табаков играет кощея в какой сказке
После дождичка, в четверг…
«После дождичка, в четверг…» — фильм-сказка, снятый в 1985 г. Михаилом Юзовским (киностудия имени М. Горького, Ялтинский филиал). В основе лежит неоконченная пародийная пьеса-сказка А. Н. Островского «Три Ивана» (на фольклорной основе). Потом Юлий Ким написал на её основе пьесу. Базой для фильма послужил скорее кимовский вариант, чем текст Островского. Ким же и выступил в качестве автора сценария.
Содержание
Действующие лица и исполнители [ править ]
Сюжет [ править ]
В один и тот же день родились два мальчика — сын царя Авдея и сын его ключницы Варвары. Обоих мальчиков назвали Иванами. И новорождённого подкидыша, которого нашли в капусте — тоже Иваном. Потом Варвара провернула хитрый план — инсценировала нападение разбойников, якобы спасла царевича, пожертвовав своим ребёнком, и отказалась от награды.
На самом деле она поменяла младенцев местами: своего положила в золотую царскую колыбель, чтобы потом усадить его на престол, а остальных двух отправила на каторгу (младенцев-то! очевидно, их предстояло растить при каторге…). Но царь поверил, и в последующие годы она постоянно манипулировала царём на том основании, что спасла его сына, постепенно выторговала себе немало милостей и взяла в свои руки чуть ли не все царство, тем более что царица рано умерла. Единственным человеком, который помогал сопротивляться этому давлению, был умный и обаятельный шут-сторож. Может, если бы его не было, царь Авдей давно сдался бы.
Прошли годы, мальчики выросли, и судьба им сулила отправиться на освобождение прекрасной девы, царевны Милолики, которая томилась в заточении у Кощея Бессмертного. А Кощей этот был не обычный. Обычно он какой? Уродливый старикашка с характерной внешностью «кожа да кости», а то и вовсе ходячий скелет. А этот был вполне симпатичный, в меру упитанный мужчина, и притом моложавый. Что он сам и объясняет: «Я Кощей и есть. (посмеивается) Не похож? Думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я ведь в подвале не сижу, на цепях не вишу… и поправился за 300 лет. Сам других в цепях держу… почему, кстати, не в цепях? Непорядок…». Да и вообще он немного злодей по должности, немного феодал с желанием абсолютной власти на своей территории, а в чём-то мыслитель, размышляющий о хороших, плохих и их различиях.
Кажется, что перед нами забавный обаяшка. Но ни героев, ни зрителей не должна вводить в заблуждение его внешность. Окружающие могут подумать, что он играет на публику то ли милого злодея, то ли великолепного мерзавца, однако его действия показывают, что это лютый и невероятно циничный персонаж. Ему действительно смешна эта возня уже заранее приговорённых за свою нечестность рыцарей и царевичей вокруг заложницы. Прежде, чем разделаться с рыцарем, Кощей обожает поразвлечься, иногда с пользой. Перед смертью пытается ещё хохотнуть по привычке, но это уже нервное. И скоро пройдёт.
Царевна вышла за Кощея, а Иван-подкидыш женился на Мальвине. Романы звезд «После дождичка, в четверг»
С главными персонажами «После дождичка, в четверг…» поступили по справедливости, а вот в реальности судьба оказалась не столь благосклонна к артистам. Геннадий Фролов умер в 28, Владислав Толдыков 25 лет ждал звездной роли, а Марину Зудину до сих пор винят в разрушении первой семьи Олега Табакова.
Сюжет сказки Александр Островский придумал еще в 1860-х для своей оперы в 16-ти частях, но в итоге успел сочинить лишь половину материала, так как театр заказал финал у другого автора. Незаконченное произведение увидело свет только в ХХ веке, когда драматург Юлий Ким доработал историю и поставил ее в театре. Успешную пьесу в 1985-м экранизировал Михаил Юзовский, а в прокат фильм «После дождичка, в четверг…» вышел 12 мая 1986-го. К слову, сам Ким появился в ленте в небольшой роли опахальщика.
По количеству музыкального материала картина Юзовского близка к мюзиклу, но и влияние творчества умершего в 70-х «отца советских сказок» Александра Роу здесь очевидно: вновь зрители увидели Георгия Милляра и Татьяну Пельтцер, которые часто появлялись в лентах Роу.
Главными героями истории стали три юноши — по сюжету в один день родились первенец царя Авдея и сын Варвары-ключницы, а в капусте обнаружили подкидыша. Всех мальчиков назвали Иванами и решили растить вместе, но хитрая Варвара детей подменила: вместо царевича положила в люльку своего наследника, а двух других малышей сбагрила разбойникам. Спустя 20 лет троице пришлось бороться с Кощеем и спасать прекрасную Милолику. Интересно, что главного злодея сыграл Олег Табаков, а пленницу — его возлюбленная, Марина Зудина. Что происходило на съемках «После дождичка, в четверг…» и как сложились судьбы актеров, исполнивших ключевые роли в сказке?
Геннадий Фролов — Варварин сын
Начнем мы с Ивана, который с подачи хитрой ключницы занял место царевича. Герой вырос избалованным и капризным, так что симпатий маленьких зрителей не завоевал. Зато выпускник ВГИКа Геннадий Фролов оказался полной противоположностью самовлюбленного персонажа: родившись в простой рабочей семье в городе Электросталь, Гена с детства привык усердно и честно трудиться.
Печальный финал прогремел, когда Геннадию было 28: снимаясь в очередной картине, он схватил воспаление легких, но, не желая подводить группу, продолжил работать. Самоотверженность актера не оценили по достоинству — когда ему стало совсем плохо, в местном медпункте заявили, что помощи не окажут из-за прописки Фролова в другом населенном пункте.
С двусторонней пневмонией, осложненной менингококковой инфекцией, артист отправился в Электросталь. Он успел лишь добраться до собственного дома, где в тот же день и скончался. Поклонники не сомневались: если бы кумир получил своевременное лечение, то сыграл бы еще массу ярких персонажей.
Владислав Толдыков — Иван-царевич
Для выпускника Школы-студии МХАТ роль царевича стала дебютом. Правда, ожидания Толдыкова не совсем совпали с реальностью: после премьеры сказки он надеялся на море предложений, но в конце 80-х в кино грянул кризис, и работы почти не было.
Как и Иван, который лишь спустя годы обрел то, что принадлежало ему по праву рождения, Владислав получил следующую главную роль через четверть века: сыграл Михаила в драме «Жить». Мало кто узнал в образе охотника сказочного царевича, зато в карьере артиста наметился новый этап. Он засветился в «Дальнобойщиках», эпизоде «Метода», сериалах «Екатерина. Самозванцы» и «Наперекор судьбе».
Давать интервью актер не любил, так что о его личной жизни почти ничего не известно. Однако один интересный факт все же есть: в студенчестве артист заключил фиктивный брак с нуждавшейся в прописке Ириной Цывиной, которая спустя три года вышла замуж за Евгения Евстигнеева. В августе Толдыкову исполнится 60, и, судя по всему, его главной страстью остается работа.
Алексей Войтюк — Иван-подкидыш
Играть жизнерадостного и веселого найденыша 20-летнему студенту Школы-студии МХАТ было нетрудно: он и сам отличался легким нравом. Как и коллегу по площадке Толдыкова, в 90-е Войтюка ждала вынужденная пауза в съемках. В период кризиса артист выступал в экспериментальных театрах и трудился верстальщиком в издательстве. Новая профессия свела Алексея с Татьяной Проценко, которая в детстве прославилась ролью Мальвины в «Приключениях Буратино».
Оба пережили профессиональную и личную драмы — болезненные разводы. На этой почве Войтюк и Проценко начали общаться, вскоре влюбились друг в друга и поженились. Татьяна подарила Алексею сына Владимира, но ролью хранительницы очага не ограничилась, а стала писать и издавать стихи. Самому Алексею Войтюку в новом веке улыбнулась удача: его снова позвали в кино.
«Золото Югры», «Солдаты», «Детектив на миллион» — 56-летний артист продолжает сниматься и радовать поклонников «После дождичка, в четверг…» все новыми ролями.
Валентина Талызина — Варвара-ключница
Именно эта героиня сыграла ключевую роль в развитии сюжета сказки, подменив младенцев. На экране в коварную женщину, устроившую в королевстве путаницу, перевоплотилась Валентина Талызина. К тому моменту на счету актрисы уже было много ярких персонажей: учительница химии в «Большой перемене», подруга Нади в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», сваха в «Женитьбе».
После роли главной ключницы из сказки Валентина Илларионовна не исчезла с радаров: даже в суровые 90-е она продолжала получать второстепенные роли в фильмах и сериалах, а в нулевых не отказалась снова сыграть Валю в сиквеле «Иронии судьбы». Кроме того, артистка нередко бралась за озвучивание картин и мультфильмов. Кстати, героиня Барбары Брыльской в комедии Рязанова тоже говорила голосом Талызиной. Последняя иронично заявляла, что тем самым подарила Брыльской Госпремию. Звезды еще не раз обменивались колкостями, но в конечном итоге помирились и простили друг друга.
Поговаривали, что в Театре имени Моссовета на Талызину положил глаз режиссер Юрий Завадский, потому ей и доставались главные роли. Впрочем, никаких доказательств у сплетников на этот счет не имелось. Единственный брак актриса заключила с художником Леонидом Непомнящим. У пары родилась дочка, которая впоследствии тоже стала артисткой, известной под именем Ксения Хаирова.
Союз с художником распался спустя 12 лет: мало того что Непомнящий много пил, так еще и закрутил роман с коллегой. Потом у актрисы случились романы со звездой «Тени исчезают в полдень» Юрием Орловым и с партнером по сцене Леонидом Марковым, но замуж Талызина больше не выходила.
В последнее время Валентину Илларионовну мучают проблемы с ногами, и на съемках телепрограмм она появляется в инвалидном кресле. Однако зрителям женщина не показывает своих слабостей: в декабре 85-летняя Валентина Талызина встала с коляски, чтобы исполнить песню в эфире шоу «Привет, Андрей!» Коллеги и поклонники поразились мужеством и силой духа артистки, готовой терпеть боль и усталость ради творчества.
Олег Табаков и Марина Зудина — Кощей и Милолика
Артист не нуждается в особом представлении. На момент съемок «После дождичка, в четверг…» он уже прославился как ведущий актер «Современника», блестящий преподаватель и руководитель «Табакерки». Интересно другое: в 1981-м на курс Олега Павловича поступила юная Марина Зудина, и уже через пару лет окружающие заговорили о том, что студентка крутит тайный роман с наставником. Не остановила влюбленных ни 30-летняя разница в возрасте, ни наличие у Табакова супруги Людмилы Крыловой.
На площадке «После дождичка, в четверг. » Олег Павлович перевоплотился в Кощея Бессмертного, а Зудина — в плененную им царевну Милолику, которую пытались вызволить три Ивана. В кадре героиня была, мягко говоря, не в восторге от притязаний злодея, а вот в реальности — души не чаяла в Табакове. В 1994-м Людмила Крылова подала на развод с предавшим ее мужем, а уже в 1995-м Марина Вячеславовна вышла замуж за Олега Табакова.
Ситуация с разводом после 10 лет тайного романа продолжала тянуться за режиссером. Бывшая жена отказалась с ним общаться, сын Антон и дочь Александра восприняли поступок отца как личную обиду. Только спустя годы наследник нашел в себе силы и мудрость простить папу, а вот Саша — нет.
С молодости у Табакова были проблемы с сердцем, а с возрастом состояние его здоровья стало стремительно ухудшаться. В 2017-м артист попал в больницу с заражением крови, которое, предположительно, спровоцировали зубные имплантаты. 12 марта 2018-го Олег Павлович скончался, и через три дня его похоронили на Новодевичьем кладбище. Церемония сопровождалась скандалом, ведь проститься с мэтром не пришли ни дочь Саша, ни экс-супруга, заявившая, что это неуместно.
После смерти мужа Марина Зудина продолжила играть в кино и театре. Ее по-прежнему называли разлучницей, укравшей известного артиста у первой семьи, однако Зудина подмечала: вряд ли самодостаточного и успешного мужчину можно увести, как теленка. Дискуссии о далеком прошлом возобновились, когда Елена Проклова заявила, что в 15 подверглась домогательствам некого прославленного актера. Ранее Проклова рассказывала, что в этом возрасте была влюблена в Табакова…
Звезды разделились на два лагеря: одни восхищались смелостью актрисы, решившей предостеречь юных коллег, другие — называли Проклову обманщицей, которая пиарится на истории о харассменте полувековой давности. Поначалу резкие высказывания исходили и от Марины Зудиной, однако позднее она встала на сторону Елены, отметив, что, вероятно, ее просто неправильно поняли.
«Елена всегда с любовью говорила об Олеге Павловиче — посмотрите ее интервью. Поэтому давайте не додумывать за нее. Стравить нас не получится. Мои дети сильные и умные, мы переживем и это. Мои резкие ответы до этого были вызваны лишь вторжением в личное пространство и открытыми оскорблениями в адрес моего мужа и меня. Я желаю Елене личного счастья, удачи и любви, которая лечит любые раны! Если не сдержалась и была резка, я извиняюсь», — писала Марина Вячеславовна в личном блоге.
Олег Анофриев — царь Авдей
Артист начал сниматься и играть в театрах в 50-х и к концу жизни собрал коллекцию более чем из 60 ролей. Анофриев засветился в культовых картинах «Алые паруса», «Человек с бульвара Капуцинов», «Гардемарины, вперед!» Особое место в его фильмографии занимали сказки — маленькие зрители запомнили и царя Авдея из «После дождичка, в четверг…», и Соловья-разбойника в «Там, на неведомых дорожках…» в исполнении актера.
У Анофриева не было музыкального образования, что не мешало ему сочинять песни и целые мюзиклы. Коллеги знали его как поэта и режиссера, талантливого автора и исполнителя, который пел за Бременских музыкантов в одноименном мультфильме, записал саундтрек «Есть только миг» для картины «Земля Санникова» и «Спят усталые игрушки» для передачи «Спокойной ночи, малыши!»
Первый инфаркт артист перенес в 35, а в нулевые его здоровье резко ухудшилось: понадобилось аортокоронарное шунтирование. Последние годы Анофриев провел с женой Натальей Отливщиковой в загородном доме в Подмосковье. Вместе супруги прожили 63 года, воспитали дочь Машу, успели понянчить внуков. В марте 2018-го 87-летнего Олега Андреевича не стало, однако его голос и сейчас звучит в любимых поколениями россиян мультфильмах, а герои живут в кадрах знаменитых картин.
Марина Яковлева — Жар-птица
Первой значимой ролью Яковлевой стала Марфутка в «Ветре странствий». Тогда же она могла сыграть принцессу в «Обыкновенном чуде», но в последний момент Марк Захаров предпочел ей Евгению Симонову. В 80-х артистка появилась в картинах «Однажды 20 лет спустя», «Обрыв» и, конечно, в «После дождичка, в четверг…»
Актриса дважды выходила замуж: за коллег по цеху Андрея Ростоцкого и Валерия Сторожика. Если первый развод еще можно списать на неопытность и молодость, то во втором случае брак разрушили ревность, зависть и измены Сторожика — мужчина не сумел принять успеха жены и из-за затаенной обиды даже перестал общаться с сыновьями Федором и Иваном. Поэтому в 90-е матери-одиночке пришлось вкалывать в кино и театре, а также соглашаться на роль Снегурочки на елках, чтобы прокормить наследников.
Несмотря на все испытания, актриса сохраняет оптимистичный настрой, хотя порой позволяет себе поплакать из-за нахлынувших воспоминаний. Не думать о печальном прошлом женщине помогают дети и домашние хлопоты.
Ходячий мертвец: 16 Кащеев отечественного кино
Топы с Максом Милианом
Ходячий мертвец: 16 Кащеев отечественного кино
От Георгия Милляра до Константина Лавроненко
26 октября компания Disney выпускает в российский прокат сказочную комедию Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь», к которой отечественному зрителю возвращают любимых с детства персонажей – Бабу-Ягу, Чудо-Юдо, Водяного и богатырей. Не забыли создатели и про ключевого антагониста русских сказок – Кащея Бессмертном, о чьих киновоплощениях Кино-театр.ру и поведает вам сегодня.
Главный Кащей Бессмертный не только отечественного, но и мирового кино. Поначалу Георгий Францевич отказывался от роли, предложенной ему Александром Роу в 1944 году, поскольку боялся, что не справится с ней, но в конце концов согласился. Актёр играл практически без грима, используя вместе со знаменитым голосом своё крайне худощавое телосложение и бледность, оставшиеся ему в наследство после перенесённой болезни. В сочетании с яркой одеждой – плащом красного цвета – это придавало ему сильное сходство со скелетом. А вдохновлялся он изображениями чертей, запечатлённых иконописцами в столичных церквях, и третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Четыре всадника Апокалипсиса». Примечательно, что лошади, на которой по сюжету должен был ехать Кащей, пришлось завязывать глаза, так как предыдущая, увидев Милляра в образе, от испуга встала на дыбы. Спустя 23 года Георгий Францевич вернулся к легендарной роли, но на сей раз предстал в виде симпатичного неудачливого жениха, а не воплощения зла. Кроме того, его голосом Кащей говорил в мультфильмах Ивана Аксенчука «Сказка сказывается» и «Молодильные яблоки». Сам мастер всю жизнь хотел играть серьёзные роли, но признавал, что «сказочные образы — моя стихия, моя привязанность».
Мастер эпизода и комического этюда засветился в образе злодея в его оперной интерпретации, впервые появившейся на сцене благодаря Николаю Римскому-Корсакову в декабре 1902 года в московском оперном театре Солодовникова. Роль Лебедева в биографической ленте Григория Рошаля и Геннадия Казанского совсем небольшая, но запоминающаяся из-за таланта актёра. Жаль, что впоследствии ему больше не довелось побывать этим уникальным персонажем.
В современной для 60-х версии, поставленной Борисом Рыцаревым, Кащей скрывается под видом бухгалтера, но и на него находят управу девочка Катя (Марина Козодаева) и мальчик Вася (Андрей Войновский) при помощи нянечки Бабы-Яги в исполнении Валентины Сперантовой.
Дядя Михаила Боярского в музыкальном фильме Игоря Усова и Геннадия Казанского, вышедшем в 1975 году, представил юным зрителям и их родителям своё видение роли. Его Кащей страдает от зубной боли, и ему хочется встретить Новый Год вместе со Снегурочкой (Ирина Борисова). Сердце своё злодей просто сдал на хранение, а Витя (Юрий Нахратов) побеждает его обыкновенным магнитом. Примечательно, что Кот Матвей, сыгранный Михаилом Боярским, дважды назвал Кащея дядей.
«Кто на свете всех сильней, кто не знает страха, кто повсюду знаменит, кого хочешь победит с одного размаха?» Конечно же, Кощей в блистательном исполнении Филиппенко, которого можно наблюдать в фильме Михаила Юзовского, появившемся на экранах в 1982 году. В основе сказки, кстати, лежит книга Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».
Ещё один мастер примерил на себя костюм великого и ужасного в сказке, снятой Юзовским по мотивам либретто Александра Островского через три года после фильма «Там, на неведомых дорожках. ». В прочтении Табакова Кащей далеко не скелет и любит эффектность в одежде. Картина удостоена приза «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки» на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате и награды «Большое серебряное плато» на XVII МКФ детских и юношеских фильмов в Джиффони.
Спустя 17 лет к истории про Кащея вернулся и Борис Рыцарев, но злодея вместо Никитина на сей раз сыграл один из талантливых актёров МХАТа. Здесь вам и ярко выраженный скелет, и шлем, и даже Змей Горыныч, которого злодей заправляет реактивным топливом. Прибавьте сюда общую пародийность фильма, и у вас сложится типичный образец Кащея Бессмертного 80-х.
Кащей в кардинальской шапочке с замашками Гитлера и бровями Брежнева в сказке Надежды Кошеверовой долгое время нагнетал страху своим подчинённым, но сам в конце концов испугался маляра Макара в исполнении Николая Стоцкого, влюблённого в героиню Екатерины Голубевой.
Вместе с Бабой Ягой (Светлана Харитонова), Людоедом (Виктор Павлов) и Коноедом (Сергей Никоненко) в картине Павла Арсенова, снятой им спустя три года после «Гостьи из будущего», преследовал Алису Селезнёву (Наталья Гусева) в Эпоху Легенд, куда она отправилась на поиски пресловутого лилового шара, способного заставить всех землян возненавидеть друг друга. Примечательно, что в первом фильме Ясулович также играл, воплотив образ Электрона Ивановича.
Проскочив мимо лихих 90-х, злобный старичок по приглашению режиссёра Михаила Левитина завернул в провинциальный городок Решетов под видом художественного руководителя цирка Константина Бессмертных, дабы похитить местную Василису Прекрасную (Мария Глазкова). Мгалоблишвили, как и в «Формуле любви», выглядит стильно и таинственно, хотя в его образе больше от Воланда, чем от Кощея.
Постаревший Кащей в любопытной интерпретации истории взаимоотношений Бессмертного и Бабы-Яги (Мария Машкова), поставленной Валерием Ткачёвым. Согласно сюжету, оба антагониста в юности любили друг друга, но с тех пор всё пошло прахом.
Молодой Волкодав Кащей в картине, явно навеянной романтическим образом Дракулы из фильма Фрэнсиса Форда Копполы и славянской мифологией. Одну из последних своих ролей в картине исполнил Виктор Авилов.
Кащей Бессмертный в первой попытке студии Уолта Диснея вернуть нам утерянный мир русских сказок. Невероятно харизматичный и относящийся к себе с иронией. Любит Русалку (Екатерина Вилкова) больше алмазов. Режиссёром ленты, получившей с десяток наград, является Вадим Соколовский.
Обитает вместе с Бабой-Ягой (Анна Якунина) и другими сказочными персонажами в современном приморском городке, где разворачиваются приключения Мани (Галя Пичугина) и Сани (Александр Власов) под присмотром Валерии Ивановской. Но главный злодей в фильме не Кощей, а Его Виртуальное Величество в исполнении Александра Астапова.
Переселился в реальный мир, в котором нашёл своё призвание, заделавшись олигархом. Впрочем, борьба добра со злом никуда не делась, и Иван-дурак (Сергей Безруков) вместе с богатырями помогли главному герою (Максим Шибаев) справиться с Кащеем, умеющим создавать своих клонов. Тайну же об игле в картине Андрея Мармонтова можно узнать из волшебной книги. Любопытно, что вместо Ярмольника главгада озвучил Бонус и Тридогнайт, он же Борис Репетур.
Кощей Бессмертный образца 2017 года, на которого любо-дорого смотреть. Студия Disney вновь обратилась к местному колориту, но на сей раз комедийная составляющая, похоже, ещё сильнее, чем в «Книге мастеров». Для Лавроненко это, как минимум, новый опыт, а зрителям самим предстоит решить, чем для них является новая сказка.