существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая

Педагогический совет на тему «Варианты работы с разными типами семей».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогический совет на тему

«Варианты работы с разными типами семей».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;

Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

Помочь родителям создать комфортные условия для ребёнка в семье и всестороннее систематическое изучение семье.

Типы семей и семейного отношения.

семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным поведением и даже антисоциальным поведением – если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а не жизнь и воспитание детей пущены на самотек

В педагогике рассматривается классификация семей по характеру взаимоотношений. В этом случае они делятся на:

негативную или скандально-раздражительную

Исследователь показывает следующие типы семей:

Роли ребёнка в семье.

Кумир семьи”. Ребенок взвывает всеобщее восхищение и умиление у домашних. В такой семье чаще всего вырастают изнеженные капризные, а главное – глубоко эгоцентричные дети. Иногда демонстрация беспредельной любви к ребенку отражает соперничество взрослых, которые пытаются таким образом утвердить свое главенство в семье. Как правило, такие дети обладают завышенной самооценкой, поэтому в общении со сверстниками и взрослыми терпят фиаско. Это может привести к замкнутости, а порой и эмоциональному срыву. Положение усугубляете тем, что родители, создавая атмосферу сверхзначимости ребенка, лишают его возможности здраво оценить реальность.

Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище ”. Эта роль близка к “кумир семьи” Единственное отличие в том, что в данном случае ребенок не всеобщий кумир, а только одного из членов семьи. Роль, навязанная ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми.

Болезненный ребенок”. Дети со слабым здоровьем, которые требуют особого внимания и ухода. Однако семье иногда складывается такая ситуация: ребенок выздоровел, а к нему продолжают относиться как к слабому и болезненному. В этом случае возможна условная “выгода” болезни ребенка для кого–то из членов семьи, который использует ее для самоутверждения.

Ребенок со своей стороны может, пользоваться ролью, манипулируя родителями, чтобы решить свои проблемы. С другой стороны, возможен и протест ребенка, выражающийся в активной или пассивной форме.

Иногда “ужасный ребенок” становится “козлом отпущения” для членов семьи. Все в семье считают его плохим, и это дает право разряжать на нем сою агрессивность. При таком общении ребенок из “ужасного” превращается в “забитого”: он начинает бояться наказания

Нередко ребенку приходится исполнять роль – «путающегося под ногами»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних раздражение. Как правило, использование двух последних ролей приводит к тому, что дети становятся замкнутыми и сводят к минимуму свое общение с членами семьи. В общении со сверстниками они ведут себя зачастую избирательно: общаются с теми, кто оказывает им положительное подкрепление.

Основные направления взаимодействия семьи и детского садика, которые используются в работе с родителями:

Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие с родительским комитетом. Управляющим Советом

Совместная деятельность родителей и учащихся.

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья; проведение совместных праздников.

Основные принципы, на которых должно стоится продуктивное сотрудничество с разными типами семей:

Равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу

Этичность – отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения.

Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе, чем заняты дошкольники и к чему они стремятся.

Обмен информацией о жизни и деятельности детей в детских садах и дома.

Источник

Типология семей в ДОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая. presentation bg. существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая фото. существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая-presentation bg. картинка существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж» Преподаватель дисциплины: «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения» Комендантов Вячеслав Сергеевич vskomendantov@mail.ru Барнаул – 2018

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Типы семей 1 тип «Взаимодействующие семьи»: благоприятные детско-родительские взаимоотношения; эмоционально положительная, принимающая позиция родителей к детям; признание и уважение индивидуальности ребенка, одобрение и поддержка его интересов; семья уделяет достаточно времени ребенку; родители адекватно оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных. У детей, воспитывающихся в таких семьях, хорошо развиты коммуникативные способности, они проявляют ответственность, любознательность, самостоятельность.

Типы семей 2 тип «Индифферентные семьи»: родители проявляют к своему ребенку безразличие в отношении его уровня развития, мало эмоциональны во взаимодействии с ним, игнорируют интересы ребенка. Отсюда возникают трудности у детей в процессе подготовки к школьному обучению (недостаточно развиты: самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, ответственность). Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении задания; проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Типы семей 3 тип «Проблемные семьи» : Родители считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьезными и игнорируют их, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и завышают требования к нему. В общении с ребенком ведут себя слишком авторитарно, требуют безоговорочного послушания. У детей возникают проблемы в подготовке к школе (недостаточно развиты: инициативность, познавательная активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствует самоконтроль, самоорганизация, ответственность; возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками).

Основные проблемы семьи Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоцентристского к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному. Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы. Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов. Личностные проблемы современных родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение, возникающее чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности. Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Модели помощи семье в решении психолого-педагогических проблем Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, т.е. здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

Понятие взаимодействие Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс), как способ организации деятельности (А. С. Самусевич), как особый тип отношений субъектов; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Радионова Н.Ф.). Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость родителей, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей, …

Портрет родителей 1 группа «Уверенные родители». Родители полностью готовы к новому социальному статусу своих детей в качестве будущих первоклассников. Родители активны, инициативны, постоянно интересуются успехами своего ребенка, открыты для взаимодействия с воспитателями. Творчески подходят к развитию интереса к школьному обучению у ребенка. Считают, что подготовка к школе заключается не только в развитии умения читать, писать и считать, но и в развитии самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, ответственности.

Портрет родителей 2 группа «Сомневающиеся родители» готовы принять своих детей, как будущих школьников, но при этом проявляют слабую тревожность и некоторую неуверенность о предстоящем обучении в школе их детей. Родители часто обращаются к воспитателю с вопросами по специальной подготовке детей к школе, часто интересуются успехами своего ребенка. Активно занимаются развитием познавательной активности ребенка.

Портрет родителей 3 группа «Тревожные родители» Взрослые не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей. Родители очень часто обращаются к воспитателю с вопросами о поведении и самочувствии ребенка, иногда интересуются успехами своего ребенка в подготовке к школе. Редко занимаются развитием интереса ребенка к школьному обучению.

Портрет родителей 4 группа «Пассивные родители». родители считают процесс подготовки к школе неважным для ребенка. родители крайне редко обращаются к воспитателю за рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе. Они неактивны, безынициативны, не готовы к сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования процесса подготовки детей к школьному обучению, переоценивают собственную роль в воспитании и развитии ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и трудности у детей в процессе подготовки их к школе. Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к школе.

Общение Общение является специфической формой взаимодействия, в которой выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия педагогов и родителей) и перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнеров по общению и установление ими взаимопонимания).

Позиции родителей характерные для них в общении с педагогами 1 позиция – «У нас нет проблем, поэтому мы не общаемся» 2 позиция – «У нас нет проблем, потому что мы не общаемся» 3 позиция – «У нас не было проблем, пока мы не начали общаться» 4 позиция – «У нас есть проблемы, поэтому мы общаемся»

Источник

Воспитание в разных типах семей

существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая. 5066b2e43427e52130b6c49880afb6c6. существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая фото. существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая-5066b2e43427e52130b6c49880afb6c6. картинка существует ли специфика работы доо с разными типами семей и какая. картинка 5066b2e43427e52130b6c49880afb6c6 Мария Умришова
Воспитание в разных типах семей

Тема: «Воспитание в разных типах семей»

Подготовила: Умришова М. А.

Роль семьи в воспитании детей …. …. 4

Стиль родительского поведения и воспитания детей ….…6

Типы семей, их влияние на ребенка и формирование защитных механизмов. 8

Особенности формирования защитных механизмов в системе детско-родительских отношений ….11

Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Ребенок– это чистый лит и от тога, как его будут воспитывать и что в него будут вкладывать родители зависит его дальнейшая судьба. Роль семьи в формировании личности ребенка переоценить не возможно. Семья являются «образцом» для подражания, ребенок подражает родителем и инфицирует себя с ними в будущем.

На сегодняшний день существует большое количество научной литературы по воспитанию детей, которая учит правильно находить подходы к воспитанию учитывая индивидуальность ребенка, но несмотря на это тема воспитания оставалась, остается и будет оставаться актуальной для людей всегда.

Особенностей воспитаниедетей рассмотрены в научных трудах отечественных и зарубежных ученных таких ученных как: А. И. Захаров, А. Е. Личко, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, А. С. Макаренко, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Роль семьи в воспитании детей

Первой школой для ребенка является семья. Именно семья оказывает первое влияния на становления личности ребенка, поэтому ее роль нельзя переоценить. То ка ведут себя в семье родители, как они относятся к малышу и какой стиль воспитания выбирают, оказывает влияние на то как в дальнейшем ребенок будет строить свои отношения с окружающими в том числе и при построении своей собственной семьи. Семья является некой школой для зарождения и развития общения ребенка с окружающим людьми, формирования характера и правил поведения [12, c.34].

Успешное воспитание можно считать в случае тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути средства их осуществления. Для того, чтобы у ребенка не сформировались отрицательные качества, нужно применять правильные методы воспитания.

Немаловажную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи,к которой относится: равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребёнку.

Также нельзя не отметить, что родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, основой которого жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом и т. д. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанности, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием.

В основе родительских отношений лежит чувство любви к своему ребенку. Мера проявления родительской любви должна сочетать в себе также и требовательность с уважением личности ребенка, т. к. безмерная любовь может привести к развитию эгоцентризма у ребенка [11, c.13-14].

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребёнка, особенности возраста малыша.

Тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребёнку – это значит уважать в нём человека, пусть пока ещё маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

В заключении хочется отметить, что многие педагоги акцентируют внимание на том, что воспитание начинается с себя. Прежде чем ругать ребенка за его поступки и оплошности,нужно задать себе вопрос: «Почему он так делает?». Ответ на этот вопрос может лежать на поверхности, малыш подражает родителям. Самый лучшей пример воспитательной работы – это пример самовоспитания. Все начинается с себя и воспитание в том числе.

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали.

Стиль родительского поведения и воспитания детей

Единой классификации стиля родительского поведения нет, в нашей контрольной работе мы рассмотрим наиболее часто встречаемую классификацию в психологии и педагогике.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретных тенденций, которые выражаются в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. В очередь контроль – влияние на деятельность ребенка. Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его [10, c.15]. Стили родительского поведения, которые мы рассмотрим варьируются между степенью контроля и родительской теплотой.

• Авторитетный стиль родительского поведения, заключается в твердом контроле и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. При таком стиле родительского поведения ребенок превосходно адаптируется, уверен в себе, у него развит самоконтроль и социальные навыки, он хорошо учится в школе и как правило обладает высоким уровнем самооценки.

• Авторитарный стиль родительского поведения можно охарактеризовать высоким уровнем контроля, холодными отношениями с ребенком. Родители, которые выбирают этот стиль поведения закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. При таком стиле родительского поведения ребенок становится замкнутым, боязливым, угрюмым и раздражительным. Юноша воспитанный при помощи авторитарного стиля поведения родителей может неуправляемыми и агрессивными, а девочки пассивными и зависимыми.

• Либеральный стиль родительского поведения можно характеризовать низким уровням контроля, но в тоже самое время теплым отношениям. Дети, которые воспитаны с помощью либерального стиля родительских отношений склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях.

• Индифферентный стиль родительского поведения можно характеризовать низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. В последствии к таких родителе может вырасти ребенок который будет склонен к делинквентному поведению.

Из рассмотренного нами выше теоретического материала можно сделать вывод, что самым благоприятным стилям для развития ребенка можно считать авторитетный стиль родительского поведения при котором ребенок развивается гармонично, превосходно адаптируется, уверен в себе, у него развит самоконтроль и социальные навыки, он хорошо учится в школе и как правило обладает высоким уровнем самооценки.

Типы семей, их влияние на ребенка и формирование защитных механизмов

Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, дадим определение браку и семьи для ясности вкладываемого нами смысла в эти понятия.

Под браком принято понимать исторически изменившуюся форму отношений между супругами посредством которой социум упорядочивает их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности [8].

Семья по свое сути более сложная система отношений чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких.

На сегодняшний день для современной семьи на первый план выходят проблемы носящие социальный характер, что в свою очередь откладывает отпечаток на воспитании ребенка. На семью оказывает влияние нестабильная экономическая и политическая ситуация, что отражается в появлении «социальной тревоги».

Эмоциональный контакт и психологическая совместимость – две составляющие психологического климата. Эмоциональное взаимодействие и уровень психологической совместимости между членами семьи определяют климат в семье.

Социально-психологическая модель отношений в семье, является отражением типа семьи, формы, стиля воспитания и отражением семейных проблем в наше время. Ученные определяют социально-психологическую модель семьи, как взаимоотношения между родителями, детьми, кровными родственниками, общностью быта и взаимно-моральной ответственностью [5, с 37].Рассмотрим наиболее типичные модели семьи:

• Сложная (расширенная) – при условии когда некоторые из детей состоят в браке. Такая семья может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;

• Полная семья – наличие обоих родителей;

• Не полная семья – семья в которой отсутствует один из родителей.

Ответить на вопрос: «Какая семья лучше подходить для воспитания ребенка однозначно сложно. В любой из вше перечисленных семей можно найти свои недостатки и достоинства. Рассмотрим это на примерах. Если взять простую семью, то в ней дети в большей степени самостоятельны, но идет нарушение традиций созданных поколениями по сравнению с расширенной семьей. Если мы сравниваем полную и неполную семью, то в неполной семье воспитание детей усложняется за счет материального уровня жизни и соответственно снижением родительского внимания и контроля (одного из родителей). Но несмотря на такие жизненные трудности, дети из неполных семей проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными.

Так же семьи можно разделить по типу отношений между детьми и взрослыми (родителями, по степени их напряженности и последствиям влияния на детей,итак рассмотрим более подробней:

• Уважение к детям. В семьях где преобладает уважение к детям отношения характеризуются взаимопониманием, доверием, порядочностью, открытостью и равенством. Родители в таких семьях проявляют интерес к увлечениям своего ребенка, уважают его мнения, знают о трудностях и стараются как можно тактичнее помочь. Ребенок растущей в такой семье не боится проявлять инициативу, растет счастливым, независимым и дружелюбным.

• Отзывчивые семьи. Несмотря на то что отношения между ребенком и родителями складывается нормально между ними существует некая дистанция, которую ни дети ни взрослые стараются не переступать. При таком преобладании взаимоотношений в семье дети занимают определенное место в ней и стараются вовсе повиноваться родителям. Родители забирают инициативу в свои руки и свами принимают решения за свое чадо. Дети при таком стиле воспитания растут покорными, дружелюбными и вежливыми, но существует один недостаток – безынициативность.

• Семьи с моральной ориентацией. В семьях с этим преобладающим типом главным являются материальные ценности, а духовные уходят в лучшем случае на второй план. В таких семьях, родители приучают своих детей с малых лет в первую очередь искать во всем выгоду. Зачастую таких детей заставляют быть отличниками для того чтобы поступить в престижное высшее заведение, или к примеру уехать за границу изучать иностранный язык. В семье такого типа очень бедный внутренней мир. Дети из таких семей очень рано становятся взрослыми, а отношения с родителями наделены непредсказуемыми последствиями их воспитания.

• Враждебные семьи. В этом типе семьи присутствует неуважение к деткам, телесные наказания, недоверия, слежка и т. п. В силу такого воспитания дети становятся очень скрытыми, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, плохое отношение к своим родителям, старшим. Нужно отметить, что такие дети склонны к диванному поведению, особенно в подростковом возрасте.

• Антисоциальные семьи. Такой тип семей для детей является скорее временным пристанищем, чем семьей. Родители в таких семьях не воспринимают своего ребенка и дают понять, что он здесь лишний. Такие родители очень часто ведут аморальный способ жизни, неуважительно относятся друг к другу, постоянно ссорятся, могут драться. Яркими примерами таких родителей являются алкоголики, наркоманы, воры и т. д. Влияние этих родителей крайне негативно и может привести к антиобщественным поступкам. Детьми из таких семей обычно берут под свою опеку государственные службы.

Особенности формирования защитных механизмов в системе детско-родительских отношений.

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве. Их полноценное формирование происходит по мере взросления ребенка в процессе индивидуального развития и научения. Присутствие того или иного защитного механизма напрямую зависит от [16, c.22]:

жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок;

от внутрисемейной обстановки;

от межличностных семейных отношений с родителями;

от демонстрируемых ими приемов защитного реагирования.

По мере своего взросления личность сталкивается с множеством разнообразных ситуаций, которые сопровождаются эмоциональными переживаниями в результате чего у ребенка проявляются защитные механизмы.

Эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В юности индивид переживает один из самых сильных и глубоких жизненных кризисов. Некоторые из ученных полагают, что степень личностной зрелости, целостностной идентичности в этот период связана с процессами интеграции, объединением интернализированных внутрипсихических родительских репрезентаций. Деструкции этих процессов может привести к личностной патологии.

Большинство ученых полагают, что ранние межличностные взаимодействия ребенка являются определяющим фактором его дальнейшего психического развития и социальной адаптации. Анализируя научную литературу, можно сделать вывод,что защитные механизмы у ребенка возникают в следствии: усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения, или негативного воздействия со стороны родителей (недостаточное удовлетворение базовых потребностей) [13, c.22].

Рассматривая защиту как результат усвоения родительских стилей поведения нужно подчеркнуть роль семьи как психосоциального посредника общества, призванного с помощью внешнего вмешательства в развитие ребенка актуализировать различные механизмы защиты, как средство социальной адаптации.

Негативное воздействия со стороны родителей. В случае, когда ребенок не имеет систематического и правильного материнского ухода, у него возникает болезненное состояние напряжения.

Младенец, который недополучает материнского тепла и заботы будет пытаться компенсировать материнскую заботу стимулировать себя ритмическими движениями тела, например, стукаясь лбом или сильно раскачиваясь. В случае, когда мать проявляет к своему ребенку безразличие и холод, младенцы часто бывают напряженными, могут впасть в состояние ступора (реакция пассивного протеста) [2,3].

Еще один вариант негативного воздействия со стороны родителей – это полное попустительство.

Отметим, что на структуру защиты ребенка, также влияет и властность матери. Дети властных матерей проявляют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенности их характера.

Вариантом повышенной властности родителей может также выступать демонстративный стиль по отношению к ребенку. В качестве примера можно привести ситуацию, когда родители, всем подряд жалуются на свое чадо. Эта ситуация приводит детей к утрате стыдливости, они теряют внутренней контроль над своим поведением и озлобляются по отношению к родителям.

Трепетные и нежные чувства в первый год жизни ребенка, защищает его от многих психологических расстройств. Но тут нужно отметить, что в случае чрезмерной заботы, когда не удовлетворяется потребность ребенка в свободе и автономии, последствия для личности могут быть столь же разрушительны.

Подчеркнем, что включение защитных механизмов во многом зависят от обстоятельства роста и развития ребенка в семье. Например, при чрезмерной заботе матери за больным ребенком, у малыша может сформироваться стратегия «ухода в болезнь», которая может сохраниться и в взрослом возрасте.

Из выше рассмотренного, можно сделать вывод, что эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз, которые блокируют тенденцию к присоединению и тенденцию к отвержению, и являются теми родительскими установками, которые переходят в типичные нарушения родительского поведения.К таким нарушениям относят: прямое и непрямое доминирование; нестабильное поведение; безразличие; недостаточность в уважении индивидуальности ребенка; недостаточность в руководстве (воспитании); очень большое восхищение или наоборот полное его отсутствие; недостаток теплых отношений; принятие чей-то из сторон родителей в спорах или ссорах; отсутствие или наоборот слишком большая ответственность, сверхпроекция, изоляция от сверстников, несправедливость и дискриминация и тому подобное.

Отдельно стоит рассмотреть детей разведенных родителей. В таких случаях дети нередко воспитываются поочередно двумя родителями, живя то с мамой, то с папой. Такое воспитание формирует у ребенка чувство эмоционального напряжения, особенно когда у родителей отличаются методы воспитания. Еще сложнее, когда в воспитание вмешивается отчим, или мачеха, которые пытаются исправить ошибки «дурного» воспитания настоящих родителей. В этих случаях растет вероятность того, что ребенок будет часто подвергаться агрессивным действиям «исправителя», что в свою очередь будет способствовать формированию проекции. Ребенок будет воспринимать окружающий мир как источник постоянной угрозы. Внешнее проявления этого может выражаться в жестокости по отношению к другим, более слабым.

Властный, сильный и жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, без вмешательства матери, которая не способна защитить своего ребенка, способствуют формированию садистской жестокости на фоне излишней сентиментальности. Дети в таких семьях не самодостаточны, у них постоянное ощущение ущемленности, которое сводит жизнь ребенка к единственной цели – самоутверждение любой ценой.

Отдельно хочется рассмотреть барьеры в общении между ребенком и его родителями. В качестве примера барьера общения рассмотрим «замаскированную коммуникацию». Она заключается в том, что родители подтверждают сказанное ребенком (содержание сказанного, но в это же время отвергают интерпретацию, которую тот предлагал. В таких случаях у ребенка остается внутренняя напряженность которая может привести к запуску таких защитных механизмов,как: подавления, замещения или рационализация.

Особую роль, семья играет в формировании правильного отношения к своей внешности. Родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы у ребенка не сформировалось чувство непривлекательности, т. к. оно может привести к комплексу неполноценности, что в сою очередь может спровоцировать проявления в характере замкнутости, робости, эгоцентризма и враждебности к окружающим людям [7, с. 12].

Осознания половой принадлежности также в основном определяется отношением к полу ребенка в семье. В возрасте 6-7 лет ребенок окончательно осознает свою половую принадлежность. Осознание своей половой роли заключается в понимание и того, как к этому относятся окружающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. Несовпадение между желаемого и реального пола порождает конфликт и проявляется в поведении.

Еще раз подчеркнем, что в любом типе семей можно найти как достатки так и напротив недостатки воспитания.

Защитные механизмы формируются с детского возраста и в большей степени на их формирования влияют самые близкие люди, родители. От того насколько они воспринимают ребенка, как они относятся к нему зависит вся дальнейшая его жизнь. По мере своего взросления личность сталкивается с множеством разнообразных ситуаций, которые сопровождаются эмоциональными переживаниями в результате чего у ребенка проявляются защитные механизмы. Раннее межличностное взаимодействия ребенка является определяющим фактором его дальнейшего психического развития и социальной адаптации. Анализируя научную литературу, сделали вывод,что защитные механизмы у ребенка возникают в следствии: усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения, или негативного воздействия со стороны родителей (недостаточное удовлетворение базовых потребностей).

2. Анцыферова Л. И.Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 2010.- №1.- с. 3-19

5. Ахмедов Т. И., Жидко М. Е.Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика. – М. : ООО «Издательство АСТ»;Харьков: «Фолио», 2011. – 768 с.

7. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите// Вопросы философии, — 2011. — №2. — С. 118–125.

8. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты// Психологический журнал. — 2009. — №3, — С. 30–41.

10. Берне Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. —Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2013.

12. Василюк Ф. Е.Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Журнал практической психологии и психоанализа. – 2013. – № 4. – с. 24

13. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М. : Изд-во Московского университета, 2008. – 430с.

15. Кружкова, О. В.Психологические защиты личности: учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург. : Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006.-153 с.

16. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л. : Медицина, 1970.

18. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии// Вопросы психологии. — 2013. — №6. — С. 168–173.

20. Штрасмайер Обучение и развитие ребёнка раннего возраста. Учеб. пособие для студ. Высш. и сред. пед. учеб.заведений: Пер. с нем. А. А. Михлина, Н. М. Назаровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *