сумерки это какое время суток объяснение для детей
Что такое сумерки
Каждый день мы наблюдаем различные атмосферные явления. Чаще всего мы не задумываемся об их особенностях и природе. Но стоит внимательнее оглянуться по сторонам — и мы заметим, что многие из этих явлений гораздо интереснее, чем кажутся на первый взгляд. Одним из ярких примеров являются сумерки.
Что такое сумерки? Этим определением называют два временных периода:
Итак, мы ответили на вопрос о том, что такое сумерки. Но, оказывается, они подразделяются на три типа:
В этой статье мы подробно расскажем об особенностях каждой из разновидностей сумерек.
Гражданские сумерки
На изображении выше вы можете узнать о «синем часе» и «золотом часе».
Гражданские сумерки наступают в тот момент, когда Солнце заходит, и заканчиваются после того, как его центр опускается ниже горизонта на 6 градусов. Эта разновидность сумерек является самой светлой. По этой причине на небе нельзя различить мелкие звезды. Но при благоприятных атмосферных условиях можно наблюдать наиболее яркие небесные тела. Так, в безоблачную погоду в период гражданских сумерек можно без использования оптических приборов разглядеть на небе Венеру.
В этот период времени можно видеть все наземные объекты почти так же хорошо, как в дневное время. Поэтому в утренние гражданские сумерки можно начинать, а в вечерние — завершать работы, проводимые на открытом воздухе. Кстати, поэтому они и называются гражданскими – в это время вы можете хорошо видеть без дополнительного освещения.
В некоторых широтах гражданские сумерки могут продолжаться на протяжении всей ночи. Иными словами, вечерние сумерки вместо ночи постепенно переходят в утренние. Такое явление принято называть белыми ночами. На территории России их можно наблюдать в Санкт-Петербурге, Перми, Якутске, Воркуте и ряде других городов.
Навигационные сумерки
После завершения вечерних гражданских сумерек приходит время сумерек навигационных. Наблюдать их можно также перед наступлением утренних гражданских сумерек.
В этот период центр Солнца располагается на 6-12 градусов ниже линии горизонта. Во время навигационных сумерек можно различать смутные очертания наземных объектов. Однако без искусственного освещения увидеть их детали не представляется возможным. Нельзя в этот период различить и цвета предметов. По этим причинам полевые работы без использования осветительных приборов в таких условиях не проводят.
Зато в этот период времени можно видеть все навигационные звезды. В то же время, различима линия горизонта. Это позволяет судоводителям ориентироваться в пространстве с помощью секстанта, измеряя углы между горизонтом и звездами – поэтому сумерки «навигационные».
Военные нередко начинают атаки во время навигационных сумерек. Это связано с тем, что в этот период противнику сложнее всего их обнаружить.
Астрономические сумерки
Астрономическими сумерками называют период времени, когда центр Солнца находится на 12-18 градусов ниже горизонта. С их наступлением астрономы могут приступать к наблюдению за большинством небесных объектов. В этот период хорошо видны не только крупные планеты и звезды, но и мелкие светила. Однако объекты с особо слабым и рассеянным свечением можно видеть только астрономической ночью.
Впрочем, разница между ночью и астрономическими сумерками понятна только тем, кто специализируется на изучении небесных светил. Для обычного же наблюдателя совершенно незаметен переход астрономических сумерек в ночь. Иными словами, они воспринимаются, как часть ночи.
Надеемся, что в этой статье вы нашли подробный ответ на вопрос о том, что такое сумерки. Осталось только отметить, что продолжительность сумерек в целом и каждого их периода в частности сильно варьируется, в зависимости от того, на какой широте их наблюдают.
Запоминаем части суток
Части суток: их характерные особенности, последовательнос ть
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи. Зимой утро начинается позже, а летом раньше. Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.
Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, взрослые работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.
Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.
В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час».
Солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.
Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.
Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.
С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать.
Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.
Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды. Днем звезды невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.
Знакомство старших дошкольников с творчеством И. И. Левитана. «Сумерки. Луна»
Ольга Клепикова
Знакомство старших дошкольников с творчеством И. И. Левитана. «Сумерки. Луна»
Образовательная область[/b]: «Художественное творчество». Ознакомление с искусством в подготовительной группе. Конспект.Тема: Знакомство детей с картинами русских художников. И. И Левитан «Сумерки. Луна» Образовательные цели: 1. Продолжать знакомить с творчеством художника И. И. Левитана «Сумерки. Луна». 2. Продолжать развивать последовательное, целенаправленное, целостное, художественное восприятие. Подводить детей к пониманию того что, искусство отражает окружающий мир. 3. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского» Осенняя песня» из альбома «Времена года» и с творчеством Л. В. Бетховена соната для фо-но. 4. Подводить к единому восприятию музыки и живописи. Предварительная работа. 1. Заучивание стихотворения «Осень» И. И. Бунина. 2. Наблюдения за осенними изменениями в природе. 3. Работа с календарем природы. 4. Сбор листьев, составления букетов.Оборудование: 1. Портрет художника И. И Левитана. 2. Репродукция картины «Сумерки. Луна». «Золотая осень» 3. СD диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года», Л. В. Бетховена «Соната для фо-но № 16» 4. Букет из опавших листьев. 5. Карандаши, бумага.
Методические приемы: 1. Показ иллюстративного материала. 2. Прослушивание CD дисков 3. Зарисовки осеннего пейзажа. 4. Создание проблемной ситуации.
(Дети входят в зал. Звучит муз. сопровождение. «Осенняя песня». Дети встают у стульчиков перед ними репродукция картины И. Левитана. «Сумерки. Луна».) Дети скажите, какое сейчас время года? (Выносится букет из осенних листьев) Чем пахнет осень? Осень пахнет опавшими листьями, сыростью и прохладой. (дети садятся на стульчики) Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины знаменитого художника И. И Левитана с творчеством, которого мы с вами уже знакомились. (Показ портрета художника). Скажите, что больше всего И. И Левитан любил рисовать? Он любил рисовать русскую природу. Он восхищался красотой русской природы. С какими картинами И. И Левитана вы знакомы? («Золотая осень») (Показ картины) Какая осень изображена на картине? (золотая) Какие краски использовал художник? (Яркие, красочные, разноцветные). Посмотрите на картину и скажите, какое время года нарисовано на картине? (Показ картины «Сумерки») Какое время суток изобразил художник? Художник нарисовал вечер, сумерки. Что вы видите на переднем плане картины? На переднем плане картины нарисовано озеро, в котором отражается лес и луна. Что растет по берегам озера? Вдоль берега стоит лес в желто- багряных красках. Трава пожелтела и кажется золотой. На высоком берегу стоят березы в ярко оранжевых платьях и темно зеленый сосны. Ребята опишите небо, которое нарисовал художник? Небо высокое чистое, но уже темнеет. Что привлекает внимание, когда глядишь на небо? Луна полная, круглая она светится на темнеющем небе. И вся красота этого сумеречного пейзажа отражается в гладком, спокойном озере. Давайте попытаемся представить, что мы с вами попали вглубь этой картины, как вы думаете, чем пахнет лес? Какие звуки мы услышим возле этого озера? Кого мы можем встретить около озера? Как мы должны себя вести, чтоб не нарушить и не навредить обитателям этого озера? А как вы думаете, вода в озере теплая или холодная (Дети проходят, садятся или ложатся на ковер) Давайте с вами закроем глаза и, слушая музыку, представим, что находимся рядом с этим озером. Какие впечатления у вас возникнут? (Звучит муз сопр. П Чайковский. Октябрь «Осенняя песня») Вот так видит осень П. И. Чайковский, великий русский композитор. Этот отрывок произведение из музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского. В этом альбоме собраны произведения которые композитор посветил временам года, и вот одно из них мы с вами прослушали, а называется оно «Осенняя песня». Мы с вами знаем, что художник передает свои образы, впечатления через картины, а композитор как выражает свои чувства, переживания? Композитор через музыку передает нам те эмоции и чувство которых он пережил когда-то и хотел что бы мы почувствовали его переживания, эмоции. Как звучит музыка, какую осень изобразил П. И. Чайковский в музыке? Музыка немного грустная, печальная, спокойная, красивая. Посмотрите на картину И. И Левитана и скажите, что можно найти общего между этой картиной и музыкальным произведение П. И. Чайковского. В каком темпе написана музыка? (в спокойном) Какого характера осень, изображенная на картине? (Спокойная) Почему вы решили что природа, изображенная на картине спокойная? Вода будто зеркальная, спокойная. Деревья стоят ровно, не колышутся. Какое настроение передал П. И Чайковский в своем произведении? Грустное, печальное. Глядя на картину можно сказать, что настроение здесь веселое, игривое? Что придает картине немного грусти и печали? Сумерки, вечер, который изображен на картине. А еще конечно и само время года, осень. Именно осенью вся природа показывает всю свою красоту, как бы в последний раз демонстрируя свои красивые наряды, перед тем как уснуть. Дети скажите, слушая музыку, вызывает ли она в нашем воображении какие либо зрительные образы, картины? Всматриваясь в живописные картины, красивые скульптуры можем ли мы внутренним слухом слышать ту или иную музыку? Так вот ребята я хочу вам открыть секрет, искусство связанно между собой. Художник услышавший красивую музыку захочет написать красивую картину, музыкант увидевший красивую картину непременно захочет написать муз. произведение, скульптор услышавший музыку или увидевший картину непременно захочет высечь из камня понравившийся образ, танцор с помощь танца изобразит тот или иной образ который ему понравился, поэт напишет стихотворение о том что его очень заинтересовало или поразило своей красотой. Давайте пройдем на свои места и вспомните, как Иван Алексеевич Бунин писал об осени. (Дети читают отрывок стихотворения «Осень») Так может И. И. Левитан, рисуя картину, слушал музыку П. И. Чайковского и именно так ему представилась осень, которую с помощь музыки изобразил композитор. Как бы вы назвали эту картину? И. И. Левитан назвал ее «Сумерки», а как вы думаете, почему у картины такое название? Давай те представим, что мы артисты балета. Как вы передадите образ этого произведения в танце. (Дети делают плавные движения, изображая листопад.) Послушайте, произведения великого немецкого композитора Л. В. Бетховен, и скажите какого характера это произведение. Попробуйте передать в своем рисунке осень, которую представляете, слушая эту музыку? (Звучит Соната для фо-но №16 Л. В. Бетховен.) (Обсуждение зарисовок.) Картину, какого художника мы с вами рассматривали? Как она называется? (И. И. Левитан «Сумерки») Что изобразил художник на картине? (Осень) Какую осень? (Теплую, золотую, спокойную, красивую). Что связывает музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» с картиной И. И. Левитана «Сумерки». (Отв. дет) Какой секрет вы сегодня узнали? (Искусство связано между собой). Под спокойную музыку дети рассматривают картину и покидают зал.
Создание предметно-развивающей среды в группе для детского художественного творчества В нашей группе мы постарались создать максимально комфортные условия для развития детского художественного творчества, учитывая при этом.
Изучаем времена суток
Как объяснить карапузу, что такое время суток? Малыш быстро поймет, что днем светит солнышко, а ночью на небе виднеются звездочки. Но как объяснить такие понятия, как “утро и вечер”? Для этого следует показать тематические картинки, ведь наглядность материала – основа понимания ребенком информации. Рассмотрим вопрос: время суток для детей в картинках.
Рассвет и сумерки
Для детей очень важно связывать новые понятия с конкретными примерами. Допустим, ребенок быстро усвоит слово “день”, если его связать с видимым солнышком на небе. То есть, абстрактные символы и понятия для мозга детей пока недоступны. Поэтому в методичках для детского сада можно найти множество наглядного материала для обучения детей.
День/ночь ребенку понятны и осознаются легко. Сложнее объяснить, что такое утро и что такое вечер. Почему они по-разному называются, и в чем их принципиальное отличие? Для этого следует показать малышу картинки, на которых изображена деятельность человека.
Допустим, утро отличается от дня тем, что нужно чистить зубки и умываться после сна. Это наглядно показывает картинка. Днем детки гуляют на улице и играют на детской площадке, а вечером играют дома или в помещении детского сада. Таким образом, в сознании ребенка упорядочиваются процессы деятельности и формируется логическая цепочка “время суток – действия”.
Закрепление материала
Чтобы изученный материал закрепился в памяти малыша, необходимо ежедневно вести разговоры на заданную тему. Например, вы спрашиваете ребенка:
Здесь важно связать время суток с приемом пищи: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер. Это новые понятия для малыша, но он легко их усвоит на конкретных примерах. В повседневном общении с крохой чаще упоминайте названия приемов пищи (пойдем ужинать, зайчик хочет завтракать и т. д.).
Также можно использовать наглядный материал в картинках. Допустим, кладете перед ребенком картинку “вечер” и спрашиваете о времени. Важно наладить диалог с малышом и побуждать его к рассказу с помощью наводящих вопросов. Допустим, спрашиваете ребенка: на дворе вечер или день? После ответа спрашиваете, почему он так утверждает?
Важно! После усвоения различия между вечером/утром/днем/ночью необходимо пояснить, что они составляют сутки и являются их частью. Так же, как и мишка с зайчиком имеют общее название – игрушки.
Развитие мышления
Когда в сознании малыша четко отпечатается разница между утром и вечером, можно пойти дальше – активировать его мышление. Для этого необходимо показать картинки с изображением деятельности человека и спросить, в какое время суток занимаются такими делами.
Вопросы необходимо задавать так:
Такие вопросы вы можете придумать сами, побуждая малыша к беседе и оперированию основными понятиями времени. Также вы можете спрашивать ребенка, чем занимается солнышко утром/ночью/вечером.
Завтра и вчера
Категории времени “завтра, сегодня, вчера, послезавтра” пока недоступны пониманию малыша, потому что не связаны с деятельностью и тактильными/зрительными ощущениями. Чтобы приучить малыша к различению этих понятий, необходимо отталкиваться от деятельности. Например, малыш хорошо запомнил поход в цирк. Как можно использовать это событие для обучения времени? Нужно говорить:
Понятие “вчера” ребенок поймет быстрее, ведь он помнит вчерашние события. Сложнее объяснить и осознать слово “завтра”. Для этого расскажите, когда приходит “завтра”:
Постепенно малыш начнет осознавать разницу между “сегодня, завтра и вчера”. Главное, не следует торопить ребенка в освоении новых (абстрактных) понятий и злиться на его непонимание. Со временем он все освоит.
Формирование представлений о частях суток у детей дошкольного возраста
Юлия Малахова
Формирование представлений о частях суток у детей дошкольного возраста
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.
При обучении детей распознавания частей суток достаточно ограничиться соотношением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признаком.
Наибольшую сложность для ребенка вызывают такие части суток, как день и вечер.
Раньше выделяем те части суток, которые чаще называются взрослыми, связанные с характерными видами деятельности (подъем, одевание, зарядка, ночной сон) и имеют конкретные признаки (восход солнца и луны). Ребенок в соответствии с о своим жизненным опытом сам соотнесет часть суток и свою деятельность.
Нужно учитывать индивидуальные условия быта. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам.
Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию
Ориентировка во времени детей младшей группы.
В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать».Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают,например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?»
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?»Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Ориентировка во времени в средней группе.
Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому.Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»
Разработала Воспитатель Малахова Ю. В.
Центр науки и познания Центр науки и познания содержит лабораторию, энциклопедический материал для детей о космосе, о строении человека, о природе и животном.
Использование мини-музея календаря для развития познавательной активности дошкольников В данной работе предложен цикл мероприятий, направленных на решение задач по формированию временных представлений, на развитие способностей.