субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале

Discovered

О финансах и не только…

Рейтинг

Рейтинг (rating) — присвоение определенного класса, ряда, номера, категории в процессе оценки количественных или качественных характеристик отдельных объектов, процессов, явлений в упорядоченном их ряду.

Рейтинг — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В социальных науках рейтинг служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал.

Рейтинг — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, обычно называют «Топ N» или «TOP N», где N — количество объектов в списке, обычно кратное 10.

Кредитный рейтинг — мера кредитоспособности частного лица (кредитный скоринг), компании, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств. В последнее время расширилась и сфера применения кредитных рейтингов: они стали применяться и для установления новых размеров страховых взносов, для определения арендных залогов, определения качества новых кандидатов при приеме их на работу.

Кредитные рейтинги относительны, поэтому важно учитывать специфику той или иной страны, предприятия, отрасли промышленности. Невысокие кредитные рейтинги, конечно, нежелательны, ибо свидетельствуют о высокой вероятности дефолта.

Разработать свою систему кредитных рейтингов может любой участник рынка. Более того, согласно Базельским директивам, каждому банку желательно иметь собственный внутренний рейтинг заемщиков. Но когда речь идет о рынке облигаций, то «кредитный рейтинг» обычно означает рейтинг одного из трех агентств Standard & Poors, Moody’s и Fitch.

В маркетинге рейтинг используется для первичной классификации объектов оценки (позиция компании, рейтинг популярности, рейтинг платежеспособности).

Рейтинг в продажах — совокупный показатель популярности товара, услуги выраженный в оценке не просто объема покупок данного товара за период, но так же и в количестве запросов данного товара, оборачиваемости складских запасов, рентабельности по сделкам с этим товаром. Для определения рейтинга популярности могут оцениваться количество скачиваний пробных версий, просмотров страницы товара в каталоге и т.п.

Рейтинг компаний (рейтинг контрагентов) — оценочное ранжирование компаний-покупателей (поставщиков) по группе параметров: платежеспособности, выручке, рентабельности сделок, в зависимости от важности и значения которых эксперт определяет позицию компании в рейтинге.

Рейтинг в рекламе %, тыс. чел. — количественная оценка аудитории. Рейтинг рассчитывается, как процентное отношение аудитории, которая просмотрела (прослушала) рекламное сообщение в данный момент времени ко всей аудитории, которая имела возможность видеть (слышать) сообщение. Рейтингом можно назвать часть целевой аудитории, контактирующей с конкретным рекламоносителем и (или) сообщением.

Бизнес-рейтинг — рейтинг предприятий по отраслям, государствам и прочим критериям.

Источник

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

· содержательные и формальные;

· методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

· методы описания, объяснения и прогноза;

· специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

· методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

· общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);

· социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

· математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

· регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных);

· ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-то показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);

· шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом, исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может применяться также методмоделирования Метод моделирования – наглядно-образная характе-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п. Изучение литературы и умение работать с ней:

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. 640 1. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-640 1. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка 640 1

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

· определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);

· выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»);

· выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);

· выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»

· обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются. Метод обобщения независимых характеристик – метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.

· эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса);

· лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

По конечным целям педагогический эксперимент может быть:

· констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе;

· преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива;

· контрольным, который организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную, и наоборот (перекрестный эксперимент);

· пилотажным (предварительным), который имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Источник

Субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале

К методам опроса тесно примыкают методы обобщения независимых характеристик написание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и тоже лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку. Рейтинг – метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка. Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя; поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.

Источник

Рейтинг

Ре́йтинг (англ. rating ) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

См. также

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. 15px Disambig.svg. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-15px Disambig.svg. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка 15px Disambig.svg

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. 30px Disambig.svg. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-30px Disambig.svg. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка 30px Disambig.svgСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Рейтинг» в других словарях:

рейтинг — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] рейтинг Совокупность объектов или явлений, упорядоченная по числовому или порядковому показателю, отображающему важность, значимость, распространенность … Справочник технического переводчика

рейтинг — (от англ. rating оценка, порядок, классификация) термин, обозначающий субъективную оценку какого либо явления по заданной шкале. С помощью Р. осуществляется первичная классификация социально психологических объектов по степени выраженности общего … Большая психологическая энциклопедия

РЕЙТИНГ — (английское rating), 1) индивидуальный числовой показатель (коэффициент) достижений шахматиста (шашиста), меняющийся в зависимости от его результатов в соревнованиях. Идея применения принадлежит российскому шахматисту С. Зефирову (1939). В 1970… … Современная энциклопедия

РЕЙТИНГ — (англ. rating) 1) индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг лист), ежегодно составляемом ФИДЕ (ФМИД) для сильнейших шахматистов (шашистов) мира.2) Степень популярности … Большой Энциклопедический словарь

Рейтинг — процент аудитории целевой группы, охваченной каким либо веб ресурсом в данный момент времени. Один пункт рейтинга соответствует одному проценту. По английски: Ratings См. также: Веб ресурсы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

РЕЙТИНГ — [англ. rating оценка; ранг] 1) соц. индивидуальный числовой показатель уровня оценок личности общественного деятеля, его относительной популярности и репутации; выводится на основании социологических анкет и опросов; 2) экон. кредитный р. оценка… … Словарь иностранных слов русского языка

рейтинг — отнесение к разряду, отнесение к категории; показатель, оценка, чарт, популярность Словарь русских синонимов. рейтинг сущ., кол во синонимов: 10 • кинорейтинг (1) • … Словарь синонимов

Рейтинг — (англ. rating) 1) степень популярности известного деятеля (в области политики, культуры и т. п.); 2) индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг лист), ежегодно… … Политология. Словарь.

рейтинг — РЕЙТИНГ, а, м. Мужской половой орган; вообще половая потенция. Ну как у тебя рейтинг? С таким рейтингом жениться нельзя, из дому выгонят. Травестирование варваризма … Словарь русского арго

рейтинг — рейтинг. Произносится [рэйтинг] и [рейтинг] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Источник

Методы педагогического исследования и способы проверки результатов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы педагогического исследования и способы проверки результатов

Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме

субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. image001. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале фото. субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале-image001. картинка субъективная оценка какого либо явления по заданной шкале. картинка image001

Педагогическое наблюдение — метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях.

Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо правильно вести наблюдение: объективно выбирать факты, фиксировать результаты.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, фотографировать, записывать на диктофон, снимать на камеру.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по времени – непрерывные, дискретные (прерывистые), монографические (очень длительные и обстоятельные). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых (например, исследуя детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения – проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения. Однако наблюдение требует длительного времени, не всегда изучаемое явление может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, фиксируются только внешние проявления изучаемого.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Опрос является самостоятельным методом или дополнительным, цель которого получить информацию или прояснить то, что было неясно при наблюдении.

Беседа — это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Она имеет разные формы.

Катехизическая (от греч. katechesis — наставление, поучение) — вопросно-ответная форма изложения темы : формулируется вопрос и тут же дается на него ответ. Эвристическая (от греч. heurisko— нахожу)— система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов. В процессе беседы ее ведущий постепенно подводит собеседников к восприятию новой информации. Они становятся как бы соучастниками ее открытия.

В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

Предназначение воспитательной беседы — объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах этики, права, эстетики, здорового образа жизни, существующих в данном обществе, о правилах взаимоотношения людей по законам нравственности, красоты, здоровья. Конечная цель такой работы —формирование поведения личности.

Интервью – метод, близкий к методу исследовательской беседы. Применяя метод интервью, исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила итервьюирования включают создание условий, располагающих собеседника к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в неофициальной обстановке. Используя этот метод, исследователь фиксирует ответы испытуемого открытым способом.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

— смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах.

Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах:

— стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;

— в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации)

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Есть раз ные виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда— среды протекания педагогического процесса. Лабораторный эксперимент организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Лабораторный эксперимент точнее фиксирует факты (хоть и косвенные, но объективные), но его проведение возможно только в особом помещении, оборудованном специальными приборами. Сложность заключается также в дешифровке записей о поведении испытуемых, в декодировании индикаторов, характеризующих поведение исследуемого.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная — экспериментальной.

Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.

Пилотажный эксперимент можно назвать также и предварительным. Всякую методику исследования, а особенно педагогический эксперимент, надо тщательно готовить. Первоначальный вариант эксперимента может быть удачным, но, возможно, и не наилучшим. Поэтому нужно проверить на практике уровень проработанности и качество методики эксперимента. Такой предварительный эксперимент сначала проводят не в полном, а в сокращенном варианте. Это и есть пилотажный эксперимент, предназначенный для проверки и доведения методики эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты корректируются. И уж только тогда можно организовать педагогический эксперимент в полном объеме.

Тест (от англ. test— испытание, исследование, проверка)— это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Выборка относится к выполнению кратковременного задания, результат которого анализируется. По полученным данным судят об этом человеке вообще, распространяя эти же характеристики и на другое время поведения изучаемого человека. Тест предназначен для установления определенных, в том числе— психолого-педагогических характеристик человека. Он отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.

Тесты достижений призваны выявить уровень достигнутых индивидом (учеником, студентом) знаний, умений и навыков в какой-то области, в частности по учебным предметам.

Слабой стороной тестов достижений является то, что исследователь (диагност, учитель) не может выявить ряд интересующих его факторов. Например, можно выявить широту, глубину и осмысленность (понимание) знаний ученика, но определить прочность (длительность сохранения усвоенного) невозможно. Тест не устанавливает также, чем обусловлен, чем объясняется тот или иной уровень выявленных знаний ученика,.т.е. он чаще всего не позволяет установить причинные связи в результатах усвоения знаний. Он не определяет также общую образованность и подготовку индивида за все время обучения в школе, вузе.

Тесты интеллекта — психодиагностические приемы для исследования и качественной оценки уровня интеллектуального развития человека. Тесты креативные (от лат. creatio — сотворение) призваны выявлять творческие способности, талант, одаренность индивида. Тесты личности направлены на оценку эмоциональных и волевых компонентов психической деятельности и поведения человека.

Тесты прогностические (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) предназначены для предсказания развития исследуемого индивида в будущем, о перспективах и возможном исходе этого развития. Таким образом, тресты выполняют на практике функции контроля знаний, диагностики и прогноза развития индивида. В последних двух функциях они являются также и инструментом исследователя. (В учебных заведениях более распространены тесты достижений, а также интеллекта и личности.)

Проективные методы — это разновидность тестов. Испытуемый высказывается о своих возможных действиях, поступках, поведении в условно предложенной ситуации. Например, как бы он поступил в конкретной ситуации, если бы стал директором школы. Скажем, во всех классах он ввел бы пятидневную учебную неделю, отменил бы школьные отметки и всякие экзамены, ввел бы для школьников свободное посещение занятий, дал бы ученикам право выбора своего учителя и классного руководителя и т.п. Анализ подобных суждений дает хороший материал для исследователя.

Оценочные шкалы (от лат. scala— лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.

Рейтинг (от англ. rating— оценка, порядок, классификация, класс, разряд) — это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п.

Педагогический консилиум (лат. consilium— совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.

Ход консилиума обычно протоколируется. Он будет иметь материал психолого-педагогического, иногда — правового и медицинского характера. Педагогический консилиум предполагает опору в учебно-воспитательном процессе не столько на интуицию учителя, сколько на данные тщательного и взвешенного анализа педагогических фактов и явлений.

2. Теоретические методы : изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

— сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

— сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

— соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

— осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

— обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

— установление степени достоверности полученных данных;

— выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

— прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

— определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

— обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

2) адекватно отражает объект исследования;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

3. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации.

В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, а также методы статистического выявления связей.

К методам установления зависимостей количественных относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.).

Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследования некоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т.д.

При ранжировании рассматриваемые объекты и явления выстраиваются в определённой последовательности, например: наиболее важным присваивается 1-й ранг, менее важным – 2-й и т.д. Данный метод необходим, когда не существует готовой научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства, так как практически всегда можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, по количеству допущенных ошибок, по частоте ответов и т.д.

Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.

К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др. Общая особенность этих методов состоит в том, что с их помощью данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы. Достоверность результатов при использовании методов данной подгруппы зависит от корректности применения соответствующих инструментов (формул, диаграмм, графиков) и правильности выполняемых вычислений. Кроме того, статистически достоверные выводы можно сделать только при анализе достаточно большой выборки данных.

Сравнение элементарных статистик – метод, при котором сравниваются одноимённые показатели, полученные по разным критериям, в разных субсистемах, в разные временньíе отрезки существования объекта познания. Основными формами изображения сравниваемых показателей являются таблицы и диаграммы.

Метод корреляций – это метод статистического выявления взаимосвязей между полученными показателями. С его помощью математически определяются зависимости, устанавливаются закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания. Чаще всего в педагогическом исследовании используется простая линейная корреляция (корреляция Пирсона).

Корреляция в данном методе – это связь между признаками, заключающаяся в изменении средней величины одного из них в зависимости от изменения значения другого. Корреляция может быть положительной или отрицательной. Если между двумя сопоставляемыми признаками есть прямая зависимость (с увеличением одного признака возрастает и другой), то можно говорить о положительной корреляции между ними. Если зависимость обратная (с ростом одного признака второй признак уменьшается), то это отрицательная корреляция. Примеры корреляций: при увеличении доли использовании в учебном процессе новой методики повышается самостоятельность учащихся (положительная); но снижается скорость «прохождения материала» (отрицательная).

Главное достоинство метода корреляций состоит в том, что он позволяет выявлять зависимость между, на первый взгляд, не связанными друг с другом показателями. Главный недостаток данного метода – необходимость использования специальных инструментов математической обработки данных (формул, диаграмм и т.п.), а также владения определёнными вычислительными навыками и знания методики корректной интерпретации результатов, что делает его практическое использование довольно сложным.

Факторный анализ – метод статистического выявления структуры эмпирических данных. Его суть состоит в том, что в результате логико-математической обработки большого массива данных из многих компонентов выделяются главные, играющие решающую роль. Эти компоненты являются переменными, отражающими выявленные исходные признаки, и называемые факторами. Переменные при использовании факторного анализа изначально рассматриваются как равноправные, их факторные нагрузки (уровни значимости каждой из переменных) определяется математически.

Использование факторного анализа в педагогическом исследовании позволяет проводить статистический вероятност­ный анализ воздействия на образовательный процесс различных факторов, прогнозирование их влияния и опережающую коррекцию этого влияния. Иначе говоря, он позволяет установить степень влияния на процесс тех или иных факторов.

В результате факторного анализа выявляются факторы и степень их важности, силы влияния на педагогический процесс.

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

— владение данным методом;

— умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

· совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

· адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

· ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).

Пример применения метода вычисления элементарных статистик. Расчет процентов, среднего балла.

В начале учебного года все ученики были разделены на две группы для проверки методов педагогического исследования и способов проверки результатов. В течение учебного года обучение в первой группе происходило стандартно (мел и доска, учебник). Обучение учеников во второй группе в середине учебного года изменилось, так как учитель прошел курсы повышения квалификации. Уроки стали происходить с применением разных методов обучения, больше стало наглядности, применялись ИКТ- технологии.

Результаты вычислений представлены в таблице

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *