Supply chain management что это
SCM-управление процессами и цепями поставок: что это такое, концепция, функции, системы
В статье мы разберем, что это такое – SCM-система управления процессами поставок. Этот термин появился недавно, он включает в себя не просто определение, а целую стратегию компании. Это организованная сеть сбыта, которая гарантирует доставку необходимых товаров в нужное место с минимальными издержками. Одни специалисты считают это понятие материальными потоками, другие называют концепцией, а третьи подразумевают под названием факт внедрения обновлений. Кто из них ближе к истине, какие задачи ставит перед собой программа, какие этапы у нее есть, какие функции она выполняет и почему важна – давайте разбираться.
Что такое SCM
Это комплекс правильно организованных процессов, в который входит интеграция эффективного планирования и всех участников. Здесь задействовано верное сочетание поставщиков, дистрибьюторов, производителей и продавцов. Все части механизма должны органично работать, чтобы приносить доход.
Основная задача SCM – настроить каналы, по которым предприятие будет взаимодействовать с потребителями и поставщиками. На что именно направлен этот процесс:
История
Еще в 1988 году был придуман и введен этот термин, когда Кен Шарма заметил, что есть незанятая ниша среди информационных систем. Теперь многие фирмы предлагают решения, которые помогут управлять процессом.
Эксперты, исследующие SCM-концепцию, выделяют 6 областей, где будет сосредотачиваться внедрение:
Изначально это больше всего применяли военные, так как отлаженная логистика в этой сфере очень важна.
Еще в 60-х начали применение этого термина по отношению к складам и их оптимизации. Тогда стало заметно, что если применять математические схемы планирования, то получается серьезно экономить.
Позже Оливер Уайт предложил для автоматизации рассматривать в комплексе снабженческие, производственные и сбытовые подразделения.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Задачи
Принятые изменения в системе управления цепочками поставок помогают регулировать работу существующих технологических линий. С их помощью удается создавать оптимальные планы о том, что и в какой последовательности следует производить с учетом ограничений в мощностях, наличии сырья и материалов.
В основном использование SCM направлено на выполнение следующих задач:
С помощью внедрения нового вида взаимодействия между отделами получается сократить время выхода товара на рынок, уменьшить издержки и период обработки каждого заказа.
Этапы управления цепочками поставок
Сюда включается 4 основных логистических процесса, а также возврат, который происходит не всегда. Разберем их подробнее.
Все выше перечисленное необходимо соотносить со спросом, чтобы не допускать перепроизводства или дефицита продукции.
Функции SCM
Конечно, введение такого сложного нового комплекса требует от любого предприятия значительных финансовых затрат и времени на внедрение. Но результат обычно оказывается впечатляющим. В первую очередь следует обеспечить единое информационное пространство, где смогут сообща трудиться все сотрудники. Затем начнет налаживаться автоматизация и анализ информации.
Можно выделить несколько принципов, на которых функционирует вся стратегия:
Рейтинг
Все внедренные изменения помогут бизнесу оптимизировать расходы и увеличить прибыль от продаж и стоимость фирмы, а также уменьшить ненужный запас. Хорошо отлаженная система способствует правильному планированию. Supply chain management – это профессиональный подход к концепции, который помогает вырваться на новое место и закрепиться там. Поэтому в список лучших по производительности и результативности организаций входят следующие.
8. Samsung Electronics.
Отраслевые и сетевые игроки
Если ориентироваться на Саплай чейн, то можно поделить всех участников на тех, кто предпочитает продавать в интернете, не имея торговой площади в офлайне, и на тех, кто предпочитает держать обычный магазин и игнорирует заявки из сети. У каждого предприятия есть свои ошибки, эти – типичные. При этом методы исправления этих нарушений несложные, выполнить можно без серьезных финансовых и временных затрат. Главное – смотреть внимательно на зоны роста вашей фирмы. Мы предлагаем разобраться, с чем следует бороться в таких ситуациях.
Отраслевые игроки
Основная трудность этих компаний в том, что они привыкли работать в реальной жизни и не придают серьезного значения заказам из интернета. Они могут долго висеть не обработанными, не вносятся в общую базу, поэтому выполняются не так оперативно.
Кроме того, если у фирмы несколько складов, то они часто не могут организовать их функционирование так, чтобы не приходилось возить товар больше одного раза до получения его конечным потребителем. Все эти издержки относятся к себестоимости, поэтому цена продукта становится выше, а его конкурентоспособность падает.
Внедрение SCM-структуры поможет прогнозировать будущий спрос и заранее распланировать все поставки. Также появляется возможность оптимизировать все хранение в разных помещениях.
Сетевые игроки
У интернет-магазинов нет своих складов, они просто сотрудничают со множеством разных торговых компаний. Главный их минус – обычно курьеры отправляются за товарами, когда создается список из нескольких позиций, за одним продуктом они не едут. А у поставщика его может не оказаться и тогда доставлять его будут еще дольше.
В результате сильно увеличивается время доставки конечному потребителю, это портит отношение к организации.
Здесь введение управления цепочками поставок способствует настройке регулярного обновления базы данных продукции дистрибьютора для отслеживания, что именно есть на их складах. Также с их помощью легко оптимизируется система доставки.
Зарубежный рынок решений
Обычно SCM – лишь часть стратегии, которую ведет компания. Цепь связана с финансовым отделом, производственным и маркетинговым. Давайте посмотрим, как планируют свою деятельность крупные предприятия.
Оборудование предлагает общую схему для всех приложений, поэтому в нее можно интегрировать сразу несколько модулей, а также настроить взаимодействие с другими программами.
Еще одно удобное решение – использование SAP APO. Это целый список сервисов, которые упрощают планирование и оптимизацию всех процессов. С его помощью можно смотреть сразу всю цепочку, увидеть слабые места и придумать, как их наладить.
Сюда входит сразу несколько предложений. Все они направлены на то, чтобы оптимизировать создание изделий и согласовать его со сбытовыми процедурами. С его участием удается полностью синхронизировать планы выпуска продукции и интересы потребителей. Становится возможным передать информацию клиенту относительно того, когда будет получен продукт. Еще один удобный сервис — Trans Pro. Он помогает снижать затраты на производство и делать поставки более прогнозируемыми.
People Soft
Решения от этой фирмы способствуют наладке длительных отношений между покупателями и поставщиками. Можно определить очередность выпуска и определить приоритетные направления развития.
В дополнение к ним – целый перечень разнообразных приложений и инструментов, которые позволяют определить минимально возможный объем товаров на складе и оптимизировать большинство процессов.
Если принять в работу любой из вышеперечисленных комплексов, постепенно вырастет выручка и получится снизить ненужные затраты.
Но есть и недостатки в использовании новых систем:
Отечественный рынок решений
В нашей стране проблема управления цепочками давно является довольно острой. Все предприятия разделились на два фланга – тех, кто собрался вводить западные предложения и тех, кто хотел пользоваться российскими аналогами. Давайте посмотрим, какие программы предлагают в России.
Renaissance
С помощью этого SCM-комплекса, предлагаемого компанией «Интерфейс», можно подготовить информацию к анализу и использованию в разных направлениях.
Это стратегия, которая позволяет организовать единое информационное пространство для всех сотрудников и подразделений. Так становится возможным планировать последующие поставки и регулировать взаимоотношения с поставщиками, а также корректировать производственные планы. Так легче осуществлять перевозки, определять время доставки товаров потребителям и уменьшать издержки на транспорт.
Axapta
Еще одно решение, которое предлагает отечественная фирма. Много приложений для взаимодействия с интернетом, интегрированные системы для отслеживания всего пути продукта от закупки материала до продажи конечному клиенту, мониторинг складов. Периоды плана можно поделить на части для удобной обработки.
Что такое SCM (управление цепочками поставок)?
На самом фундаментальном уровне управление логистическими цепочками (SCM) — это управление потоком товаров, данных и финансов, связанных с продуктом или услугой, от закупки сырья до доставки продукта в конечный пункт назначения.
Хотя многие люди приравнивают цепочку поставок к логистике, логистика на самом деле является лишь одним из компонентов цепочки поставок. Современные системы SCM с цифровым управлением включают в себя обработку материалов и программное обеспечение для всех сторон, участвующих в создании продуктов или услуг, выполнении заказов и отслеживании информации, таких как поставщики, производители, оптовики, поставщики транспортных и логистических услуг, а также розничные продавцы.
Операции цепочки поставок охватывают такие аспекты, как закупка, управление жизненным циклом продукта, планирование цепочки поставок (включая планирование запасов и обслуживание активов и производственных линий предприятия), логистика (включая транспортировку и управление автопарком) и управление заказами. SCM может также распространяться на деятельность, связанную с глобальной торговлей, такую как управление глобальными поставщиками и многонациональные производственные процессы.
История SCM
Цепочки поставок существуют с древних времен, начиная с самого первого продукта или услуги, созданной и проданной. С началом индустриализации возможности SCM получили значительное развитие, что позволило компаниям эффективнее производить и поставлять товары и услуги. Например, стандартизация автомобильных запчастей Генри Форда изменила правила игры, что обеспечило массовому производству товаров возможность удовлетворить потребности растущей покупательской базы. Со временем постепенные изменения (такие как изобретение компьютеров) привели к появлению дополнительных возможностей в системах SCM. Однако в течение нескольких поколений SCM по существу оставалась линейной, изолированной функцией, которой управляли специалисты по цепочке поставок.
Сейчас мы живем во времена беспрецедентного глобального бизнеса и торговли, не говоря уже о постоянных технологических инновациях и быстро меняющихся запросах заказчиков. Наилучшие на сегодняшний день стратегии цепочки поставок требуют модели управления, основанной на спросе, которая может успешно объединять людей, процессы и технологии с интегрированными возможностями для доставки товаров и услуг с недостижимой ранее скоростью и точностью.
Несмотря на то что SCM всегда было основой работы предприятия, цепочка поставок сегодня как показатель успеха в бизнесе важна как никогда ранее. Компании, способные эффективно управлять своей цепочкой поставок, адаптироваться к сегодняшней изменчивой и постоянно меняющейся технологической бизнес-среде, смогут выжить и будут процветать в дальнейшем.
Индустрия 4.0 и управление цепочкой поставок
На данный момент применение радикально новых технологий в производстве было названо «Индустрия 4.0», или четвертой промышленной революцией. На этом последнем на сегодня этапе развития индустриализации такие технологии, как ИИ, машинное обучение, Интернет вещей, автоматизация и датчики, преобразуют способы производства, обслуживания и распространения новых продуктов и услуг. Можно сказать, что Индустрия 4.0 построена на цепочке поставок.
В Индустрии 4.0 способы, которыми предприятия применяют технологии в цепочке поставок, принципиально отличаются от того, как они применяли их в прошлом. Например, в рамках функции обслуживания предприятия обычно ждут, когда механизм сломается, и потом чинят его. Умные технологии изменили это. Теперь мы можем предсказать сбой до того, как он произойдет, и затем предпринять шаги, чтобы предотвратить его, чтобы цепочка поставок могла работать непрерывно. На сегодняшний день SCM основывается на использовании технологий, которые делают цепочку поставок и предприятия умнее.
Индустрия 4.0 — шаг за шагом
Индустрия 4.0 SCM также имеет значительное преимущество перед традиционным SCM, поскольку она обеспечивает согласованное планирование и выполнение, и в то же время гарантирует существенную экономию средств. Например, компании, работающие по модели «план производства», в которой производство продукции максимально тесно связано с потребительским спросом, должны составлять точные прогнозы. Это включает в себя обработку многочисленных входных данных, чтобы гарантировать: то, что производится, будет соответствовать рыночному спросу, не превышая его, избегая накопления товара на складе и соответствующих убытков. Интеллектуальные решения SCM могут помочь одновременно удовлетворять потребности заказчиков и достигать финансовых целей.
Интеллектуальный SCM имеет и другие преимущества. Например, можно высвободить сотрудников цепочки поставок, чтобы они могли вносить более ценный вклад в бизнес. Более совершенные системы SCM автоматизируют повседневные задачи и предоставляют профессионалам снабжения инструменты, необходимые для успешной доставки продуктов и услуг, на которые ориентирована их цепочка поставок.
Современная система управления логистическими цепочками должна знать о заказчике все
SCM исторически была ориентирована на повышение эффективности и снижение затрат. Эти потребности не изменились, изменилось другое: заказчик теперь играет ведущую роль в определении приоритетов SCM. Говорят, что взаимодействие с заказчиком живет и умирает в цепочке поставок.
Лояльность заказчиков основана на способности предприятия быстро и точно соответствовать их ожиданиям. Сырье, производство, логистика, а также управление торговлей и заказами должны быть скоординированы, чтобы доставить заказчику данный товар в разумные сроки. Для этого компаниям следует смотреть на свои цепочки поставок глазами своих заказчиков. Речь идет не просто о своевременной доставке заказа, все должно делаться в нужное время: при выполнении заказа и после его доставки.
Почему логистические цепочки должны быть гибкими
Сегодняшняя цепочка поставок широкая, объемная и постоянно развивается, а это означает, что она должна быть гибкой для сохранения своей эффективности. В прошлом цепочки поставок удовлетворяли потребности предприятий и заказчиков с помощью сквозной модели, которая была практически не подвержена изменениям. Сегодня покупатели теперь могут выбирать товары по-разному: в магазинах, Интернете и т. д. Они также ожидают все более индивидуализированного подхода. Гибкая цепочка поставок может оправдать эти ожидания.
Кроме того, снабжение цепочки поставок стало очень динамичным. Например, геополитические и экономические события могут существенно повлиять на производственную цепочку поставок. Если производитель нуждается в алюминии и не может получить его от одного поставщика из-за торговой политики, этот производитель должен иметь возможность быстро переключиться на другой источник алюминия. Возможность быстро перенастроить цепочку поставок очень важна для успешного решения сценариев такого типа. Гибкость имеет решающее значение для подобных изменений конфигурации поставок в реальном времени.
Проблемы в цепочке поставок выходят за рамки вопросов эффективности и управления затратами. Изменение обстоятельств также может повлиять на соответствие нормативным требованиям. Ваша система SCM должна быть достаточно гибкой, чтобы смягчать все воздействия, возникающие в результате изменений в цепочке поставок, включая постоянно меняющиеся разнообразные нормативные требования. Интеллектуальная система SCM может помочь повысить эффективность и сократить расходы, при этом сохраняя совместимость с различными постоянно меняющимися юридическими требованиями.
Управление логистическими цепочками и облачные технологии
При сегодняшних требованиях к SCM облако является естественным союзником, в частности потому, что облачные приложения по своей природе гибче и легче адаптируются к изменениям. Очень трудно перенастроить локальные приложения и приложения собственной разработки в ответ на изменения обстоятельств, которые регулярно происходят в современной корпоративной среде, такие как неожиданная проблема с источником поставок. Кроме того, облачные решения основываются на архитектуре, которая органичнее может использовать технологии, что становится определяющим фактором в модели «Индустрия 4.0». Модернизация Вашей среды для работоспособности этих технологий в унаследованных приложениях будет сложной и дорогой.
Еще одно существенное преимущество интеграции облака в Вашу систему SCM заключается в том, что можно применять элементы облачных систем SCM в зависимости от конкретных потребностей бизнеса, не выполняя полномасштабных изменений. Многие компании обнаруживают, что им нужно срочно рационализировать свой переход в облако. Использование самых лучших систем SCM поможет Вам извлечь больше пользы из текущих активов и настроить облачную интеграцию в соответствии с Вашими потребностями SCM как сейчас, так и в будущем.
Обеспечение отслеживаемости, обнаружение ложной информации и укрепление доверия с помощью технологии блокчейн
Следует знать, что происходит в каждом аспекте Вашей цепочки поставок в каждый момент времени. Интеллектуальные решения SCM дают Вам такую возможность. Когда Вы рассматриваете решения SCM, находите систему, которая использует технологию блокчейн. С ней Вам будет проще получать полные данные и использовать аналитику, поскольку эти средства интегрируются прямо в процессы SCM. Это обеспечивает прослеживаемость, помогает обнаруживать ложную информацию и укрепляет доверие во всей Вашей сети поставок.
Пищевая промышленность может особенно выиграть от SCM такого типа. Например, это помогло LiDestri Food and Drink управлять очень сложной цепочкой поставок, добиваясь повышения прозрачности, точности прогнозов при росте прибыльности и одновременном укреплении доверия между компанией и ее заказчиками.
Передовые системы SCM представляют собой комплексные пакеты решений, предназначенные для помощи в управлении цепочками поставок и их оптимизации как единой экосистемы. В качестве облачных технологий с полной интеграцией эти системы обеспечивают 100 % прозрачности цепочки поставок и возможность масштабирования в зависимости от ситуации на рынке. Современная цепь поставок, ориентированная на спрос, помогает соответствовать растущим ожиданиям заказчика, сокращать жизненные циклы продуктов и справляться с нестабильностью спроса.
Будущее SCM
Цепочка поставок будущего — это оперативность и взаимодействие с заказчиками, которые формируются как процессы в сети, а не в линейной модели. Каждый узел сети должен быть настроен так, чтобы гибко реагировать на запросы потребителя, а также учитывать такие факторы, как выбор нужного поставщика, торговая политика, способы доставки и многое другое.
Передовые технологии будут все чаще использоваться для повышения прозрачности и формирования полного представления о работе всей этой сети, а также для развития возможностей подключения и более эффективного использования SCM. Все инструменты планирования SCM должны стать более интеллектуальными, чтобы лучше учитывать запросы потребителей. Способность адаптироваться будет обязательным элементом.
В прошлом планирование цепочки поставок было периодическим элементом бизнеса. Но чем дальше в будущее, тем востребованней оно будет. Будущие системы SCM также обеспечат более тесную согласованность между планированием и исполнением, которая для большинства предприятий пока не достигнута. Потребность в скорости и точности в SCM будет только возрастать. Подготовьте свою логистическую цепочку к будущему, добавив к ней поддержку интеллектуальной системой SCM.
Решение будущих проблем цепочки поставок уже сегодня
Интеллектуальные облачные SCM-решения Oracle помогут оставаться в числе лидеров по всем направлениям — от закупок, управления жизненным циклом продукта и планирования цепочки поставок до логистики и управления заказами.
Управление цепочками поставок (управление запасами). В состав SCM-системы входят две подсистемы: SCP (Supply Chain Planning) и SCE (Supply Chain Execution).
Каталог SCM-решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание
Термин появился еще в 1988 году, когда основатели американской компании i2 Санджив Сидху (Sanjiv Sidhu) и Кен Шарма (Ken Sharma) обнаружили очередную незанятую нишу на рынке информационных систем. С тех пор многие поставщики предлагают самые различные решения, которые позиционируются как предназначенные для управления цепочкой поставок.
История
В начале 60-х в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде запасов и незавершенного производства. Невозможно разработать «абсолютно оптимальные методы планирования запасов», поэтому следует выбирать и адаптировать алгоритмы к специфике конкретных складских задач в зависимости от цикла производства или поставок хранимой номенклатуры, стоимости, размеров изделий, расфасовки, применяемости и спроса, объемов складов и др. Было установлено, что выбор оптимального объема партии заказа — одно из важнейших условий повышения эффективности предприятия, так как их недостаточный объем ведет к росту административных расходов при повторных заказах, а избыточный — к замораживанию средств. Управление складами в современных системах управления основано на математических методах управления запасами. Первые автоматизированные системы управления запасами в промышленном производстве основывались на расчетах по спецификации состава изделия. По плану выпуска изделия формировались планы производства и рассчитывался объем закупки материалов и комплектующих изделий. Конец 60-х связан с работами Оливера Уайта, который в условиях автоматизации промышленных предприятий предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервые позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования).
Задачи
SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах. По данным AMR Research и Forrester Research, с внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на 20-40%), сокращение закупочных издержек (на 5-15%), сокращение времени выхода на рынок (на 15-30%), уменьшение складских запасов (на 20-40%), сокращение производственных затрат (на 5-15%), увеличение прибыли на 5-15%.
Рейтинг SCM-структур
Отлаженная система поставок помогает совершенствовать систему планирования, оптимизировать складские запасы, осуществлять своевременные поставки, обеспечивать соответствие предложения спросу, снижать затраты и, как следствие, увеличивать рыночную стоимость компании. Не секрет, что успешность бизнеса Apple во многом объясняется профессиональным управлением цепочками поставок и постоянными мероприятиями, нацеленными на оценку их эффективности. По данным AMR Research в рейтинг 25 лучших компаний с наиболее результативной и производительной системой supply chain вошло 10 крупнейших ИТ-компаний, а лидирующую позицию заняла Apple. Подпирает позиции «яблочной» конторы не менее именитая Dell. Удивительно, что среди японских компаний, которые известны своим пристальным вниманием к производственной гигиене и постоянному повышению эффективности работы всей цепи структур, присутствует только лишь Toyota, которая оказалась на десятом месте.
Кто управляет запасом?
Как правило, в торговой компании запасом управляет закупщик (менеджер по закупкам, категорийный менеджер, снабженец и т.п.) — вариантов названий встречается множество. Мы будем пользоваться обобщающим термином «закупщик», подразумевая выполнение части работы, связанной с управлением запасом. Тактика работы закупщика может варьироваться. Давайте рассмотрим крайние варианты.
1) Закупщик-эксперт: тонко чувствует рынок, знает все о закупаемом товаре, имеет прекрасные, часто приятельские, отношения с поставщиками, опирается в работе на интуицию, опыт и свое представление о приоритетах. Закупщики-эксперты работают производительно и эффективно, обеспечивая серьезные конкурентные преимущества. Однако порой их работа не прозрачна для руководства; эксперту очень сложно найти замену, а в случае его ухода из компании львиная доля наработок эксперта уйдет вместе с ним.
2) Закупщик-клерк представляет собой другую крайность — равнодушный исполнитель должностной инструкции, управляющий запасом по формальным показателям, не имеющий никаких уникальных знаний. Клерку относительно легко найти замену или подвергнуть ротации кадров, качество его работы определяется, главным образом, качеством описания рабочих процессов, затраты работодателя на содержание такого специалиста относительно невелики. Расплатой за перечисленные блага является текучесть кадров, формальное отношение к делу, непрофессионализм.
При желании получить идеального закупщика искать его надо, скорее всего, между упомянутыми крайностями. Очевидно, нам нужен неравнодушный к делу специалист, управляющий запасом не менее эффективно, чем закупщик-«эксперт». В то же время замена его в случае необходимости не должна быть сопряжена с особыми трудностями. Одним из решений может стать работа аккуратного и лояльного работника, вооруженного прогрессивными средствами управления запаса. Немаловажно, что суть методики расчетного управления запасом остается за ширмой, обеспечивая сохранение «ноу-хау»— расчеты выполняются компьютером по нажатию кнопки.
Как управляют запасом?
В чем суть каждодневной работы специалиста по управлению запасом? Она в поиске ответов на два сакраментальных вопроса применительно к каждой номенклатурной позиции:
1. Пора ли пополнить запас данного товара?
2. Если пора, то каков будет размер заказа?
Разумеется, должностная инструкция отвечающего за запас разнообразнее и богаче, однако обойти эти вопросы удается крайне редко.
Как может происходить процесс:
Если оптимистично предположить, что непосредственно на эту работу у специалиста уходит 50% рабочего времени, то, тратя 10 минут на анализ одной позиции за неделю, можно обработать около 120 товарных позиций, чего явно недостаточно в большинстве случаев. Помимо этого, специалист по управлению запасами проводит встречи с поставщиками, ведет переписку с внешними и внутренними контрагентами, участвует в совещаниях, в неформальной жизни офиса. На практике, вручную одним специалистом качественно может управляться не более 20-40 позиций. Существенный скачок в эффективности может быть реализован, если весомую часть рутинных операций по расчету потребности в товаре делегировать компьютеру. При этом можно ожидать не только роста производительности в управлении запасом, но и роста качества: машина не пропустит ни одной позиции и сможет учесть большее число переменных, а у специалиста появится больше времени и сил на творческие задачи.
Автоматизация СУЗ
Еще одним немаловажным условием эффективности является цена внедрения системы: всегда ведь лучше обучить методикам управления запасом имеющуюся информационную систему, чем покупать новую! Что же должна делать автоматическая система управления запасом? Безусловно, минимальным требованием со стороны управляющего запасом специалиста является предоставление структурированного отчета о товарных позициях, запас которых нуждается в пополнении. Офисный фольклор напоминает некую кнопку, нажав которую специалист получает желаемый отчет. Давайте посмотрим, какие действия с данными должна произвести информационная система для реализации концепции «кнопка—отчет». Напомню, в теории выделяют несколько классов запаса:
Управление временным запасом сопряжено с анализом большого числа неформализованных факторов: опираться приходится на чутье, например при формировании запаса на товар с ожидаемым неординарным спросом (конъюнктурный запас), или на опыт предыдущих лет (сезонный запас). Автоматизировать управление временным запасом удается редко из-за множества неформализованных факторов: можно с помощью коэффициентов сезонности изменить общий уровень запаса, однако приемлемую достоверность можно ожидать разве что от сложных экспертных систем. В данном случае проще воспользоваться услугами эксперта-закупщика.Управление вынужденным запасом сводится, главным образом, к определению масштабов бедствия, анализу причин появления такого запаса и принятию решений о дальнейшей судьбе залежей неликвидов и брака.Большая часть рутинных операций приходится обычно на управление основным запасом. Соответственно, от автоматизации управления им можно ожидать наибольшего эффекта.
Стратегия управления запасом
Многообразие стратегий управления запасом сводится к двум основным и массе производных от них: управление с фиксированным размером заказа и управление с фиксированной периодичностью. Иллюстрацией первого способа управления может служить заправка автомобиля всегда одним и тем же количеством топлива, но в разные дни. Расчет сводится к определению дня поездки на заправочную станцию. В простейшем случае момент считается наступившим, если загорелась соответствующая лампочка на панели приборов автомобиля. Более прогрессивные алгоритмы могли бы учитывать динамику расхода топлива за последнее время, призывая водителя на заправку раньше при увеличенном расходе и позже — в обратном случае. Эта опция вряд ли заинтересует автомобилистов, однако закупщикам применительно к запасу наверняка понравится. Управление с фиксированной периодичностью можно распознать, если водитель отправляется на заправку, например, каждый понедельник и покупает разное количество топлива. Какое именно — подлежит расчету. Кстати, если каждый понедельник заправляться до «полного бака», мы получим систему управления запасом с фиксированной периодичностью и установленным максимумом. Какая стратегия предпочтительнее для успешной автоматизации? Любой выбор вместе с достоинствами принесет с собой и недостатки, однако, не имея в начальном состоянии никакой стратегии, любой выбор будет благом. Исходя из гипотезы, что пристальное внимание к товару в некоторой степени гарантирует более качественное управление, и учитывая, что человеку проще работать по расписанию, давайте предположим, что выбор сделан в пользу ежедневного контроля остатков, то есть выбрана стратегия с постоянным периодом.
Рассчет размера заказа
Миссия управленца запасами торговой компании — обеспечить наличие товара на складе. Более строго наличие или отсутствие товара можно выразить через «уровень доступности» (УД). Если 100 клиентов обратились на склад и все получили свои заказы укомплектованными полностью, УД=100%. Если же один клиент не получил заказа из-за нехватки товара, УД падает до 99%. Читать основную статью (SCM: Расчет размера заказа)