суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти в рамках какой юстиции

Статья 20. Судебный контроль

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в статью 20 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 20. Судебный контроль

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ часть 1 статьи 20 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 3 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

Источник

Суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти в рамках какой юстиции

УИК РФ Статья 20. Судебный контроль

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Источник

Вопросы нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

Вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования, анализа

и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

Вопрос: полномочия Минюста России по координации и контролю деятельности подведомственных ему федеральных служб.

Ответ: в соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти – законодательные, исполнительные и судебные выполняют свои функции исключительно в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий.

В своей деятельности органы государственной власти руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы государственной власти не вправе осуществлять полномочия, не входящие в их компетенцию, а также не вправе подменять друг друга.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (далее – Положение), Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов.

В соответствии с пунктом 2 Положения Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФССП России и ФСИН России.

Координация и контроль Минюстом России деятельности ФССП России и ФСИН России в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ) заключается в осуществлении Министром юстиции Российской Федерации следующих функций:

— утверждение ежегодного плана и показателей деятельности ФССП России и ФСИН России, а также отчета об их исполнении;

— внесение в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей ФССП России и ФСИН России проекта положения о федеральной службе, предложений о предельной штатной численности федеральной службы и фонде оплаты труда;

— внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФССП России и ФСИН России;

— внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сфере деятельности ФССП России и ФСИН России, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

— во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения ФССП России и ФСИН России и контролирует их исполнение.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Положения и подпунктом «в» пункта 3 Указа Минюст России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

В соответствии пунктом 3 приказа Минюста России от 27.10.2009 № 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности» федеральным государственным гражданским служащим Минюста России категорически запрещены любые формы вмешательства в оперативно-служебные, финансово-хозяйственные, кадровые и иные вопросы деятельности ФССП России и ФСИН России, за исключением предусмотренных Положением.

Вопрос: как осуществляетсяперевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое?

Ответ: в соответствии со статьей 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.

Порядок перевода осужденных определяется Инструкцией о порядке

направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Минюста России от 01.12.2005 № 235 (далее – Инструкция).

Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 81 УИК РФ, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции перевод осуществляется:

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение,а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов в другие является ФСИН России.

Минюст России указанными полномочиями не наделен.

В этой связи на основании статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение по вопросу перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение направляется для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Федеральную службу исполнения наказаний.

Вопрос: какова процедура обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФСИН России?

Ответ: в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФСИН России, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не вправе давать правовую оценку действиям (бездействию) должностных лиц ФСИН России.

Федеральным государственным гражданским служащим Минюста России запрещены любые формы вмешательства в оперативно-служебные, финансово-хозяйственные, кадровые и иные вопросы деятельности ФСИН России.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, является Федеральная служба исполнения наказаний, к основным задачам которой в том числе относится исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных.

Надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц ФСИН России осужденные вправе обжаловать в порядке подчиненности во ФСИН России, в прокуратуре и суде в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрение указанных жалоб к компетенции Минюста России не относится.

В этой связи жалобы на действия (бездействие) сотрудников уголовно-исполнительной системы на основании статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляются для рассмотрения в соответствии с компетенцией во ФСИН России и прокуратуру.

Вопрос: кем и как осуществляется рассмотрение вопросов оказания медицинской помощи осужденным, медицинского освидетельствования?

Ответ: в соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок оказания осужденным медицинской помощи,

организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, который регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, а также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, является Федеральная служба исполнения наказаний, к задачам которой относятся исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.

Минюст России указанными полномочиями не наделен.

В этой связи обращения по вопросу оказания медицинской помощи осужденным на основании статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляются для рассмотрения в соответствии с компетенцией во ФСИН России.

Вопрос: возможны линаправление осужденным копий нормативных правовых актов и разъяснение уголовно-исполнительного законодательства и практики применения?

Ответ: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний является Федеральная служба исполнения наказаний, к задачам которой относятся исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, обеспечение установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания.

Обязанность по предоставлению осужденным информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также ознакомлению с изменениями порядка и условий отбывания наказаний в соответствии со статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) возложена на администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения – издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый

в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

В соответствии со статьей 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Полномочиями по направлению гражданам нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также ведомственных правовых актов Министерство юстиции Российской Федерации не наделено.

В этой связи по вопросам предоставления информации о правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, получения правовых актов, осужденный может обратиться к администрации исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката, а также приобрести соответствующие нормативные правовые акты через торговую сеть.

Вопрос: кем осуществляется рассмотрение обращений по вопросупенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы?

Ответ: в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей, относится к компетенции ФСИН России.

В этой связи на основании статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение по вопросу пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы, направляется для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Федеральную службу исполнения наказаний.

Вопрос: как осуществляется условно-досрочное освобождение от отбывания наказания?

Ответ: в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.

В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 УИК РФ.

Вопросы применения судами законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания были разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

В данном постановлении судом указано, что при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно положениям статей 79, 80 и 93 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть.

Кроме того, фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока наказания в соответствии с частью 3 статьи 79 УК РФ и частью 2 статьи 80 УК РФ не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суду следует учитывать мнение представителя

исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В случае несогласия с судебным решение осужденный, его законный представитель, адвокат и прокурор вправе обжаловать постановление судьи в кассационном или надзорном порядке.

Вопрос: возможен ли перевод осужденных, впервые отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима за совершение особо тяжких преступлений, для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение по отбытии ими одной трети назначенного по приговору суда срока наказания?

Ответ: вопрос возможности перевода в соответствии со статьей 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) осужденных, впервые отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима за совершение особо тяжких преступлений, для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение по отбытии ими одной трети назначенного по приговору суда срока наказания неоднократно был предметом судебного рассмотрения.

Позиция суда по применению указанной правовой нормы изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 801-О. Так, в данном определении указано, что статьей 78 УК РФ устанавливаются правила изменения уже назначенного вида исправительного учреждения для лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Эти нормы уголовно-исполнительного закона исходя из требований индивидуализации наказания и дифференциации условий его отбывания наделяют суд правом в зависимости от поведения и отношения к труду осужденного решать вопрос об изменении вида исправительного учреждения, в том числе о переводе осужденных за совершение особо тяжких преступлений для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Вопрос: какобъявляется амнистия?

Ответ: согласно статье 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии отнесено к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок объявления амнистии определен главой 23 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД.

Вопрос: каков порядок принятия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы?

Ответ: в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

Минюст России в установленном порядке в пределах компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Наличие у иностранного гражданина семьи на территории России не является основанием, препятствующим принятию решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России полномочиями по отмене распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не наделен.

Решение государственного органа, принявшего решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть обжаловано в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос: каким федеральным органом исполнительной власти применяется решение о депортации?

Ответ: согласно статье 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае принятия Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в ФМС России, которая принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного выше, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 № 711, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, к полномочиям которой в том числе относятся принятие решений о депортации отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществление во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти данных решений.

Вопрос: как осуществляетсяпринудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц?

Ответ: в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба судебных приставов.

Контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляет директор Федеральной службы судебных

приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, который возглавляет Федеральную службу судебных приставов, осуществляет руководство ее деятельностью и имеет право отменить или изменить несоответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов, а также решает вопросы привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

В соответствии частью 1 статьи 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В ходе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, установленные статьей 64 Закона и направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе Уголовным кодексом Российской Федерации.

В целях организации принудительного исполнения судебного акта необходимо предъявить исполнительный документ в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

Вопрос: как осуществляетсяпринудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя?

Ответ: в соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос: какой порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФССП России?

Ответ: порядок обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Сроки обжалования, форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлены главой 18 Закона, определяющей исчерпывающий перечень должностных лиц, которые вправе рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности, к числу которых должностные лица Министерства юстиции Российской Федерации не относятся.

Вопрос: как обжалуются действия (бездействие) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов?

Ответ: в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 «О судебных приставах» действия (бездействие) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу в ФССП России или в суд.

Вопрос: какобжалуются действия (бездействие) директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации?

Ответ: в соответствии с частью 2 статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.

Вопрос: какой порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Ответ: условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством.

В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию.

Согласно части 2 статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Вопрос: как определен размера задолженности по алиментам?

Ответ: в соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Согласно части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

При несогласии с определением судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам любая из сторон исполнительного производства может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос: возможно лиизменение размера алиментов, взыскиваемых ежемесячно.

Ответ: в соответствии со статьей 119 Семейного кодекса Российской Федерации если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты.

При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон.

Суд принимает во внимание материальное и семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства или интересы сторон (например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью).

При изменении ранее установленного судом размера алиментов на детей и других членов семьи взыскание их во вновь установленном размере производится со дня вступления в законную силу вынесенного об этом решения суда.

Вопрос: как взыскивается неустойка и возмещаются убытки в связи с неисполнением алиментных обязательств.

Ответ: статьей 115 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, непокрытой неустойкой.

Вопрос: какопределяется размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме?

Ответ: в соответствии со статьей 83 Семейного кодекса Российской Федерации в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Вопрос: кем осуществляется уголовное преследованиев связи с неисполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц?

Ответ: порядок рассмотрения заявлений о преступлениях и компетенция должностных лиц и органов, уполномоченных проводить проверку сообщения о преступлении и решать вопрос о возбуждении уголовного дела, а также порядок обжалования решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа урегулированы Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Кроме того, должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия является прокурор.

Министерство юстиции Российской Федерации вышеуказанными полномочиями не наделено.

Вопрос: какой порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФССП России по ненадлежащему рассмотрению обращений граждан?

Ответ: порядок рассмотрения в ФССП России обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламентом Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256.

В случае несогласия с действиями (бездействием) должностных лиц ФССП России по рассмотрению обращений граждан заявитель вправе оспорить их в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу ФССП России или обжаловать в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос: каксовершенствуется законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве в части взыскания задолженности при отсутствии у должника имущества и места работы, в том числе в части предложений о принудительном трудоустройстве должников?

Ответ: действующее законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве содержит достаточный комплекс мер, направленных на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа (розыск имущества должника, ограничение выезда должника из Российской Федерации, взыскание исполнительского сбора, применение мер административной и уголовной ответственности и иные меры). Предложение о принудительном трудоустройстве должника не соответствует статье 37 Конституции Российской Федерации и не может быть учтено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция», содержащая подпрограмму 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов».

Во исполнение указанной подпрограммы проводится работа по совершенствованию существующих механизмов принудительного исполнения судебных актов, повышению мотивации должника на полное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (в частности, путем ограничения права на управление транспортным средством, ограничения права совершения юридически значимых действий и иных мер).

Информация о подготовленных проектах нормативных правовых актов в установленном порядке размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Вопрос: как совершенствуется законодательство Российской Федерации в целях обеспечения регулярности выплаты алиментов?

Ответ:в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации

от 01.06.2012 № 761, Минюстом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются вопросы о мерах по обеспечению регулярности выплат алиментов и защите прав несовершеннолетних детей.

В целях повышения гарантий детям на получение материального обеспечения от своих родителей, а также побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания дополнительных условий повышения эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов)», которым устанавливается особый механизм обращения взыскания на имущество должника по алиментным обязательствам, особый порядок взыскания задолженности по алиментам, а также предусмотрено дополнение статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации примечанием, раскрывающим понятие злостности.

Вышеуказанный проект федерального закона был внесен Минюстом России в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, в настоящее время осуществляется его доработка.

Информация о подготовке проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, в том числе касающихся взыскания алиментов, и результатах их общественного обсуждения, размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на защиту прав взыскателей по исполнительным производствам об алиментах (индексация сумм, возможность взыскания в твердой денежной сумме, неустойка, розыск должника, его имущества, ограничение выезда должника из Российской Федерации, уголовная ответственность и иные меры).

Вопрос: планируются липовышение денежного содержания судебных приставов и предоставление им дополнительных социальных гарантий?

Ответ: в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312, Минюстом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» (в части установления дополнительных социальных гарантий судебным приставам)», направленный на повышение уровня материальных и социальных гарантий судебным приставам и иным должностным лицам ФССП России.

Указанным проектом федерального закона предлагается установить судебным приставам дополнительную денежную выплату в виде надбавки за специальный режим работы, а также дополнительные гарантии, касающиеся санаторно-курортного обслуживания в учреждениях ФССП России.

После прохождения процедуры согласования с федеральными органами исполнительной власти указанный проект федерального закона в установленном порядке будет внесен в Правительство Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *