судостроение к какой отрасли экономики относится

Российская промышленность: сводка

судостроение к какой отрасли экономики относится. shutterstock 206141812 pic4 zoom 1500x1500 53916. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-shutterstock 206141812 pic4 zoom 1500x1500 53916. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка shutterstock 206141812 pic4 zoom 1500x1500 53916

Промышленный сектор является важнейшим сегментом экономики Российской Федерации. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет примерно 40%. В промпроизводстве занято около 32% населения.

Промышленность РФ представлена множеством компаний и предприятий, действующих в различных отраслях.

Смотрите также список заводов России по отраслям и регионам.

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из ведущих держав мира. По своему потенциалу промышленность страны способна наладить выпуск товаров широкого спектра, обеспечивающих важнейшие области жизнедеятельности населения. Несмотря на тяжелый системный кризис 90-х годов, сопровождаемый значительным спадом промпроизводства, с начала 2000-х годов в данном сегменте фиксируется устойчивая тенденция роста и развития. Россия замыкает четверку лидеров, уступая КНР, США и Индии.

Наиболее развитыми отраслями российской промышленности являются нефтегазовый сектор, черная и цветная металлургия, общее и транспортное машиностроение, производство пищевых продуктов.

Машиностроение

Является ключевой отраслью обрабатывающего производства страны. Ведущие машиностроительные предприятия расположены в крупных городах и промзонах Центральной России, Поволжья, Урала, Западной Сибири и Приморья.

Доля машиностроения в общем объеме промышленности составляет около 30%. В свою очередь машиностроительный комплекс включает в себя свыше 70 различных подотраслей.

Оборонно-промышленный

Российский оборонпром является одним из наиболее передовых и высокотехнологичных секторов промышленности. Многочисленные предприятия комплекса, разбросанные по всей стране, обеспечивают обороноспособность вооруженных сил РФ, а также поставляют продукцию на экспорт.

По объему производства и экспорта данная отрасль занимает второе место в мире, уступая лишь США.

Крупнейшими предприятиями оборонпрома РФ считаются:

Судостроение

Отрасль представлена судостроительными верфями, имеющими опыт возведения кораблей любого класса и типа, ремонтными предприятиями, конструкторскими бюро, проектными и научно-исследовательскими институтами.

В России действуют от 1000 до 4000 предприятий и организаций, в той или иной мере обеспечивающих деятельность судостроения.

Ведущими компаниями отрасли считаются:

Автомобильная промышленность

Несмотря на то что российский автопром по объему производства занимает всего лишь 15 место в мире, эта отрасль машиностроения имеет крайне важное значение для экономики страны.

В советский период в России действовало несколько крупных и средних центров автомобилестроения. Кризис 90-х ударил по этой отрасли, в результате чего объемы производства во всех сегментах автомобилестроения упали в разы, а сложная финансовая ситуация и неприспособленность к рыночным условиям хозяйствования привели к сворачиванию деятельности на многих предприятиях, в числе которых оказались ЗиЛ и АЗЛК.

На сегодняшний день в стране действуют заводы, выпускающие автомобили российских марок, и предприятия, специализирующиеся на сборке машин ведущих мировых автопроизводителей с разным уровнем локализации производства.

Авиационная промышленность

Авиапром входит в число наиболее развитых и высокотехнологичных отраслей машиностроения. Большинство предприятий авиационной промышленности включены в состав государственных концернов ОАК (Объединенная авиационная корпорация) и «Вертолеты России». Компании специализируются на выпуске широкой гаммы авиатехники различного назначения. Боевые самолеты и вертолеты полностью обеспечивают потребности вооруженных сил страны, а также поставляются на экспорт. Сегмент гражданского авиастроения в настоящее время находится на этапе посткризисного становления и постепенно восстанавливает свои утраченные позиции на рынке.

Крупнейшие предприятия авиастроительной отрасли России:

Космическая промышленность

Является одной из наиболее технологичных и передовых отраслей промышленности РФ. Доля России на международном рынке коммерческих космических запусков составляет около 18%, а доля производства ракетно-космической техники – 15%.

Предприятия ракетно-космической промышленности РФ в полном объеме обеспечивают реализацию космической программы страны, выпуская продукцию гражданского и военного назначения.

Ведущие предприятия отрасли:

Сельскохозяйственное машиностроение

В настоящее время обладает достаточно серьезными производственными мощностями и научной базой. Тем не менее, по сравнению с советским периодом, в стране зафиксировано значительное снижение объемов производства, что связано с возросшей конкуренцией со стороны зарубежных поставщиков, износом станочного парка, финансовыми проблемами предприятий. Реализация программы импортозамещения, принятая правительством страны, предусматривает вывод отрасли на новый, соответствующий современным стандартам уровень.

Ведущие предприятия отрасли:

Железнодорожное машиностроение

Является одной из ключевых отраслей российского машиностроения. В стране налажен выпуск широкой линейки железнодорожной техники различного предназначения. Предприятия отрасли производят подвижной состав, грузовые и пассажирские вагоны, путевую технику, вспомогательные и ремонтные агрегаты.

В последнее десятилетие опережающими темпами развивается вагоностроение, что связано со значительным износом эксплуатируемого вагонного парка и необходимостью его обновления.

Ведущие предприятия отрасли:

Двигателестроение

Одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности. На моторостроительных предприятиях страны выпускаются газотурбинные, ракетные силовые агрегаты, а также электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания.

Ключевыми игроками рынка являются Объединенная двигателестроительная корпорация, в составе которой действует большинство предприятий, специализирующихся на производстве газотурбинных двигателей, и «Роскосмос», консолидирующая активы компаний ракетного двигателестроения. На производстве двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей специализируются множество частных и государственных компаний.

Крупнейшие предприятия отрасли:

Электронная промышленность и микроэлектроника

Российская электронная промышленность развивается на базе холдинга «Росэлектроника», основанного в 2009 году. Он объединяет 120 отраслевых предприятий, специализирующихся на разработке и производстве электронных компонентов, техники, оборудования, автоматизированных и информационных систем. «Росэлектроника» входит в состав государственного концерна «Ростех», возглавляемого Сергеем Чемезовым.

Характерной чертой отечественной микроэлектроники является технологическое отставание от ведущих промышленных держав. В последние годы благодаря реализации стратегии развития отрасли это отставание значительно сократилось. В настоящее время драйверами развития отрасли выступают группа компаний «Ангстрем», фирмы «Микрон» и «Ситроникс».

Нефтеперерабатывающая промышленность

Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров продукции нефтепрома. В стране действуют свыше 100 нефтеперерабатывающих заводов различной мощности, обеспечивающих нефтепродуктами население и предприятия России, а также поставляющих свою продукцию на экспорт. В связи с ростом нефтедобычи в последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция увеличения производства основных продуктов нефтепереработки – бензина, дизтоплива, топочного мазута и смазочных материалов.

Пищевая промышленность

Важнейшая отрасль отечественной промышленности, специализирующаяся на производстве пищевых продуктов, полуфабрикатов, табака, алкогольных и безалкогольных напитков.

Включает в себя свыше 30 подотраслей, важнейшими из которых являются мясо-молочная, рыбная, мукомольная, пищевкусовая. Ведущие предприятия расположены в крупных городах страны и базовых центрах сельскохозяйственного производства.

Российский пищепром, в целом, ориентирован на внутреннего потребителя. По своему качеству продукция отечественной пищевой промышленности успешно конкурирует с импортом, а в ряде сегментов превосходит продукты, поставляемые из-за рубежа.

Крупнейшие компании пищевой промышленности:

Легкая промышленность

В советский период отечественная легкая промышленность по объемам производства занимала ведущие позиции в мире. В 90-е годы ситуация в корне изменилась. В условиях рыночной экономики производимые товары не сумели составить серьезной конкуренции дешевому импорту, поставляемому из Китая. В результате произошел значительный спад производства. В настоящее время доля продукции легкопрома в общем объеме промышленного производства России составляет 1,5%.

Предприятия отрасли расположены практически во всех регионах России. Наиболее развита сфера в Ивановской области, где действуют многочисленные текстильные фирмы.

Крупнейшие компании легкой промышленности:

Металлургия

Доля отрасли в обрабатывающей промышленности довольно существенна и равна 15%. Конкурентоспособность в этой сфере находится на высоком уровне как внутри страны, так и на мировой арене. Так, Россия выступает основным экспортером цветных и черных металлов в мировом масштабе.

Ведущими металлургическими комплексами являются:

Добыча природных ресурсов

Добыча полезных ископаемых является важнейшей отраслью российской промышленности, обеспечивающей значительную часть ВВП страны. Россия считается одним из мировых лидеров в добыче и экспорте нефти и природного газа. Она обладает значительными объемами минеральных ресурсов, таких как нефть, газ, каменный уголь, металлические и неметаллические руды, алмазы. Объем добавленной стоимости в данном сегменте промышленности превышает 3,5 трлн рублей.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения России расположены на Западно-Сибирской равнине и полуострове Ямал. Металлические руды сосредоточены на Урале, в Западной Сибири и в районе Курской магнитной аномалии. Угольные бассейны страны – Кузбасс, Воркута, Эльгинское месторождение в Якутии и Элегестское в Республике Тыва.

Ведущими компаниями добывающей отрасли являются:

Энергетика

Важнейшая отрасль экономики, обеспечивающая электроэнергией население и предприятия страны, а также осуществляющая экспорт в приграничные государства.

Основную часть электроэнергии в России получают на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. Свыше 60% выработки обеспечивают тепловые электростанции, около 17% – гидроэлектростанции, а 16% приходится на АЭС. Еще около 5% электроэнергии вырабатывается на мощностях промышленных комплексов. По состоянию на текущее время Россия входит в число десяти наиболее обеспеченных электроэнергией стран мира.

Выработку энергии на гидравлических мощностях в России обеспечивают 15 крупных и свыше ста средних и малых гидроэлектростанций.

В сегменте атомной энергетики в РФ в настоящее время действует 36 энергоблоков суммарной мощностью 30 ГвТ, еще четыре энергоблока находятся в стадии сооружения. Согласно программе развития ядерной энергетики до 2030 года в стране планируется построить еще 14 новых энергоблоков. В целом, в ближайшей перспективе предусмотрен заметный рост доли атомной энергии в структуре энергообеспечения страны.

Важной составляющей энергетического сектора России является экспорт ядерного топлива и строительство ядерных энергоблоков за рубежом. Доля РФ на мировом рынке сооружения и обслуживания АЭС составляет около 20%.

Крупнейшими производителями являются:

Источник

Судостроительная промышленность

судостроение к какой отрасли экономики относится. original 1412341. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-original 1412341. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка original 1412341

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

судостроение к какой отрасли экономики относится. 1200px meyer werft papenburg 7366. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-1200px meyer werft papenburg 7366. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка 1200px meyer werft papenburg 7366

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.

Источник

Общая характеристика и состав отрасли судостроения, история и перспективы развития отечественного машиностроения

(Показанные «Демонстраионные материалы по продукции судостроения», ЭС, Т 1.2)

1.1.2. Мировое судостроение.

Судостроение, зародилось в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В XV—XVI вв. судостроение начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах.

С увеличением масштабов мирового производства роль морских судов как основных транспортных средств в мировом товарообмене в будущем не только не уменьшится, но и заметно возрастет. Морской флот предназначен обеспечивать устойчивые внешнеэкономические связи между отдельными странами, а также осуществлять нормальную жизнедеятельность тех регионов, где морской флот является основным или даже единственным видом транспорта. Современное мировое судоходство располагает внушительным транспортным потенциалом, способным обеспечить все жизненно важные мировые транспортные коммуникации в Мировом океане. В его составе на 1 января 2000 года насчитывалось 38900 транспортных судов разных назначений и типов общим дедвейдом около 762 млн т.

Крупнейшие для своего времени морские суда

ХарактеристикиНазвание судна (страна)
«Наполеон» (Франция)«Грейт Истерн» (Великобритания)«Худ» (Великобритания)«Куин Элизабет) (Великобритания)«Энтерпрайз» (США)«Пьер Гийома» (Франция)
Класс или типЛинейный корабльГрузопассажирское судноЛинейный крейсерПассажирский лайнерАвианосецТанкер
Год спуска на воду185018561918193919601977
Водоизмещение, т505027400462007740090000630000
Длина, м71,3210,4262314,4336414
Ширина, м16,225,232,13676,8/40,5*63
Осадка, м7,79,19,612,11129
Тип энергетической установкиПаруса, паровая машинаПаровые машины, парусаПаротурбинная установкаАтомная установкаПаротурбинная установка
Мощность механизмов, тыс.л.с.0,411,514418028065
Скорость хода, узел13,513,13128,53516,7
Функциональная характеристикаВооружение 80 пушекПассажиро-вместимость 4000 чел.Вооружение: 8 – 381 мм 12 – 140 мм 4 – 102 мм орудийПассажиро-вместимость 2280 чел.Вооружение: 84 самолета и вертолетаДедвейт 555 тыс.т.

* в числителе – по полетной палубе, в знаменателе – по ватерлинии

Судостроительная промышленность, призванная обеспечивать судами и плавсредствами различного назначения речной и морской транспорт, является весьма сложной отраслью промышленности. Судостроение стимулирует развитие машиностроения, металлургии, электроники и др. отраслей. Поэтому развитие судостроения всегда было показателем научно-технического уровня страны, ее промышленного потенциала.

До конца 60-х годов XX века основную роль в мировом судостроении играли страны Западной Европы. В начале 70-х годов на первое место по объему судостроения выходит Япония. Этому способствовал ввод в строй большого количества крупных новых верфей, внедрение передовых технологий и высокая производительность труда. В это время в Японии было построено 16 больших сухих доков для строительства крупнотоннажных судов дедвейдом боле 200 тыс.т.

В 1994 году на третье место по строительству судов вышел Китай.

Объем мирового производства судов достиг пика в 1975 году, превысив 60 млн.т. дедвейда. Последовавшие затем нефтяной кризис и застой в мировой экономике привели к резкому падению спроса на суда. К 1988 году объем судостроения упал в четыре с лишним раза – до 14 млн.т. дедвейда. После 1988 года на фоне благоприятных перемен в мировой экономике и судоходстве объем мирового строительства судов начал вновь нарастать, достигнув в 1998 году 37 млн.т. дедвейда.

Примерно три четверти мирового судостроения в настоящее время приходится на две страны – Японию и Южную Корею. По количеству строящихся судов их доля составляет более половины.

В отличие от Юго-Восточной Азии европейское судостроение десятилетиями оставалось распыленным. В Европе насчитывается примерно 200 верфей, распределяемых по странам следующим образом: Нидерланды – 38, Германия – 34, Италия – 30, Дания – 15, Испания – 15, Норвегия – 11, Польша – 7, Финляндия – 6, Франция – 5, Греции – 3, Португалия – 2. Эти европейские верфи конкурируют с несколькими мощными судостроительными концернами Японии и Южной Кореи. Сегодня тесная кооперация и более интенсивное сотрудничество верфей являются обязательными условиями выживания в жесткой конкуренции. Судостроение, ограниченное национальными предприятиями, уходит в прошлое.

Таблица 1. Наиболее крупные судостроительные компании мира.

Компания, странаОбъем производстваПортфель заказов в конце 1998 г., млн.т. дедвейда
Количество судовОбщий тоннаж, млн.т. дедвейда
«Hyundai», Южная Коре Корея31833,0712,33
«Daewoo», Южная коре Корея18624,375,10
«Samsung», Южная Коре Корея13812,949,19
«Mitsubishi», Япония13212,574,35
«Hitachi», Япония7610,223,00
«China S/B», Тайвань1038,892,11
I.H.I., Япония898,805,56
N.K.K.568,003,52
«Imabari», Япония1637,661,68
«Mitsui», Япония676,462,77

судостроение к какой отрасли экономики относится. image002. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-image002. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка image002Перспективы мирового судостроения

Прогнозируемый рост грузоперевозок морским транспортом. Диапазон прогноза определяется неопределенностью конъюнктуры промышленного развития и перспективности конкурирующих видов транспорта: воздушного, трубопроводного и др.

судостроение к какой отрасли экономики относится. image004. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-image004. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка image004

Ожидаемое изменение структуры судостроительных программ

судостроение к какой отрасли экономики относится. image006. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-image006. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка image006

Рост размеров судов и плавучих средств в XIX-XXI веках

судостроение к какой отрасли экономики относится. image008. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-image008. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка image008

Плавучие средства освоения энергетических и минеральных ресурсов Мирового океана будут определять облик судостроения XXI века. Дальнейшее промышленное развитие человечества неизбежно должно быть вынесено на просторы Мирового океана

судостроение к какой отрасли экономики относится. image010. судостроение к какой отрасли экономики относится фото. судостроение к какой отрасли экономики относится-image010. картинка судостроение к какой отрасли экономики относится. картинка image010

При модульно-агрегатном методе постройки с использованием модулей кормовой и носовой оконечностей могут собираться транспортные суда различного назначения

Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 11347 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *