табынская икона праздник 2021 какого числа
Башкирский край: под кровом Пресвятой Богородицы
Одна из самых загадочных икон и современные маршруты ее поисков
Матушка, о явлениях Табынской иконы Божией Матери в местности, где находится Ваш монастырь, многие верующие наслышаны. В СМИ было немало захватывающих публикаций на эту тему. Сейчас хотелось бы узнать, как в наши дни ведутся поиски святыни, по многим причинам называемой одной из самых загадочных икон. В том числе и потому, что поначалу ее считали Казанской, однако, как выяснилось, она не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.
Назначенный на Уфимскую кафедру епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (теперь митрополит), ознакомившись с историей епархии и историческими источниками, связанными со святынями Башкирии, предпринял попытку поиска некогда бывших пяти чудотворных икон епархии, в том числе и Табынской. Им были написаны письма-обращения к главе Русской Православной Церкви Заграницей и Папе Римскому. Множество писем было написано к соотечественникам, проживающим в США, Австралии, Новой Зеландии, Италии, Испании, Португалии, Канаде, то есть в те страны, где жили большие диаспоры русских и украинских эмигрантов, которые могли знать об иконе. Но отовсюду приходили отрицательные ответы. В конце 1990-х годов владыка дважды обращался в редакцию телепередачи «Жди меня», которую смотрят во многих странах. После телепередач приходили письма людей, имевших такие иконы, однако после их осмотра мы убеждались, что это дореволюционные копии.
Несколько раз владыка организовывал поездки ученых-краеведов в Китай, откуда привозили много свидетельств об иконе, но конкретно никто не назвал место ее нахождения до сего дня.
В дальнейшем по благословению владыки, подробным изучением исторических материалов по иконе и ее поискам занялся клирик монастыря протоиерей Владимир Сергеев, который встречался со схиархимандритом Серафимом (Томиным). Он был последним постриженником на Святой Горе Афон (Русский Пантелеимоновский монастырь) и находился уже на покое в Оренбурге (куда к нему приезжали за советом и молитвой из разных уголков России). Схиархимандрит Серафим настоял, чтобы и наш батюшка приехал. Отец Владимир впоследствии написал о себе в печатном труде, что, будучи настоятелем, можно сказать, лишь Табынской горы (поскольку храма на ней пока не было), он об исторических исследованиях по Табынской иконе даже не помышлял. Но после того, как побывал у старца в Оренбурге, услышал от него о дивных чудесах, происходивших от святого образа Богоматери (сам старец знал о них от великих подвижников Уфимского и Оренбургского края), вдохновленный встречей и благословением схиархимандрита Серафима, принялся за работу. И не только погрузился в кропотливые исторические исследования. Начиная с 2011 года, батюшка предпринял активные поиски святыни в Италии, поскольку в числе прочих версий была такая: икону в 1948 году вывезли из Пекина иезуиты, вероятно, по просьбе владыки Виктора (Святина), начальника последней Российской Духовной миссии в Китае, который посвятил Табынской иконе небольшой домовый храм. Также имелись свидетельства о том, что нашу святыню видели в Ватикане.
С огромным интересом я прочитала на сайте епархии рассказ отца Владимира о том, как он ездил проверять эти сведения в Рим. Затем его поиски простерлись на Флоренцию и Венецию. А на официальном сайте обители есть два Ваших рассказа о поисках святыни на других континентах – в Америке и Австралии. И батюшка, и Вы, матушка, с такими живыми – и познавательными! – подробностями описали свои впечатления, что появилось чувство, будто мы разделили с вами радость совместного путешествия. Но на след первообраза так и не удалось выйти?
Молимся, ищем. Поездка в Америку (лето 2012 года) проходила в рамках продолжающегося поиска святыни. Мы пытались зацепиться хоть за какую-то ниточку, узнав следующую информацию: в Китае икона пребывала до 1948 года, а после изгнания оттуда русских по настоянию большевиков она попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет (Вознесенский), впоследствии Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, перевез ее в Сан-Франциско, и чудотворный образ исчез. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, мы втроем – епископ Салаватский и Кумертауский Николай, я и казначея монастыря монахиня Еликонида (Короткина) – отправились в Москву, где влились в небольшую группу паломников, в основном москвичей, и полетели в Лос-Анджелес. Положила начало паломничеству поездка на Аляску, приуроченная ко дню памяти преподобного Германа Аляскинского и празднованию 200-летия Форта-Росса – первого русского поселения в Америке. Аляска, Калифорния, Аризона – мы побывали в этих трех штатах, посетили православные храмы и монастыри РПЦЗ, приняли участие в богослужениях, познакомились с достопримечательностями посещаемых нами городов. А сколько слез я пролила в Сан-Франциско в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» у нетленных мощей святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского! Всем сердцем просила: «Владыченька святый, помоги нам найти Табынскую икону!» Ведь владыка около 13 лет нес жертвенное служение в Китае. И когда коммунисты пришли к власти, он вывез свою паству сначала на Филиппины, потом в Америку. Должна сказать, что с 2000-х годов поиски Небесной Покровительницы Урала поддержал митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Кирилл. Будучи в курсе нашего поискового процесса, Его Святейшество в следующем, то есть в 2013-м году по прошению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, благословил нас поехать в Австралийско-Новозеландскую епархию РПЦЗ, куда мы отправились в том же составе.
В свое время в Новую Зеландию, расположенную к юго-востоку от Австралии, устремились представители первой волны русской эмиграции – переселенцы из Европы и беженцы из Китая. Поэтому далекая страна нас заинтересовала. В Окленде, в Воскресенском храме состоялась встреча с «самым дальним батюшкой», как назвал протоиерея Владимира Бойкова приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II – по самому отдаленному континенту, на котором только начинает возгораться свет православия. В Успенском храме австралийского города Мельбурн, где основные его прихожане – выходцы из китайских городов Шанхая, Харбина и Кульджи, бежавшие от репрессий во время «культурной революции» в стране, мне удалось пообщаться с двумя прихожанками, которые до 1965 года жили в Кульдже Синьцзянской провинции и помнят оригинал Табынской иконы в ризе. Кстати, и у проживавшего в Кульдже Виктора Павловича Метленко, потом переехавшего в Сан-Франциско, запечатлелись в памяти и сама икона в том храме, где его отец служил диаконом, и чудеса, явленные от нее. Одно из описанных им чудес – спасение урожая от страшной засухи, длившейся месяцы. После того, как у пруда был отслужен молебен с водосвятием перед принесенной чудотворной иконой, полил обильный дождь. Урожай был спасен! Живя уже в США, Метленко узнал от своих двоюродных братьев, перебравшихся в Австралию, что со святыней в Кульдже оставался отец Феодосий Солошенко, который хотел при отъезде в Советский Союз вывезти ее, но прихожане Свято-Никольского храма воспротивились этому.
Так, может, она по-прежнему находится в Китае и там ожидает своего возвращения на Родину?
У нас было намерение съездить в город Кульджа, находящийся в ста километрах от казахстанско-китайской границы, и опросить верующих людей. Но я вдруг попала на операционный стол и, можно сказать, на два месяца вышла из строя. Возникла проблема со здоровьем и у монахини Еликониды. Вот и подумалось: вероятно, нет на эту поездку благословения Пресвятой Владычицы, и Она явит Свой чудотворный образ тогда, когда Ей будет угодно. Трижды пропадала икона, и каждый раз ее появление сопровождалось мощным духовным подъемом! Не случайно мой духовный наставник приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), в свою бытность иеромонахом, написал акафист Табынской иконе Божией Матери со словами: «…всего мира Надеждо и Утешение». Не одного края, а всего мира!
«Есть смирение – есть всё»
Матушка, как владыка Иоанн стал Вашим духовным отцом?
Это дорогие для меня воспоминания, которыми я уже делилась с корреспондентами и участниками одного из вечеров памяти владыки в Санкт-Петербурге. Также они вошли в книгу «Земной ангел и небесный человек: Митрополит Иоанн (Снычев) в воспоминаниях митрополита Никона (Васюкова) и игумении Иоанны (Смолкиной)», выпущенную в 2019 году издательством «Царское дело». Но с радостью и великим чувством благодарности к своему духовнику расскажу об этом снова. Я была 13-летним подростком, когда впервые увидела владыку. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в наше село Оськино (рядом с г. Инза, Ульяновской обл.) на престольный храмовый праздник. Церковь была битком набита, а владыка стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии и игумения Варвара (Трофимова) послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня, мы стали беседовать… И по милости Божией на протяжении 15 лет до самой его кончины я у него духовно окормлялась. Всякое было с моей стороны. В том числе и обиды на духовника, которые я лелеяла в душе и только позже осознавала греховность своих желаний и всю правоту владыки, выковывавшего во мне монастырский дух.
В книге опубликовано много писем духовного наставника, адресованных мне. После небольшой преамбулы приведу два отрывочка. Когда мне в монастырской жизни приходилось предпринимать что-то серьезное, и тогда я желала узнать мнение по этому поводу духовно умудренной старицы. Бывало такое, что мне рекомендовали сделать одно, а владыка говорил другое. Как я поступала? Из двух советов выбирала тот, который для меня был легче к исполнению. Но сила молитв старца и правильного его руководства разбивали все вражьи козни. Вот что писал мне старец: «Не знаю, что и ответить тебе на твое письмо. В нем тонко проскальзывает дух самонадеянности и какого-то огорчения на духовного отца. Дай-то, Господи, чтобы матушки, познавшие монастырскую жизнь, передали тебе свой опыт и предохранили тебя от падений. Однако пренебрегать наставлением великих старцев Варсонофия, Иоанна и Дорофея не советую. Я не думаю, что ваши матушки превзошли опытом монашеской жизни опыт сих подвижников. Не пренебрегай старшими!» И далее: «Ну и глупенькая ты у меня! Неужто такая ваша монастырская жизнь, что мне не разобраться в ней и не понять ваших искушений? Мне все ясно, но я обращаю внимание на самое главное – на чистоту сердца своего чада. Если оно без грязи – я спокоен. А если нет – бью тревогу, невзирая на все трудности».
Сердце без грязи… Запоминающиеся слова. Их можно назвать емким и образным переложением шестой евангельской заповеди Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Наверное, матушка Варвара тоже ставила это во главу угла в своем мудром руководстве столь уникальной обителью?
Схиигумению Варвару, которая была моей духовной восприемницей по постригу и духовной матерью, называли всероссийской игуменией, а в духовном плане «глыбой». И это поистине так. Пользуясь огромным авторитетом среди епископата, священнослужителей, светских властей, сестер и паломников, она не превозносилась своими качествами и в беседах всегда призывала к смирению, часто повторяя: «Есть смирение – есть всё». Я благодарна матушке, что время от времени она мне давала возможность получать уроки смирения, являющиеся духовной наукой. Вспоминается такой случай. Как-то после службы матушка сделала одной из певчих замечание. Я оказалась стоящей рядом и также выразила провинившейся свое недовольство, как бы поддерживая игумению. И только потом поняла, какой дерзостью было с моей стороны, встав на уровень игумении, воспитывать сестру. Ведь сама находилась в подобного рода немощах! Заметив во мне тщеславие, матушка не замедлила сказать: «Знаешь, мать Иоанна, мы живем в монастыре, и с каждой сестрой может приключиться такое…» Так она сумела поставить меня на место, чтобы я не кичилась своей праведностью, не возносилась умом и смирялась.
Матушка имела не только богатый опыт в духовной жизни, но и обладала даром утешения людей в скорбях. Случилось так, что мой отец, находясь в командировке, попал в аварию и пострадал. Когда мне об этом сообщили, я несколько дней не могла прийти в себя – сердце разрывалось, хотелось как-то помочь. Мной овладело уныние. В такой сердечной туге я подошла к матушке и поведала ей о своей беде. Она выслушала меня и, легким шлепком по лбу коснувшись моей головы, сказала: «Не скорби! Будем за него молиться». После этого вокруг меня всё словно просветлело. Тяжесть, лежавшая на сердце, отступила. Мне по-прежнему хотелось жить и радоваться, трудиться и молиться. Вскоре по молитвам матушки и благодаря общей церковной молитве папа совершенно поправился… Воспоминания о многих этапах моей жизни и событиях в ней вызывают желание выкроить время, чтобы рассказать о реальных людях, у которых Господь судил мне учиться мудрости и смирению.
Проблема есть, но есть и надежда на ее решение
Матушка, хотя подлинник Табынской иконы Божией Матери не найден, всё же имеется немало списков, возродились и крестные ходы с особо почитаемым образом Божией Матери. Можете что-то рассказать об иконе, перед которой Вы с сестрами и прихожанами молитесь в монастырском храме, построенном в нашем веке? В храме, который паломники описывают как воздушный белый храм на горе, будто находящийся в полете?
Храм действительно красивый, вот только маленький – человек 50 в нем помещается. История, связанная с храмовой иконой, удивительна. 30 июля 1993 года в полночь в Покровском молитвенном доме поселка Красноусольский замироточила большая копия Табынской иконы Божией Матери. Ликом она была очень черная: все краски когда-то обгорели, оставив шелуху. И вдруг этот Лик наполнился благоуханным миром и напитался, как губка. Да так напитался, что внизу появились подтеки в виде струек, оканчивающихся каплями. Запах был едва уловим и напоминал свежесть весеннего леса. Ровно 40 дней продолжалось мироточение. Затем на лике появилось смутное изображение левого глаза. Через год изображение еще более проявилось: стало видно левую часть лика и правую бровь. Сейчас чудотворный список находится в нашем Табынском храме-часовне, и многие получают исцеление от масла из лампады пред ним. К этому добавлю, что на заседании Священного Синода от 27 декабря 2016 года был утвержден текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская».
А когда Вы оставили родную Пюхтицу и возглавили обитель в Башкортостане? И с какими проблемами здесь столкнулись?
Если рассказывать в хронологическом порядке, то в Пюхтицкой обители я подвизалась около 15 лет. Затем в конце 1994 года была направлена в Москву на вновь открывшееся Патриаршее подворье нашего монастыря. Но где-то года через три по благословению игумении Варвары поехала в Западную Сибирь, в город Когалым Тобольской епархии с целью создания Патриаршего подворья. Был еще один этап в моей жизни – настоятельство в Свято-Покровском женском монастыре в селе Кизильское Челябинской области. Настоятельницей Богородице-Табынского монастыря на Святых Ключах в Башкоростане я была назначена в декабре 2002 года. И основная проблема, с которой пришлось сразу столкнуться, это, если можно так выразиться, безземелье. Участочек в 13 соток, на котором расположились насельницы обители, окружен обширной территорией курорта, известного лечебными водами. Помню, как наша любимая певица Валентина Толкунова пришла ко мне взволнованная и спросила: «Матушка, да что же такое творится? Тут монастырь, а вокруг него люди в купальниках, в плавках ходят!» Позже нам добавили семь соток, но в общей сложности 20 соток – это такая малость, когда за курортной территорией имеются свободные 63 гектара земли! Что все-таки удалось сделать за минувшие годы? Огородить свою территорию железобетонной оградой. Провести воду в сестринские кельи. Дополнительно к бывшей металлической лестнице построить бетонную, ведущую на гору в храм. Также у нас появились гаражи, швейная и столярная мастерские, трапезная для паломников. Еще мы сделали малую трапезную для насельниц. В обители сейчас 25 сестер. Часть из них подвизается на Татианинском подворье монастыря в городе Стерлитамаке. Мне очень хочется дожить до того времени, когда мы получим землю и сможем приступить к полномасштабному строительству, где будут также и необходимые объекты для паломников, потому что много людей на это святое место приезжает.
Но есть какая-то надежда, что землю монастырю выделят в обозримом будущем?
Большие надежды в этом вопросе мы возлагаем на нового главу Республики Башкортостан Радия Хабирова, который, кстати, не так давно был главой городского округа Красногорск Московской области и столько православных святынь повидал! Конечно, Радий Фаритович понимает, какая великая православная святыня была явлена здесь, в Башкирии, на его родной земле, и насколько велико ее народное почитание. Вспомним одно судьбоносное событие из далекой истории. В середине XVI века башкиры добровольно присоединились к Русскому государству, получив в его лице могучего и надежного покровителя в многовековой борьбе с ногайцами, калмыками и казахами. Как пишут ученые мужи, это сделало реальным соприкосновение двух континентов – Европы и Азии, двух миров – славянского и тюркского, двух мировых религий – христианства и ислама. Хотя процесс взаимной адаптации шел непросто. Однако Господь и Матерь Божия в нем помогали, что подтверждают предания. Обратимся к одному из них. Предположительно в 1765 году на том месте, где чудотворный образ явился в первый раз (конец XVI века), три пастуха-башкира пасли скотину. Вдруг они увидели на камне икону Божией Матери и бросились ее рубить. За такое святотатство эти люди были наказаны. Они ослепли, после чего раздались рыдания: «Не уйдем отсюда, пока нас русский Бог не исцелит!» Самый молодой пастух, впоследствии принявший Крещение, молился особенно сильно и вскоре прозрел. По его молитвам прозрели и двое других. Крестившийся башкир прожил невероятно долгую жизнь – 130 лет. До конца своих дней он следовал за чудотворным ликом Богородицы. Рассказывая участникам крестных ходов о случившемся, старец говорил: «Наконец-то я узнал, как велик русский Бог!» Отец Владимир Сергеев записал свидетельство афонского постриженика схиархимандрита Серафима (Томина), что его бабушка по линии отца видела того 130-летнего старца. Ходил он босым, в одном подряснике и скуфье, а в лютые морозы спал в сугробах…
На сегодняшний день на земле Башкортостана действует девять монастырей и несколько сотен православных храмов (в 1990 году их было менее трех десятков). По словам нашего правящего архиерея митрополита Никона, почти 30 лет несущего послушание Церкви по управлению епархией, затем и митрополии в этом крае, православная и мусульманская часть населения живут как братья и сестры, потому что друг другу помогают и уважают традиции друг друга.
Матушка, в 9-ю пятницу по Пасхе совершается празднование еще одного чудотворного образа Божией Матери, тоже покинувшего Россию с эмигрантами после прихода к власти большевиков. К счастью, местонахождение иконы «Знамение» Курско-Коренная известно. Более того! Начиная с 2009 года, делегация Русской Православной Церкви Заграницей привозит ее из Америки на ее историческую родину, приурочивая это к традиционному осеннему крестному ходу. Многие тысячи верующих людей могут в эти дни поклониться одной из древнейших святынь Русской Церкви. Такую милость явил Господь!
И мы уповаем на милость Божию и со слезами просим Его Пречистую Матерь, чтобы поиски подлинника Табынской иконы увенчались успехом.
Снимки представлены из архива монастыря (на некоторых запечатлены паломнические поездки в названные страны, осуществлявшиеся в рамках поиска святыни)
Икона Богородицы Табынская
Празднование
История
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. Табынскую икону можно назвать даже сверхчудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
По легенде, имевшей хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах-провидец рассказал своему другу монаху-иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской».
Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:
Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».
Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем, пока нас русский Бог не исцелит». Самый молодой башкир из них, 14-15 лет, особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам, и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в ближайшую церковь, но утром там икону не обнаружили, а объявилась она в Вознесенском храме Табынской крепости. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и, проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9-ю пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.
Во время гражданской войны отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Источник: «История Табынской иконы Божией Матери». Протоиерей Владимир Сергеев. Издательство «Колокол» 2004 г.
Историю Табынской иконы Божией Матери сообщает Паломническая служба Уфимской епархии. О. Антоний Зимин. Покровский храм, тел. (3472)-23-57-01. Сайт Паломнической службы Уфимской епархии: ufa-palomnik.cerkov.ru. Адреса электронной почты пока нет.
Богослужения
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
27 декабря 2016 года (журнал № 127)
В 9-ю пя́тницу по Па́сце
Пра́зднование Пресвяте́й Влады́чице Богоро́дице ра́ди ико́ны Ея́,
имену́емыя «Табы́нская»
На вели́цей вече́рни
Блаже́н муж: 1-й антифо́н. На Го́споди, воззва́х: стихи́ры на 8, глас 4:
Днесь, ве́рнии, собери́теся,/ просла́вим в пе́снех Цари́цу Богоро́дицу,/ вы́сшую небе́с и всех све́тлостей со́лнечных/ и, в храм Бо́жий вше́дше,/ у́зрим о́браз дре́вле явле́нныя ико́ны Ея́,/ и от исто́чника спасе́ния окропле́ние прии́мем,/ и чудотво́рней ико́не поклони́мся,/ проще́ние прегреше́ний на́ших прося́ще,/ ми́ра ми́рови и ве́лия ми́лости.
Воззри́, Влады́чице,/ побори́ борю́щия ны,/ грехи́ на́ша презира́ющи/ и го́рькаго неве́рия рабы́ Твоя́ свобожда́ющи,/ да восста́нем в сре́тение/ и честну́ю Твою́ Табы́нскую ико́ну преднесе́м,/ всяк бо град и вся́кая весь торжеству́ет/ и обрета́ет Тобо́ю, Влады́чице, спасе́ние,/ и мы во умиле́нии покланя́емся и вопие́м:/ спаси́ ны, Пречи́стая.
Ны́не печа́ль преста́,/ ны́не ра́дость процвете́,/ лечбо́ю бо милосе́рдия Твоего́, Чи́стая, неду́ги исцеля́еши,/ лю́тыя боле́зни свобожда́еши,/ зной и вар ороша́еши,/ разсла́бленныя укрепля́еши, хромы́я возставля́еши,/ слепы́я исцеля́еши,/ те́мже хва́лим Тя:/ ра́дуйся, Влады́чице, Госпо́дь с Тобо́ю.
Я́ко крин благоуха́яй,/ яви́ся ико́на Твоя́ и́ноком честны́м,/ да́рующи Вознесе́нстей оби́тели покро́в и заступле́ние,/ и на врате́х, я́ко Врата́рница, возсия́,/ чудесы́ Свои́ми осия́вши гра́ды Уфу́ и Каза́нь,/ те́мже па́ки прииди́ к нам, Госпоже́,/ весе́лием сердца́ на́ша исполня́ющи.
Глас 5:
Я́же от ага́рян поруга́ние прия́ла еси́/ и слепото́ю оче́с на покая́ние тех подви́гла еси́,/ дарова́вши прозре́ние./ По́слежде еди́н от них в по́двизех просия́,/ хожде́нием во след ико́ны Твоея́ честны́я,/ непреста́нно славосло́вие творя́ Тебе́, Пречи́стая.
Не преста́нем велича́ти Тя, о Ма́ти!/ Я́ве бо избира́еши Ура́льский преде́л,/ имену́ющися Табы́нская,/ иде́же, хотя́щи просвети́ти заблу́ждшия,/ ше́ствием Свои́м на по́двиг ве́ры нас подвиза́еши/ и тем ве́село спаса́еши,/ честву́ющих Тя, Влады́чице.
Егда́ беззако́ннии лю́дие наводни́ша враждо́ю зе́млю на́шу/ и оскверни́ша святы́ни христиа́нския,/ тогда́, Пречи́стая Влады́чице,/ ико́на Твоя́ Табы́нская/ ну́ждею изы́де от преде́лов страны́ Ру́сския/ и по́слежде ди́вный Свой о́браз сокры́,/ благода́ть же Свою́ на исто́чники преложи́.
Сла́ва, и ны́не, глас 6:
Я́ко непроходи́мая Врата́ и Животво́рная Вода́,/ Заря́ Присносия́тельная и во тьме Негаси́мая Лампа́да,/ Боже́ственная Гора́ доброде́телей,/ Богоро́дица в ми́ре просия́./ Те́мже со умиле́нием вопие́м Ти, Пречи́стая:/ му́тныя ре́ки грехо́в на́ших изсуши́,/ озное́ныя ны струя́ми умиле́ния осени́,/ приими́ на́ша моле́ния/ и принеси́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу,/ да спасе́т Тобо́ю ду́ши на́ша.
Вход. Проки́мен дне. Чте́ния три Богоро́дицы.
На лити́и стихи́ры, глас 5:
Наста́ день пра́здника Твоего́, Пречи́стая,/ наста́ на́шея ра́дости пресве́тлый день,/ прииди́те, моля́щихся ли́цы,/ прииди́те, вси ве́рнии лю́дие,/ воспои́м от чи́стаго се́рдца Ма́терь Бо́жию/ и явле́нная чудеса́ Ея́ у горы́ Табы́нския/ благоче́стно и благогове́йно просла́вим.
Ве́лия чуде́с сла́ва/ от исто́чника Твоего́, Богоро́дице,/ Живоно́сный Исто́чник Тя показу́ет,/ вся блага́я излива́ющий,/ оби́лие же исцеле́ний источа́ет всем незави́стно,/ тре́бующим кре́пости душа́м и здра́вия телесе́м,/ сла́ною водо́ю сла́дкия благода́ти.
Сла́ва, и ны́не, глас 2:
Небе́сная врата́ и Спору́чница спасе́ния на́шего/ и ве́ры Правосла́вныя Утвержде́ние/ Ты еси́, Богоро́дице, Пречи́стая,/ Твоего́ у́бо предста́тельства ча́юще,/ во еди́н моли́твенный лик снидо́хомся, раби́ Твои́,/ и подно́жию ног Твои́х покланя́емся,/ прося́ще проще́ния и спасе́ния душа́м на́шим.
На стихо́вне стихи́ры, глас 1:
Умиле́ние серде́ц и о гресе́х покая́ние/ днесь возно́сится ко Пресвяте́й Влады́чице,/ Та бо ны́не мо́лит Христа́ Бо́га/ о спасе́нии душ на́ших.
Стих: Слы́ши, Дщи, и ви́ждь/ и приклони́ у́хо Твое́.
Вси ро́ди Тя ра́достно ублажа́ют/ и, я́ко Исто́чник Боже́ственный, велича́ют,/ те́мже, веселя́щеся, христоимени́тии вопию́т:/ благослове́нна Ты в жена́х/ и благослове́н Плод чре́ва Твоего́.
Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся/ бога́тии лю́дстии.
Вои́стину блаже́нно чре́во носи́вшее Тя, Го́споди,/ и сосца́ я́же еси́ ссал./ Нам же, соверша́ющим пра́зднество Твоея́ Пречи́стыя Ма́тере,/ младе́нцем су́щим в ве́ре,/ вмести́ти благода́ть Твою́ помози́.
Сла́ва, и ны́не, глас 5:
Ра́дуйся, Влады́чице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ Исто́чниче неисчерпа́емый благода́ти,/ при́сно источа́яй сла́дость исцеле́ний/ всем, притека́ющим к Тебе́ ве́рою/ и все упова́ние на Тя возлага́ющим.
Тропа́рь, глас 4:
Наста́ днесь пресве́тлый пра́здник,/ Пречи́стая Де́во, Влады́чице,/ честны́я Твоея́ Табы́нския ико́ны,/ я́же па́че луч со́лнечных возсия́,/ источа́ющи целе́бныя да́ры/ с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Тя бо Христо́с Помо́щницу лю́дем Свои́м дарова́/ покрыва́ти и спаса́ти от вся́кия беды́ рабы́ Своя́,/ Еди́ну Благослове́нную.
На у́трени
На Бог Госпо́дь: тропа́рь Богоро́дицы, три́жды.
По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 3:
Лю́дие благочести́вии,/ правове́рнии собо́ри христоимени́тии,/ приступи́те ве́рно вси, боже́ственному припа́дающе Бо́жия Ма́тере о́бразу,/ Та бо исцеле́ние боля́щим ра́достно подае́т,/ уязвля́ет злосло́вныя, я́ко стрела́ от лу́ка,/ нас же всех весели́т светови́дно/ и озаря́ет моли́твами Свои́ми.
Сла́ва, и ны́не, глас то́йже:
Всю Тя Бог освяти́, Де́ву До́брую и Непоро́чную в жена́х,/ проро́ки прообрази́в че́стно, иере́и благослови́в,/ во свята́я святы́х всели́,/ А́нгелом воспита́, с Небесе́ пи́щу хлеб подая́./ Сам же Преблаги́й, Единоро́дный Бог Сло́во, всели́ся в Тя/ и пло́тию про́йде из Тебе́./ Те́мже Ти покланя́емся и чтим, я́ко вои́стину су́щую Богоро́дицу.
По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 4:
Го́ру мы́сленную, доброде́телей Сень/ ду́хом дре́вле Авваку́м, богови́дно Тя усмотри́в очи́ма, пропове́даше, Пречи́стая,/ Тобо́ю бо Бог в мир прии́де во спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Сла́ва, и ны́не, глас то́йже:
Го́ру Тя ве́лию несеко́мую Дании́л ду́хом ви́де,/ явля́я чистоту́ де́вства Твоего́, Влады́чице,/ от нея́же Ка́мень отсече́ся, Бог Сло́во,/ ле́сти низлага́я и́дольския.
По полиеле́и седа́лен, глас 1:
Правове́рно чту́щих Тя/ и к Табы́нстей ико́не прибега́ющих/ и сему́ чудоде́йственному о́бразу любе́зно покланя́ющихся, о Бо́жия Ма́ти, спаси́/ и не даждь в расхище́ние супоста́том,/ ниже́ на́йдут на ны вся зла́я, я́же грехи́ на́ша угото́ваша нам,/ ниже́ беззако́ния на́ша превзы́дут на главы́ на́ша,/ но да Твоя́ ма́терняя к Бо́гу преодоле́ет за ны богоприя́тная моли́тва.
Сла́ва, и ны́не, глас то́йже:
Явле́нная Твоя́ ико́на, Богоро́дице Де́во,/ врачевство́ есть всему́ ми́ру духо́вное,/ к не́йже прибега́юще, Тебе́ покланя́емся и почита́ем,/ и лобыза́ем, и чтим, исцеле́ний благода́ть почерпа́юще от нея́,/ и неду́г теле́сных, и душе́вных страсте́й Твои́ми моли́твами свобожда́емся.
Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гласа. Проки́мен, глас 4: Помяну́ и́мя Твое́/ во вся́ком ро́де и ро́де. Стих: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́. Вся́кое дыха́ние: Ева́нгелие от Луки́, зача́ло 4.
По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6: Я́ко непроходи́мая Врата́: пи́сана на вели́цей вече́рни.
Кано́н Богоро́дицы, глас 4.
Песнь 1
Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́,/ и напо́лнятся Ду́ха,/ и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери,/ и явлю́ся, све́тло торжеству́я,/ и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.
Ра́дости испо́лнишася вси концы́ Ура́льския земли́, Пресвята́я Де́во,/ во спасе́ние бо на́ше ико́ну Твою́ яви́ла еси́ и рекла́ еси́:/ да потщи́тся бра́тия богоспаса́емыя оби́тели сея́ прия́ти Мя во храм Го́спода Моего́./ Нас же не оста́ви убо́гих,/ и да прии́мем о́браз Твой святы́й в хра́мы серде́ц на́ших, вопию́ще:/ ра́дуйся, Благода́тная.
Во он день и́нок Амвро́сий, мимоходя́ исто́чника,/ услы́ша под се́нию древе́с глаго́лы Твоя́, Богоро́дице,/ и а́бие обре́т на ве́лием ка́мени ико́ну Твою́./ Нас же сподо́би сея́ ра́дости прича́стники бы́ти,/ иму́щих Тя пред Бо́гом Хода́таицу.
Удиви́шася бра́тия Вознесе́нския оби́тели явле́нию Твоему́, Пресвята́я Де́во,/ и, со тща́нием вку́пе собра́вшеся,/ после́доваху Амвро́сию,/ и, узре́вше дре́вле пи́санную ико́ну Твою́, Богоро́дице,/ с ра́достию воспе́ша ко Го́споду, ублажа́юще Тя, я́ко Ма́терь Бо́жию./ Мы же, то́жде творя́ще во бде́нии сем,/ да улучи́м от Бо́га ми́лость и по́мощь Твою́, Влады́чице.
Ве́лие чу́до бысть во оби́тели,/ егда́ зау́тра ико́на обре́теся во врате́х./ И́ноцы же позна́вше о сем во́лю Твою́, Пречи́стая,/ я́ко Врата́рницу просла́виша Тя и храм зде созда́ша./ Нас же, я́ко юро́дивых дев, не отри́ни,/ да обря́щемся во врате́х рая́ вожделе́ннаго,/ вы́ну пою́ще Го́сподеви: Аллилу́ия.
Сла́ва: Вку́пе собра́шася бра́тия, песнь Ти воспе́ша/ и пове́даша вся бы́вшая воево́де Уфи́мскому и архиере́ю гра́да Каза́ни./ Той же, позна́в чудеса́ Твоя́, Влады́чице, повеле́ чти́ти Тя собо́рне./ Та́ко и мы ны́не весели́мся боже́ственне и в ра́дости воспева́ем Тя.
И ны́не: Па́че зла́та вся́каго блиста́ющая/ и у́тра со́лнечнаго светле́йшая,/ ра́дуйся, Врата́рнице, Жили́ще Христо́во,/ ра́дуйся, Одиги́трие, ра́дуйся, Де́во,/ ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Песнь 3
Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице,/ Живы́й и Незави́стный Исто́чниче,/ лик себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́,/ в Боже́ственней Твое́й сла́ве/ венце́в сла́вы сподо́би.
Бу́ря крамо́лы разори́ пу́стынь Твою́, Богороди́тельнице,/ но Ты, Чи́стая, сподви́гла еси́ честна́го игу́мена Евфи́мия,/ да укрепи́т бра́тию на му́ки сме́ртныя./ Нам же стоя́ние пу́стыни сея́ о́браз бысть ду́ха кре́пости и терпе́ния,/ да воздви́гнем гла́сы своя́,/ пою́ще чи́стую ве́ру Правосла́вную.
Егда́ ста́рец Ио́на возжела́ па́ки созда́ти оби́тель Твою́, Богоро́дице,/ испроси́ у царя́ Моско́вскаго повеле́ние на сие́/ и, к трудо́м труды́ приложи́в,/ воздви́же Тебе́, Пречи́стая, пу́стынь,/ да во ве́ки просла́вится и́мя Твое́ в заблу́ждших язы́цех/ и да почту́т Бо́га и́стиннаго./ Нас же в любви́ Твое́й утверди́, Ма́ти И́стины.
Гора́ разве́рзе утро́бу свою́ моли́твами Твои́ми, Чи́стая,/ и а́бие струи́ исто́чник сла́ных вод лю́дем Твои́м источи́,/ а́ки ма́нну дре́вле в пусты́ни Сина́йстей./ Нам же, Пречи́стая, низпосли́ ма́нну чуде́с Твои́х,/ да не вза́лчем во ве́ки.
Лю́дие остро́га солова́рнаго зря́ще такову́ю ми́лость Твою́,/ воздвиго́ша ико́не Твое́й це́рковь Бо́жию,/ да святы́х чи́ни че́стно Ти послу́жат/ и мирсти́и концы́ покло́нятся./ Нас же сподо́би досто́йно ублажи́ти Тя, я́ко Небе́сную Хода́таицу/ и воспева́ти песнь Твоея́ святы́ни явле́нию.
Сла́ва: Ве́дущи, Блага́я Ма́ти,/ я́ко оби́тель разоре́на и́мать бы́ти вконе́ц,/ извести́ бра́тии о се́м,/ ти́и же, любо́вию Бо́жиею окриля́еми,/ восхоте́ша венцы́ му́ченическия прия́ти./ И нас сподо́би, Пречи́стая, венцы́ небе́сныя улучи́ти.
И ны́не: Днесь торжеству́ет Небе́сное во́инство и́ноков пу́стыни/ и похваля́ет злату́ю Тя Ста́мну, и Жезл, и Трапе́зу, Пречи́стая Де́во./ Да глас их, Одиги́трие, е́же ра́дуйся,/ Тебе́ со а́нгелы вку́пе вопие́т.
Седа́лен, глас 8:
Иде́же прославля́ется свято́е и́мя Обра́дованныя Богоро́дицы,/ та́мо вся́ческих благи́х исто́чницы пролива́ются./ Почти́м же, лю́дие, в чистоте́ ико́ну Де́вы Богоро́дицы/ и Тоя́ Боже́ственнаго Сы́на, Христа́ Бо́га на́шего,/ и лобыза́им и прославля́ем Ю́ со стра́хом и тре́петом, зову́ще:/ ра́дуйся, ми́лости Сокро́вище многоце́нное.
Сла́ва, и ны́не:
Ты еси́ Похвала́ страстоте́рпцев,/ Ты еси́ Наде́жда преподо́бных,/ Ты еси́ Утеше́ние всего́ ми́ра,/ и на Тя спасе́ние на́ше возложи́хом вси./ Одожди́ гре́шным рабо́м Твои́м душеспаси́тельныя Твоя́ ми́лости.
Песнь 4
Ирмо́с: Седя́й в сла́ве, на Престо́ле Бо́жества,/ во о́блаце ле́гце,/ прии́де Иису́с Пребоже́ственный/ Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия:/ сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.
По вре́мени о́браз Твой Табы́нский па́ки во тьме возсия́,/ ве́чер во у́тро восхо́да зари́ претвори́./ Ны́не же на́ша моли́твы приими́, Честне́йшая,/ и святу́ю ико́ну Твою́ нам па́ки яви́, Присноблаже́нная.
Си́лою вра́жиею ожесточе́ни ага́ряне бы́вше,/ воста́ша на сла́ву Госпо́дню и Де́вы боже́ственный лик уязви́ша./ Ты же, Влады́чице, о́чный мрак наложи́вши,/ сим просвети́ла еси́ нечести́вых люде́й./ Те́мже, грехо́вную мглу потребля́ющи,/ сподо́би и нас пе́ти сла́ву Пречи́стаго о́браза Твоего́ второ́му явле́нию.
Хва́лим, благослови́м ми́лости Твоя́, Богоро́дице,/ я́ко прозре́ние да́руеши нечести́вому о́троку./ Сей, покая́нием и́стовым я́ко Савл прозре́в,/ и́де во след ико́ны Твоея́./ Нас же, гре́шных, во сре́тение Твое́ приими́/ и к Бо́гу благоутро́бному моле́ния принеси́,/ пою́щих Тя во вся ве́ки.
Вои́стину испове́дуем,/ я́ко Ты, ели́ка хо́щеши, вся у Сы́на Своего́ испроси́ти мо́жеши,/ Ма́ти бо еси́ Его́,/ те́мже моли́твами Твои́ми и проще́ние ага́ряном у Бо́га испроси́ла еси́./ Нас же, в горды́ни и за́висти су́щих, в покая́нии приими́/ и в ра́зум и́стины призови́.
Сла́ва: Лю́дие Бо́жии вельми́ чудя́хуся явле́нней ико́не Твое́й, Влады́чице,/ и, я́ко богооте́ц Дави́д, скака́ше игра́я,/ та́кожде и ти́и, в ра́дости лику́юще,/ о́браз Засту́пницы с че́стию и пе́нием в весь Богоявле́нскую принесо́ша./ Нас же, собра́вшихся в пра́здник сей, Де́во Пречи́стая, благослови́.
И ны́не: Недове́домая Глубино́, Высото́ Неизсле́димая,/ Реко́ Неисчерпа́емая, целе́бную во́ду точа́щая,/ слепы́м бо зре́ние дае́ши, глухи́м слы́шание,/ хромы́м и рассла́бленным хожде́ние/ и всем, су́щим в неду́зех, безме́рное исцеле́ние.
Песнь 5
Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая/ о Боже́ственней сла́ве Твое́й:/ Ты бо, Неискусобра́чная Де́во,/ име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га/ и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на,/ всем воспева́ющим Тя/ мир подава́ющая.
Весь Табы́нская ве́лиим ликова́нием испо́лнися, егда́ ико́ну Обра́дованныя обре́те/ и напо́лнися храм Госпо́день сла́вы Ея́,/ прише́дшии же язы́цы возда́ша хвалу́ Го́споду и Пречи́стей Роди́тельнице./ Нас же обра́дуй, Блага́я, благоче́стно воспева́ющих Тя.
Ага́ряне восклица́ху и вельми́ поя́ху:/ вели́к Бог христиа́нский,/ и и́стины позна́ние сни́де на еди́наго от них,/ и́же, прие́м ве́ру Правосла́вную,/ мно́жицею потруди́ся во спасе́ние свое́./ Нас же сподо́би по́двигом до́брым тече́ние соверши́ти/ и ве́чнаго живота́ дости́гнути.
Басурма́н вели́кое мно́жество ополчи́шася на Табы́нскую весь./ Лю́дие же Бо́жии, наде́жду на по́мощь Твою́ возложи́вше,/ проти́ву супоста́тов идо́ша/ и на ме́сте явле́ния о́браза Твоего́ си́лу вра́жию одоле́ша,/ те́мже и в па́мять заступле́ния Твоего́, Богоро́дице,/ сотвори́ша крестохожде́ние и ико́ны чудотво́рныя водруже́ние.
Егда́ Усо́льстии лю́дие ико́ну Твою́ в храм свой принесо́ша,/ Ты, Пречи́стая Ма́ти, хоте́нию их воспрети́ла еси́/ и па́ки в Табы́нстем хра́ме обрела́ся еси́./ Возврати́ и нас, вла́ющихся по распу́тием ми́ра сего́, на путь и́стины, Свята́я Одиги́трие,/ и Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути сподо́би.
Сла́ва: Сия́ние благода́ти чу́дное бысть по всей Табы́нстей земли́,/ я́ко созда́ша христолюби́вии лю́дие из ка́мене це́рковь Твою́/ и воззва́ша вся окре́стныя ве́си на восхвале́ние чуде́с Твои́х./ Нас же, прише́дших на торжество́ сие́, приими́/ и пра́здника ра́ди ду́ши возвесели́.
И ны́не: Ка́я Ти есть досто́йная похвала́,/ сию́ ли на́ше принесе́т коне́чное неможе́ние?/ Я́ко явле́нием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, светоза́рное нам возсия́ со́лнце,/ пресла́вных чуде́с лучи́ испуска́я и тьмы лю́тых обстояний отгоня́я/ свяще́нными Твои́ми, Влады́чице, предста́тельствы.
Песнь 6
Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е/ соверша́юще пра́зднество,/ богому́дрии, Богома́тере,/ прииди́те, рука́ми воспле́щим,/ от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.
Зной и бездо́ждие бысть Уфи́мстей земли́,/ но тще́тно моля́хуся ве́рнии,/ излия́ся бо гнев Госпо́день за беззако́ния,/ оба́че ико́на Твоя́, Преблага́я, принесе́ одожде́ние ги́бнущим зла́ком./ На́ша же изсо́хшия ду́ши одожди́ росо́ю благода́ти Твоея́,/ да произрасти́м кла́сы доброде́телей и спасе́ние у́зрим.
Егда́ бысть мор сме́ртный во всех уде́лех на́ших,/ лю́дие гра́да Стерлитама́ка наде́жду на Тя, Влады́чице, возложи́ша/ и, по́мощь от Тебе́ улучи́вше,/ в па́мять о сем на вся́ко ле́то хожде́ние с ико́ною Твое́ю устро́иша,/ восхваля́юще Тя, Преблагослове́нная.
Та́же Оренбу́рг град одержи́мь бе лю́таго мо́ра наше́ствием/ и ве́лия скорбь обы́де та́мо живу́щих./ Ты же, Пречи́стая, повеле́ла еси́ святи́телю Анто́нию прия́ти ико́ну Твою́,/ и, егда́ сие́ сотвори́, боле́зни сме́ртныя отступи́ша./ Мы же, чудя́щеся чудеси́ сему́, вопие́м Ти:/ покры́й и нас честны́м Твои́м омофо́ром.
Егда́ сла́ва Пречи́стыя умно́жися,/ бысть повеле́ние царе́во, во е́же почти́ти Богома́терь ле́тным крестохожде́нием/ во вся концы́ Ура́льския земли́./ Та́ко и мы творя́ще, при́сно помина́ем Твоя́ чудеса́, Всеблага́я.
Сла́ва: Ми́ра Засту́пнице, Ма́ти Всепе́тая, ве́рных Твои́х похвало́!/ Не оста́ви нас си́рых и убо́гих рабо́в Твои́х,/ но присно пребу́ди с на́ми.
И ны́не: Ра́дуйся, Цари́це,/ люде́й правосла́вных и во́инств христолюби́вых Сла́во, Покро́ве и Прибе́жище./ Ра́дуйся, Чу́до чуде́с, Одиги́трие на́ша,/ ве́сей и градо́в Утвержде́ние.
Конда́к, глас 8:
Взбра́нной Воево́де ро́да христиа́нскаго/ и страны́ на́шея изве́стней Изба́вительнице,/ хвале́бныя пе́сни принесе́м, ве́рнии, Де́ве, Влады́чице Богоро́дице./ Ты же, я́ко иму́щая милосе́рдие неизрече́нное,/ от вся́ких нас ско́рбных обстоя́ний свободи́, да с любо́вию зове́м Ти:/ ра́дуйся, всего́ ми́ра Наде́ждо и Утеше́ние, Похвало́ Табы́нская.
И́кос:
Смысл очи́стивше и ум, притеце́м к Богоро́дице,/ све́тло пе́сньми ублажа́юще Ю́,/ и пречестну́ю ико́ну Ея́ Табы́нскую просла́вим и почти́м,/ припа́дающе, поклони́мся Ей,/ посрамля́ет бо не чту́щия Ю́,/ избавля́ет же от вели́ких бед и зол благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́, зову́щия:/ ра́дуйся, Похвало́ Табы́нская.
Песнь 7
Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии/ па́че Созда́вшаго,/ но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше,/ ра́довахуся, поюще:/ препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог, благослове́н еси́.
Сла́ва Табы́нския ико́ны Твоея́, Пречи́стая, возсия́ в Верхнеура́льстем гра́де,/ те́мже мно́жество люди́й, срета́юще ико́ну Твою́,/ преложи́ша неве́рие в позна́ние и́стиннаго Бо́га/ и в па́мять о сем утверди́ша ка́мень ве́лий на высо́цей горе́./ Научи́ и нас, Богоневе́сто, па́мятовати чудеса́ Твоя́/ и воспева́ти препе́таго отце́в Го́спода и Бо́га.
Ны́не ра́дуется Сиби́рская земля́,/ достиго́ша бо ю́ вели́чия Твоя́, Богома́ти,/ лику́ет Челя́бинск град, с ни́мже гра́ды Тюме́нь и Кустана́й,/ прие́млюще Табы́нскую ико́ну Твою́, Пречи́стая,/ неоску́дно бо де́йство благода́ти Твоея́,/ е́юже соверша́еши вели́кая и пресла́вная чудеса́/ во спасе́ние всех и просвеще́ние.
Град Ура́льск ерети́ческим злове́рием одержи́мь бе,/ егда́ же сре́те о́браз Твой, Пречи́стая,/ ко́зни вра́жия а́бие разруши́шася,/ лю́дие же, ви́девше ми́лости быва́емыя, во след Тебе́ теча́ху/ и ве́ру Правосла́вную, ра́дующеся, прославля́ху.
Егда́ христолюби́вии во́ини земли́ Оренбу́ргския имя́ху ико́ну Твою́ в полце́ свое́м,/ тогда́ ве́лию кре́пость и си́лу обрета́ху на враги́ своя́,/ орды́ бо неве́рныя покори́ша/ и де́рзости их низложи́ша.
Сла́ва: Пово́лжстей земли́ то́чиши благода́ть незави́стную, Влады́чице,/ прише́ствием Твои́м в Сара́тов град,/ ико́на бо Твоя́ Табы́нская де́монов по́лчища отгоня́ет/ и ду́ши заблу́ждших просвеща́ет./ Мы же любе́зно покланя́емся и лобыза́ем ю́/ и Тя, Богоро́дице, велича́ем.
И ны́не: Всяк, прибега́яй к покро́ву Твоему́, Чи́стая,/ не отхо́дит тощь и не услы́шан,/ Ты бо, я́ко Ма́ти и́стиннаго Живота́,/ отча́янных ве́лие Прибе́жище и обурева́емых ти́хое Приста́нище./ Приими́ и нас, призыва́ющих Тя на по́мощь, Всепе́тая Влады́чице.
Песнь 8
Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́/ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ есть,/ то́гда у́бо образу́емое,/ ны́не же де́йствуемое,/ вселе́нную всю воздвиза́ет пе́ти Тебе́:/ Го́спода по́йте, дела́,/ и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
Егда́ лю́тая годи́на пости́же зе́млю Ру́сскую и яви́шася безбо́жнии лю́дие,/ тогда́ бысть всему́ Ура́льскому кра́ю ве́лие возмуще́ние:/ Бо́жия бо хра́мы разори́ша,/ святы́ни оскверни́ша и крестохожде́ния с ико́ною упраздни́ша./ Мы же мо́лим Тя, Влады́чице:/ испроси́ у Сы́на Твоего́ грехо́в оте́ц на́ших оставле́ние.
Печа́лующися о стране́ на́шей Ру́сстей, Влады́чице,/ и не хотя́щи ико́ною Твое́ю оста́вити ну́ждею преде́лы земли́ ея́,/ ста́ла еси́ недви́жно у Аму́ра реки́, несо́мая гони́мыми христолюби́выми во́ины./ Ве́рнии же лю́дие со святи́тели Мефо́дием и Не́стором сле́зно моля́хуся,/ да не оста́виши их си́рых во стране́ Кита́йстей,/ но да и́деши с ни́ми, по́мощь Свою́ подаю́щи.
Удиви́шася кита́йстии наро́ди, зря́ще чудеса́ от ико́ны Твоея́ быва́емая,/ те́мже, во храм Твой притека́юще, креще́ние приима́ху./ Мы же, ве́дуще сие́, прославля́ем Тя и Сы́на Твоего́, зову́ще:/ Го́спода по́йте, дела́,/ и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
Австрали́йская земля́ велича́ет Тя, Пречи́стая,/ слы́шащи о ди́вных чудесе́х Твои́х,/ Ты бо, любо́вию Свое́ю всех объе́млющи и благода́тию исполня́ющи, науча́еши пе́ти:/ Го́спода по́йте, дела́,/ и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
Сла́ва: Всяк язы́к, творя́й беззако́ние, лиша́емь святы́нь свои́х быва́ет,/ та́ко сокры́та есть от нас и Табы́нская ико́на Твоя́, Богома́ти, тайноде́йствием Бо́жиим,/ мы же, гре́шнии, в покая́нии те́пле мо́лим Тя:/ прииди́ к нам си́рым и уте́ши ны.
И ны́не: Ум а́нгельский и челове́ческий ужаса́ется, Влады́чице,/ ка́ко Младе́нца Безле́тна ражда́еши,/ ка́ко Сы́на Бо́жия на руку́ Твое́ю но́сиши,/ Его́же трепе́щут Го́рния си́лы, вопию́ще:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,/ Богоро́дицею поми́луй нас.
Песнь 9
Ирмо́с: Всяк земноро́дный/ да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь,/ да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́,/ почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере,/ и да вопие́т:/ ра́дуйся, Всеблаже́нная, Богоро́дице,/ Чи́стая Присноде́во.
Ме́рзость запусте́ния на ме́сте святе́м быва́ше,/ егда́ исто́чницы сла́нии во враче́бницу преложе́ни бы́ша,/ оба́че Ты, Богоро́дице, неве́рствующих чуде́сным Твои́м страхова́нием изгнала́ еси́,/ да позна́ют вели́чия Твоя́, Богоневе́сто.
Возскорбе́ша христолюби́вии лю́дие,/ егда́ беззако́нницы храм, стоя́й на исто́чницех сла́ных, разори́ша/ и ме́сто свято́е в запусте́ние приведо́ша,/ оба́че до конца́ ми́лость от рабо́в Твою́ не отврати́ла еси́, Влады́чице, / и еди́ножды в ле́то струи́ водны́я в пеще́ре подае́ши, а́ки сле́зы точа́щи.
Се вре́мя благоприя́тное, се ны́не день спасе́ния наста́ в Ру́сстей земли́!/ Хра́мы Бо́жии открыва́хуся, оби́тели святы́я возражда́хуся/ и на горе́ Табы́нстей храм чу́дный Пречи́стей Богоро́дице воздви́гнут бысть,/ и́ноцы же, зде собра́вшеся, моли́тву о ми́ре возсыла́ют/ и сла́ву Бо́гу воспева́ют, та́ко изво́лившему.
Па́ки Благослове́нная Влады́чица излива́ет чудеса́ на рабы́ Своя́, я́коже пре́жде,/ та́ко и ны́не ми́лостию исполня́ет,/ мироточе́ние творя́щи от о́браза Своего́,/ к нему́же притека́ют вси, чту́щии Ю́,/ улуча́юще поле́зная ко спасе́нию.
Сла́ва: Ве́лия сла́ва Твоя́, Богома́ти, на исто́чницех сла́ных яви́ся,/ егда́ стека́хуся лю́дие возда́ти благодаре́ние Ти:/ тя́жко неду́гующих бо исцеля́еши,/ ма́терем детородя́щим ско́рое разреше́ние да́руеши,/ ожесточе́нно вражду́ющим неча́янное примире́ние подае́ши,/ сопру́жных в единомы́слии и любви́ сохраня́еши,/ Ра́дость бо Ты еси́ и́стинная.
И ны́не: Прииди́те, ве́рнии,/ чи́стым се́рдцем возвели́чим Пречи́стыя Ма́тере Бо́га на́шего чу́дную ико́ну Табы́нскую/ и Боже́ственнаго Младе́нца, Спа́са Христа́,/ Его́же, яко Ро́ждшая, на руку́ носи́вши/ и ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щи,/ непреста́нно мо́лит за ны/ и подае́т рабо́м Свои́м бога́тыя ми́лости.
Свети́лен:
Да почти́тся Всепе́тая Ма́терь Бо́жия,/ ра́йских двере́й Отверзе́ние,/ всего́ ми́ра Очище́ние/ и к жи́зни нетле́нней Возведе́ние,/ я́ко Жизнь Су́щую ро́ждшая, Христа́ Бо́га на́шего,/ Сей бо есть проро́ком глаго́лавый, Тому́ поклони́мся,/ я́ко Бо́гу и Спа́су душ на́ших.
Сла́ва, и ны́не, то́йже.
На хвали́тех стихи́ры, глас 4:
Целому́дрия су́щи Хода́таица,/ призыва́ющим Тя ны́не яви́ся/ и от вся́ких изба́ви напа́стей и бед,/ Богоневе́сто Пречи́стая.
Неискусому́жно ро́ждши Го́спода,/ яви́ся по Рождестве́ па́ки де́вствующи:/ о, пресла́внаго чудесе́,/ в Тебе́ соде́ланнаго, Богоневе́сто!
Приими́, Отрокови́це Пречи́стая, Боже́ственную песнь,/ даю́щая благода́ть на Тя наде́ющимся,/ и мир испроси́ земли́ Ру́сстей при́сно посла́ти,/ да христиа́нский всяк язы́к Тя велича́ет.
Мно́гая Твоя́ щедро́ты ми́лостивно нас спаса́ют,/ еди́на Богома́ти,/ от грехо́внаго суда́ и разли́чных напа́стей,/ Ты бо, ро́ждши Бо́га, ми́луеши мир Его́.
Сла́ва, и ны́не, глас 2:
Ти́хое приста́нище/ оби́тель Твоя́ Табы́нская, Богоневе́сто,/ яви́ся всем притека́ющим,/ иму́щи в себе́ пречестну́ю Твою́ ико́ну,/ всем неоску́дно благода́ть подаю́щую.
Славосло́вие вели́кое. И отпу́ст.