табор уходит в небо по какому произведению снят
Табор уходит в небо
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
ролях
Григоре Григориу
Сергей Вронский
«Табор уходит в небо» — советский широкоформатный художественный фильм известного молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов знаменитого советского прозаика Максима Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
Лидер проката 1976 года в СССР (64,9 млн зрителей).
Больше всего в фильме захватывает музыка, песни и танцы. Ранее исполнявшиеся песни, такие как «Маляркица», «Дывес и рат», «Яблоко», «Нанэ цоха» и другие, которые были спеты ещё в 1930-х годах, были удачно подобраны композитором Евгением Догой и красиво перепеты современными на то время цыганскими исполнителями театра «Ромэн». Эпизодические роли цыган в фильме сыграли артисты этого театра и Молдавской киностудии, а роли бургомистра и его окружения — актёры Литовской киностудии, поскольку эпизоды в городе снимались в Вильнюсе и Каунасе, так как старая архитектура этих городов местами очень похожа на бессарабские города.
Откуда взялись цыганские страсти, покорившие советских зрителей
В 70-х годах в Советском Союзе долго не снимали заметных фильмов о цыганах. Восполнил этот пробел молдавский режиссер Эмиль Лотяну. Он снял картину «Табор уходит в небо» по произведениям Максима Горького («Макар Чудра» и другим). Фильм получился невероятно ярким, романтичным, красивым, он заворожил зрителей. И только актеры знали, чего стоила им эта красота на экране.
Судьбоносная остановка
Юная Светлана (тогда она носила фамилию Фомичева, а позже, от своей бабушки-француженки, взяла псевдоним Тома) приехала из деревни в Кишинев — поступать в институт. Здесь, на автобусной остановке, ее и приметил актер, который собирался сниматься в фильме Эмиля Лотяну «Красные поляны»: он подыскивал подходящую девушку, которая могла бы сыграть его дочь.
Светлана долго не поддавалась на уговоры — ведь она приехала в город, чтобы стать юристом! Но Лотяну сумел уговорить юную красавицу. И она не смогла остаться равнодушной к обаянию взрослого мужчины — умного и талантливого. Между режиссером и начинающей актрисой разгорелся нешуточный роман, в котором было все — бурные ссоры и примирения, разрывы и воссоединения.
Когда спустя 10 лет Лотяну решил снимать фильм о цыганах, у него не было вопросов, кого взять на главную женскую роль, — красавицу цыганку Раду, смелую и гордую, сводящую с ума всех мужчин, должна была играть, конечно, Светлана. Несмотря на эту уверенность, режиссер настоял на том, чтобы Тома прошла наравне с другими претендентками кастинг и кинопробы. Тем очевиднее получился результат — было ясно, что, кроме нее, никто не справится с ролью Рады столь блестяще.
Танцы на раскаленном металле
Потом Светлана Тома рассказывала журналистам, что режиссерские приемы Лотяну — настоящее зверство: он никогда не был доволен актерской работой, постоянно кричал на артистов, повторяя: «Это плохо, очень плохо! Ужасно, бездарно! Идиоты!»
Марка, выпущенная в память об Эмиле Лотяну
Разумеется, актеры очень нервничали — обстановка на площадке поддерживалась невыносимая, приходилось работать буквально «на разрыв». Но именно этого и добивался неординарный режиссер: он был убежден, что «нерв» актера при такой работе виден на экране, роль получается достоверной, «выпуклой», сильной, и зритель, видя нешуточное напряжение, заражается им, верит каждому слову.
Лотяну гонял своих подчиненных нещадно: заставлял всех вставать в пять утра и работать до семи вечера, и все это — в невыносимую жару, в Карпатах, где степь пропитана сухой пылью, а вокруг кочуют настоящие цыгане.
Когда снимали сцену, в которой Рада и ее возлюбленный Лойко Зобар танцуют в степи, Эмиль Лотяну не скрывал своего раздражения: из-за сапожек на каблуках Светлана постоянно сбивалась и спотыкалась на сухой земле, покрытой выжженной солнцем травой. Режиссер приказал артистам разуться и танцевать босиком на ровном листе жести, постеленном поверх земли. Опять не то.
Танец начинающейся любви на раскаленном жестяном листе
В какой-то момент Светлана Тома, которой доставалось больше всех, не выдержала — сорвалась и улетела в Москву, попросту сбежала в надежде, что ее заменят другой актрисой. Но этого не произошло: когда через 10 дней она вернулась на съемочную площадку, выяснилось, что вся группа терпеливо ее дожидалась. Вот только Эмиль Лотяну очень обиделся и еще долго с ней не разговаривал, передавая все через третьих лиц.
Волшебство мелодии
Неподражаемая музыка Евгения Доги — бесспорная составляющая успеха «Табора. ». Вместе с режиссером Дога месяцами изучал цыганские старинные мелодии и напевы, внимательно слушал старых певцов и певиц в таборах, кочевал вместе с ними, чтобы проникнуться колоритом подлинных народных напевов, отобрать только то, что отражает непокорную и страстную цыганскую душу.
Евгений (Еуджен) Дога. wikimedia
Сотни встреч, сотни прослушиваний. Вдохновившись таборными песнями, Евгений Дога создал поистине бессмертные музыкальные произведения — Лотяну назвал их «музыкальной фреской» композитора.
Главная цыганка СССР
Вышедший на экраны в 1976 году, фильм «Табор уходит в небо» мгновенно стал лидером проката: его посмотрели 65 миллионов зрителей. Журнал «Советский экран» назвал Светлану Тома лучшей актрисой года. Копии фильма были проданы в 120 стран — это рекорд, не побитый до сих пор. «Табор. » получил множество престижных наград.
Однажды Светлана Тома была приглашена выступить перед зрителями в центральном кинотеатре Харькова. Выйдя на сцену, актриса онемела от изумления: из зала были вынесены кресла, зато огромная толпа настоящих таборных цыган расположилась прямо на полу, с детьми и едой, со всеми своими пожитками. Кто-то сидел, кто-то лежал, здесь же ели, а когда во время демонстрации фильма звучали песни — многие вставали и начинали плясать.
Оказалось, что цыгане попросту выкупили на время этот кинотеатр — чтобы любоваться красавицей Радой без помех. Увидев на сцене маленькую хрупкую Светлану с волосами, убранными в жидкий хвостик, и в очках, они вознегодовали: кого им подсовывают? Они хотят видеть прекрасную Раду! Так и не поверив, что эта «девчонка в очках» играла в фильме главную роль, они сочли себя обманутыми и написали жалобу на директора кинотеатра.
Кстати: После того как съемки были окончены, Светлана выкупила одежду, в которой играла Раду: цыганское платье, вышитую вручную яркую шаль и монисто. Эти вещи теперь хранятся в семье актрисы как напоминание о непростом, но самом ярком эпизоде в ее жизни, о фильме, сделавшем Светлану звездой.
Светлана Тома сегодня. globallookpress.com
Резать по живому: как снимали легендарный фильм «Табор уходит в небо»
Этот фильм собрал у экранов 65 миллионов зрителей и стал лидером советского проката в 1976 году. «Табор уходит в небо» вошел в рейтинг самых посещаемых кинолент за всю историю киноиндустрии СССР. Копии фильма были проданы для проката в 120 стран мира. Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял настоящую музыкальную драму о строптивой цыганской душе. Не меньшие страсти кипели и за кадром. Спустя 42 года актеры киноленты вспомнили, как работали от рассвета до заката, как укрощали лошадей, дрались на настоящих ножах и искали кочевых цыган.
Как проходили кинопробы
Известно, что актеров Эмиль Лотяну отбирал скрупулезно и долго. На кинопробы он приглашал лучших артистов. Однако для многих легендарная кинолента «Табор уходит в небо» стала дебютом. Заслуженный деятель искусств, актер театра «Сатирикус» Серджиу Финити в фильме сыграл цыгана Бубулю. Эта роль стала для него стартовой в кино. Молодой Финити только вернулся из армии и оформлял документы. Актер мечтал продолжить игру в театре, а попал на съемочную площадку. По воле судьбы ассистентом режиссера оказался сокурсник Финити. От него актер и получил срочную телеграмму с просьбой незамедлительно прилететь в Каунас.
«Там было много претендентов на роль Бубули. Человек 12 точно. Лотяну даже с кое-кем уже заключил контракты, но ему постоянно что-то не нравилось. Ему порекомендовали меня. Лотяну посмотрел на меня и сказал – улыбнись. Я улыбнулся. Потом велел засмеяться – я начал смеяться. Потом сказал – плачь! Я заплакал. Эту проверку я прошел нормально. А потом он спросил: «На лошади скачешь?» А я ему в ответ: «Не умею, но за три дня научусь». Я парашютист, адреналин у меня в крови. Я тут же пошел на манеж и начал тренироваться. На второй день приехал Лотяну, а я ему сходу и «свечку на коне», и «отрыв в седле». Все то, что потом и было снято», – вспоминает Серджиу Финити.
Заветную телеграмму с приглашением на кинопробы мечтали получить многие советские актеры. Слава о масштабном проекте разнеслась по всему Советскому Союзу еще до команды «мотор!». Мало кто знает, но в съемках киноленты Эмилю Лотяну отказала родная киностудия «Молдова- Фильм». Поэтому снимать цыганскую драму он отправился в Москву. Это была его первая работа на «Мосфильме». В руках был сценарий и две утвержденные роли – цыганки Рады и конокрада Лойку Зобара. Позже советские кинокритики писали, что эти роли были прописаны Лотяну специально для Григоре Григориу и Светланы Тома. Они были знакомы более 10 лет. Лотяну уже снимал этих актеров в своих лентах «Красные поляны» и «Лэутары».
Актриса Светлана Тома
Фото: ТАСС
«Лотяну говорил, что в Григоре Григориу есть обезоруживающее молчание, в нем собраны целые этнические плиты. На роль Зобара Лотяну представлял только его. А когда были кинопробы и худсовет утверждал состав, возник вопрос: почему бы не утвердить на роль Лойку известных советских актеров или коренных цыган. Но Эмиль Лотяну отстоял кандидатуру. Так и сказал: «Без Григориу снимать не буду! Нет героя – нет фильма»», – рассказывает сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Несмотря на то, что в копилке известного актера уже было около десятка фильмов, роль Лойку Зобара была самой сложной для Григоре Григориу. Образ удалого конокрада, обольстителя и укротителя нужно было сыграть убедительно.
«Когда он работал над ролью Зобара, знаете, чем он занимался? Он метал молот. Каждое утро он закручивал себя как в центрифуге и метал. Выбрасывал этот сгусток энергии. Эта роль была ему предначертана. Когда он был младенцем, моя бабушка почему-то решила отнести его к цыганской гадалке. А гадалка ему нагадала, что быть ему конокрадом. Бабушку это обескуражило, даже напугало. А вы посмотрите, ведь спустя годы предсказание сбылось», – рассказывает Октавиан Григориу.
Эмиль Лотяну словно отлавливал нужные ему лица. Возникал из неоткуда. Так прямо в городе он появился перед актером Всеволодом Даниловым. Лотяну отметил игру актера в картине «Дмитрий Кантемир» и предложил сниматься в киноленте «Табор уходит в небо». Гаврилову досталась драматическая роль Данилы, отца Рады недавно вернувшегося с солдатской службы.
«Мы приехали на «Мосфильм». Это было очень волнительно. Сами понимаете, какие люди, артисты там ходят. Отказываться от роли, когда тебе уже 32, а за плечами только три фильма? Конечно, нет. На пробах с Лотяну сидела пожилая женщина, тогда я еще не знал кто это. Я сыграл свой эпизод: упал на колени перед женщиной. И вдруг за моей спиной раздались возгласы с цыганским акцентом: «Вай, вай, вай!». Лотяну познакомил нас. Это была Ляля Сергеевна Черная. Певица, танцовщица, потрясающий человек. Я понравился ей, она мне поверила. Так меня сразу отправили на грим», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Цыганские страсти
75-летие театра «Ромэн»
Фото: Александр Соверкин,ТАСС
«Мы снимали фильм в Закарпатье, городок Виноградово расположен на границе с Венгрией. Там в Закарпатье и нашли кочевых цыган. Это был целый табор. И я помню, как Лотяну сказал нам: «Ну вот смотрите- безграмотные, без паспортов, а какие полиглоты. Знают венгерский, польский, русский, румынский. Они умнее всех вас!». В них было то, чего не было у московских цыган. Мы видели это пыл в массовках, это неповторимо!»,- вспоминает актер, заслуженный деятель искусств Серджиу Финити.
Кстати, не все цыгане благосклонно отнеслись к тому, что про них будут снимать большое кино. Особенно цыганки. Женщины признавались, что ни за что не согласились бы сыграть Раду. В таборе незамужней женщине не принято обнажатся перед мужчиной. А тем более высмеивать его перед остальными цыганами. Эти сцены Лотяну добавил в сценарий с художественной целью. Придать большего драматизма картине.
Цыгане, которые все же поддались на эту авантюру и снимались в кино, ставили главным условием правдоподобность всех сцен. Дмитрий Бузылев исполнил роль брата Рады и запомнился зрителю благодаря сцене драки на ярмарке. Будучи потомком сибирских кочевых цыган, он хорошо владел охотничьим ножом.
Лотяну умел находить таланты. Одной из самых юных актрис была 8-летняя Алена Бузылева. Маленькая цыганочка исполнила в киноленте песню «Нацэ ноха» ( прим. ред.«Юбки нет»). Зритель долгое время не мог поверить в то, что мощный голос принадлежит юному дарованию. Музыка звучала и на съемочной площадке, и вне кадра. Актеры вспоминают – когда Лотяну объявлял перерыв, цыгане бросались в пляс и пели песни. Так же и в кино, борьба шла за каждую ноту.
«В ряд стояли все: гитарист Шишков, Ляля Сергеевна Черная. Проезд камеры, оператор снимал панорамой всех актеров, одного за другим. Лотяну попросил гитариста Билаша, сыграть один аккорд, как только камера остановится возле него. Мотор, начали! Как только камера остановилась у Билаша- он выдал не аккорд, а целую партию. Так снимали несколько дублей. Лотяну кричит: «Билаш, я же аккорд прошу, а не целую песню». А Билаш разозлился, дернул гитару и в ответ: «Я известный гитаристы, цыганский народ меня не поймет! Подумает, разучился я совсем играть». Как они там дальше договаривались, я не знаю», – смеется и вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Ах, кони мои, кони!
Строптивыми были не только цыгане, но и их верные друзья – лошади. Для киноленты «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну скакунов отбирал лично. В съемках фильма были задействованы лучшие лошади кавалерийского полка из подмосковного клуба Алабино. Этот клуб называли «мосфильмовским», ведь здешние скакуны часто снимались в советском кино. Остальной табун добирали из местных закарпатских колхозов.
«Конь с которым работал Гриша Григориу стоил огромных денег. Породистый рысак, натренерованный. А какие трюки выполнял на коне Сережа Финити. За полтора месяца до съемок они тренировались на манеже. Не просто сели и поехали. У каждой лошади свой характер. Поэтому актеров с лошадьми знакомили заранее, привыкали к животному. Но когда Лотяну заикнулся, что я должен сесть в седло, я отказался. Я их боюсь, у них 4 копыта. Мое кредо – не умеешь- не берись. Есть каскадеры»,- рассказывает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Исполнителю роли Бубули – Серджиу Финити достался настоящий чемпион-конь Закат. Вольнолюбивый жеребец не раз пытался сбросить Серджиу с седла и отказывался выполнять команды. Чтобы с ним подружиться, пришлось идти на хитрости.
«Он меня сначала вообще не воспринимал. Даже в той сцене, где я спасаю Зобара на ратушной площади, он никак не хотел вставать в свечку. Но все-таки в Закарпатье я подружился с ним. Я его ягодами с руки кормил, ухаживал за ним. Прошел год, я снимался в фильме «По волчьему следу» и вдруг узнаю, что опять приезжает Алабино со своими лошадьми. Ассистент режиссера мне говорит, — видишь того рыжего коня в табуне? Это — Закат. Мы стояли метров за двести, но я окликнул его по имени. И вдруг он вышел из табуна, подошел ко мне и начал ластиться. Я, наверное, от любви так не плакал, как от этой ласки и признательности!», – со слезами на глазах вспоминает Серджиу Финити.
Во время съемок фильма «Табор уходит в небо» для скакунов была оборудована специальная конюшня. Актеры продолжали тренировки на лошадях, ухаживали за ними и приручали. Одна из таких тренировок чуть не стоила жизни актеру Григоре Григориу и дочке московского барона Волошина.
Актер Григоре Григориу
Фото: Олег Литвин,ТАСС
«Николай Волошин – один из баронов уезжал в Москву на концерт. У него была молодая дочка. Барон подошел к моему отцу и сказал «Григоре, не могу ее никому доверить- доверяю тебе». Отец вставал рано, седлал лошадь и тренировался. Чтобы не оставлять девчонку одну, оседлал еще одного коня- Слона. Слон поскакал галопом, а потом сорвался в одночасье к обрыву. Цыганочка испугалась. Отцу удалось на скаку остановить строптивую лошадь, спустить девочку. Потом выяснилось, что конь Слон самый неуправляемый в табуне и не выносит уздечку»,- рассказал сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Режим Лотяну: от рассвета от заката
Съемки в Закарпатье шли более трех месяцев. И все под открытым небом. Актеры и сегодня с содроганием вспоминают, каким порой беспощадным был Лотяну. Они вставали в 5 часов утра и работали до изнеможения, пока режиссер не получит желаемого результата в кадре. Короткий эпизод, где Бубуля идет на спасение с пистолетом снимали пол дня. Серджиу Финити вспоминает, на эту сцену ушло около 6 дублей.
«Это был сложный день – октябрь 6 градусов тепла. А меня мочат из брандспойта, как будто дождь идет. И этот китель не успевал высохнуть, его над костром грели. Так и снимали- 50 грамм выпиваешь, китель накидываешь чтоб не замерзнуть и вперед. Но вы знаете, это были уроки настоящего актерского мастерства. Вряд ли я бы получил такие где-то еще. Это мне очень пригодилось в последующих фильмах»,- рассказывает Серджиу Финити.
В сложных условиях снимали падение Рады и Зобара в реку Тиса. Актеры вспоминают- было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Ассистенты нашли в соседней деревне гусиный жир. Им мазали актеров, чтобы те окончательно не замерзли, ведь снимать пришлось не с одного дубля. Операторы столкнулись еще с одной проблемой: никак не получалась снять крупный план со Светланой Тома. От холода у нее изо рта шел пар. Чтобы избежать киноляпа, актрисе пришлось держать во рту лед.
«Эту сцену должны были снимать летом, а пришлось снимать поздней осенью. Мерзли руки, ноги. Но они должны были доснять этот материал, эту сцену. Об этом всегда с особым героизмом рассказывала Светлана Тома. Как они скатывались и падали в ледяную реку. И про то, как отец поднимал ее со дна, на руках, как вымпел», – вспоминает сын Григоре Григориу, Октавиан.
О том, что Эмиль Лотяну бывает жестким и бескомпромиссным, знали все на площадке. В порыве гнева он мог даже выругаться на актера, а за удачный дубль расцеловать. Взрывоопасный характер не раз приводил к конфликтам.
«Великого режиссера не обманешь. Он такое там вытворял, что московские операторы были порой в ужасе, ведь на «Мосфильме» так с артистами не говорят. Со мной он такого себе не позволял», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Кстати, роль Данилы для Всеволода Гаврилова стала последней в кинолентах Лотяну. Виной всему сцена с участием актера, вырезанная из фильма. Режиссер приглашал актера на съемки фильма«Мой ласковый и нежный зверь», но тот наотрез отказался.
«Операторы 15 метров держали меня на крупном плане. Снимали Данило, который идет на Зобара убившего дочь. Была команда «стоп. снято» и поцелуи от Лотяну. Меня трясло от эмоций. Николай Волошин- солист театра Ромэн даже спросил меня: «Ты что убивал когда-либо людей? Такими глазами идут только убивать». Но потом весь этот проход был вырезан и мы с Лотяну рассорились»,- рассказывает актер Всеволод Гаврилов.
Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников, пленку пришлось резать.
Молдавский кинорежиссер Эмиль Лотану в своей квартире в Кишиневе
Фото: Wikipedia
Пытки, крики и награды: как снимали легендарный фильм «Табор уходит в небо»
5 апреля 1976 года состоялась мировая премьера фильма «Табор уходит в небо» режиссера Эмиля Лотяну. Лидер советского проката, собравший за год почти 65 миллионов советских зрителей и ставший культовой музыкальной драмой отечественного производства.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну написал сценарий ленты на основе ранних рассказов писателя Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Действие происходит в самом начале XX века, унося зрителя на окраины Австро-Венгерской империи. Именно здесь, в Закарпатье, и разворачивается страстная история любви двух гордых и своенравных цыган — конокрада Лойко Зобара и красавицы Рады.
Копии фильма были проданы для проката в более чем 100 стран мира, лента получила ряд внушительных наград, в том числе главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Как и в большинстве случаев, за созданием выдающейся картины стояла непростая и такая же драматичная история. О том, какие страсти кипели на съемочной площадке кинодрамы, рассказывает ФАН.
Для исполнителей главных ролей, Григоре Григориу и Светланы Тома, работа над картиной стала самой сложной в карьере. Оба ранее снимались в картине Лотяну «Красные поляны», и режиссер видел лишь их в роли молодых цыган. Чтобы вжиться в образ, Григориу две недели прожил в цыганской семье и научился укрощать лошадей. Физические нагрузки легли и на плечи молодой актрисы: от нее требовалась легкость походки, поэтому она могла часами ходить с грузом на ногах и голове. Тома также научилась скакать верхом на коне и стала лихой наездницей, попутно оттачивая исполнение цыганских танцев и песен.
Весь съемочный процесс был изнурительным с подачи режиссера: снимали ленту в Закарпатье, где стояла жуткая пыль и невыносимая жара. Более трех месяцев группе приходилось подниматься в 5 утра и работать до поздней ночи, пока Лотяну не будет доволен кадром. Напряжения обстановке придавал и взрывной характер мастера, который обрушивался с резкой критикой и срывался на крики по каждому поводу.
Режиссерское требование правдоподобной и эмоциональной игры порой переходило все границы. Так, при съемках сцены в степи он потребовал, чтобы Григориу и Тома станцевали на листе железа, раскаленном на солнце. Эпизод стал настоящей средневековой пыткой для актеров, зато Лотяну получил нужный накал страсти и отчаяния, так необходимый ему по сюжету.
Финальная драматическая сцена, в которой Зобар убивает Раду, чуть не стоила актеру душевного здоровья. Григориу предупредили, что у партнерши под блузой будет замаскированная металлическая пластина, в которую нужно целиться ножом. Однако Лотяну не предупредил, что заложил под нее капсулу с кровью, поэтому после удара кинжалом вся съемочная группа в ужасе оцепенела.
Фильм, стоивший актерам физических и психологических испытаний, полюбился не всей публике. Многие цыганки были недовольны выбором на роль Рады женщины, не знакомой с кочевой жизнью. Однако и никто из цыганок Раду бы не сыграл: в таборе не положено вести себя так, как это показала экранная героиня. Особенно осуждали режиссера и актрису за сцену купания, где она обнажает грудь. Для советской картины это было слишком дерзко, а вот западные критики и зрители тут же прозвали Светлану Тому «секс-символом».
В картине о цыганской жизни все же снялось достаточно представителей свободолюбивого народа. Эмиль Лотяну скрупулезно искал фактурные лица и объездил весь Советский Союз в поисках оседлых цыган и настоящих кочевников. Согласившиеся на съемки цыгане стали для фильма и консультантами, и актерами, и певцами. Последнее особенно удалось, ведь кино полюбилось зрителям за яркую и зажигательную цыганскую музыку, не похожую ни на какую другую. Вместе с талантливым композитором Евгением Догой режиссер объездил огромное количество таборов, где они слушали старинные песни и собирали по фрагментам уникальную культуру. Многие музыкальные композиции были специально перепеты для фильмы цыганскими исполнителями театра «Ромэн». Интересен и факт, в свое время удививший публику: песню «Юбки нет» («Нацэ ноха») исполнила не Светлана Тома, а цыганская девочка Алена Бузылева, представительница целой солидной династии.
Жесткий и бескомпромиссный режиссер, Эмиль Лотяну буквально плакал во время монтажа картины. За время работы было снято очень много материала, которого хватило бы на целый сериал. Однако по велению руководства киностудии пленку пришлось нещадно резать.
Несмотря ни на что, результат себя оправдал, и Лотяну создал поистине выдающее кино. «Табор уходит в небо» стал одним из самых посещаемых фильмов за всю историю советской киноиндустрии. Признание международных кинокритиков и искренняя любовь нескончаемого числа зрителей, которые до сих пор считают ленту первым настоящим кино о цыганах.
Конфликты и курьезы сопровождали съемки и другой культовой ленты — комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки». Историю создания фильма ФАН рассказывал ранее.