Swot что это такое
SWOT анализ — что это такое? Как стать лучшей версией себя? Как обойти конкурентов в бизнесе? Простые примеры.
Жизнь требует от нас ежедневного принятия решений. В быту, бизнесе, в саморазвитии — везде. Многие из них определяют наше настоящее и будущее. От некоторых решений зависит судьба на годы, а то и десятилетия. Поэтому важно прямо сейчас научиться правильно анализировать происходящее.
Многие успешные люди используют для этого специальную технологию — SWOT анализ, что это такое мы рассмотрим в данной статье. Я покажу вам, как произвести оценку текущего состояния любой среды, в том числе на примере предприятия (нового бизнеса, товара или услуги) и, конечно же, самоанализа личности.
SWOT анализ должен уметь делать абсолютно каждый человек, который хочет быть успешным, здоровым и счастливым. Но, к сожалению, этой технологии не учат на уроках в школе. Пришла пора это исправить. Поехали!
Содержание:
SWOT анализ: что это такое простыми словами?
Говоря простыми словами, SWOT анализ — это метод объективной оценки любой ситуации, среды или даже самого человека, базирующийся на аналитике 4 базовых параметров, а именно:
Какие бывают факторы анализа (внешние и внутренние)?
Первые два параметра (сильные и слабые стороны) относят к категории внутренних факторов. Фактически это то, что мы имеем здесь и прямо сейчас, на конкретный момент времени. Эти параметры зависят от нас напрямую, мы оказываем на них непосредственное влияние.
В свою очередь, возможности и угрозы — это своеобразные внешние факторы, которые могут случиться, а могут и не произойти. На них нам не удастся повлиять, однако под них можно подстроиться.
Этот подход применим для вывода на рынок стартапа, прогнозирования запуска товара или услуги, а также выбора стратегии саморазвития во всех сферах жизни: спорт, образование, карьера, личные отношения.
Метод SWOT-анализа
Перед тем, как приступить к проведению анализа и формированию SWOT матрицы, рекомендую ознакомиться с 7 подготовительными шагами к проведению этой аналитики.
Матрица SWOT анализа: как составить?
Многие пугаются при слове матрица. Спешу вас успокоить, на самом деле в этом нет ничего страшного.
Говоря простыми словами, матрица SWOT анализа — это обычная таблица, состоящая из 4 клеток. В каждой из них прописано по одному базовому параметру, по которым и будет осуществляться анализ среды (ситуации, человека и пр.).
Допустим перед вами стоит некоторая задача, которую нужно проанализировать и решить. Итак, чтобы составить таблицу SWOT, вам потребуется лист бумаги и карандаш. Разделите его на 4 части так, чтобы получилось 4 колонки и назовите каждую из них: сильные стороны, слабые стороны, а также потенциальные угрозы и возможности. Получится примерно так:
Далее в каждую клетку мы будем вносить информацию. Для этого применяются специальные наводящие вопросы, примеры которых для каждой конкретной среды мы приведем чуть ниже.
Иногда для объективной оценки ситуации может потребоваться помощь друзей, знакомых и сотрудников. Это позволит принимать максимально взвешенные и эффективные решения.
SWOT анализ предприятия для новичков
Допустим вы хотите проанализировать текущее состояние вашей компании и определить дальнейшее направление развития. Или же вы только собираетесь выйти на рынок со стартапом. В обоих случаях можно провести простой и понятный SWOT анализ предприятия.
Будем считать, что вы начертили матрицу и готовы ее заполнять. Наверняка, вам сложно начать. Ведь около 90% предпринимателей сталкиваются с проблемами именно при определении сильных и слабых сторон своего бизнеса. Чтобы помочь вам объективно оценить ситуацию, я предоставлю перечень базовых вопросов для каждой категории. Итак, начнем.
SWOT анализ: определяем сильные и слабые стороны компании
Если вы точно знаете, в чем плюсы и минусы вашей организации, перечислите их самостоятельно. В противном случае воспользуйтесь наводящими вопросами, чтобы оценить текущее состояние бизнеса в нескольких направлениях.
Если вы только собираетесь выходить на рынок, также подумайте над этими пунктами, как вы планируете их реализовать в будущем.
Здесь перечислены 7 основных направлений, по которым можно оценить сильные и слабые стороны компании в рамках SWOT. Если вы сможете охватить больше направлений, будет только лучше. Однако помните, что сперва мы указываем только самые значимые факторы.
Итак, вы заполнили первые две клеточки, относящиеся ко внутренним факторам. Теперь пришло время оценить внешние факторы, такие как возможности и угрозы.
SWOT анализ: возможности и риски (угрозы) для компании
Итак, пришло время посмотреть правде в глаза. Что плохого может случиться с вашим бизнесом в будущем и как на это можно будет повлиять? Давайте рассмотрим 6 основных рисков, которые могут коснуться каждого.
Итак, если вы все правильно поняли и заполнили все клеточки, у вас должен получиться стратегический анализ SWOT. Покажу, как это выглядит на примере мегапопулярной компании McDonald’s, чтобы вам стало все ясно.
SWOT анализ компании: подведение итогов
Для оценки текущего состояния вашей компании и эффективного планирования стратегии ее развития, необходимо выполнить базовый, быстрый и результативный SWOT анализ.
Для этого придется составить матрицу и заполнить 4 клеточки с различными факторами (как текущими внутренними, так и потенциальными внешними). Напоминаю, что к первым относятся текущие стороны предприятия (сильные и слабые, которые имеются в данный момент), а ко вторым — потенциальные угрозы и возможности, которые могут ожидать ваш бизнес с течением времени.
Фактически все приведенные наводящие вопросы, необходимые для объективного заполнения клеток матрицы SWOT в рамках аналитики любого бизнеса, можно разделить на 8 основных направлений. Для улучшения восприятия приведу их в виде таблицы.
SWOT анализ личности: пошаговая инструкция
Хотите быть успешным во всех сферах жизни? Тогда никак не обойтись без SWOT анализа личности. Он позволит вам проанализировать себя в текущий момент времени, найти слабые стороны в любой области: здоровье, семья, карьера и пр., чтобы приложить необходимые точки усилий и достичь желаемого результата.
SWOT самоанализ: как проводить?
SWOT анализ личности: сильные и слабые стороны
Чтобы определить сильные стороны, подумайте, какие достоинства вы имеете, что вас есть такого, чего нет у других людей. Что вы можете делать лучше всех? Также поразмышляйте над своими текущими навыками и образованием. Оцените ресурсы, к которым вы имеете доступ в текущий момент времени, и наличие связей с важными людьми. Спросите у друзей и знакомых, какие ваши сильные стороны они могут отметить. Определите свои ценности. Для чего вы живете, какую цель хотите достичь в будущем.
В свою очередь, чтобы выделить слабые стороны, поразмыслите, при решении каких задач вы чувствуете себя неуверенно. Какой работы вы стараетесь избегать и почему? Поинтересуйтесь у близких и родных, какие черты характера они считают вашими слабостями. Подумайте, есть ли у вас вредные привычки, которые могут оказать негативное влияние на здоровье в будущем. Кроме того, оцените все факторы, которые не дают прогрессировать и тянут вас назад, возможно, это скрытые фобии.
SWOT анализ личности: возможности и риски (угрозы)
Напоминаю, что возможности — это внешние факторы, на которые мы не имеем возможности оказывать прямое влияние, но под которые мы можем подстроиться. Под возможностями можно рассматривать:
Чтобы определить возможные угрозы, поразмышляйте над тем, какие негативные факторы могут вас окружать в будущем. Сюда же можно отнести коллег, которые с вами конкурируют в текущий момент времени. Как это может отразиться на вашей карьере? Возможные проблемы со здоровьем из-за сидячей работы. Или, к примеру, снижение вашей востребованности как специалиста в связи с развитием новых технологий. Подумайте, какие угрозы могут подстерегать вас в будущем.
После того, как матрица будет готова, проанализируйте все факты и составьте стратегию действий для каждой сферы жизни. Рассмотрим пример стратегии:
При этом важно сопоставлять все 4 категории факторов по методологии SWOT. Подумайте, как превратить текущие сильные стороны в возможности, а также каким образом можно устранить слабые стороны, чтобы они со временем не переросли в угрозы.
Пример SWOT-анализа личности (художник):
Подведем итог
Из этой статьи вы узнали: SWOT анализ, что это такое простыми словами. По сути это методика, позволяющая дать краткую характеристику любому процессу в разрезе 4 основных критериев: слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.
Мы научились с вами составлять матрицу SWOT, а также рассмотрели наводящие вопросы для проведения аналитики развития предприятия и саморазвития. Допустим, вы составили таблицу, поразмышляли и заполнили все поля. Теперь пришло время выработать стратегию и принять важные решения, которые повлияют на судьбу в будущем.
Для это необходимо:
Благодарю вас за то, что дочитали статью до конца!
Команда специалистов Digital-агентства Клиенты Здесь поможет составит стратегию развития для Вашей компании, используя свой многолетний опыт! До новых встреч!
SWOT-анализ с примерами
SWOT-анализ — это.
Итак, что же такое этот СВОТ-анализ?
SWOT-анализ — один из самых распространенных аналитических методов, который позволяет в комплексе оценить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, влияющие на нее.
Матрица SWOT включает:
Например: неэффективная реклама, недостаточно сотрудников.
Например: правильное расположение производства.
Например: высокая конкуренция на рынке.
Для чего нужен?
Впервые термин «SWOT-анализ» был применен американским академиком Кеннетом Эндрюсом в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики.
Он может пригодиться как маленьким стартапам, так и крупным фирмам.
Для выхода на рынок стартап должен понимать все внутренние и внешние возможности и угрозы. Например, создавая новую социальную сеть, необходимо оценивать интенсивность конкурентной борьбы, так как социальных сетей существует большое количество, угрозы заменителей продукта или услуги, рыночную власть потребителей; решить, что именно является вашим УТП (уникальным торговым предложением) и т. д.
Крупные игроки рынка должны проводить SWOT-анализ организации не реже чем раз в год. Это дает возможность поддерживать свою актуальность, т. к. изменения происходят ежедневно.
Email-маркетинг — один из лучших каналов для прямой коммуникации с клиентом. С помощью него маркетолог может персонализировать сообщения и предлагать пользователю актуальный контент, он помогает взращивать лояльность к бренду, предлагать клиенту полезности здесь и сейчас и многое другое.
Если все так идеально, то, казалось бы, зачем делать анализ? Как и любой другой вид маркетинга, email-канал также имеет свои стратегию, цели, бюджет и так далее. Свот-анализ конкретно этого канала поможет увидеть, что работает отлично и что можно улучшить. А если просматривать SWOT в разрезе всего отдела маркетинга и/или компании, он покажет, как email влияет на нынешнее состояние дел команды.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
Недостатки:
Cоветы для проведения
Виды SWOT-анализа
Для начала нужно создать матрицу и расположить SWOT-факторы по такой схеме:
После завершения составления матрицы нужно подвести итоги. С этим помогут различные подходы: от элементарных и до более усложненных. В любом случае в основе каждого из них заложены экспертные оценки. Экспертом в данном случае можете выступать вы и ваши коллеги. Ниже мы расскажем, как составить анализ
Пример № 1. Простой вариант
В готовой матрице необходимо проставить знаки «+» факторам в списке сильных сторон и «-» — факторам, которые являются угрозой для бизнеса.
Точно так же следует оценить список слабых сторон. После того как плюсы и минусы добавлены во всех четырех блоках, мы получаем общую оценку сильных и слабых сторон компании.
Простейший SWOT-анализ с оценками для любого интернет-магазина может выглядеть так:
Прибавив все плюсы и минусы в каждом блоке, можно получить общую оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для предприятия, которая подразумевает под собой конкретный вывод.
Пример № 2. Усложненный вариант
Оценивается аналогично простому варианту, но уже не «+» и «-», а в баллах от 1 до 5.
В списке сильных сторон проставляются только положительные оценки («5» — соответствующий фактор силы компании находится на высшем уровне, а если «1» — на самом низком).
Слабые стороны оценивается по тому же принципу, только максимум — для отрицательных значений («5» — по данному фактору компания максимально слабая, «1» — данный фактор слабости практически несвойственен компании).
Оценки в формате брейншторма выставляют менеджеры, приходя к единому мнению.
План SWOT-анализа
Первый этап — составляем матрицу SWOT. Рассмотрим простейшую матрицу на примере розничной сети магазинов косметики:
Вторым этапом проводится перекрестная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. На пересечении строк и столбцов СВОТ-матрицы нужно поставить оценку значимости конкретной пары факторов. Самый высокий уровень значимости получает высокую оценку — 5 баллов, самый низкий, соответственно, 1 балл (см. пример выше):
Такой анализ дает возможность понять, насколько существенными являются сильные стороны и слабыми слабые стороны, а также насколько важными являются угрозы и возможности внешней среды. Рассчитать оценку нужно так: Большой ассортимент товара — сумма всех вертикальных оценок в столбце, точно так же Выход на рынок новых конкурентов — по горизонтали и т.д.
Третий этап: после определения количественных оценок необходимо сформулировать проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Такую формулировку называют проблемным полем.
Под пунктами проблемного поля понимают меры, которые необходимо практически реализовать в данных условиях работы предприятия. Каждая цифра — количественная оценка из таблице выше. Например: пересечение Большая наценка на товар «2», Усиление конкуренции между компаниями «3». В пересечении мы получим 2-3.
Четвертый этап: проблемы, которые сформированы подобным образом, могут оценить эксперты (ведущие менеджеры компании). Оценка одной проблемы состоит из суммы экспертных комбинаций сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Данный вариант проведения SWOT-анализа предполагает не только оценку выявленных факторов внешней и внутренней среды, но и формирование комплекса мероприятий (проблем), которые должны быть заложены в основу стратегии, и определение порядка их практической реализации. То есть при данном варианте проведения SWOT-анализа не только оцениваются факторы среды, но и практически указывается, для чего делается такая оценка.
Заключение
SWOT-анализ помогает выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы бизнеса. Этот метод подходит для стратегического планирования, особенно если будет работать в комплексе с другими моделями анализов.
Чтобы SWOT-анализ был осуществлен верно, проводите его в команде с вашими специалистами, а также не забывайте учитывать мнение своих покупателей.