существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам

СОВЕ́Т ЭКОНОМИ́ЧЕСКОЙ ВЗАИМОПО́МОЩИ

Том 30. Москва, 2015, стр. 545

Скопировать библиографическую ссылку:

СОВЕ́Т ЭКОНОМИ́ ЧЕСКОЙ ВЗАИМО­П О́ МО­ЩИ (СЭВ), меж­пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция, ко­ор­ди­ни­ро­вав­шая эко­но­мич. и на­уч­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­во со­циа­ли­стич. стран. Об­ра­зо­ван в янв. 1949 по ини­циа­ти­ве СССР в ка­че­ст­ве эко­но­мич. аль­тер­на­ти­вы Мар­шал­ла пла­ну с це­лью фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­вой со­циа­ли­стич. сис­те­мы. Штаб-квар­ти­ра СЭВ – в Мо­ск­ве. Уч­ре­ди­те­ли: СССР, Нар. Рес­пуб­ли­ка Бол­га­рия, Венг. Рес­пуб­ли­ка, Польск. Рес­пуб­ли­ка, Ру­мын­ская Нар. Рес­пуб­лика, Че­хосл. Рес­пуб­ли­ка. Чле­на­ми СЭВ являлись так­же: Нар. Рес­пуб­ли­ка Ал­ба­ния (февр. 1949 – 1961), ГДР (1950–90), Монг. Нар. Рес­пуб­ли­ка (с 1962), Рес­пуб­ли­ка Ку­ба (с 1972), Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ка Вьет­нам (с 1978). Со­циа­ли­стич. Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Юго­сла­вия уча­ст­во­ва­ла в ра­бо­те не­ко­то­рых ор­га­нов СЭВ (с 1964). Ста­тус на­блю­да­те­лей СЭВ име­ли КНР (до 1966), Нар. Рес­пуб­ли­ка Ан­го­ла, Ла­ос­ская На­род­но-Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ка, КНДР, Нар. Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ка Эфио­пия и ряд др. стран. Дея­тель­ность ре­гу­ли­ро­ва­лась Ус­та­вом СЭВ (при­нят в 1959, из­ме­не­ния вне­се­ны в 1962, 1974, 1979), Кон­вен­ци­ей о пра­во­спо­соб­но­сти, при­ви­ле­ги­ях и им­му­ни­те­тах СЭВ (1959, из­ме­не­ния вне­сены в 1974). Ре­ше­ния СЭВ не име­ли для стран-чле­нов обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра (за ис­клю­че­ни­ем ре­ше­ний по ор­гани­зац. и про­це­дур­ным во­про­сам), но­си­ли ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер, при­об­ре­та­ли юри­дич. си­лу по­сле одоб­ре­ния ру­ко­во­дством стран – чле­нов СЭВ и за­клю­че­ния ме­ж­ду­нар. до­го­во­ров. Осн. ор­га­ны Со­ве­та: сес­сия СЭВ (выс­ший ор­ган, со­зы­ва­лась не ре­же од­но­го раза в год по­оче­рёд­но в сто­ли­цах стран-чле­нов, де­ле­га­ции обыч­но воз­глав­ля­лись гла­вами пра­ви­тельств), сек­ре­та­ри­ат Со­ве­та во гла­ве с сек­ре­та­рём (глав­ное долж­но­ст­ное ли­цо СЭВ) – эко­но­мич. и ис­пол­нит.-адм. ор­ган СЭВ; Ис­пол­ни­тель­ный к-т (с 1962, вхо­ди­ли за­мес­ти­те­ли глав пра­ви­тельств, ко­то­рые по­оче­рёд­но вы­пол­ня­ли функ­ции пред. Ис­пол­ко­ма); по­сто­ян­ные ко­мис­сии и ко­ми­те­ты, ко­то­рые ор­га­ни­зо­вы­ва­ли и ко­ор­ди­ни­ро­ва­ли со­труд­ни­че­ст­во в отд. об­лас­тях нар. хо­зяй­ст­ва. В струк­ту­ре СЭВ дей­ст­во­ва­ли Ин-т по стан­дар­ти­за­ции (с 1962), Ме­ж­ду­нар. ин-т эко­но­мич. про­блем ми­ро­вой со­циа­ли­стич. сис­те­мы (с 1970).

Источник

Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. 4125. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-4125. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка 4125Эмблема Совета экономической взаимопомощи

СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши и Чехословакии. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года.

Изначально в СЭВ вошли 11 стран: Народная Республика Болгария, СССР, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Куба, Монгольская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Чехословацкая Социалистическая Республика и Албания (которая с 1961 года в деятельности СЭВ участия не принимала). С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия.

В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза).

На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.

Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.

Источник

Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию

В январе 2019 года исполнилось 70 лет с момента основания Совета экономической взаимопомощи — масштабной организации, на протяжении десятилетий влиявшей на развитие целого ряда стран. К знаменательной дате в БФУ им. И. Канта приурочили конференцию «СЭВ: опыт формирования мирового экономического сообщества» с участием российских и зарубежных экспертов в области истории, политологии и экономики, а также представителей бизнеса, власти и общественных организаций Калининградской области. «Новый Калининград» предлагает вспомнить об истории СЭВ.

1. Что такое СЭВ?

Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Решение о его образовании было принято в январе 1949 года в Москве представителями правительств Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (позже в него вступили Албания, ГДР, Монголия и Куба) и в первую очередь было продиктовано тяжелым экономическим положением этих стран в послевоенные годы. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Считается, что в ходе реализации плана были созданы предпосылки для развития глобализации и последующего объединения стран в Европейское экономическое сообщество в 1957 году, послужившего одной из опор для создания Европейского союза. Поэтому СЭВ довольно часто сравнивают с ЕЭС.

Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться. Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. 1957 год — и они сразу ставят себе целью наднациональность! В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Постоянное сравнение СЭВ и ЕЭС упрощает понимание этой организации.

Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед. Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю. В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства.

— Михаил Липкин, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН,

завкафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО

2. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи?

Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна. А наиболее активная фаза деятельности блока началась примерно в 1960 году, после объединения западноевропейских государств в ЕЭС. Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль».

Взаимное сотрудничество СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении — годов. В 1971 — 1975 годах общий объем промышленного производства участниц блока вырос почти на 46%, опередив показатели ЕЭС, где уровень роста составил 21%. Однако примерно тогда же стало проявляться и отставание от Запада в развитии. Исследователи сходятся во мнении, что причинами отставания послужили сравнительная доступность ресурсной базы СССР, лишающая их стимулов к интенсификации производства путем внедрения ресурсосберегающих технологий, а также неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле.

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. 689550eeaf4d94b7e8f8195fe67a3135. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-689550eeaf4d94b7e8f8195fe67a3135. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка 689550eeaf4d94b7e8f8195fe67a3135

Заседание Исполнительного комитета СЭВ в 1964 году. Источник — Wikimedia Commons

3. Что послужило причинами его распада?

[К 1980 году ощущался] существенный разрыв уровня жизни населения СССР и братских стран, а их доля в развитии базовой промышленности в рамках СЭВ была неоправданно мала. подготовил проект постепенного реформирования СЭВ, предусматривающий, в частности, отмену завышенных цен на товары и низких, по сути, символических цен на советский экспорт в Восточную Европу. Также предлагалось расширение рамок СЭВ с изменением устава для вхождения в него Югославии, других политически влиятельных и экономически развитых государств. Однако эти и другие предложения Косыгина не были поддержаны сторонниками Брежнева. Тем не менее интеграционное движение не прекратилось.

— Геннадий Шмаль, кандидат экономических наук, первый заместитель министра строительства

предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР в 1984-1999 годах

4. Как СЭВ контактировал с ЕЭС?

Спустя полгода после прекращения деятельности Совета экономической взаимопомощи его бывшие участники Венгрия, Чехословакия и Польша подписали соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Через год аналогичные соглашения были подписаны с Болгарией и Румынией, а в 1995 году — с бывшими республиками СССР Литвой, Латвией и Эстонией.

Источник

Совет экономической взаимопомощи(СЭВ)

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. 155360302d5ec03ecbfd776693f2007d. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-155360302d5ec03ecbfd776693f2007d. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка 155360302d5ec03ecbfd776693f2007d

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. a89e2a1e4d6376e1e4d1e5d61dbb7f12. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-a89e2a1e4d6376e1e4d1e5d61dbb7f12. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка a89e2a1e4d6376e1e4d1e5d61dbb7f12

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран — членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16—18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран — членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.

Переводной рубль — коллективная валюта, мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран — членов Совета экономической взаимопомощи.

Создание

5 января 1949 года в Москве по инициативе СССР и РНР[3] было созвано закрытое экономическое совещание (продлилось до 8 января) представителей правительств Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, принявшее решение об образовании Совета экономической взаимопомощи, призванного способствовать установлению тесных экономических связей между Советским Союзом и странами новой демократии[4]. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года[5], но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «Общий рынок», предшественник Европейского союза). Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. До 1969 года штаб располагался на улице Петровка, 14 в Москве, после — на Новом Арбате.

Период успешного функционирования организации

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо-и энергосберегающих технологий (таких, например, как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

Начинаются контакты между СЭВ и ЕЭС. В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.

Кризисные 1980-е и распад СЭВ

Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.

СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.

В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.

В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 1980-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Причины распада СЭВ и его последствия

Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигло той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовали: выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна даёт больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран — членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1938 году (пик предвоенного экономического подъёма) и в 1970 году (наиболее успешный период функционирования СЭВ), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнёры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., но за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Члены Совета экономической взаимопомощи

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. 6bd5712d87ca1081f38b7f32f3ca2ad4. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-6bd5712d87ca1081f38b7f32f3ca2ad4. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка 6bd5712d87ca1081f38b7f32f3ca2ad4

Секретари СЭВ

Фаддеев, Николай Васильевич — с 1967 по 1983

Сычёв, Вячеслав Владимирович — с 1983 по 1991

Источник

Создание СЭВ

существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. hi6lKgPw0q26JFTJ8CE8gLHajAZQsviPqP3jUhy2. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам фото. существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам-hi6lKgPw0q26JFTJ8CE8gLHajAZQsviPqP3jUhy2. картинка существование совета экономической взаимопомощи относится к каким годам. картинка hi6lKgPw0q26JFTJ8CE8gLHajAZQsviPqP3jUhy2

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПЛАНУ МАРШАЛЛА

Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Страны ЦВЕ понесли огромные потери во время Второй мировой войны, которые усугубились ущербом от радикальных мер новых властей (форсированная индустриализация, принудительное сворачивание мелкотоварного сектора). Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему.

Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии (с 60-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ). В 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля. С середины 50-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ, регулярно стали проводиться заседания различных органов и комиссий. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники.

СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Таким образом, к началу 50-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭВ

Совет Экономической Взаимопомощи действует на принципах социалистического интернационализма, полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов каждой страны, товарищеской взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела друг друга. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. д.

Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами — участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.

В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран — членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма.

В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.

Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. «В процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма, координации их народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, — отмечается в Программе КПСС,— складывается новый тип международного разделения труда».

Совет Экономической Взаимопомощи, Исполнительный комитет СЭВ и постоянные комиссии работают в сессионном порядке. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании. Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда.

Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран —участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся:

правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны;

обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда;

сочетание международной специализации и комплексного (многостороннего) развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы;

постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития.

Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.

В. Зорин. Основы дипломатической службы. М., 1977.

Переводный рубль – коллективная, расчетная валюта международного банка экономического сотрудничества, основанного социалистическими странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), введена по соглашению, подписанному 22 октября 1963 г. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г. через Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) путем перевода выраженных в них средств со счета одной страны на счет другой. Имея то же золотое содержание (0,987412 грамм чистого золота), переводной рубль, тем не менее, не был идентичен рублю советской денежной системы. Переводной рубль не обменивался на золото и валюту капиталистических стран, но обменивался по установленному курсу на национальную валюту стран-членов банка.

В конкретно-предметной форме (например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет) переводный рубль не обращается и не обращался. В 80-х годах к 25-летию МБЭС была отчеканена памятная монета-сувенир – Переводный рубль.

Понятие «расчетная валюта» подразумевало, что не происходит эмиссии монет или банкнот. Переводной рубль служил для многосторонних расчетов между странами – участницами СЭВ, кредитования и создания открытых счетов. Национальные валюты стран-членов СЭВ были связаны с переводным рублем твердыми коэффициентами, а стабильность покупательной силы переводного рубля обеспечивалась твёрдо установленным золотым содержанием, устойчивостью внешнеторговых цен, планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц. Основным источником средств переводного рубля для каждой страны являлись экспорт её товаров и услуг в страны – участницы многосторонних отношений, а также кредиты, предоставляемые МБЭС и Международным инвестиционным банком (МИБ) в этой валюте. Расчеты с помощью переводного рубля осуществлялись как при торговых сделках (например, при поставках товаров), так и при некоммерческих операциях (например, туризм).

Каждая страна при заключении торговых и других экономических соглашений должна была обеспечивать за определенный согласованный период (например, за год) сбалансированность своих поступлений и платежей со всеми другими странами СЭВ. Расчеты между странами производились через МБЭС с участием национальных банков по специальным счетам, открытым в МБЭС, или, по согласованию с ним, в банках стран СЭВ.

Сайт «Деньги России»

ПРОДУКЦИЯ СТРАН СЭВ В СССР

В СССР из стран социалистического лагеря поставлялись практически все виды транспорта. Самый знакомый для всех, конечно, «Икарус». С него и начнём.

В первые советские годы в Москве народ ездил на ЗИСах-8, которым на смену пришли более современные модели ЗИС-16 и ЗИС-155. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало — стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66.

Начиная с 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов и их тестирование на считавшемся образцово-показательным 55 маршруте. В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые «иностранцы»: французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Лучшим зарекомендовал себя Икарус, и это определило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР.

Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л.с. (более поздние варианты — 145 л.с.). Он был способен развивать скорость до 100 км/ч, что по тем временам было просто фантастикой.

За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли «ракетами». Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.

Партии Икарусов-180 (так называемая сочлененная модель, или «гармошка») стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны.

В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон.

Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой. Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н.

Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель – «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию.

Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат – «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью — за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» — 415 и 284, но дальнейшего распространения (несмотря на все свои достоинства) они не получили.

Всего в СССР ездило в общей сложности свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов»!

Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов.

Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией) «Явы» на полях России.

А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» — с двухцилиндровым двухтактным двигателем.

Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой «Яве».

Но самый бум приобретения «Яв» начался на несколько лет позже. В 1976 году чехословацкое объединение «Мотоков», поставляющее в в СССР «Явы», перешагнуло финальную черту и поставило рекорд — на необъятных просторах 1\6 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона «Яв» (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год).

Можно смело сказать, что тогдашняя «Ява» не уступала по престижности современному «Харлею». Именно на «Явах», с ветерком ездили эдакие Волки из «Ну, погоди!» — черные брюки клеш, тельняшка — атрибут мужественности, ремень с бляхой, повышенная волосистость, выбивающуюся из-под защитного шлема, на котором гнездились очки-консервы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *