изобразить нужную эмоцию. Американская исследовательница Арли Р. Хохшилд рассматривает ситуацию свадьбы. Счастливы ли жених и невеста? Невеста устала, испачкала платье, у нее все болит, она только и ждет, чтобы банкет скорее кончился.

Но обычно невесты рассуждают так: «Да, мне плохо, но вообще-то это самый счастливый день в моей жизни! Почему я испытываю такие негативные эмоции?!» И начинают искусственно возбуждать в себе радость. Вот так запускается процесс эмоциональной работы.

Несколько слов о любви. Ее пример поможет проиллюстрировать то, как социологи подходят к эмоциям. Сегодня сверхценной признается любовь романтическая, это средневековая идея: любовь к прекрасной даме, вечная, невыразимая и не осуществленная. Идея отлично приживается в капиталистических обществах, на ней хорошо зарабатывают. Она непременно продвигается во всех фильмах, сериалах.

В реальной жизни мы понимаем, что любовь вечной быть не может, она должна перерождаться, трансформироваться. Но верить в это, конечно, никто не хочет, и люди начинают работать над тем, чтобы сделать любовь вечной.

В своем развитии любовь подразумевает множество эмоций. Мне кажется, что порой любовь даже вредна, ведь многие люди во имя достижения идеала губят близкие и теплые отношения. Романтическая любовь, кроме того, очень болезненна, ведь это настоящие горе: вечно не иметь надежды. В то же время идеал романтической любви толкает людей к самосовершенствованию: многие идут в спортзалы, садятся на диеты в ожидании этой любви, стремясь быть достойными ее. Идея вечной любви запускает большинство человеческих эмоций и способствует развитию многих экономических явлений.

Стыд тяжелее чувства вины

Теперь мы приступаем к рассмотрению такого переживания, как стыд. Есть теория: стыд в современном обществе никуда не уходит, его становится все больше, поэтому сейчас психоанализ, во многом выглядящий архаичным, становится актуальным методом работы с проблемой. Я объясню почему.

Первое, что я хочу сказать: эмоцию стыда невозможно рассматривать в отрыве от чувства гордости, замешательства и чувства вины.

Стыд стоит начать разбирать с внешних признаков. В отличие от чувства вины он хорошо виден со стороны.

Дарвин в труде «Выражение эмоций у человека и животных» пишет о покраснении кожи, причем у части людей краснеет не только лицо, но и все тело.

Другие признаки стыда – речь и действия человека, они во многом определяются культурой, не одной только психофизиологией. Зафиксировано несколько типичных для чувства стыда жестов. Человек опускает глаза – он хочет спрятаться, он также может отвернуться, закрыться или каким-то образом, физически или метафорически, уйти из ситуации. Но иногда деться просто некуда. И что мы делаем? Мы не прячем глаза, мы начинаем прямо выражать себя, почти кричать, быстро говорить.

Здесь социологи и психологи единодушны: для активации эмоции стыда необходимо наличие свидетелей. Конечно, мы, сложные существа, способны испытывать это чувство и наедине с собой, но обычно нужно, чтобы нас видел кто-то другой.

Стыд – совершенно особенное интеллектуально-чувственное переживание: в какие-то доли секунды я понимаю, что я ничтожен, плох, нет никого хуже меня. Как раз этим стыд отличается от других чувств, даже чувство вины более конструктивно: оно толкает нас что-то сделать – извиниться, исправить ситуацию. Чувство стыда все возможные действия блокирует. Доли секунды вы находитесь в шоке и оцениваете себя крайне негативно. Из этого социологи сделали вывод, что чувство стыда возникает в процессе оценки себя и собственного поведения. Тут подключается большинство социальных факторов: почему я плохой, относительно чего я плохой? Запускаются все культурные триггеры стыда – причины, по которым его нужно испытывать. После этого активизируется чувство вины, способность оценить ситуацию и понять, что следует предпринять дальше.

Наверно, лучше всего понять, что такое стыд, можно через оценку его социально-психологических функций.

На сегодняшний день стыд регулирует выражение всех эмоций человека. Стыд – основная социально-моральная эмоция. К примеру, если вы сильно кого-то любите, стыд будет регулировать степень выражения любви. Все остальные чувства также проходят проверку на стыд: могу ли я выразить ту или иную эмоцию, не будет ли это постыдно?

Самое главное для человека – умение сохранить лицо. Поэтому даже сам страх стыда, позора помогает нам собираться и вести себя определенным образом. Это я упомянула, чтобы пояснить: у стыда много степеней. Первая степень стыда – это замешательство, смущение. Следующая ступень по силе интенсивности – это сам стыд. Самая тяжелая форма стыда – это бесчестие, позор. Исследуя этот вопрос, нужно понимать, что это система эмоций разной интенсивности.

Я придерживаюсь следующего определения стыда: стыд – это переживание угрозы социальным связям. Для человека нет ничего страшнее существования вне социума.

Хочу подытожить и обозначить, зачем в социологии изучается стыд. Стыд нам поможет понять характер власти. Еще одна важная проблема: соотношение частного и публичного в обществе. Насколько частная сфера отделена от публичной? Как они взаимодействуют? Исследование чувства стыда помогают понять, какие гуманистические ценности существуют в обществе на данный момент.

Теперь о средствах массовой информации. СМИ способны испортить репутацию кому угодно и таким образом сконструировать чувство стыда, и для современных людей это главная позорящая практика.

Социология должна учитывать важную особенность стыда: он не исчезает быстро, он может быть передан последующим поколениям, как это было в послевоенной Германии. Стыд способен конструироваться вновь и вновь. Коллективная память, сохраняющая это чувство, может многое рассказать об историческом моменте существования общества и о тогдашней политике.

Источник

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Страх потери связей

Социология эмоций — направление, которое возникло в науке относительно недавно и представляет собой новый взгляд на человеческие эмоции с точки зрения социально-культурных условий и исторических изменений. Классики социологии всегда интересовались эмоциями, и сейчас этот интерес находится на пике развития. Одна из наиболее любопытных эмоций в ракурсе социологических исследований — стыд.

«Стыд — основная социальная эмоция, поскольку она регулирует выражение других эмоций», — рассказала Ольга Симонова на лекции «Социология эмоций сегодня: социальный и исторический смысл чувства стыда». Если причина стыда, с точки зрения психологии, всегда индивидуальна, то социологические исследования доказывают, что стыд базируется на страхе потери связи с социумом. И в этом плане эмоция стыда, по словам лектора, служит механизмом поддержания общественного порядка и сплоченности людей. В то же время ее намеренное продуцирование в людях может быть средством манипуляции и неотъемлемой частью воспитательных и исправительных позорящих практик. К таким практикам на государственном уровне можно отнести позорные столбы (если смотреть на историческую ретроспективу), показ преступников массовой публике на улицах и т.п.

От психоанализа к социологии

В современном мире изменилось отношение ко многим вещам. То, что раньше считалось постыдным, сегодня может быть общепринятой нормой. «Но это не значит, что эмоция стыда уже не настолько актуальна», — отметила Симонова. Одним из источников обнаружения стыда и его роли в современном мире стали психоаналитические сеансы, которые дали социологам возможность наблюдать последствия исследуемой эмоции. «Психоаналитики отмечают, что практически все переживания пациентов связаны с чувством стыда», — рассказала Симонова. И если в кабинете у психотерапевта человек раскрывается, то в социуме стыд очень часто завуалирован и его не всегда возможно распознать. Наряду с этим были и есть социологические, антропологические, психологические и исторические работы о стыде, которые в совокупности позволяют рассуждать о социальных функциях и дисфункция стыда.

Лектор обратила внимание на такой аспект, как стыд на фоне бедности: «В современном мире принято стигматизировать бедных. Успех часто связывается с материальными достижениями. А бедность трактуется как признак неудачника». В результате бедные стыдятся своей бедности, но часто прячут ее, например, под маской агрессии, либо загоняют себя в состояние отчужденности.

Человек может также переживать стыд только потому, что общество, а не он сам считает нечто постыдным и при этом страдать от ситуации, что его представления о постыдном противоречат представлениями большинства. Это как раз характерно в большей степени для современных обществ, отметила лектор.

Эмоция, которую надо проживать

Чем ниже у человека самооценка, тем он острее может переживать чувство стыда. Противоположная стыду эмоция — гордость. Однако это не означает, что людям с высокой самооценкой не свойственно переживание стыда. Вопрос в том, как человек реагирует на это переживание. Стыд в критических ситуациях может приводить к депрессиям и самоубийствам. «Важно осознание эмоции стыда, ее понимание и работа с ней», — заметила Симонова. Она сослалась на работы американского социолога Томаса Шеффа, который занимается исследованиями в области социологии стыда. По мнению Шеффа, важно вербализовать эмоцию стыда, прожить ее, чтобы она не имела деструктивного влияния.

Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ

Источник

Почему мы не обязаны испытывать стыд и как с ним бороться

По мнению психологов, стыд — самая бесполезная и разрушительная эмоция. Человек, порабощенный этим чувством, остро ощущает, как подавляется его личность. Он испытывает и психологический, и физический дискомфорт: учащается сердцебиение, кровь приливает к лицу, ушам и шее, голова тяжелеет и сама собой опускается, а спина сутулится. Пожалуй, каждый из нас хоть раз переживал нечто подобное, да и сам стыдил других.

Что такое стыд

Стыд — эмоция, которую мы испытываем из-за своей социальности. Это боязнь того, что общество может нас отвергнуть.

Карл Маркс описывал стыд как «гнев, только обращенный внутрь». И это действительно так: мы расстраиваемся, затем злимся на себя или других людей, заставивших нас совершить какой-нибудь поступок, а после можем снова начать стыдиться своих мыслей. Образуется замкнутый круг из негативных и тяжелых эмоций — выбраться из него крайне непросто.

Иногда стыд переходит в хроническую форму, и тогда человек не может отделаться от неприятных мыслей о собственном несовершенстве и неадекватности.

стыд признак какого общества. Styd 1. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 1. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 1

Стыд или вина

Нередко стыд путают с виной, но последняя — как раз очень важная эмоция, и ее полезно хотя бы иногда испытывать.

Чувство вины, те самые известные каждому «муки совести», возникает как реакция на конкретный поступок, который кажется нам негативным. Это нечто глубоко личное и недоступное сторонним наблюдателям. Стыд, наоборот, публичен: он формируется под давлением социума или его части.

Вина конструктивна и направлена на что-то одно («я поступил плохо — как это исправить?»), стыд же подразумевает негативную оценку всего себя («я плохой человек», «я всегда веду себя ужасно»).

Стыд деструктивен, поскольку он не указывает пути исправления, а лишь подчеркивает нашу несостоятельность и заставляет нас всё чаще терзаться вопросом, а не зря ли мы вообще существуем?

Это ощущение приводит к выработке в гипоталамусе большого количества кортиколиберина. Он, в свою очередь, воздействует на гипофиз, активирует производство АКТГ (кортикотропного гормона), а в ответ на это из надпочечников выделяется кортизол. Результат — стрессовая реакция, которая обладает гиповозбуждающим эффектом: человек чувствует себя вялым, отстраняется от того, что происходит вокруг. Иногда возникает ощущение «отдаления» — будто наблюдаешь за ситуацией со стороны. В таком состоянии мы максимально уязвимы и восприимчивы.

Чем отличается мужской и женский стыд

Считается, что женщины чаще и острее испытывают чувство стыда и вины, но на самом деле, как показывает статистика, особых гендерных различий нет.

Мы все стыдимся одинаково часто — но по разным причинам. И дело здесь опять в стереотипах, навязываемых обществом.

Например, женщины, как правило, комплексуют по поводу своего внешнего вида и телосложения, а те из них, что ведут насыщенную половую жизнь, также испытывают большее давление со стороны общественности, чем мужчины-донжуаны. Зато женщинам можно (по мнению социума) проявлять грустные эмоции и даже плакать, а вот «сильный пол» в основном стыдится именно собственных слез и вообще слабости.

стыд признак какого общества. Styd 2. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 2. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 2

Исследовательница личных уязвимостей Брен Браун в своей лекции «Прислушайтесь к стыду» отмечает еще одно характерное различие:

«Стыд для женщины — паутина противоречивых ожиданий и неисполнимых желаний, связанных с ее представлениями о том, кем она должна быть. У мужчин никакой паутины нет. Они стыдятся только одного — показаться слабыми».

В постиндустриальных странах это противоречие особенно заметно: женщина должна строить карьеру, содержать дом, растить детей — но не слишком зацикливаться на них; уважать мужа — но в то же время быть самостоятельной личностью.

Негласные требования социума формируют благодатную почву для чувства стыда и общественного порицания.

Мужчинам не легче: они должны быть сильнее, выше и храбрее себя вчерашних. Брен Браун рассказывает, как один такой мачо заявил, что для него лучше «умереть, упав с лошади, чем подняться и увидеть разочарование в глазах его семьи». Мальчикам еще с детства внушают, что стыдно быть слабыми, бояться и чего-то не уметь, поэтому к сознательному возрасту они привыкают к вечному соревнованию с самими собой.

Почему нас стыдят с детства

Манипуляция стыдом в воспитании детей — достаточно распространенный, но, по мнению психологов, вредный прием.

Родители прибегают к нему, чтобы направить поведение ребенка в русло «общепринятой нормы», но часто делают это в обезличенной, неконструктивной форме. Вместо того чтобы учить, указывая пути выхода из сложившейся ситуации после совершенной ошибки, взрослые могут не справиться с эмоциями и просто воскликнуть: «Да как тебе не стыдно!»

Однако до определенного возраста (6–7 лет) дети не понимают всех социальных норм, а просто пугаются, реагируя на смену родительского настроения, и прекращают делать что-то из-за страха. Ребенок, которому чуть ли не ежедневно напоминают о необходимости стыдиться, вырастает во взрослого, не уверенного в своем поведении, постоянно оценивающего собственные поступки с позиции постороннего зрителя.

стыд признак какого общества. Styd 3. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 3. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 3

Как бороться со стыдом

Первый этап борьбы со стыдом, как и с другими негативными эмоциями, — выявление того, что заставляет вас их испытывать. Постарайтесь вспомнить ситуации, в которых вам некомфортно. Какие именно чувства задевает фраза «тебе должно быть стыдно»?

Если вам кажется, что комплексы уходят корнями в детство, а так бывает очень часто, попробуйте посмотреть на себя-ребенка глазами себя-взрослого. За что вас стыдили тогда? Было ли это оправданно? Чем могли руководствоваться те, кто так поступал? Напишите или расскажите об этом человеку, которому вы доверяете, постарайтесь разобраться, как тот опыт влияет на вас сегодняшнего.

Определите свои «слабые точки» — стыд всегда «отыскивает» наши максимально уязвимые места и давит на них. Молодая мама, не уверенная в собственных силах, будет испытывать это чувство, когда кто-то раскритикует ее стиль воспитания (на самом деле она просто сомневается в себе); пожилой человек может быть уязвимым под напором молодого коллеги, который отметит любой, даже незначительный недочет (боязнь оказаться несостоятельным).

Малейшая неуверенность в себе, каждое сомнение, каждый страх — это окошко для стыда.

стыд признак какого общества. Styd 4. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 4. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 4

Попробуйте подмечать, что вас ранит, а затем задайтесь вопросом: «Почему меня это так задевает? Как я могу доказать себе (не кому-то еще, а себе!), что нет повода для стыда? А какую эмоцию я должен испытывать вместо него? Страх? Злость? Или даже радость?» Разрешите себе эти чувства. Поначалу может быть трудно.

Откройте любой список эмоций — и проверьте, какую из них вам неудобно проявлять, а потому вы заменяете ее стыдом.

Кстати, не забывайте, что стыд — это тоже эмоция, и ее, как ни странно, тоже не стоит стыдиться — ведь вы не виноваты в том, что она вам присуща.

Следующий аспект — общение. Помните, что вы боретесь отчасти со страхом одиночества и изолированности. Стройте связи, создавайте сообщество людей, которым доверяете, готовых вас выслушать и принять таким, какой вы есть. И сами тоже станьте тем, кому смогут доверять.

Начав разговор о стыде и обозначив проблему, мы уже сделали первый шаг на пути к ее решению. Сочувствие и сопереживание — вот чему нужно научиться, это два противоядия от необоснованных мук совести.

стыд признак какого общества. Styd 5. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 5. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 5

Стыд действует таким образом, что человек чувствует себя недостойным принимать доброту и поддержку: включается «синдром самозванца», и ему начинает казаться, будто он не заслуживает любви.

Поверьте, это не так. Если кто-то хочет проявить к вам добрые чувства — не препятствуйте, позвольте себе не отвергать его слова.

И в то же время удаляйте из своего окружения людей, которые провоцируют в вас стыд. Кажется, в русском языке до сих пор нет эквивалента слову shamer, хотя именно в России таким «шеймером» может стать каждый прохожий. Если вы видите эти черты в ваших знакомых, постарайтесь меньше с ними взаимодействовать; если это партнер или родители — обсудите проблему. Спросите: «Зачем ты стыдишь меня за это? Что ты чувствуешь, когда так говоришь?»

Возможно, они тоже просто не в состоянии выразить свои эмоции. Или им страшно. Или их удивляют ваши поступки, и вас пытаются подавить. В особо тяжелых случаях, когда токсичные отношения вызывают всё больше непреодолимого стыда, когда кто-то использует их для манипуляции или чтобы причинить вам боль, возможно, лучше прервать их вовсе.

И конечно, необходимо проявить «самосочувствие»: испытывая стыд, сложно относиться к себе хорошо, хочется забиться в угол и еще больше себя наказать.

стыд признак какого общества. Styd 6. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 6. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 6

Но представьте, что на вашем месте сейчас другой человек, тот, которого вы цените и любите. Стали бы вы стыдить его в этой ситуации? Как бы вы его утешили, чем помогли бы? И затем перенесите это поведение на свою личность.

Тамар Чански, автор книги «Освободитесь от тревоги», предлагает выбрать четырех человек — живых или мертвых, реальных или выдуманных, — которые могли бы проявить к вам сочувствие. А теперь задайте себе вопрос, как они посмотрели бы на вашу ситуацию? Может, в их глазах вы выглядите лучше, чем в своих?

Практикуйте прощение. Какие бы недостатки вы ни обнаруживали в себе и в собственном поведении, каждый имеет полное право простить себя за них.

Стыд не должен мешать вам жить, даже если этого очень хочется окружающим. Разрешите себе быть несовершенным, пробовать, допускать ошибки и исправлять их — и не позволяйте другим критиковать вас за это.

Источник

Почему мы стыдимся и что с этим делать? Первый нестыдный гид по стыду

Мы не любим говорить о стыде. Неприятно признаваться в том, что чего-то стыдишься сам, и непонятно, как реагировать на подобные чувства других людей. Но игнорирование не решит проблему. Ведущая канала «Настя про философию» Анастасия Бабаш разбирается, что такое стыд с точки зрения биологии, культуры и психологии, когда стыдиться не только нормально, но и полезно — и как справиться с таким стыдом, который мешает жить.

Щеки горят, слова путаются, сердце бьется чаще, ладони потеют. Хочется поскорее забиться в укромное место и больше никогда оттуда не выходить! Ученые предупреждают: стыд негативно влияет на самооценку и может привести к депрессии. Стыдиться неприятно и даже больно. Неудивительно, что большинство статей на эту тему называют стыд токсичной эмоцией.

Но как бы мы ни пытались избавиться от стыда на уровне личности, в обществе это всё еще норма. К счастью, в последнее время всё больше людей понимают, что стыдить людей за тело или сексуальность, которые не вписываются в социальные рамки, неправильно.

Шейминг начинают воспринимать как негативную практику, от которой надо избавляться. Однако стыд всё равно никуда не делся. Теперь мы стыдим друг друга за расистские, гомофобные или сексистские высказывания.

Так стыд все-таки иногда полезен или пора запретить поучать людей независимо от того, в чем они «провинились»? Поможет ли это избавиться от собственного стыда? А может, это чувство так укоренено в нашей психике, что, даже перестав шеймить других, сами мы всё равно продолжим стыдиться?

стыд признак какого общества. Styd 1. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 1. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 1

Что такое стыд?

Хотя стыд интуитивно знаком нам всем и, более того, встречается во всех культурах, дать однозначное определение этому чувству сложно. Объясняют это по-разному.

1. Мы плохо разделяем близкие между собой эмоции, особенно если они похоже проявляются в теле. Например, стыд часто путают со смущением. Различаются они по уровню переживания: стыд гораздо мучительнее, интенсивнее и продолжительнее.

Стыд возникает, когда задеты важные ценности и моральные принципы. Человек думает: «Я плохой и неправильный».

Смущение проходит быстрее и обычно связано с нарушением не столь важных социальных норм. Кроме того, в русском языке о смущении можно говорить даже в положительной ситуации: так, мы можем смутиться, услышав комплимент и похвалу. Стыдиться же всегда неприятно.

2. В разных языках эмоции называются и разделяются по-разному. В каком-то языке одному чувству могут дать несколько названий, а в другом, наоборот, несколько эмоций объединить одним словом.

Например, в русском языке мы говорим о стыде, не различая его оттенков. А в мандаринском китайском выделяют целых четыре понятия:

Средства языка помогают нам лучше или хуже описывать и понимать эмоции и формировать свою собственную эмоциональную культуру.

3. В научной литературе стыд часто описывают в связке с виной. Дело в том, что контраст между стыдом и виной помогает разобраться в этих эмоциях.

Виним мы себя за конкретный проступок, например, когда разбили любимую бабушкину чашку. Стыдиться — значит разочароваться в своей личности и качествах: например, мне стыдно из-за того, что я дедлайнер (неудачница, некрасивая, не умею красиво говорить — нужное подчеркнуть).

Конечно, мои личные качества могут быть связаны с определенными поступками (за которые я могу себя винить!), но испытывать стыд можно, даже ничего не сделав. Потому он и коварнее, чем вина. Ощутив вину, мы просим прощения и стараемся поскорее исправить ситуацию, но когда стыдимся, хочется лишь провалиться сквозь землю, чтобы больше никто и никогда не узнал, насколько мы плохие и неправильные.

Вина всегда касается действия, а стыд — личности.

Понимание этих различий помогает понять, что конкретно вы испытываете: стыд, вину или то и другое одновременно.

Называть свои эмоции и знать об их особенностях полезно, так как это помогает лучше понять себя и свои потребности.

Главная отличительная особенность стыда — это ощущение себя недостойным, плохим и неправильным. Из-за этого возникает острое желание поскорее спрятаться от всего мира, чтобы никто не увидел, как мы не соответствуем ценностям, важным для нас или общества.

Почему возникает ощущение недостойности?

Социальные эмоции тесно связаны с чувствами и действиями других людей — их одобрением или осуждением. Помимо стыда, к ним относятся вина, ревность, зависть, гордость, сочувствие.

При базовых эмоциях вроде радости или гнева значение имеет только осознание собственного «я». Социальные же эмоции связаны с тем, что мы стремимся осознавать себя частью группы или целого общества и понимаем, что существуют другие «я», которые могут испытывать к нам различные чувства.

Поэтому многие исследователи подчеркивают, что в формировании стыда важную роль играет взгляд Другого — способность взглянуть на себя со стороны, узнать, что о вас думают другие люди.

«Стыд в своей первичной структуре есть стыд перед кем-то. Я только что сделал неловкий или вульгарный жест, этот жест прилип ко мне, я его не сужу, не порицаю, я просто его переживаю, я реализую его в форме для-себя. Но вот вдруг я поднимаю голову: кто-то был здесь и видел меня. Я тут же осознаю всю вульгарность моего жеста, и мне стыдно…

Итак, другой является неизбежным посредником, соединяющим меня со мной самим; я стыжусь, каким я являюсь другому».

Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто»

И хотя здесь Сартр говорит о реальном взгляде со стороны (кто-то действительно увидел мой вульгарный жест), нам достаточно представить, что было бы, если бы кто-то увидел его.

Самый первый опыт стыда мы чаще всего получаем в раннем детстве, когда родители или другие значимые взрослые указали нам со стороны, что нечто — стыдно. Когда мы взрослеем, нам всё меньше нужно реальное присутствие других людей, чтобы испытать стыд. Мы формируем в воображении образ Другого, который будет оценивать все наши поступки. Часто такая оценка происходит автоматически и бессознательно.

Аудитория, реальная или воображаемая, — важный компонент стыда.

От оценки других людей зависит, почувствуем ли мы, что совершаем что-то недостойное и плохое. Испытав стыд, мы захотим спрятаться именно от этой аудитории, ведь она видела наш провал.

То есть стыд формируется обществом?

Узнав, что стыд — это социальная эмоция, можно увлечься спорами об обществе, упустив из виду, что это еще и реакция тела. С точки зрения физиологии стыд проявляется одинаково независимо от того, в какой культуре мы выросли. Зачем же эволюция наградила нас краснеющими щеками и желанием провалиться сквозь землю?

Нидерландский приматолог Франс де Вааль в своей книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» замечает, что похожую реакцию можно наблюдать у шимпанзе. Провинившиеся обезьяны съеживаются, ползают в пыли перед своим вожаком, пригибаются к земле и смотрят снизу вверх, чтобы продемонстрировать свое подчинение. Человеческое тело показывает стыд еще ярче: мы неконтролируемо краснеем.

Общее у человека и шимпанзе физиологическое проявление стыда показывает, что это адаптация, выработанная в процессе эволюции, пишет де Вааль. Это социальный сигнал, который сообщает другим: мы прекрасно знаем, что поступили неправильно, и теперь всеми силами стремимся исправиться. Таким образом, стыд показывает, что мы просто оступились, не представляем угрозы для сообщества и хотим взаимодействовать с окружающими.

«Разве не лучше было бы, если бы кровь в самые неподходящие моменты не бросалась непроизвольно к щекам и шее, где изменение цвета кожи видно издалека, как горящий фонарь? Для прирожденного манипулятора подобный сигнал не имеет положительного смысла. Я могу придумать для такого румянца один-единственный смысл: покрасневшее лицо сообщает другим людям о том, что вы знаете, как сказываются на них ваши действия. Это способствует доверию».

Франс де Вааль «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов»

С точки зрения эволюции стыд со всеми составляющими его неприятными физиологическими реакциями необходим нам, чтобы выжить. Стыд показывает, что мы понимаем, как наши действия влияют на других, и готовы взаимодействовать с окружающими и исправиться в случае проступка.

Значит, стыд полезен?

И да, и нет. С точки зрения эволюции стыд и любые другие социальные эмоции полезны для сохранения сложной социальной структуры. Человечество смогло достичь столь многого потому, что мы как биологический вид отлично кооперируемся и способны работать сообща. Но одно дело — способность ощущать стыд и совсем другое — в каких ситуациях мы его испытываем. Тут уже важную роль играет культура.

Классический взгляд на культуру сквозь призму стыда представлен в работах американской антропологини Рут Бенедикт, которая в своей книге «Хризантема и меч: модели японской культуры» (1946) предположила, что Америка — это культура вины, а Япония — культура стыда.

Американец, совершивший плохой поступок, почувствует вину, справиться с которой ему помогут раскаяние и действия, заглаживающие содеянное. Японцу же от покаяния легче не станет: вместо вины он испытает стыд за самого себя (ведь он допустил промах) и решит изолироваться от общества.

Теория Рут Бенедикт стала популярной: вскоре все культуры поделили на культуры стыда и вины (иногда сюда добавляют страх). В целом западное общество считается культурой вины. Некоторые исследователи даже уверены, что это объясняет, почему на Западе настолько не любят стыд и всеми силами с ним борются: вина нам просто-напросто привычнее и понятнее, мы знаем, что с ней делать и как перестать ее испытывать.

стыд признак какого общества. Styd 2. стыд признак какого общества фото. стыд признак какого общества-Styd 2. картинка стыд признак какого общества. картинка Styd 2

Однако не стоит забывать, что Бенедикт написала свою книгу после Второй мировой войны, а с тех пор многое поменялось. Кроме того, ее теорию критикуют за поспешные выводы. Да и заявление, что в западной культуре вина значимее стыда, выглядит сомнительно.

На страны Запада огромное влияние оказало христианство, в котором стыд играет ключевую роль: вкусив с древа познания, Адам и Ева испытали именно это чувство.

Кроме того, современные психотерапевты пишут, что на Западе бушует эпидемия стыда. Стыд — это одна из главных эмоций, которую испытывают нарциссы и люди с нарциссической травмой (то есть те, кто долго находились в отношениях с нарциссами). Причина в том, что такие люди предъявляют к себе и окружающим завышенные требования. Часто они не могут им соответствовать, и тогда ругают себя (или других) за это.

Этот стыд — неосознанный, он не просто время от времени появляется в жизни таких людей, но является ее постоянным фоном. Человек всё время не дотягивает до (невозможного) идеала и постоянно ощущает свою «недостойность». Конечно, такой стыд токсичен и разрушает личность.

Подробнее о связи нарциссической травмы и стыда можно почитать в книге Анастасии Долгановой «Мир нарциссической жертвы. Отношения в контексте современного невроза».

Современные антропологи также напоминают, что в каждой культуре присутствуют и стыд, и вина, а классификация Рут Бенедикт лишь помогает понять, какая эмоция сильнее влияет на конкретное общество.

Как западная культура учит нас стыдиться?

Борьба со стыдом не новое изобретение: уже в Античности философы недолюбливали это чувство. Аристотель писал:

«О стыде не приличествует говорить как о некоей добродетели, потому что он больше напоминает страсть, нежели склад [души]…

Эта страсть подобает не всякому возрасту, но [только] молодому. Мы полагаем, что в определенном возрасте следует быть стыдливыми, потому что, живя по страсти, молодые совершают много проступков, а стыдливость препятствует им. И мы хвалим стыдливых среди молодежи, но человека более взрослого никто, пожалуй, не похвалит за стеснительность…

Стыдливость, коль скоро она возникла в связи с дурными поступками, чужда порядочному человеку…

Нелепо ведет себя тот, кто, совершив один из постыдных поступков, стесняется и думает, что тем самым он порядочный человек. Стыд ведь бывает за произвольные поступки, а порядочный человек по своей воле никогда не сделает дурного».

Аристотель «Никомахова этика»

Благодаря Аристотелю многие философы рассматривали стыд как исключительно моральную эмоцию и иногда даже подчеркивали, что это своего рода моральный компас. Раз стыдишься, значит, совершил что-то неправильное.

Впрочем, в наши дни не все согласны с этим, многие ученые уверены, что стыд мы испытываем и в других случаях. Например, американский философ Дж. Дэвид Веллеман утверждает, что стыд возникает, когда мы переступаем грань между публичным и частным.

Веллеман рассуждает: что случится, если однажды мы проснемся в мире, где совсем нет стыда? Судя по всему, мы окажемся… в библейском раю (возможно, это не так уж плохо).

Веллеман анализирует историю Адама и Евы, которая, безусловно, повлияла на то, как западная культура относится к стыду, и приходит к интересному выводу. Адам и Ева впервые испытали стыд не из-за нарушения моральных норм, а из-за осознания своей наготы. Так стыд в западной культуре стал тесно связан с телом и сексуальностью. Веллеману это не нравится:

«Известная версия предполагает, что то знание, которое обрели Адам и Ева, — это знание о сексе. То, что они внезапно осознали, согласно этой интерпретации, — это сексуальность всей ситуации, из-за чего они почувствовали одновременно похоть и стыд.

Такая версия выглядит странно, потому что предполагает, будто Бог, создавая Адама и Еву, не хотел, чтобы они использовали свои гениталии. Но зачем тогда он их ими наделил? Я не отрицаю, что то знание, которое обрели Адам и Ева, в какой-то степени связано с сексом, но за этим скрывается что-то большее».

Дж. Дэвид Веллеман «Происхождение стыда»

Как считает Веллеман, «большее» — это знание про общее и частное. Вкусив плод с древа познания, Адам и Ева устыдились не столько сексуальности, сколько того, что нарушена их приватность: то, что они хотели бы скрыть, вдруг стало публичным.

Читайте также

Именно поэтому, когда мы стыдимся, то ощущаем реальный или воображаемый взгляд другого. Известное выражение «стыдно, когда видно» точно описывает, как возникает стыд: когда то, что мы (или общество) хотели бы оставить личным, вдруг стало известно всем.

Стыд в западной культуре помогает очертить свои и чужие границы: разделить личное и публичное и в случае нарушения границ наказать нарушителя.

Американская писательница и философ Брене Браун рассказывает, что может случиться, когда человек сталкивается со своим стыдом лицом к лицу

Когда стыд становится токсичным?

Ценить личное и общественное, не нарушать чужие границы и знать, что никто не нарушит твои, — отличная идея. Но почему тогда стыд так часто негативно на нас влияет? Всё дело в нормах, которые фиксируют черту между личным и публичным.

Что делать достоянием общественности, а что лучше скрыть, каждое общество решает само. Иногда наш субъективный взгляд на нормы приватного и публичного не совпадает с тем, что принято в обществе, а порой эти нормы просто устаревают или не подходят нам.

Что именно заставляет нас стыдиться: нормы общества или наши собственные принципы?

Существуют две конкурирующие теории — автономного и гетеронормативного стыда.

Можно приводить много аргументов в пользу каждой из теорий. Но чтобы понять, почему стыд бывает токсичным, стоит обратиться к самому объекту стыда и спросить: почему я стыжусь именно этого? Какие нормы за этим стоят? Они важны лично для меня или это то, чем руководствуется большинство?

Иногда нам неловко от того, что действительно важно для нас. Тогда стыд помогает увидеть, что именно мы делаем не так, чтобы в дальнейшем больше так не поступать и исправиться.

Но иногда мы стыдимся чего-то, с чем сами не согласны. Что делать тогда? Философы и психотерапевты советуют усомниться в этих нормах, признать их неадекватность и призвать на помощь здоровую гордость.

Гордость за себя и свои поступки — это эмоция, противоположная стыду. Она помогает изменить не только себя, но и общество. Если еще полвека назад люди стыдились того, что принадлежат к ЛГБТК+, и всячески скрывали это, то благодаря гей-прайдам (pride с английского как раз переводится как «гордость») и борьбе за равноправие сейчас скорее будут шеймить гомофобов.

Когда мы анализируем собственный стыд и стыд, который поощряется обществом, мы лучше понимаем себя и свою культуру. Если общественные нормы вас не удовлетворяют, сомнение помогает менять их — и переставать себя стыдиться.

Важно думать и говорить о стыде. Нужно не только замечать его, но и проверять, за что мы шеймим себя и других. И тогда, возможно, стыд станет нашим другом: поможет нам лучше кооперироваться, уважать свои и чужие границы — или подскажет, как нужно менять общественные нормы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *