субъектами какого конфликта выступают малые большие социальные группы
Конспект лекции по психологии на тему «Классификация конфликтов (С.М.Емельянов)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект лекции по психологии на тему: «Классификация конфликтов (С.М.Емельянов)»
Конфликты, представляющие собой сложные социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам.
Классификация позволяет ориентироваться в специфических проявлениях конфликта и помогает оценить возможные пути их разрешени
Таблица классификации конфликтов
Сферы проявления конфликта
Экономические Идеологические Социалыю-бытовые
В основе лежат экономические противоречия
В основе лежат противоречия во взглядах.
В основе лежат противоречия социальной сферы
В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряженности конфликта
Бурные быстротекущие конфликты
Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие
Возникают па основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих
Возникают при наличии глубоких противоречий
Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон.
Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтного взаимодействия
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности
Субъектами конфликта выступают две личности
Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа)
Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы
В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты
Имеют четкий предмет
Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Субъектами какого конфликта выступают малые большие социальные группы
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Приводимая в табл. 2.1 классификация является самой общей, и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам. В других темах практикума дается классификация конкретных видов конфликтов по типам.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.
Сферы проявления конфликта
Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые
В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряженности конфликта
Бурные быстротекущие конфликты
Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие
Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий
Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтного взаимодействия
Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа* Межгрупповые конфликты
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности
Субъекты конфликта’ с одной стороны личность, а с другой— группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты
Имеют четкий предмет
Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
— неудовлетворенность условиями деятельности;
— нарушение служебной этики;
— нарушение трудового законодательства;
— различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2.2).
субъектов социального взаимодействия
Рис. 2.2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. 2.2.
Классификация конфликтов (по С. М. Емельянову)
Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений |
Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий. Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность-группа» Межгрупповые конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности. Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы |
Социальные последствия | Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты | В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. В основе, как правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно сажным для одного или обоих субъектов конфликта |
Глава 9. Классификация конфликтов 93
Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека,за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные.
В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистического противоречия.
Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.
В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.
Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность.
Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.
Американские конфликтологи (Р.Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям.
Конфликты можно классифицировать по степени разработанности нормативных способов их разрешения.
Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте.
Можно выделить полностью институционализированные конфликты, например дуэль.
Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично.
Помимо общих классификаций существуют частные типологии. Они охватывают часть объектного поля конфликтологии, связанную с одним из типов конфликтов. Например, это могут быть причинно-мотивационные связи. Н. В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты как реакцию на: препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности; препятствие к достижению вторичных целей, имеющих личный характер; поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов коллектива.
Социальный конфликт, его функции, типология и виды
Содержание:
Конфликт – противостояние индивидов или группы лиц за пользование ресурсами, которые ценятся двумя сторонами.
Типология конфликтов
Субъектами конфликта выступают: свидетели (наблюдатели), подстрекатели (люди, толкающие других на столкновение), пособники (люди, помогающие развивать конфликт советами), посредники (люди, пытающиеся разрешить конфликтную ситуацию).
Предмет конфликта – обладание тем или иным ресурсом.
Причина конфликта – обстоятельства, привившие к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта – какое-либо событие, способствующее возникновению противоречий. Поводы разделяются на стихийные и преднамеренные.
Противоречие – несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Виды противоречий
В начале любого рода конфликте лежат противоречия, проявляющиеся в социальном напряжении, носят латентный и статический момент; конфликт – открытая форма столкновения.
Социальный конфликт – стадия столкновения интересов индивидов, групп, институтов или организаций, которые увеличивают противоположные тенденции. Выражается в противоборстве индивидов или групп за пользование или владение блага.
Концепции социальных конфликтов
Функции социальных конфликтов
Позитивные функции:
Негативные функции:
Причины социальных конфликтов: различия индивидов в обществе; противоположные интересы и мнения; разница в финансовом положении, объёмах власти; культуре; психологических особенностях (характер, темперамент); тип поведения.
Стадии конфликта: возникновение конфликтной ситуации, конфликт, завершение конфликта.
Типология и виды социальных конфликтов
Сторонами конфликтов выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации. Этапы протекания конфликта: латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.
Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:
Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс.
Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.
Виды социальных конфликтов
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие социального конфликта
Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!
По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.
В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.
Функции социальных конфликтов:
Возможные стадии конфликта:
Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.
Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.
Типология конфликтов
Структура любого конфликта:
Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
Объект конфликта: ценности и интересы.
Фундамент: этнические, экономические, политические.
Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
Последствия: конструктивные и деструктивные.
Субъекты конфликтной ситуации:
свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом
Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.
Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.
Причины социальных конфликтов
Самые распространенные причины конфликтов:
Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
По направленности конфликта:
По функции социального конфликта:
По длительности протекания:
По средствам разрешения:
По содержанию проблемы:
По характеру развития:
По объему:
Разрешение социальных конфликтов
Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.
Способы решения социальных конфликтов:
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:
Три пути выхода из конфликта:
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.
Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.