т 150 какой тяговый класс
Тяговый класс тракторов: таблица
На территории бывшего СССР, России и стран СНГ трактора классифицируются в зависимости от своих технических характеристик, где тяговый класс играет не последнюю роль. Именно о ней и пойдет речь в это статье.
Идея написать статью по данной теме возникла после того как в Советской Энциклопедии была найдена сборная таблица с указанием тяговых классов техники выпускаемой в Советском Союзе. С первого взгляда в таблице было нелегко разобраться, к тому же представленная в таблице информация устарела, и для актуализации информации описанной в статье, пришлось использовать ряд современных письменных источников по данной теме и каталогов современного отечественного оборудования.
История развития тракторостроения
История отечественного тракторостроения началась еще в дореволюционное время. Продолжилась она и в революционное. Во времена высокого темпа народного строительства, освоения целины, в тяжелые военные времена, не прекращался процесс выпуска как серийной техники так и перспективных опытных образцов. Для автоматизации сельскохозяйственных процессов, задач строительства и промышленности, необходимо покрытие не только всего спектра номинального тягового класса, но и различные региональные требования, требования к колесной базе, требования к качеству, и сфере применения агрегата.
В связи с этим перед конструкторами прошлого стояли сложные задачи, актуальные и в наше время. Одним из разумных решений данной проблемы стала унификация, следствием которой стало появление в отечественной промышленности базовых моделей тягового класса и его модификации под различные задачи.
Таким образом, решились проблемы с обеспечением комплекта запасных частей и навесного оборудования, легкостью освоения техники персоналом. Одной из положительных сторон отечественной техники являлась документация, понятная для освоения.
Определение номинального тягового класса
Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.
Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82).
Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8
Соответствующий класс в стандартах ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82 1 1 2 3 4
Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.
Таблица и описание отдельных тяговых классов сельскохозяйственной техники
Для удовлетворения нужд сельского хозяйства техника производится в десяти тяговых классах. В последнее время стало актуальным применять в описании тракторной техники не только номинальный тяговый класс, но и мощность двигателя. В ниже приведенной диаграмме показана классификация сельскохозяйственных агрегатов согласно указанному выше подходу.
В диаграмме приведен параметр колесной базы:
Техника с номинальной тягой по классу 0,2
К данному классу можно отнести мотоблоки и минитракторы. В основном применяются в сельском хозяйстве на небольших участках, в основном для проведения работ с целью выведения новых сортов и отработки новых методов обработки почвы. Широко применяются фермерами на различных участках, в зависимости от имеющегося навесного оборудования. Применимы в животноводческих хозяйствах. Применяются рядом коммунальных служб и при малом строительстве.
Класс тяги 0,6
Тракторы, относящиеся к данному классу, применяются непосредственно в сельском хозяйстве и участвуют в различных технологических процессах:
Техника тягового класса 0,9
Спектр возможных работ и регионов в данном классе немного шире. Появляются как полно приводные машины, так и машины по формуле 4х2, разработаны модели низким клиренсом для работ в горных зонах.
Становится целесообразным установка коробок передач с широким диапазоном переключаемых скоростей. Основным применение данного класса стало:
К данному классу можно отнести МТЗ (Беларус-422), ВТЗ (ВТЗ-2048А, ВТЗ-45АТ) Агромаш (60 ТК, 50 ТК), ТТЗ(Т-28Х4М), ЛТЗ(Т-40М, Т-40, ЛТЗ-60АБ, ЛТЗ-60АБ-10, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН)
Тракторы класса 1,4
С данного класса становится возможным использовать технику в сложных дорожных условиях. Представители данного класса наиболее эффективны при выполнении вышеперечисленных работ предыдущих классов и, учитывая их исключительные свойства, стало возможным их применение для:
Тяговый класс тракторов 2
С данного класса начитают появляться гусеничные тракторы. Связано это и с мощностью агрегатов и с условиями, в которых приходится выполнять поставленные задачи. К данному классу относятся как садовые тракторы, так и сельскохозяйственные общего и специального назначения, портальные тракторы. Появляется идея изготовления интегральных тракторов. К вышеперечисленным видам работ добавились работы по:
К данному классу можно отнести АГРОМАШ (160 ТК), ЛТЗ (ЛТЗ-155, ЛТЗ-95), ХТЗ (Т-90С), МТЗ(МТЗ-1221, Беларус 1220-й, ШУ-356) КТЗ(Т-54, Т-70, Т-70СМ)
Трактора 3-го — 5-го тягового класса
В данном классе появляется возможность применения колесной базы 6к6 применяемая вплоть до 5 класса включительно. С третьего класса появились болотоходные гусеничные машины. Применяются такие высокопродуктивные машины и в общих сельскохозяйственных целях на больших участках земли различной степени сложности.
3-го класса АГРОМАШ (ТГ150, 180ТК, 90ТГ), МТЗ ( «Беларус» 1500-й, МТЗ
Тракторы 6-го — 8-го тягового класса
Относятся к наиболее продуктивным машинам сельскохозяйственного назначения. Применяются в наиболее сложный условиях и на наиболее протяженных участках.
6-й ПТЗ (К-744Р2), ЧТЗ (Т-170М), АГРОМАШ (Руслан)
7-й ПТЗ (К-744Р3)
8-й класс ПТЗ (К-744Р4), ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» («Versatile» 535) колесная база 12х4 13 июля 2010 года установил рекорд по обработке 417 га земли.
Таблица и описание отдельных тяговых классов промышленной техники
Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.
Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.
Еще одной особенностью данных агрегатов стоит считать применение полно приводной колесной базы с равновеликими колесами, или же гусеничной базы. «Полноценный» промышленный трактор появляется в 4-том тяговом классе, связано это в первую очередь с тяжестью выполняемых работ и не в последнюю очередь с неравномерностью нагрузок и различным их знакопеременным значением. Промышленные и лесохозяйственные тракторы применяют для:
К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный завод», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».
Перспективы и направления отечественного тракторостроения
Во времена Советского Союза был заложен большой потенциал к развитию данной области. Между союзными государствами были разделены различные направления в данной промышленности. После распада страны многие из производителей и потребителей данной техники встали перед выбором дальнейшего развития. Многие из имевшихся наработок требовавших капитальных вложений, а за «рубежом» уже имелись работающие агрегаты. В связи с последними мировыми тенденциями и направлениями в отечественной промышленности резко актуализировался недостаток отечественных машин сельскохозяйственного назначения с колесной базой тягового класса 4-8. Перспективным в нынешних условиях выглядит развитие именно этого направления на скорое удовлетворение внутренних потребителей.
Трактор Т-150. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
Содержание
Разработка и выпуск
Трактор Т-150 — это модель, выпускаемая Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Модификации и более совершенные версии флагмана производятся заводом по настоящее время. Модель трактора Т-150 является востребованной, популярной среди владельцев фермерских хозяйств, применяется на промышленных предприятиях и строительных площадках.
Прототипом Т-150 стал трактор Т74. В отличие от предшественника более новая, совершенная модель обладает:
Флагман Т-150 имеет ряд недостатков, которые компенсируются его функциональным назначением. К наиболее заметным минусам относится низкая скорость движения в сравнении с колесной моделью, а также запрет на проезд по асфальтированным дорогам общего пользования.
Назначение трактора
Модельный ряд и модификации
Завод производит выпуск нескольких моделей, созданных на базе 150-го трактора:
Версии 150 и 150к достаточно схожи между собой, имеют приближенные значения технических показателей и характеристик. Все модификации относятся к тяговому классу 3 тс. Аналоги моделей также выпускаются на ЯМЗ — Ярославском моторном заводе. Они оснащаются другими типами двигателей, но в целом похожи по функционалу на Т-150.
На базе машин, сконструированных и выпущенных ХТЗ, также был разработан одноосный тягач с возможностью работы на базе асфальтоукладочных катков и скреперов-самоходов. Производитель тягача — Рыбинский завод приборостроения.
Технические характеристики
Вес и габариты
Вес Трактора Т-150 — 8100 — 8750 кг в зависимости от комплектации и модификации. Соответственно, трактор с крупным навесным оборудованием будет весить больше.
Двигатель
Тип двигателя на тракторе Т-150 — шестицилиндровый дизельный агрегат СМД60, четырехтактный с V-образным расположением цилиндров. Поддерживает функцию турбонаддува. Насос для подачи топлива двухплунжерный, с функцией распределения топлива.
Дизельный двигатель активируется с помощью бензинового двигателя (от электростартера).
КПП трактора Т-150
Управление
Схема органов управления трактором Т-150 показана на фото далее. На приборной панели перед машинистом трактора располагаются такие датчики, как манометр, указатель давления масла, амперметр, датчик температуры охлаждающей жидкости.
Также там расположены рычаги: переключения передач, подачи топлива, стояночного тормоза, гидросистемы навесных орудий, ВОМ, привода переднего моста.
Непосредственно перед оператором располагается рулевое колесо, ниже педаль сцепления.
Трансмиссия и ходовая часть
Механическая трансмиссия. Переключение передач машинистом трактора допустимо без глушения двигателя и остановки машины в процессе работы. Менять скоростной диапазон на Т-150 значительно легче, чем на моделях тракторов более ранних поколений.
Доступно четыре режима движения:
Устройство кабины
Кабина трактора Т-150 цельнометаллическая. С 2013 года все тракторы, сошедшие с конвейера ХТЗ, оснащаются защитным каркасом. Он повышает прочность конструкции и позволяет защитить оператора от аварийных ситуаций, например, от падений груза на крышу (при строительных работах).
Герметизация кабины хорошая, внутрь не попадает пыль. Конструкция обогревается, оснащена вентиляцией. Есть стеклоочистители и козырек, защищающий от лучей солнца при работе летом. Присутствует зеркало заднего вида. Дополнительная опция: обдув лобового стекла при запотевании.
Навесное оборудование
Для трактора Т150, как и для 150к рекомендуется навесное оборудование производства ХТЗ, а также оборудование других тракторных заводов (с учетом тягового класса техники).
Наиболее распространенные навесные устройства:
Особенности эксплуатации и обслуживания
Правила эксплуатации Т-150 и модификаций:
Универсальные нормы технического обслуживания
Основные неисправности и ремонт
Часто встречающиеся неисправности — как их устранить? Данные приведены в таблице далее.
Неисправность | Решение проблемы |
1. Перегрев масла в КПП | Причина: грязное масло, малый уровень масла. Решение: замена топлива, доливка |
2. Сложно переключаются передачи | Причина: замасливание диска тормозка, неполное выключение муфты. Решение: регулировка муфты, прочистка диска. |
3. Заедают шестерни КПП | Причина: засор фильтра, отключение насоса смазочной системы. Решение: прочистка, замена изношенных деталей. |
4. Течь масла | Причина: повреждение прокладок, превышение уровня масла. Решение: замена прокладок, отлив масла. |
Отзывы владельцев
Игорь, Смела:
Знакомая для меня техника. Работал и удивлялся, как плавно идет. Даже без выжимки сцепления можно было переключить передачу и много оборотов на двигатель не давать. По качеству работы одни положительные впечатления. Из конкурентов для него я бы выделил только К-700А, а так по функционалу ему не было равных
Трактор Т-150: технические характеристики
Из 1974 года – в XXI век
Т-150 – это энергонасыщенный сельскохозяйственный гусеничный трактор общего назначения производства Харьковского тракторного завода. Выпускался с 1974 года до недавнего времени. Более распространённым является максимально унифицированный с ним энергонасыщенный колёсный трактор Т-150К. Различия между ними имеются в ходовых системах, механизмах поворота, рамах, коробках передач (унифицированных по элементам) и в системах управления. Разработка и серийное производство семейства не просто родственных, а имеющих высочайшую степень унификации колёсных и гусеничных тракторов – это очень сложная задача. Он оказалась по плечу лишь советской промышленности и корпорации «Джон Дир». О гусеничном Т-150 – в данной публикации.
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жёсткого типа, в составе которой – два мощных продольных швеллерных (коробчатых) лонжерона, поперечно соединённых передним и трёх промежуточными стальными брусьями – балок-поперечин, соединённых заклёпками. К раме через рессорный блок подвески прикрепляются 2 тележки движителя с гусеничной лентой из сорока шести звеньев каждая, ведущими звёздочками, направляющими катками с устройствами натяжения и амортизаторами, опорными и поддерживающими колесами.
Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также имеется возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Поэтому разворачивать тяжёлую машину можно практически на одном месте.
В колёсном варианте, Т-150К, рама состоит из двух частей, шарнирно соединённых, с возможностью поворотов в горизонтальной плоскости. На передней полураме – мотор, коробка переключения передач, кабина и бак для дизтоплива. На задней полураме – навесная система, которая предназначена для закрепления орудий. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. При этом задний можно отключать.
На тракторе Т-150 двигатель располагается спереди. К задней части мотора жёстко прикреплены муфта сцепления и двухпоточная коробка передач, два выходных вала которой связаны карданными передачами с правой и левой коническими главными передачами, смонтированными в заднем мосту. Главные передачи соединяются с планетарными конечными передачами, на которых смонтированы звёздочки гусеничных цепей.
Поворот трактора можно осуществить двумя способами. Кинематический способ предполагает включение, с помощью гидроподжимных муфт, разных передач левого и правого бортов. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ведущими (активными) и весь вес трактора используется для создания силы тяги. Силовой способ заключается в уменьшении давления масла в гидроподжимной муфте отстающего борта. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется рулевым колесом. Наименьший радиус поворота обеспечивается включением тормоза нужного борта, после полного отключения гидроподжимной муфты.
На коробку передач установлены кабина и бак для дизельного топлива, ёмкостью 315 литров. Коробкой передач включаются транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) производится гидравлическими муфтами – без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза – ленточные, с двумя затягиваемыми ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная раздельно-агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами; отдельная система для управления поворотом и переключением передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Пневмооборудование: управление муфтой сцепления и тормозами прицепа.
Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением в 12 V. Напряжение стартера – 24V. Аккумуляторные батареи – 6СТ-190А3 (2 шт.)
Навесное устройство трактора гидравлическое, одноцилиндровое, с 2-х и 3-х точечной наладкой.
Двигатели Т-150
Основным двигателем трактора Т-150, который, собственно, и был для него разработан изначально, является дизельный мотор СМД-60, производства Харьковского завода тракторных дизелей «Серп и молот». Это шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, оснащённый турбонаддувом. Его эксплуатационная мощность составляет 150 лошадиных сил. Пуск дизеля производится пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.
Двигатели Т-150 отличаются следующими техническими характеристиками (в скобках – цифры для варианта ЯМЗ-236Д3):
Также гусеничные Т-150 оснащались дизелями модели ЯМЗ-236М2-59:
Для облегчения запуска двигателя трактора при низких температурах воздуха предусмотрено использование предпускового нагревателя ПЖБ-300.
Трансмиссия
Конструкции коробок передач гусеничного и колёсного вариантов трактора унифицированы, главные передачи выполнены в виде планетарных редукторов.
У гусеничной версии T-150 коробка передач выполнена двухпоточной, с возможностью передачи движения на выбранную гусеницу. У колёсного трактора Т-150К крутящее усилие к ведущим мостам от коробки передач передается через раздаточную коробку. Коробка переключения передач также снабжена валом отбора мощности, которым приводятся в движение навесные орудия.
Коробка передач гусеничного трактора Т-150 – многодиапазоная (с замедленым / тяговым, рабочим, транспортным и задний ходом). В каждом из этих диапазонов имеется четыре передачи, переключаемые гидроподжимными муфтами без разрыва потока мощности. Но переключение диапазонов производится только при полной остановке трактора. Также от коробки переключения передач производится привод ВОМ – вала отбора мощности.
Левый и правый выходные валы коробки передач оснащены персональными гидроподжимными муфтами, которые соединяют эти валы с ведомыми шестернями всех передач. При переключении передач сперва включается гидроподжимная муфта последующей передачи, после чего выключается гидроподжимная муфта предыдущей передачи. На миг обе муфты остаются включенными, и это обеспечивает безразрывный характер переключения.
Ходовая часть и подвеска
Гусеничный трактор Т-150 передвигается с помощью двух гусеничных цепей, каждая из которых размещена на двух подрессоренных балансирных каретках подвески и двух поддерживающих роликах. В движителе имеются цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, которые призваны снижать толчки от наездов на различные неровности и препятствия.
Трактор оборудован пружинно-балансирной подвеской с четырьмя пружинно-балансирными каретками, каждая из которых оснащена двумя осями качания. Гусеницы имеют ширину 420 мм. Шаг звена – 170 мм.
Кабина Т-150
Кабина трактора Т-150 – двухместная, шумо-, пыле- и защищённая, а с 2013 года – ещё и оборудованная каркасом безопасности. Кабина оборудована обогревом, вентиляцией, стеклоочистителями, противосолнечным козырьком. Имеются зеркала заднего вида и устройство для обдува стёкол.
В кабине установлено два мягких сидения. Главное – подрессоренное; его можно регулировать по высоте. Кабина обрудована освещением, отопителем, термосом для воды, местом для санитарной аптечки и крючками для развешивания одежды.
Отличия от предшественника – гусеничного трактора Т-74
Т-150 отличается от своего предшественника увеличенными эксплуатационной массой (в полтора раза) и мощностью дизельного двигателя (более чем в в два раза). Также в его конструкции реализовано смещение центра тяжести вперёд, относительно середины опорной поверхности. Что позволяет при приложении силы тяги выровнять давление по всей длине опорной поверхности гусеничной цепи. Произведено смещение центра тяжести было за счёт отделения коробки передач с механизмом поворота от заднего моста и переноса их вперёд, непосредственно к двигателю.
По сравнению с Т-74, Т-150 обеспечивает значительное увеличение производительности, за счёт работы на повышенных скоростях, и с бо́льшей силой тяги. Он уменьшает пагубное воздействие на плодородный слой грунта – давлением и буксованием. Передача мощности 2-мя потоками позволяет значительно снизить нагрузки, укрепить долговечность всех узлов трансмиссии, уменьшить её габариты и поднять дорожный просвет. По условиям труда, Т-150, конечно, был гораздо предпочтительнее более архаичного Т-74.
В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К
По сравнению со своим колёсным вариантом, Т-150 имеет очень низкую транспортную скорость и не может передвигаться по дорогам с твёрдым покрытием. Имеются реальные трудности при агрегатировании гусеничного трактора с тяжёлыми навесными орудиями – из-за его более короткой базы.
Достоинствами гусеничного Т-150, по сравнению с колёсным вариантом, являются: снижение вредного воздействия на грунт (удельного давления в 2 раза, а буксования – в три раза); повышение тягового усилия примерно на 20-30 процентов; более высокая производительность тракторного агрегата; более низкий (на 10% меньший) расход дизтоплива.
Бульдозерная модификация
На базе гусеничного трактора Т-150 была разработана модификация Т-150Д с бульдозерным оборудованием. Этот гусеничный трактор в штатном порядке оснащался неповоротным бульдозерным отвалом 05-09-25-06, предназначенным для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных и дорожно-строительных работ. Ширина этого стандартного бульдозерного отвала трактора Т-150Д составляет 2520 мм, высота подъёма – 800 мм, глубина опускания – 400 мм.
Технические характеристики в цифрах
Отзывы владельцев и области применения
Основным преимуществом использования гусеничного трактора Т-150 является предотвращение переуплотнения почвы, с сохранением плодородного слоя. Применение данного трактора позволяет выполнять сельскохозяйственные работы в тяжелых почвенно-климатических условиях, с высокими тяговыми характеристиками. Т-150 эффективно использовались (а некоторые и продолжают использоваться) на следующих работах: предпосевная и основная обработка почвы на значительных по площади земельных участках – пахота, культивация земель; посевные работы с привлечением производительных широкозахватных посевных комплексов; заготовка кормов и закладка силоса на хранение; уборочные работы в комплексе со специализированным оборудованием.
Многофункциональность и высокую производительность работы трактора Т-150 обеспечивает возможность использования широкого спектра прицепного специализированного оборудования – более пятидесяти наименований, в общей сложности. Мощный мотор, достойная рабочая скорость движения, маятниковый механизм сцепки прицепного оборудования позволяют использовать машину для пахотных работ, буксировки сеялок, культиваторов, борон, опрыскивателей и т.д. Эффективна машина в формировании и наполнении силосных ям. Гусеничные трактора Т-150 и бульдозерная модификация Т-150Д применялись, и продолжают применяться, в дорожном и промышленном строительстве, в лесном хозяйстве, на мелиоративных, карьерных работах и на разработках полезных ископаемых.
К недостаткам данной модели относят: высокий расход дизтоплива; короткую базу, не позволяющую обеспечить требуемые параметры буксировки широкозахватных плугов; необходимость прилагать значительные усилия при использовании рулевой колонки. Также, если земельные участки для обработки разбросаны, из-за чего приходится мотаться от одного к другому, то на гусеницах получается долгим, затратным по горючему и в целом неудобным процессом. А в наше время к указанным недостаткам нельзя не добавить ещё и очень высокую стоимость трактора.
Более современное воплощение гусеничного трактора от Харьковского завода – это ХТЗ-181. Он мощнее Т-150: оснащён восьмицилиндровым дизелем и относится к четвёртому, а не третьему, тяговому классу.
Стоимость гусеничного трактора Т-150
Новый трактор Т-150-05-09-26 (с дизелем ЯМЗ-236М2-59 180 л.с.) сто́ит 4 420 000 рублей. После длительного простоя Харьковский тракторный завод возобновил работу в феврале 2017 года. Несмотря на то, что, по рапортам нового руководства и правительства Украины, ХТЗ выпустил за 2017-й 794 трактора и впервые «закрыл год» с прибылью, а не с убытком, по-прежнему ещё не распроданы складские остатки – трактора прошлых годов выпуска. Спрос как на классические модели, так и на современные харьковские трактора (модернизированные аналоги Т-150 и Т-150К) ограничен их высокой ценой.
На вторичном рынке сельхозтехники подержанных гусеничных Т-150 представлено мало, в отличие от их колёсных «собратьев». За них просят от 200 000 до 1 100 000 рублей, в зависимости от года выпуска и технического состояния.