судебная экспертиза какие предметы изучают
«Судебная экспертиза» (специалитет)
Степень: Судебный эксперт
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание статьи:
Фактически экспертиза для нужд суда представляет собой исследование какого-либо предмета, явления, обстоятельств или особенностей поведения человека с последующей выдачей заключения по интересующим вопросам. Проведение такого исследования требует большого спектра знаний в обширном пласте вузовских дисциплин, культурных, психологических, материаловедческих, технических особенностей и новинок. Экспертиза может относиться к медицине, графологии, техническим особенностям, аналитике и логике, а также другим узкоспециальным знаниям и дисциплинам. Грамотный судебный эксперт – исследователь, приносящий несомненную практическую пользу обществу.
Краткое описание специальности
Разные учебные заведения готовят специалистов в зависимости от общей направленности вуза. Например, МГТУ им. Баумана специализируется в обучении судебных экспертов по компьютерной технике. Среди других специализаций (всего 12 наименований): инженерно-техническая, криминалистическая, речевая, экономическая экспертизы; экспертиза веществ, изделий и материалов. Однако прежде всего эксперт получает юридическое образование.
Специальность очень востребована. С учебными заведениями стараются сотрудничать коммерческие компании, которые могут взять специалиста себе на работу, государственные структуры и ведомства (Следственный комитет, МВД).
Крупные вузы в столице
В Москве всего 8 вузов, в которых готовят по этой программе. Популярные среди них:
Сроки и формы обучения
Студенты-очники сдадут госэкзамены и защитят диплом через 5 лет. Других форм обучения не предусмотрено. Во многих институтах есть бюджетные места наряду с определенным количеством коммерческих.
Предметы, изучаемые студентами
Подготовка начинается с обучения правовым дисциплинам, в процессе углубляясь в специализацию. Кроме общеобразовательных предметов, судебные эксперты изучат:
Получаемые знания и навыки
Студентов научат следующему:
Будущая профессия: кем работать выпускнику
Спектр должностей, на которых могут реализовать себя эксперты-выпускники, достаточно широк, однако связан с судебно-правовой системой государства и органами МВД. Основная задача экспертов – обнаружить, изъять, изучить следы и предметы на месте происшествия. Специалисты востребованы на таких работах:
Выпускники без труда найдут работу лаборантами или помощниками криминалистов. Если специалист себя проявит, повышения по должности и зарплате не заставит себя ждать: в органах, обеспечивающих правопорядок, хороших специалистов мало, многие из них находятся в довольно пожилом возрасте, и руководство заинтересовано во взращивании новых кадров. Зарплата сотрудника может очень варьироваться в зависимости от компетенции. Некоторые специалисты, получив опыт, уходят на менее нервную и напряженную работу в частные организации по экспертизе.
Продолжение обучения по специальности
Направление «Судебная экспертиза» не предусматривает дальнейшее специальное обучение. После окончания специалитета выпускники могут подать документы для дальнейшего овладения особенностями юриспруденции либо другого юридическо-правового направления в магистратуре.
Институт права, социального управления и безопасности
Специальность. 40.05.03 «Судебная экспертиза»
Специализация:
Срок обучения:
5 лет, очная форма обучения. По данной специальности обучение по очно-заочной (вечерней) и заочной формам и в форме экстерната не предусматривается.
Общая характеристика направления подготовки
Целью подготовки является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Область профессиональной деятельности специалиста по специальности Судебная экспертиза включает:
Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:
Объекты профессиональной деятельности специалистов: свойства и признаки материальных носителей розыскной и доказательственной информации.
Виды и задачи профессиональной деятельности: в соответствии с полученной специализацией выпускник может быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
а) в области экспертной деятельности:
б) в области технико-криминалистической деятельности:
в) в области информационной деятельности:
г) в области организационно-управленческой деятельности:
д) в области организационно-методической деятельности:
е) в области научно-исследовательской деятельности:
ж) в области профилактической деятельности:
Описание основной образовательной программы
Основная образовательная программа специалитета, реализуемая ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по специальности 031003 — Судебная экспертиза представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную «УдГУ» с учетом рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 031003 — Судебная экспертиза, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
Общая образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательный процесс реализуется на основе компетентностного подхода и предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемных лекций, ситуативных задач, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов и т.п.). В сочетании с внеаудиторной работой данные технологии позволяют формировать и развивать профессиональные навыки обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не превышают 40 % аудиторных занятий.
Общий образовательный процесс специалитета включает лабораторные практикумы и практические занятия в области математики и естественных наук, информатики и современных информационных технологий, судебной фотографии и видеозаписи, криминалистики, трасологии и трасологической экспертизы, технико-криминалистической экспертизы документов, судебных инженерно-технические экспертиз, в том числе судебной компьютерно-технической экспертизы, судебной экспертизы веществ, материалов и изделий, а также по дисциплинам вариативной части, которые предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Общий образовательный процесс содержит дисциплины по выбору студента. Порядок их реализации установлен Ученым Советом УдГУ.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не превышает 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.
Объем аудиторных учебных занятий в неделю при очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре (400 часов).
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составляет 8-10 недель, в том числе 2 недели в зимний период.
Практики
В общем образовательном процессе специалитета учебная и производственная практики является обязательным и представляет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
Цели, задачи, содержание и объёмы практики определяются образовательным стандартом, регламентируется «Положением о практике студентов Удмуртского государственного университета» (решение Ученого Совета УдГУ от 28.06.2005 № 6).
Практики проводятся в сторонних организациях экспертного профиля или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики включает в себя защиту отчета по практике.
В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа студента.
При выполнении научно-исследовательской работы студенту предоставляется возможность изучить специальную литературу, участвовать в проведении научных исследований, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию материалов по теме научного исследования, участвовать в написании статей в научные журналы по теме научно-исследовательской работы, составлять отчеты по теме исследования, выступать с докладом на конференциях.
Возможность участия в научных мероприятиях
Обучающиеся вовлечены в научные исследования, результаты которых докладывают на ежегодной научно-практической внутриуниверситетской конференции.
Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация общих образовательных процессов специалитета обеспечивается научно-преподавательскими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающиеся научной и (или) учебно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс поданной ООП подготовки специалиста, составляет более 60 %, ученую степень доктора наук имеют более 5 % преподавателей.
Профессорско-преподавательский состав вуза имеет большой опыт преподавания основных дисциплин подготовки и производства разнообразных судебных экспертиз и исследований.
К образовательному процессу привлекаются специалисты ведущих вузов страны, а также преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.
Профессорско-преподавательский состав систематически повышает свою квалификацию в различных формах.
Подготовка специалистов проводится на базе следующей выпускающей кафедры — кафедра криминалистики и судебных экспертиз, зав. каф. д.ю.н., профессор М. К. Каминский.
Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для реализации учебного процесса, факультет располагает необходимой материально-технической базой. Подготовка по дисциплинам учебного плана, практикам и научно-исследовательской работе проводится в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных норм и правил.
Имеются специально оборудованные кабинеты для проведения занятий по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. Имеются помещения, оборудование и расходные материалы для проведения лабораторных занятий, практик и научно-исследовательской работы студентов. На занятиях используется наглядный материал, мультимедийные, видеоматериалы.
Имеются 3 компьютерных класса на 12 ПК современного уровня, 1 компьютерный класс на 24 ПК. Студенты обеспечены индивидуальным доступом к ресурсам локальной вычислительной сети и ресурсам глобальной сети Интернет. Ряд аудиторий оборудован интерактивными досками, проекторами, и другой современной техникой.
Дисциплины учебного плана обеспечены учебной и научной литературой. Ведется дальнейшая работа по комплектованию фонда библиотеки современной специальной литературой.
Практическая подготовка студентов осуществляется на базе:
Ведутся работы по комплектованию лабораторий предназначенных для судебной фотографии и судебной видеозаписи, трасологических исследований, криминалистического исследования документов.
Виды профессиональной деятельности:
Выпускники специализации «Инженерно-технические экспертизы» способны применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности; способны при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве; способны оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве.
Трудоустройство
Выбор специальности и специализаций обусловлен потребностями регионального рынка труда. Подготовка по данной специальности в нашем регионе производится только в Удмуртском государственном университете. Выпускники специальности «Судебная экспертиза» востребованы в образовательных учреждениях, экспертных подразделениях правоохранительных органов, независимых экспертных организациях и т.д.
Все о специальности Судебная экспертиза
Специальность “Судебная экспертиза” изучается на Гуманитарном институте Политехнического. Рассказываем о поступлении и обучении.
В предыдущей статье “Все о направлении…” мы писали подробности поступления и обучения специальности “Строительство уникальных зданий и сооружений”: https://www.spbstu.ru/abit/events/specialties-construction-unique-buildings-structures/
Судебная экспертиза – это исследование материалов уголовного, гражданского или административного дела, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения. Обязанность судебного эксперта – провести полное, всестороннее и объективное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Судебные эксперты, которых готовят в Политехническом университете, специализируются на инженерно-технических экспертизах. Выпускники умеют вести судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний в целях установления фактических обстоятельств.
Чтобы поступить на “Судебную экспертизу” необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию (минимум на 55 баллов), истории (минимум на 55 баллов) и русскому языку (минимум на 55 баллов). В 2020 учебном году бюджетных мест на “Судебную экспертизу” не предусмотрено. Стоимость обучения в 2019 году составила 94 000 рублей в семестр, стоимость на будущий учебный год будет объявлена в июне 2020 года.
Кем можно работать после выпуска?
Выпускники смогут работать как в государственных, так и в негосударственных экспертных учреждениях, следственном комитете, а также взаимодействовать с различными участниками судопроизводства, так или иначе вовлеченными в судебно-экспертную деятельность. Чаще всего, выпускники становятся судебными экспертами, следователями-криминалистами, судебно-медицинскими экспертами.
Описание программы на официальном сайте Гуманитарного института: https://hum.spbstu.ru/edu/40.05.03/40.05.03_02/
Профильные дисциплины специальности
Инженерно-техническая экспертиза – относительно молодой вид исследований, он применяется для анализа любых инженерных конструкций, сооружений, механизмов. Результат инженерной экспертизы – экспертное заключение, которое может рассматриваться судом в качестве доказательства.
К услугам судебного эксперта со специализацией в инженерно-технической экспертизе прибегают если…
Судебная экспертиза. Инженерно-технические экспертизы
Обучение по данной специальности предоставляет исключительную возможность получить не только интересную, но и уникальную профессию. Специалисты в этой области на сегодняшний день – это «штучный» товар и ценятся на вес золота. К ним обращаются за помощью в самых сложных ситуациях. Поэтому выпускники вуза по данной специальности всегда востребованы на рынке труда.
Судебный эксперт в первую очередь — юрист. Поэтому обучение начинается с правовых дисциплин. Студенты изучают административное, уголовное и гражданское право, уголовный и гражданский процесс; в качестве специальных предметов – криминалистику, судебную фотографию и видеозапись, теорию судебной экспертизы, технико-криминалистическую экспертизу документов, трасологию и трасологическую экспертизу и т.п. Также проводятся практикумы по различным видам экспертиз.
В область профессиональной деятельности экспертов входит выявление, фиксирование, изъятие и исследование различных материальных следов и объектов во время осмотра мест происшествия или оперативно-разыскных мероприятий. Большинство криминалистов специализируется на одном или нескольких видах экспертиз (всего их 12). Помимо органов МВД России и судебной системы специалисты в данной области могут работать в независимых экспертных центрах.
В период обучения студентам предоставляются места прохождения практики (учебной, производственной и преддипломной) в структурных подразделениях правоохранительных органов и экспертных организаций Российской Федерации. В случае успешного прохождения практики, как показывает опыт, у выпускника уже есть гарантированное рабочее место.
Вступительные испытания: русский язык, история, обществознание (выпускники школ зачисляются по результатам ЕГЭ; лица, имеющие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний).
Форма обучения: очная.
Сроки обучения: нормативный срок обучения по очной форме – 5 лет.
По окончании института выпускник получает диплом государственного образца с присвоением квалификации «Специалист» по специальности «Судебная экспертиза» и может продолжить свое образование и в магистратуре, и в аспирантуре.
Судебные экспертизы и экспертные исследования: как не запутаться
Разница между экспертизой и исследованием
Как поясняет Вадим Эпштейн, заказчики хотят решить вопрос либо в досудебном порядке, либо в суде, подкрепив заявления доказательствами. Это и потребность граждан отстаивать свои права в целом определила необходимость в дополнительных исследованиях. В настоящее время государство расширило круг лиц, назначающих экспертизу. Однако все это многообразие при этом часто не регламентируется законом: не предусмотрен порядок таких действий, форма итогового документа, ответственность исполнителей…В массовом сознании нет отличия между судебной и досудебной экспертизами.
В процессуальном законодательстве нет определения термина «судебная экспертиза», а другие кодексы содержат лишь условия, то есть необходимость специальных знаний. Уголовно-процессуальный кодекс определяет судебную экспертизу как экспертизу, производимую в порядке, установленном этим сводом правил. В ФЗ 73 говорится, что судебная экспертиза — это процессуальное действие, включающее в себя проведение исследования и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний.
Что касается экспертного исследования, федеральным законом предусмотрено, что госучреждение вправе взимать плату за судебную экспертизу в случае, установленном законодательством. Основанием для ее проведения является договор между специалистом и заказчиком.
«Таким образом, сходства судэкспертиз и судисследований заключаются в том, что у них одинаковая содержательная часть, проводятся они как в государственных, так и негосударственных учреждениях, а различия существуют в процессуальном статусе, основании для проведения и требованиях к лицу, которое проводит», — подчеркивает Вадим Эпштейн.
Отдельного внимания, по мнению специалиста, заслуживает экспертиза, назначенная третейскими судами. «Ее статус не определен, предупреждения об ответственности нет. Результат проведенной экспертизы не является основанием для отмены решения суда», — рассказывает он.
Нормативное регулирование экспертиз и исследований
Вадим Эпштейн поясняет — вопросы проведения исследований практически не регулируются законодательство. Это, в конечном итоге, ведет к значительному числу скандалов, претензий и судебных разбирательств. Заказчики часто оперируют законом «О защите прав потребителей». «Я плачу за то, чтобы был результат», — такова их логика. При этом эксперт должен быть независим, и на него нельзя оказывать давление.
Надо сказать, что негосударственных экспертов практически не вовлекают в обсуждение нового закона о судебно-экспертной деятельности в РФ. Это связано с отсутствием официального легитимного органа, представляющего их интересы. Существуют только добровольные объединения. В качестве альтернативного примера можно привести законодательство Казахстана, где есть целая палата негосударственных экспертов.
Вместе с тем огромный пласт законодательства сегодня предусматривает проведение экспертиз. Это законодательства о нотариате, ОСАГО, антимонопольное, таможенное, сельхозстрахование и так далее. При этом никоим образом не отрегулировано, что в этих экспертизах проводится, их форма, конечный результат, права и обязанности экспертов. Большое количество вопросов необходимо привести к общему знаменателю, разграничить полномочия и обязанности, а также выстроить систему взаимоотношений заказчиков, считает Вадим Эпштейн.
Эксперт отмечает, что в России аналогичным образом обстоят дела с экспертными исследованиями. При этом многие нормативы запутывают заказчиков, и негосударственные учреждения часто пользуются этим.
«Более семи лет закон находится на втором чтении в Госдуме, но и там тема негосударственных экспертиз опущена. Даже после его принятия сканадлов и судебных тяжб избежать не получится», — подчеркивает Вадим Эпштейн.
Он добавляет, что существенно выросшая потребность судов в экспертизах вызвала возникновение сети негосударственных экспертиз. На первый план выходят вопросы качества, при этом законодательство ограничивается лишь аттестацией. Специалист считает, что этого недостаточно, приводит к спорным решениям и затягиваю судопроизводства.
«Рецензии судебных экспертиз не регламентируется законодательством, не предусматривают подписок, форм заключения. Даже у правоприменителей и судов нет единого понимания об оценке подобного документа, о необходимости приобщения к материалам дела», — резюмирует Вадим Эпштейн.
Полностью вебинар можно послушать по ссылке.