табасаранец это какая нация
Табасаранцы. История, культура, традиции
Серия «Детям – о народах Дагестана» предназначена для детей от 7 лет. Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать историю, культуру, язык, традиции и обычаи своего народа, лучших его представителей, внести свою лепту в развитие и прославление Дагестана. Эта книга рассказывает об одном из древнейших народов Дагестана – табасаранцах.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табасаранцы. История, культура, традиции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Начнем с истории Табасарана
Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) — один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.
В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.
История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, — это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.
В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.
Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.
Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы — табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы — табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) — шилан и т. д.
Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей — их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.
На табасаранском языке издаются Республиканская газета «Табаса-рандин нурар» («Зори Табасарана»), две районные газеты, журнал для детей «Ппази» («Соколёнок»), журнал «Дагъустандин дишагьли» («Женщина Дагестана»).
В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей — кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям. За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам. Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.
Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.
Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.
Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт — воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.
Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.
На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориал-памятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.
В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт — царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.
Во второй половине XIX века Дагестан вошёл в состав России.
В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут, был создан Союз Советских Социалистических Республик — СССР. В 1992 году СССР распался на 15 самостоятельных государств. Дагестан остался в составе Российской Федерации.
Все народы Дагестана вносили и продолжают вносить и сегодня свою лепту в развитие и процветание Дагестана и России.
Народы России: Табасараны
Табасараны
Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.
Название
Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:
Где живут, численность
Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:
118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:
Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.
История
Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.
Одежда
Жизнь
Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.
Культура
На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.
Религия
Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.
Традиции
Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.
Табасараны: сплав культур и почитание древних традиций
Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.
Название
Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:
Где живут, численность
Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:
118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:
Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.
История
Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.
Одежда
Жизнь
Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.
Культура
На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.
Религия
Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.
Традиции
Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.
Видео
Новое в блогах
Народы России: Табасараны
Табасараны
Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.
Название
Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:
Где живут, численность
Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:
118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:
Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.
История
Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.
Одежда
Жизнь
Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.
Культура
На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.
Религия
Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.
Традиции
Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.
Анатолий Чередниченко # написал комментарий 8 ноября 2019, 13:32 Численность табасаранцев в России (по переписи населения за 2010 год) составляет около 147 тыс. чел.
Причём называют их по-разному. Например, лезгины-табасаранар, агулы-табасраншуй, рутулы- табасарандашура, чеченцы-тапсарой и пр.
Табасаранский язык является одним из самых сложных языков в мире и занесён в Книгу рекордов Гиннесса. В этом языке 41 падеж. Но, многие, кто приезжает в Табасаран на год, без проблем изучают его и могут нормально изъясниться по-табасарански. На табасаранском издаются газеты. Например, «Зори Табасарана» («Табаса-рандин нурар»), для детей «Соколёнок» («Ппази»), для женщин «Дагъустандин дишагьли».
Табарсаланы, как их ещё называют, являются древнейшим народом Кавказа.
Раньше Табасаран был в составе Кавказской Албании, которая была образована в 5 в. до н. э.